Влияние самооценки на содержание и способы общения доклад

Обновлено: 02.07.2024

В статье исследуется проблема влияния самооценки на развитие человека. Освещаются такие аспекты этого влияния как жизнестойкость, нравственность.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мартышова В.В.

Структурно-содержательная характеристика компонентов субъектной позиции личности студента на примере психолога

Анализируя выраженность адаптивных и неадаптивных копинг-стратегий когнитивного, эмоционального и поведенческого типа в группе разведенных женщин, мы обнаружили, что во всех трех типах большее число испытуемых ориентируются на неадаптивные варианты. Список использованной литературы:

1. Кабакова, М. П. Особенности психологической помощи в ситуации развода и в постразводный период / М. П. Кабакова, Г. К. Сланбекова // Психология в школе. - 2016. - №3. - С. 3-10.

2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие для студентов вузов/ О.А. Карабанова.-М.: Гайдарики, 2012.- 320 с.

3. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. - М. : Институт психологии РАН, 2008. - 474 с.

© Капашева Г.А., Бурленова С.О., Барикова А.Р., 2016

Г. Астрахань, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

В статье исследуется проблема влияния самооценки на развитие человека. Освещаются такие аспекты этого влияния как жизнестойкость, нравственность.

Ключевые слова Самооценка, сознание, личность.

Изучение феномена самооценки стало столь актуальным благодаря тому, что дало наиболее широкое представление как о личности в целом, так и об её отдельных компонентах.

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона сознания личности. С помощью самооценки регулируется поведение личности [8, с.362].

Самооценка формируется на основе существующих в данном обществе норм морали и обуславливается его мировоззрением, положением в системе производственных отношений, господствующих в данном обществе [4, с. 25-26].

Самооценка - это структурный компонент самосознания, который является специфически человеческим побудителем поведения и развития личности. Самооценка, так же как и представление о себе формируется в результате взаимодействия индивидуума с окружающей средой и оценочного воздействия с другими людьми. Поведение, опыт, развитие, структура личности согласуются с самооценкой [1, с.96].

Самооценка, являясь общезначимой ценностью для общества и личности, наряду с притязанием на признание и именем собственным, формирует представление себя как представителя определённого пола, представление себя во времени, оценку себя в отношении прав и обязанностей [7, с.58].

Самооценка является одной из самостоятельных личностных подструктур, а её формирование

зачастую является результатом ориентации ребёнка в избранном родителями направлении [5, с.195].

1.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.

2.Брюхова Н.Г. Влияние психологических особенностей на развитие жизнестойкости личности взрослого человека / Жизнестойкость личности в условиях модернизации общества: ресурсы развития: материалы 3 международной научно-практической конференции // Отв. ред. Калинина Н.В., Седунова А.С. - Ульяновск, 2011.С. 121-124.

3.Брюхова Н.Г. Нравственное саморазвитие человека / European Social Science Journal. 2015. № 7. С. 289-301.

5.Доценко Е.Л.Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.- М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. - 344 с.

7.Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: кн. для учителя начальных классов / В. С. Мухина - М.: Просвещение, 1986. - 143c.

© Мартышова В.В., 2016

Я. Маштакова, студент 3 курса М.Е.Питанова, к.пс.н., доцент ФГБОУ ВО ПГУ Г.Пенза, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ НА ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

В статье представлен психологический аспект овладения иностранным языком. Знание особенностей


САМООЦЕНКА И КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКА. ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Подростковый возраст – один из самых трудных периодов в развитии личности. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.

Главным моментом является то, что в подростковый возраст поведение индивида, а именно его общение с окружающими, выходит на новый уровень. Оно начинает опираться на внутренние критерии, регулироваться его самооценкой.

Целью исследования было на основе теоретического анализа и эмпирического исследования изучить самооценку подростков и ее взаимосвязь с коммуникативными способностями.

Исследованию предшествовала гипотеза о том, что у подростков с заниженной самооценкой наблюдается низкий уровень развития коммуникативных способностей.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты помогут родителям и педагогам при работе с подростками.

Подростковый возраст – возраст перехода от детства к взрослости. Это один из наиболее сложных этапов в жизни человека. Именно на этом этапе происходит как физическое, так и психическое развитие личности.

По мнению Ю.Н. Карандашова, в подростковом возрасте развитие самооценки происходит особенно интенсивно, а ее роль в формировании личности ребенка усиливается. Самооценка, отношение подростка к себе во многом определяют его поведение и успеваемость [2].

Самооценка у подростков формируется под влиянием многих факторов. Подросток часто стремится сравнивать себя с другими, что может привести к неудовлетворенности собой и снижению самооценки. Кроме того, на становление самооценки влияет и социальный статус подростка в группе. Это необходимо учитывать при работе с подростками.

И.Ю. Кулагина считает, что важная характеристика коммуникативного процесса – намерение его участников повлиять друг на друга, именно поэтому общение со сверстниками у подростков очень эмоционально. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на вне учебные занятия, и на отношения с родителями. Интимно-личностное общение становится ведущей деятельностью в этот период. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать идеал и стремиться к как можно более полному пониманию, при котором тебя, несмотря ни на что, любят и ценят [3].

В подростковом общении, по мнению Л.С. Выготского, отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию - с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства (среди ближайших друзей подростков и старшеклассников - учащиеся других школ), в расширении географии общения.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути является коллективно-групповым [1, 198 с.].

Таким образом, отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков. Дети тяжело переживают неудовлетворение потребности в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками. Но эти переживания могут быть смягчены: разногласия в группе сверстников могут быть компенсированы общением с родителем или значимым взрослым; отсутствие понимание и эмоционального тепла в семье приводит подростка к сверстникам, где он находит необходимые ему отношения.

В процессе формирования исследовательских задач, возникла необходимость в проведении экспериментального этапа. Было выявлено влияние самооценки на коммуникативные способности школьников. Для достижения главной цели исследования было проведено эмпирическое изучение личностных особенностей учащихся.

Уровень самооценки был выявлен с помощью методики измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей. Предлагаемая методика измерения самооценки позволяет быстро получить наглядную и удобную в обработке информацию о том, как оценивает ребёнок свою успешность, компетентность, адаптированность в разных сферах жизнедеятельности.

Результаты в процентном содержании приведены в таблице ниже (см. табл. 1).

Здравствуйте, дорогие друзья!
С вами Евгений Седов, практикующий психолог и гештальт-терапевт.

Замечали ли вы, что ваша самооценка завышена или занижена, может, кто-то говорил вам об этом?

Самооценка — это чувство собственного достоинства, которое проистекает из уверенности в своих силах и способностях.
Самооценка — это ваша субъективная оценка своих качеств, возможностей и места среди людей.

Самооценка напрямую влияет на общение, самовосприятие и саморазвитие.

Рассмотрим теперь, что такое общение, самовосприятие и саморазвитие поподробнее.

1. Мы живем в обществе, и общение с другими людьми является основой для успешного развития и социализации. Общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия личностей, групп и классов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности.

2. Самовосприятие — совокупность мнений о самом себе. Оно зависит от многих факторов.
Вера человека в свои способности, в природу своего дарования рождает решимость и тем самым развивает таланты.

Противоречие между тем, что индивид думает о себе, и тем, каким ему хотелось бы себя видеть или следовало бы быть, может вызвать беспокойство и даже депрессию. В результате же самооценка человека может быть трёх видов: адекватной, завышенной или заниженной.

3. Саморазвитие — это процесс обогащения деятельных способностей и иных личностных качеств человека в ходе различных видов его целесообразной деятельности. В итоге саморазвития каждый человек стремиться к самореализации.

Самореализация — стремление личности к наиболее полному выявлению и проявлению своих личностных и профессиональных качеств.

Итак. Как же влияет самооценка на общение с другими людьми, самовосприятие и на саморазвитие человека?

У человека с заниженной самооценкой может сформироваться подавленное, безынициативное поведение, общее недовольство жизнью и в итоге замедлиться саморазвитие из-за неуверенности в своих силах и в том, что это возможно. В отношениях же с окружающими человек с заниженной самооценкой, как правило, робок и легко управляем.
Из этого вывод. Всегда помните, если кто-то хочет занизить вашу самооценку, говорит, что всё плохо, что все твои друзья и кумиры — дураки, да и ты не лучше, то это лишь подавление твоего развития, превращение тебя в безынициативную и неуверенную в своих силах легкоуправляемую макаку.

Поэтому формирование адекватной самооценки есть основа для развития и изменения к лучшему своей жизни.

Таким образом, в первую очередь нужно понять, где ты есть, какие твои плюсы и минусы, адекватно осмыслить это и принять. Но это бессмысленно без дальнейшего роста и развития. Понимание, где ты есть, необходимо для того, чтобы найти ресурсы и возможности для быстрого и успешного саморазвития и великолепных изменений в жизни.


В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Ключевые слова: самооценка, личность, межличностные отношения, рефлексивный тренинг, навыки межличностного взаимодействия.

The article describes the course and results of our psychological research aimed at identifying the level of General self-esteem among students and studying the role of self-esteem in establishing interpersonal relationships.

Keys words: Self-esteem, personality, interpersonal relationship, reflexive training, interpersonal skills.

Сложные и противоречивые социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, установка на инновационное развитие экономики, значительно повлияли на все институты жизни общества, в том числе и на образование, потребовали повышения качества профессиональной подготовки кадров. Сегодня нужны специалисты, предрасположенные к нестандартному, творческому мышлению, владеющих умением генерировать оригинальные и необычные идеи, обладающего профессиональными компетенциями, адекватной самооценкой и умеющего устанавливать продуктивные межличностные отношения, проявляющего готовность осуществлять профессиональную деятельность в изменяющихся условиях, стремящегося к саморазвитию в условиях динамично развивающегося социума [3, с.293].

На протяжении всей своей жизни человек находится в постоянном взаимодействии с другими людьми, и адекватное мнение о себе во многом помогает ему успешно адаптироваться в новом окружении. Способность к объективной оценке собственных сил и здоровой самокритике называется самооценкой личности. От того как личность воспринимаем и представляет себя зависит качество общения, его положительная динамика. Чем выше степень самопринятия, тем больше человек верит в свои собственные возможности, в успешный исход начинаний и тем больших успехов он в итоге добивается. Однако неадекватно завышенная самооценка также может служить источником личностных проблем.

Готовность к профессиональной деятельности, по мнению Ильиной И. А. является основой развития профессионального сознания и становления личности в целом. Стержнем развития является адекватная самооценка студентов и их умение устанавливать продуктивные межличностные отношения, для формирования которых требуется развитие рефлексии, активности и саморегуляции. Перед вузами ставится задача не только сформировать профессиональные знания, навыки, умения, но и научить студентов осмысливать результаты своих действий, специфику деятельности, что лежит в основе сформированных рефлексивных умений и формирования общей и профессиональной самооценки [1]. Формированию адекватной самооценки и навыков межличностного взаимодействия, по мнению Шориной А. В., успешно содействует проведение рефлексивных тренингов, задачами которых являются: развитие самопознания и самопринятия; преодоление психологических барьеров, раскрытию через механизмы эмоциональной поддержки, идентификации, фасилитации [2, с.288].

Чуть больше четверти всех опрошенных (22 %) имеют завышенную самооценку. Завышенная самооценка — это переоценивание человеком своих возможностей, игнорирование недостатков. Такая самооценка может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на индивида. Положительное влияние заключается в чрезмерной уверенности в себе и своих действиях. Завышенная самооценка необходима для личностного роста, т. к. низкая тревожность, часто встречающаяся у людей данного типа, является одним из главных преимуществ на пути к личностному саморазвитию. Такие люди не испытывают потребности в одобрении себя окружающими. К отрицательному влиянию можно отнести эгоизм, надменное и высокомерное поведение, игнорирование мнения окружающих. Как показало исследование, у таких людей крайне сложно формируются отношения с социумом. Ведь люди с завышенной самооценкой считают свое мнение единственным верным. Исходя из этого данный тип людей чаще остальных вступает в конфликтные ситуации. Также субъекты весьма болезненно реагируют на любую критику со стороны общества и агрессивно отвечают на нее.

Более трети всех опрошенных (21 %) имеют заниженную самооценку. Заниженная самооценка — это недооценивание человеком собственных способностей и достоинств. Человек с данным типом самооценки характеризуется прежде всего неуверенностью в себе и в своей деятельности, нерешительностью. Огромное значение он придает своим недостаткам и не замечает свои достоинства. Его часто посещает чувство тревожности, самообвинения и безразличия. В социуме данный тип людей остро нуждается в одобрении и поддержке окружающих, а также нередко поддаётся влиянию и необдуманно идёт на поводу у общества. Он очень болезненно реагирует на любую критику, даже самую безобидную. Психологи выяснили, что то, каким человека видят окружающие во многом зависит от самого человека. Именно образ неудачника, который создаётся вокруг человека из-за акцентирования внимания на своих недостатках, отталкивает людей вести межличностные отношения с представителями данного типа.

Почти половину всех опрошенных (47 %) составили люди с адекватной самооценкой. Адекватная самооценка — это способность объективно осознавать себя и своё место в мире. Лавируя между завышенной и заниженной, человек с адекватной самооценкой умеет правильно оценивать свои возможности и составляет точное представление о себе, не занимаясь самообманом. Индивид данного типа не стремится доказать своё превосходство над остальными людьми, он учитывает мнение окружающих, но не придаёт ему большого значения. Адекватная самооценка ведёт к достижению успехов как в профессиональной деятельности, так и в установлении позитивных межличностных отношений. Наблюдая за студентами, имеющими адекватную самооценку, мы выявили, что они наиболее активно принимают участие как в учебном процессе, там и в общественной и творческой деятельности, поддерживают дружеские отношения со сверстниками и не испытывают трудности в создании новых межличностных отношений.

Самооценка и межличностные отношения непосредственно связаны, т. к. в зависимости от уровня самооценки, человеку будет сложнее или, наоборот, легче выстраивать взаимоотношения со сверстниками, коллегами по работе или просто знакомыми. Люди с завышенной самооценкой могут отстаивать своё мнение, но абсолютно не восприимчивы к критике, что негативно сказывается на ведении межличностных отношений. Заниженная самооценка отталкивает окружающих из-за таких качеств как нерешительность, трусливость, обидчивость. Таким образом, значение сформированной адекватной самооценки студентов в установлении межличностных отношений трудно переоценить и является обязательным условием для развития личности и успешного функционирования в социуме.

Основные термины (генерируются автоматически): адекватная самооценка, завышенная самооценка, заниженная самооценка, отношение, профессиональная деятельность, межличностное взаимодействие, общая самооценка, отрицательное влияние, студент, тип людей.

Читайте также: