Доклад на тему работа с детьми овз в доу

Обновлено: 02.07.2024

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Возможные трудности при реализации психолого-педагогической и коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО безусловно возникают .

Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ограниченными возможностями здоровья, важен каждому ребенку. Но с другой стороны, становится очевидным, что выделение особых классов в школах и групп в детском саду ведет к исключению детей с ограниченными возможностями здоровья из социальной жизни детского сада и создает определенные барьеры во взаимодействии и общении детей. Поэтому в настоящее время идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии. Инклюзивное образование - это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по федеральным государственным стандартам с учетом его особых образовательных потребностей.

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ:

Создание соответствующего образовательного пространства;

Создание программно-методического обеспечения;

Создание предметно-развивающей образовательной среды;

Создание дидактического обеспечения.

Коррекционная работа воспитателя должна быть направлен на:

Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы.

Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Во ФГОСе написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды. Воспитатели должны строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Воспитателю необходимо работать во взаимосвязи со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками, музыкальными работниками, психологами.

Работа воспитателя включает в себя следующие принципы ФГОС ДО:

создание развивающей образовательной среды;

воспитатель должен обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы ДО; работать во взаимодействии с родителями детей и педагогами ДОУ; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;

непрерывность профессионального роста воспитателя.

формирование взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста, которое основывается на индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку;

осознание того, что игровая деятельность ведущая в дошкольном возрасте;

единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;

разработка преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.

В своей профессиональной деятельности воспитателю необходимо использовать иную систему взаимодействия составляющих основных общеобразовательных программ. Этот способ основан на интеграции образовательных областей. Стандарт нового поколения характеризуется системно-деятельностным подходом, в котором главное - развитие личности воспитанника. Развитие речи – это важнейший компонент во ФГОСе ДОУ. Если помочь дошкольнику сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то сформируем у него способности к самоконтролю, к познанию окружающего мира.

Задача педагога — вникнуть в проблему ребенка с ОВЗ, оказать индивидуальную помощь ему, дать совет. В процессе внедрения инклюзивной практики педагоги детского сада имеют командную, междисциплинарную форму работы, при планировании своей деятельности применяют проектные формы организации образовательного процесса, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов и включение в этот целостный комплекс всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов). Для проведения психолого-педагогической оценки динамики развития ребенка, реализации индивидуального образовательного маршрута в детском саду создаётся психолого-медико-педагогический консилиум. Индивидуальный образовательный маршрут разрабатываем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, который включает следующие основные направления: смену различных видов деятельности, развитие эмоционального и предметного общения, развитие общей и мелкой моторики, развитие предметной деятельности, развитие от наглядно-действенного мышления до словесно-логического, расширение и накопление пассивного словаря, стимуляцию активной речи, выработку представлений о себе, формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности, закрепление навыков самообслуживания.

Ребенок проводит большую часть времени в образовательном учреждении, поэтому от грамотного проектирования развивающей среды, будет зависеть развитие, становление, оздоровление воспитанников. Создавая здоровьесберегающую образовательную среду, необходимо учитывать требования СанПиН и помнить, что она выполняет множество педагогических функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную. Среда должна способствовать сохранению физического и психического здоровья детей, стимулировать их к самостоятельной деятельности и творческой активности.

Среди воспитанников нашего образовательного учреждения высок процент детей, имеющих тяжелую речевую патологию, сниженную память, недостатки внимания, недоразвитие общей и мелкой моторики. В связи с этим, возникает необходимость внедрения комплексных здоровьесберегающих технологий для оздоровительно – коррекционной реабилитации детей.

Основным направлением коррекционной деятельности педагога является рациональная организация режимных моментов (увеличение времени дневных и вечерних прогулок, время дневного сна во время адаптации, щадящий режим для соматически ослабленных детей). Для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий педагоги в образовательном процессе используют дыхательную и артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, динамические паузы, релаксационные упражнения, логоритмические упражнения, игры с водой, приемы самомассажа, массажа кистей рук и активизации биологически активных точек стопы с использованием специального оборудования (сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики).

В каждой группе и кабинетах специалистов (учителей - логопедов, педагогов – психологов) создана и оснащена оборудованием предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДОУ, направленная на формирование интегративных качеств и освоение воспитанниками образовательных областей. Учитывая специфику нашего учреждения, в группах оборудованы коррекционные и логопедические уголки, со сменным дидактическим материалом и рекомендациями по их применению.

Дыхательная гимнастика является очень значимой частью оздоровительной работы, проводимой с детьми ежедневно. Качественно отрабатываемые дыхательные упражнения, способствуют выработке диафрагмального дыхания, оптимальной продолжительности, силе и распределению выдоха. Для игр на развитие дыхания воспитатели используют такие пособия, как трубочки, легкие шарики, бумажные игрушки, выполненные руками педагогов и родителей. В коррекционных уголках имеются картотеки игр и упражнений на развитие физиологического и речевого дыхания. С дыханием тесно связано звукопроизношение, формированию которого помогает артикуляционная гимнастика. Ее регулярное выполнение улучшает кровоснабжение артикуляционных органов, их иннервацию и подвижность, укрепляет мышечную систему языка, губ, щек. В логопедических уголках для выполнения артикуляционной гимнастики используется большое зеркало, в котором ребенок может видеть себя и взрослого, демонстрирующего правильную артикуляционную позу, а для подгрупповых занятий имеются индивидуальные зеркала небольших размеров.

Известно, что дети с тяжёлой речевой патологией имеют ряд особенностей, таких как: повышенная возбудимость, агрессивность, двигательная расторможенность. Поэтому они особенно нуждаются в заботе, как о соматическом, так и о психологическом здоровье. Для восстановления силы и снижения психоэмоционального возбуждения у наших воспитанников во время непрерывной образовательной деятельности педагоги проводят мышечную релаксацию, состоящую из комплекса упражнений, помогающих снять напряжение мышц рук, ног, шеи и речевого аппарата. При выполнении таких заданий напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Воспитателями подобраны игры и упражнения, диски с музыкальным сопровождением, релаксационные панно, пузырьковые колонны.

Преодолению излишнего напряжения также способствует выполнение музыкально-ритмических движений. Логоритмика одновременно направлена и на коррекцию речевых нарушений, формирование пространственных представлений, развитие психических процессов. Логоритмические занятия проводятся в зале с участием музыкального руководителя, логопеда и психолога. Воспитатели включают элементы логоритмических упражнений в процесс непрерывной образовательной деятельности.

В структуру НОД на разных его этапах обязательно вводятся динамические паузы или физкультурные минутки, помогающие снять усталость, переключить детей на другой вид деятельности. Чаще всего они проводятся с использованием музыкального сопровождения и стихотворных текстов, что способствует закреплению правильного произношения звуков, развитию памяти.

Эмоциональное напряжение у детей снимают игры с водой. Они также способствуют развитию воображения и фантазии, стимулируют к экспериментированию, выработке положительной мотивации к учебной деятельности. Для игр с водой в каждой группе имеются емкости различной величины и наборы игрушек, фартуки, нарукавники.

Важным направлением коррекционных мероприятий является развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика сочетается с чтением небольших стихотворных текстов, что служит стимулированию зон коры головного мозга, развитию речи, слухового восприятия, памяти, внимания, готовит руку к письму. В развивающую среду групп внесены и постоянно обновляются пособия, направленные на развитие мелкой моторики: шнуровки, обводки изображений по внешнему контуру, трафареты, панно для плетения и застегивания различными способами, книжки – раскраски, прописи для детей подготовительных к школе групп.

Общему укреплению и оздоровлению способствует стимулирование высокоактивных точек, расположенных на кистях рук и связанных со всеми органами и системами организма. Стимулирование осуществляется методом самомассажа, проводимого ребенком под контролем взрослого. Выполняются массажные упражнения с использованием различных приспособлений: массажных мячей разной величины, шариков, тактильных панно.

Таким образом, цель скоординированной работы коллектива нашего учреждения и родителей — реализация программы развития, реабилитации, а также социализации каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее её развитие, вызывая трудности обучения в школе, являются причиной появления вторичных психологических отклонений.

Основной задачей психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечения доступного, качественного и эффективного развития с учётом возможностей детей, развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.

педагогического коллектива считаю важным выстроить систему сопровождения детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми, с проблемами в развитии опять- таки важным считаю комплексный системный подход, который должен включать в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.

Процесс сопровождения осуществляется педагогом - психологом, знающим психофизиологические особенности детей. Здесь хочется отметить, эту работу нужно согласовать и со специалистами ДОУ (музыкальный руководитель, логопед, педагог-психолог). Но в данном детском учреждении нет специалиста-логопеда и это нас очень тревожит.

Психологическое сопровождение включает в себя :

. Создание предметно-развивающей среды;

. Разработку индивидуальных программ воспитания обучения и развития;

Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.

В связи с этим сформирована чёткая система работы. Она включает в себя четыре основных направления:

1. Обучение, воспитание, развитие.

2. Социальную адаптацию и интеграцию в общество.

1. Обучение, воспитание, развитие.

Дети с особыми потребностями получают достаточный объём общеобразовательных услуг.

В моей работе ведётся планирование рабочей программы педагога-психолога ДО, где прописаны все направления деятельности психолога.

Коррекция нарушений в развитии.

Считаю психолого-педагогическое сопровождение неотъемлемым звеном системы сопровождения детей с ОВЗ, которое обеспечивает создание оптимальных условий для их полноценного личностного и интеллектуального развития.

В нашем дошкольном образовательном учреждении также осуществляется:

- диагностика уровня психического развития детей;

- индивидуальные и групповые занятия психолога;

- ведение индивидуальной психологической карты развития ребёнка;

- составления маршрута сопровождения ребёнка;

- психологическую консультацию, помощь воспитателя ДОУ;

- психологическую консультацию, помощь родителям детей.

Основными принципами в нашей коррекционной – развивающей работе с детьми с ОВЗ являются :

- принцип единства диагностики и коррекции – определение методов коррекции с учётом диагностических данных;

- безусловное принятие ребёнка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности;

- принцип системности, последовательности, подаче материала- опора на разные уровни организации психических процессов;

- создание комфортных условий для развития личности ребёнка.

Реализация этих принципов осуществляется в ходе сопровождения ребёнка, заключающегося в дифференцированном подходе, то есть в адекватной системе педагогических требований, соответствующих возможностям ребёнка.

- комплексный подход к диагностике ( участие специалистов: педагога дефектолога, логопеда, психолога);

- подход с учётом процесса развития, который требует не только оценки результатов применения диагностических проб, заданий, но и тщательного анализа истории развития;

- качественный анализ выполнения ребёнком диагностических заданий.

Считаю наиболее целесообразным применение следующих методик для исследования познавательных процессов детей дошкольного возраста :

- Психодиагностический комплект Семаго Н. Я., Семаго М. Н.

При обследовании принимаю во внимание слабо развитую речь, снижение объёма не только активного, но и пассивного словаря. Поэтому для таких детей использую невербальные методики. Оценивая интеллектуальные возможности ребёнка, учитываю такие показатели, как умение принимать и удерживать в памяти задание, обдумывать предстоящие действия, оценивать результат, переключаться с одного задания на другое. Таким образом, при заключительной оценке результатов обследования детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии, опираюсь на качественные критерии оценки при выполнении заданий: адекватность, критичность, обучаемость, понимание инструкции и цели задания, переключаемость.

- эмоциональная реакция ребёнка на факт обследования (адекватность поведения).

Понимание инструкции и цели задания.

- задание принимает сразу и действует в соответствии с его содержанием, но результат может быть разным (для детей с нормальным умственным развитием);

- задание принимает, начинает действовать, но затем теряет его и выполнение не доводит до конца (для детей с ЗПР).

- ребёнок самостоятельно проверяет своё выполнение задания, понимает свои успехи и неудачи (для детей с нормой);

- ребёнок не ведёт самостоятельной проверки, но начинает поиск, если ему говорят (для детей с ЗПР).

Немаловажным в диагностике считаю уровни обучаемости:

- высокий – высокая чувствительность к помощи взрослого, невелико число подсказок для выполнения задания. Выраженная активность ориентировки в новых условиях, перенос усвоенных способов действия на аналогичные задания. Быстрота и лёгкость усвоения новых понятий и способов деятельности, высокая работоспособность, усидчивость, отсутствие усталости.

- низкий – закрытость для помощи взрослого; выраженная пассивность в новых условиях, неиспользование старого багажа знаний; медленный темп работы, утомляемость, рассеянность.

- свободное самостоятельное переключение с одного способа выполнения на другой с пониманием различий в заданиях для (детей с нормой);

- переключение после того, как обращается внимание на одинаковость задания (для детей с ЗПР);

По итогам проведённого диагностического исследования составляю коррекционно- развивающую программу – документ, определяющий направления, последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы психолога. Реализация коррекционной программы осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий при активном участии родителей, педагогов и детей.

При подборе основных коррекционных методов учитываю ведущий вид деятельности дошкольников :

- подвижные, сюжетно-ролевые игры;

- коммуникативные игры, игры и задания на развитие произвольности, воображения.

Считаю важным акцентировать внимание родителей:

- На преодоление собственного авторитаризма и способности увидеть мир с позиции ребёнка;

- Отношение к своему ребёнку как к равному себе и недопустимость сравнения его с другими детьми;

- Знание и учёт сильных и слабых сторон ребёнка;

- Проявление искренней заинтересованности в действиях ребёнка и готовности к эмоциональной поддержке.

Подход к педагогической пропаганде позволяет своевременно родителям преодолевать затруднения и поддерживать уверенность в своих силах при соблюдении следующих условий:

- Взаимное доверие и взаимопомощь между педагогами и родителями;

- Соблюдение чувства такта, чуткости и отзывчивости по отношению к родителям, умение убеждать.

- Учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания.

- Взаимосвязь разных форм работы с родителями: установление контакта, беседы, консультации, участие в открытых занятиях, утренниках, спортивных соревнованиях, конкурсах.

Психологическое развитие детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) Ваши дети из раннего детства перешли в дошкольное. За прошлый учебный год они подросли, повзрослели, поумнели. В этот период развитие идет.

Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста С самого рождения дети находятся в окружении.

Психологическое сопровождение дошкольников в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до.

Психологическое сопровождение дошкольников в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до. .

Психологическое сопровождение коррекционно-логопедической работы. Придумывание былины по опорным картинкам Цель: Придумывание былины с опорой на предметные картинки и схему; Снятие мышечных и эмоциональных зажимов у детей. Задачи: -обогащение.

Психологическое сопровождение реализации ФГОС в ДОУ Психологическое сопровождение реализации ФГОС в ДОУ 1. Психологическая основа ФГОС дошкольного образования – организация целостной жизнедеятельности.

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста Тема: Психологическое здоровье детей дошкольного возраста Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе нашего дошкольного.

Психологическое здоровье детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Психологическое здоровье детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Психологическое здоровье личности уходит.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

инструктор по физической культуре

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,

В. А. Сухомлинский

Одна из важных проблем современного мира – это здоровье подрастающего поколения. На данный момент эта проблема стала очень актуальна, так как наше общество нуждается в творческих, гармонично развитых активных личностях.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в системе воспитания. Одной из важных первоначальных задач физического воспитания является укрепление здоровья ребенка. Особое внимание нужно уделить детям с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического воспитания, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к проявлению двигательной активности и физической культуры, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

В наше время все больше становится детей, у которых нарушена координация движений, дезориентация в пространстве, нарушение мелкой моторики, высокая утомляемость, вследствие чего снижается работоспособность, замедляются психические процессы, отмечаются пассивность и сонливость.

ФГОС в ДОУ особое внимание уделяется инклюзии. Инклюзивное образование – это наиболее передовая система обучения детей с ОВЗ. Инклюзия основана на совместном обучении здоровых детей и детей – инвалидов. Для развития детей с ОВЗ немаловажное значение имеет физкультурно-оздоровительная работа.

Наш детский сад посещают дети с РАС, с НИР и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Дети с ограниченными возможностями здоровья менее физически подготовлены, чем дети с нормальным темпом развития. Это вызывает определенные трудности в овладении детьми как учебного материала, так и развитию памяти, мышления, внимания и других высших психических функций и физических качеств.

Роль инструктора по физической культуре состоит в организации процесса физического воспитания, укрепляющего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

Целью моей работы, как инструктора по физической культуре является формирование начальных двигательных навыков детей с ОВЗ, повышение их двигательной активности, развитие гибкости и координации, что способствует формированию двигательной культуры, создает положительный эмоциональный настрой. Это происходит при решении задач по общему физическому воспитанию, направленных на укрепление здоровья, развитие двигательных умений и навыков в различных видах деятельности.

Наблюдения за детьми с ОВЗ показывают, что они нуждаются в увеличении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, и расширение двигательных возможностей таких детей, являются главным условием подготовки его к жизни. Занятия по физической культуре строятся с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, подбирается специальный комплекс упражнений, дозировка физической нагрузки. От занятий не освобождается ни один ребёнок и каждый получает нагрузку, соответствующую его состоянию здоровья. Все занятия носят игровой характер и не наносят вред здоровью ребёнка.

Основными направлениями физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ составляют: утренняя гимнастика, физминутки (во время НОД), пальчиковая гимнастика (в режимных моментах), дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, ритмическая гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, занятия физической культурой и плаванием. Они оказывают стимулирующее воздействие на физиологические системы детей и благоприятное воздействие на психологическое и физическое состояние, как здоровых детей, так и детей с ОВЗ.

Я отдаю предпочтение интегрированным занятиям и досугам в работе с детьми с ОВЗ, включающим развитие речи детей, движения, ритмики, музыкальных способностей и познавательную деятельность с оздоровительной направленностью.

При работе с детьми применяю основные виды движений: ходьбу, бег, лазанье, бросание, метание. Также использую музыкально-ритмические упражнения, задания на развитие мимики и артикуляции, элементы психогимнастики, упражнения на развитие мелких мышц рук, ряд игр и упражнений для профилактики плоскостопия, также упражнения для формирования и коррекции правильной осанки, звуковые и дыхательные упражнения.

Детям с ОВЗ необходимы систематические физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на коррекцию и улучшение общего физического состояния. Ребята в течение дня должны выполнять физиологически необходимое количество движений. Оптимальным видом физического воспитания для этих целей являются занятия по плаванию.

Оно не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и существенный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций.

Плавание, как никакой другой вид спорта, оказывает благотворное влияние на детей с проблемами со здоровьем. Занятия в бассейне способствуют развитию внимания, реакции и координации движений у детей с ОВЗ.

Детям с ОВЗ очень нравятся занятия по плаванию. Они проводятся также в игровой форме.

Для ребенка полезней, чем плавание, не найти ничего. Систематические занятия в воде вызывают у детей положительные эмоции, способствуют укреплению сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, закаливанию и укреплению иммунитета, формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, повышению силы и выносливости мышц, улучшению координации, улучшению сна и аппетита, формированию положительных эмоций. В воспитании ребенка с ОВЗ на первом месте в раннем возрасте должно быть эмоциональное благополучие.

Таким образом, правильно выстроенная физкультурно-оздоровительная работа детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей, закрепляет успехи ребенка.

В последнее время увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе и детей-инвалидов.

«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие этим детям вести полноценную жизнь.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Виды ОВЗ

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов.

1) Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2) Нарушения в сенсорных функциях. Это - зрение, слух, обоняние и осязание.

3) Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4) Изменения статодинамической функции.

Существует также педагогическая классификация нарушений.

Она состоит из следующих категорий.

  • Дети, с нарушениями: слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
  • зрения (слабовидящие, слепые);
  • речевыми дисфункциями (разные степени);
  • интеллекта;
  • задержкой психического развития (ЗПР);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы.

Отдельная категория - дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений).

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ - это одна из основных проблем неспециализированного детского сада, поскольку процесс взаимного приспособления очень сложен для ребенка, родителей и педагогов. Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Мы можем выделить следующие направления работы специалистов дошкольного учреждения с детьми с ОВЗ:

  • Социализация в ДОУ
  • Сенсорное развитие.
  • Моторное развитие.
  • Развитие речи и коммуникации.
  • Развитие познавательной деятельности.
  • Развитие игровой деятельности.
  • Формирование бытовых навыков.
  • Взаимодействие с родителями.

Рассмотрим некоторые наиболее важные элементы этой деятельности:

Социализация в ДОУ

Социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.

Этапы социализации:

- Адаптация ребёнка в ДОУ. Основная задача этого этапа - создание у ребенка положительной установки на посещение детского сада и активное включение его в коррекционно- развивающий процесс.

- Взаимодействие детей в рамках группы. На этом этапе ребёнок овладевает первоначальными навыками общения, игры.

В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую воспитателю необходимо ставить перед собой, - это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). Эта же задача решается воспитателем и в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.

Значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции. Воспитателю необходимо предусмотреть увеличение времени , отводимого на режимные моменты, прием пищи, различные упражнения на релаксацию(дыхательная и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, логоритмические упражнения, игры с водой и песком, самомассаж, сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики, звуковые эффекты и музыка).

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. и напрямую связано с развитием органов чувств и их взаимодействием.

Дефицит сенсорного развития зачастую связан с недостаточным количеством стимулов, нарушением восприятия и оценки этих стимулов. Проявляется в необходимости более длительного времени ребенку для приема и переработки сенсорной информации и, фиксации на сенсорных стимулах в ущерб другим видам деятельности, наличии трудностей в обобщении, хранении и отображении сенсорного опыта в речи. Преодолевается сенсорный дефицит использованием сенсорного материала, сенсорных игр, расширением практической деятельности.

Моторное развитие

Моторика - это двигательные функции всего организма. Под моторикой понимают движения, которые выполняют определенные задачи и сопровождаются последовательностью действий. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Крупная моторика включают в себя выполнение таких действий, как ходьба, бег, прыжки, переворачивания, наклоны, ползание и другие физические качества. Развитие крупной моторики проходит по общему шаблону в определённом порядке у всех людей, являясь основой в деятельности ребенка, на которую накладываются более тонкие и сложные движения мелкой моторики Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

У детей с ОВЗ часто возникают трудности с арсеналом двигательных возможностей, связанными с бытовыми навыками и предметными действиями, а также качеством движений. Движения детей могут быть вялыми или, наоборот, напряженно скованными и механическими, с отсутствием пластичности. Наблюдается нарушение развитие крупной моторики, координации движений, затруднено сохранение занятой позы, встречается двуручная деятельность. Нарушение мелкой моторики отражается на бытовых навыках, рисовании, письме, лепке, ручном труде и др.

Соответственно при плантровании работы с детьми с ОВЗ необходимо уделить внимание моторному развитию. Полезными будут различные упражнения, игры на развитие проприоцепции (способность чувствовать положение тела, положение мышц, даже не используя зрение), которая, в свою очередь, связана с развитием координации и равновесия.

Мигель Л.А.считает, что:

Развитие познавательной деятельности

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

У детей с ОВЗ часто встречаются недоразвитие способности к восприятию и переработке информации, Это проявляется в необходимости более длительного времени для этих процессов. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности; память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.; мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое Часто встречаются недостаточность знаний об окружающем мире, недостаточно сформированы пространственные представления. Дети часто не могут установить симметричность, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое, ..

Развитие коммуникации и речи

Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида: нарушение звукопроизношения, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха.

Григоренко Н.Ю. отмечает, что: «следует особо акцентировать внимание:

Игровая деятельность

Игра для ребенка – это способ познания мира. В игре у детей развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, фонематический слух, правильное звукопроизношение обогащается словарь, формируется грамматический строй и связная речь, развивается мышление.

Дети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре, плохо овладевают манипулятивными действиями с игрушками. Интерес к игре возникает в процессе обучения. Развивающие игры предшествуют освоению деятельности с предметами.

Игровые действия развиваются в два этапа: ознакомительный и отобразительный. Также воспитатель знакомит детей с функцией замещения игрушки предметом. В старшей дошкольном возрасте у детей с ОВЗ часто присутствует только предметная игра, поэтому воспитатель ставит перед собой задачу усложнения игровых действий, и затем обучения ребенка сюжетной игре, а затем сюжетно-ролевой игре.

В процессе взаимодействия со сверстниками у детей с ОВЗ чаще всего наблюдается параллельная игра. В парной игре дети взаимодействуют со сверстниками через предмет, используют партнера по игре как объект, показывают отдельные игровые действия. Часто детям с ОВЗ сложно ощущать себя в коллективе. Перед педагогом стоит сложная задача вовлечь такого ребенка в сюжетно-ролевые игры с другими детьми и общеколлективные игры.

Вся работа по развитию индивидуальных способностей ведется постепенно: первый этап – индивидуальные игры, второй – участие в парных, групповых играх, и последний этап – самый главный – вовлечение в коллективные игры

Развитие навыков. Взаимодействие со сверстниками

Нарушения двигательного, эмоционального, познавательного развития часто приводят у детей с ОВЗ к возникновению трудностей в овладении навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков. Часто неразвиты навыки пользования горшком, самостоятельно есть, одевания, общегигиеническими навыками, культуры поведения. В процессе овладения этих навыков важно тренировать их как в повседневной жизни, так и играх и упражнениях. Постепенно помощь воспитателя, или родителя уменьшается, и ребенок овладевает самостоятельным выполнением различных действий. Необходимо стремится к осознанности детьми выполняемых действий, а также обратить внимание на формирование мотивации к овладению навыков.

Социальное развитие детей затруднено. Они часто слабо владеют нравственно-этическими нормами поведения, держат дистанцию в общении со сверстниками. Воспитателю необходимо пробудить интерес в таких детях к окружающим людям, развивать их коммуникативные навыки, пробуждать в них чувство сопереживания к другим людям, развивать самоконтроль в проявлении их эмоций.

Учебный процесс по индивидуальным маршрутам для детей с ОВЗ имеет некоторые особенности, которые отсутствуют в общеобразовательной программе. Действие коррекционной методики направлено на полное или частичное устранение отклонений.

Основными принципами обучения являются:

  • мотивирование к учебному процессу;
  • психологическая безопасность;
  • единство совместной деятельности; помощь в приспособлении к окружающим условиям.

Работа с детьми с ОВЗ - кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но она должна быть ежесекундной, постоянной и, в итоге, принесет свои плоды. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Также необходимо при работе с детьми учитывать, что нервная система ребят подвижна, эмоциональный фон бывает неустойчив, ребята достаточно быстро устают, поэтому необходимо в арсенале иметь игры на физическое и эмоциональное расслабление (некоторые из них мы предлагаем в Приложении 1).

Читайте также: