Средства автоматизации процесса обучения доклад

Обновлено: 05.07.2024

Электронное средство обучения (далее ЭСО) – это средство, работающее с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемое непосредственно в обучении и воспитании школьников.

ЭСО могут быть следующих основных типов:

виртуальные учебные лаборатории,

информационно-справочные системы (учебные базы данных, электронные энциклопедии, справочники),

дидактические компьютерные игры,

инструментальные среды разработки,

наборы мультимедийных ресурсов,

автоматизированные обучающие системы,

экспертные обучающие системы, интеллектуальные обучающие системы.

ВложениеРазмер
презентация к докладу 458.04 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Использование электронных средств обучения. Презентацию Подготовила Мастер п\о Бархатова А.Ю

Разработка и использование ЭСО создают информационную и дидактическую базу для внедрения новейших технологий, указывают новое направление в методической работе учебного заведения и мотивируют преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения

Электронные средства обучения (ЭСО ) Используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности доступности проблемности наглядности системности и последовательности предъявления материала , сознательности обучения самостоятельности и активности деятельности прочности усвоения знаний единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.

Использование ЭСО дает педагогам дополнительные дидактические возможности : обратную связь между пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог; компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей, представление их в динамике; компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов; автоматизацию процессов вычислительной и информационно-поисковой деятельности; автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения материала.

ЭСО не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность . Главное для педагога — найти соответствующее место ЭСО в образовательном процессе. Любой из типов уроков может быть проведен с использованием ЭСО.

Возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО :

Применение ЭСО возможно также при подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации самоподготовки . Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяется учителем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности . При организации образовательного процесса с использованием ЭСО учителя должны руководствоваться нормативными документами . При проведении занятий в компьютерном классе обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером на протяжении урока. Продолжительность занятий с использованием персональных компьютеров зависит от возраста учащихся, технических данных компьютеров, характера и сложности выполняемой работы.

Для предупреждения развития переутомления при работе с компьютером необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:

Типы компьютерных средств, используемых в обучении.

Презентации - Это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. И спользуются такие программные средства как PowerPoint или Open Impress , Flash , SVG . Фактически презентации являются электронными диафильмами, но, в отличие от обычных диафильмов , включают в себя: анимацию аудио- и видеофрагменты элементы интерактивности. Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что создать их может любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.

Электронные энциклопедии объединяют функции демонстрационных и справочных материалов, являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий, таких, как энциклопедии, словари, справочники. Для создания таких энциклопедий обычно используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например HTML, XML, SGML. В отличие от своих бумажных аналогов, гипертекстовые энциклопедии обладают рядом дополнительных свойств и возможностей : обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок; могут включать в себя аудио- и видеофрагменты .

Дидактические материалы С борники задач, диктантов, упражнений, примеров, рефератов и сочинений, представленные в электронном виде Выполненные в виде простого набора текстовых файлов, в форматах rtf , doc , txt ) и объединенные в некую логическую структуру средствами гипертекста . К дидактическим материалам можно отнести программы-тренажеры , например, для решения математических задач или для заучивания иностранных слов.

Программы системы контроля знаний Например, опросники и тесты. Позволяют быстро, удобно, беспристрастно и автоматизировано обработать полученные результаты. Опросники и тесты могут легко создать учителя или методисты с помощью специальных программ — конструкторов тестов .

Электронные учебники и электронные учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько вышеописанных типов обучающих программ

Рекомендации по эффективному использованию ЭСО С целью оптимизации использования ЭСО рекомендуется в общеобразовательных учреждениях иметь следующую документацию: журнал использования ЭСО в образовательном процессе ; журнал учета имеющихся в образовательном учреждении ЭСО (включая мультимедийные презентации, разработанные педагогами).

Примерная форма журнала использования ЭСО в образовательном процессе: № п/п Дата Учебный предмет Название ЭСО Класс, тема урока Ф.И.О. учителя Примечание

Примерная форма журнала для учета имеющихся в образовательном учреждении ЭСО: № п/п Название Разработчик Год разработки Краткое описание (аннотация) Место хранения Примечание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогические чтения "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения в коррекционных группах"

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение активных методов обучения в коррекционных группах. Развитие современног.


Электронное средство обучения "Начисление заработной платы при различных видах, формах и системах оплаты труда"

Электронное средство обучения "Начисление заработной платы при различных видах, формах и системах оплаты труда" может быть использован другими образовательными учреждениями профессионального и д.


Электронный урок как форма организации образовательного процесса

Электронный урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом при использовании современных средств информационно-коммуникационных технологий и разнообразных электронн.


Статья в сборнике материалов Региональных педагогических чтений "Современные методы и технологии обучения и воспитания"

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФАРМАКОЛОГИЯ».

Тезисы к региональным педагогическим чтениям. Современные методы и технологии обучения и воспитания. Усольцева С.Р., Паутова И.В.

Материалы Региональных педагогических чтений, г. Тюмень, 20 декабря 2018 г.Социально-экономические, политические и общекультурные изменения, происходящие в России, приводят к необходимости коррекции с.


Доклад к Ломоносовским чтениям на тему "Преступления блокадного Ленинграда (по страницам воспоминаний и архивных документов)"


Доклад на педагогический семинар на тему "Дистанционные формы обучения как средство реализации образовательных программ"

Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Большинство современных обучающихся активно используют компьютер и Интернет в своей.

В работе обобщается опыт внедрения в образовательный процесс современных компьютерных технологий.

город Алатырь Чувашской Республики

Все выше поднимается планка требований, предъявляемых обществом к личности учителя. В наше время современная школа требует от учителей введения и владения инновационными технологиями. Некоторые наработки и новые технологии позволяют нам работать эффективнее. Одной из таких технологий является автоматизация процесса обучения.

Автоматизация процесса обучения – это процесс осуществления системой (в частности, компьютером) удаленного контроля учащихся и сбора информации обучения.

В начале каждого учебного года учитель начинает работать над созданием своей методической копилки учителя-предметника, в которую входят все необходимые для этого материалы. С годами материал накапливается все больше и больше. Хранить это все становится тяжело, а рука не поднимается выкинуть созданное своим трудом. Ведь сколько усилий приходится прилагать для создания всех документов! Это и календарное планирование, и ежегодные различные отчеты по предмету, и мониторинг обученности учащихся.

Я ежегодно сталкиваюсь с той же проблемой. Но, как учитель информатики с новыми технологичными разработками я связана больше. От нас в первую очередь требуется внедрение инновационных технологий в учебный процесс. Я задалась вопросом, как это сделать? Итогом моей работы по данной теме стала разработка автоматизированного рабочего места учителя. Его содержание может оказаться полезным для многих учителей.

Первоначально я попыталась найти что-либо готовое, что можно было бы просто применять в повседневной практике. В различных интернет - сообществах учителей можно найти очень интересные материалы, но все они подходят для конкретного человека. Невозможно найти что-то универсальное, чтобы устраивало всех. Можно использовать идеи готовых ресурсов, но их необходимо перерабатывать под себя. Поэтому я решила, используя идеи других, попробовать сделать что-то свое, что бы упростило повседневный учительский труд.

Я также проанализировала всевозможные программы автоматизации платные и бесплатные. Вот основные направления, по которым мы можем ускорить работу учителя.

Тексты самостоятельных работ.

Тексты контрольных работ.

Мониторинг обученности учащихся.

Анализы контрольных работ.

Отчеты о прохождении программы.

Оценки класса и пропуски уроков

Календарное планирование. Календарное планирование составляется учителем ежегодно. Электронный вариант позволяет сразу выходить на запланированные текущий контроль, самостоятельные и контрольные работы. Например, если у меня на данный урок запланирована работа, то, нажав на данную строчку, я сразу перехожу к карточкам для данной работы и вывожу их на печать. Не сложные функции программы MS Excel может освоить каждый учитель.

Текущий контроль. Проводя текущий контроль компьютеризировать процесс проверки знаний с возможностью использовать в дальнейшем информацию об уровне усвоенных знаний. Для осуществления контроля с помощью компьютера удобнее использовать интерактивные тесты. Самыми популярными являются программы MyTest, Votum и MS PowerPoint. Самой большой функциональностью обладает конечно MyTest. В оболочке MyTestPro предусмотрены 11 видов заданий. Возможность вставки изображений и аудиофайлов. Выполняя тесты в этой программе, ученик постепенно привыкает к выполнению экзаменационных заданий в формате ГИА и ЕГЭ. Электронное тестирование имеет ряд преимуществ перед обычным тестированием: оперативность, объективность оценок, меньшая трудоемкость при проверке и редактировании тестов, легко ввести ограничения по времени тестирования, возможность дистанционного тестирования. Правда один из недостатков данного типа контроля – это наличие достаточного количество компьютеров. Данный тип контроля отлично подходит для учителей-предметников.

Для учителей информатики есть еще очень интересная программа для автоматизации работы учащихся. Программа NetOpSchool, которая на самом деле дает еще 2 руки учителю и позволяет делать то, о чем можно только мечтать. С её помощью можно контролировать весь класс, демонстрировать объяснения показывая ученикам свой экран (на их компьютерах), раздавать и собирать файлы в считанные секунды и многое-многое другое. Например, есть очень удобная функция, позволяющая распространить нужные файлы, а также собрать выполненные учениками работы. Так же можно организовывать дистанционное обучение. И еще одна приятная особенность этой программы, это возможность, не вставая со своего места, выключить или перезагрузить компьютер. Недостаток данной системы – это цена комплект для школы стоит около 45 тысяч рублей. Но есть бесплатные аналоги с меньшим функционалом iTALC, N etcontro . Эти программы конечно не дают такие широкие возможности, но для бюджета многих школ - это отличная возможность работать с передовыми инновациями.

Электронный журнал. Каждый год несколько школ отказываются от бумажного варианта журналов. Электронный журнал дает много возможностей для контроля успеваемости и посещаемости. На данный момент каждая школа самостоятельно решает каким электронным журналом пользоваться бесплатным или платным. Бесплатные (ЭлЖур, Дневник ру , Общегородской электронный дневник , МРКО и другие) позволяют с экономить. Но они имеют ряд программных ограничений. Например, смс рассылка родителям в них. Платные версии (Сетевой город Netschool , Электронная школа 2.0 и т.п.) включают полную систему работы всей школьной документации, внутреннюю переписку и т.п. И все же электронные журналы входят в нашу работу. Удобство данного продукта очевидно, вы всегда будете иметь перед собой четкую картинку, показывающую, что выходит на данном этапе у ученика за четверть или полугодие. Средняя текущая оценка позволяет сравнивать текущие результаты ученика с предыдущими результатами, вовремя обратить внимание учителя на необходимую работу с данным учеником в ближайшее время. Позволяет отслеживать все оценки учащегося. И не только учащегося, но и всего класса. Еще одно их преимущество – возможность составлять отчеты. Вот в конце четверти не надо писать отчет классного руководителя, отчет пропусков и отчет предметника.

Отчеты. Всевозможные анализы контрольных, мониторинг обученности, отчеты по прохождению программы можно автоматизировать, создав готовые шаблоны в электронных таблицах. И тут нам поможет всеми известные MS Office . В таблицах Excel нужно только внесите свои данные в некоторые ячейки таблицы и, все будет подсчитано автоматически.

Задачи автоматизации процесса обучения:

усовершенствовать процесс обучения;

мобилизировать процесс обучения;

удаленно контролировать процесс обучения;

повысить уровень знаний обучаемых;

повысить эффективность процесса обучения;

Таким образом, компьютерная реализация экономия времени учителя позволит нам переложить часть работы преподавателя на компьютер, автоматизировать процесс проверки и обработки полученных данных с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Экслер А . Б . Microsoft Office 2003. Самый полный и понятный самоучитель. - М.: НТ Пресс, 2008.

Сенькина Г. Е., Емельченков Е. П., Киселева О. М. Методы математического моделирования в обучении: монография. – Смоленск, 2007. – 112 с.

Кружкова Н.И. Автоматизированное рабочее место учителя: монография. – Москва, 2011. – 10 с.

Данилова А.А. Автоматизация контроля успеваемости учащихся. - г. Краснодар, Краснодарский край, МБОУ СОШ №20 .


HR, рекрутер, T&D, менеджер по персоналу – во многих компаниях это один и тот же специалист, такой себе человек-оркестр, который, помимо прямых обязанностей, занимается организацией обучающих мероприятий для сотрудников.


У HR-специалиста крупной или средней компании просто физически нет возможности заниматься тестированием и повышением квалификации всего штата. Чтобы облегчить этот процесс, были разработаны многочисленные программы автоматизации обучения. Их разновидности мы и рассмотрим.

Преимущества автоматизации процесса обучения

Основная цель автоматизации обучения – создать максимально комфортные условия для проведения eLearning мероприятий и повысить уровень знаний сотрудников с минимальными затратами. То есть в выигрыше должны остаться все стороны.

Благодаря онлайн-инструментам участнику курса, вебинара или теста достаточно иметь при себе любой гаджет и… быть готовым поглощать информацию. Нет необходимости куда-то ехать, тратить время на дорогу, переживать “как же они там без меня справятся”. Автоматизация процессов дает возможность прокачивать скиллы в максимально комфортных условиях здесь и сейчас.

Менеджеры по персоналу могут использовать системы дистанционного обучения и тестирования для различных категорий сотрудников:

  • Для новичков
    Вы можете проверить уровень знаний кандидата и предоставить ему доступ к “курсу молодого бойца” еще на этапе стажировки, чтобы помочь адаптироваться к условиям работы в компании.
  • Для опытных сотрудников
    Если новичкам в любом случае уделят внимание, то со старожилами дело обстоит сложнее. Зачастую до них просто не доходят руки. По статистике именно отсутствие развития, а не низкая заработная плата, остается главной причиной “утечки мозгов”. Возможность профессионального роста – отличный стимул для сотрудников выполнять свою работу качественно в рамках одной компании.

Для руководителя же одним из преимуществ является экономия средств. Например, при организации курсов по повышению квалификации необходимо найти крутого спикера. Если он из другого города, то это влечет за собой оплату проезда, питания и проживания. Дистанционное обучение исключает расходы на аренду помещения, раздаточные материалы и кофе-брейки, не говоря уже о простое в рабочих процессах, связанных с длительным отсутствием сотрудников.

В итоге вы получите высококвалифицированный персонал, который будет выполнять новые сложные задачи и готов работать на благо компании долгое время.

Инструменты автоматизации обучения

В корпоративном секторе пользуются популярностью такие eLearning инструменты как:

  • Вебинарные платформы
  • Конструкторы тестов
  • Чат-боты
  • Системы дистанционного обучения

Отмечу сразу, что разделения на черное/белое или хорошее/плохое здесь быть не может. Каждый из инструментов просто закрывает разные виды запросов и подбирается в зависимости от целей компании.

Вебинарная платформа

Название говорит само за себя – это сервис для проведения вебинаров, обучающих тренингов и онлайн-конференций. Плюс в том, что и спикер, и участники могут находиться при этом в любой точке мира.

Принцип работы прост. Вы делитесь экспертностью и подкрепляете свои слова презентацией, видеороликами, таблицами, графиками и другими медиафайлами для большей наглядности.


На вебинаре спикер взаимодействует с аудиторией в режиме реального времени. Он может общаться с участниками, отвечать на их вопросы и комментарии. А все, кто не успел на онлайн-трансляцию, имеют возможность посмотреть мероприятие в записи.

Конструктор тестов

Инструмент предназначен исключительно для проведения тестов – ничего лишнего. Функционал у подобных сервисов довольно узкий, но его вполне достаточно для того, чтобы проверить уровень знаний сотрудников компании, определить эффективность обучения или отсеять низкоквалифицированных кандидатов еще на этапе собеседования.

Большие и средние компании также активно практикуют проведение опросов. С помощью конструктора можно оперативно получить обратную связь от персонала и выявить проблемы еще до их эскалации.

Чат-бот

Основная задача чат-ботов заключается в том, чтобы автоматически или по заранее составленному расписанию выполнять запрограммированные действия.

К числу их функций относятся:

Часто чат-боты выполняют роль методиста. Благодаря прописанному сценарию, они поддерживают конструктивный диалог 24/7, помогают решить возникшую во время обучения проблему и ответить на организационные вопросы.

Если сценарий прописан качественно, человек даже не поймет, что с ним общался робот. А пока чат-бот разбирается с текучкой, у вас освобождается время для более важных творческих задач.

Система дистанционного обучения

Система дистанционного обучения, по сути, объединяет все вышеперечисленные инструменты. Это и теория, и практика, и оценка знаний в одном флаконе. Подобные сервисы подходят как для интенсивов, так и для длительного курса.

Современные системы дистанционного обучения позволяют проводить вебинары, тесты, опросы и даже моделировать реальные ситуации для отработки навыков не в теории, а на практике.

Благодаря функционалу СДО сотрудники полностью погружаются в образовательную среду. Они выполняют задания, общаются с другими студентами и получают отзывы от преподавателя.

Автоматическая система рассылки позволяет оповещать обучающихся о предстоящих занятиях или отправлять им необходимые материалы. Таким образом, вы закрываете несколько задач одним махом.

Инструмент

Плюсы

Минусы

Вебинары

  • Неограниченное количество участников
  • Живое общение с аудиторией
  • Возможность просмотра записи
  • Инструменты интерактива
  • Отчеты и аналитика
  • Привязка ко времени (ведущий и студенты могут находяться в разных часовых поясах)
  • Нет возможности отследить прогресс каждого студента

Конструкторы тестов

  • Возможность создания тестов и опросов
  • Прозрачная система отслеживания успеваемости каждого отдельного студента
  • Ограниченный функционал

Чат-боты

  • Круглосуточная поддержка
  • Экономия времени методиста и преподавателя
  • Самообучение по мере общения с людьми
  • Решают только базовые рутинные вопросы

СДО

  • Все инструменты и материалы курса сосредоточены в одном месте
  • Аналитика активности как группы в целом, так и каждого отдельного сотрудника
  • Честно не нашла ;)

В конечном итоге последнее слово в выборе формата остается за вами. Главное – прийти к поставленной цели. А для этого еще до старта необходимо построить дерево проблем автоматизации обучения. Оно поможет структурировать информацию, определить причины и следствия, проработать узкие места и внести коррективы в учебный процесс.

Где найти компетентного спикера

Допустим, вы уже выбрали сервис для автоматизации процесса обучения персонала и разобрались в его функционале. Теперь важно найти компетентных экспертов.

Основные задачи спикера/преподавателя:

  • Донести материал максимально просто и понятно
  • Стать помощником и проводником для студентов
  • Заинтересовать сотрудников и вовлечь их в учебный процесс

Итак, куда бежать и где искать?

Вариант 1. Нанять стороннего специалиста

Достаточно зайти в интернет и ввести интересующий вас запрос. Многие специалисты предоставляют свои услуги по разработке курсов под ключ. Если вы столкнулись с дистанционным обучением впервые, обязательно просмотрите отзывы и изучите сайт/профиль человека в соцсетях. Как минимум он должен хорошо разбираться в вашей тематике, как максимум – иметь опыт проведения онлайн-мероприятий.

Вариант 2. Привлечь коллег

Если в коллективе есть опытные специалисты, которые уже давно работают в компании, почему бы не дать им шанс реализоваться? Тем более, если они сами хотят развиваться и делиться знаниями. Онлайн-обучение может стать отличной возможностью для амбициозных и талантливых прокачать свои скиллы и подтвердить экспертность.

Минусом в этой ситуации может стать отсутствие опыта работы с аудиторией в режиме онлайн. Поэтому следует основательно подготовиться к первому выступлению, а лучше отрепетировать его на тестовой группе.

Автоматизацией обучения в компании может заниматься как один человек, так и целая команда. Помимо спикера вам также понадобится дизайнер, копирайтер, методист – всё зависит от поставленных задач, объёма работы и ваших финансовых возможностей.

Руководителю компании важно использовать не только свое, но и время своих сотрудников рационально. Поэтому смело переносите автоматизацию обучения персонала из статьи расходов в инвестиции. Выбор инструментов с различным функционалом огромный, а это значит, что каждый найдет подходящий вариант.

Авторская разработка на тему "Автоматизация учебного процесса" по предмету "Педагогика" содержит 56 страниц, 5 рисунков, 12 таблиц и 36 источников.

Ключевые слова: Педагогика, Психология, Автоматизация экономических процессов .

Объектом исследования является анализ условий "Автоматизация учебного процесса". Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Автоматизация учебного процесса" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы "Автоматизация учебного процесса", в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления "Автоматизация учебного процесса", изучалась природа темы "Автоматизация учебного процесса".

Далее проводилось исследование актуальности "Автоматизация учебного процесса" в современных условиях с привлечением статистических данных и научных публикаций последних лет.

В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы "Автоматизация учебного процесса", в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы "Автоматизация учебного процесса" и определены тенденции развития тематики "Автоматизация учебного процесса".

Степень внедрения - предложения и конкретные мероприятия опробованы в деятельности организации, послужившей базой для учебной практики.

Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий.

Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем "Автоматизация учебного процесса".

В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 36 библиографических источников. Охарактеризуем некоторые из них:

Обозначенную проблему "Автоматизация учебного процесса" рассматривает И. Г. Акперов, И. А. Коноплева, С. П. Головач в книге "Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации. Учебное пособие", изданной в 2005 году и содержащей 352 стр. Из описания книги можно сделать вывод, что

Рассматриваются общие вопросы организации бюджетного процесса в современных условиях развития финансово-кредитной системы страны. Даются понятия казначейской системы и ее роли в организации исполнения бюджета на всех уровнях управления. Особое внимание уделяется технологии организации исполнения доходной и расходной частей бюджета, автоматизации этого процесса в условиях работы в компьютерных сетях с применением средств телекоммуникации. Для студентов, аспирантов, преподавателей экономических вузов, а также руководителей и специалистов казначейских органов Российской Федерации.

Также проблем регулирования современных вопросов по теме "Автоматизация учебного процесса" касается В. В. Овчинников в монографии "Оборудование, механизация и автоматизация сварочных процессов. Практикум". Данная книга была выпущена в издательстве "Академия" в 2012 году, содержит 128 стр.

Практикум предназначен для изучения предмета "Оборудование, механизация и автоматизация сварочных процессов" и является частью учебно-методического комплекта по специальности "Сварочное производство". Представлены материалы для лабораторно-практических работ по дисциплине "Оборудование, механизация и автоматизация сварочных процессов". В каждой работе приведены пояснения, описание необходимого оборудования и инструмента, справочный материал. Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Ряд актуальных проблем был затронут в книге "Строительные машины и основы автоматизации". С. С. Добронравов, В. Г. Дронов определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2001 году в издательстве "Высшая школа". В описании книги сказано следующее.

В учебнике рассмотрены основные строительные машины, применяемые в промышленном, гражданском и коммунальном строительстве. Приведены описания конструкций и рабочих процессов машин, указаны область их применения, технико-экономические и эксплуатационные характеристики, а также условия технической эксплуатации. Описаны основные элементы гидропривода строительных машин и системы автоматического управления машинами, в том числе с использованием микропроцессорной техники. Для студентов строительных специальностей вузов. Может быть полезен студентам средних специальных учебных заведений.

  1. 1С:Предприятие для учебно-методического управления высшего учебного заведения. Н. Некрасова, "Финансовая газета", № 51, декабрь 2007.
  2. Рождение права в процессе стройки. К. Шалагинов, "эж-ЮРИСТ", № 48, декабрь 2007.
  3. Пути совершенствования информационного обеспечения учебного процесса дисциплины "Медицинское право". в рамках национального проекта "Образование". Ю.Д. Сергеев, И.Г. Галь, Н.В. Журилов, М.И. Милушин и др., сборник "Научные труды III Всероссийского съезда. Национального конгресса по медицинскому праву"
  4. Оптимизация факторинговой деятельности за счет автоматизации процессов управления. И. Покаместов, М. Стешина, А. Третьякова, "Управление в кредитной организации", № 4, июль-август 2006.
  5. Автоматизация делопроизводства кадровой службы высшего учебного заведения. И.А. Панов, "Управление персоналом", № 8, апрель 2006.

Представленная работа посвящена теме "Автоматизация учебного процесса".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Автоматизация учебного процесса" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Автоматизация учебного процесса".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Автоматизация учебного процесса". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Автоматизация учебного процесса" определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Автоматизация учебного процесса" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Автоматизация учебного процесса" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Автоматизация учебного процесса".

Теоретическое значение изучения проблемы "Автоматизация учебного процесса" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий "Автоматизация учебного процесса".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Автоматизация учебного процесса" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Автоматизация учебного процесса".
  2. Сказать об актуальности проблемы "Автоматизация учебного процесса" в современных условиях.
  3. Изложить возможности решения тематики "Автоматизация учебного процесса".
  4. Обозначить тенденции развития тематики "Автоматизация учебного процесса".

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Автоматизация учебного процесса". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Автоматизация учебного процесса".

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Автоматизация учебного процесса".

Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Автоматизация учебного процесса".

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Автоматизация учебного процесса", круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме "Автоматизация учебного процесса" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Автоматизация учебного процесса", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Педагогика образцы работ
Психология образцы работ
Автоматизация экономических процессов образцы работ

  1. И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 352 с.
  2. В.В. Овчинников. Оборудование, механизация и автоматизация сварочных процессов. Практикум. – М.: Академия, 2012. – 128 с.
  3. С.С. Добронравов, В.Г. Дронов. Строительные машины и основы автоматизации. – М.: Высшая школа, 2001. – 576 с.
  4. В.С. Левицкий. Машиностроительное черчение и автоматизация выполнения чертежей. – М.: Юрайт, 2012. – 436 с.
  5. В.В. Овчинников. Оборудование, механизация и автоматизация сварочных процессов. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
  6. А.Г. Схиртладзе, С.В. Бочкарев, А.Н. Лыков, В.П. Борискин. Автоматизация технологических процессов. – М.: ООО "ТНТ", 2013. – 524 с.
  7. Е.С. Вентцель, Л.А. Овчаров. Теория случайных процессов и ее инженерные приложения. – М.: Академия, 2003. – 432 с.
  8. Е.С. Вентцель, Л.А. Овчаров. Теория случайных процессов и ее инженерные приложения. – М.: Высшая школа, 2007. – 480 с.
  9. В.С. Левицкий. Машиностроительное черчение и автоматизация выполнения чертежей. – М.: Высшая школа, 2007. – 440 с.
  10. М.М. Кацман. Электрические машины приборных устройств и средств автоматизации. – М.: Академия, 2006. – 368 с.
  11. В.С. Левицкий. Машиностроительное черчение и автоматизация выполнения чертежей. – М.: Юрайт, 2010. – 440 с.
  12. А.М. Афонин, Ю.Н. Царегородцев, А.М. Петрова, Ю.Е. Ефремова. Теоретические основы разработки и моделирования систем автоматизации. – М.: Форум, 2011. – 192 с.
  13. Е.С. Вентцель, Л.А. Овчаров. Теория случайных процессов и ее инженерные приложения. – М.: КноРус, 2011. – 448 с.
  14. В.С. Левицкий. Машиностроительное черчение и автоматизация выполнения чертежей. – М.: Юрайт, 2011. – 448 с.
  15. В.Ю. Шишмарев. Автоматизация производственных процессов в машиностроении. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
  16. В.Ю. Шишмарев. Автоматизация технологических процессов. – М.: Академия, 2012. – 352 с.
  17. Осипов. Автоматизация Технологических Процессов. – М.: , 2009. – 131 с.
  18. Волков Сергей Петрович. Техническая (Прикладная) Механика; Учебно-Методический Комплекс Дисциплины Для Студентов Специальностей 140204 - "Электрические Станции" 140205 - "Электроэнергетические Системы И Сети" 140211 - "Электроснабжение" 140203 - "Релейная Защита И Автоматизация. – М.: , 2009. – 363 с.
  19. Оборудование, механизация и автоматизация сварочных процессов. – М.: Академия, 2010. – 24 с.
  20. В.Л. Сосонкин, Г.М. Мартинов. Системы числового программного управления. Учебное пособие. – М.: Логос, 2005. – 296 с.
  21. Е.Б. Андреев, В.Е. Попадько. Технические средства систем управления технологическими процессами в нефтяной и газовой промышленности. – М.: Нефть и газ РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2005. – 272 с.
  22. А.В. Шагин, В.И. Демкин, В.Ю. Кононов, А.Б. Кабанова. Основы автоматизации технологических процессов. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2014. – 164 с.
  23. В.М. Виноградов, А.А. Черепахин. Автоматизация технологических процессов и производств. Введение в специальность. Учебное пособие. – М.: Форум, Инфра-М, 2014. – 192 с.
  24. А.А. Иванов. Автоматизация технологических процессов и производств. Учебное пособие. – М.: Форум, Инфра-М, 2015. – 224 с.
  25. Василий Яворский. УМК по дисциплине "Автоматизация производственных процессов". – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 124 с.
  26. В.В. Щербаков, А.В. Мерзляк, Е.О. Коскур-Оглы. Автоматизация бизнес-процессов в логистике. – СПб.: Питер, 2016. – 464 с.
  27. Г.Б. Евгенев, С.С. Гаврюши, Е.Н. Хоботов. Основы автоматизации технологических процессов и производств. В 2 томах. Том 2. Методы проектирования и управления. Учебное пособие. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2015. – 480 с.
  28. А.В. Щагин, В.И. Демкин, Кононов В.Ю., А.Б. Кабанова. Основы автоматизации технологических процессов. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2016. – 164 с.
  29. В.В. Клепиков, Н.М. Султан-заде, А.Г. Схиртладзе. Автоматизация производственных процессов. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 208 с.
  30. В.В.Овчинников. Оборудование, механизация и автоматизация сварочных процессов. – М.: Academia, 2013. – 256 с.
  31. Г.Б. Евгенев. Основы автоматизации технологических процессов и производств. Учебное пособие. В 2 томах. Том 1. Информационные модели. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2015. – 448 с.
  32. А.В. Щагин, В.И. Демкин, В.Ю. Кононов, А.Кабанова. Основы автоматизации технологических процессов. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2017. – 164 с.
  33. И.Ф. Бородин, С.А. Андреев. Автоматизация технологических процессов и системы автоматического управления. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 356 с.
  34. В.В. Клепиков, Н.М. Султан-заде, А.Г. Схиртладзе. Автоматизация производственных процессов. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2018. – 208 с.
  35. С.А. Андреев, И.Ф. Бородин. Автоматизация технологических процессов и системы автоматического управления. Учебник. – М.: Юрайт, 2018. – 386 с.
  36. Шишмарев В.Ю. Основы автоматизации технологических процессов. Учебник. – М.: КноРус, 2019. – 406 с.
  1. 1С:Предприятие для учебно-методического управления высшего учебного заведения. Н. Некрасова, "Финансовая газета", № 51, декабрь 2007.
  2. Рождение права в процессе стройки. К. Шалагинов, "эж-ЮРИСТ", № 48, декабрь 2007.
  3. Пути совершенствования информационного обеспечения учебного процесса дисциплины "Медицинское право". в рамках национального проекта "Образование". Ю.Д. Сергеев, И.Г. Галь, Н.В. Журилов, М.И. Милушин и др., сборник "Научные труды III Всероссийского съезда. Национального конгресса по медицинскому праву"
  4. Оптимизация факторинговой деятельности за счет автоматизации процессов управления. И. Покаместов, М. Стешина, А. Третьякова, "Управление в кредитной организации", № 4, июль-август 2006.
  5. Автоматизация делопроизводства кадровой службы высшего учебного заведения. И.А. Панов, "Управление персоналом", № 8, апрель 2006.
  6. Автоматизация процесса осуществления регулярных платежей. "БУХ.1С", № 1, январь 2006.
  7. Автоматизация бюджетного процесса. В. Марченко, "Финансовая газета", № 50, декабрь 2005.
  8. Управление лизингом: оптимизация и автоматизация бизнес-процессов. Н. Герасименко, "Финансовая газета. Региональный выпуск", № 29, июль 2005.
  9. От бизнес-процессов к автоматизации - и обратно. "Банковское дело в Москве", № 3, март 2005.
  10. Автоматизация процессов внутреннего контроля: текущая практика и новые возможности. А.В. Ступин, "Внутренний контроль в кредитной организации", N 3, июль-сентябрь 2012 г.
  11. Автоматизация процесса составления отчетности: определяем готовность банка. О.В. Семенов, "МСФО и МСА в кредитной организации", N 3, июль-сентябрь 2012 г.
  12. Автоматизация процессов: чудо одной кнопкой?. М. Львова, А. Кулибаба, "Консультант", N 21, ноябрь 2011 г.
  13. Учебно-методические материалы Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. ИПБ России. Процесс оценки рисков в организации. Т.Н. Иванова, Система ГАРАНТ, 2011.
  14. Автоматизация процессов - залог успеха налоговой реформы. А. Вдовин, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 32, август 2010 г.
  15. Автоматизация бизнес-процессов. В.А. Лопатин, "Управление в кредитной организации", № 1, январь-февраль 2010.
  16. Комплексная автоматизация розничного кредитного процесса. С.А. Гараган, О.А. Павлов, "Банковский ритейл", № 4, IV квартал 2009.
  17. 1С:Предприятие 8 для автоматизации учебной части вуза. М. Гейн, "Финансовая газета", № 30, июль 2009.
  18. Обеспечение информационной прозрачности на основе автоматизации бизнес-процессов. Г.Б. Ермолаев, "Управление в страховой компании", № 1, январь-март 2009.
  19. Вопросы организации и автоматизации деятельности учебно-методических центров по аттестации аудиторов. Н.М. Захарова, "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", № 22, ноябрь 2008.
  20. Автоматизация процесса инвентаризации основных средств. Миф или реальность?. В.О. Саркисян, "Бюджетный учет", № 9, сентябрь 2008.
  21. Стратегический менеджмент: система проектирования и автоматизации управленческих процессов. Н. Герасименко, "Финансовая газета", № 27, июль 2008.
  22. Внедрение процессного управления при автоматизации бизнес-процессов. А. Коптелов, "Финансовая газета", № 22, 23, май, июнь 2008.
  23. Система автоматизации бюджетного процесса: внутрифирменное планирование. Н. Герасименко, "Финансовая газета", № 3, январь 2008.

Свяжитесь со мной, если вам нужна консультация по этой теме или сопровождение.

Гладышева Марина Михайловна

Если никто из сотрудников не сможет вас проконсультировать, то мы сообщим об этом письмом в течение суток.

В настоящее время в процесс обучения активно внедряются программные технологии на базе персональных ЭВМ, применяемые для передачи ученику учебного материала и контроля степени его усвоения. При этом на рынке программного продукта за последнее десятилетие появилось достаточно большое количество обучающих систем, в том числе и автоматизированных (АОС), которые охватывают различные предметные области, и призваны решать задачи обучения на различных этапах жизни человека - от начальных классов средней школы до процесса обучения в высших учебных заведениях. Вместе с тем, большая часть программ носит субъективных характер, отражающий интеллектуальный уровень знаний авторов в области программирования, и написаны в соответствии с взглядами разработчиков на компьютерную технологию обучения. Это приводит к тому, что ряд программ имеют крайне ограниченные функциональные возможности и не позволяют в полной мере усвоить обучаемым преподносимый материал, а в некоторых случаях вообще дискредитируют саму идею АОС на базе персональных ЭВМ.

Автоматизированные обучающие системы, их задачи и классификация

Автоматизированные Обучающие Системы (АОС) представляют собой программно-технические комплексы, включающие в себя методическую, учебную и организационную поддержку процесса обучения, проводимого на базе информационных технологий.

В общем случае, в рамках автоматизированных обучающих систем могут решаться следующие задачи:

· задачи, связанные с регистрацией и статистическим анализом показателей усвоения учебного материала: определение времени решения задач, определение общего числа ошибок и т.д. К этой же группе относятся и задачи управления учебной деятельностью;

· задачи, связанные с проверкой уровня знаний, умений и навыков учащихся до и после обучения, их индивидуальных способностей и мотиваций;

· задачи АОС, связанные с подготовкой и предъявлением учебного материала, адаптацией материала по уровням сложности, подготовкой динамических иллюстраций, контрольных заданий, лабораторных работ, самостоятельных работ учащихся;

· задачи администрирования системы, доставки учебного материала на рабочие станции и задачи обратной связи с обучаемым.

Известно, что любая программа представляет собой набор алгоритмов (компонентов), которые взаимодействия между собой решают поставленную задачу. При этом программа будет являться программной системой [8], если она представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет вполне определенные функции. В общем случае любая обучающая программа может считаться программной системой, так как в ней обязательно присутствует компонента интерфейса пользователя, и компонента, реализующая предлагаемую методику. Автоматизированной обучающей системой будет являться любая АОС, так как согласно, ряд задач, например отображение информации или анализ правильного ответа, выполняются без участия человека. Каждая АОС имеет определенную структуру на основе группы элементов с указанием связей между ними и дающее представление о системе в целом. Поэтому структура системы может быть охарактеризована по имеющимся в ней типам связей.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что каждая обучающая система имеет четко выраженную структуру, и эти структуры можно классифицировать следующим образом:

рис 1. Классификация структурного построения АОС

По структурным признакам взаимодействия обучающей системы с пользователем АОС подразделяются на два базовых класса (рис.1): разомкнутые (без обратной связи) и замкнутые (с обратной связью) системы, которые отличаются принципиальным подходом к процессу обучения.

АОС без обратной связи

В разомкнутых АОС не учитываются отклики учащихся на поставленные вопросы и не корректируется последовательность предъявления учебного материала в функции степени усвоения учащимся изучаемой темы. Здесь лишь выполняется определенная заранее заданная программным путем последовательность изложения урока или контрольных вопросов. При этом наиболее простыми из числа разомкнутых АОС являются системы с презентационной структурой, представляющей собой последовательное включение звеньев "АОС" и "Учащийся" (рис 2)

Рис 2. Структурная схема презентационной системы обучения

В АОС данного типа присутствует только прямая информационная связь между системой и учащимся, которому последовательно предоставляется визуальная информация с монитора ЭВМ. При этом обучаемый находится в режиме пассивного наблюдателя, от которого не требуется ни каких откликов по взаимодействию с АОС. Примером презентационной АОС может служить обучающая программа по курсу Visual Basic, разработанная автором, представляющая набор слайдов с демонстрационными примерами.

В тестирующих АОС без обратной связи (рис.3) основной упор делается на выявление уровня знаний учащихся в определенный период учебного процесса. Используя различную методику, такие системы предъявляют обучаемому открытый или закрытый вариант вопроса (вопрос с вариантами выбора ответа). От учащегося ожидается отклик в виде ответа (управляющего воздействия) на поставленный вопрос. Ответ фиксируется в блоке фиксатора ошибок. По результатам опроса выставляется определенный балл, который служит критерием для результирующей оценки по степени усвоения учащимся требуемого учебного материала.


Рис 3. Структурная схема тестирующей системы обучения

Примером разомкнутой тестирующей АОС является программная система компании Drake Prometric, которая ориентированна на простое предъявление вопросов, для выявления знаний претендентов на тот или иной сертификат той или иной фирмы.

Наиболее широкими функциональными возможностями и высокой эффективностью в учебном процессе обладают АОС, где организована обратная связь между учащимся и обучающей системой.

Рассмотрим обобщенный принцип функционирования системы "АОС-учащийся". Процесс взаимодействия учащегося с АОС может быть представлен в виде системы с внешней обратной связью, где АОС направлена на повышение уровня знаний пользователя, и тем самым уменьшение количество ошибок им совершаемых (рис.1.6 .6). Звеном прямого канала регулирования здесь выступает АОС, объектом регулирования - "Учащийся". Генерация воздействий на учащегося со стороны АОС строится в соответствии со знаниями учащегося на основе накопленного им ранее опыта и входным заданием, а также в зависимости от принятых в программном обеспечении критериев достоверности оценки знаний обучаемого. В зависимости от характера воздействия со стороны АОС учащийся принимает определенное, достоверное с его точки зрения, решение, доказывающее, по его мнению, факт усвоения им поданного материала, и генерирует его на вход ЭВМ.

Самым сложным процессом в рассматриваемой модели является выявление критерия степени достоверности усвоения учащимся полученной информации и исключения фактора случайности, когда АОС делает ошибочный вывод о правильном усвоении учащимся предложенного материала. Поступившая от АОС информация, рассматривается учащимся в совокупности с имеющимися в его памяти данными путем их обновления, сопоставления, взаимного дополнения и коррекции. На основании этого процесса ученик приходит к принятию соответствующего решения, анализируя которое АОС должна подтвердить или опровергнуть факт усвоения учеником текущей и предыдущих порций учебного материала.


Рис 4. Обобщенная структурная схема замкнутой системы "АОС - учащийся" (а) и качественный вид процесса усвоения учебного материала (б)

Функции решений (откликов) ученика в АОС обычно выполняют ответы на вопрос и/или выбор той или иной ссылки для получения учащимся дополнительной развернутой информации об изучаемом предмете. Как результат действия АОС предъявляет новую порцию информации, после чего весь цикл повторяется.

АОС с обратной связью

Весьма распространенным типом АОС среди замкнутых систем являются имитационные автоматизированные обучающие системы. Здесь функции ведущего "элемента" выполняет фактор моделирования реальной ситуации в той или иной сфере предметной области. Элемент обратной связью в виде реакции ученика на предъявляемый АОС учебный материал является основой непрерывного взаимодействия системы "АОС-обучаемый", так как то или иное воздействие на систему со стороны пользователя ведет сразу к ответной реакции со стороны обучающей системы. Примером подобных АОС могут служить всевозможные игровые тренажеры, имитаторы и т.п. В частности, имитационная программа компании Maxis позволяет имитировать развитие и управление городом. Здесь имитируются различные ситуации, начиная от размещения промышленных предприятий и транспортных сетей и заканчивая моделированием экстремальных ситуаций и путей их ликвидации.

В имитационных АОС используется комплексный подход в обучении. Программа не только обучает, но и одновременно проверяет полученные на текущий момент знания учащимся. Здесь важным фактором служит отклик учащегося на то или иное информационное воздействие. В зависимости от отклика, обучающая система может перестроить ход урока в том или ином направлении. В АОС данной структуры очень часто вводят игровые элементы. Как правило, такие АОС рассчитаны на учащихся младших возрастов, для которых игра является важным инструментом обучения. Здесь вопрос (информационное воздействие) ставится в виде игровой ситуации, на основании которой учащийся может находить верный или неверный выход (отклик). На основании принятого учащимся решения, АОС формирует следующий вариант игровой ситуацию. Примером такой системы может служить курс обучения английскому языку Bridge to English.

Таким образом, является очевидным, что наиболее широкими возможностями с учетом современных требований к АОС обладают замкнутые обучающие системы, обеспечивающие максимальную "гибкость" в общении с пользователем.

При реализации любой из ранее рассмотренных структур АОС используются вполне определенные алгоритмические подходы, диктуемые методикой проведения учебного занятия. Обычно любая обучающая система представляет собой совокупность порций информации, называемой слайдами, которые в той или иной форме предъявляются ученику. Современная вычислительная техника обладает широкими функциональными возможностями и позволяет использовать в слайдах информацию, представленную в виде обычного текста, графического изображения, аудио и видео фрагментов. При этом в слайдах можно сосредоточить все средства представления информации, существующие в настоящее время для повышения эффективности учебного процесса. С другой стороны, использование звукового представления и видеозаписей ведет к удорожанию персонального компьютера, что не всегда является оправданным. В настоящее время, как наиболее оптимальный вариант в большинстве курсов программированного обучения, применяют текстовое и графическое представление информации.

При использовании линейных алгоритмов АОС (рис.6) учащемуся , согласно методики, последовательно предъявляются слайды, заложенные в АОС. В качестве достоинств линейного алгоритма АОС можно отметить простоту разработки такой системы, а в качестве недостатков - трудоемкость раскрытия некоторых тем и невозможность гарантированного закрепления полученных знаний. В АОС построенных с использованием нелинейных алгоритмов появляется возможность изменять последовательность предъявления слайдов в зависимости от того или иного отклика учащегося на информационное воздействие. Здесь важнейшую роль играют слайды, содержащие вопросы и требующие принятие решения учащимся. В таких слайдах, которые назовем слайдами выбора, используются следующие средства выбора направления обучения:

рис 5. Классификация АОС по принципам алгоритмического построения

рис 6. Линейный алгоритм АОС.

Гиперссылки - новый способ выбора последовательности предъявления слайдов, осуществляемый самим учеником. Применяется в курсах программированного обучения, созданных с использованием методов международной сети Internet. Определенная часть слайда ставится в соответствие другому слайду. При указании пользователем на эту гиперссылку обучающая программа открывает поставленный в соответствие этой гиперссылке слайд.

Нелинейные алгоритмы, в свою очередь, делятся на циклические, направленные и комбинированные.

Циклические алгоритмы предполагают повторный возврат к слайдам, отражающим темы, которые учащийся недостаточно усвоил. Как показано Рис 7 если ученик принимает неверное решение задачи поставленной ему слайдом выбора, то АОС может повторно предъявить слайды, которые уже ранее были показаны, для повторного прохождения темы или ее закрепления.

Рис 7. Циклический алгоритм АОС

Рис 8. НаправленныйалгоритмАОС

Направленные алгоритмы (Рис 8) по-прежнему предполагают наличие слайдов выбора, однако в зависимости от принятого решения учащимся выбирается та или иная последовательность и возврата обратно не предполагается. В комбинированных алгоритмах используется оба принципа. По результатам решения принятого учащимся для ответа на вопрос слайда выбора, АОС изменяет последовательность предъявления слайда, однако на N-ом шаге возможен возврат к предыдущим слайдам

Таким образом, каждая из представленных структур позволяет предъявлять учебный материал, в соответствии с последовательностью, который обеспечивает приемлемое предъявление учебного материала в соответствии с требованием предметной области

Рассмотренные принципы классификации алгоритмического и структурного построения охватывают практически весь спектр существующих АОС, и позволяют автоматизировать процесс построения обучающих систем, путем разработки стандартных программных элементов, учитывая основные положения.

Список литературы

Бухаров М.Н. Практическая теория компьютерного обучения, деловые игры и экспертные системы

Бычков С.Н., Строганов А.С., Шеховцев С.Г., Шикин Е.В. О тождестве фундаментальности и гуманитарности в общем образовании

Гусева А.И. Оценка качества распределенных обучающих систем.

Клебанов И.И. Групповой анализ дифференциальных уравнений в базовом математическом образовании

Мельников А.В, Цытович П.Л., Цитович Б.Ф. Основные принципы автоматизации проектирования обучающей системы

Мельников А.В, Цытович П.Л. Модель взаимодействия виртуальных объектов для имитации работы в сети Internet

Мельников А.В, асс. Цытович П.Л. Принципы построения обучающих систем и их классификация

Читайте также: