Массовая уникальность глобальный вызов в борьбе за таланты доклад

Обновлено: 19.05.2024

Комментарии 52

Когда наверху брат-сват, выходец из спецслужбы, но не специалист-хозяйственник, то все его подчиненные, по его мнению, недостаточно квалифицированы. А правда в том, что это он - не специалист и не способен оптимально наладить работу. Проблема в управлении.

Когда наверху брат-сват, выходец из спецслужбы, но не специалист-хозяйственник, то все его подчиненные, по его мнению, недостаточно квалифицированы. А правда в том, что это он - не специалист и не способен оптимально наладить работу. Проблема в управлении.

вот, чувствует слово чьего-то свата. типа не трогайте меня, я тут хорошо устроился, а вы сами выпутывайтесь.

наши работодатели порой сами не знают чего хотят. Поэтому кадры у них всегда будут недостаточной квалификации.
А еще многим "руководителям" нужна не работа а комфорт.

Все они прекрасно знают, ваши работодатели.
Люди с достаточной квалификацией есть в любой отрасли. Им просто не хотят платить. Так что все эти жалобы "нет специалистов" и поиск глубинных философских причин на марсе - чушь абсолютная.
Они хотят, юных, наивных с горящими глазами - знакомая фраза (?) - потому что их можно эксплуатировать, платить копейки, вешать лапшу и выжимать все соки.
Когда такие юные взрослеют, набираются опыта, умнеют, они превращаются в людей с "избыточной квалификацией" и оказываются в той самой "кадровой яме" или как там)) Потому что "брать" или "держать" не выгодно - им ведь надо платить! А можно снова взять с горящими глазами.
Вот и весь российский ребус. Именно россиийский. Никак не "капиталистиеская действительность" "Европы или США".
Ислючения ничтожны в процентном отношении к количеству "трудовой силы" в стране.

это уже не проблема в управлении, а проблема в результатах - половина трудящихся помрет от ненадобности, а платить не за что. и чему учиться школьникам и родителям - неудачникам? Если половина работников в стране - лузеры?

У Лихачева по Вашей теории все в порядке, он два года поработал после института радиоинженером Горьковского научно-исследовательского приборостроительного института. А потом ВЛКСМ, где и познакомился с Кириенко. И . жизнь удалась!

Пример: Я учился в КАИ на 4 факе, меня на 2 курсе срезал препод ЗВМ по вышке (точно не буду называть), упорно топил, пришлось перейти на другой фак. И вот по прошествии 15 лет я работаю по той специальности, кем хотел изначально стать. Самучкой, знания подтвердил на исп сроке. Так вот не знай что там в у вас за доклад))))

К тому же перевод с английского какой-то кривой, не отражающий и "букву" фразы ни её смысл.
Правильный перевод это "несовпадение квалификации" (с должностью). Как-то так.

А,ну вот,оказывается не они плохие управленцы и "эффективные менеджеры", а мы не такие. Вот оказывается в чем дело было, а то я уж было начал нервничать

Как в песне:
"Поганенький у нас народ. Коварный — просто страсть.
Ему бы все наоборот — не так, как хочет власть."

где-то так. Куча выпускников разных ВУЗов вместо того что бы идти в профессию которую получили, идут продавать, поскольку никто им не заплатит по профессии нормальные деньги. 2-3 года проработают в продажах, можно считать что нет у них диплома.
А в своей профессии они будут получать отдачу только лет через 5, когда станут профессионалами, при условии что ещё эти 5 лет будут самостоятельно развиваться. И в этом им никто помогать не будет. Поскольку ни одно коммерческое предприятие не задумывается о взращивании кадров и их преемственности, а тупо ищут на рынке уже готовых профессионалов, которых не так уж и много (для этого нужно самостоятельно развиваться несмотря на текущую зарплату), у нас и сваливается все это в квалификационную яму.
Даже то предприятие на котором вырос работник и знает работника и его качества, не готово в дальнейшем повысить ему зарплату до нормального уровня, типа "мы из тебя сделали профессионала, а ты уходишь", несмотря на то что платили ему низкую зарплату все время, пока он рос самостоятельно.
И так везде. Пока ты не собрался уходить, ты никому не нужен.

Если чувствует, что вас недооценивают - и на другой работе лучше оценят ваш вклад в работу - уходите на другую работу.

Правильно! А потом на твое место берут человека, нового, с зарплатой в 2 раза выше, потому что на твою зарплату никто не идет. Вместо того, чтобы твоб поднять раза в 1,5 и избежать проблем с обучение нового чела, вхождением в курс дела и т.д.

выход из этой ситуации уже найден-идёт дифференциация (мельчание) организаций , вначале выпускник ВУЗа декларирует себя на рынке как специалист затем он становится им ,при этом социальная ответственность за ним (по ходу дела избавляется от сентиментов-обрастает коркой).


Если так, то весьма могла быть востребована услуга тестирования и рекомендаций.
Тестировать человека, изучать всесторонне его скромности и навыки и рекомендовать ему учиться в определенном направлении, чтобы быть эффективным.

Если я правильно понимаю, то есть специалист, который этим целенаправленно занимается - карьерный консультант. Также есть возможность пройти тесты онлайн на профориентацию. Вероятно кому-нибудь они окажутся полезными.

С низкой квалификацией работников- понятно, а с избыточной? Низкая квалификация девочек в отделе кадров, или самодурство некомпетентных руководителей?

Убили Советское образование. Убили Советскую Систему роста кадров, когда директора завода буквально готовили из низов.
А сейчас слушаешь очередного "нащальника" и видно что человек не в теме. Общие фразы.

Некорректно сравнивать с тем, что валовый национальный продукт нужно подсчитывать с учетом того,что не осталось союзных республик.Пропорцию нужно измерять количеством миллионеров и миллиардеров:там где убыло-в другом месте прибыло,где кому то очень плохо(а плохо практически всем)кому то очень хорошо.И количеством новых промышленных предприятий равных нулю.Официально у нас все в порядке-почаще смотрите зомбоящик: там умело к нулю прибавляют нуль в итоге жизнь прекрасна,а в карманах пусто.Правы те кто говорит,что отечественное,лучше китайской,но в разы хуже европейских-это касается оборудования,особенно механики и электроники.Что еще хреново-изменилось отношение к труду:там где платят копейки,идет тихий саботаж-отработал рабочий смену и хрен на всех."Не работает агрегат-ну не работает,зачем мне его делать если мне от этого не прибавится,вот заметит начальник сделаю,а нет на ..й нужно!"На нынешних предприятиях нет мотивации к труду-работает схема: кнута(без пряника)Такой подход добьет остатки советской еще промышленности,где новые руководители-молодые холеные"мененджеры"(не нюхавшие производство),эксплуатируют остатки советской ответственности,но при этом совершенно не доверяют рабочим.Сейчас наблюдается кадровый голод-молодые не хотят пахать на потрепаных"галерах" прошлого столетия, которые дышат на ладан.Правда тем, кто загребает в карманы-наплевать,они готовы заменить(и заменяют профессиональный состав на безропотных азиатов).А когда не доверяют своим-это и есть начало и продолжение конца.

На производстве рабочие совершают трудовые подвиги(хорошо бы так же еще и за свои права боролись),иногда с риском для жизни тем самым лотая промахи некомпетентных руководителей и морально устаревшее оборудование, которое до сих пор еще работает с прошлого века.Нынешним работодателям выгодно меньше вложив-больше взять,но страдают и получают увечья конкретные люди и травмы оформляются как бытовые.Они вместо нормального агрегата,который бы заменил десять человек, будут эксплуатировать дешевую рабочую силу,но когда нибудь старые кадры уйдут(которые знают где какая заплата и где какую пимпочку нажать) и пришедшим новым кадрам придется очень туго, ибо нового модернизированного производства они не увидят,а будут разбираться со старыми заплатками.Сегодня пожилые рабочие мечтают дотянуть до пенсии,ибо работа для многих превратилась в каторгу.А работодатели вместо улучшения условий рабочих сознательно их запугивают и к сожалению в руководители больше назначают стукачей и моральном отношении совершенно пустых исполнителей для которых люди просто мусор.То что мы видим -это рабовладельческий строй на последней стадии.
v

не убили образование, а заново создали возможность увеличивать эксплуатацию, заставляя работать больше часов при четырехдневной неделе. право на 8 часовой день исчезает, остается трудится и умирать. но в Китае зарплата уже 800-1000 баксов, а тут 200 - в итоге квалификацию за 200 баксов невозможно продать за 1000 баксов. конечная цель - сословное общество с дворянами, и неспособными к обучению рабочими. квалифицированный потребитель должен стать глупым

Согласно докладу, в России число таких работников составляет 33,9 млн человек.

Как отмечается в докладе, проблема так называемой "кадровой ямы" является одной из главных проблем на рынке труда. По словам гендиректора "Росатома" Алексея Лихачева, современные технологии, искусственный интеллект, роботы и интернет оставляют без работы миллион человек, лишь усугубляя ситуацию.

По данным авторов доклада, только в 2017 году мировой ВВП недосчитался из-за этой проблемы пяти триллионов долларов. При этом, отмечают эксперты, в ближайшее десятилетие качественный переход к "новому типу социального контракта" способен повысить валовый внутренний продукт в разных странах на 0,5%-2% в год.


— Судя по официальным данным Минтруда, в последние дни наметилась тенденция к росту безработицы. Как оценивают ситуацию на рынке труда специалисты вашей компании?

— У нас очень большая страна и, соответственно, очень разная ситуация с безработицей в разных регионах. Одно дело — Москва, где безработицы нет. Нет вообще.

Что значит её нет? Это значит, что любой человек, который хотел бы найти работу по специальности, за разумные сроки эту работу найти может. Это не значит, что он найдёт её на ту зарплату, которую хочет, но это значит, что по абсолютно любой специальности работу можно найти.

При этом есть большое количество компаний, которые работают в конкурентных отраслях, например, всё, что касается информационных технологий, где не только безработицы нет, там дичайший кадровый голод. Найти на рынке практически никого невозможно уже давно. Все компании вкладывают огромные средства в обучение людей, которых недоучили в вузе.

Есть депрессивные регионы, где если ты потерял по каким-то причинам работу по специальности, то у тебя нет ни малейшего шанса когда-нибудь найти её в этом регионе. И единственный способ сохранить себя в специальности — это переезд в другой регион: в более крупный или в мегаполисы вроде Москвы, Питера, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга.

Либо надо полностью менять сферу деятельности. Но менять её некуда, потому что в этой сфере деятельности кто-то тоже потерял работу и никогда её найти не сможет. Это касается в первую очередь большинства моногородов, которых у нас около 300.


— По мнению ряда экспертов, цифровая революция в ближайшие 5–7 лет может полностью изменить структуру рынка труда. Действительно ли рынок меняется столь кардинально?

Поясню. Блокчейн позволяет в тот момент, когда мы покупаем буханку хлеба и проводим карточкой, заплатить налоги. И варианта уйти от налогов в таком случае просто нет. Продал — заплатил. Налоговой инспекции не надо приходить проверять компании. У налоговой в момент совершения любой транзакции уже всё есть. Поэтому те бухгалтеры, которым сейчас 50 лет, до пенсии, наверное, доработают. Но надеяться на повышение зарплат в этой сфере у обычных бухгалтеров — нулевая вероятность, поскольку всё равно кадры, работающие на первичке, будут высвобождаться. Уже высвобождаются.

На рынок будет выходить всё больше людей, которые имеют навыки работы бухгалтером и больше никем, а работы для них с каждым годом будет всё меньше. Соответственно, у молодёжи, которая сегодня осваивает профессию бухгалтера, доработать в ней до пенсии шансов нет.


— Тогда возникает вопрос: куда идти учиться? Какие специальности, профессии имеют перспективу?

— Перспективных специальностей не существует. Идти учиться перспективным специальностям — это странная и бесполезная вещь.

Все рейтинги самых востребованных профессий, которые мы часто видим в прессе, к реальности не имеют отношения. Нам нужны и юристы, и программисты, и водители. Мы можем разбираться внутри программистов, какие из них наиболее востребованы сегодня, и какие из дворников более востребованы сегодня, и так далее. Поэтому будут востребованы все, и бухгалтеры в том числе, ещё долго.

Есть некоторые всплески к начинающим бурно развиваться отраслям, специальностям, где люди (подчеркну: на какой-то период, как правило, очень недолгий, в исторических масштабах — 5–10 лет) начинают получать высокие или сверхвысокие относительно других зарплаты. Просто потому, что этих людей мало, а темы модные. Пресловутый блокчейн и криптовалюты.

Тут есть два варианта. Если есть какое-то математическое образование, то это достаточно простые с точки зрения алгоритма технологии. Ты говоришь, что разбираешься в блокчейне, и можешь получить зарплату в два раза больше относительно той, которую бы получал, если бы сказал, что не разбираешься. Потому что много кто хочет, но мало кто понимает из тех, кто готов вкладывать в это деньги. А дальше либо за 2—3 месяца ты разбираешься с тем, что такое блокчейн, либо тебя с позором вышибут. Но ты уже чуть-чуть прокачался и снова со строчкой в резюме и с повышением зарплаты идёшь дальше изучать, что такое блокчейн.

Это циклами происходит. Пена взбивается, и в ней появляется огромное количество людей, которые ничего не умеют, но умеют себя продавать на рынке. Они действительно получают очень высокие, причём незаслуженно, зарплаты. Они 10 лет в шоколаде, но сходит пена, и у них начинаются проблемы.

Мой совет — всегда отправлять ребёнка учиться туда, к чему у ребёнка лежит душа. Там он в любом случае будет опережать тех, кто пошёл учиться на то же самое, но душа к этому не лежит.


— О профориентации сейчас говорят очень много, принимают программы. Как подготовить человека к выбору профессии?

— Последние 15 лет Superjob везде говорил: ужасно, что у нас отсутствует государственная программа профориентации. Она нужна. Она нужна в школах, вузах, иначе дети после школы делают неправильный выбор, после вузов ребята не понимают, куда им идти. 60% населения, которое получило высшее образование, никогда в жизни не работали по специальности, полученной в вузе. Это зря потраченное время, бюджетные или родительские деньги. Ни это время, ни деньги никогда не вернутся.

Наша компания делает огромную работу самостоятельно, потому что мы поняли: надо не говорить, а делать. Только за последние три года наши эксперты провели больше 500 мероприятий в школах, колледжах, вузах. Мы разработали собственную методологию профориентации для школ и для вузов, но она не про профессии.

Мы считаем, что профориентировать на какую-то определённую специальность ещё в школе неправильно: мы можем не туда сбить мозги. А в вузе человек уже поступил на какую-то специальность, значит, его надо на что-то другое ориентировать.

Наши методологии — это soft-skills: мы учим людей ориентироваться в жизни. Мы учим понимать, что такое рынок труда, как на нём делать выбор, как правильно выстраивается карьера, какие этапы есть в поиске работы, в выборе своего пути (если говорить о школьниках), правильного работодателя (если говорить о выпускниках вузов), что такое резюме, собеседование. То есть те навыки, которые понадобятся любому при поиске работы. Мозги у детей включаются очень хорошо, они начинают по-новому смотреть на жизнь.

И вдруг в восьмом классе человек начинает понимать, что кроме завтрака и каких-то развлечений, есть ещё одежда, которую родители покупают. И она стоит денег. Он знал об этом, но не задумывался, что на это надо заработать. Что есть квартплата, лекарства, транспорт и т.д. Есть структура расходов — примерно восемь позиций, — на которую уходит примерно 99% семейного бюджета.

Мы даём домашнее задание: посчитать, во сколько же дорогой ребёнок реально обходится маме с папой. То есть посчитать долю затрат на него в структуре семейного бюджета. Потому что столько понадобится, чтобы не помереть с голоду, если папы с мамой завтра не будет.

На самом деле даже папа с мамой не знают этого. Никто не задумывался об этом. Живём как живём. Такой менталитет у нас.

Эти методологии нами разработаны, работают очень хорошо. Мы сейчас идём в школы, вузы, начинаем это внедрять. Кстати, буквально на днях президент Владимир Путин решил ежегодно выделять 1 миллиард рублей на профориентацию.

Я вышел на парадоксальную мысль (про себя прежде всего), что когда кто-то говорит, что он гуманитарий, он просто говорит, что ему в школе не повезло с учителем математики. Те, кому повезло, они универсальны. А нам надо как-то оправдаться, что корень квадратный вычислить не можем. На самом деле, не было человека, который бы объяснил, в чём кайф математики.

Но поскольку человек есть homo sapiens, то есть социальные установки, которые человек (не каждый) получает в семье, а потом в младшей школе, на постоянное обучение. Как правило, эти установки надо не давать, а просто не мешать им. Задача — не убить в ребёнке почемучку. Тогда она сохраняется во взрослом возрасте и позволяет развиваться.

Надо менять квалификационные требования, переворачивать эту квалификационную пирамиду. Если не убить почемучку до 12 лет (условно), то дальше он сам справится. Придёт пешком в Москву, как Ломоносов, отгуляет своё, тестостерон отбушует, он возьмётся за книжки, потому что самому захочется. А если убить, то не возьмётся, потому что навыки не выработаны.

Слава богу, что появляется понимание этого. Появляются экспериментальные школы, да и в обычных школах, где грамотные директора, наступает понимание того, как должно быть на самом деле.


— Некоторое время назад президент страны заявил, что в России не хватает хорошо подготовленных специалистов рабочих профессий. По данным вашей компании, насколько эта проблема серьёзна?

Стажировки есть фактически во всех регионах России, и, что немаловажно, зачастую они ещё и оплачиваются.


— Востребованность специалистов какого звена сейчас наиболее актуальна на рынке? Среднее, топ-менеджеры?

— Топ-менеджеры всегда востребованы более, чем кто-либо, их всегда не хватает. Востребованы мотивированные специалисты и обученные. Если у человека уровень квалификации выше среднего в своей отрасли, он всегда находит работу очень быстро. Если средний или ниже, то — тяжелее и дольше.

Высокий уровень берётся из постоянного обучения, впитывания чего-то нового, чего-то на стыке. Например, IT + медицина.


— По каким критериям можно определить реальную квалификацию специалиста?

С топ-менеджерами сложнее. Иногда он успевает принести крупной корпорации миллиардные убытки, прежде чем становится понятна ошибка. Такой человек может очень быстро угробить крупную компанию. Никто от этого не застрахован.

Задача каждого руководителя — в первую очередь работа с людьми, своими подчинёнными, а потом всё остальное.


— На что должен обращать внимание соискатель при составлении резюме и на что обращает внимание работодатель?

— Никто никого не учил искать работу, в том числе писать резюме. Большинство резюме — это набор ничего не значащих фраз. Работодателю в резюме интересно посмотреть не что человек делал, а что он сделал. Например, для водителя — это стаж безаварийного вождения, для продавца — насколько он увеличил продажи по сравнению с предыдущими продавцами или коллегами, и т.п.

Когда человек акцентирует внимание на том, что было до него и что стало при нём, то есть на своих достижениях, это сразу делает его резюме играющим, и его приглашают на собеседование. А дальше он может всё испортить только сам, потому что когда человека приглашают на собеседование — значит, его на 100% хотят взять на работу.


— Но надо признать, что у нас большинство людей не умеют ни резюме составлять, ни собеседование проходить.

— Мы в Superjob помогаем составлять резюме, и делаем это всё лучше. У нас разработана технология, которая позволяет взрослым людям правильно составить резюме.

Мы проводили мастер-класс в МГИМО и смотрели, куда можно пойти. Увидели запрос на журналистов в известную крупную торговую сеть. Казалось бы, что такого? Но бюджет её пиар-отдела в 10 раз превосходит бюджеты всех СМИ вместе взятых, кроме разве что крупных федеральных. И когда вы рулите таким бюджетом, вы можете чудеса творить: кино снимать, 20 газет издавать и прочее. Надо понимать масштаб деятельности.

Это просто пример. Молодёжь не очень понимает возможности тех или иных ресурсов.

Поиск работы — это работа. Часто тяжёлая, нудная, иногда неприятная, но она имеет свои правила. Все возможные советы по её поиску — составлению резюме, прохождению собеседования и так далее — давно прописаны. Проблема в том, что большинство соискателей не хотят их читать.

Мой личный опыт говорит о том, что молодых людей где-то лет до 35 можно научить читать инструкции, а вот из тех, кто постарше, мне лично одного из ста удалось заставить прочитать инструкцию.


— До окончания учебного года остаются считаные месяцы, у многих детей и родителей возникает вопрос: куда пойти учиться?

— Прежде всего надо смотреть, куда лежит душа. Практически во всех отраслях нас ждут сейчас очень большие прорывы. Проявить себя можно во многих местах, но чтобы туда попасть, надо будет выдержать серьёзную конкуренцию с себе подобными. Надо чётко понимать, что ты хочешь делать, во что-то влюбиться. И посвящать этому достаточно много времени, и делать это эффективно. И стараться быть первым среди равных.

Согласно докладу, в России число таких работников составляет 33,9 млн человек.

Идея России по будущему рынка труда одобрена странами-участницами WorldSkills

По инициативе российского вице-премьера Татьяны Голиковой несколько десятков стран вступили в обсуждение принципов будущей глобализации рынка труда

По инициативе российского вице-премьера Татьяны Голиковой несколько десятков стран вступили в обсуждение принципов будущей глобализации рынка труда

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото

По инициативе российского вице-премьера Татьяны Голиковой несколько десятков стран вступили в обсуждение принципов будущей глобализации рынка труда

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото

В распоряжении “Ъ” есть текст так называемой Казанской декларации о навыках (WorldSkills Kazan 2019 Skills Declaration) — заявления будущей коллаборации стран-участниц движения о принципах преобразования систем профобразования и оценки компетенций. Напомним, об инициативе России по созданию этой декларации заявила вице-премьер Татьяна Голикова на конференции-саммите профильных правительственных ведомств 39 стран мира (большинство стран ОЭСР и крупнейших экономик мира) и международных структур в Казани 23–24 августа, перед казанским мировым чемпионатом WorldSkills.

По данным “Ъ”, декларация одобрена руководящими структурами движения 27 августа, в тот же день президент Владимир Путин на церемонии закрытия чемпионата фактически изложил суть процесса, который описывает документ. Напомним, Россия исторически не предпринимала крупных инициатив в трудовой сфере в рамках наднациональных международных структур — Казанская декларация является, по существу, первым таким актом. Формально она вписывается в цели устойчивого развития ООН и согласована с программными документами Международной организации труда.

В рамках Казанской декларации страны-участницы объявили о готовности на долгосрочной основе гармонизировать национальные подходы к развитию профессионального образования и оценки компетенций на рынке труда.

Пять принципов профессионального образования будущего в Казанской декларации

Что называют квалификационной ямой?

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), текущий объём глобальных трудовых ресурсов составляет около 3,5 млрд человек. При этом компетенции каждого третьего работника либо избыточны, либо недостаточны для того вида работы, который он выполняет. Иными словами, чуть менее 1,2 млрд человек во всём мире занимают должности, которые не соответствуют их реальным навыкам. К 2030 году, как говорят эксперты, таких работников станет на 100 миллионов больше. В сегодняшней России число таких сотрудников приблизилось к 34 миллионам человек.

Авторы доклада отмечают, что в России проблему нехватки трудовых ресурсов традиционно связывают либо с миграционными, либо с демографическими проблемами. На самом же деле корень проблемы не в физической нехватке рабочей силы - люди-то есть! Просто их знания и компетенции не соответствуют запросам компаний. Авторы исследования утверждают, что с этой проблемой в той или иной степени уже столкнулся каждый второй работодатель.

Итак, квалификационная яма - это ситуация на рынке труда, при которой компании годами не могут найти сотрудников, удовлетворяющих их требованиям, а профессионалы и выпускники вузов вынуждены занимать должности, которые не соответствуют их навыкам и компетенциям. Отчего это происходит?

Почему возникает квалификационная яма?

Квалификационная яма: чего бояться и как спасаться?

В исследовании говорится, что причины, из-за которых в той или иной стране больше или меньше людей попадают в квалификационную яму, могут варьироваться. В каждом конкретном случае ситуация требует отдельного исследования.

Однако эксперты убеждены, что проблема в целом носит наднациональный характер. Во всём мире мы имеем дело с результатом применения системы образования эпохи 2.0 в условиях индустрии 3.0, а где-то уже и индустрии 4.0.

Навыки на рынке труда стремительно устаревают, а допотопные системы образования не в состоянии их компенсировать. Всё это накладывается на старение населения, миграцию рабочей силы, неготовность работников вкладывать собственные средства и время в развитие своей квалификации.

Также стоит учитывать масштабные изменения на рынке труда, связанные с роботизацией и применением искусственного интеллекта.

Чем опасна квалификационная яма?

Квалификационная яма: чего бояться и как спасаться?

По данным исследования, только в 2017 году мировой ВВП потерял из-за квалификационной ямы около 5 трлн долларов. К 2030 году, как пишут эксперты, мировые потери ВВП ежегодно будут составлять до 6 трлн долларов.

Откуда берутся потери? Когда человек излишне квалифицирован для той работы, которую он выполняет, его работа будет неэффективной: если не для его непосредственного работодателя, то для экономики в целом. В докладе приводится пример: в 1970 году в США было не более одного процента водителей такси, имеющих диплом колледжа, а в 2013 году таких таксистов было уже 15 процентов. С другой стороны, когда сотрудник недостаточно квалифицирован для выполнения своей работы, компании приходится тратить средства на его обучение (а в некоторых случаях это вообще бесполезно, сколько ни обучай).

Квалификационная яма: чего бояться и как спасаться?

Авторы доклада считают, что квалификационная яма создаёт, по сути, скрытый налог на производительность труда. Если работник недостаточно квалифицирован, то компания либо теряет в производительности, либо тратит ресурсы на его переучивание. И наоборот: работник, который долго не использует свои знания и навыки, постепенно теряет не только квалификацию, но и мотивацию, а значит, работает хуже.

Однако, как подчёркивают авторы исследования, квалификационная яма - проблема не только экономическая. Она несёт угрозу и благополучию общества, и его стабильности, поскольку неопределённость у работников в части сохранения работы и уровня дохода, а также неуверенность в возможности дальнейшего трудоустройства вызывают в обществе социальную напряжённость. Исчезает мотивация к развитию навыков: если люди не видят, что высокая квалификация не только не оплачивается выше, но и не даёт шансов трудоустройства, то у них исчезают стимулы к обучению.

Более того, эксперты отмечают, что в долгосрочной перспективе может возникнуть расслоение стран по уровню развития и глобальное разделение труда. Преимущества получат те государства, где трудовые ресурсы будут максимально подготовлены к экономике будущего. А значит, масштаб квалификационной ямы несёт прямые риски для государства в целом.

Что не так в существующей системе образования?

Квалификационная яма: чего бояться и как спасаться?

Авторы доклада подробно объясняют, почему сложившуюся систему образования нельзя адаптировать к новой экономике, а нужно радикально менять.

В XX веке человек выбирал профессию один раз на всю жизнь. Это было обусловлено запросами экономики: производство было масштабным, требования были стандартизированы, и приобретённого набора знаний и навыков хватало на долгие годы. Человек мог менять место работы, но в рамках самой профессии при этом мало что менялось.

Если же пытаться донастроить систему образования и просто добавить в учебные программы обучение востребованным компетенциям, то такая программа неминуемо будет становиться всё более громоздкой, а образование - всё более продолжительным и дорогим. Авторы доклада ссылаются на данные Harvard University и Korean University: за последние полвека средняя продолжительность обучения в развитых и развивающихся странах выросла соответственно в 1,9 и 3,6 раза.

Что предлагают сделать авторы доклада для сокращения размеров квалификационной ямы?

Эксперты утверждают, что подробно изучили предпосылки возникновения квалификационной ямы в двух с половиной десятках стран, включая ЮАР, Индию, США и Россию. Они обнаружили, что в тех странах, где система занятости более человекоцентричная, квалификационная яма меньше, а производительность труда - выше.

Как выкарабкаться из ямы?

Квалификационная яма: чего бояться и как спасаться?

Согласно данным, приведённым в исследовании BCG, 45 процентов работодателей испытывают проблемы с подбором кадров, и 27 процентов говорят о полном несоответствии соискателей профессиональным требованиям.

До перехода к человекоцентричной системе на рынке труда, судя по всему, далеко. Есть ли выход?

Роланд Шарифов

Обозначенные в докладе проблемы вовсе не новы. О том, что система образования должна отвечать потребностям рынка труда, говорится не протяжении десятилетий. В последнее время вроде бы что-то начало двигаться в нужном направлении.

Недавно Минтруд заявил о грядущей модернизации центров занятости. Отныне они будут не просто помогать искать открытые вакансии, но и вникать в жизненную ситуацию каждого соискателя. Например, в случае проблем с трудоустройством по имеющейся специальности центры смогут предложить пройти обучение и освоить другую профессию или переехать в соседний регион.

Читайте также: