Армия спасения в россии доклад

Обновлено: 02.07.2024

В августе 1908 г. в купе поезда, следовавшего в Стокгольм и далее — в Санкт-Петербург, неожиданно встретились два человека — Брамвель Бут, начальник штаба Армии Спасения и английский журналист У.Т. Стэд. Узнав, что журналист следует в российскую столицу, где он намеревался интервьюировать российского премьер-министра П.А. Столыпина, Б. Бут предложил ему в ходе разговора поднять вопрос о допущении Армии Спасения в Россию.

Содержимое работы - 1 файл

Армия Спасения в Российской империи.docx

Армия Спасения в Российской империи. 1908–1916 гг.

В августе 1908 г. в купе поезда, следовавшего в Стокгольм и далее — в Санкт- Петербург, неожиданно встретились два человека — Брамвель Бут, начальник штаба Армии Спасения и английский журналист У.Т. Стэд. Узнав, что журналист следует в российскую столицу, где он намеревался интервьюировать российского премьер-министра П.А. Столыпина, Б. Бут предложил ему в ходе разговора поднять вопрос о допущении Армии Спасения в Россию.

Со стороны могло казаться, что после встречи с премьером и его заверений сложились как никогда ранее благоприятные условия для появления Армии Спасения в России, и нужно сделать только еще одно усилие. Очевидно, именно так оценивал обстановку генерал Уильям Бут , которому к тому моменту уже было 79 лет, принимая решение лично посетить Россию.

Думается, что императорское правительство, давая согласие на приезд Бута, исходило из чисто прагматических политико-дипломатических соображений. Положительный ответ на просьбу посла Великобритании Артура Никольсона был демонстрацией намерений России укреплять союзнические отношения с Великобританией, что было немаловажно в условиях усложняющихся военно-политических отношений в Европе. Вместе с тем, правительство России сделало все, чтобы предполагавшийся визит не выглядел как официальный, а воспринимался как частный. Именно поэтому не предполагалось никаких публичных мероприятий, встреч с представителями государственной власти и аудиенции Бута с Николаем II, как об этом просили представители посольства Великобритании. Максимум разрешенного — посещение и встречи в Государственной думе, выступления в частных домах по приглашению отдельных лиц.

26 марта 1909 г., посетив предварительно Швецию и Финляндию, генерал Бут вместе с сопровождавшими его ближайшими помощниками прибыл в Санкт- Петербург с двухдневным визитом.

В первый день пребывания в России У. Бут посетил Государственную думу, где, находясь в ложе для дипломатов, некоторое время наблюдал за ходом парламентских дискуссий. Затем он встретился с заместителем председателя Думы бароном А.Ф. Мейендорфом. В частной беседе генерал подымал вопрос о возможности для Армии Спасения действовать в России, и ему была обещана поддержка.

Однако, вопреки надеждам, скорого решения вопроса не состоялось. В ожидании ответа У. Бут обратился к министру иностранных дел Великобритании с просьбой о содействии регистрации Армии Спасения в России. Одновременно российского посла в Англии графа А.К. Бенкендорфа посетил специальный представитель Армии Спасения. Он заверил, что Армия заранее принимает все условия, которые были бы поставлены Российским правительством для начала ее деятельности в России, и что, вообще, Армия намеревается действовать исключительно в рамках российского законодательства и с ведома правительства.

Вслед за Финляндским генерал- губернатором, о нежелательности разрешения деятельности Армии Спасения в России заявили Департамент духовных дел и Департамент полиции МВД, Святейший Синод. Все они посчитали недопустимым и даже опасным регистрацию Армии Спасения, поскольку, по их мнению, это законно давало возможность иноверной и отрицательно относящейся к православию организации действовать и совращать православных; кроме того, неприемлем был сам факт деятельности на территории России иностранной религиозной организации, управляемой из центра, находящегося за пределами страны.


Армия Спасения в Советском Союзе и в Российской Федерации. 1924-2006 гг.

М.И. Катин (М.И. Одинцов)

Армия Спасения в Советском Союзе и в Российской Федерации. 1924-2006 гг.

· ограничить деятельность проповедников (благовестников) и пресвитеров территориально;

· не разрешать в тех селах, где помимо сектантов имеются несектанты, устройство особых сектантских собраний по вопросам нерелигиозного характера;

· не разрешать сектантам устройство особых детских, женских и юношеских кружков, отделов и организаций;

· запретить устройство детских религиозных собраний и школ, существующих под видом совместного чтения, пения, игр и проч. Допускать детей только на общие хоровые спевки и молитвенные собрания [3] .

В течение последующих нескольких десятилетий в СССР не проникала какая-либо информация об Армии Спасения. Тогда как в ее жизни происходили очень серьезные изменения. Связаны они были, прежде всего, с обсуждением нового порядка избрания генерала. В октябре

1927 г. командующая Евангелина Бут (Evangeline Booth) посоветовала генералу Брамвелю Буту отменить прежний метод назначения преемника и предоставить право избрания нового лидера Армии Высшему Совету, или какому-либо другому представительству. Б. Бут отвергал подобные предложения, считая невозможным для себя отречение или отставку с поста, который, как он верил, занимал по Божественному назначению. Однако спустя несколько месяцев, состояние его здоровья резко ухудшилось. В коллективном обращении комиссаров Армии на имя офицера по личному составу был поставлен вопрос о необходимости созыва Высшего Совета. Из 63 членов Высшего Совета 56 подписали письмо генералу, предлагавшее ему отставку в связи с плохим состоянием его здоровья. Однако Б. Бут не согласился с таким предложением и продолжал бороться за сохранением контроля над движением, когда-то основанным его отцом. Более того, для разрешения сложившейся спорной ситуации он даже обратился в суд. Вопрос разрешился лишь почти два года спустя, и уже после смерти генерала Бута. В январе

1929 г. новым Генералом Армии был избран Эдвард Дж. Хиггинс (Edward J. Higgins). Чтобы закрепить новый порядок избрания генерала, Армия Спасения в

1931 г. передала в Британский парламент свою Конституцию. Парламент утвердил присутствие в Конституции Армии Спасения Высшего Совета как органа, производящего назначение нового генерала.

Оба новых закона содержали в себе множество положительных моментов: снятие всех неоправданных ограничений на культовую деятельность религиозных объединений, упрощение процедуры их регистрации, создание условий для деятельности самых различных видов религиозных объединений, снятие запретов на их социальную, производственно-хозяйственную и иную некультовую деятельность, признание за религиозными объединениями прав юридического лица и прав собственности, распространение норм трудового законодательства, социального обеспечения и социального страхования на всех граждан, включая священнослужителей, работающих в религиозных организациях. Все это позволяло многим международным религиозным объединениям надеяться на легализацию своей деятельности в России.

И в последующем представители евангелических церквей смогли добиться единства в понимании функции Церквей во многих сферах: богословие, культура, образование, защита религиозных свобод, социальная деятельность. Это помогало координировать и взаимо дополнять усилия национальных евангелических церквей, в том числе и национальных Армий Спасения. В

1982 г. в Гранд Рапиде (США) был собран еще один важный совет, состоявший из представителей 50 лидеров евангелических церквей шести континентов. Спустя несколько лет, в

1989 г., Лозанское соглашение уточнялось во время встречи в Маниле.

В Соглашении много внимания уделено социальной деятельности церквей. Думается, что тем самым и в новых условиях нашло свое подтверждение убеждение Уильяма Бута о необходимости соединения в деятельности христианских церквей духовного и социального служения.

Вновь нарождающиеся местные организации Армии Спасения обращались к тем видам социальной деятельности, которые свойственны были Армии Спасения в России еще в начале XX века. Об этом можно узнать из их отчетов в Штаб российского командования. К примеру, Выборгское и Ростовское отделения сообщали о работе солдат и волонтеров в детских приютах, наркологических диспансерах, социальных центрах для пожилых людей, больницах, учреждениях ГУИН, домах инвалидов, по организации уличных столовых.

Летом

1993 г., вновь прибывшая с рабочим визитом в Россию, генерал Е. Барроуз произвела в офицеры кадетов, которые были подготовлены полковниками Говардом и Бетти Эвансами. Таким образом, к концу

1993 г. были открыты три корпуса в Санкт-Петербурге, пять корпусов в Москве и несколько корпусов в ряде других городов России.

Вернувшись в Россию, Армия Спасения не стала ограничиваться пределами только российской территорией, ее отделения постепенно появляются и в бывших республиках СССР, а ныне — странах СНГ. Началось организационное движение по становлению Армии Спасения на Украине, в Грузии и Молдове. В июле

1994 г. был утвержден статус территориального Командующего Армии, чьи полномочия распространялись на Россию и СНГ. Им стал полковник Брайан Морган из Австралии. Под его руководством в московской штаб-квартире работала большая группа иностранных солдат и офицеров из Австралии, США, Великобритании, Канады, Новой Зеландии, а также русские вольнонаемные сотрудники. Отсюда осуществлялась связь со всеми городами России и СНГ для координации действий региональных и корпусных офицеров. Кроме того, здесь располагались финансовое управление и Институт по подготовке офицеров, в котором проходили курс обучения кадеты из Грузии, Украины, Молдовы и России.

· ограничение де­ятельности иностранных миссионеров, миссий и религиозных организаций;

· предоставление российс­ким гражданам приоритета при создании новых религиозных объединений.

· отделение религиоз­ных объединений от государства и их равенство перед законом;

· равенство прав человека и гражданина независимо от отношения к религии;

· запрещение пропаганды, возбуждающей религиозную ненависть и вражду, а также пропаганды религиозного превосходства;

· право на альтерна­тивную службу.

Не вдаваясь в общую оценку содержания данного документа, подчеркнем только тот факт, что абсолютное большинство упоминаемых в нем религиозных объединений действуют в России на законных основаниях, а их членами являются российские граждане, сделавшие свой осознанный и свободный мировоззренческий выбор. То есть, поступили так, как им предоставляет возможность поступать Конституция РФ, гарантирующая каждому право на свободу совести. Потому требование усилить регулирующую роль и контроль государства в вопросах выбора гражданами своего отношения к религии и вступления в ту или иную на законных основаниях действующую религиозную организацию, а также призыв предоставить религиозным организациям различный правовой статус нельзя не воспринимать как антиконституционные, и как провоцирующие нарушения прав человека и гражданина на территории России.

Остается удивляться тому, что в своих официальных обращениях парламентарии, как само собой разумеющееся, используют термины (секты, сектанты, деструктивные, нетрадиционные и тоталитарные культы, зомбирование граждан, криминализация сект и т.д. и т.п.), не имеющие правового и научного содержания, и на их основе предлагают государству строить политику в сфере обеспечения прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания.

В этой неблагоприятной ситуации многие религиозные организации ставили вопрос о повторном продлении срока перерегистрации. Их поддержал и Уполномоченный по правам человека в РФ Олег Миронов. В специальном обращении к Президенту Российской Федерации В.В. Путину он просил его выступить с законодательной инициативой о продлении срока перерегистрации еще на два года. К сожалению, предложение поддержано не было. К 31 декабря

2000 г. по сведениям Министерства юстиции РФ не прошли государственную перерегистрацию около трех тысяч религиозных объединений.

Руководство российской Армии Спасения сразу же по вступлении в силу Федерального закона (1997) рекомендовало своим местным религиозным объединениям в Москве, Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Волгограде, Ростове-на-Дону приступить к организационно-правовой подготовке всех необходимых для перерегистрации документов и материалов.

«1) начало деятельности данной организации в Российской империи относится к 90-м годам XIX в.;

3) в

1991 г. Армия Спасения возобновила свою деятельность в России;

На этом общем фоне благоприятствования деятельности Армии Спасения выглядели странными и непонятными действия Главного управления Минюста РФ по г. Москве. Еще в феврале

1999 г. московское отделение Армии Спасения представило в Управление все необходимые для перерегистрации документы. На тот период времени отделение насчитывало в своих рядах около 200 верующих, которые, кроме религиозной, осуществляли и широкую благотворительную миссию: кормили бездомных, помогали одеждой неимущим, навещали больных. За время своего существования московское отделение оказало безвозмездную помощь более 800 организациям.

· Армия Спасения — это один из элементов религиозной экспансии против России, организованной США для достижения своих мировых геополитических интересов.

В начале сентября

1999 г. Армия Спасения обжаловала данное решение в Пресненский межмуниципальный суд г. Москвы. Через 10 месяцев (!), 5 июля

2000 г., суд вынес решение об отказе в удовлетворении жалобы по следующим основаниям:

· московское отделение не может рассматриваться как самостоятельное религиозное объединение, а как часть всемирной, т.е. иностранной религиозной организации, в силу чего она не подлежит регистрации в качестве самостоятельной;

1. К какому вероисповеданию, конфессии принадлежит Армия Спасения в России.

2. Какова религиозная практика, система основных ритуалов.

3. Имеются ли в данной организации признаки военизированной организации и совместимо ли это с понятием религиозной организации.

4. Имеются ли случаи передачи личного недвижимого имущества в пользу Армии Спасения.

5. Какова социальная активность Армии Спасения.

6. Является ли данная организация религиозной.

26 декабря

2000 г. на основании изучения уставных и вероучительных документов, многочисленных изданий организации, непосредственного наблюдения во время богослужений и личных бесед с солдатами и офицерами Армии Спасения, Экспертный совет пришел выводу о том, что Армия Спасения является религиозной организацией. Министерству юстиции РФ было рекомендовано зарегистрировать централизованную организацию Армия Спасения в Российской Федерации.

Приведем выдержки из заключения Экспертного совета по вопросам, которые в ранее принятых судебных решениях расценивались как свидетельство нарушений законодательства о свободе совести:

· На сегодняшний день не известны случаи участия Армии Спасения в каком-либо насилии и, тем более, в военных действиях.

· Устанавливаемые должности и звания отражают особенности собственной иерархической и институционной структуры данного религиозного объединения, предназначенной для более эффективного выполнения Армией Спасения ее главных целей — евангелизации и помощи нуждающимся. Наличие у последователей Армии Спасения специальных званий и знаков отличия не может быть истолковано как их принадлежность к военизированной организации.

Юбилейные мероприятия Российской Армии Спасения были омрачены тем, что Управление юстиции по г. Москве, несмотря ни на что, настаивало на своем абсурдном решении об отказе в перерегистрации московского отделения Армии Спасения. Для последнего это означало, что в любую минуту могла начаться процедура ликвидации организации как не прошедшей перерегистрацию. И действительно в сентябре 2001 г. Управление юстиции по г. Москве внесло иск в Таганский межмуниципальный суд о признании московского отделения Армии Спасения прекратившим свою деятельность и о ликвидации его как юридического лица, не прошедшего перерегистрацию.

Одновременно Армия Спасения направила жалобу в Европейский Суд по правам человека (Страсбург). В ней указывалось на нарушение со стороны российских государственных и судебных инстанций нескольких статей Европейской Конвенции о правах человека. В частности, статьи 6 — право на справедливое судебное разбирательство; статьи 9 — право на свободу совести; статьи 14 — устанавливающей запрет на дискриминацию.

11-12 сентября

2001 г. в Таганском районном суде г. Москвы состоялось рассмотрение иска Управления юстиции по г. Москве о ликвидации московского отделения Армии Спасения. Несмотря на то, что адвокаты А.В. Пчелинцев и В.В. Ряховский просили суд о приостановлении разбирательства до получения заключения Конституционного Суда и указывали, что жалоба Армии Спасения находится также на изучении в Европейском суде по правам человека, районный суд не счел возможным принять во внимание эти обстоятельства и вынес решение о ликвидации Армии Спасения. Позднее кассационная жалоба Армии Спасения на это решение была отклонена Московским городским судом и таким образом 6 декабря

2001 г. решение Таганского суда вступило в силу.

Во исполнение решений Конституционного суда Президиум Московского городского суда 1 августа

2002 г. отменил решение Таганского районного суда от 12 сентября 2001г., на основании которого московское отделение Армии Спасения было признано прекратившим свою деятельность и ликвидировано в качестве юридического лица. Дело было направлено на новое рассмотрение в Таганский районный суд г. Москвы в ином составе судей.

Определение Конституционного суда с удовлетворением воспринято было Российской Армией Спасения. Оно обеспечивало для московского отделения Армии условия для проведения не только религиозной деятельности, но и социальной, столь благодарно воспринимаемой населением России.

Однако окончательное разрешение всей ситуации, сложившейся вокруг московского отделения Армии Спасения в связи с его перерегистрацией, произошло в 2006 году, когда по жалобе Армии Спасения было вынесено Постановление Европейского суда. В нем вновь, теперь уже на материалах международно-правового характера, было показано и подтверждено очевидное — отказ в перерегистрации не основывался на каком-либо фактическом материале и не имел правового содержания, а московское отделение Армии Спасения стало жертвой чиновничьего произвола и некомпетентности. Суд установил, что в отношении Армии Спасения были грубо нарушены с татьи 9 и 11 Европейской Конвенции о правах и свободах и в силу этого ответчик — Российская Федерация обязывалась выплатить заявителю 10 000 евро в качестве компенсации нематериального ущерба.

* Ныне — Центральный корпус Санкт-Петербурга

[1] Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ)Ф. А-353. Оп. 8. Д.

8. Л. 27.


Похвально стремление к духовному развитию человека. Очень важно дать ему идеалы, жизненные ориентиры, надежду на лучшую жизнь. Но прежде чем заботиться о духовности и просветлении сознания, нужно, пожалуй, обеспечить человека такими простыми радостями, как еда, крыша над головой, здоровье и одежда. Одна тарелка супа важнее тысячи брошюр.

Основатель Армии спасения Уильям Бут родился в Ноттингеме 10 апреля 1829 г. Как утверждают биографы выдающегося филантропа, он с детства запечатлел в душе горе и нищету, царившие в трущобах больших городов какое-то время. Бут был помощником ростовщика, но затем обратился к протестантской церкви, а именно — к методизму, и был рукоположен в методистские священники. В 1855 г. он вступил в брак с женщиной по имени Кэтрин, которая впоследствии стала его верным соратником.

Бута не устраивала доктрина Англиканской церкви, гласившая, что спастись могут только избранные. Его увлекли идеи Уэсли[10], согласно которым спасительная благодать Божия распространяется на всех. Обязанность протестантского миссионера — донести эту истину до каждого, включая и тех, кого в ту пору называли отбросами общества. Решив заняться миссионерством, Бут в 1865 г. основывает Христианскую миссию. Первоначально задачей миссионера была в основном проповедническая деятельность в лондонском Ист-Энде[11], однако вскоре он пришел к мысли о необходимости оказания реальной материальной, а не только духовной, помощи нуждающимся. Более того, его захватывает мысль об организации религиозно-благотворительного общества в более широких масштабах, нежели один город или одна страна.

Уже в 1880 г. комиссар Джордж Рэйлтон с группой женщин прибыл в США, а спустя шесть лет отделения Армии существовали в Австралии, Франции, Швейцарии, Швеции, Индии, Канаде, Южной Африке, Исландии и Германии. Вся организация находилась под контролем своего лидера. Один журналист, посланный интервьюировать Бута, говорил, что ожидал увидеть провидца и святого, а нашел практичного бизнесмена.

Основным направлением деятельности Армии спасения является создание лечебниц для алкоголиков, детских приютов, реабилитационных центров для взрослых, родильных домов и приютов для рожениц, агентств по трудоустройству (в том числе для заключенных), приютов для стариков, бюро по проблемам семьи. Вообще, спектр благотворительных услуг Армии спасения исключительно широк.

Однако дело продвигалось медленно. Долгое время процесс проникновения на территорию страны протестантских миссионеров тормозился реакционными национально-религиозными кругами. Были и другие соображения, волновавшие министров и полицию. Вот, например, цитата из досье на Армию спасения, составленном под руководством преемника Столыпина Н. В. Плеве:

Следует признать, что эти соображения выглядят достаточно разумными, если поставить себя на место российских чиновников. Ситуация в России была непростая, лишь недавно в стране отгремели революционные события 1905 г. Осторожность и взвешенность в решениях диктовалась объективными обстоятельствами. Впоследствии за действиями потенциальных сектантов было установлено наружное полицейское наблюдение.

В 1914 г. в Петрограде нашли пристанище многие беженцы, среди которых были потерявшиеся дети и дети-сироты. Армия спасения открывает в городе и окрестностях приюты для бездомных, летние лагеря и колонии для сирот. Раздает и бесплатные обеды, и продовольственные пайки, и одежду (в течение года их получило свыше 30 тысяч человек).

Постепенно Армия завоевала доверие и симпатию населения, о чем свидетельствуют регулярные пожертвования от городской думы, российских благотворительных фондов и других организаций и частных лиц. Так, одним из пожертвователей стал граф Толстой. Покровителями Армии были и члены царской семьи.

Возвращение в Россию состоялось лишь в 1991 г. Армия спасения зарегистрировала свои отделения в 1992 г. в Москве, а затем еще в дюжине городов Российской федерации — Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Волгограде, Петрозаводске и др.

Однако вся пассивность Армии спасения улетучилась, когда ее отделение оказалось под угрозой ликвидации. Вокруг решения управления была поднята страшная шумиха. Давление на органы юстиции России оказывали и зарубежные организации, и местные СМИ. Кое-кто усмотрел здесь длинную руку Соединенных Штатов и назвал Армию спасения организацией, направленной на усиление западного влияния в СНГ.

Армия спасения по сей день действует в Грузии, Молдове, Украине. В последней — с 1993 г. Ее отделения работают в Киеве, Симферополе, Ялте, Донецке, Кировограде.

В Левобережном отделении Киева открыт детский приют, в котором воспитываются 180 детей, брошенных родителями или сбежавших из дома. Их обеспечивают трехразовым питанием. Помещение предоставили городские власти. В отделении Здоровка под Киевом работает реабилитационный центр по оказанию помощи бездомным и алкоголикам. Организовано питание в столовой центра и раздача одежды. Проводятся индивидуальные консультации, оказывается помощь в трудоустройстве. В настоящее время совместно с администрацией рассматривается вопрос об открытии сельскохозяйственной фермы, на которой могли бы работать бездомные и безработные.

Центральное отделение заботится об одиноких пожилых людях: там шьют и чинят их одежду, приносят обед, ухаживают за лежачими больными. На программы в странах СНГ в 1996–1997 гг. Армия спасения израсходовала 3,5 миллиона долларов.

История Армии спасения показывает, как обычная протестантская секта превратилась в огромную и влиятельную организацию с многомиллионным бюджетом. Собственно, это не единственный пример подобного роста. Многие современные секты также насчитывают сотни тысяч приверженцев и обладают большими капиталами. Армия спасения уникальна другим — сохранением своего несомненно позитивного имиджа организации, которая несет людям добро. Ведь это и есть истинная духовная миссия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Армия спасения

Армия спасения

Армия спасения Религиозно-благотворительная организация, основанная в 1865 г. методистским священником У. Бутом. Для выполнения своих задач организация использовала военную иерархию, униформу, терминологию.Похвально стремление к духовному развитию человека. Очень

Наемники – прошлая армия новой войны

Наемники – прошлая армия новой войны Война в территориальном субпространстве имеет очевидную тенденцию к дальнейшему масштабному распространению. Если раньше доминирующей формой международных отношений была дипломатия, то теперь для достижения политических и

Могучая и яркая императорская армия

Могучая и яркая императорская армия По всей видимости, императорская армия представляла собой впечатляющее зрелище. По узким дорогам через серые пространства мимо разбросанных там и здесь деревень двигалась длинная колонна, напоминавшая змею, поблескивающую своими

Армия майя

Армия майя Помимо работы на своих полях и полях своих религиозных и светских владык, а также требуемого от них участия в строительстве, крестьянам майя было положено являться для службы в армии. Организация армии и способы ведения военных действий более подробно

Армия спасения

Армия спасения см.: Бут, Кэтрин; Бут, Уильям.

БОЖЬЯ АРМИЯ НА ЗЕМЛЕ

БОЖЬЯ АРМИЯ НА ЗЕМЛЕ Церковь Иисуса Христа ? это Божья армия на земле. Мы все обладаем позицией и дарами для выполнения своего задания. Много лет назад Господь разбудил мою жену и в Духе показал ей великую армию. Она сразу же разбудила меня в четыре часа утра, чтобы

Армия – кривое зеркало общества, которому служит

АРМИЯ ПЕТРА I

АРМИЯ ПЕТРА I В 1696 г. Пётр I завоевал Азов. Теперь донские казаки, которые ранее были союзниками и наёмными солдатами России, стали её подданными. Через десять лет, 6 июля 1707 г. Пётр I Ю.В.Долгорукого на Дон для ареста и возвращения к хозяевам крепостных, бежавших на Дон после

АРМИЯ ТЬМЫ

АРМИЯ ТЬМЫ Нет ничего удивительного в том, что Сатана вложил много средств в создание собственной армии. Он любил воинов своей армии и обожал то, для чего они предназначались, – войны. Что могло подавить вос- стание, кровавую революцию или погасить международ- ный конфликт

Глава XVII Армия, флот, авиация

Глава XVIII Армия в государстве

Глава XVIII Армия в государстве Устроителю вооруженной силы надлежит разрешить две задачи: устройство постоянного состава– дав ему статут военной касты либо военного сословия – и устройство переменного состава – статус вооруженного народа.* * *Армия состоит из генералов,

II Красная армия

II Красная армия Мы все были до смешного не осведомлены о внешних событиях; не только мы, уединенные гатчинцы, но и жители Петербурга. В советских газетах нельзя было выудить ни словечка правды. Ничего мы не знали ни об Алексееве[166], ни о Корнилове[167], ни об операциях

Армия Спасения: Сердце – Богу, руку - человеку


В армию - за помощью

Свой путь в России Армия Спасения начинала с Петербурга. 1913 году здесь появились ее первые российские корпуса, открылся "Дом возрождения" для падших женщин. Потом образовались отделения в Москве, Орле, Луге. Кроме основного девиза Армии Спасения: "Сердце - Богу, руку - человеку", русские последователи Уильяма Бута имели свой девиз: "Русь - для Христа!" Февральская революция по сути легализовала деятельность спасенцев, а октябрьская положила начало концу миссии в России. В ноябре 1922 года были опечатаны и разгромлены помещения Армии Спасения в Москве и Петрограде. В 1923 году Армия официально прекратила свою деятельность в молодом советском государстве.

Возрождение российских корпусов началось также с города на Неве. В 1991 году в Северной столице возобновилось служение. Было время, когда только в Петербурге одновременно действовало пять корпусов в разных районах города (там проводились богослужения, изучение Библии) и социальный центр на Литейном, 44-б, где реализовывались масшатбные социальные проекты, в первую очередь по работе с бездомными. Сейчас вся работа сосредоточена именно в этом здании.

Как рассказывает глава петербургского корпуса Армии Спасения, капитан Вадим Хурин, к настоящему моменту солдаты Армии (которых в Петербурге насчитывается от 40 до 60 человек) с помощью волонтеров работают в нескольких направлениях: продолжается работа с бездомными (и за многие годы существует немало примеров возрождения оказавшихся на самом дне жизни людей), оказывается помощь ВИЧ-инфицированным, ведется профилактика таких тяжелых видов химической зависимости, как алкоголизм и наркомания, проводятся служения с пожилыми людьми и блокадниками.

Другая категория поддерживаемых – это пожилые люди, которым не хватает элементарной помощи и общения. Для них четыре раза в неделю организуются группы, где петербуржцы общаются между собой, изучают Библию, отмечают церковные и обычные праздники. Создан даже хор. При необходимости волонтеры посещают нуждающихся на дому или в больнице.

На попечении Армии Спасения и два отделения ВИЧ-инфицированных детей-сирот в Республиканской клинической больнице в Усть-Ижоре. Их снабжают продуктами, не входящими в больничный рацион.

Стать солдатом

Прежде чем стать офицером, солдат Армии Спасения проходит обучение, включающее в себя как богословское направление, так и практическое. Связывая свою жизнь с Армией, офицер в любой момент должен быть готов к перемене места службы. Однако в этой армии есть возможность обсуждать приказы – назначение производится с учетом множества факторов.

На Литейном, 44-б (здание во дворе, вход в арку) принимают также продукты длительного хранения – крупы, макароны, консервы. Они нужны как для бесперебойной работы благотворительной столовой, так и для организации адресной помощи малоимущим. В Армии Спасения будут рады сотрудничеству с предприятиями, которые могут поставлять продукты, и меценатами, которые готовы жертвовать средства на их приобретение.

Ну и, конечно, в Армии Спасения всегда рады личному участию – в сортировке и раздаче вещей, помощи в различных программах, в посещении больниц (что, правда, осуществляется после определенной подготовки). Дело найдется для каждого – было бы желание помогать.


Прошло уже 18 лет с того момента, как Армия Спасения (АС) возобновила свою деятельность на территории России. Естественно, за этот срок произошло множество событий и внутри самой АС, и в России и в политике государства по вопросам религии, что не могло не отразиться на судьбе церкви. В чем-то путь развития АС был похож на тот, что проделало множество евангельских церквей возвратившихся или пришедших впервые в начале 1990-х годов в Россию из-за рубежа. Сначала отмечался быстрый и активный рост в первой половине 1990-х годов, который по признаниям пасторов превосходил самые оптимистические ожидания командующего состава. Правда беседы с теми прихожанами, которые были в числе первых обращенных (да и вторых) показали, что интерес к церкви поначалу был вызван общим увлечение всем новым и западным, они шли посмотреть на американцев - "тогда все англоговорящие нам казались Американцами, с большой буквы "А". Также немаловажную роль играла и высокая международная репутация и история этой церкви. Иногда именно этот фактор играл решающую роль: ведь в начале 1990-х в России работало огромное количество миссионеров церквей, о которых не знали и не слышали, на этом фоне об Армии Спасения были какие-то представления, пускай даже по романам Ремарка.

Но основной причиной привлекательности АС для новых прихожан стали гуманитарная помощь, которую оказывали миссии АС и активная социальная работа с детьми и пенсионерами. Помощь нуждающимся являлась не просто одной из сфер деятельности церкви, а ее главным направлением. Активная социальная позиция и помощь обездоленным, как неотъемлемая часть жизни истинного христианина была изначально заложена в учении Джона Уэсли (Весли), из традиций которого вышла и Армия Спасения, и была еще более усилена Уильямом Бутом, основателем этой церкви.

Однако сложность заключалась в том, что социальная деятельность в глазах первообращенных затмила религиозную составляющую АС. Об учении церкви многие имели весьма смутные представления. Конечно раздача гуманитарной помощи и другие массовые мероприятия (летние лагеря для детей, концерты, посещение детских домов, домов инвалидов и пр.) сопровождалось молитвой, пением гимнов и небольшой проповедью. Но миссионеры говорили вообще о христианской морали, проповедовали борьбу со грехами, но не об особенностях позиции церкви.

Это нельзя назвать ошибкой или упущением миссионеров. АС с самого начала достаточно мало уделяла внимания разработке богословской доктрины. У. Бут и его последователи выступали против всего, что надстраивалось над Священным Писанием. Быть христианином – это значит исполнять заповеди и строить свою жизнь согласно евангельским примерам. Они подчеркнуто отказались в богослужениях от устоявшихся обрядов и разработке учений о таинствах, считая, что споры о них наносят больший вред Церкви, чем все внешние враги. Однако они и не осуждали их присутствия в других церквях. Более того, член Армии Спасения может быть прихожанином любой другой христианской церкви, чье учение не противоречит позиции традиционной христианской морали. (Правда, по замечаниям пасторов Эдуарда Кузнецова и Александра Харькова, такое чаще всего случается на начальном этапе, когда человек внутренне еще окончательно не выбрал ту церковь, которая отвечает его взглядам).

Впрочем подобная ситуация отнюдь не оказалась чем-то исключительным. АС во всем мире не отличается многочисленностью, но имеет большое число сторонников и сочувствующих, которые оказывают эпизодическую помощь и принимают участие в ее работе. Поэтому реальный круг тех людей, которых можно отнести к прихожанам, намного шире. Показательно то, что в конце 1990-х годов при общей численности членов по России всего в 2000 человек, только в Москве существовало два молодежных хора, каждый по 120 человек. Также не меньшее число было и пенсионеров, которые посещали воскресные богослужения, могли участвовать в различных лигах (домашняя, семейная), но не являлись солдатами Армии Спасения. Активная деятельность привела к тому, что в 2000 году на территории России насчитывалось 22 корпуса (21 в европейской части и 1 во Владивостоке). К этому моменту уже стало понятно, что период становления закончился, и руководство рассчитывало на организацию постоянных миссий, лиг, проектов, осуществляемых местными силами, и постепенное воцерковление сочувствующих. Однако эти планы оказались нарушены. Помощь и спасение понадобились самой Армии Спасения.

Вместе с тем там, где и администрация и простые жители были свидетелями той огромной благотворительной и социальной работы, проделанной АС перерегистрация проходила без проблем. Перерегистрации отделений в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Волгограде формально позволяли зарегистрировать устав нового религиозного центра АС. Однако только после подачи иска в Конституционный суд России, на основании того, что на территории России было уже пять перерегистрированных местных организаций (корпусов), АС получила перерегистрацию в качестве центральной организации. Это позволило как-то стабилизировать состояние, поддержать сохранившиеся корпуса. В то же время, с 1999 г. АС подвергалась разнообразным нападкам, ограничениям, запретам во многих регионах страны, а не только в Москве. Отказ в перерегистрации московских корпусов так и не был снят, соответственно не было возможности и вести полноценную деятельность, вплоть до весны 2009 года. Только 10 апреля 2009 г., выполняя решение Европейского суда (куда в 2004 г. АС и Славянский правовой центр подали иск, решенный в пользу АС в октябре 2006 г.) Московское отделение, получило регистрацию. Конечно, АС не прекратила на эти 10 лет полностью своей деятельности в Москве и других городах, где общины не были перерегистрированы. Она продолжала по возможности помогать бездомным, сотрудничать с детскими домами с обществами инвалидов. Проводились и богослужения. Но в связи с тем, что аренда не была возможной, организовывать их можно было только в здании в Хлебниковом переулке, находящемся в частной собственности АС. Аналогичная ситуация произошла и в Петербурге, где было собственное здание на Литейном проспекте.

Однако супруга Харькова Мария настроена не столь оптимистично. Она отметила и тот урон, который понесла АС. Много лет она возглавляла домашнюю лигу и активно участвовала в деятельности лиги милосердия. Мария Харькова отметила, что произошел и вынужденный отсев тех, кто искренне разделял учение церкви. В связи с закрытием корпусов многие люди просто не имеют возможности принимать участие в деятельности церкви. По ее опыту в Москве пожилые люди и школьники, которые с удовольствием приходили в корпуса неподалеку от их дома, не способны ездить на другой конец города. В свою очередь сократилась и возможность оказания социальной помощи. Сократились ресурсы АС в России, и возможность охвата тех нуждающихся в постоянном уходе, которых раньше регулярно посещали прихожане АС. Компенсацию, которую выплатило правительство России Армии Спасения по решению европейского суда, церковь потратила на то, чтобы закупить гуманитарную помощь и раздать ее тем инвалидам, нуждающимся семьям и одиноким пенсионерам, которых она курировала до кризиса. Но это было лишь разовой акцией. И данную работу в полном объеме восстановить удастся еще не скоро.

Читайте также: