Доклад про отчество 5 класс

Обновлено: 18.05.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Между живущих людей безымянным никто не бывает

Вовсе, в минуту рождения каждый, и низкий и знатный,

Имя свое от родителей в сладостный дар получает…

Каждый человек при рождении получает имя. Сами мы имён не выбираем, это делают наши родители. Но узнать, каково происхождение имени, историю имени, толкование своего имени, наверное, интересно любому человеку. Ведь разнообразие как женских, так и мужских имён огромно. Какие-то имена имеют старинные корни, в этом случае происхождение имени связано с древней историей, а какие-то имена образовались совсем недавно и насчитывают всего десятилетия. Но какое бы ни было имя, оно имеет своё толкование, имеет своё происхождение и своё значение.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

выяснить значение, происхождение и частотность употребления имен собственных учащихся параллели 5-х классов.

познакомиться с литературой по данной теме;

выяснить значение и происхождения имен собственных учащихся 5-х классов;

выявить наиболее популярные и редкие имена собственные среди мальчиков и девочек;

проанализировать анкетные данные опроса детей и их родителей о выборе имени для их ребёнка.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Имена учащихся 5а, 5б, 5в классов МКОУ СОШ № 105 Купинского района

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Значение, происхождение и частотность употребления имен в параллели 5 классов.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:

учащиеся параллели 5 классов.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ:

работа с литературой;

поиск информации в сети Интернет;

анкетирование учащихся и их родителей.

II . Основная часть.

1. Выбор имени на Руси

Имена из животного и растительного мира (Волк, Кот, Щука, Ерш, Заяц, Орел, Орех, Трава);

Имена по порядку рождения (Первуша, Перва, Вторак, Третьяк);

Имена, которые давались по внешнему виду (Черныш, Чернавка, Мал);

Имена богов и богинь (Лада, Ярило);

Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян, Добр, Смеяна, Умник);

Имена по времени рождения (Зим, Вешняк);

Имена, отражающие профессию (Шуба, Ложка, Пушка);

Большая группа имен – имена, состоящие их двух корней (Святополк – святой полк, священное воинство, Владимир – владеющий миром, Радогост – рад гостям, гостеприимный, Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).

До Октябрьской революции 1917 года официальное имя человеку могла давать только церковь. Однако сразу после этого события все ограничения были сняты, и воображение граждан СССР разыгралось не на шутку. Очень скоро родились маленькие Кимы (Коммунистический Интернационал Молодежи), Донары (дочь народа), Вилены и Владлены (от Владимир Ильич Ленин), появились и такие женские имена, как Сталина, Индустриализация и Энергия, подрастали Трудомиры (труд+ мир), Военморы (мальчики, названные в честь военно-морского флота). Этот список можно продолжать ещё долго.

2. Аналитическая справка

В параллели 5-х классов обучается 61 человек, из них 33 мальчика и 28 девочек.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

6.Обект и предмет исследования

Основная часть ………………………5 - 6

2. История возникновения имен

Практическая часть…………………..7 - 9

2.Значение и происхождение имен учащихся 5Б кл

3.Статистика отдела Руднянского ЗАГСа

Источники информации…………………. 12

Приложения…………………………. 13 - 19 .

Имена, имена, имена -

В нашей жизни звучат не случайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна.

Имя человеку даётся с рождения. Он его не выбирает, за него это делают другие. Нам очень хочется узнать, историю происхождения и значение имён.

расширить знания об истории происхождения и значения имен.

- как появились имена людей;

- как наши родители выбрали нам имена;

- что означают наши имена;

- какие имена учащихся нашего класса были самыми популярными и самыми редкими в 2003,2004 и 2005 гг.

Углубить знания о происхождении своих имен и их значении.

6.Объект и предмет исследования:

Объект исследования – учащиеся 5А,Б 6А,В и 8А,Б классов.

Предмет исследования – имена учащихся 5А,Б 6А,В и 8А,Б классов.

соответствуют ли наши имена их значениям.

- поиск информации в Интернете;

- посещение Руднянского ЗАГСа;

Основная часть

Может ли человек жить без имени? Этот вопрос вызовет у вас только улыбку! А как же тогда различать людей? Как к ним обращаться? У многих народов, в том числе у русских, данное в детстве имя сохраняется за человеком всю жизнь. У каждого имени есть своя история происхождения.

Каждый человек при рождении получает имя. Сами мы имён не выбираем, это делают наши родители. Но узнать, каково происхождение имени, историю имени, толкование своего имени, наверное, интересно любому человеку. Ведь разнообразие как женских, так и мужских имён огромно. Какие-то из них имеют старинные корни, в этом случае происхождение имени связано с древней историей, а какие-то образовались совсем недавно, и насчитывают всего десятилетия. Но, какое бы не было имя, оно имеет своё толкование, имеет своё происхождение и своё значение. И перед тем как перейти к конкретным толкованиям имён, имеет смысл сделать небольшой экскурс в историю, чтобы лучше понять происхождение имён, которые нас окружают.

Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.

Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.

2.История возникновения имен

Имена людей - это часть истории народов. В них отражается все, что окружает человека: быт, вера, художественное творчество, исторические связи между народами. В начале нашей работы над проектом нам удалось выяснить, что существует несколько этапов в истории имен.

До появления христианства на Руси для наречения младенцев использовались древнерусские самобытные имена. По традиции имена отражали черты характера и особенности человека, например, Умник, Хитр, Добр, Молчан, Кудряш. Иногда сыновей в семье называли в порядке очередности их появления на свет, к примеру: Первый, Второй, Третьяк, Меньшак, Старшой и др. Некоторые имена обозначали род деятельности или профессию, например, Селянин, Мукомол и др.

С принятием христианства имена закреплялись в специальных церковных календарях. Так с определенной датой рождения были связаны определенные церковные имена, например Анастасия, Пётр, Дмитрий, Кирилл.

В советское время было популярно образовывать новые имена, отражающие события в стране. Это были очень необычные имена, например Идея, Октябрина или Искра. Иногда такие имена звучали довольно несуразно, как например девочка с именем Артиллерийская Академия. Однако некоторые имена настолько понравились, что они существуют и по сей день, например, Лилия, Нинель, Тимур, Спартак и другие.

Практическая часть

Следующим этапом проекта стало проведение анкетирования учащихся средней школы №2 г.Рудни, 5А, 5Б, 6А, 6В, 8А, 8Б. Было опрошено 125 человек. Мы задавали следующие вопросы: Что означает твое имя? Знаете ли вы, кто вас так назвал? В честь кого назвали? Кто хотел бы поменять своё имя? На какое? И знаете ли вы когда ваши именины ( День ангела )?

Оказалось, что из ста двадцати пяти человек всего 68 знают значение своего имени, и лишь 44 ученика смогли ответить, почему их так назвали, и в честь кого.

Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное. Изучение имени человека - это весьма познавательный и увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным. Приступив к изучению данной темы, мы решили следовать следующему плану:
1Собрать информацию о значении и происхождении имен учащихся 5Б кл.

2.Выявить самые редкие и часто встречающиеся имена среди учащихся среднего звена средней школы №2 г.Рудни.

Расставим наши имена в соответствии с алфавитном порядком:
А- Анна, Александра, Алина, Алексей, Артем.

В- Валерия, Виктория ( 2 ).

Д – Дарья ( 2 ), Дмитрий.

Е – Егор, Екатерина.

И – Игорь, Илья ( 2 ), Иван.

К – Кирилл, Константин.

М – Михаил, Максим.

Т – Татьяна, Тимофей.

Самые популярные в классе женские имена – Виктория и Дарья. Девочек с таким именем насчитывается по 2е.
Самые популярные мужские имена – Николай и Илья, их носят по два человека. Остальные имена носят по одному человеку.

Довольно странно для нас было узнать, что самыми редкими оказались в среднем звене нашей школы такие имена, как Татьяна, Андрей, Михаил, Константин, Игорь, Марина, Ирина. Оказалось, что в нашем классе например, учится единственная во всех этих классах Татьяна и Валерия. Также редкими оказались необычные имена, такие как Марк, Тина, Снежана, Лада, Тимур, Диана, Карапет, Эдмонд, Алико.

В своем классе мы провели опрос и выяснили, что только 5 из 26-ти названы в честь родственников, 1 учащаяся в честь известной певицы, 1 учащаяся в честь Екатерины II , остальные имена были выбраны родителями согласно личным предпочтениям.

Имя человеку даётся один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь. Записанное в официальные документы, оно становится его личным названием. Мы привыкаем считать своё имя самым близким нам словом родного языка и своеобразным синонимом нашей собственной личности.
Однако многие не знают смысла имён и даже не задумываются над ним. Каждый из нас скажет своё имя, но не каждый сможет объяснить своё значение.
В самом деле, есть ли какой смысл в словах, которые являются нашими именами?
Личные имена имеют не только смысл, но и свою историю. Они, как и другие слова, рождаются человеческой фантазией, расцветают, стареют и умирают, исчезая из языка народа, который был их творцом.
Наречение младенцев именем во все времена рассматривалось как один из важнейших ритуалов, обеспечивающий человеку в будущем благоденствие, здоровье, удачу (или, напротив, ведущий к неудачам и болезням). К имени относились как оберег, а к самой процедуре выбора имени как к гаданию, попытке выгадать ребёнку лучшую долю. На этой почве у разных народов сложились разные традиции и разные традиции и системы табу, связанные с именами. Давая ребёнку имя в честь того или иного святого, люди предполагают, во-первых, что характер их сына или дочери будет напоминать личные особенности этого праведника (т.е. своего рода образец для подражания); а во-вторых, что этот святой станет небесным заступником-молитвенником перед Богом именно для этого ребёнка. Имя должно быть красивым и звучным, не очень длинным и легко произносимым, хорошо сочетающимся с фамилией и отчеством. Необыкновенные истории случаются всегда только с людьми, чьи имена произносятся трудно.
Давно ли люди начали обращать внимание на роль имени в судьбе ребёнка? Кажется, это началось с того момента, как человек начал осознавать себя как разумное существо.

Затем мы решили посетить Руднянский отдел ЗАГСа и выяснить, какие имена были самыми популярными и самыми редкими у детей 2003, 2004 и 2005 года рождения, которые учатся в нашем классе.

Редкие женские имена: Татьяна.

Наиболее часто встречающиеся : Дарья, Алина, Екатерина, Анна, Виктория, Валерия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Как появилась моя фамилия, имя и отчество Подготовила: Белоцерковская Виктори.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Как появилась моя фамилия, имя и отчество Подготовила: Белоцерковская Виктори.

Как появилась моя фамилия, имя и отчество Подготовила: Белоцерковская Виктория Станиславовна 5 А класс МБОУ СОШ №6 Тайна фамилии много расскажет, Чью-то судьбу непременно предскажет. Смысл фамилий знать нужно давно, Тайну укрыть никому не дано!


При рождении каждый человек получает имя и фамилию. Имена нам выбирают наши.

При рождении каждый человек получает имя и фамилию. Имена нам выбирают наши родители, фамилия же передаётся от старшего поколения, то есть от родителей, младшему поколению, то есть детям. Поэтому вопрос о происхождении фамилии, об истории фамилии очень важен для каждого человека. Ведь история происхождения фамилии может поведать нам тайны фамилий, может рассказать, что скрыто за той или иной фамилией, какова история фамилии, когда она была образована и как распространялась.

Фамилия Белоцерковский образована от названия Белая церковь. Белая Церковь (.

Фамилия Белоцерковский образована от названия Белая церковь. Белая Церковь (укр. Бiла Церква) — город областного значения в Киевской области Украины, административный центр Белоцерковского района. Расположен примерно в 80 км от Киева на реке Рось. Согласно этому, можно предположить, что основатель рода Белоцерковских когда-то проживал в этом городе. Город Белая Церковь был основан в 1032 году киевским князем Ярославом Мудрым и назывался Юрьев (от православного имени Ярослава Мудрого — Юрий, данного ему при крещении). В 1240 году, во время монголо-татарского нашествия был уничтожен, от города осталась только руины церкви, около которой снова возродился город. С 1363 в составе Великого Княжества Литовского, с 1569 город перешёл к Польше. В 1651 здесь был подписан договор между Польшей и восставшими украинскими казаками под предводительством Богдана Хмельницкого. В конце XVI века город получил магдебургское право. В 1712 году город снова возвращается в состав Польши. В 1774 году последний польский король Станислав Август передает город в дар коронному гетману Франциску-Ксаверию Браницкому.


Фамилия Белоцерковская Городская Святость Церковь Чистота Мудрость

Фамилия Белоцерковская Городская Святость Церковь Чистота Мудрость

Что означает имя Виктория и откуда оно появилось — это имя имеет латинские к.

Что означает имя Виктория и откуда оно появилось — это имя имеет латинские корни и в переводе означает победа. Это имя носили богини и королевы, оно звучит величественно и имеет гордое значение. Она красива и обаятельна, умеет подать себя в лучшем свете и произвести нужное впечатление, при этом сама она не обращает на это внимание и больше любит, когда ценят ее способности. Она трудолюбива и добросовестно выполняет свои обязанности, но не умеет планировать свою деятельность, ей проще решать проблемы по мере поступления и быть спонтанной, чем думать заранее. Ей нравится творчество и у нее есть хорошие способности к нему, но оно принесет ей радость только в том случае, когда результат объективно видим.Ей нравится получать результаты своего труда, чувствовать свою ответственность и причастность к чему-то важному, видеть, что ее работа ценится. А вот карьера и достижение высот ее не особенно увлекает, она работает для себя, из собственного интереса. Виктория эмоциональна , она не стесняется выражать свои эмоции, которые возникают у нее по мельчайшему поводу. А вот рассказывать о своих чувствах она не любит. Скрывает нежелательные эмоции, часто окружающие может видеть лишь одну ее сторону.

Имя Виктория Красота Творчество Гордость Обаяние Трудолюбие Важность Победа

Имя Виктория Красота Творчество Гордость Обаяние Трудолюбие Важность Победа

Отчество передается от отца к детям. Станиславовна смеется над жизненными тру.

Отчество передается от отца к детям. Станиславовна смеется над жизненными трудностями, что создает впечатление безответственности и легкомыслия. Но это только видимость. Очень хорошо знает, чего хочет, а еще лучше — чего не хочет. Насторожена во всем, что касается собственного успеха и благополучия. В стремлении к собственному счастью Станиславовна , преодолевает все препятствия на своем пути к цели. Щедра, делится всем.

Отчество Станиславовна Целеустремленность Мудрость Легкость Настороженность

Отчество Станиславовна Целеустремленность Мудрость Легкость Настороженность

Отчество Станиславовна Я Легкость Мудрость Целеустремленность Настороженност.

Отчество Станиславовна Я Легкость Мудрость Целеустремленность Настороженность Имя Виктория Красота Важность Гордость Победа Творчество Трудолюбие Обаяние Фамилия Белоцерковская Городская Мудрость Святость Церковь Чистота Я = творческая, целеустремленная, умная девочка, стремящаяся к победе во всем.

Каждая фамилия – тайна. Тайна фамилии иногда заключается в слове, от которого.

Каждая фамилия – тайна. Тайна фамилии иногда заключается в слове, от которого образована, или в месте где такая фамилия упоминается, или в конкретном человеке, владевшим этой фамилией. Тайну эту разгадать не просто, но мое расследование, Я НАДЕЮСЬ, поможет вам найти правильное толкование фамилии, расскажет о происхождении фамилии, и истории ее формирования

Щелкунова Наталья Викторовна

Проанализировав работы ученых-лингвистов в области науки ономастики, выяснить как произошли фамилии, имена и отчества учеников моего класса.

1.Выяснить, что представляет собой наука об именах и какой вклад в науку вложили ученые-лингвисты.

2.Рассмотреть антропонимику как науку и выяснить, какие известны работы ученых-лингвистов в области антропонимики.

3.Выяснить, как произошли фамилии, имена и отчества.

4.Проанализировать развитие обычая выбора фамилий, имен и отчеств.

5.Исследовать группы фамилий.

6.Проанализировать самые популярные имена, выяснить, имена какого происхождения имеют наибольшее количество.

7.Разделить обычаи применения отчеств на соответствующие эры.

8.Выяснить значение фамилий, имен и отчеств учеников моего класса.

9.Проведя социальный опрос, выяснить, что значит наука ономастика для учащихся моего класса.

Объект исследования – появление и происхождение фамилий, имен, отчеств. .
Предмет исследования: фамилии , имена, отчества учащихся 9 А класса.

Гипотеза исследования: знание способов образования фамилий, имен, отчеств позволяет лучше узнать историю своей семьи, историю своей страны .

  1. Работа с текстом энциклопедий, словарей.
  2. Работа с текстом сайтов из сети Интернет.
  3. Исследование происхождения фамилий, имен, отчеств.
  4. Анкетирование одноклассников.

Данный проект позволяет обратиться к истокам возникновения фамилий, имен, отчеств, повысить интерес к истории своей семьи, страны. своего рода. Имена собственные представляют интерес, с одной стороны, как объект научных исследований в различных областях знаний, с другой, - как проблема выбора имени для каждого конкретного человека.
Исследование происхождения фамилий, имен, отчеств, их историй может вывести к родоначальнику целой династии, географическому месту, где проживали Ваши предки, их профессиям. Следовательно, тему проекта можно считать актуальной.

ВложениеРазмер
meteleva_o._9a_proekt_po_russkomu_yazyku.docx 126.62 КБ

Предварительный просмотр:

Происхождение фамилии, имени и отчества людей

г. Вязьмы Смоленской области

Руководитель: Щелкунова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 2

г. Вязьмы Смоленской области

I.Введение. Актуальность выбора темы. Формулировка цели и задач.

1.Ономастика – раздел лингвистики.

2.Деятельность ученых в области ономастики.

4.Антропонимика как раздел ономастики.

5.Деятельность ученых-лингвистов в области антропонимики.

III.История возникновения фамилий, имён и отчеств людей.

1.История возникновения фамилий.

2.История возникновения имён.

3.История возникновения отчеств.

IV.Исследование происхождения фамилий, имён и отчеств учеников моего класса.

VI.Заключение. Итоги исследований, выводы.

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси…

Звучат, как музыка, как стих,

Вглядись, и ты увидишь в них

I.Введение. Актуальность выбора темы. Формулировка цели и задач.

Проанализировав работы ученых-лингвистов в области науки ономастики, выяснить как произошли фамилии, имена и отчества учеников моего класса.

1.Выяснить, что представляет собой наука об именах и какой вклад в науку вложили ученые-лингвисты.

2.Рассмотреть антропонимику как науку и выяснить, какие известны работы ученых-лингвистов в области антропонимики.

3.Выяснить, как произошли фамилии, имена и отчества.

4.Проанализировать развитие обычая выбора фамилий, имен и отчеств.

5.Исследовать группы фамилий.

6.Проанализировать самые популярные имена, выяснить, имена какого происхождения имеют наибольшее количество.

7.Разделить обычаи применения отчеств на соответствующие эры.

8.Выяснить значение фамилий, имен и отчеств учеников моего класса.

9.Проведя социальный опрос, выяснить, что значит наука ономастика для учащихся моего класса.

Объект исследования – появление и происхождение фамилий, имен, отчеств. .
Предмет исследования: фамилии , имена, отчества учащихся 9 А класса.

Гипотеза исследования: знание способов образования фамилий, имен, отчеств позволяет лучше узнать историю своей семьи, историю своей страны .

  1. Работа с текстом энциклопедий, словарей.
  2. Работа с текстом сайтов из сети Интернет.
  3. Исследование происхождения фамилий, имен, отчеств.
  4. Анкетирование одноклассников.

Данный проект позволяет обратиться к истокам возникновения фамилий, имен, отчеств, повысить интерес к истории своей семьи, страны. своего рода. Имена собственные представляют интерес, с одной стороны, как объект научных исследований в различных областях знаний, с другой, - как проблема выбора имени для каждого конкретного человека.
Исследование происхождения фамилий, имен, отчеств, их историй может вывести к родоначальнику целой династии, географическому месту, где проживали Ваши предки, их профессиям. Следовательно, тему проекта можно считать актуальной.

В современном русском языке существуют сотни тысяч нарицательных слов, обозначающих предметы и их свойства, явления природы и другие реалии нашей жизни. Кроме них существует и другой, особый мир слов, выполняющих функцию выделения, индивидуализации и представляющих собой разнообразные имена и названия.

Сегодня имена собственные изучают представители самых разнообразных наук (лингвисты, географы, историки, этнографы, психологи, литературоведы). Однако в первую очередь собственные имена пристально исследуются лингвистами.

Ономастика (от греч. «onomastikys” – искусство давать имена) – раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения.

Ономастика относится к лингвистическим дисциплинам, так как для изучения собственных имён нужны, прежде всего, познания в области языка. Тем не менее, специалист по ономастике должен быть человеком универсальных познаний: он должен хорошо разбираться в географии, археологии, этнографии. Всё это и делает ономастику одной из самых увлекательных наук, а предмет ее изучения – мир собственных имён –объектом неослабевающего и необъяснимого интереса людей разных лет, профессий, национальностей.

В современной ономастической науке, опирающейся на материалистическую диалектику, дающую общее направление научных поисков, используются следующие исследовательские методы: описательный, исторический, сравнительно-сопоставительный, ареальный, семиотический, стилистический, лингвопсихологический, статистический.

2.Деятельность ученых-лингвистов в области ономастики.

Ономастика является одним из научных направлений сектора прикладного языкознания Института языкознания РАН. Именно здесь работала классик российской ономастики, автор многочисленных монографий, словарей и справочников по собственным именам – Александра Васильевна Суперанская, заложившая основы изучения личных имен в России, воспитавшая не одно поколение аспирантов и докторантов.

Наука ономастика имеет несколько направлений: топонимика, космонимика, астронимика, зоонимика, хрематонимика, теонимика, карабонимика, эргонимика, прагмонимика, антропонимика.

Антропонимика – исследует собственные имена людей (Борис Николаевич Ельцин, Иван Калита). Антропонимика разграничивает народные и канонические личные имена, а также различные формы одного имени: литературные и диалектные, официальные и неофициальные. Каждый этнос в каждую эпоху имеет свой антропонимикон - реестр личных имен. Совокупность антропонимов называется антропонимией.

4.Антропонимика как раздел ономастики.

Наука антропонимика изучает информацию, которую может нести имя: характеристику человеческих качеств, связь лица с отцом, родом, семьей, информацию о национальности, роде занятий, происхождении из какой-либо местности, сословия, касты.

5.Деятельность ученых-лингвистов в области антропонимики.

Ценный вклад в познание истории русских имен внесли академик А. И. Соболевский и член-корреспондент АН СССР А. М. Селищев.

Разработкой основных вопросов антропонимики занимались В.Д.Бондалетов, Н.А.Баскаков, С.И.Зинин, Ю. А. Карпенко, И. А. Кюршунова, В. Н. Михайлов, А.А.Реформатский, В. П. Морошкин, Н. А. Петровский, Е. Н. Полякова [Елена Николаевна Полякова], А.М.Селищев, С. Н. Смольников, А.В.Суперанская, О.Н.Трубачёв, Н.М.Тупиков, Ю. И. Чайкина [Юлия Ивановна Чайкина], В.К.Чичагов, Л.В.Успенский. Российская антропонимика в 1980-90-е годы XX века пополнилась работами И.М.Ганжиной, М.В.Горбаневского,Ю. А. Карпенко, И. А. Королёва, Т. Н. Кондратьевой, В. А. Никонова, Н. Н. Парфёновой, Н. В. Подольской, Б.О.Унбегауна, Н. К. Фролова. В последние десятилетия российских учёных интересуют вопросы становления региональной антропонимики. Только введение в научный оборот множества текстов различных территорий нашей страны, включающих значительное количество личных имён и фамилий, поможет представить реальную картину формирования антропонимической системы в целом.

III.История возникновения фамилий, имён и отчеств людей.

1.История возникновения фамилий.

В старину, однако, таких вопросов не возникало, потому что фамилий у людей не было. И все-таки надо было их как-то отличать одного от другого, одних имен было недостаточно, и они часто совпадали.

На бытовом уровне этот вопрос решался просто: каждому человеку придумывали прозвище, или прозвание. Они-то и служили тогда фамилиями.

Но случалось, что и бояре получали фамилии по своим старым прозвищам. Так, жил когда-то в XIV веке боярин Григорий по прозвищу Пушка. Неизвестно, за что он получил такое прозвище. Может быть, за громкий голос, который напоминал пушечный выстрел, а может быть, он имел какое-то отношение к военной технике. Но что бы за этим ни стояло, а только его прозвище перешло в фамилию, которая через несколько поколений досталась великому поэту Александру Сергеевичу Пушкину, потомку боярина Григория Пушки.

Позже, уже в XVI-XVIII веках, начали получать фамилии и дворяне. Здесь уже было больше разнообразия, потому что дворянское звание зачастую присваивалось за особые заслуги перед государством и среди дворян случались люди совсем не знатного происхождения, у которых не было своих земельных владений. Так что дворяне получали свои фамилии по имени отца или матери, например, Степанов, Дмитриев, Ефросиньин, иногда они придумывали сами себе какую-нибудь благородную фамилию, бывало, что ее им жаловал царь вместе с дворянским званием. Случалось, что дворяне также получали свои фамилии по своим старым прозвищам. Конечно, их старались сделать более благозвучными, и появились дворянские семьи по фамилии Дурново, Чернаго, Хитрово, Рыжаго и т.д.

Потом уже, в XVIII-XIX веках, наступила очередь торговых и служилых людей. Они, как правило, получали фамилии по названиям тех мест, откуда были родом. Так появились фамилии Астраханцев, Москвитинов, Москвин, Вологжанин и т.п.

Так по очереди получали фамилии все сословия России. Когда же дошла очередь до самого многочисленного слоя населения — крестьян (а это произошло уже в XIX веке), то здесь уже применялись самые разные способы образования фамилий: и по имени отца и матери (Иванов, Петров, Марьин и т.п.), и по названию ремесла или промысла, которым занимался глава семейства (Плотников, Столяров и т.п.), и по уличному прозвищу (Худяков, Кривоносое, Рыжов)…

Часто бывало и так, что крестьяне брали себе фамилии по именам и фамилиям тех помещиков, у которых служили или кого знали. Известна ситуация, когда во время очередной переписи населения крестьяне нынешнего Пушкиногорского района Псковской области, затрудняясь назвать свои фамилии (кто-то забыл, а у кого-то ее и не было), называли себя по фамилии своего знаменитого земляка и его друзей, которые к нему приезжали или о которых они слышали. Таким образом, здесь до настоящего времени — живут семейства Пушкиных, Пущиных, Языковых…

Самые распространенные русские фамилии:

По своему значению и происхождению фамилии можно разделить на несколько групп. Ниже представлена таблица (таблица 1), в которой представлены группы фамилий и фамилии, им соответствующие.

По имени отца или матери.

Иванов, Николаев, Алексеев, Марьин и т.д.

Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ предков.

Кузнецов, Плотников, Мельников и т.д.

По чертам характера

Балаболкин, Жуликов, Жужжалова и т.д.

По внешним особенностям

Носов, Ухов, Худяков и т.д.

Фамилии, образованные от названия птиц.

Лебедев, Воронин, Орлов и т.д.

Фамилии, образованные от названия животных.

Козлов, Зайцев, Медведев и т.д.

По месту проживания

Тверской, Новгородцев, Мещеряков и т.д.

Таблица1. Группы фамилий.

До появления христианства на Руси для наречения младенцев использовались древнерусские самобытные имена. По традиции имена отражали черты характера и особенности человека, например, Умник, Хитр, Добр, Храбр, Молчан, Косой, Красава, Кудряш, Черняк, Хромой, Беляй. Иногда сыновей в семье называли в порядке очередности их появления на свет, к примеру: Первый, Второй, Третьяк, Меньшак, Старшой и др. Некоторые имена обозначали род деятельности или профессию, например, Селянин, Кожемяка и др. В древности такие особенности в присвоении имен были у многих народов. Так, индейцы тоже подмечали особенности людей и отражали их в именах: Хитрая Лиса, Орлиный глаз и пр.

Привычное для нас именование людей по формуле - фамилия, имя, отчество - было введено в начале XVIII века до 1917 г. Тогда же были согласованы списки имен, которые можно выбрать для ребенка, так же появились псевдонимы. В советское время было популярно образовывать новые имена, отражающие события в стране. Это были очень необычные имена, которые носили в основном девочки. Согласитесь, не каждый день встретишь женщину с именем Идея, Октябрина или Искра. Иногда такие имена звучали довольно несуразно, как, например, девочка с именем Артиллерийская Академия. Однако некоторые имена настолько понравились, что они существуют и по сей день: Лилия, Нинель (Ленин, только наоборот), Тимур, Спартак и т.д.

Русские личные имена в самом начале исторического (письменного) периода в результате принятия Русью христианства в 10 веке начали заменяться христианскими именами греческого происхождения. Оттеснённые на второй план, славянские русские имена ещё долгое время существовали в быту русского народа, сначала в качестве личных имён, постепенно переходя затем на положение прозвищ, т.е. вторых, бытовых, имён , в употреблении не обязательных.

В таблице 2 представлены 30 самых популярных женских имён в 2017-2018 году и их происхождение. Из них 12 имён греческого происхождения, 5 – еврейского, 9 – латинского, 4 – славянского.

Таблица 2.Самые популярные женские имена в 2017-2018 году.

Рассмотрев диаграмму на рисунке 1 можно сделать вывод о том, что из представленных выше имён преобладают имена греческого происхождения

( они составляют 40%), наименьшее число имён имеют славянское происхождение (они составляют 14%).

В таблице 3 представлены 10 наиболее популярных мужских имён на момент 2017-2018 года. Из них 5 имён греческого происхождения, 4 – еврейского, 1 – латинского.

Таблица 3.Самые популярные мужские имена в 2017-2018 году.

Проанализировав данные таблицы 3, на рис.2 представлена диаграмма , которая отражает преобладание происхождения мужских имён.

Исходя из этой диаграммы можно сделать вывод о том, что наибольшее количество мужских имён имеет греческое происхождение (они составляют 50%), наименьшее – латинское происхождение ( они составляют 10%); имена еврейского происхождения составляют 40% от всего количества имён.

3 .История возникновения отчеств.

В основном отчества образовывались от имени отца. Отец - был кормильцем и главой семьи. Однако, бывали случаи образования отчества и от имени матери : Павел Настасьич , Иван Ефросиньевич. В настоящее время все отчества образуются только от имени отца.

Со временем обычаи применения отчеств менялись, менялись обычаи изменений окончаний отчеств. Поэтому обычаи применения отчеств можно разделить на несколько эр:

V.После революции 1917 года было узаконено использование отчеств независимо от социального положения.

IV.Исследование происхождения фамилий, имён и отчеств учеников моего класса.

Исследовательская работа моего проекта представлена анализом происхождения фамилий, имён и отчеств учеников моего класса.

Я провела анализ происхождения фамилий учеников моего класса.

В таблице 4 представлены фамилии учеников моего класса, их значение и группы образования фамилий:

Читайте также: