Доклад на тему адаптация учащихся 5 класса

Обновлено: 02.07.2024

Проблема школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится все более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств.

Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Ее результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающий успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к школе (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности ребенка.

Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.

Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание - все это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе.

С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе.

Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости.

С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройденного в начальной школе.

Ребенок продолжает приходить в то же время в то же здание, ему задают домашние задания, так же спрашивают на уроках и ставят оценки.

Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто — и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов (природоведение, история). И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель.

Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.

Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.

Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы.

Основной особенностью перехода в пятый класс, как уже говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому.

Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником.

Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только способствовал повышению качества их обучения в целом, но и помог в дальнейшей профессиональной ориентации.

Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста.

Причины неуспеваемости при переходе в 5-й класс:

Физиологические изменения. Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.

Неуверенность в себе. Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях “переходит” с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать. Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий. Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки. Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.

Личные проблемы. Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога, и др.

Отсутствие способностей. Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.

Отсутствие интереса. Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.

Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.

Разгадывание кроссвордов требует наличия определенных знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.

Отправляясь с детьми в путешествие, или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние.

Таким образом, чтобы помочь ребенку в адаптации к новым условиям, учителя и родители должны учитывать все моменты сложившейся ситуации. Необходимо оказывать психологическую поддержку ребенку не только в период адаптации, но и в течение всего периода обучения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

тема: «Адаптация учащихся 5 класса

учитель ИЗО и биологии

классный руководитель 5 класса

г. Рыбница, 2021 г.

1. Адаптация учащихся 5 класса при переходе из начальной школы в среднюю.

2. Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.

3. Организация внеклассной работы в классном коллективе.

4. Активное участие классного коллектива в школьной жизни

5. Анкетирование учащихся

6. Пожелания классному руководителю и учителям-предметникам

1. Адаптация учащихся 5 класса при переходе из начальной школы в среднюю.

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится недисциплинированным, безответственным, отстает в учебе и уже не хочет идти в школу, иногда у детей ухудшается сон и аппетит.

Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

На начало учебного года в классе 11 учащихся.
Прибыл 1 ученик – Краснянчук Евгений
Итого: 10 мальчиков, 1 девочка
1 ученик – обучение на дома, Мазник Иван

Причинами медленной адаптации в 5 классе являются:

1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.

2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.

Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:

· Произвольность психических процессов . Некоторые учащиеся не могут самостоятельно организовать выполнение учебных заданий.

· Умственная работоспособность и темп учебной деятельности . Часть учащихся не способна работать в одном темпе со всем классом. В целом темп работы в классе можно охарактеризовать как средний.

· Мотивационная сфера. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.

· Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию. Однако есть и сложности в этом отношении. Наблюдение над отношениями ребят в классе показало, что один ребёнок держится обособленно от коллектива. (Царан Никита) И это не связанно с периодом адаптации, а обусловленно уже сложившимися ранее взаимоотношениями в классном коллективе.

· Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом.

· Эмоциональное состояние. С моей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.

Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем :

1. Изучение классного коллектива.

2. Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.

3. Организация внеклассной работы в классном коллективе.

4. Активное участие классного коллектива в школьной жизни.

Изучение классного коллектива.

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

1. Разговор с учителем начальных классов Голумблевской Валентиной Георгиевной о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию от Валентины Георгиевны об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми обучающимися.

2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.

Проведены классные часы и беседы:

Классные часы по ПДД

2.Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.

В начале учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новым кабинетом, в котором детям предстоит учиться. В течении первой недели обучения перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями предметниками об успеваемости, проблемах, о детях с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.
Особенности класса: активные, дружные, творческие. Легко вовлекаются во все виды деятельности. Есть некоторые проблемы в дисциплине в связи с поведение некоторых учеников.

3.Организация внеклассной работы в классном коллективе.

1. Практически все ученики задействованы в кружковой работе. За редким исключением все дети посещают занятия по интересам и их внеклассная деятельность очень активна.

4.Активное участие классного коллектива в школьной жизни

За первые два месяца, прошедшие с начала учебного года ученики 5 класса активно участвовали в школьных мероприятиях, проявив себя и свои знания, завоевав награды.

2. Подготовка номера ко дню учителя.

Видео-поздравление. Коллектив 5 класса, занял 1 место.

5. Анкетирование учащихся

Было проведено анкетирование, оценивающее уровень мотивации и адаптации учащихся в 5 классе. Присутствовало 8 человек.

· Физическая культура – 2 учащихся

· Изобразительное искусство – 2

2. Я прихожу в школу для того, чтобы.

· узнать что-то новое, интересное – 6

· не огорчать родителей – 2

3. Домашнее задание я делаю так

· обращаюсь за помощью к взрослым – 3

· совершенно самостоятельно – 4

· под контролем родителей – 1

4. Каждый день мне хочется заниматься такими интересными предметами как

· русский язык и литература – 1

· история и английский – 1

· изобразительное искусство – 1

· английский язык – 1

5 . Для того чтобы хорошо учиться, нужно

иметь интерес к предмету – 0

· иметь способности к предмету – 1

· хорошо работать на уроке – 7

6. По какому предмету ты испытываешь наибольшие трудности?

· английский язык – 1

· русский язык и литература – 2

· география и биология – 1

7. Какие трудности ты испытываешь сегодня в учебе

· испытываю большие трудности в пересказе параграфа – 2

· вопросы учителя слишком трудные – 3

· не успеваю запомнить новый материал, сразу после объяснения учитель спрашивает – 0

· у меня нет трудностей в учёбе – 3

8. Я не могу учиться лучше, так как.

· Я учусь в меру своих сил - 6

· мне трудно усвоить учебный материал – 2

9. Много учителей – это хорошо или плохо?

· Хорошо - (можно многому научиться, можно больше походить по школе, потому что все учителя разные) – 8

- у большинства учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой;

- с некоторыми учащимися необходима индивидуальная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.

6. Пожелания классному руководителю и учителям-предметникам:

- Поддерживать и способствовать дальнейшему развитию желания учиться у детей, проявлять себя в разных видах деятельности, узнавать новое для себя.

- В содружестве с учителями-предметниками не растерять потенциал, заложенный в начальной школе

- Работать по организации учебно-воспитательной деятельности.

- Контролировать выполнение домашних заданий.

- Творческий подход к организации внеклассной работы.

Список литературы

3. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. -1984. - №4.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во РОУ, 2006.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этому же способствует и ориентированность младших подростков на установление доверительно - дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки самопознания последствий своего или чьего- то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная смена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую - общение.

Переход из младшей школы в основную - важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей все оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в среднем звене становится предметной.

Пятиклассникам в новых условиях и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них.

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям основной школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

-Умение осознавать требования учителя и соответствовать им.

-Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами.

-Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы.

-Навыки общения и достойного поведения с одноклассниками.

-Навыки уверенного поведения.

-Навыки совместной (коллективной) деятельности.

-Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

В начале учебного 2017-2018 учебного года передо мной стоит главная цель – обеспечить адаптацию учеников при переходе из начальной школы к условиям обучения в основном звене для достижения, которой осуществляются следующие задачи:

- создание на уроках биологии ситуации успеха в данной группе;

-способствование сплочения классного коллектива, формирование доброжелательной и комфортной обстановки;

- создание условия для сохранения и укрепления здоровья;

- стимулирование интереса к развитию творческих, интеллектуальных возможностей и способностей в каждом ученике.

Ученики на уроках биологии активные, работоспособные, четко осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (с помощью выполнения творческих заданий интеллектуального и прикладного характера, выполнения обобщающих заданий в печатных тетрадях, поиска информации по дополнительным источникам).

Учащиеся 5 класса способны оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья и экологический риск взаимоотношений человека и природы.

У учащихся заложено умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле; т.е. заложены основы формирования экологического мышления (личностные результаты обучения).

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий:

Ученики на уроках биологии самостоятельно работают по плану практических работ, сверять свои действия с целью работы и, при необходимости умеют исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).

Познавательных универсальных учебных действий учащиеся имеют достаточный уровень для пятиклассников: вычитывают все уровни текстовой информации, умеют определять возможные источники необходимых сведений и производить поиск информации. В группе хорошо сформированы коммуникативные универсальные учебные действия в форме самостоятельной организации учебного взаимодействия в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

По итогам третьей четверти все показатели образовательного процесса в 5 классе по биологии составляют 100%. Материал учебника биологии базового уровня и учащиеся справляются с изучением текстов. Домашние задания выполняются всеми учащимися. Для того, чтобы поддерживать интерес к обучению, я на своих уроках применяю игровые моменты, тестирование, задачи из известных литературных произведений, презентации, транспаранты и плакаты.

Я наблюдаю, что в классе между учащимися царит доброжелательность и дружелюбная атмосфера. Так же хочется отметить, что учащиеся 5 класса очень организованные и трудолюбивые, охотно откликаются на просьбы старших.

-работоспособность и дисциплина на уроках в классе: учащиеся на уроках работоспособны, дисциплина в классе хорошая,

-атмосфера на уроках и взаимодействие с учителем-предметником: учащиеся 5 класса с уважением относятся к учителю и друг к другу.

Моё мнение об учебных достижениях учащихся– класс работоспособный, но нужен контроль в учёбе. Исходя из вышеизложенного считаю, что поставленные мною основные цели и задачи, выполнены.

В следующей учебной четверти 2017-2018 учебного года я наметила достичь следующие задачи:

1.Создавать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

2. Сохранить значения показателей успешности образовательного процесса.

3. Продолжить развивать интерес к внеклассной творческой деятельности по биологии.

Доклад на тему:

Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда не дисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной и школьной тревожности. Происходит "смена статуса": в начальной школе четвероклассники были самыми старшими и умелыми, а теперь вновь оказываются в позиции самых маленьких. Расширяется круг изучаемых предметов, объем и сложность материала, который нужно усваивать. То, что раньше давалось легко, теперь может потребовать гораздо больших усилий.

Все это означает, что дети могут испытывать значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель—учителя-предметники”.

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что "уже не маленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о своих учителях. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции "старшего” в начальной школе на "самого маленького” в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. Подобные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это разные требования педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Учителя различаются по своим особенностям - стилю общения, темпу речи, требованиям. Одному нравится, когда ученик при ответе высказывает собственное мнение. Другой требует буквально придерживаться текста учебника. Один не придает особого значения аккуратному ведению тетради, другой постоянно снижает оценки за небрежность.

У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, от внезапной свободы - бегают по школе, исследуя "тайные уголки”, иногда даже задирают ребят из старших классов.

Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, "прилипчивость” к классному руководителю, плач, капризы

В этот период у ребенка еще есть время, чтобы стать самостоятельным в учении, определить свои учебные интересы. Он более объективно начинает оценивать свои возможности. По-другому строятся отношения с педагогами и сверстниками.

1) по отношению к учебной деятельности;

2) по отношению к школе и предметам;

3) по отношению к одноклассникам;

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

II. Диагностика адаптационного периода пятиклассников

Диагностика проводилась с целью изучения индикаторов трудностей адаптационного процесса в 5 классе, таких как

3. Методика диагностики уровня школьной тревожности.

Результаты анкеты по определению школьной мотивации таковы:

Высокий уровень мотивации, свидетельствующий о том, что ученик осознает важность учения, учебные цели для него привлекательны, он проявляет высокую познавательную активность, интерес ко всем предметам, к самостоятельной работе, занимает благоприятное статусное положение в классе.

Диагностика школьной мотивации показала, что в 5 классе 35% (7 чел) учащихся имеет высокий уровень мотивации.

Средний уровень учебной мотивации, свидетельствующий, о том, что ученик положительно относится к школе, но учебные цели не осознаются, познавательная активность средняя, сосредоточен по интересу, самостоятельно выполняет только типовые задания, требует контроля со стороны взрослых, дружит со многими детьми в классе, показали 50%(10 чел).

Внешняя мотивация, свидетельствующая о том, что ученика привлекает внеучебная сторона, атрибутика школы. В 5 классе уровень внешней мотивации составляет 25% (4 чел).

Из всех опрошенных пятиклассников высокий уровень школьной мотивации имеют -7 чел, средний уровень-10 чел, внешнюю мотивацию – 4 чел.

Из 21 опрошенных учащихся 60% считают, что учиться интереснее в 5 классе, чем в 4ом. 40% учащимся нравится, когда учат много учителей. На вопрос, с какими трудностями ты столкнулся в 5 классе, ответили так: 50% (10 чел) – трудностей нет, 50% (11 чел)– трудно приспособиться к новым учителям, 50 % (10 чел) учеников не очень устают после уроков, 30%(7чел) – очень устают и 30 % (4 чел) не устают совсем.

Исследование уровня воспитанности учеников 5 класса показало что 20% учеников с низким уровнем, средний уровень 30% . Хороший уровень у 20, у 30% высокий уровень.

Методика исследования отношения учеников к учебным предметам показала что: 40 % нравится – математика, 60% физкультура, 40% учеников сказали, что трудно - английский язык, 20% - трудно география, 40% - трудно русский язык, не нравится 2 предмета. Четверг для них самый трудный день.

Вывод: Адаптация прошла успешно, дети приспособились ко всему. Временная дезадаптация, некоторых учащихся. Это для подобного периода являются нормой.

III. Принятые меры:

· Проведена своевременная индивидуальная работа с Асехановым М., Шариповой А. , проведена беседа с родителями .

· Намечено в дальнейшем с целью не допустить срыва адаптации пятиклассников:

· продолжить наблюдение и изучение классного коллектива 5 класса, более тщательно изучить систему личных отношений учащихся в классе для того, чтобы в дальнейшем целенаправленно формировать эти отношения и создать для каждого ребёнка благоприятный эмоциональный климат;

· обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.

Читайте также: