Парижская мирная конференция доклад

Обновлено: 05.07.2024

Смолин Анатолий Васильевич – доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета.

Первая мировая война внесла изменения в международное положение России, которое определялось теперь успехами и ролью русской армии на фронте. Ее международные усилия в то время были направлены на решение, прежде всего, европейских и ближневосточных задач. В Европе речь шла об объединении всех польских земель под скипетром русского царя, о чем говорило и обращение Николая Николаевича к полякам 1 августа 1914 года. При этом польскому народу обещали самоопределение. Также планировалась аннексия Галиции. Предполагалось усиление русских позиций в Балтийском море - здесь речь, прежде всего, шла об отмене постановлений Парижского конгресса, запрещавшего России укреплять Аландские острова. На Ближнем Востоке предстояло решить проблему Черноморских проливов и армянских вилайетов в Турции.

В результате военных действий Россия потеряла не только Царство Польское, часть Прибалтики и Белоруссии, но не были взяты и Черноморские проливы, а также проиграна дипломатическая борьба за Болгарию. Территориальные приобретения, которые обозначились к началу 1917 года, были невелики. Россия оккупировала значительную часть Восточной Галиции, ряд вилайетов азиатской Турции и почти всю турецкую Армению, а также Северную Персию до Исфахана. В явочном порядке были ремилитаризованы Аландские острова в Балтийском море.

Вместе с тем, за годы войны союзники не выработали общих согласованных программ и условий будущего мира, поскольку их интересы были достаточно разными. Вместо этого по ходу войны заключались частные соглашения, или, как их называли, тайные договоры. В феврале-марте 1915 года Англия и Франция признали притязания России на Черноморские проливы, причем с прибрежными островами и территорией около Константинополя. К тому же, в конце 1916 года под нажимом Англии и Франции Россия дала обещание Румынии о свободном проходе её военных кораблей через проливы. В мае того же года были также заключены соглашения между этими странами о разделе азиатской Турции, по которым львиная доля территорий должна была отойти Англии и Франции.

Таким образом, к моменту победы Февральской революции царское правительство не сумело добиться военной победы в Европе, а русская дипломатия ограничилась лишь получением от союзников векселей на проливы и на земли Германии и Австро-Венгрии, а также турецкую Армению. Февральская революция скорректировала внешнюю политику России. Временное правительство стало добиваться того, чтобы союзники признали все обязательства, которые они давали России в 1915 и 1916 годах. Глава МИД Милюков потребовал от союзников, прежде всего, письменных подтверждений тех обязательств. В середине марта 1917 года такие подтверждения были получены, однако дальнейшее развитие событий показало, что союзники вовсе не намерены считаться с Россией.

В результате апрельской встречи в Вашингтоне представителей Англии, Франции и США была выработана формула об интернационализации проливов. Самостоятельная Польша виделась теперь союзником в качестве барьера на пути России в Европу. А Бессарабия должна была отойти к Румынии. Причем русских об этом даже не поставили в известность. И только из выступления президента Вильсона о целях войны они узнали, что проливы должны быть интернационализированы.

Это крайне неприятно поразило русскую дипломатию и Временное правительство. Вместе с тем новый министр иностранных дел Терещенко, который пришел на смену Милюкову, считал, что в сложившихся условиях вряд ли удастся сохранить намеченные территориальные приобретения. Поэтому он предлагал, совместно с союзниками, пересмотреть обязательства, которые давались ранее. Однако те затягивали с решением этого вопроса.

Все последующие действия союзников на конференции 12 и 13 июля 1917 года в Париже и 25 и 26 июля в Лондоне показали, что с Россией считаться никто не намерен. После прихода к власти правительства большевиков ситуация ещё больше обострилась. С 28 ноября по 3 декабря 1917 года в Париже проходила конференция Верховного совета Антанты. Ещё до ее начала русские послы в союзных странах заявили о необходимости их участия в этой конференции: поначалу союзники хотели обойтись без них, поскольку никаких официальных полномочий на участие в этой конференции у тех не было. Однако, чтобы не создавалось впечатление, что союзники полностью порывают с Россией, они все же решили пригласить отдельных русских представителей к участию в работе конференции. Поскольку посол во Франции Маклаков официально послом не являлся, было решено, что на открытии конференции выступит временный поверенный в делах Севастополя, а Маклаков будет выслушан в частном порядке.

На конференции был поставлен вопрос о дальнейшем участии России в войне: Ллойд Джордж предложил освободить ее от участия в ней. Однако Клемансо заявил, что в таком случае Россия перейдет в стан врагов. Выступавший как частное лицо Маклаков высказал мнение, что союзники не должны требовать от России большего, чем она могла дать в той ситуации. Вместе с тем, он считал, что те обещания, которые были даны России союзниками в ходе войны, должны быть выполнены. Это поддержало бы и патриотические силы, воевавшие против большевиков. Однако дальше выслушивания русских предложений дело не пошло. Участники конференции решили приостановить поставку снаряжения России, но в то же время продолжать оказывать в необходимых и доказанных размерах ей помощь. Также они признали необходимым поддерживать группировки, воюющие против большевиков, но и большевиков не отталкивать, так как те могли в противном случае стать легкой добычей Германии. Предлагалось сделать заявление о целях войны, исходя из демократических принципов, но это не нашло широкой поддержки у участников.

Оценивая итоги конференции, Маклаков пришел к выводу, что державы Согласия не стремятся к полному бойкоту большевиков, а в скором времени могут и примириться с ними. Не укрылось от взгляда Маклакова и отсутствие единства в среде союзников по отношению к большевикам.

О том, что Россия утратила в глазах своих бывших союзников какое-либо значение, говорили два конкретных внешнеполитических шага, предпринятых ими в декабре 1917 и январе 1918 годов. В декабре 1917 года между Францией и Англией было заключено тайное соглашение о разделе сфер влияния в России. А следующим ударом по ее престижу в первых числах января стало дипломатическое признание Францией Финляндии. Причем российское посольство об этом даже не было поставлено в известность. В такой ситуации Маклакову оставалось только ограничиться подачей специальной записки, в которой говорилось о том, что отделение Финляндии от России не соответствует её жизненным интересам. Но это обращение осталось без каких-либо последствий.

Русские политики и дипломаты, тем не менее, продолжали добиваться допуска России на Парижскую мирную конференцию. Поскольку единого, общероссийского правительства в то время не существовало, в конце декабря 1918 года было создано Русское политическое совещание, которое могло бы представлять Россию на конференции. 11 января 1919 года Колчак утвердил состав делегации. В нее вошли Львов, Сазонов, Маклаков и Чайковский. При встрече с русскими представителями союзники ничего конкретного по поводу приглашения России на конференцию не говорили. Так, 21 ноября 1918 года в Вашингтоне состоялась встреча князя Львова и посла в США Бахметьева с президентом Вильсоном. На ней президент обещал только поставить вопрос о русском представительстве на конференции. Вместе с тем, ссылаясь на наличие в России многочисленных правительств, Вильсон полагал, что некоторых из русских представителей вполне можно пригласить на конференцию для того, чтобы выяснить ту или иную точку зрения. 25 декабря 1918 года в Париже произошла встреча Пишона (французского министра иностранных дел) с князем Львовым, а вскоре Львова принял и Клемансо. На этих встречах представители Франции делали общие заявления о своей поддержке России, но дальше них дело не шло.

Консультации же союзников по русскому вопросу начались ещё в ноябре 1918 года, то есть за три месяца до открытия Парижской конференции. Первая межсоюзническая дискуссия прошла 2-3 декабря в Лондоне. Причем, если Ллойд Джордж высказывался за присутствие российских представителей, то Клемансо очень резко против этого возражал. Однако ни к каким результатам эта встреча не привела, формально - из-за отсутствия представителей США. 12 января 1919 года в Париже состоялось заседание Высшего военного совета союзников, и на нем было принято решение не допускать Россию на Парижскую мирную конференцию. Предлагалось лишь пригласить отдельных российских представителей.

Таким образом, как мы видим, решения Парижской мирной конференции по жизненно важным для России вопросам, которые принимались без ее участия, в новых исторических условиях 1939 года и 40-х годов дали полное основание СССР не считаться с ними. И становится понятным, почему бывший посол во Франции Маклаков поднимал в свое время тост за Сталина. Дело в том, что Маклаков, который на протяжении всей Парижской мирной конференции выступал за оставление территорий Галиции, Бессарабии и ряда других в составе России, видел, что эти территории в результате снова оказались в составе Российского государства, только уже не Российской империи, а Советского Союза.

Мало успешно завершить войну – надо еще суметь удачно заключить мир. Парижская мирная конференция 1919-1920 годов как раз созывалась для заключения мирных договоров и создания системы для предупреждения мировых конфликтов в дальнейшем. Однако в ходе переговоров возобладали мстительные настроения отдельных сторон и их желание получить как можно больше без оглядки на интересы других. В результате созданная в Париже Версальская (позже Версальско-Вашингтонская) система оказалась чрезвычайно непрочной, и вторая мировая война состоялась.

Задачи мирной конференции

Конференция созывалась для заключения мирных договоров с Германией и ее союзниками. Но это была основная, но не единственная цель. За военные годы мир изменился очень сильно, и государства-победители должны были определиться со своим отношением к этим изменениям и создать такую мировую систему, в которой новшества не мешали бы их интересам.

Важнейшими из таких изменений были

  • российская революция;
  • появление в Европе новых государств;
  • изменение формы правления в ряде европейских стран;
  • усиление антиколониальных движений;
  • выдвижение ряда стран, ранее не игравших заметной роли в мировой политике, в лидеры.

Открытие Парижской конференции

Также всем участникам конференции было очевидно, что мировая война – слишком серьезное явление для того, чтобы не считаться с возможностью его повторения. Соответственно, устанавливались задачи, которые следовало решить конференции:

Участники конференции и особенности ее организации

В конференции официально приняли участие представители 27 государств, и число участников делегаций и назначенных им голосов сразу же стало причиной для конфликтов. Однако в основном решения принимались представителями четырех государств: Франции (Ж. Клемансо), Великобритании (Д. Ллойд Джордж), Италии (В.-Э. Орландо) и США (В. Вильсон). Другие же делегаты чаще лишь утверждали их решения.

Переговоры в ходе Парижской конференции (карикатура)

Конференцию именуют Парижской, однако многие ее мероприятия происходили в бывшей королевской резиденции в Версале (18 км от Парижа). Поэтому созданную в результате переговоров систему международных отношений принято именовать Версальской.

Ж. Клемансо, выступая хозяином конференции, организовал ее таким образом, чтобы максимально унизить побежденную Германию. Клемансо начинал свою политическую карьеру в период франко-прусской войны 1870-1871 гг., и с тех еще пор полагал Германию естественным и злейшим врагом Франции. Поэтому он не только поддерживал все наиболее радикальные меры по ограничению Германии (и сам предложил многие из них), но не останавливался и перед обидными для побежденных мелочами. Парижская конференция началась 18 января – в день провозглашения Германской империи (что случилось как раз в Версале). Унизительный мирный договор с Германией подписывался в том самом Зеркальном зале Версаля, где короля Пруссии короновали германским императором.

Спорные вопросы в ходе конференции

Хотя в целом Парижская мирная конференция 1919-1920 годов свое назначение выполнила, многие вопросы либо остались не разрешенными до конца, либо их решение никого по-настоящему не устраивало. Это – одна из важнейших причин шаткости Версальской мировой системы.

Вопрос репараций

Речь в первую очередь идет о репарациях победителям с Германии, которую рассматривали как главного виновника войны. Ж. Клемансо был особенно непримирим в этом вопросе, так как полагал, что для безопасности Франции надо покончить не только с военной, но и с экономической мощью Германии. Однако Великобритания придерживалась иного мнения, так как не хотела полного доминирования Франции в материковой Европе.

Клемансо и немецкая делегация (карикатура)

В результате окончательная сумма репараций, причитавшихся с Германии, так и не была определена. Обозначили только объем первой выплаты. В дальнейшем вопрос репараций неоднократно пересматривался. Он стал причиной антигерманской агрессивности Франции в 1920-е годы. Также вопрос репараций использовался Германией с целью ослабить другие невыгодные для нее положения мирного договора.

Открытым был оставлен и вопрос общей суммы австрийских репараций. Таким образом, участники конференции сознательно превратили репарационные выплаты в рычаг давления на побежденных.

Вопрос границ

Мировая война стала важной причиной нескольких революций, приведших к распаду Российской, Германской и Австро-Венгерской империй. Распад империй привел к появлению на карте Европы новых государств – Финляндии, Польши, Чехо-Словакии (в тот период название писалось именно так), Венгрии, Австрии. Решения Парижской конференции положили начало их официальному признанию и определили их границы и статус. Кроме того, победители желали получить территориальные приращения за счет побежденных, но не допустить при этом установления в Европе чьей-либо гегемонии. В результате вопрос границ получился одним из самых конфликтных.

Изменения границ в Европе после парижской конференции

Такой раздел был обусловлен нежеланием сторон допустить гегемонии в Европе Франции (в том числе посредством усиления Польши, на которую Франция рассчитывала). По этой же причине претензии Франции на Рурский бассейн были отвергнуты другими участниками конференции.

Конфликт Франции и Англии сказался и на разделе территории Австро-Венгрии, Болгарии и Турции, ибо речь шла о балканском регионе, где соперничество двух стран было весьма острым. Проиграла в этом конфликте Италия, большинство претензий которой на территориальные приращения (Южный Тироль, Смирна, Далмация, Триестр…) были отклонены – она получила только Южный Тироль и незначительные славянские территории.

Значительные территории бывшей Австро-Венгерской империи перешли новым государствам (Королевству сербов, хорватов и словенцев (КСХС), Чехо-Словакии, Польше), часть – Румынии. КСХС, Греция и Румыния получило также территориальные приращения за счет Болгарии, Греция – Турции. Гарантиями новых границ выступали многочисленные двухсторонние договоры. Однако часть их не была ратифицирована, а часть позже просто не выполнена.

Вопрос колоний

Колониальный вопрос тесно соприкасался с китайским, ибо до революции 1911 года Китай активно колонизировался европейскими державами и Японией. При этом наблюдавшийся подъем антиколониального движения делал неудобным откровенный передел бывших германских колоний между новыми владельцами.

Подмандатными английскими территориями стали бывшие турецкие Палестина и Ирак, французскими – Ливан и Сирия. Англия получила также германскую Восточную Африку, Франция – Того и Камерун. К дележу германских колоний были допущены также Австралия, Бельгия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз.

Права Японии на захваченные ею островные германские владения (Маршалловы, Каролинские, Марианские острова) были признаны без проблем. Но Япония требовала еще и прав на китайскую провинцию Шаньдун, ранее контролировавшуюся Германией.

Шаньдун -

Вопрос провинции Шаньдун стал одним из наиболее сложных на конференции. Китай требовал возвращения провинции, и США поддерживали его требования (из нежелания допустить усиления чужого влияния в регионе и рассчитывая экономически эксплуатировать весь Китай без системы мандатов). Англия и Франция встали на сторону Японии – в противовес США. Япония прибегла к своеобразному шантажу, требуя за отказ от Шаньдуна включения в устав создаваемой Лиги наций пункта о равенстве рас, что США категорически не устраивало.

В результате претензии Японии были удовлетворены. Это решение показало, что мировые державы продолжают относиться к Китаю как к полуколонии, и увеличило напряженность в дальневосточном регионе.

Русский вопрос

Советскую власть западные государства признавать не намеревались в любом случае. Однако им приходилось выбирать, кого из лидеров белого движения поддерживать и полагаться ли в деле свержения Советов только на белых или же усиливать собственную интервенцию. В целом стороны склонялись к тому, чтобы переложить основную нагрузку в деле ведения войны против РСФСР на белые армии, а также на армии новосозданных молодых государств.

Была организована и попытка ведения переговоров с РСФСР. В марте 1919 года в Москву прибыл сотрудник американской миссии У. Буллит и был принят В.И. Лениным. В программе переговоров предполагались вопросы о проведении референдумов о государственном устройстве в разных частях России (более речь шла о тех, где распоряжались белогвардейцы) и распределении между новыми государствами царских долгов. На этих условиях Запад был готов прекратить интервенцию и начать конструктивное сотрудничество с советским правительством.

Однако мирные намерения явно были декларативными. Предложение маршала Фоша о расширении интервенции в России было принято 25 февраля, еще до поездки Буллита. Советское правительство согласилось на переговоры на предложенных Буллитом условиях, но руководство английской и американской делегаций отреклось от своего переговорщика, и переговоры не состоялись. Одновременно среди делегатов велись и разговоры о возможном разделе России на сферы влияния по образцу подмандатных территорий.

Американские солдаты-интервенты во Владивостоке

Создание Лиги наций

Идея создания некоего наднационального объединения государств для решения международных проблем без войн возникла задолго до Первой мировой. После войны ее стали рассматривать как способ гарантировать планету от конфликтов подобного масштаба. Из участников Парижской конференции активнее прочих продвигал идею Лиги наций В. Вильсон. Однако и от Англии и Франции поступили проекты устава будущего международного объединения.

Между проектами были существенные различия, что вызвало немало осложнений в процессе принятия решений по созданию Лиги наций. Американский вариант видел Лигу объединением, достаточно похожим на современную ООН. Англия хотела, чтобы это была лишь система арбитража и гарантий для нескольких ведущих государств. Франция видела Лигу международной силой с собственной армией. Все проекты создавались с прицелом на увеличение международной роли страны, которая его представляла.

В результате принятый проект Устава оказался компромиссным вариантом, не удовлетворившим полностью никого. Основные решения отдавались на откуп великим державам, но всем вместе (через права постоянных членов Совета Лиги), однако в содружество принимались и малые страны. Лига должна была выступать гарантом мира и безопасности границ, но в самом ее уставе содержались пункты о подмандатных территориях, то есть узаконивались колониальные захваты. Принятие в члены Лиги наций или отказ в таком членстве использовался в качестве инструмента международного давления.

Лига наций как

Положение о создании Лиги наций было включено в Версальский договор, а собственно история существования объединения отсчитывается от 10 января 1920 года. До этого срока странам-участницам следовало ратифицировать это соглашение. И тут произошло неожиданное – Конгресс США отказался от ратификации. Таким образом страна, чей лидер наиболее активно продвигал идею Лиги, не была ее членом.

Итоги Парижской мирной конференции

Парижская конференция завершила работу 21 января 1920 года. Основные свои задачи она выполнила. Были заключены мирные договора:

  • 28 июня 1919 года – Версальский с Германией;
  • 10 сентября 1919 года – Сен-Жерменский с Австрией;
  • 27 ноября 1919 года – Нейиский с Болгарией;
  • 4 июня 1920 года – Трианонский с Венгрией (хотя подписание состоялось после закрытия конференции, основные решения были приняты ранее);
  • 10 августа 1920 года – Севрский с Турцией (также решения были приняты ранее).

Также был принят Устав Лиги наций, и первое заседание совета этой организации состоялось еще до закрытия конференции. Ряд двухсторонних договоров гарантировал новые европейские границы.

Вопросы права на самоопределение для жителей колоний и равенства рас были принесены в жертву стремлениям победителей к территориальным приобретениям. В двусмысленное положение решения конференции ставили Китай. Неконструктивной оказалась также позиция участников по отношению к России.

Условия мирных договоров (в первую очередь Версальского) оказались очень жесткими, что невольно вызывало в побежденных странах реваншистские настроения. Система же гарантий мира и стабильности оказалась несовершенной из-за стремления каждой из стран-победительниц подчинить ее в первую очередь собственным интересам и амбициям.

Подписание Версальского мира -


Первая мировая война на полях сражений завершилась Компьенским перемирием от 11 ноября 1918 года. Но ее дипломатическим завершением стала Парижская мирная конференция в 1919 году. Среди ее участников оказалось 27 государств-победителей, входивших в блок Антанта. Наряду с итогами Первой мировой войны, эту тему кратко проходят в школьном курсе истории 9 класса.

Открытие и круг вопросов

В Париж на конференцию съехалось рекордное для своего времени количество делегаций со всего мира. Всего присутствовало около 1000 делегатов. Их сопровождали переводчики, секретари, стенографистки, машинистки, журналисты.

Парижская мирная конференция

Рис. 1. Парижская мирная конференция.

На конференции вскрылось множество противоречий между различными народами Европы. Как правило, претензии были к соседям, например, у поляков к немцам, а у словаков — к чехам. Участники конференции были поставлены перед фактом появления на карте нескольких новых государств:

  • Эстония, Латвия, Литва и Польша на территории бывшей Российской империи;
  • Королевство сербов, хорватов и словенцев на территории бывших Сербии, Черногории и Австро-Венгрии;
  • Чехословакия, Австрия и Венгрия на территории монархии Габсбургов.

Также решался вопрос о разделе немецких колоний в Африке и владений Османской империи на Ближнем Востоке.

Основными действующими лицами стали:

  • президент США Вудро Вильсон;
  • премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж;
  • президент Франции Жорж Клемансо;
  • премьер-министр Италии Витторио Орландо.

От них требовалось определить послевоенные границы стран-победителей и проигравших в Европе, а также подписать мирный договор с Веймарской республикой (Германией).

В число 27 участников конференции входили и такие необычные страны Антанты, как Сиам, Куба Эквадор, Гаити, Гондурас, Либерия, Уругвай и Панама. Собственные делегации прислали Британские доминионы: Ньюфаундленд, Канада, Южно-Африканский Союз, Австралия, Новая Зеландия.

Парижская мирная конференция 1919

Рис. 2. Парижская мирная конференция 1919.

Результаты конференции

Конференция проходила в Париже с 18 января 1919 и до 21 января 1920 года. Одним из итогов ее работы стал Версальский мирный договор с Германией. Территории проигравшей страны была значительно уменьшена, она обязалась платить репарации, а численность армии сокращалась до 100 тыс. человек. На нее возложили всю вину за развязывание войны.

С новым независимым государством, Австрией, был подписан Сен-Жерменский договор от 10 сентября 1919 года. Он установил ее современные границы. С Венгрией 4 июня 1920 года был подписан Трианонский договор. Он значительно сократил ее территорию до современных границ, а заодно и лишил выхода к морю. В ноябре 1919 года состоялось подписание мирного договора с Болгарией. Балканское королевство потеряло выход в Эгейское море.

Участники конференции одобрили устав Лиги Наций. Все перечисленные договора легли в основу Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.

На конференции не были допущены представители Советской России, а также правительств, возникших на территории бывшей Российской империи. Исключение сделали только для Польши.


Рис. 3. Парижская мирная конференция фото.

Что мы узнали?

Парижская мирная конференция состоялась с 18 по 21 января 1920 года между 27 государствами, входящими в блок Антанта. Она определила послевоенные границы в Европе, Азии и Африке, а также привела к созданию международной организации — Лиги Наций.

Версаль-Вашингт. Система ме. Отошений. 18 янв. 1919г. открылась Парижская мирная конференция для выработки мирных договоров с Герм. и др. побежденными гос-вами. На конференции участвовало 27 гсударств. Х-р конференции создавали 3-ка лидеров – Клемансо, Лой Джордж, Вильсон. Анг, Фр, Сша, Ит, Яп. господствовали над малыми г-вами. На конф. не участ-ла Рос. и Герм. Конф. счит-ся началом формир-я ВВС. Вильсон выдвин. св. 14 пунктов: обеспеч-е своб. торг, отказ от тайн. дипломатии, осуществлен. разоруж-я, создание орг-ции по поддержан. мира, передачу Бельг, Эльзаса и Лотаринг.=>Фр-ции. Были реш. след. ?; создан. Лиг. Нац., колон. вопрос, б. выработан и подпис. Верс. мир, и проекты Сен-Жерменск., Севрск., Трианонск., Неийского дог-ов с союзник. Герм. Центральное место в решениях конференции занимал Версальский мир договор с Германией кот был заключен в Зеркальном зале Версальского дворца 28 июня 1919г. Гл. положения договора: на Германию накладывалась вся ответственность за мир. войну, Германия должна произвести демитаризацию войск до 100 тыс, Эльзас и Латарингия отдавалась Франции, Германия отдавала угольные копии Саарского бассейна Лиге Наций на 15 лет. Кроме того. Г. обязывалась уважать суверенность Австрии и Чехослов, Верхняя Силезия отдавалась Польше, Германия лишалась всех своих колоний в Тихом океане. Версальский мирный договор составляя.т следующие соглашения: Сен Жерменский с Австрией1919 (Австрия, Венг., СХС и Чехословак.=>независ., Ю.Тироль, Триест, Истрия => к Итал.), Трианонский с Венгр. (раздел земель после расп. Австро-Венг: Трансильвания =>Румын, Ретения=> Чехословак, Хорват. и Словен=> СХС, Банат=> Румын. и Югосл), Неийский с Болгар. ( Юж. Добруджа и Запю Фракия от Болгар. к Румын. и Греции) Севрский- с Турц. (Тур. потеряла колонии Ливан, Ирак, Палестин, Сирию, Егип, Марокко и др). Договоры вызвали противоречия, Ит. считала себя обделен. В рамках этой конференции б. выднинут меморандум Фонтебло. По которому Зап. Камерун и Того переходили к Англии, вост. Камерун к Фр, Бурунди и Руанда переходила к Бельгии. Не смотря на активное участие США в конференции она этот договор не ратифицировала и не вошла в состав Лиги Наций. Они решили созвать еще одну конференцию, но уже в Вашингтоне (1921г), на которой: США одобрил расторжение договора Анг и Яп от 1902 г и заключили договор 4-х – США, Фр. Яп. Анг., был подписан договор 9-ти стран по Китайскому вопросу. По которому в Китае вводится принцип открытых дверей. Яп еще обязывалась вернуть остров Шаньдунь , кроме того. обсуждался вопрособ огранич. морск. вооружений. Б. определены пропрции военного флота Англ. США. Фр, яп. – 5: 5:3:1,75:1,75. Вывод: ВВС разрядила послевоен. напряж-ть, отказ. от войны как ср-ва реш-я конф-тов. Но слишком много гос-в не могли смир-ся с так. полож-ями. Рос. не участ-ла в сис-ме. Устанавливая репарац. победители не счит-сь с побежден.

9. политика СССР в 1954—1985 гг.

Непросто развивались отношения и со странами социалистического лагеря. В 1955 г. был создан военно-политический союз стран — участниц Варшавского Договора (СССР, Польша, Венгрия, Румыния, ГДР, Чехословакия, Болгария, Албания), обязавшихся координировать свою оборонную политику и вырабатывать единую военную стратегию. Противовес НАТО наконец появился. Урегулировав свои противоречия с Югославией, СССР заявил о готовности считаться с национальными особенностями стран социализма. Но уже в 1956 г. советское руководство пошло на попятную. Антикоммунистическое восстание в Будапеште было подавлено при помощи советских вооруженных сил. С этого времени СССР вернулся к чрезвычайно жесткой политике по отношению к социалистическим странам, требуя от них твердой приверженности советской модели социализма. Между тем критика культа личности Сталина не была поддержана руководством Китая и Албании. Китайская коммунистическая партия претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский.

Вторая половина 60-х — 70-е гг. — время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией. В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Наконец, в 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др.

Читайте также: