Доклад международно правовой опыт рк противодействия коррупции и зарубежных стран

Обновлено: 16.05.2024

Актуальность темы работы. Необходимость безотлагательного преодоления коррупции обуславливается тем, что она по эффекту цепной реакции порождает целый спектр других системных проблем: грозит верховенству права, морали общества, стабильности демократических процессов, подрывает основы государственного управления, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, порождает латентную монополизации рынка и подрывает правовые основы свободной, честной конкуренции, приводит к перекосам в оптимальном сочетании методов административного регулирования и рыночного саморегулирования на всех уровнях власти и управления.

1. Понятие коррупции и развитие исследований в сфере противодействия коррупции

. Опыт европейских стран по профилактике и противодействию коррупции

. Опыт ведущих стран Азии по профилактике и противодействию коррупции

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Актуальность темы работы. Необходимость безотлагательного преодоления коррупции обуславливается тем, что она по эффекту цепной реакции порождает целый спектр других системных проблем: грозит верховенству права, морали общества, стабильности демократических процессов, подрывает основы государственного управления, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, порождает латентную монополизации рынка и подрывает правовые основы свободной, честной конкуренции, приводит к перекосам в оптимальном сочетании методов административного регулирования и рыночного саморегулирования на всех уровнях власти и управления.

Проблемные моменты, причиной которых является коррупция, имеют место практически в любой стране. Коррупция составляет существенную угрозу как для экономически развитых стран с традиционно крепкими устоями демократии, так и для стран, находящихся на пути к разрешению кризисных моментов своего существования как в политической, так и в экономической и социальной сферах.

Злоупотребляют служебным положением чиновники как в странах с рыночной экономикой и чрезвычайно высоким уровнем демократии, так и в государствах с административно-командной системой и тоталитарным режимом.

Правовым фундаментом противодействия коррупции в контексте формирования общегосударственных отношений, а так же и общественных отношений в процессе администрирования налогов и сборов является национальное и международное (нормы которого имеют приоритет над национальным) антикоррупционное законодательство.

Наряду с указанным, международные нормативные документы были разработаны мировым сообществом, как источники стандартов для применения в процессе предотвращения и противодействия коррупции, а также с целью включения определенных аспектов международного законодательства в исследуемой сфере в национальные нормативно-правовые акты.

Целою работы является комплексное изучение опыты ведущих иностранных государств по профилактике и противодействию коррупции.

Исходя из цели работы ее задачами стали следующие:

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

) определить понятие коррупции и развитие исследований в сфере противодействия коррупции;

) проанализировать опыт европейских стран по профилактике и противодействию коррупции;

) охарактеризовать опыт ведущих стран Азии по профилактике и противодействию коррупции.

1. Понятие коррупции и развитие исследований в сфере противодействия коррупции

Коррупция представляет собою результат проблем, возникающих в политической, социальной и экономической сфере государства, это негативное явление вполне характерно государству, находящемуся на этапе реформирования.

Даже наличие возрастных демократических традиций и определенного опыта противодействия коррупционным проявлениям не избавило страны мира от различных форм коррупции. Но ее уровень проникновения в государственные учреждения значительно ниже благодаря наличию достаточных условий для противодействия.

Необходимость безотлагательного преодоления коррупции объясняется тем, что она по эффекту цепной реакции порождает целый спектр других системных проблем: грозит верховенству права, морали общества, стабильности демократических процессов, подрывает основы государственного управления, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, порождает латентную монополизации рынка и подрывает правовые основы свободной, добросовестной конкуренции, приводит к перекосам в оптимальном сочетании методов административного регулирования и рыночного саморегулирования на всех уровнях власти и управления [8, с. 44].

Исследования современных ученых сфере коррупции принадлежать, к примеру, таким исследователям, как А.В. Куракин и С.Л. Сибиряков. Эти авторы подчеркивают, что исследование опыта антикоррупционной борьбы в странах зарубежья является первоочередным, исходя из возможностей его использования на уровне законодательства нашей страны.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Проблемы коррупции в органах государственной власти рассматриваются ведущими учеными и экспертами настоящее. Такие исследователи, как А. Мельниченко, Ю. Мельник, В. Ткач, Г. Толстых, В. Степанюк, В. Филипповский, Г. Чернецкая, И. Чубенко занимались вопросом государственной политики противодействия коррупции среди государственных служащих, рассматривали причины и пути преодоления этой преступной деятельности.

Продолжая эту мысль, Е. Матвиишин и В. Максимишин отмечают, что коррупция является одним из следствий слабой мотивации государственных служащих [6, с. 449].

. Опыт европейских стран по профилактике и противодействию коррупции

Германия. Усилия немецких властей в сфере предотвращения коррупции сосредоточены на определенных нормативных мерах и мероприятиях по предотвращения различного рода злоупотреблений. Кроме того, используются организационные, кадровые и другие механизмы и действия.

К основным обязанностям госслужащих в Германии относится беспристрастное и справедливое исполнение возложенных на них функций.

При этому, действующим законодательством страны на госслужащих возложена личная ответственность за выполнение служебных функций и их правомерную реализацию [5, с. 34].

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Органом. Который уполномочен разрешить чиновнику осуществить дачу показаний или заявлений является руководство службы с последнего места работы чиновника. Закон закрепляет обязанность государственного служащего заявлять об уголовно наказуемых деяниях, ставшие ему известными.

Таким образом, госслужащий в Германии подлежит определенными ограничениям, связанным с порядком несения государственной службы, однако, такие ограничения компенсируются значительным государственным содержанием чиновника и другими выплатами, гарантиями, которые призваны обеспечить надлежащий уровень жизни госслужащего.

Великобритания. Законодательная база страны в сфере коррупционной борьбы существенно разнообразна и широка. При этом, Наблюдается определенный разброс норм, содержащих антикоррупционные нормы в разных актах законодательства Великобритании.

Данный нормативно-правовой акт — пример систематизации существующих норм и правил в сфере борьбы с коррупцией, закрепляет принципы политики, направленной против коррупции и т.п. [1, с. 16].

Специальными нормами в Великобритании урегулировано определенные проявления в сфере коррупционной деятельности. К последним относят: мошеннические действия с использованием персонала, кражу интеллектуальных активов, махинации в сфере государственных закупок и т.п.

Юридические лица, которые на данный момент ведут хозяйственную деятельность на территории страны, подлежат мерам ответственности за коррупционные действия сотрудников и представителей, если они не могут оспорить предъявляемых им обвинений.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Способом осуществления мер данной программы стало создание специального органа под названием Чрезвычайная кодификационная комиссия сейма Польши. Данный орган разрабатывает изменения в основные законодательные акты страны касающиеся возложения мер ответственности за проявления коррупции в рамках государства.

Также одним из органов, которые призваны выявлять и решать вопросы, связанные с коррупцией, стало Центральное антикоррупционное Управление (ЦАУ), статус которого был закреплен на законодательном уровне путем принятия соответствующего законодательного акта. К основным функциям ЦАУ относятся, в частности, преследование за проявления коррупционной деятельности, проверки порядка декларирования имущества государственных служащих, слежка за установленным порядком осуществления государственной деятельности и коммерческих выгод.

. Опыт ведущих стран Азии по профилактике и противодействию коррупции

Япония. Отличительной чертой антикоррупционной деятельности в рамках Японии является определение запретов на участие политиков, государственных служащих в любой деятельности, которая носит не государственный характер. При этом, такие запреты касаются как периода нахождения чиновника на государственной службе, так и после ее завершения последним. Таким образом, кадровая политика японских государственных организаций и государства в целом является активным способом противодействия коррупционным преступлениям в Японии. Однако, названные выше ограничения компенсируются путем высокого уровня материального содержания чиновников. Кроме того, антикоррупционная политика включает так же разработку этических положений относительно деятельности госслужащих [3, с. 84].

Японским государственным служащим гарантирована достойная оплата труда. Большое внимание японский законодатель также уделяет этическому поведению политиков и служащих.

Основным инструментом антикоррупционной политики Сингапура является высокий уровень заработной платы госслужащих, где применяются рыночные методы при начислении заработной платы министрам и чиновникам [5, с. 40].

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Государственная служба Сингапура действует на основе меритократии (системы личных заслуг), нейтральности, подотчетности обществу, честности и антикоррупционной дисциплины.

Таким образом, на законодательном уровне государств мира заложены основные пути эффективной антикоррупционной политики. Но практика показывает несколько проблем, мешающих эффективной реализации этой политики. Так, небольшая доля привлеченных к административной ответственности не останавливает публичных служащих совершать коррупционные деяния, дает основания полагать об использовании судом недостаточно жесткой позиции относительно коррупционных деяний, а также о возможности ослабления ответственности в результате использования различных подходов к квалификации преступления.

Сложность преодоления коррупции в нашем государстве сегодня связана еще с тем, что в таких противоправных деяниях заинтересованы не только представители органов власти, но и бизнесмены и рядовые граждане. Люди склонны дать взятку, даже когда ее у них не требуют, с целью иметь государственное решение в свою пользу в кратчайшие сроки. Необходимость решения этих и других проблем обусловливают дальнейшие исследования по выработке эффективной антикоррупционной политики.

Основой законодательного и нормативно-правового обеспечения противодействия коррупции в зарубежных странах являются нормы международных правовых актов, таких как Конвенция ООН против коррупции и других.

Международный опыт противодействия коррупции предусматривает определенные антикоррупционные стандарты, которых целесообразно придерживаться для преодоления этого негативного явления. В значительной степени международные стандарты направлены на устранение причин, а не последствий коррупции, установление морально-этических правил, создание систем добродетели, а не только традиционно определяют право-исполнительную деятельность в сфере уголовного и административного права. коррупция противодействие профилактика

Международные стандарты определяют основные минимально необходимые свойства специализированных антикоррупционных институтов. Такими свойствами являются: независимость и автономия, наличие специально подготовленных и квалифицированных сотрудников, обеспечение адекватными полномочиями и ресурсами.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

1.Волженкин Б. В. Корупция / Б. В. Волженкин. — СПб: Санкт-Петербургский юрид. Ин-т Генеральной прокуратуры РФ, 1998. — 44 с.

2.Куракин А.В. Государственная служба и коррупция Под ред. М.В. Костенникова. / А.В. Куракин. — М.: NOTA BENE, 2009. — 328 с.

.Куракин А.В. Административно-правовые средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы / А.В. Куракин // Журнал российского права. — 2003. — №7. — С.84.

.Малиновский В. Я. Государственная служба: теория и практика / В. Я. Малиновский. — М., 2013. — 160 с.

.Мартел Ж.-Ф. Служба чиновника. Управление его карьерой: правовое регулирование или анархия? / Ж.-Ф. Мартел // Кадровая работа за рубежом. — М.: ИНПАИ, 2008. — Вып. 4. — С. 34-48.

.Матвишин Е. Мотивационный мониторинг — способ повышения эффективности работы государственных служащих / Е. Матвиишин, В. Максимишин. — М., 2012. — Вип. 5. — С. 449-455.

.Мельниченко О. Преодоление коррупции как составляющая государственной политики детенизации доходов чиновников / О. Мельниченко // Актуальные вопросы государственного управления. — Д.: ДРИДУ НАДУ, 2012. — Вип. 4 (22). — С. 20-27.

.Сибиряков С.Л. Место и роль коррупции в системе наиболее опасных видов преступности / С.Л. Сибиряков // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института. — Вып.2. Часть 2: Вопросы борьбы с преступностью. — Нижнекамск, 2000. — С.44.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Одна из самых актуальных проблем XXI века, распространившаяся на весь мир – это проблема борьбы с коррупцией. Государства борются с коррупцией не только внутри своей страны, но и выходят на международный уровень, и борьба таким образом становится мировой. С коррупцией идет борьба не один год, не одно десятилетие, битва продолжается уже многие годы. Данное преступление несет большую угрозу внутреннему правопорядку стран, а также стоит под угрозой все человечество. Прикладывается много сил, тратится куча времени, уходят большие деньги на решение этой проблемы. Как бы государства не старались, проблема остро стоит на международной арене. В статье представлены и проанализированы международные нормативно – правовые акты, посвященные борьбе с коррупционными преступлениями. Также упоминается про один из основных международных документов – это Конвенция ООН, которая целенаправленна на борьбу с коррупцией, а также иные нормативные акты, принятые в рамках Совета Европы и европейского Союза. Отмечается, какую роль они играют в борьбе с коррупцией. В научной работе подчеркнуты основные проблемы международного сотрудничества в области коррупции и возможные пути их решения. Невозможно было не обратить внимания на то, как Генеральная Прокуратура Российской Федерации взаимодействует с иностранными странами.

Ссылка для цитирования:

Страна

2018

В Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закреплено понятие слова коррупция. Согласно пункту первому статьи первой настоящего Закона, коррупция – это злоупотребление служебным положением, взяточничество, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, коммерческий подкуп или иное незаконное использование физическим лицом своего служебного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанным лицом другим физическим лицам, от имени или в интересах юридического лица". Реальной правовой основой противодействия коррупции являются такие нормативные правовые акты, как Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Однозначно то, что Российская Федерация также участвует в международном сотрудничестве в борьбе с коррупцией. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе взаимности сотрудничает в противодействии коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

Это выполняется для следующих целей:

1) установление лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения иных лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

2) выявление имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

3) предоставление в соответствующих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебно-медицинских экспертиз;

4) Некий бартер информацией по вопросам противодействия коррупции;

5) координация деятельности по предупреждению коррупции и борьбе с ней.

После того как мы обсудили нормативные акты Российской Федерации, стоит озвучить и дать краткий анализ международно-правовых актов. Были разделены международно-правовые акты в области противодействия коррупции по сферам их деятельности и правовому значению.

Классификация международно-правовых актов:

1) универсальные международно-правовые документы, имеющие обязательную юридическую силу (например, Конвенция ООН против коррупции). Сюда же можно отнести универсальные международные акты, т. е. акты" мягкого права " (например, резолюции, декларации, рекомендации);

2) региональные международно-правовые документы юридически обязательного характера (например, региональные антикоррупционные конвенции), а также региональные международные документы "мягкого права" (резолюции, декларации, рекомендации).

Стоит начать и более подробно рассмотреть один из наиболее значимых международно-правовых актов в области противодействия коррупции – Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 года. Следует подчеркнуть, что Конвенция ООН является первым юридически обязательным антикоррупционным соглашением, которое применяется на международном уровне. Государства, являющиеся участниками настоящей Конвенции, взяли на себя все обязательства по осуществлению квалифицированных антикоррупционных мер, затрагивающих их внутреннее законодательство.

В главе III Конвенции ООН содержится конкретный перечень коррупционных деяний. И они включают в себя:

1) подкуп национальных публичных должностных лиц; подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций; хищение, незаконное присвоение или иное неправомерное использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление влиянием ради личной выгоды; злоупотребление служебным положением;

2) незаконное обогащение; взяточничество в частном секторе; кража имущества в частном секторе; отмывание и сокрытие доходов от преступной деятельности; воспрепятствование правосудию.

Конвенция ООН против коррупции является центральным документом, на котором базируются усилия государств по предупреждению коррупционных преступлений. Хотя коррупционные преступления" не возвращаются " в Российскую Федерацию, мы продолжаем прилагать все усилия, энергично бороться и активно применять нормы Конвенции ООН против коррупции.

Как это можно решить? И решить эту проблему довольно-таки сложно. Государства не могут иметь точно такую же систему права как и у других, так как каждая страна имеет свои особенности и так далее. Некоторые страны не могут или даже боятся изменить свое законодательство. Поскольку государства могут бояться потерять некоторые экономические преимущества, если им придется устанавливать строгие правила на международных рынках, исключающие коррупцию. Следует добавить, что законодательство должно быть унифицировано на национальном уровне не только в области уголовного права, но и в области административного и налогового права глобально. Успех международного сотрудничества в борьбе с коррупцией заключается не только в создании и унификации нормативных актов, но и в сотрудничестве правоохранительных органов в процессуальной и уголовной сферах. Объективные условия для развития создаются благодаря деятельности Интерпола и Европола, наличию двусторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве между правоохранительными органами различных государств. И нельзя не учитывать тот факт, что одним из направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации является сотрудничество с иностранными компетентными органами и международными организациями. В настоящее время сотрудничество с зарубежными партнерами в области уголовного правосудия находится на вершине международной деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Хотим отметить, что Генеральная прокуратура Российской Федерации сотрудничает с зарубежными коллегами в сфере уголовного судопроизводства более чем 80 стран мира! Кроме того, Генеральная прокуратура является единственным компетентным органом, который направляет запросы о выдаче лиц для уголовного преследования или исполнения приговоров, а также принимает решения о выдаче лиц из Российской Федерации.

На сегодняшний день Генеральная прокуратура Российской Федерации имеет 5 многосторонних и 80 двусторонних межведомственных соглашений и других соглашений о сотрудничестве с партнерами из 66 зарубежных стран. За последние 5 лет было подписано 28 таких соглашений. За этим следует классическая проблема экономического развития. Есть государства, которые в силу своего низкого уровня экономического развития не в состоянии обеспечить полноценное сотрудничество в борьбе с коррупцией. Для решения данной глобальной проблемы странам с низкой экономикой необходимо привести в порядок свой уровень экономического развития и активнее взаимодействовать с другими странами, имеющими гораздо более высокий уровень экономики.

Исходя из вышесказанного, рассмотрев основные проблемы и пути их решения, можно сделать вывод, что коррупция-это проблема не одной страны, а всего мира. Государства прилагают все усилия для ликвидации преступлений, связанных с коррупцией. Решая проблемы, связанные с коррупционными преступлениями, укрепляется международное сотрудничество государств.


Удельный вес коррупционной преступности в РФ примерно равен 1,4–1,5 % и одновременно преступления коррупционной направленности характеризуются как высоколатентные преступления. Уровень их латентности достигает 90–99 %, но отдельные авторы утверждают, что и это не так и в Российской Федерации регистрируется около тысячной части коррупционных преступлений, то есть до 0.1 %.

Самыми коррумпированными сферами жизни общества считаются органы государственной власти, медицина, образование, крупный бизнес.

В Российской Федерации существует множество нормативно- правовых актов и институтов, направленных на борьбу с коррупцией. Некоторые нормативно — правовые акты носят декларативный характер, закрепляя основы, принципы и задачи, ставящиеся перед органами государственной власти, органами власти субъектов, органами местного самоуправления и обществом в целом. Иные же регламентируют реально действующие механизмы противодействия коррупции. У граждан Российской Федерации сложилось достаточно нигилистическое настроение относительно противодействия коррупции, большинство не верят в возможность борьбы и искоренения её из жизни общества.

Но некоторым странам удалось достигнуть больших результатов в борьбе с данным явлением и на своём примере показать, каким образом реально возможно противодействовать коррупции [1].

Так, одним из государств, достигшим значительных успехов в борьбе с коррупцией, является Сингапур. Властями Сингапура была разработана и реализована программа в соответствии с которой было:

1) Значительно упрощенно прохождение бюрократических процедур;

2) Введена обязательная ротация лиц, занимающих государственные должности и одновременно значительно повышен их оклад;

3) Были введены этические стандарты и орган, контролирующий их соблюдений;

4) Учреждён, специально уполномоченный на расследование коррупционные преступлений, орган — Бюро расследования коррупции;

5) Обеспеченно функционирование независимых от власти СМИ, которые беспрепятственно и прозрачно информируют граждан о каждом коррупционном случае [2];

В Гонконге, в целях борьбы с коррупцией, были осуществлены следующие меры:

1) Чиновникам, чтобы избежать уголовной ответственности и конфискации имущества, пришлось доказывать, что вся их собственность приобретена за законно заработанные деньги;

2) Была создана независимая комиссия по борьбе с коррупцией, с высоким материальным обеспечением своих сотрудников;

3) Обеспечение возможности участия граждан и СМИ в противодействии коррупции;

Показательным примером борьбы с коррупцией является опыт Швеции. Долгое время она лидировала среди самых коррумпированных стран, но в результате последовательных мер руководства странны им удалось достигнуть значительных результатов. Были реализованы следующие меры:

1) Введена такая система налогообложения, льгот и субсидий, которая стимулировала чиновников на честную деятельность;

2) Обеспечена прозрачность осуществления деятельности должностных лиц, через допуск граждан к внутренним государственным документам и предоставление возможности разобраться в порядке функционирования органов государства;

3) К государственным служащим стали предъявлялся высокие этические требования, контроль за их соблюдением также осуществляется и со стороны общественности;

4) Было сокращено материальное обеспечение государственных служащих, которое ранее значительно превышало средний заработок в стране;

Китайское законодательство считается самым жестоким в мире законодательством относительно коррупционеров. За взяточничество или хищение государственного имущество государственным служащим грозит смертная казнь. Действенность данного метода является достаточно спорной.

США имеет очень разнообразный и обширный опыт в борьбе с коррупцией. На современном этапе действуют следующие институты борьбы с коррупцией [3]:

1) Помимо уголовной ответственности введён штраф в размере суммы взятки;

2) Обширное действие разнообразных кодексов этики отдельных профессий и введение в структуру ведомств соответствующих сотрудников, осуществляющих контроль за их соблюдением;

3) Специально уполномоченный орган, осуществляющий выявление и расследование коррупционных преступлений [4];

Руководство страны Израиля применяет следующие меры по борьбе с коррупцией;

1) Система мониторингового контроля за собственностью государственных служащих;

2) Наложение запрета и неприемлемости получения любых подарков государственными служащими;

3) Введение в действие и контроль за соблюдением кодексов профессиональной этики;

Таким образом, существует большой и широкий опыт борьбы с коррупцией в различных странах, благодаря которому можно говорить о действенности и эффективности одних мер и бесполезности применения других, но также применение тех или иных механизмов борьбы с коррупцией зависит от уровня развития демократических институтов и правового сознания общества. Так, резко негативное общественное мнение и давление, которое оно может оказывать на отдельных коррупционеров, может стать стихийным инструментом борьбы с коррупцией как, например, это произошло в Швеции. Но формирование такого мнения возможно только в государстве с высоким уровнем правовой осознанности граждан.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, Российская Федерация, борьба, государственная власть, мера, орган, преступление, противодействие коррупции, служащий, уголовная ответственность.

Похожие статьи

Противодействие коррупции в государственных.

Работа посвящена изучению противодействия коррупции в Российской федерации на государственном и муниципальном уровнях.

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации.

Коррупция в органах государственной власти

Изложены меры по борьбе с коррупцией в органах государственной власти в России.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, коррупция, Россия, орган, борьба, Российская Федерация, заинтересованная сторона, нынешнее.

Коррупция в системе государственной службы России и её.

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации. Мздоимство и взяточничество служащих, присвоения и растрата бюджетных денежных средств, большое число должностных правонарушений.

Институт уголовной ответственности служащих за.

Проблема противодействия коррупции традиционно обозначается как приоритетная задача на высшем политическом уровне, что неоднократно

Все это актуализирует в общественном сознании — проблематику чистоты рядов в органах власти всех уровней, а в юридической.

К вопросу о противодействии коррупции в системе.

Состояние коррупции и меры противодействия коррупции в современном обществе. Актуальные проблемы противодействия коррупции на государственной службе. К вопросу о противодействии коррупции в системе исполнительной власти Российской Федерации.

Коррупция в современной России: пути противодействия

Предпринятые меры по противодействию коррупции — это всего-навсего только старт и

Коррупция — серьёзная угроза для любого государства и общества, поэтому учитывая

Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России.

Средства борьбы с коррупцией: уголовно правовые аспекты

Состояние коррупции и меры противодействия коррупции. Проблемы эффективности уголовного закона в сфере. Российская Федерация, лишение свободы, УК РФ, коррупция, получение взятки, гражданское общество, значительный размер.

Зарубежный опыт противодействия коррупции в органах.

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации. Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией. Ключевые слова: государственная власть, коррупция, противодействие коррупции.

Состояние коррупции и меры противодействия коррупции.

противодействие коррупции, общественный контроль, РФ, коррупция, мера, сфера. Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации.

Противодействие преступлениям коррупционной.

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации . Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: монография в 2-х т. Т. 1.М.

Коррупция в той или иной форме существует во многих зарубежных государствах, общепризнан ее международный характер. Коррупция в международно-правовых актах определяется как одна из глобальных проблем в сфере обеспечения международного правопорядка. Международное сообщество стремится к объединению усилий в деле предупреждения и пресечения коррупции.

В настоящее время меры по предупреждению коррупции представлены в международных антикоррупционных программах:

- глобальная программа против коррупции ООН;

- Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях;

- Конвенция ООН против коррупции и т.д.

В целях ограничения распространения коррупции мировое сообщество выработало множество форм и методов борьбы с ней:

1. Чистки и кампании.

2. Административно-правовые меры. Создание специализированных органов, предназначенных для расследования нарушений законности в сфере государственной службы.

3. Идейно-нравственное возрождение общества.

4. Подотчетность правительств выборным представителям и массовому электорату.

Парламентские партии, которые фактически всем заправляли, больше интересовала не полезность производимых работ и эффективность предлагаемых услуг, а получение откатов, которые позволяли оплатить расходы на политику. Крупные и мелкие предприниматели быстро сориентировались и для получения подрядов начали платить огромные суммы партиям, избегая таким образом проблем с конкуренцией и свободным рынком. Согласно расчетам экономиста Марио Деальо, в 1992 году сумма взяток в Италии составляла около 5 млрд. евро. Для предприятий это была система соглашений, а для партий — возможность систематически получать и тратить общественные деньги. Многие должностные лица были связаны с мафией.

Эффективную антикоррупционную политику проводит КНР. Действенность используемых Китаем методов в настоящее время обусловлена видением китайского руководства причин роста коррупции в стране, как результата капитализации социалистической экономики, внедрения рыночных механизмов, а также влияния западного образа жизни на менталитет китайцев. Это оригинальное видение позволяет сместить акценты на внешние причины. Одним из способов борьбы с коррупцией, на практике подтвердившим свою эффективность, является ротация кадров во всех органах власти.

Так, по итогам ХVII съезда КПК в высшие органы партии вошло значительное число новых лиц. В результате Центральный комитет и Политбюро обновлены на 51,5% и 36% соответственно в основном за счет молодых и перспективных руководителей министерского и провинциального уровня – кадрового резерва для формирования следующего поколения руководителей КНР. Состав Центральной комиссии по проверке дисциплины при ЦК КПК обновлен на 79,5%.

Также в Китае борьба с коррупцией ведется путем этического воспитания общества, антикоррупционной пропаганды. В отельных случаях применяется высшая мера наказания - смертная казнь. Согласно опубликованным китайскими властями данным, за период с 2000 года было расстреляно 10 000 чиновников. Также наказанием за мздоимство в Китае является отрубание руки (в России максимальный срок лишения свободы за взятки – 12 лет).

Эксперты отмечают, что китайские методы борьбы с коррупцией дают результат: в год за решетку отправляются до 45 тыс. чиновников и до 20 тыс. сотрудников правоохранительных органов.

Одной из самых коррупционно независимых признается государственная служба Канады. В Канаде придается большое значение этическим стандартам на государственной службе, в этой связи с точки зрения коррупции государственная служба в этой стране является наиболее чистой.

Законодательство о государственной службе Канады содержит комплекс административных запретов, связанных с совместительством на государственной службе. Но запреты касаются только тех аспектов совместительства, которые могут вызвать конфликт интересов на государственной службе, а принятый еще в 1985 году Кодекс поведения государственных служащих предоставляет возможность отдельным категориям государственных служащих заниматься отдельными видами предпринимательской деятельности параллельно с государственной службой.




В Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки относится к разряду тягчайших преступлений. Согласно Конституции за данное преступление президенту США может быть объявлен импичмент.

В конце 1960-х годов с коррупцией в США решили бороться специальными методами. В частности, специалисты ФБР разработали и успешно осуществили операцию под названием "Шейх и пчела": агенты ФБР внедрялись в коррупционные сети под видом посредников арабских миллионеров и предлагали высокопоставленным государственным служащим и конгрессменам большие взятки за продвижение их коммерческих интересов. В результате операции только за один год было уличено в коррупционных преступлениях и впоследствии уволено свыше двухсот государственных чиновников.

В последние годы правительство США приняло ряд новых антикоррупционных законов и привлекает к уголовной ответственности все большее число чиновников.

В США, Германии, Великобритании, Франции и некоторых других государствах важную роль в борьбе с коррупцией отводится налоговой администрации. Например, законодательство США требует, чтобы должностные лица представляли декларацию о доходах и имуществе своей супруги (супруга) и иных находящихся на иждивении членов семьи.

В Финляндии ежегодно рассматриваются три-четыре дела по обвинению во взяточничестве и столько же — во взяткодательстве. Наибольший пик дел о взятках пришелся на первое послевоенное десятилетие и на 1980-е гг., когда страна вступила в полосу экономического кризиса. В 1945-1954 гг. были осуждены за получение взяток 549 лиц, в 1980-1989 гг. таких приговоров было вынесено 81, а в 1990-х гг. всего 38. Финляндия по праву считается одной из наименее коррумпированных стран.

В Финляндии фактически никогда не создавалось специального закона о коррупции или специальных органов для контроля за ней. Коррупция рассматривается как часть уголовной преступности и регулируется на всех уровнях законодательства, норм и других систем контроля. Так, коррупция всегда подпадала под действие Конституции, Уголовного кодекса, законодательства о гражданской службе, административных инструкций и других подзаконных актов. Особую роль играют этические нормы.

В Сингапуре в отличие от хорошо всем известного юридического принципа презумпции невиновности специально для госслужащих был введен противоположный юридический принцип – презумпция коррумпированности. Это означает, что в отличие от гражданина, заведомо ни в чем не виновного до тех пор, пока в суде не доказано обратное, госслужащий при малейшем подозрении заведомо виновен – до тех пор пока он не докажет свою невиновность.

Например, в Сингапуре, если становится известным, что должностное лицо нарушило закон и предоставило кому-то необоснованную персональную льготу или преимущественное право, доказывать, что это было продиктовано коррупционным мотивом, прокурору не нужно – это подразумевается как само собой разумеющееся. Обвиняемый же, если не хочет, чтобы его жизнь закончилась смертной казнью и позором для всей семьи на последующие поколения, должен суметь в суде сам доказать свою невиновность.

Коррупция в той или иной форме существует во многих зарубежных государствах, общепризнан ее международный характер. Коррупция в международно-правовых актах определяется как одна из глобальных проблем в сфере обеспечения международного правопорядка. Международное сообщество стремится к объединению усилий в деле предупреждения и пресечения коррупции.

В настоящее время меры по предупреждению коррупции представлены в международных антикоррупционных программах:

- глобальная программа против коррупции ООН;

- Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях;

- Конвенция ООН против коррупции и т.д.

В целях ограничения распространения коррупции мировое сообщество выработало множество форм и методов борьбы с ней:

1. Чистки и кампании.

2. Административно-правовые меры. Создание специализированных органов, предназначенных для расследования нарушений законности в сфере государственной службы.

3. Идейно-нравственное возрождение общества.

4. Подотчетность правительств выборным представителям и массовому электорату.

Парламентские партии, которые фактически всем заправляли, больше интересовала не полезность производимых работ и эффективность предлагаемых услуг, а получение откатов, которые позволяли оплатить расходы на политику. Крупные и мелкие предприниматели быстро сориентировались и для получения подрядов начали платить огромные суммы партиям, избегая таким образом проблем с конкуренцией и свободным рынком. Согласно расчетам экономиста Марио Деальо, в 1992 году сумма взяток в Италии составляла около 5 млрд. евро. Для предприятий это была система соглашений, а для партий — возможность систематически получать и тратить общественные деньги. Многие должностные лица были связаны с мафией.

Эффективную антикоррупционную политику проводит КНР. Действенность используемых Китаем методов в настоящее время обусловлена видением китайского руководства причин роста коррупции в стране, как результата капитализации социалистической экономики, внедрения рыночных механизмов, а также влияния западного образа жизни на менталитет китайцев. Это оригинальное видение позволяет сместить акценты на внешние причины. Одним из способов борьбы с коррупцией, на практике подтвердившим свою эффективность, является ротация кадров во всех органах власти.

Так, по итогам ХVII съезда КПК в высшие органы партии вошло значительное число новых лиц. В результате Центральный комитет и Политбюро обновлены на 51,5% и 36% соответственно в основном за счет молодых и перспективных руководителей министерского и провинциального уровня – кадрового резерва для формирования следующего поколения руководителей КНР. Состав Центральной комиссии по проверке дисциплины при ЦК КПК обновлен на 79,5%.

Также в Китае борьба с коррупцией ведется путем этического воспитания общества, антикоррупционной пропаганды. В отельных случаях применяется высшая мера наказания - смертная казнь. Согласно опубликованным китайскими властями данным, за период с 2000 года было расстреляно 10 000 чиновников. Также наказанием за мздоимство в Китае является отрубание руки (в России максимальный срок лишения свободы за взятки – 12 лет).

Эксперты отмечают, что китайские методы борьбы с коррупцией дают результат: в год за решетку отправляются до 45 тыс. чиновников и до 20 тыс. сотрудников правоохранительных органов.

Одной из самых коррупционно независимых признается государственная служба Канады. В Канаде придается большое значение этическим стандартам на государственной службе, в этой связи с точки зрения коррупции государственная служба в этой стране является наиболее чистой.

Законодательство о государственной службе Канады содержит комплекс административных запретов, связанных с совместительством на государственной службе. Но запреты касаются только тех аспектов совместительства, которые могут вызвать конфликт интересов на государственной службе, а принятый еще в 1985 году Кодекс поведения государственных служащих предоставляет возможность отдельным категориям государственных служащих заниматься отдельными видами предпринимательской деятельности параллельно с государственной службой.

В Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки относится к разряду тягчайших преступлений. Согласно Конституции за данное преступление президенту США может быть объявлен импичмент.

В конце 1960-х годов с коррупцией в США решили бороться специальными методами. В частности, специалисты ФБР разработали и успешно осуществили операцию под названием "Шейх и пчела": агенты ФБР внедрялись в коррупционные сети под видом посредников арабских миллионеров и предлагали высокопоставленным государственным служащим и конгрессменам большие взятки за продвижение их коммерческих интересов. В результате операции только за один год было уличено в коррупционных преступлениях и впоследствии уволено свыше двухсот государственных чиновников.

В последние годы правительство США приняло ряд новых антикоррупционных законов и привлекает к уголовной ответственности все большее число чиновников.

В США, Германии, Великобритании, Франции и некоторых других государствах важную роль в борьбе с коррупцией отводится налоговой администрации. Например, законодательство США требует, чтобы должностные лица представляли декларацию о доходах и имуществе своей супруги (супруга) и иных находящихся на иждивении членов семьи.

В Финляндии ежегодно рассматриваются три-четыре дела по обвинению во взяточничестве и столько же — во взяткодательстве. Наибольший пик дел о взятках пришелся на первое послевоенное десятилетие и на 1980-е гг., когда страна вступила в полосу экономического кризиса. В 1945-1954 гг. были осуждены за получение взяток 549 лиц, в 1980-1989 гг. таких приговоров было вынесено 81, а в 1990-х гг. всего 38. Финляндия по праву считается одной из наименее коррумпированных стран.

В Финляндии фактически никогда не создавалось специального закона о коррупции или специальных органов для контроля за ней. Коррупция рассматривается как часть уголовной преступности и регулируется на всех уровнях законодательства, норм и других систем контроля. Так, коррупция всегда подпадала под действие Конституции, Уголовного кодекса, законодательства о гражданской службе, административных инструкций и других подзаконных актов. Особую роль играют этические нормы.

В Сингапуре в отличие от хорошо всем известного юридического принципа презумпции невиновности специально для госслужащих был введен противоположный юридический принцип – презумпция коррумпированности. Это означает, что в отличие от гражданина, заведомо ни в чем не виновного до тех пор, пока в суде не доказано обратное, госслужащий при малейшем подозрении заведомо виновен – до тех пор пока он не докажет свою невиновность.

Например, в Сингапуре, если становится известным, что должностное лицо нарушило закон и предоставило кому-то необоснованную персональную льготу или преимущественное право, доказывать, что это было продиктовано коррупционным мотивом, прокурору не нужно – это подразумевается как само собой разумеющееся. Обвиняемый же, если не хочет, чтобы его жизнь закончилась смертной казнью и позором для всей семьи на последующие поколения, должен суметь в суде сам доказать свою невиновность.

Читайте также: