Культура курского края доклад

Обновлено: 04.07.2024

2. Выдающиеся деятели культуры – уроженцы Курска и его округа.

3. Памятникиисториии культуры в современном Курске.

4. Курские сюжеты в отечественной литературе и искусстве.

Литература

Бугров Ю.А. Курские встречи. - Воронеж, 1991.

Зорин А.В., Раздорский А.И., Щавелев С.П. Курск. История города от Средневековья к Новому времени: X–XVII века. - Курск, 1999.

История и современность Курского края. - Курск, 1998.

Курск: Краеведческий словарь-справочник. - Курск, 1997.

Курские тетради. Курск и куряне глазами ученых. Тетради 1–4. - Курск, 1997–2002.

Левченко В., Грива Т. Встреча с Курском. Путеводитель-справочник. - Курск, 1993.

Липкинг Ю.А. Кудеяров стан. Сварожье племя. - Воронеж, 1965.

Стародубцев Г.Ю., Щавелев С.П. Историки Курского края. Биографический словарь. - Курск, 1998.

Федоров С.И. Архитектурные очерки Курского края. - Воронеж, 1982.

Холодова Е.В. Усадьбы Курской губернии. Историко-архитектурные очерки. - Курск, 1997.

Щавелев С.П. Первооткрыватели курских древностей. Очерки истории археологического изучения южнорусского края. Вып. 1–3. - Курск, 1991–2002.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ

Летописные северяне в Курском Посеймье и их культура.

Курск и куряне на страницах русских летописей.

Старейшие храмы города Курска.

Природные заповедники Курского края.

Коренная икона Знамения Божьей матери в легендах и истории края.

Коренная пустынь и другие монастыри Курской округи.

Усадебная архитектура Курской губернии.

Куряне в истории отечественной науки и литературы.

Традиции медицины и здравоохранения Курского края.

Монгольские завоеватели, сокрушив большинство городов и сел Южной Руси, Курск пощадили. Однако роль политического центра он на время утратил. Его округа на сто с лишним лет перешла под власть Золотой Орды, а с ее упадком, в XV в. сюда простерлись границы Великого княжества Литовского.
В XVI в. в борьбу за эти земли включается крепнувшая Московская Русь.
В 1596 г. в Курске возводится крепость Московского государства и этот край окончательно возвращается в состав России.

На пространствах Курской губернии (куда до революции входили, кроме нынешних районов, еще Белгородский, Путивльский уезды) роскошные усадьбы дворянской аристократии (Марьино князей Барятинских, Моква графов Нелидовых, Воробьевка А.А. Фета и т.п.) уживались здесь с более скромными имениями, по сути дачами, и с нищими деревеньками. Живописнейшие пейзажи Среднерусской равнины – лесостепь со смешанными рощами и дубравами, пшеничными полями и яблоневыми садами – перемежаются, к сожалению, свалками мусора, эрозионными оврагами и заброшенными постройками бывших колхозов.

О различных достижениях курян в науке, литературе и искусстве, о нынешнем состоянии курской культуры более подробно рассказывается в краеведческой литературе, список которой приводится в нашем пособии.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Разумеется, по определению своего методического жанра, наше краткое учебное пособие не в состоянии затронуть на своих страницах, тем более с одинаковой полнотой и детализацией, все основные аспекты и моменты указанной тематики. Авторский коллектив, тем не менее надеется, что отобранный, продуманный и преподанный нами материал окажется интересен и практически полезен будущим медикам – врачам и провизорам, а также специалистам-медикам смежных профилей, получающих высшее медицинское образование. А приводимая нами со значительным запасом (против реальной потребности подготовки к семинарским занятиям) дополнительная литература позволит заинтересованному читателю приобрести вкус и навык к самообразовательному чтению по культурологии и родственным ей отраслям гуманитарного знания.

Издательство Курского государственного медицинского университета

305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3.

Лицензия ЛР № 020862 от 30.04.99 г.

Отпечатано в типографии КГМУ.

305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3.

[1] Данный раздел подготовлен автором, С.П. Щавелёвым, в рамках исследовательского проекта, поддержанного РГНФ (№ 00-03-00034 а) в 2001–2002 гг.

[2] Археологической культурой называют совокупность однотипных памятников далёкой старины (поселений, могильников, святилищ, кладов). Чаще всего они оставлены одним народом, реже — группой родственных, либо союзных народов. Названия археологических культур условны — даются по месту первых раскопок или наиболее типичного памятника.

[6] Азбука, придуманная в 863 г. уроженцем Фессалоник (Македония) Константином (в монашестве Кириллом, откуда ее название – кириллица) по приказу византийского императора для славян Великой Моравии на Дунае, чтобы перевести на их язык Священное писание - Библию и тем привлечь на сторону своей империи. Однако Великая Моравия как государство распалось, и утвердилось это письмо в соседней Болгарии, откуда его и заимствовали сербы, македонцы и восточные славяне.

[7] Хроленко А.Т. Лингвокультуроведение. - Курск, 2001. - С. 126.

[8] Пантин И.К. Национальный менталитет и история России // Российская ментальность (материалы "круглого стола") // Вопросы философии 1994 № 1. С. 30.

Наш край дал Отчизне многих выдающихся деятелей культуры. Знаменитыми артистами стали М.С.Щепкин, Н.Х.Рыбаков, К.Н.Полтавцев. Наши земляки – известные живописцы К.А.Трутовский, В.Г.Шварц, публицист и драматург Н.А.Полевой, историк И.И.Голиков. В селе Воробьевка Золотухинского района находилось имение А.А.Фета, где гостили такие знаменитые люди, как Л.Н.Толстой, Я.П.Полонский, П.И.Чайковский. В разное время курскую землю посетили и оставили о ней воспоминания русский критик и философ В.Г.Белинский, поэт Ф.И.Тютчев, писатель А.М.Горький и другие.

Широко известны в России и за рубежом наши земляки-писатели – Аркадий Гайдар, Константин Воробьев, Валентин Овечкин, Евгений Носов и другие. Сегодня здесь живут и трудятся такие мастера художественного слова, как А.Харитановский, П.Сальников, В.Детков, Е.Полянский, Б.Агеев, Н.Корнеев, Ю.Першин и другие, художники Г. Киселев, В.Кизилов, В.Рыков, В.Конев, А.Носова и другие. Многие работы этих художников находятся в коллекциях любителей живописи Франции, Германии, США.

В административно-культурном центре Курской области работают областные драматический и кукольный театры, областной краеведческий музей, областная филармония, областные научная, юношеская и детская библиотеки, областной центр народного творчества, отделения Международного фонда славянской письменности и культуры, отделения творческих союзов России – писателей, художников, журналистов, архитекторов, театрального и музыкального обществ.

Ныне в репертуаре театра произведения русской и зарубежной классики, пьесы современных авторов.

Руководит коллективом главный режиссер Геннадий Кириллов. В труппе – народный артист России В.Ломако, заслуженные артисты России А.Губардина, И.Кузьменко, Л.Скородед, Л.Соколова, А.Олешня, Г.Стасенко, С.Симошин, Е.Петрова, Ю.Архангельский и другие. Театр гастролировал в Москве и Санкт-Петербурге, Симферополе и Вильнюсе, в Новороссийске и Баку, Пскове и Вятке и других городах России. Театр побывал на гастролях также в Чехословакии, Монголии, Венгрии, Германии.

Курский государственный театр кукол основан в мае 1944 года. Главный режиссер театра – заслуженный артист Украины В.Бугаев. В труппе театра работают заслуженные артисты России Е.Афанасьева, И.Куцевол, Л.Марголина. Репертуар – более 20 спектаклей по произведениям российских и зарубежных писателей и драматургов.

Курский областной краеведческий музей учрежден в апреле 1903 года при Курской губернской ученой архивной комиссии по инициативе и при активном участии курского губернатора Н.Н.Гордеева. Первых посетителей музей принял в 1905 году. В настоящее время в музее хранятся более 160 тыс. предметов, многие из которых являются раритетами. Интерес представляют уникальные коллекции старинного бисера, фарфора, оружия, предметов этнографии и быта, редких книг и другие. В Курской области работают четыре филиала музея.

Ежегодно музей и его филиалы посещают более 100 тыс. человек. Музей проводит серии выставок не только из собственных коллекций, но и из коллекций соседних Белгородской и Орловской областей, а также из Санкт-Петербурга, Москвы, Тулы, Брянска и других регионов России.

Культура и искусство

Курская земля богата своими культурными традициями. Еще в 1792 г. в здании Дворянского собрания открылся первый в истории Курска театр, который внес значительный вклад в развитие всего русского театрального искусства. На сцене этого театра начал свой путь великий Щепкин. Тогда же, в 1792 году, в Курске была основана типография, в которой печатались первые книги, а с 1838 г.- "Курские губернские ведомости".
Наш край дал Отчизне многих выдающихся деятелей культуры. Знаменитыми артистами стали М.С. Щепкин, Н.Х. Рыбаков, К.Н. Полтавцев. Наши земляки - известные живописцы К.А. Трутовский, В.Г. Шварц, публицист и драматург Н.А. Полевой, историк И.И. Голиков. В селе Воробьевка Золотухинского района находится имение А.А. Фета, где гостили такие знаменитые люди, как Л.Н. Толстой, Я.П. Полонский, П.И. Чайковский. В разное время Курскую землю посетили и оставили о ней воспоминания русский критик и философ В.Г. Белинский, поэт Ф.И. Тютчев, писатель A.M. Горький и другие.
Музыка курских песен привлекала внимание крупнейших наших композиторов. Здесь следует вспомнить не только "Русские песни" Георгия Свиридова. Рахманинов был в восторге от народных песен в исполнении Надежды Плевицкой. Курская песня звучит в фортепианном концерте Чайковского. Послушать наши песни приезжал в Курск известный русский композитор Бородин, когда работал над своей знаменитой оперой "Князь Игорь".
Широко известны в России и за рубежом наши земляки-писатели: Николай Асеев, Аркадий Гайдар, Константин Воробьев, Валентин Овечкин, Евгений Носов и другие. Сегодня здесь живут и трудятся такие мастера художественного слова, как А. Харитановский, В. Детков, В. Корнеев, Ю. Першин, М. Еськов, Б. Агеев, А.Шитиков и другие; художники В. Ерофеев, Л. Руднев, М. Заутренников, И. Ронкин, В. Дайбов, В. Кизилов, В. Конев и другие. Многие работы этих художников находятся в частных коллекциях живописи во Франции, Германии и США.
В административно-культурном центре Курской области работают oбластные драматический и кукольный театры, областной краеведческий музей, областная филармония, областные научная и детско-юношеская библиотеки, областной центр народного творчества, отделения Международного фонда славянской письменности и культуры, отделения творческих союзов России - писателей, художников, журналистов, архитекторов, театрального и музыкального обществ.

Курский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина

Атлас культурной жизни Курской области. Москва, 2014

Курский государственный театр кукол

Атлас культурной жизни Курской области. Москва, 2014

Центр театрального творчества "Ровестник"

Атлас культурной жизни Курской области. Москва, 2014

Курская Государственная филармония

Атлас культурной жизни Курской области. Москва, 2014

Курский областной краеведческий музей

Курский областной краеведческий музей учрежден в мае 1903 года при Курской губернской ученой архивной комиссии по инициативе и при активном участии курского губернатора Н.Н. Гордеева. Николай II распорядился выделить на обустройство музея 10 тыс. рублей и дал свое согласие на наименование музея: "Курский историко-археологический и культурный музей". Первых посетителей музей принял в 1905 году. В настоящее время в музее хранятся более 160 тыс. предметов, многие из которых являются раритетами. Интерес представляют уникальные коллекции старинного бисера, фарфора, оружия, предметов этнографии и быта, редких книг и другие.
Ежегодно музей и его филиалы посещают более 100 тыс. человек. Музей проводит серии выставок не только из собственных коллекций, но и из коллекций соседних Белгородской и Орловской областей, а также из Санкт-Петербурга, Москвы, Тулы, Брянска и других регионов России.

Курский государственный областной музей археологии

Атлас культурной жизни Курской области. Москва, 2014

Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки

Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки - один из замечательных художественных музеев России. История ее коллекции берет начало в период создания Губернского историко-археологического и кустарного музея - 1903-1905 гг. Первые произведения искусства поступили как пожертвования частных лиц. Основу коллекции составили картины из коллекций Барятинских, Шварцев, Нелидовых и других известных дворянских фамилий. В музее представлена российская и советская живопись различных периодов, западноевропейская коллекция, собрание произведений художников, связанных с Курском, коллекция изделий декоративно-прикладного искусства.

Курский государственный цирк



Построен в ноябре 1971 года. С момента открытия по 1996 год его посетили более 12 миллионов зрителей. В 1996 году в здании случился сильный пожар, уничтоживший все помещения, в том числе зрительный зал. С 2006 года началось восстановление цирка. Благодаря активным действиям Администрации Курской области и директора цирка А.М. Иофина к ноябрю 2011-го была закончена его полная реконструкция. 11 ноября 2011 года цирк распахнул свои двери.
Площадь возведенного цирка составляет почти 13000 кв. м. В зале насчитывается 1840 посадочных мест, есть специальные места для инвалидов. Цирк располагает слоновником, тигрятником, конюшнями.
Перед зданием установлен памятник Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину работы курских скульпторов, заслуженных художников РФ И. Минина и Н. Криволапова. На цирковой площади открыт 13-струйный фонтан.
Сейчас возрожденный Курский цирк является одним из лучших в Европе. На новой арене выступали высочайшие профессионалы – мастера циркового искусства: дрессировщики Николай Павленко, Дан Запашный, Тамерлан Нугзаров-старший, Артур и Карина Багдасаровы.

Атлас культурной жизни Курской области. Москва, 2014

Курский Областной Дом Народного Творчества

Атлас культурной жизни Курской области. Москва, 2014

Курская областная библиотека для детей и юношества



Курская областная библиотека для детей и юношества была открыта 15 марта 2004 года в соответствии с Постановлением Губернатора Курской области о реорганизации областных детской и юношеской библиотек путем слияния.
История областной детской библиотеки ведется с 1959 года, когда ей была выделена одна из комнат в областной научной библиотеке. В январе 1960 года, после получения помещения по ул. Ленина, 15, библиотека приняла своих первых читателей.
Юношеская библиотека в качестве городской начала свою деятельность в 1955 году. Первоначально она занимала дом площадью 230 кв. м., ранее принадлежавший пастору лютеранской кирхи. В1970 году ей был присвоен статус областной библиотеки.
Сегодня Курская ОБДЮ занимает здание площадью 1138 кв. м. по ул. Ленина, 15, которое ежегодно предоставляется в безвозмездное пользование Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Курска. Здание располагается в центре города. В микрорайоне обслуживания – детские сады, гимназии, школы, Курский государственный университет, Курский базовый медицинский колледж, профессиональный лицей №1 и другие детские и образовательные учреждения.
Библиотека располагает фондом книг, журналов, видео- и аудиокассет, грампластинок, электронных дисков в количестве 163.9 тыс. экз. Ежегодно услугами библиотеки пользуются 12.8 тыс. пользователей (посещений – 83.1 тыс.; книговыдач – 276.4 тыс.).
Являясь культурным, справочно-информационным, образовательным и научно-методическим центром в регионе, библиотека обслуживает детей и юношество в возрасте от 0 до 24 лет и руководителей чтения и осуществляет методическое руководство библиотеками области.

Курская областная специальная библиотека для слепых им. В. С. Алехина

Курский музыкальный колледж им. Г. В. Свиридова

Атлас культурной жизни Курской области. Москва, 2014

Курский колледж культуры

Атлас культурной жизни Курской области. Москва, 2014

Суджанский техникум искусств

Атлас культурной жизни Курской области. Москва, 2014

Железногорский художественный техникум им. А. А. Дейнеки

Курская областная научная библиотека
им. Н. Н. Асеева обращается ко всем
издающим организациям нашей области
с напоминанием о необходимости
формирования фонда курских изданий,
как основы книжной культуры края
подробнее.

Приглашаем Вас принять участие
в традиционном ежегодном Празднике
"КУРСКАЯ КНИГА", где вы сможете
представить свои издания читателям
библиотеки подробнее.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Комитет по культуре Курской области Управление культуры города Курска ОБОУ ДПО «Учебно-методический центр комитета по культуре Курской области МБОУ ДО «Детская школа искусств №1

Составитель Чекрыгина Татьяна Николаевна

преподаватель МБОУ ДО ДХШ №1г. Курск

им. В.М. Клыкова

«Чем дальше в будущее входим,

Все здравомыслящие люди понимают, насколько важно воспитание учащихся в традициях культуры своего края. Поэтому с раннего детства ребят необходимо знакомить с декоративно-прикладным творчеством и народными промыслами Курской области и её традициями.

Ведь народные традиции – это неотъемлемая часть жизни самого народа. Человек творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности. И сколько бы времени не проходило, проблемы сохранения народных традиций и духовности всегда будут волновать человека, живущего на селе и в городе.

Эта любовь невозможна без сохранения и приобщения ребят к народным традициям. Возрождая их, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий нас мир.

Россия – поистине уникальная страна. Наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранятся традиции нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но и в язычество.

В наше время календарные праздники, традиции являются частью культуры. Они отражают жизнь, помогают помнить доброе и хорошее, то, что оставили для потомков прошлые поколения и эта связь непрерывна.

Можно привести в пример всеми любимые праздники, их отмечают и в городе и на селе (Новый год, Масленица, Рождество, Пасха, 9 мая и др.). Таким образом, светские праздники тесно переплетаются с православными и языческими традициями. 9 мая происходят встречи школьников с ветеранами ВОВ, которых осталось очень мало. Эти встречи взаимно обогащают, учат и воспитывают добрые качества у детей.

Знание народных традиций и промыслов Курской области способствует развитию личности учащихся, воспитанию у них чувства патриотизма, любви к Родине, несёт в себе огромный творческий потенциал.

Следует отметить, что используя разнообразные формы своей деятельности, учреждения дополнительного образования играют большую роль в воспитании молодого поколения, способствуют приобщению учащихся к традициям народной культуры.

Возрождение, сохранение и развитие традиционной народной культуры, народных промыслов и ремёсел Курского края является приоритетным направлением в культурной жизни Курской области и одним из основных направлений деятельности школ дополнительного образования. Именно творческий потенциал, заложенный в традиционной культуре используется в современном обществе в работе с обучающимися и молодёжью.

Традиционная культура должна стать средством адаптации обучающихся в современном обществе. Ведь народное творчество остаётся вдохновителем современных исканий во всех областях культуры. Традиция оказывается наиболее устойчивой и жизнеспособной частью культуры. Является противопоставлением инновациям с одной стороны и обогащается ими с другой стороны.

При взаимодействии традиции и инновации, традиции не отмирают, а постепенно видоизменяются, принимая вид новаций.

Таким образом, благодаря инновационным элементам, происходят изменения в традиции.

Ценность народных традиций и ремёсел огромна, а их утрата невосполнима никакими материальными благами.

Изучение и сохранение региональных традиций, поиск новых способов трансляции традиционной культуры в современном обществе является актуальным в области культуры и образования.

Неодинакова судьба народных ремёсел. Одни, как кузнечное и бондарное дело, почти исчезли, другие – ткачество и гончарство продолжают жить. А такие, как резьба роспись по дереву, вышивки постоянно обновляются и получают новое рождение. Остановимся на некоторых из них.

«Красна птица пением,

«Красивое слово – серебро,

Все эти поговорки подтверждаются традиционной культурой Курского края.

Кожлянская игрушка

Курчатовская сторона – родина старинных гончарных промыслов наших предков. 250 лет назад в деревне Кожле появилась впервые глиняная игрушка, а в селе Дроняево – керамическая посуда. В настоящее время всё это сохраняется и продолжает жить в Дроняевском центре народных традиционных промыслов. Здесь лепят сами и обучают этому детей.

Искусство – проявление добра и красоты, оно помогает меняться нашему миру в сторону прекрасного. Ещё более плодотворным влияние оказывается, когда творит целая семья, сохраняя главное – традицию, народный промысел – кожлянские игрушки. Это семья Тимофеевых-Коробовых. Лилия Валентиновна Тимофеева росла среди кожлянских игрушек, как и её сестра Коробова. Их бабушка Ольга Ивановна Дериглазова воспитывала во внучках любовь к кожлянской игрушке, традициям деревни Кожли.

Сегодня старинное ремесло продолжают сохранять потомки и ученики ушедших мастеров. Среди новых мастеров можно назвать Оксану Селихову, Анастасию Неволину, они дарят нам надежду на продолжение изучения и сохранения кожлянской игрушки в будущем.

Среди призванных мастеров соловьиного края – Татьяна Алексеевна Корчагина. Мастер глиняной игрушки живёт в посёлке Коренево. Окончила Абрамцевское училище в Подмосковье. Творчество Татьяны Корчагиной наполнено богатой фантазией, она является мастером сложных многофигурных композиций.

Глиняная игрушка Татьяны Алексеевны вписывается в любой интерьер современного жилища, являясь частицей живого народного творчества, она радует нарядностью и декоративностью

hello_html_74878884.jpg

hello_html_50edda3a.jpg

Курская область – гончарный край

В селе Дроняево, Курчатовского района зародилось это непростое ремесло – горшки лепить, а точнее крутить. У Натальи Васильевны Абакумовой необычная профессия, она – гончар. Она смогла возродить почти забытое ремесло предков, обучалась у старого мастера Ивана Никитовича Букреева.

Работает учителем в Дроняевской школе передавая секреты гончарного ремесла ребятам, своей подрастающей смене и ещё мастерам гончарного дела центра народных традиционных промыслов на базе школы.

Воспитанники Натальи Васильевны не просто учатся изготавливать традиционную посуду, но и узнают об истории гончарных промыслов Курской области и России. Они знакомятся с семантикой и цветовой гаммой орнамента игрушки, тем самым приближаясь к духовному наследию своих предков, традициям русского народа.

В Дроняевском центре народных промыслов трудится также уже 10 лет Татьяна Ивановна Алтухова – дочь потомственного Дроняевского гончара И.Н. Букреева. Она делает весь ряд традиционной Дроняевской посуды

Ёе коллега Татьяна Петровна Сентищева занимается больше авторской малой скульптурой, чем традиционной посудой.

А в Глушковском центре художественных промыслов и ремёсел работает заведующей Анна Анатольевна Сазонова. Занимается возрождением и развитием промыслов района. Использование Анной Анатольевной наиболее эффективных форм и методов работы, постоянный творческий поиск помогают ей сохранить ремесленные традиции региона, и приобщить к народному искусству и культуре юных глушковцев.

В настоящее время происходит возрождение гончарного промысла нашего края в Судже – центр ремёсел и промыслов под руководством народного мастера России Юрия Спесивцева в Глушково.

Юрий Спесивцев – человек редкого дарования. Бережно храня традиции предков и воплощая их в своих работах, он создаёт произведения искусства, которым свойственно современное звучание. Его работы выполнены в лучших традициях гончарного искусства.

Юрий Степанович передаёт свой бесценный опыт молодёжи. Его талантливые ученики стали народными мастерами России.

hello_html_311786a7.jpg

Приёмы вышивания, узоры, совершенствовались из поколения в поколение, приобретали характерные национальные черты. Сегодня вышивка – самый распространённый вид декора по прикладной деятельности в России и Курской области. Влияние мировой культуры и современные новейшие техники вышивки (тамбур, крест, разнообразные виды глади, мережки, вышивка бисером, узелками, даже лентами). От носовых платков до картин.

hello_html_4508cabe.jpg

Традиционная одежда Курской губернии

Как известно, одежда является знаком (символом), несёт в себе определённый вид информации о положении человека в обществе, в котором он живёт. Поэтому одежда может рассматриваться, как важный историко-этнографический источник. Традиционный костюм – это своего рода стандарт, которого придерживались люди, жившие в том или ином регионе. Но в то же время этому стандарту была присуща большая вариативность. Одежда испокон веков украшалась вышивкой (орнаментом). Исследователи отмечают многообразие языка орнамента. С одной стороны, он выполняет декоративную функцию, а с другой играет роль социальной, этнической принадлежности, является средством выражения народного мировоззрения. Известно орнаменту свойственно изменяться.

Ромбо-точечная композиция была основной в старинных вышивках одежды и других предметах народного быта в Курской губернии. Круги – ромбы различной величины переплетались в чётких геометрических построениях и образовывали несложный, но насыщенный линиями рисунок.

В традиционном костюме народ сохранил до нашего времени элементы древнего мировоззрения, миропонимания. Изучая образный язык узоров, семантики цветов, глубже понимаешь нравы, обычаи, обряды, постигаешь нравственную и эстетическую суть, что составила основу жизни русского народа. Красный сарафан считался свадебным нарядом курской крестьянки. Рубашка также по представлениям наших предков обладала магической силой.

hello_html_m6d0f051c.jpg

Рушники Курской области

Рушник – уникальный феномен материальной народной культуры, в визуальной форме рассказывающий о жизни наших предков, системе их мировосприятия, ключевых, национальных и общецивилизованных ценностях. Рушник – это и важнейший атрибут обрядов, и незаменимый обереговый спутник человеческой жизни, неповторимое произведение рукотворного искусства нашего народа.

Обращаясь к истории культуры славянских народов, рушники использовались практически во всех обрядах, будь то календарные, трудовые или семейные. Десятки украшенных узоров полотенец играли большую роль в свадебном, родильном, крестильном и похоронном действии. Их развешивали в избе (покрывали икону, обвязывали рушниками новобрачных, подавали хлеб-соль, благословляли молодых). Всё это ритуальные функции полотенца, дошедшие до наших времён. Таким образом, с рушником связывали все важнейшие события в жизни. Кроме того, их дарили дорогим и любимым людям, почётным гостям.

При изучении народных традиций Курской губернии, украшения полотенец для каждого района имели свои характерные черты. Особенности выражались в способах творчества, вышивке, тематике узоров, цветовому предпочтению.

Встречаются растительные зооморфные и антропоморфные мотивы.

hello_html_1a35c7c3.jpg

hello_html_35cf04ac.jpg
hello_html_m27fbecb6.jpg

Суджанские ковры

Сплетённые в одно целое волшебные нити самых необычных расцветок могут рассказать о народном быте, родной природе не менее ярко, чем картина. Есть что-то от народной музыки в Курских коврах-гобеленах, которые нельзя спутать ни с какими другими.

Более ста лет назад две работы Курской мастерицы Анны Анпилоговой были удостоены серебряной медали. И в наше время ковры курянок отмечаются наградами многих международных и всесоюзных выставок. Волшебная нить протянулась через века.

Орнамент, характерный для ковров разных видов, разных мест изготовления, имеет свою особенность не только в силу технологических приёмов изготовления. В большей степени на него оказывают влияние культура, традиции, менталитет тех людей, на территории проживания которых появляются признаки нового промысла.

Ковроткачество в Курской области возникло на базе домашнего ткачества, развитие промысла тесно связано с историей Курского края.

Филиалы ткацкой фабрики существовали в Судже, Дмитриеве. Наивное представление, ярко выраженная условность ещё сохраняется в рисунках ковров, но самобытные, с любовью выполненные изделия, безусловно, являются произведениями искусства! Художники – мастера прошлого ткали ковры по памяти, проявляя элементы творчества. Особенно это заметно при анализе цветовой гаммы старых ковров, её многоцветия, сложности орнамента, её разнообразия.

Сотни лет технологии изготовления ковров ручного производства не менялись, ткали по представлению, не связывая сложность рисунка с плотностью ковра по основе. И только с появлением технического рисунка стало возможным делать расчёты орнамента. Ручное производство ковров, в отличие от ковров, сотканных на механических станках с помощью компьютерных программ, имеет преимущество в многоцветии, сложности рисунка, индивидуальном поиске композиции, разнообразии размеров изделий и сложности рисунка.

Красивейшее село Саморядово – является родиной узорного ткачества в нашем крае. С 2007 в селе Сторожевое, Большесолдатского района, работают талантливые ткачихи. После открытия в селе филиала Саморядовского Дома ремёсел мастер ткачества Татьяна Васильевна Переверзева организовала маленький музей Крестьянского быта. Татьяна Васильевна достала ткацкий станок, на котором стала обучать детей ткачеству и вышивке. В Сторожевском филиале Саморядовского дома ремёсел теперь ткут не только старинные пояса, но и ковровые дорожки, рушники.

Дом ремёсел в с. Сторожевое каждый год посещают гости из ближнего и дальнего зарубежья, регионов России, и каждый уносит с собой частицу тепла народной культуры, сохраняемую трепетными руками мастериц.

hello_html_m12a64d07.jpg

hello_html_3ffc0d50.jpg

Народная кукла

Белый цвет – символ света, чистоты, свободы. В обереговой культуре белый цвет призван защитить от нечистой силы и не дать проникнуть злу.

Синий цвет символизирует небо, мужское начало, славит жизнь и оберегает женщину.

Платок – ещё один символ покровительства мужчины для женщины. Как небо (мужское начало) покрывает землю (женское начало), так и платок (мужчина) оберегает женщину.

Чёрный цвет – в символике узора символизирует землю, плодородие, материнство. Чёрный зигзаг в узоре – символ невспаханного поля.

Чёрная волна – вспаханное поле, готовое к прорастанию зерна.

И в современное время есть люди, занимающиеся изготовлением кукол, в том числе кукол-оберегов, это суджанская мастерица Евгения Ароновна Романова.

Наталья Ивановна его преемница, руководитель школы в настоящее время. Она щедро делится своими умениями на мастер-классах по изготовлению традиционной куклы для преподавателей, мастеров, жителей родного города.

Елена Викторовна Тихонова – директор Горшеченской детской школы искусств. Более 13 лет изучает и сохраняет традиции изготовлению тряпичной куклы. Мастер увлечена идеями создания авторской куклы на основе русской традиции. В своей работе она применяет разные техники изготовления обрядовых, обереговых, игровых, чулочных, сувенирных и др. кукол.

hello_html_m6b7363a.jpg

hello_html_m62969c73.jpg

В условиях глобализации, когда традиционная культура часто подвергается нападкам, как консервативная и несоответствующая духу времени, особенно важно сохранение народных традиций в обучении и воспитании детей. Именно в этом концентрируются базовые ценности народа, традиционный опыт поколений, понимание сущности традиций, а значит культурных норм поведения, знаний и опыта, обычаев и привычек, воспитания детей.

Верное их толкование, правильное понимание даёт нам путь и надежды в обустройстве современного общества, помогает правильному воспитанию подрастающего поколения.

Ведь часто мы слышим, что у нас не стало национальной идеи. Так пусть же изучение нашими детьми традиций и ремёсел станет связующим звеном между любовью, гордостью за Родин, и воспитанием чувства патриотизма.

Россия 21 века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нельзя допускать, чтобы рвались нити, которые связывают младшие и старшие поколения. Отказ от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности общества.

2. Выдающиеся деятели культуры — уроженцы Курска и его округа.

3. Памятникиисториии культуры в современном Курске.

4. Курские сюжеты в отечественной литературе и искусстве.

Бугров Ю.А. Курские встречи. Воронеж, 1991.

Зорин А.В., Раздорский А.И., Щавелев С.П. Курск. История города от Средневековья к Новому времени: X–XVII века. Курск, 1999.

История и современность Курского края. Курск, 1998.

Курск:. Краеведческий словарь-справочник. Курск, 1997.

Курские тетради. Курск и куряне глазами ученых. Тетради 1– 4. Курск, 1997 –2002.

Левченко В., Грива Т. Встреча с Курском. Путеводитель-справочник. Курск, 1993.

Липкинг Ю.А. Кудеяров стан. Сварожье племя. Воронеж, 1965.

Стародубцев Г.Ю., Щавелев С.П. Историки Курского края. Биографический словарь. Курск, 1998.

Федоров С.И. Архитектурные очерки Курского края. Воронеж, 1982.

Холодова Е.В. Усадьбы Курской губернии. Историко-архитектурные очерки. Курск, 1997.

Щавелев С.П. Первооткрыватели курских древностей. Очерки истории археологического изучения южнорусского края. Вып. 1 —3. Курск, 1991 —2002.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ

Летописные северяне в Курском Посеймье и их культура.

Курск и куряне на страницах русских летописей.

Старейшие храмы города Курска.

Природные заповедники Курского края.

Коренная икона Знамения Божьей матери в легендах и истории края.

Коренная пустынь и другие монастыри Курской округи.

Усадебная архитектура Курской губернии.

Куряне в истории отечественной науки и литературы.

Традиции медицины и здравоохранения Курского края.

Монгольские завоеватели, сокрушив большинство городов и сел Южной Руси, Курск пощадили. Однако роль политического центра он на время утратил. Его округа на сто с лишним лет перешла под власть Золотой Орды, а с ее упадком, в XV в. сюда простерлись границы Великого княжества Литовского. В XVI в. в борьбу за эти земли включается крепнувшая Московская Русь. В 1596 г. в Курске возводится крепость Московского государства и этот край окончательно возвращается в состав России.




На пространствах Курской губернии (куда до революции входили, кроме нынешних районов, еще Белгородский, Путивльский уезды) роскошные усадьбы дворянской аристократии (Марьино князей Барятинских, Моква графов Нелидовых, Воробьевка А.А. Фета и т.п.) уживались здесь с более скромными имениями, по сути дачами, и с нищими деревеньками. Живописнейшие пейзажи Среднерусской равнины — лесостепь со смешанными рощами и дубравами, пшеничными полями и яблоневыми садами — перемежаются, к сожалению, свалками мусора, эрозионными оврагами и заброшенными постройками бывших колхозов.

Тысячи богомольцев из Курской и других губерний собирал когда-то крестный ход с Коренной иконой Божьей матери из Знаменского монастыря на Красной площади в Коренную пустынь, где эта икона впервые появилась в XVII в. Это событие живописно запечатлено на известной картине И.Е. Репина. Их Курска родом преподобные Феодосий Печерский (1026 — 1074), основатель русского монашества и Киево-Печерской лавры; Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Машнин, 1758 — 1838), одни из самых почитаемых среди православных нашей страны ее святых.

О различных достижениях курян в науке, литературе и искусстве, о нынешнем состоянии курской культуры более подробно рассказывается в краеведческой литературе, список которой приводится в нашем пособии.

2. Выдающиеся деятели культуры — уроженцы Курска и его округа.

3. Памятникиисториии культуры в современном Курске.

4. Курские сюжеты в отечественной литературе и искусстве.

Бугров Ю.А. Курские встречи. Воронеж, 1991.

Зорин А.В., Раздорский А.И., Щавелев С.П. Курск. История города от Средневековья к Новому времени: X–XVII века. Курск, 1999.

История и современность Курского края. Курск, 1998.

Курск:. Краеведческий словарь-справочник. Курск, 1997.

Курские тетради. Курск и куряне глазами ученых. Тетради 1– 4. Курск, 1997 –2002.

Левченко В., Грива Т. Встреча с Курском. Путеводитель-справочник. Курск, 1993.

Липкинг Ю.А. Кудеяров стан. Сварожье племя. Воронеж, 1965.

Стародубцев Г.Ю., Щавелев С.П. Историки Курского края. Биографический словарь. Курск, 1998.

Федоров С.И. Архитектурные очерки Курского края. Воронеж, 1982.

Холодова Е.В. Усадьбы Курской губернии. Историко-архитектурные очерки. Курск, 1997.

Щавелев С.П. Первооткрыватели курских древностей. Очерки истории археологического изучения южнорусского края. Вып. 1 —3. Курск, 1991 —2002.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ

Летописные северяне в Курском Посеймье и их культура.

Курск и куряне на страницах русских летописей.

Старейшие храмы города Курска.

Природные заповедники Курского края.

Коренная икона Знамения Божьей матери в легендах и истории края.

Коренная пустынь и другие монастыри Курской округи.

Усадебная архитектура Курской губернии.

Куряне в истории отечественной науки и литературы.

Традиции медицины и здравоохранения Курского края.

Монгольские завоеватели, сокрушив большинство городов и сел Южной Руси, Курск пощадили. Однако роль политического центра он на время утратил. Его округа на сто с лишним лет перешла под власть Золотой Орды, а с ее упадком, в XV в. сюда простерлись границы Великого княжества Литовского. В XVI в. в борьбу за эти земли включается крепнувшая Московская Русь. В 1596 г. в Курске возводится крепость Московского государства и этот край окончательно возвращается в состав России.

На пространствах Курской губернии (куда до революции входили, кроме нынешних районов, еще Белгородский, Путивльский уезды) роскошные усадьбы дворянской аристократии (Марьино князей Барятинских, Моква графов Нелидовых, Воробьевка А.А. Фета и т.п.) уживались здесь с более скромными имениями, по сути дачами, и с нищими деревеньками. Живописнейшие пейзажи Среднерусской равнины — лесостепь со смешанными рощами и дубравами, пшеничными полями и яблоневыми садами — перемежаются, к сожалению, свалками мусора, эрозионными оврагами и заброшенными постройками бывших колхозов.

Тысячи богомольцев из Курской и других губерний собирал когда-то крестный ход с Коренной иконой Божьей матери из Знаменского монастыря на Красной площади в Коренную пустынь, где эта икона впервые появилась в XVII в. Это событие живописно запечатлено на известной картине И.Е. Репина. Их Курска родом преподобные Феодосий Печерский (1026 — 1074), основатель русского монашества и Киево-Печерской лавры; Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Машнин, 1758 — 1838), одни из самых почитаемых среди православных нашей страны ее святых.

О различных достижениях курян в науке, литературе и искусстве, о нынешнем состоянии курской культуры более подробно рассказывается в краеведческой литературе, список которой приводится в нашем пособии.

Читайте также: