Российская государственная библиотека по искусству доклад

Обновлено: 02.07.2024

Профиль: Менеджмент библиотечно - информационной деятельности.

Свергунова Наталья Мирославовна,

Кандидат педагогических наук.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ИСТОРИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ О БИБЛИОТЕКАХ ПО ИСКУССТВУ.

1.2 Библиотеки по искусству…………………………………………………7

1.3 Современная деятельность библиотеки искусств……………………. 12

ГЛАВА 2. ПОЛЬЗОВАТЕЛИ БИБЛИОТЕКИ ПО ИСКУССТВУ И ИХ ЗАПРОСЫ.

2.2 Анализ тематических запросов………………………………..……..…24

ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе будет рассмотрен аспект исторического развития специальной библиотеки по искусству в России. Библиотеки Искусств вошли в историю культурного прошлого и продолжают играть значительную роль в гуманитарных процессах нашей страны.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в постоянно меняющихся условиях специальная библиотека является достаточно прогрессивной системой. Несмотря на то, что специальная библиотека на протяжении всей своей истории сталкивается с рядом проблем социального, коммуникационного и технологического характера, она осваивается в современной социально-культурной ситуации. Библиотека на каждом этапе своего исторического развития выполняет множество различных функций направленных на развитие полноценной, духовной личности.

Специальная библиотека как культурный институт, привлекает к себе исследовательское внимание фактически с того времени, с какого она была осознана как специфический элемент жизни культурного человека. Над сущностью библиотеки, которая очень рано начинает осмысливаться не только как механическое скопление книг, рукописей, карт, нот, журналов, газет, диссертаций, плакатов, микрофильмов, но и как особое в качественном отношении образование, в котором человек реализует все возрастающее количество своих культурных запросов.

Цель исследования – изучить исторический процесс становления и развития Библиотеки Искусств как специального учреждения культуры.

Задачи исследования:

1) изучить теоритический аспект

2) рассмотреть исторический процесс развития Библиотек Искусств (РГБИ, СГБИ им. А. С. Пушкина);

4) ознакомиться с анализом тематических запросов пользователей библиотеки.

Объект исследования – Библиотеки Искусств.

Предмет исследования – исторические этапы развития специальной библиотек по искусству в России.

Метод исследования:

1) Теоретический анализ и синтез литературы подобранной по теме исследования курсовой работы;

Теоретическая значимость работы состоит в том, что входе проделанной курсовой работы была изучена теоретические аспекты. История РГБИ от центральной театральной библиотеки до библиотеки федерального значения, история развития СГБИ им. А. С. Пушкина. Изучены особенности комплектования фонда РГБИ.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ИСТОРИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ О БИБЛИОТЕКАХ ПО ИСКУССТВУ.

Теоретический аспект.

Библиотеки в условиях социального расслоения, сложной политической и экономической ситуации общества превратились в единственный источник бесплатного получения знаний и информации и являются гарантами защиты духовных интересов населения. Федеральный закон "О библиотечном деле" предоставил библиотекам право самостоятельно определять направления и конкретные формы своей деятельности, не сужая при этом универсальные функции библиотеки, а, наоборот, расширяя их, по-прежнему оказывая всему населению максимум необходимых услуг.

Идея специализации библиотечного обслуживания не нова. В 1960-1970 гг. образовывались специализированные структуры в крупных универсальных библиотеках, специализированные отделы и секторы в массовых библиотеках (музыкально-нотные, отделы искусств), специализированные фонды (краеведческие, фонотеки). [2]

Специализация библиотек означает переход от всеохватного характера её деятельности к более конкретным, целенаправленным формам работы, созданию нового, "фирменного лица" библиотеки, означающего обслуживание на качественно новом уровне, предоставление специфических и нетрадиционных услуг. [4]

Специализированная библиотека - это библиотека, специфика деятельности которой выражается в обслуживании определенного контингента пользователей, принципах формирования фондов документов, особенностях информационно-библиографического аппарата, организации библиотечной среды, специальной подготовки кадров. Социальное назначение специальных библиотек — организация профессионального чтения. Оно определяет профиль комплектования их фондов, контингент читателей, совокупность форм и методов работы.

Специальные библиотеки комплектуют свои фонды в соответствии с профилем. Специальная библиотека за основу формирования фонда берет не форму документа, а его информационную ценность. Фонды специальных библиотек являются динамичными. По мере изменения информационных запросов и появления новых форм документов, информационных материалов на новых носителях специальные библиотеки пополняют ими свои фонды.[3]

Активная роль библиотеки проявляется в накоплении, хранении, переработке, поиске и предоставлении документов. При этом, комплектуя и организуя фонд, библиотека обеспечивает;

1) концентрацию информации, рассредоточенной в потоке документов;

2) предоставление читателям наиболее значимой литературы;

3) расширение профессионального кругозора обслуживаемых специалистов за счет комплектования и библиографирования документов по перспективным направлениям научно-технического прогресса;

4) передачу информации во времени и благодаря этому преемственность в развитии идей и концепций;

5) возможность повторного обращения к прочитанному, что способствует лучшему восприятию и усвоению знания.

Можно выделить три основные группы специальных библиотек: общественно-научного (гуманитарного), естественнонаучного и прикладного профиля. Дальнейшая детализация — по отраслям науки и промышленности — конкретизирует фондовую ориентацию специальных библиотек (исторические, по искусству, юридические, медицинские технические и др.). Внутри этих групп может быть проведена дальнейшая дифференциация библиотек по более узким отраслям знания. [10]

Краеведческая библиотека со специализированным многоотраслевым фондом, справочным аппаратом, фондом диапозитивов и документальных видеофильмов. Модификация этого типа — библиотека-музей - либо заменяет музей в районе (селе), либо собирает материалы, отсутствующие в фондах музея и связанные с различными направлениями - этнографическими, национальными, литературными и др. Подобная библиотека была организована в с.Казакевичево Хабаровского района на базе сельской библиотеки. [4]

Пользователи библиотек по искусству – это, в основном, специалисты творческих профессий: актеры, режиссеры, художники, заведующие литературной частью театров, гримеры, костюмеры, сценографы, исследователи, архитекторы, дизайнеры, мастера прикладных искусств, преподаватели, студенты творческих вузов, журналисты. Специализация библиотек влияет на основные категории читателей. [7]

Библиотеки по искусству.

История развития Российской государственной библиотеки искусств (РГБИ).

Российская государственная библиотека искусств (РГБИ) - хранилище ценностей отечественной культуры и искусства, ведущее научно-информационное учреждение. В свое время К.С.Станиславский оценил эту библиотеку как единственную в своем роде, назвав её - "драгоценным источником". РГБИ является главной библиотекой, собирающей фонды литературы по вопросам искусства и театра. РГБИ – сокровищница культуры и искусства, она вошла в историю культурного прошлого и продолжает играть значительную роль в гуманитарных процессах нашего времени.

Рассмотрим историю и формирование фондов Российской государственной библиотеки искусств (РГБИ) как библиотеки специальной, главной задачей которой является библиотечное и информационное обслуживание по проблемам искусства и культуры. Основное внимание уделено театральным коллекциям, так как идея создания РГБИ при Академическом Малом театре заключалась в то что, она носила учебный характер и долгие годы функционировала в качестве центральной театральной библиотеки страны.[14]

В 1921 г. РГБИ была создана дирекцией Государственного Малого театра для содействия театральному процессу и обучению актеров. В основе её деятельности лежит концепция профессоров Драматической школы при театре о специализированной театральной библиотеке. В то время закладывались основы библиотеки, которая не просто обеспечивала студентов литературой, но и становилась творческой площадкой. Основной задачей библиотеки была консультация и советы режиссерам, актерам, художникам всех жанров по широкому кругу вопросов историко-литературного и художественного характера. В первую очередь этим целям служил фонд, созданный: директором Малого театра А.И.Сумбатовым-Южиным, профессорами и академиками А.А.Грушкой, В.К. Моллером, К.В. Сивковым, Д.Н. Кардовским, Н.А.Поповым. Они передавали библиотеке свои книги и целые коллекции. Многообразие источников пополнения фондов отличало библиотеку уже в первые годы её существования. Основой книжного собрания послужили личные коллекции основателей библиотеки, глубоко знавших и книгу, и искусство. Свою коллекцию передал основатель и первый директор А.А.Фомин, его дары составили начальную книгу учета поступлений. Ученые с мировым именем создавали специализированные собрания: П.П.Пашков — иконографическую коллекцию, Н.И. Пожарский — библиографический фонд. Большую помощь, особенно зарубежными изданиями, оказал нарком просвещения А.В. Луначарский.

В собраниях представлены издания XVI в. (самая ранняя иностранная книга датируется 1519 г.), отечественные старопечатные издания. Особую гордость библиотеки составляют рабочие экземпляры пьес с пометами и автографами. Здесь находится около двух с половиной тысяч рукописных пьес, в том числе с инскриптами (краткая дарственная, посвятительная надпись). Важность такого собрания для истории культуры трудно переоценить, так как большая часть текстов русской драматургии существовала в рукописной форме (оригиналы и списки). С библиотекой связаны как классические, так и современные страницы отечественной культуры. [6]

В 1927 г. Библиотека получает статус государственной, соответственно её задачи и возможности значительно расширились. Постепенно богатство фонда, многообразие форм, расширение круга пользователей, инновационные процессы привели к тому, что московская театральная библиотека стала библиотекой для разных видов искусства, а далее — и для гуманитарной сферы в целом.

В годы Великой Отечественной войны библиотека не закрывалась. Хотя помещение не отапливалось, работники библиотеки продолжали интенсивную работу, обслуживание фронтовых театров, агитбригад и ансамблей, корреспондентов Совинформбюро, военнослужащих.

После войны, в 1948 году, библиотека переехала в дом, являющийся архитектурным памятником. Здание построено по проекту М.Ф.Казакова в 1793 г., с тех пор сохраняло свой внешний облик. Библиотека бережно сохраняет памятник, отреставрировала Голубой зал. Театральная история здания насчитывает более двухсот лет. Хозяином особняка во времена М.Ф.Казакова был московский вице-губернатор Н.Е.Мясоедов. Известно, что в доме Мясоедова существовал крепостной театр. В 1829 г. дом на Большой Дмитровке покупает казна для театрального училища. Позже здесь разместилась Дирекция Императорских театров.

Фонды библиотеки составляет более 2 млн. ед. хранения: книг, журналов, газет, газетных вырезок, театральных программ, изобразительного листового материала: гравюр, эскизов, акварелей, репродукций, открыток, фотографий, вырезок. Они отражают специальный характер библиотеки и являются уникальной базой не только для искусствоведческих исследователей, но и для широкой гуманитарной деятельности. Особенно активно они используются в творческих профессиях.

В наши дни продолжаются традиции комплектования, заложенные при создании библиотеки. Собирались документы и источники, относящиеся к смежным видам искусства. В настоящее время комплектование РГБИ ведется по широкому спектру гуманитарных наук, связанных с театром, драматургией, кино, изобразительным и декоративно-прикладным искусством, историей и теорией литературы, культурологией, социологией искусства, историей России и зарубежных стран, этнографией, религией и т.д. РГБИ возросла в одну из важнейших гуманитарных библиотек глобального значения.

Значимая роль отводится специализированным иконографическим фондам (это собрание арт-объектов). Специализированный фонд включает в себя: альбомы, отечественные и европейские гравюры, открытки, репродукции, фотографии и другие изобразительные документы, начиная с XVIII века. Часть образцов несёт историческую и культурную ценность. Значение этих коллекций обусловлено их музейным характером. В основе организации лежит специальная методология, отличающаяся от общих подходов к формированию книжных фондов. Документы собираются не по виду печатной продукции, а по иконографическому принципу. [10] (Подробнее о фондах РГБИ в приложении №1).

Библиотека стала своеобразной научно-художественной лабораторией. Её помощью пользуются творческие коллективы, деятели искусства при создании фильмов, спектаклей, телепрограмм, художественных проектов.

С течением времени обогащались формы деятельности театральной библиотеки, расширялись возможности обслуживания читателей. Библиотека стала информационным, научным, консультативным центром по проблемам искусства.[14]

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

Youtube-канал Российской Государственной Библиотеки Искусств
Facebook
ВКонтакте
РГБИ в инстаграме






Календарь событий

Пн Вт Ср Чт Пт Сб ВС
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31













Из истории РГБИ

С 1925 года библиотека изменила свой статус, получив наименование Государственной театральной библиотеки при Академическом Малом театре. Она стала обслуживать все московские профессиональные театры и самодеятельные коллективы.

Услугами библиотеки пользовались крупнейшие мастера сцены: М.И.Бабанова, Л.В.Баратов, Е.Н.Гоголева, Н.М.Дудинская, Ю.А.Завадский, Д.В.Зеркалова, К.А.Зубов, И.С.Козловский, Л.М.Коренева, М.Ф.Лепин, В.О.Массалитинова, В.Э.Мейерхольд, И.М.Москвин, Н.П.Охлопков, В.Н.Пашенная, А.Д.Попов, П.М.Садовский, И.Я.Судаков, А.К.Тарасова, Е.Д.Турчанинова, Н.П.Хмелев, М.М.Штраух; выдающиеся театральные художники: М.П.Бобышев, П.В.Вильямс, Е.Е.Лансере, И.И.Нивинский, Ю.И.Пименов, И.М.Рабинович, А.Г.Тышлер, Ф.Ф.Федоровский, В.А.Шестаков, В.А.Щуко, К.Ф.Юон и многие другие.

В 1936 году с возникновением Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР Государственная театральная библиотека получила статус всесоюзной, а с 1945 года стала называться Государственной центральной театральной библиотекой.

В годы Великой Отечественной войны библиотека не закрывалась. Хотя помещение почти не отапливалось, продолжалась интенсивная работа: обслуживание фронтовых театров, агитбригад и ансамблей, корреспондентов Совинформбюро, военнослужащих.

Деятельность Государственной центральной театральной библиотеки продолжила театральную историю знаменитой московской усадьбы. С момента открытия и до настоящего времени библиотека продолжает оставаться своеобразной научно-художественной лабораторией. К ее помощи и сегодня обращаются ведущие мастера искусств, художники театра и кино, художники книги, искусствоведы и театроведы, реставраторы, дизайнеры, студенты творческих ВУЗов, представители смежных с искусством специальностей.

Рост и разнообразие фондов, расширение круга читателей позволили преобразовать главную театральную библиотеку страны в ведущую библиотеку в сфере искусства и гуманитарных наук. С 1992 года она получила новое официальное наименование — Российская государственная библиотека по искусству, с 2009 года изменила статус, став общедоступной, с 2010 года носит название Российской государственной библиотеки искусств (РГБИ). Активное внедрение компьютерных технологий, переход на новый уровень информатизации сделали библиотеку информационным, научно-консультативным центром по проблемам искусства и позволили ей отвечать более широкому кругу культурных и научных запросов.

Фонды библиотеки насчитывают более 2 миллионов единиц хранения: книг, журналов, газет, газетных вырезок, театральных программ, изобразительных и архивных материалов.

Основу книжных фондов РГБИ составили ценнейшие дореволюционные собрания, поступившие из разных источников: личная библиотека первого директора А.А.Фомина, Государственный книжный фонд, библиотека Московского общества драматических писателей и композиторов, личная библиотека актера, режиссера и педагога А.П.Ленского, библиотека литографированных пьес Е.С.Рассохиной, прокатные театральные библиотеки Ю.А.Камского и П.А.Соколова-Жамсона, многочисленные пожертвования деятелей Малого театра, представителей науки и искусства 1920-х годов, сотрудников библиотеки. Позже в фонд влились издания из театрального отдела Государственной академии художественных наук, личные коллекции театроведов и драматургов Н.Д.Волкова, А.П. и Ю.А.Газиевых, М.Б.Загорского, С.С.Игнатова, С.С.Мокульского, Ю.И.Слонимского, художника, историка военного костюма и сотрудника библиотеки В.Н.Куликова. Последние приобретения библиотеки — личные коллекции актера театра и кино В.В.Гвоздицкого, искусствоведа и педагога В.Г.Кисунько, театроведа А.М.Смелянского.

Фонд изобразительных материалов представлен оригинальными работами художников театра, кино и мультипликации: Н.П.Акимова, С.М.Бархина, Д.Л.Боровского, О.С.Кручининой, Э.П.Маклаковой, Л.Ю.Нови, В.М.Ходасевич, Л.А.Шварцмана и других; художников книги: И.А.Ильинского, А.Л.Костина, В.Д.Пивоварова, Л.А.Тишкова, И.И.Фоминой и других; произведениями русской и западно-европейской гравюры XVI–XXI веков; фотографиями театральных постановок, актерской персоналией, бытовой фотографией, коллекциями фотографа М.А.Шерлинга и оперного режиссера И.М.Лапицкого, фотоархивом семьи Петипа и другими, а также открытками, репродукциями, прикладной графикой.

Российская государственная библиотека искусств (РГБИ) — крупнейшая российская научная библиотека, специализированная в области искусства и театра.

Содержание

История

Библиотека была образована в 1922 году, первоначально называлась Государственная центральная театральная библиотека (ГЦТБ). Основана по инициативе профессора литературы и декана театральной школы Малого театра А. А. Фомина, который стал ее первым директором. Торжественное открытие библиотеки состоялось 24 мая 1922 года в помещении Высших театральных мастерских Малого театра. С 1925 года библиотека начала обслуживание других театров и значительно пополнила фонды. В частности, были получены библиотека Общества русских драматургов, книги театрального отдела Государственной академии искусств, библиотека Е. С. Рассохина [1] [2] .

В 1948 году библиотека переехала в другое помещение — старинную усадьбу Н. Е. Мясоедова, построенную по проекту великого архитектора М. Ф. Казакова [источник не указан 557 дней] в 1793 году. До настоящего времени (2010 г.) продолжает оставаться в этом здании [2] .

Начиная с 1960-х годов библиотека получила ряд ценных собраний театральных деятелей — постановщиков, актеров, театральных историков и критиков, в том числе М. Н. и А. П. Газиевых, С. С. Игнатова, С. С. Мокульского, Ю. И. Слонимского, Н. Д. Волкова. В дальнейшем в библиотеку стали поступать книги по искусству и широкому кругу гуманитарных наук. В 1992 году библиотека получила название Российской государственной библиотеки по искусству [2] .

Фонды

Фонд библиотеки составляет около 2 млн единиц хранения книг, журналов, газет (на 2010 г.). Библиотека располагает собранием отечественной и зарубежной литературы о театре, музыке, балете, кино, драматургии, а также изобразительном искусстве, архитектуре, этнографии, костюме [3] .

Фонды Библиотеки делятся на подфонды, которые находятся в основном книгохранилище, секторе рукописей и книжных памятников, в отделах абонемента, научной информации, иконографических материалов, театральных программ и газетных вырезок. Наибольшую культурную ценность имеет фонд русской и советской драматургии. Библиотека располагает обширнейшим собранием зарубежной драматургии в переводах на русский язык, а также либретто опер, балетов и оперетт (в том числе на иностранных языках) [3] .


В наши дни Российская Государственная библиотека является символом фундаментальных знаний. Посетив великолепные читальные залы, поработав с книгами под известными зелёными лампами, понимаешь, что гордость охватывает тебя. Понимаешь, что гордиться в нашей стране нужно именно библиотеками и музеями, учёными и деятелями культуры!

17 мая 1784 года – первое письменное упоминание о начале собирательной деятельности Н.П. Румянцева. Этот день по праву можно считать Днём зарождения Российской государственной библиотеки, так как официальная дата основания – 1 июля 1828 года. И вот лишь некоторые удивительные фаты, поражающие своей грандиозностью: РГБ – вторая по величине в мире (после Библиотеки Конгресса в США), в ней насчитывается более 45 миллионов единиц хранения (из них – редчайшие рукописные книги, специализированные собрания нот, карт, звукозаписей, диссертаций), ежедневно библиотеку посещает около 4 тысяч читателей, а ежегодно – свыше 1,3 миллионов.

источник фото: getciy

В конце 1894 года у музея появился официальный покровитель – им стал император Николай II . Императорская семья внесла огромный вклад в развитие рукописного и книжного фондов. В 1913 году в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых и 50-летием Московского публичного и Румянцевского музеев высочайшим решением библиотека стала именоваться Императорским Московским и Румянцевским музеем.

К началу 20-х годов XX века РГБ – культурный и научный центр мирового масштаба и значения – встает во главе одной из важных отраслей науки – библиотековедения. А в 1924 году на базе Государственного Румянцевского музея создана Российская публичная библиотека имени В. И. Ульянова (Ленина).

Годы Великой Отечественной войны были непростыми для библиотеки, более 700 тысяч единиц (редкие и особо ценные издания, рукописи) были эвакуированы. В 1942 году, несмотря на все трудности, был открыт детский читальный зал. Когда война закончилась, за выдающиеся заслуги библиотека была награждена орденом Ленина, а также орденами и медалями была отмечена большая группа сотрудников библиотеки.

В 1992 году указом Президента РФ ГБЛ была преобразована в Российскую государственную библиотеку. Однако плита со старым названием до сих пор находится над центральным входом в библиотеку.

Отдельного внимания заслуживает архитектурный ансамбль, сочетающий в себе несколько зданий современной и исторической постройки. Сейчас основной библиотечный комплекс РГБ – это главное здание на ул. Воздвиженка, Дом Пашкова, центр восточной литературы на Моховой улице, диссертационный фонд в Химках и читальный зал в Еврейском музее.

Наибольшую историческую ценность представляет Дом Пашкова на Моховой улице, 26, являющийся старейшим фондом РГБ и одним из самых знаменитых классицистических зданий в Москве. Предположительно дом спроектирован архитектором Василием Баженовым и построен в 1784-1786 годах по заказу сына денщика Петра I – Петра Егоровича Пашкова. В 1839 году дом был приобретен у наследников Пашкова казной для Московского Университета, а в 1861 году здание было передано Румянцевскому музею для хранения книг. Сейчас в правом флигеле Дома Пашкова расположен отдел рукописей, в левом — нотно-музыкальный отдел и отдел картографических изданий, открывшиеся для читателей в апреле 2009 года.

История Российской Государственной библиотеки

23 ноября 1831 года Музей, расположенный в особняке Румянцева на Английской набережной в Санкт-Петербурге, открылся для посетителей. Положение гласило:

Старшим библиотекарем Музеума был назначен Александр Христофорович Востоков (1781—1864) — поэт, палеограф, археограф.

В 1845 году Румянцевский музей вошёл в состав Императорской публичной библиотеки. Хранителем музея стал князь Владимир Фёдорович Одоевский (1804—1869) — писатель, музыковед, философ, помощник директора Императорской публичной библиотеки.

К 1853 году в Румянцевском музеуме хранилось 966 рукописей, 598 карт и чертёжных книг (атласов), 32 345 томов печатных изданий. Его драгоценности изучали 722 читателя, заказавшие 1 094 единиц хранения. В экспозиционных залах побывало 256 посетителей.

Переезд в Москву

Состояние Румянцевского музея оставляло желать лучшего, коллекции почти не пополнялись, и директор Императорской публичной библиотеки Модест Андреевич Корф поручил Владимиру Фёдоровичу Одоевскому подготовить записку о возможности перевода Музея в Москву в надежде, что его коллекции будут там более востребованы. Записка о бедственном положении Румянцевского музея, отправленная на имя министра государственного двора, попала в руки тогдашнему попечителю Московского учебного округа генералу Николаю Васильевичу Исакову, который и дал ей ход.

23 мая 1861 года Комитетом министров было принято постановление о переводе Румянцевского музеума в Москву. В том же году вместе с перевозкой коллекций в Москву началось комплектование и систематизация фондов Музея. Целыми ящиками, снабжёнными реестрами и каталожными карточками, в формируемую в Москве библиотеку направлялось множество русских, зарубежных и первопечатных книг из дублетов Императорской публичной библиотеки в Петербурге.

Для размещения коллекций было выделено одно из знаменитейших зданий Москвы — Дом Пашкова на Ваганьковском холме. В просторном здании объединились собрания Московского Публичного и Румянцевского музея.

История Российской Государственной библиотеки

Московский публичный и Румянцевский музеи включали в себя, кроме Библиотеки, отделения рукописей, редких книг, христианских и русских древностей, отделения изящных искусств, этнографическое, нумизматическое, археологическое, минералогическое.

Пополнение фондов музея

Дарения, пожертвования стали важнейшим источником пополнения фонда. Недаром писали, что Музей создавался путём частных дарений и общественного почина. Через полтора года после основания Музеев фонд Библиотеки уже составлял 100 тысяч единиц. А на 1 января 1917 года в Библиотеке Румянцевского музея было уже 1200 тысяч единиц хранения.

История Российской Государственной библиотеки

Императорский Московский и Румянцевский музей

История Российской Государственной библиотеки

Государственный Румянцевский музей

К 1917 году фонд библиотеки музеев насчитывал 1 200 000 единиц хранения.

С первых дней Февральской революции во многих учреждениях культуры начался процесс демократизации руководящих структур и взаимоотношений между ведущими и рядовыми сотрудниками. В марте 1917 года Румянцевский музей изменяет прежнюю систему, при которой главой учреждения являлся директор. На собрании Совета Музея утверждается новый демократический порядок, и право принятия решения переходит от директора к Совету.

Последним директором в истории Императорского музея и первым советским директором Государственного Румянцевского музея был князь Василий Дмитриевич Голицын (1857—1926). Художник, военный, общественный, музейный деятель, Василий Дмитриевич вступил в должность директора 19 июля 1910 года. Именно на его плечи и легла основная тяжесть: сохранить фонды.

История Российской Государственной библиотеки

Сотрудникам музея и библиотеки удалось не только сохранить ценности, но и спасти частные коллекции от уничтожения. В фонд вошли собрания предпринимателя Льва Константиновича Зубалова, купца Егора Егоровича Егорова и многих других. С 1917 по 1922 годы, в ходе массовой национализации частных коллекций, в том числе книжных, в фонд библиотеки поступило более 500 тысяч книг из 96 частных библиотек. Среди них собрания графов Шереметевых (4 тысячи экземпляров), графа Дмитрия Николаевича Мавроса (25 тысяч экземпляров), знаменитого антиквара-букиниста Павла Петровича Шибанова (более 190 тысяч), библиотеки князей Барятинских, дворянского рода Корсаковых, графов Орловых-Давыдовых, Воронцовых-Дашковых и другие. За счёт переданных, брошенных и национализированных коллекций фонды музея выросли с 1 миллиона 200 тысяч единиц хранения до 4 миллионов.

В 1918 году в библиотеке Государственного Румянцевского музея были организованы межбиблиотечный абонемент и справочно-библиографическое бюро. В 1921 году Библиотека становится государственным книгохранилищем.

Получение Библиотекой с 1922 года двух обязательных экземпляров всех печатных изданий на территории государства позволяло, в том числе оперативно предоставлять тысячам читателей не только литературу на языках народов СССР, но и её переводы на русский язык.

Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина

История Российской Государственной библиотеки

В начале 1920-х годов все некнижные коллекции — живописи, графики, нумизматики, фарфора, минералов и так далее — стали передаваться в другие музеи. Они вошли в состав собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственного исторического музея и многих других. В июле 1925 года Центральный исполнительный комитет СССР принял постановление о ликвидации Румянцевского музея, на базе библиотеки которого была создана Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина.

В 1920—1930-е годы Государственная библиотека СССР имени В.И. Ленина — ведущее научное учреждение. Прежде всего, это крупнейшая информационная база науки. 3 мая 1932 года Постановлением Совнаркома РСФСР Библиотека включена в число научно-исследовательских учреждений республиканского значения.

Библиотека встаёт во главе одной из важных отраслей науки — библиотековедения. С 1922 года в её составе — Кабинет, а с 1924 года Институт библиотековедения. Одной из его задач стала подготовка кадров. Были организованы двухлетние, девятимесячные, шестимесячные курсы библиотекарей, открыта аспирантура (с 1930 года). В 1930 году здесь создан первый библиотечный вуз, который в 1934 году отделился от Ленинской библиотеки и стал самостоятельным.

К началу 1941 года фонд Ленинской библиотеки насчитывал более 9 миллионов экземпляров. 6 читальных залов Ленинской библиотеки обслуживали ежедневно тысячи читателей. 1200 сотрудников обеспечивали все направления деятельности Библиотеки. Начался переезд в новое здание, построенное по проекту академика Владимира Алексеевича Щуко, рассчитанное на 20 миллионов единиц хранения.

В годы Великой Отечественной войны Библиотека продолжала свою работу: комплектование и хранение фондов.

В первые два военных года было приобретено больше 1000 книг и 20 % периодических изданий, недополученных из Книжной палаты в порядке обязательного экземпляра. Руководство Библиотеки добилось передачи ей газет, журналов, брошюр, плакатов, листовок, лозунгов и других изданий, выпускаемых Воениздатом, политуправлениями фронтов и армий. Ценным приобретением стали библиотека антиквара Павла Петровича Шибанова (более пяти тысяч томов), содержащее библиографические редкости собрание книг Николая Ивановича Бирукова, русские народные песенники, книги по истории медицины, по истории театра в России и многие другие.

В 1942 году Библиотека имела книгообменные отношения с 16 странами, со 189 организациями. С 1944 года, был решён вопрос о передаче Библиотеке кандидатских и докторских диссертаций.

Обслуживание читателей не прекращалось ни на день. А в 1942 году был открыт Детский читальный зал.

История Российской Государственной библиотеки

В интересах читателей организовывались передвижные выставки, продолжалось обслуживание читателей по межбиблиотечному абонементу, книги отправлялись в подарок на фронт, в госпитальные библиотеки.

Библиотека вела интенсивную научную работу: проводились научные конференции, сессии, писались монографии, защищались диссертации, была восстанавлена аспирантура, продолжалась начатая еще в довоенные годы работа по созданию Библиотечно-библиографической классификации. Собирался Ученый совет, в состав которого входили известные ученые, в том числе 5 академиков и членов корреспондентов Академии наук, писатели, деятели культуры, ведущие специалисты в области библиотечного и книжного дела.

За выдающиеся заслуги в деле собирания и хранения книжных фондов и обслуживания книгой широких масс населения (в связи с 20-летием преобразования Библиотеки Румянцевского музея в Государственную библиотеку СССР имени В.И. Ленина) 29 марта 1945 года Библиотека была награждена орденом Ленина (единственная из библиотек).

Государственная библиотека имени Ленина: восстановление и развитие

История Российской Государственной библиотеки

В послевоенные годы перед Библиотекой встали серьёзные задачи: освоение нового здания, его техническое оснащение (конвейер, электрический поезд, ленточный транспортер и другое), организация новых форм хранения документов и обслуживания (микрофильмирование, фотокопирование), функциональная деятельность — комплектование, обработка, организация и хранение фондов, формирование справочно-поискового аппарата. Особое внимание уделяется обслуживанию читателей.

18 апреля 1946 года в конференц-зале состоялась первая в истории Библиотеки читательская конференция.

В 1947 году вступил в строй 50-метровый вертикальный конвейер для перевозки книг, пущен электрический поезд и ленточный транспортер для доставки требований из читальных залов в книгохранилище.

В 1947 году была начата работа по обслуживанию читателей фотокопиями.

В 1947 году для чтения микрофильмов был организован небольшой кабинет, оборудованный двумя советскими и одним американским аппаратом.

В 1955-м — в Библиотеке возобновил работу международный абонемент.

В 1957—1958 годы состоялось открытие в новых помещениях читальных залов № 1, 2, 3, 4.

В 1959—1960 годы сформировалась система отраслевых читальных залов, подсобные фонды научных залов переведены на систему открытого доступа.

В середине 1960-х в Библиотеке действовали 22 читальных зала на 2330 мест.

Укрепляется статус Библиотеки как национального книгохранилища. С 1960 года Ленинка перестаёт обслуживать детей и подростков: появились специализированные библиотеки для детей и юношества. В начале 1960 года открылся читальный зал нотно-музыкального отдела. В 1962 году в нём стало возможно прослушивать звукозаписи, в 1969 году появилась комната с пианино для проигрывания музыкальных произведений.

В октябре 1970 года открылся зал диссертаций. С 1978 года тут организована постоянно действующая выставка авторефератов докторских диссертаций в предзащитный период.

1970-е годы — ведущим направлением информационной деятельности Библиотеки стало обслуживание руководящих органов государства. В 1971—1972 годы в справочно-библиографическом отделе проводилось экспериментальное внедрение системы избирательного распространения информации (ИРИ). В 1974 году Государственной библиотеке имени Ленина установлен новый порядок записи в читальные залы, ограничивающий приток читателей. Теперь записаться в библиотеку может только научный работник или специалист с высшим образованием.

В 1983 году открылась постоянная экспозиция Музея книги.

С 1987 года отдел обслуживания проводит эксперимент по временной записи без ограничений всех желающих посетить Библиотеку в летнее время. А в 1990 году отменяются отношения-ходатайства с места работы, предъявляемые при записи в Библиотеку, расширена запись студентов.

В связи с решением новых задач по организации и хранению фондов, в том числе на новых носителях, обслуживанию читателей, научно-методических, научно-исследовательских проблем почти в полтора раза увеличилось количество отделов (созданы нотно-музыкальный, технологический отделы, отделы картографии, изоизданий, выставочной работы, литературы русского зарубежья, зал диссертаций, научно-исследовательский отдел библиотечно-библиографических классификаций, музей Библиотеки и другие отделы).

Российская государственная библиотека

История Российской Государственной библиотеки

С 1993 года читальные залы Библиотеки после 20-летнего перерыва вновь доступны для всех граждан с 18 лет. А с 2016 года получить читательский билет может любой, кому уже исполнилось 14 лет.

В 1998 году в РГБ открылся Центр правовой информации.

К концу 2016 года объём фондов РГБ составлял около 47 миллионов единиц. Для посетителей работают 36 читальных залов. Ежеминутно двери Библиотеки открывают пять посетителей. За год прибавляется примерно сто тысяч новых пользователей.

В декабре 2016 года на фундаменте картинной галереи Румянцевского музея открылся новый Ивановский зал, ставший главной выставочной площадкой Российской государственной библиотеки.

С 1 января 2017 года в Российскую государственную библиотеку начали поступать в электронном виде обязательные экземпляры всех печатных изданий, выходящих в нашей стране. На портале РГБ создана система приёма, обработки, хранения и учёта обязательных электронных экземпляров.

Ежегодно выпускаемый публичный отчёт подробно показывает, как развивается Российская государственная библиотека.

Читайте также: