Конституционный суд рф доклад 2021

Обновлено: 30.06.2024

Цель освоения дисциплины

Планируемые результаты обучения

знает историю становления и функционирования региональной конституционной юстиции; имеет представления о конституционных (уставных) советах в субъектах РФ;

имеет представление об особенностях производства по отдельным категориям дел, в том числе о субъектах, наделенных правом на обращение в Конституционный Суд, допустимости обращения, пределах проверки и итоговых решениях по делу;

ориентируется в том, какие виды решений и как их принимает Конституционный Суд, понимает юридическую природу данных решений и заключенных в них правовых позиций, знает механизмы реализации решений Конституционного Суда;

имеет представление о правилах конституционного судопроизводства – порядке направления обращения в Конституционный Суд и взаимодействия с Судом на всех стадиях рассмотрения дела;

имеет представление о назначении Конституционного Суда РФ в системе федеральных органов государственной власти, его конституционно-правовых основах организации и деятельности, полномочиях, порядке формирования, статусе судей, председателя Суда, а также об аппарате и Секретариате Конституционного Суда;

демонстрирует знания о советском опыте конституционного контроля, статусе Конституционного Суда РСФСР (РФ), его деятельности по рассмотрению конкретных дел, принятых решениях и правовых позициях;

понимает назначение судебного конституционного контроля, его истоки, основные характеристики и модели в мире;

Содержание учебной дисциплины

1.1. Конституция как объект правовой защиты. Свойства конституции и конституционный контроль. Институты, обеспечивающие правовую охрану конституции; 1.2. Судебный конституционный контроль в системе правовой защиты конституции; 1.3. Судебный конституционный контроль в мировой практике: доктрина и модели

2.1. Советский опыт конституционного контроля. Учреждение, правовые основы и деятельность Комитета конституционного надзора СССР; 2.2. Учреждение Конституционного Суда РСФСР; 2.3. Определение конституционно-правового статуса Конституционного Суда РСФСР (РФ); 2.4. Формирование Конституционного Суда РСФСР. Первый состав конституционных судей; 2.5. Деятельность Конституционного Суда по рассмотрению конкретных дел: решения и правовые позиции; 2.6. Внеюрисдикционная деятельность Конституционного Суда и завершение первого периода его работы; 2.7. Оценки и значение первого периода работы Конституционного Суда;

3.1. Дискуссии о формах конституционного контроля на Конституционном Совещании. Разработка и принятие ФКЗоКС от 21 июля 1994 г; 3.2. Конституционный Суд в системе высших органов государственной власти Российской Федерации. Местопребывания Конституционного Суда; 3.3. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда. Роль правовых позиций Конституционного Суда в его саморазвитии; 3.4. Численный состав Конституционного Суда и его правовое значение; 3.5. Компетенция Конституционного Суда; 3.5.1. Способы и пределы расширения полномочий; 3.5.2. Проверка законов, иных нормативных правовых актов и договоров в порядке абстрактного нормоконтроля; 3.5.3. Проверка не вступивших в силу международных договоров 3.5.4. Разрешение споров о компетенции между государственными органами; 3.5.5. Проверка законов и иных нормативных правовых актов по жалобам граждан; 3.5.6. Проверка законов и иных нормативных правовых актов по запросам судов; 3.5.7. Проверка конституционности проектов законов о поправке к Конституции РФ; 3.5.8. Проверка конституционности проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов; 3.5.9. Проверка конституционности законов субъектов РФ до их обнародования; 3.5.10. Разрешение вопроса о возможности исполнения решений межгосударственных судов; 3.5.11. Участие Конституционного Суда в процедуре выдвижения обвинения Президента РФ либо Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 3.6. Судьи Конституционного Суда: требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, порядок назначения, права и гарантии, прекращение полномочий. Состав действующих судей; 3.7. Председатель Конституционного Суда и его заместитель: назначение на должность, полномочия и их прекращение; 3.8. Организационно-правовые формы деятельности Конституционного Суда. Палаты Конституционного Суда. Рассмотрение дел без проведения слушаний; 3.9. Аппарат, Секретариат и Представительство Конституционного Суда в г. Москве: структура, функции и полномочия;

5.1. Понятие, особенности и виды конституционного судопроизводства; 5.2. Принципы конституционного судопроизводства; 5.3. Субъекты конституционного судопроизводства; 5.4. Секретариат Конституционного Суда как участник конституционного судопроизводства; 5.5. Процессуальные сроки, доказывание и доказательства, судебные расходы и меры процессуальной ответственности в конституционном судопроизводстве. Институт представительства в конституционном судопроизводстве; 5.6. Стадии конституционного судопроизводства; 5.6.1. Обращение в Конституционный Суд; 5.6.2. Предварительное рассмотрение обращений в Конституционном Суде; 5.6.3. Назначение и подготовка дел к слушанию в Конституционном Суде; 5.6.4. Судебное разбирательство в Конституционном Суде.

6.1. Рассмотрение дел о конституционности законов и иных нормативных правовых актов по жалобам граждан 6.2. Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов органов государственной власти и договоров между ними 6.3. Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации 6.4. Рассмотрение дел о возможности исполнения решений межгосударственных органов, иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража) 6.5. Рассмотрение дел по спорам о компетенции 6.6. Рассмотрение дел о конституционности законов и иных нормативных правовых актов по запросам судов 6.7. Рассмотрение дел о толкование Конституции РФ 6.8. Рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ либо Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления 6.9. Рассмотрение дел о конституционности вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации 6.10. Рассмотрение дел о проверке конституционности проектов законов и неподписанных или необнародованных законов

Конституционные (уставные) суды в субъектах Российской Федерации: создание, деятельность и упразднение. Конституционные (уставные) советы как новая форма регионального конституционного контроля (надзора)

7.1. Становление, функционирование и упразднение судебных органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации 7.2. Конституционные (уставные) советы как новая форма конституционного (уставного) контроля (надзора) на региональном уровне

4.1. Понятие, свойства и виды решений Конституционного Суда 4.2. Порядок принятия решений Конституционного Суда, предъявляемые к ним требования, их изложение, провозглашение и опубликование 4.3. Юридическая сила решений Конституционного Суда 4.4. Разъяснение решения Конституционного Суда 4.5. Механизм реализации решений Конституционного Суда 4.6. Правовые позиции в решениях Конституционного Суда. Судебные доктрины 4.7. Решение Конституционного Суда и особое мнение судьи

Председатель КС Зорькин нацелил Россию на прорыв в правовое будущее

В выступлении, подготовленном по случаю Петербургского международного юридического форума и опубликованном на сайте суда, он отмечает, что с 1993 года - принятия Конституции России - прошло слишком мало времени, "чтобы говорить об устойчивом и динамичном, "уверенном в себе" демократическом правопорядке" в России. Страна, на его взгляд, находится в состоянии и "ошеломительных преобразований" и рывка в цифровое будущее, и в тисках экономического кризиса, социального раскола, коррупции, санкций и холодной войны.

"С этой точки зрения на перекресток времен стрелки исторических часов России показывают точку бифуркации, в которой встретились ностальгия по отжившему советскому модернистскому проекту и искаженный в причудливых метаморфозах образ права модерна, смешанный с постмодернистской практикой правового релятивизма и утраты идеалов и веры в "большие нарративы", - пишет Зорькин.

По его мнению, "Россия вновь стала сильным государством", но страна находится на переломном этапе своего развития. Построить общество модерна в коммунистической версии попытались в СССР, но неправовыми методами: через революцию и политический террор, напомнил он. Крах советской системы стремительно включил Россию в глобализующийся мир, который уже вступил в эпоху постмодернизма с его отказом от "больших идей". В итог проявилась цивилизационная проблема российского общества, считает глава КС.

"Не став полностью современным, т.е. не став обществом модерна, не взяв правовой барьер, оно столкнулось с новой, постмодернисткой парадигмой устройства социальной жизни (. ). Правовое сознание населения и его элиты, которым пренебрегали предыдущие 70 лет, вновь было подвергнуто испытанию, только на этот раз противоположному - испытанию безыдейностью, потребительством, "слепым и рабским" подражательством", - пишет Зорькин.

Он также констатирует наличие острого отчуждения и взаимного недоверия между властью и обществом в России. Недоверие к власти подпитывается "далеко не благостными" реалиями, среди которых - вопиющее имущественное неравенство, коррупция, отсутствие "социальных лифтов", этнические противоречия и другое, указал Зорькин.

Современное общество, рациональное и основанное на правовых началах равенства и справедливости, построено в России не было, констатирует он. Решение этой задачи потребует усилий всего общества, так как около 100 лет назад Россия не смогла ответить на аналогичный по сути вызов, что завершилось "исторической катастрофой в октябре 1917 года", считает Зорькин.

"Нам предстоит в короткие сроки сделать это на руинах советского социализма, под прессингом постмодернистской практики двойных стандартов, жестких экономических санкций и буквально прорваться в правовое будущее. Исторического времени для этого нам отмерено совсем немного", - пишет председатель КС.

Параллельно в точке бифуркации находится и все мировое сообщество, убежден Зорькин, ввиду глобализационных процессов и реакции на них. В мире растут масштабы социальной фрустрации и агрессии из-за социальных, экономических, политических, этнических и межконфессиональных противоречий, отмечает он. Главным риском нарастающей глобализации Зорькин считает ослабление национального государства, его суверенитета, превращение его в номинальное, недееспособное и провалившееся.

"В лучшем случае оно будет играть роль транснационального ретранслятора, а в худшем, - посредством нового класса коррумпированных политиков и компрадорской буржуазии, - осуществлять хищническую контрабанду национальных ресурсов через стертые границы. Такое "несостоятельное государство" не нуждается в своем собственном праве, что, по сути, превращает его в некий оксюморон", - пишет Зорькин.

Ответом на глобализацию в свою очередь становится популизм, граничащий с мракобесием. Таким образом современное право и государство оказываются в тисках двух разрушающих видов радикализма, полагает Зорькин. "Современному обществу приходится балансировать между беспощадной толерантностью и леденящим мракобесием нового варварства", - считает председатель КС.

За последний год - в связи с пандемией коронавируса - одной из ведущих тенденций стало "возвращение назад к государству", к практикам управления модерна и "сильной руке", отметил председатель КС. На взгляд Зорькина, необходима дальнейшая разработка системы международного права в направлении ее эффективного согласования с концепцией государственного суверенитета, а порождаемый волной глобализации конфликт интересов тоже должен стать предметом дискурса государств.

По мнению председателя КС, пандемия COVID-19 показала, что существующая глобальная модель развития и казавшийся стабильным мировой правопорядок уязвимы. Это повлечет за собой трансформацию национальных правовых систем, и в изменившимся мире, на взгляд Зорькина, "право уже не будет прежним", а изменится, как и постковидное государство.

"По делу о проверке конституционности части 7 статьи 3 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и части 5 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Филиппова"

"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.П. Кузьмина и Г.Т. Умарсаидова"

"По делу о проверке конституционности статей 416 и 417 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Ф.Б. Исхакова"

"По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с запросом 1-го Восточного окружного военного суда"

"По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина В.И. Тринько"

"По делу о проверке конституционности части 3 статьи 40 и пункта 6 части 1 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также пункта 2 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" в связи с жалобой граждан А.А. Афиногенова, В.А. Вольского и других"

"По делу о проверке конституционности статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 34 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина Н.Е. Акимова"

"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки Е.Н. Заболоцкой"

"По делу о проверке конституционности статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ф. Шиловского"

"По делу о проверке конституционности абзаца третьего статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, части пятой статьи 135 и части первой статьи 138 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.С. Пермякова"

"По делу о проверке конституционности части пятой статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Л.А. Мининой"

"По делу о проверке конституционности частей 1 и 3 статьи 17 Федерального закона "О гидрометеорологической службе", пунктов 3, 4 и 5 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Валмакс"

"По делу о проверке конституционности пункта 4 части первой статьи 135, статьи 401.6 и пункта 1 части второй статьи 401.10 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.П. Атрощенко"

"По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 2.1, части 2 статьи 2.2, части 1 статьи 4.5 и части 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Востокфлот"

"По делу о проверке конституционности части шестой статьи 34 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в связи с жалобой гражданина Р.Р. Идиятдинова"

"По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 3 статьи 158 и пункта 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Ю.А. Рейнхиммеля"

"По делу о проверке конституционности абзаца пятого пункта 6 статьи 213.25 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина П.Л. Чепкасова"

"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Мокеева"

"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15.25 и пункта 2 части 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 6 части 1 статьи 1, частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", а также части 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в связи с жалобой гражданина Н.В. Кузнецова"

"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и части 1 статьи 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.Ф. Данилова"

"По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в связи с запросом Конаковского городского суда Тверской области"

"По делу о проверке конституционности положений статей 106, 110 и 389.2 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Филиппова"

"По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Д.К. Михайлова"

"По делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 74, части второй статьи 101 и пункта "в" части первой статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Яковлева"

"По делу о проверке конституционности части третьей статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.К. Сергеевой"

Внести в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 13, ст. 1447; 2001, N 51, ст. 4824; 2010, N 45, ст. 5742; 2014, N 23, ст. 2922; 2015, N 51, ст. 7229; 2020, N 46, ст. 7196) следующие изменения:

1) в части первой статьи 3:

а) пункт 3 2 изложить в следующей редакции:

"3 2 ) по запросам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации;";

б) пункт 3 3 после слов "Верховного Суда Российского Федерации" дополнить словами ", Генеральной прокуратуры Российской Федерации";

2) части первую и вторую статьи 104 1 изложить в следующей редакции:

"Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о возможности исполнения решения межгосударственного органа вследствие того, что в части, обязывающей Российскую Федерацию к принятию мер по его исполнению, данное решение основано на положениях международного договора Российской Федерации в истолковании, предположительно приводящем к их расхождению с положениями Конституции Российской Федерации.

Генеральная прокуратура Российской Федерации принимает решение об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации на основании заключения федеральных государственных органов, в компетенцию которых входит принятие мер по исполнению решений межгосударственного органа, либо на основании собственного вывода о невозможности исполнения решения межгосударственного органа.";

3) часть первую статьи 104 5 после слов "Верховный Суд Российской Федерации" дополнить словами ", Генеральная прокуратура Российской Федерации".

Статья 2

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Читайте также: