Доклад поздравительная речь презентация

Обновлено: 30.06.2024

Презентация на тему: " ТЕМА: Речевая деятельность. Формы и виды речевой деятельности." — Транскрипт:

1 ТЕМА: Речевая деятельность. Формы и виды речевой деятельности.

2 ВАЖНО! Речевая деятельность – это неотъемлемая и составная часть общей деятельности. Между системой общей деятельности (например, познавательной, учебной, трудовой) и системой речевой деятельности существуют отношения взаимосвязи.

3 Различают четыре вида речевой деятельности: Говорение Чтение Слушание Письмо Их принято подразделять на репродуктивные (говорение и письмо) и рецептивные (чтение и слушание).

4 Интересные факты Подсчитано, что в среднем человек тратит 30% времени на слушание, 22% - на говорение, 10% - на письмо и 38% на чтение. В деловом общении доля слушания увеличивается до 45%. В большинстве случаев человеческое общение облекается в форму устной речи.

5 Структура устной речи Устная речь Говорение Диалог Моноло г Аудирование Диалог Моноло г

6 Говорение представляет собой вид речевой деятельности, посредством котором (вместе со слушанием) осуществляется устное вербальное общение. Говорение осуществляется в формах монологической и диалогической речи.

7 Монолог - организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуального построения и предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращённое к собеседнику или аудитории. Устная монологическая речь является сложной формой речевой коммуникации и отражает степень образованности человека.

8 Цель монологической речи: информирование слушателей; пробуждение в слушателях тех или иных чувств; побуждение к определённым действиям.

9 Диалог - непосредственное взаимодействие двух собеседников. Каждый диалог имеет свою структуру, причём структурной единицей диалога является диалогическое единство, т.е. структурно и семантически законченное соединение реплик.

10 Выделяют следующие диалоговые структуры: 1. Вопрос – ответ: -Ты уже работаешь? -Нет, я ещё учусь в университете. 2. Вопрос – вопрос: -Куда ты идёшь? -А почему ты спрашиваешь?

11 Выделяют следующие диалоговые структуры: 3. Утверждение – утверждение: -Игорь каждый раз опаздывает. -Лучше бы мы сами купили билеты. 4. Утверждение – вопрос: -Сегодня ветрено и сыро. -А дождь будет?

12 Таким образом, основными элементами диалога является вопрос и утверждение, причём практически всегда вопрос выступает в роли ведущего элемента. Именно поэтому необходимо овладеть искусством оформления вопросов.

13 С помощью вопросов можно: Уточнить и детализировать информацию о предмете обсуждения; Вернуть собеседника в русло обсуждаемой проблемы, если он отошёл от темы; Дать ему возможность успокоиться, раскрепоститься, снять нервозность, показать действительный уровень компетентности по обсуждаемой проблеме; Перехватить и удержать инициативу в беседе. Активизировать внимание собеседника.

15 По характеру и структуре вопросы подразделяются на группы: 3. Риторические вопросы (не требуют прямого ответа): Мы ведь придерживаемся единого мнения по этому вопросу? 4. Переломные вопросы (помогают удерживать беседу в нужном русле; могут иметь эффект неожиданности): Кто будет финансировать это мероприятие?

16 По характеру и структуре вопросы подразделяются на группы: 5. Вопросы на обдумывание (заставляют собеседника размышлять): Правильно ли я Вас понял, что участие нашей компании в данном проекте может… Получив вопрос на обдумывание, собеседник может взглянуть на свои предложения со стороны, самостоятельно увидеть их слабые стороны, внести определённые коррективы.

17 Аудирование является самостоятельным видом речевой деятельности, предполагающим восприятие на слух и понимание текстов. Аудирование – единственный вид речевой деятельности, при котором человек, участвующий в ней, зависит от коммуникатора.

18 Факторы, влияющие на успешность восприятия речи на слух Индивидуально-возрастные особенности слушающего. Условия восприятия. Лингвистические трудности смыслового восприятия.

Файлы: 1 файл

поздравительная речь.pptx

Подготовила: студент 1 курса гр. УП-13

Научный руководитель: д.п.н.профессор

Поздравительная речь: структура, содержание, риторические фигуры

выявить и описать основные лингвостилистические особенности поздравительной речи как разновидности эпидейктического жанра

    • изучить специальную литературу по теме исследования;
    • уточнить и систематизировать понятие
      • исследовать языковые особенности поздравительной речи;
      • классифицировать жанр поздравительной речи;
      • юбилейная речь
      • благодарственная речь
      • приветственная речь
      • нобелевская речь
      • застольная речь
      • поздравительная речь
      • напутственная речь
      • инаугурационная речь
      • надгробная речь
      • похвала
      • благодарность
      • соболезнование
      • комплимент и тост
      • хула
      • обвинение
      • осуждение

      наиболее востребованный жанр эпидейктической

      речи, активно заявленный в речевых действиях современной языковой личности, имеющий целью выразить своё доброе отношение к адресату, воодушевить и сплотить присутствующих.

      Классификация поздравительных речей:

      К календарным датам

      Особые торжественные случаи

      Структура поздравительной речи

      Привлечь внимание, указать на повод для произнесения речи, обозначить предмет, проблему

      Дорогие друзья. ; Милые дамы. ; Дамы и господа. ; Уважаемый Петр Сергеевич. и др.

      Сообщить о предмете речи: о жизни и деятельности поздравляемого, конкретном значимом событии

      Характеристика поздравляемого. Рассказ, лирические отступления, комментарии автора, шутка, анекдот, басня, стихотворение, легенда, пословица, поговорка, притча, воспоминания, пояснения, комплимент и др.

      От лица (от имени) поздравляем..(и хотим подарить. ); Прими мои поздравления. (и подарок); Поздравляю. (и дарю. ); Разрешите (позвольте) поздравить. (и вручить. ); Примите мои теплые (искренние) поздравления (и этот скромный подарок. ). и др.

      Подчеркнуть значимость человека или события, пожелания.

      Похвала герою, событию, оценка его роли, значения, обращение к адресату, надежда, благодарность, комплимент, напутствие и др.

      Надеемся, что и в дальнейшем…; У Вас впереди еще столько…; Оставайтесь такой же… и др.

      Языковые особенности поздравительной речи:

      Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда

      Вы прекрасный специалист.

      Вы мастер на все руки.

      Вы сильный, справедливый человек.

      Вы такой способной програмист.

      Вы мужественно и бодро встречаете трудности.

      Риторический вопрос, риторическое восклицание

      Вопрос, не требующий ответа.

      Лучезарная, несравненная, совершенная! Нет сил никаких скрывать свой восторг, свое восхищение перед вами. Кто из присутствующих сомневается, что наш юбиляр достоин самый высшей похвалы?

      Перенос значения с одного явления на другое на основе сходства между ними

      Душа настоящего человека есть самый сложный, и самый нежный, и самый певучий музыкальный инструмент.

      Сопоставление явлений или понятий с целью выделить особо важный признак

      Вы полны энергии, как расщепленный атом. Вы прекрасны, как сама весна!

      Образное определение, характеризующее свойство, качество предмета или лица

      Вы просто золотой человек!

      Вы необыкновенная, всегда оригинальная, остроумная, доброжелательная, всегда открытая людям!

      Силой своего характера Вы вращаете Землю.

      Я б для тебя украл весь небосвод
      И две звезды Кремлёвские в придачу!

      • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
      • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

      Тема: Составление текста поздравления на открытке 2 классВыполнила учитель.

      Описание презентации по отдельным слайдам:

      Тема: Составление текста поздравления на открытке 2 классВыполнила учитель.

      Тема: Составление текста поздравления на открытке

      2 класс
      Выполнила учитель
      начальных классов

      Прочитайте пословицу “Хорошее слово половина счастья”

      “Хорошее слово половина счастья”

      У ЁЛКИ ИГОЛКИ КОЛКИЧто это? Какой недавно был праздник? – Что вы знаете о.

      КОЛКИ
      Что это? Какой недавно был праздник?
      – Что вы знаете о новогоднем празднике?
      -Что является символом Нового года? Как можно поздравить любимого и уважаемого вами человека с Новым годом? (подписать открытку)
      - Сегодня мы с вами научимся подписывать поздравительную открытку

      Поздравительная открытка

       Где же используется письменная поздравительная речь?

      Где же используется письменная поздравительная речь?

       Где же используется письменная поздравительная речь? В поздравительном пись.

      Где же используется письменная поздравительная речь?

      В поздравительном письме
      В поздравительной открытке
      В поздравительной телеграмме

      Это интересно… [Известна дата, когда появилась первая открытка, – 7 октября.

      Это интересно…
      [Известна дата, когда появилась первая открытка, – 7 октября 1775 года. Возникновение поздравительных писем связывают именно с этой датой и необычайной историей. В немецком городе Ольденбурге некий книготорговец по имени Шварц рассердился на своего друга. Но так как он был воспитанным, вежливым человеком и не мог сказать другу в глаза то, что больше всего хотелось, он принял другое решение. На белом листе картона Шварц один из рисунков книги, которая имела в то время большой успех. На рисунке главного героя чёрт волочил в преисподнюю, именно этого желал своему другу книготорговец. Его друг развеселился и всем показывал это забавное послание. В книжный магазин Шварца хлынули покупатели, чтобы приобрести такую картинку, ведь у каждого был кто-то, кому хотелось досадить, да ещё так, чтобы не подписывать своего имени. Почтовые служащие долго не принимали всерьёз эту новинку и много лет относились к ней как к пустой затее. Но они заблуждались относительно будущего открытки. Успех её был огромен, и сегодня жизнь без неё была бы лишена многих красок. Время изменило её и изменило её назначение, сейчас её цель не досадить, а доставить удовольствие. В Москве живёт интересный человек – Михаил Степанович Забоченя, который коллекционирует открытки. У него одних только новогодних открыток сто тысяч!

      Пасхальная открытка 19 века

      Пасхальная открытка 19 века

      Почтовая открытка начала 20 века

      Почтовая открытка начала 20 века

      Поздравительная открытка середины 20 века

      Поздравительная открытка
      середины 20 века

      Поздравительные открытки конца 20 века

      Поздравительные открытки конца 20 века

      Поздравительные открытки конца 20 века

      Поздравительные открытки конца 20 века

       Художник Е.Борисов, 1992 г.

      Художник Е.Борисов, 1992 г.

      Виды открыток

      Словарная работа Праз.ник, поздр.вляю, д.рогая, ув.жаемая, ж.лать, зд.ровье.

      Праз.ник,
      поздр.вляю, д.рогая,
      ув.жаемая, ж.лать,
      зд.ровье.

      Лови шарик!

      Вспомните, с чего мы начинаем писать поздравительную открытку. (Дорогая мама.

      Вспомните, с чего мы начинаем писать поздравительную открытку.

      (Дорогая мама! Уважаемая Наталья Викторовна!)
      - Эта часть открытки имеет свое название- ?.
      - Следующая часть открытки- … о том, с чем поздравляют.
      -Большую трудность вызывает третья часть- само …..
      -И заканчивается четвертой частью- ….

      Обращение. - Здесь нужно помнить о том, что обращение должно быть приятным. -.

      Причина поздравления мы указываем название праздника. пожелание. Что обычно ж.

      мы указываем название праздника. пожелание.
      Что обычно желают? При пожелании надо помнить, что оно всегда зависит от адресата. Поздравляя с одним и тем же праздником разных людей, мы будем писать разные пожелания. Как желаем? Что желаем?
      С каких слов можно начать пожелание?
      что можно пожелать? - Вы сказали, что еще желают здоровья. Как выглядит здоровый человек?
      - Как же мы напишем пожелание?

      Причина поздравления Поздравляю с Новым годом!… с Международным женским днем.

      Поздравляю с Новым годом!… с Международным женским днем!) пожелание. (Здоровья. Счастья. Успехов в чем-нибудь.)
      (Желаю тебе…. От всей души желаю…. Искренне желаю…. От всего сердца желаю… Хочу пожелать… Хочу, чтобы… Пусть…)
      (Счастья Здоровья Успехов Удачи)
      (Он веселый. Он хорошо себя чувствует. Он добрый. Он улыбается.)
      ( Желаем веселья, улыбок, хорошего самочувствия, оставаться такой же доброй, красивой, чтобы улыбались, сияли ваши глаза.)
      Когда мы говорим об успехах, то прежде всего надо задуматься, кому пишем открытку. Ведь мы должны знать человека и знать в чем и каких успехов он хочет добиться. Помните, что пожелания должны быть приятными.
      ( Успехов в учебе, в труде, музыке, спорте, новых интересных путешествий.) успехов надо пожелать, не напоминая о неудачах.

      Части текста поздравления 1. Обращение 2. Поздравление 3. Пожелание 4. Подпис.

      Части текста поздравления
      1. Обращение
      2. Поздравление
      3. Пожелание
      4. Подпись
      5. Дата

      ОбращениеДорогая Уважаемая Любимая

      Дорогая, любимая бабушка! Милая, добрая мама! Дорогой мой папа!

      Дорогая, любимая бабушка!

      Милая, добрая мама!

      Дорогой мой папа!

      Причина поздравленияПоздравляю С Новым Годом Поздравляю С Днем Рождения Поздр.

      Причина поздравления
      Поздравляю С Новым Годом
      Поздравляю С Днем Рождения
      Поздравляю с 8 Марта
      Поздравляю с Днём Защитника Отечества

      Пожелания Желаю тебе… От всей души желаю… Искренне желаю… От всего сердца же.

      Желаю тебе…
      От всей души желаю…
      Искренне желаю…
      От всего сердца желаю…
      Хочу пожелать…


      Дата…………………..31 декабря 2018г. Подпись ……………. Т.

      Дата…………………..31 декабря 2018г.

      Подпись …………….
      Твой друг Дима
      Твоя подруга Маша

      Твой сын Саша. Твой внук Игорь. Любящая внучка Маша. Твой друг Дима.

      Твой сын Саша.
      Твой внук Игорь.
      Любящая внучка Маша.
      Твой друг Дима.

      Варианты поздравлений с Новым ГодомМы желаем Вам только хорошего. Счастья.

      Варианты поздравлений
      с Новым Годом
      Мы желаем Вам только хорошего.
      Счастья, радости в Новом году!

      Пусть Новый год Вам принесет
      Побольше веселья, поменьше хлопот.

      С Новым годом поздравляем
      И хотим, чтоб Дед Мороз
      Все невзгоды и печали
      В царство снежное унес.



      Домашнее заданиеНаписать поздравительную открытку?

      Домашнее задание
      Написать поздравительную открытку?

      Рефлексия

      Краткое описание документа:

      Речь, виды речи и её функции, слайд №1
      Речь, виды речи и её функции, слайд №2
      Речь, виды речи и её функции, слайд №3
      Речь, виды речи и её функции, слайд №4
      Речь, виды речи и её функции, слайд №5
      Речь, виды речи и её функции, слайд №6
      Речь, виды речи и её функции, слайд №7
      Речь, виды речи и её функции, слайд №8
      Речь, виды речи и её функции, слайд №9
      Речь, виды речи и её функции, слайд №10
      Речь, виды речи и её функции, слайд №11
      Речь, виды речи и её функции, слайд №12
      Речь, виды речи и её функции, слайд №13
      Речь, виды речи и её функции, слайд №14
      Речь, виды речи и её функции, слайд №15
      Речь, виды речи и её функции, слайд №16
      Речь, виды речи и её функции, слайд №17
      Речь, виды речи и её функции, слайд №18

       речь, виды речи и её функции. Никулина алина

      Слайд 1

       Речь это язык в действии, своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом [Речь человека http://www.rsd.in.ua] исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком [http://mylektsii.ru]

      Слайд 2

       Речь - Это психический процесс. Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы (слово). Речь, как и любой другой психический процесс, невозможна без активного участия первой сигнальной системы (анализаторы). Движущая сила развития речи –потребность в ОБЩЕНИИ, как правило, возникающая в деятельности.

      Слайд 3

      Речь - Это психический процесс. Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы (слово). Речь, как и любой другой психический процесс, невозможна без активного участия первой сигнальной системы (анализаторы). Движущая сила развития речи –потребность в ОБЩЕНИИ, как правило, возникающая в деятельности.

       Виды речи: Внешняя речь: - устная (диалогическая и монологическая); - письменная. Эгоцентрическая Внутренняя Жестовая Дактильная (пальцами)

      Слайд 4

      Виды речи: Внешняя речь: - устная (диалогическая и монологическая); - письменная. Эгоцентрическая Внутренняя Жестовая Дактильная (пальцами)

       Виды устной речи: Монологическая речь – когда говорящий в течение относительно длительного времени излагает свои мысли, не будучи прерываем д ругими людьми (лекции, доклады, устные отчеты, чтение вслух стихотворений, прозы и т. д.) Диалогическая речь - разговор, в котором участвует не менее двух собеседников (беседа, всегда связана с необходимостью отвечать на вопросы или реплики собеседников).

      Слайд 5

      Виды устной речи: Монологическая речь – когда говорящий в течение относительно длительного времени излагает свои мысли, не будучи прерываем д ругими людьми (лекции, доклады, устные отчеты, чтение вслух стихотворений, прозы и т. д.) Диалогическая речь - разговор, в котором участвует не менее двух собеседников (беседа, всегда связана с необходимостью отвечать на вопросы или реплики собеседников).

       Письменная речь Это речь, которая по своей структуре является наиболее развернутой и синтаксически правильной. Обращена не к слушателям, а к читателям, непосредственно не воспринимающим живую речь автора и не имеющим поэтому возможности уловить ее смысл по интонации. Письменная речь становится понятной только при условии строгого соблюдения грамматических правил данного языка.

      Слайд 6

      Письменная речь Это речь, которая по своей структуре является наиболее развернутой и синтаксически правильной. Обращена не к слушателям, а к читателям, непосредственно не воспринимающим живую речь автора и не имеющим поэтому возможности уловить ее смысл по интонации. Письменная речь становится понятной только при условии строгого соблюдения грамматических правил данного языка.

       Внутренняя речь Это речь про себя, с нею мы не обращаемся к другим людям. Не является средством общения. Она имеет весьма существенное значение в жизни человека, будучи связана с его мышлением. Она органически участвует во всех мыслительных процессах.

      Слайд 7

      Внутренняя речь Это речь про себя, с нею мы не обращаемся к другим людям. Не является средством общения. Она имеет весьма существенное значение в жизни человека, будучи связана с его мышлением. Она органически участвует во всех мыслительных процессах.

       Жестовая речь это своеобразная, достаточно сложная система общения, в которой используется язык жестов.

      Слайд 9

      Жестовая речь это своеобразная, достаточно сложная система общения, в которой используется язык жестов.

       Функции речи Коммуникативная– это главная функция речи, она проявляется в том, что речь служит средством передачи информации от человека к человеку.

      Слайд 11

      Функции речи Коммуникативная– это главная функция речи, она проявляется в том, что речь служит средством передачи информации от человека к человеку.

       Функции речи Номинативная(назывная, сигнификативная) – дающая название предмету. При помощи языка человек называет все предметы и явления действительности.

      Слайд 12

      Функции речи Номинативная(назывная, сигнификативная) – дающая название предмету. При помощи языка человек называет все предметы и явления действительности.

       Функции речи Интеллектуальная– носитель обобщения, обслуживание мышления (В.И. Яшина). Она дает возможность осуществить главнейшую функцию — быть орудием мышления, подчинять себе все виды и формы мышления, переходить от подсознательных невербализованных процессов к осознанным логически соразмеренным и соотнесенным.

      Слайд 14

      Функции речи Интеллектуальная– носитель обобщения, обслуживание мышления (В.И. Яшина). Она дает возможность осуществить главнейшую функцию — быть орудием мышления, подчинять себе все виды и формы мышления, переходить от подсознательных невербализованных процессов к осознанным логически соразмеренным и соотнесенным.

       Функции речи Функция социализации– приобщения к культурно-историческим ценностям (И.А. Зимняя) Овладев родным языком, человек начинает общаться с социальным окружением, получает доступы к культурному наследию и формируется как типичный член данного общества.

      Слайд 15

      Функции речи Функция социализации– приобщения к культурно-историческим ценностям (И.А. Зимняя) Овладев родным языком, человек начинает общаться с социальным окружением, получает доступы к культурному наследию и формируется как типичный член данного общества.

       Функции речи Регулятивная– функция внешнего контроля поведения. В. Шефнер написал: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести.

      Слайд 16

      Функции речи Регулятивная– функция внешнего контроля поведения. В. Шефнер написал: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести.

       Функции речи Рефлексивная– самоконтроль. (И.А. Зимняя) Размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий

      Слайд 17

      Функции речи Рефлексивная– самоконтроль. (И.А. Зимняя) Размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий

       Функции речи Экспрессивная– отражение эмоциональных состояний человека и его отношения к различным явлениям действительности. (А.А. Крылов). Выражается прежде всего через голос и темп высказывания.

      Слайд 18

      Функции речи Экспрессивная– отражение эмоциональных состояний человека и его отношения к различным явлениям действительности. (А.А. Крылов). Выражается прежде всего через голос и темп высказывания.

      Читайте также: