Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта доклад

Обновлено: 30.06.2024

Направленность. Развитие ловкости, согласованности действийс партнером при ограниченных двигательныхвозможностях, дифференцировка усилий приперемещении, быстротыреакции, точности движений мелкой моторики, воспитание ответственности, дисциплины, доверия к партнеру. Содержание игры. Дети делятся напары, встают плечом к плечу, обнимают одной рукой друг друга за пояс, внутренние ноги ставят… Читать ещё >

Физическое воспитание детей с интелектуальной недостаточностью ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические аспекты физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
    • 1. 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью
    • 1. 2. Физическое развитие детей и задачи физического воспитания
    • 2. 1. Методы физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
    • 2. 2. Коррекция физического развития детей с интеллектуальной недостаточностью

    Основным методом кроме коррекционно-развивающих упражнений в физическом развитии детей с интеллектуальной недостаточностью является подвижная игра. Подвижная игра имеет широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей с умственной отсталостью. Глубочайший смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют [3]. Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм умственно отсталого ребенка и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворениюестественной потребности в движении. Подвижная игра не толькопротиводействует гипокинезии, но и способствует восстановлениюутраченного здоровья, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей. В подвижных играх используются знакомые и доступные видыестественных движений: ходьба, бег, лазанье, перелезание, прыжки, упражнения с мячом, в них несложной техники и тактики, а правила всегда можно изменить соответственно физическим и интеллектуальным возможностям ребенка. Желание играть — главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности. Замечено, чтово время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что внеигры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы. Примеры коррекционно-развивающих подвижных игр

    Направленность. Развитие быстроты реакции, внимания, координации элементарных движений, ловкость увертывания, активизация речевой деятельности, ритмичность движений, заданная речитативом, развитие скоростных качеств, акцентированное внимание на сохранении правильной осанки, профилактика плоскостопия. Содержание игры. В определенном месте (на скамейке, внутри обруча) сидит на корточках (руки под щеку) спящий пес. Дети из своего дома с противоположной стороны (на носочках, руки на пояс, плечи расправлены, спина прямая), крадучись, двигаются по направлению к псу, хором тихо приговаривая:

    Вот сидит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос, Тихо, мирно он сидит, Не то дремлет, не то спит

    Подойдем к нему, разбудим. И посмотрим: что же будет? С последними словами дети вплотную подходят к псу, хлопают в ладоши и быстро убегают в свой дом, а пес их ловит. Пойманный становится псом. Воробушки и кот

    Направленность.Развитие ловкости, согласованности действийс партнером при ограниченных двигательныхвозможностях, дифференцировка усилий приперемещении, быстротыреакции, точности движений мелкой моторики, воспитание ответственности, дисциплины, доверия к партнеру. Содержание игры. Дети делятся напары, встают плечом к плечу, обнимают одной рукой друг друга за пояс, внутренние ноги ставят вплотнуюодну к другой и обвязывают их вышеколеней цветной лентой. Теперь онисиамские близнецы. Игра проводится в виде эстафеты. В каждой команде от двух и более пар сиамскихблизнецов. По команде первые парыкаждой команды в позе сиамскихблизнецов добегают до ориентира (стойка, стена, дерево), касаются его ибегут назад; после этого стартует вторая пара и т. д. Побеждает команда, закончившая эстафету первой. Говорящий мяч

    Направленность. Дифференцировка усилий при бросках и ловле мяча разного объема и веса, расширение активного словаря, развитие внимания при следящих движениях, активизация мышления

    Содержание игры. Дети стоят в шеренге. Ведущий бросает мяч каждому игроку по порядку и называет любую букву. Ребенок, поймав мяч, приседает с ним, а поднимаясь и возвращая мяч ведущему, называет слово, начинающееся с этой буквы. Например, А — Арбуз. Снежная баба

    Направленность. Развитие мелкой моторики, согласованности движений с действиями партнеров и коллективных действий, способность управлять усилием, направлением и амплитудой движений, развитие пространственной ориентации, фантазии и творчества. Содержание игры. Дети делятся накоманды по 2 — 3 человека, включаяодного взрослого, и получают задание, в течение 10 мин скатать снежныйком возможно большей величины. Команды сами выбирают место, где легче выполнить задание. Выигрываеткоманда, скатавшая самый большойснежный шар. Затем все вместе с помощью взрослых лепят снежную бабу, украшая ее шляпой (ведром), носом (морковкой), глазами (угольками) и т. п. 9; 17]Подвижная игра, выступая первоначально как детская забава, развлечение, позволяет ненавязчиво решать множество коррекционно-развивающих задач, инициируя активность самих детей. Соединение в подвижной игре трех компонентов — физического упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки приближает ребенка к естественной жизни, освоению элементов социальных навыков и взаимоотношений, развитию личности умственно отсталого ребенка в целом. Заключение

    Цельюданной работы являлось исследование физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. В ходе анализа научной литературы выяснилось, что у детей с проблемами интеллектуального развития наблюдаются нарушения преимущественно познавательной деятельности, но также эмоционально — волевой и поведенческой сфер. Эти нарушения обусловлены органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Дети с умственной отсталостью отличаются слабым развитием произвольности психических процессов, нарушениями в личностной сфере, недостаточностью развития эмоциональной сферы, высших чувств. Поведение умственно отсталых детей отличается сочетанием внушаемости, подчиняемости, упрямства, импульсивности, возбудимости, эгоцентризма. Физическое развитие— это комплекс морфо-функциональных показателей, которые тесно связаны с физической работоспособностью и уровнем биологического состояния индивидуума в данный конкретный момент времени. Физическое развитиеявляется одним из показателей уровня здоровья. Основным нарушением физического развития детей с интеллектуальной недостаточностью является расстройство координации движений, также часто у детей нарушена осанка, ослаблено соматическое состояние. В связи с особенностями физического развития детей с интеллектуальной недостаточностью кроме основных задач физического воспитания включаются специфические задачи по коррекции физического развития. В работе с умственно отсталыми детьми используются методы слова, наглядной информации и методы практических упражнений. Методы слова и наглядности, сопровождающие движение, позволяют умственно отсталым детям оперировать образным материалом воспринимаемых объектов, воссоздавать достаточно большой объем представлений, закреплять полученные знания.

    Формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у данной категории детей составляет основу обучения двигательным действиям. Физические упражнения, методы и методические приемы, условия организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Коррекционные методики, проводимые с умственно отсталыми детьми в процессе физического развития включают коррекцию ходьбы, бега, прыжков, метания, коррекцию и развитие мелкой моторики рук, коррекцию осанки, плоскостопия. Основным методом кроме коррекционно-развивающих упражнений в физическом развитии детей с интеллектуальной недостаточностью является подвижная игра. В подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазанье, перелезание, прыжки, упражнения с мячом, в них несложной техники и тактики, а правила всегда можно изменить соответственно физическим и интеллектуальным возможностям ребенка. Подвижная игра позволяет ненавязчиво решать множество коррекционно-развивающих задач, инициируя активность самих детей. Соединение в подвижной игре трех компонентов — физического упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки приближает ребенка к естественной жизни, освоению элементов социальных навыков и взаимоотношений, развитию личности умственно отсталого ребенка в целом.

    Список литературы

    Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. — М.: Аграф, 1997

    Выготский Л. С. Педагогическая психология — М., 1991

    — 172 с. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.

    заведений. — М.: Академия, 2002

    Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986

    Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б. П. Пузанова . -М., 2000

    Основы специальной психологии/ Л. В. Кузнецова , Л. И. Переслени , Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой . — М., 2002

    Оценка роста и развития ребенка. Под редакцией В. В. Юрьева , М. М. Хомича . — СПб: Издание ГПМА, 2006

    Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Подред. Л. В. Шапковой . — СПб.: Детство-пресс, 2001

    Подласый И. П. Педагогика : Новый курс: Учеб.

    для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 (19, "https://referat.bookap.info").

    — 576 с. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия под ред. В. М. Астапова , Ю. В. Микадзе . — М., 2001

    Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью: Учеб. пособие / Научн.

    ред. М. Пишичек / Пер. с польского. — СПб.: Речь, 2006 — 276 с. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.

    заведений/ Л. И. Аксенова , Б. А. Архипов , Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой . — 2-е изд., стереотип. — М., 2002

    Спортивная медицина: учеб.

    для ин-тов физ. культ./Под ред. В. Л. Карпмана . — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 304 с. Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М., 2001

    Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении). — М., 1995

    Частные методикиадаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой . — М.: Советскийспорт, 2003. — 464 с., ил. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальномразвитии / Под ред. С.

    П. Евсеева. — М.: Сов. спорт., 2001

    А. Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях. Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта.

    Отличительной особенностью ребенка дошкольного возраста является непрерывный рост и развитие, которые проявляются в количественных и качественных изменениях, происходящих в организме. К последним следует отнести функциональную и морфологическую дифференцировку всех органов и тканей, их структурную перестройку.

    На разных этапах дошкольного детства процессы роста и развития протекают неодинаково: периоды быстрого темпа сменяются замедленным развитием. Кроме того, каждый орган, каждая система имеет свои закономерности формирования. Однако между ними имеется тесная функциональная взаимосвязь. Так, формирование структур головного мозга оказывает положительное влияние на развитие высшей нервной деятельности, моторной сферы, костно-мышечной, сердечнососудистой, других физиологических систем; совершенствование функций дыхания способствует развитию сердечно-сосудистой системы, и наоборот.

    Формирование движений, моторики ребенка — один из важнейших компонентов его физического развития. Чувство радости, ощущение самостоятельности остаются главными источниками мотивации физической активности детей.

    В программе подробно обозначены ведущие линии не только разностороннего развития жизненно важных двигательных действий, навыков умений, но и сопряженного с ним развития двигательных качеств и способностей. Они соотнесены с определенными возрастными этапами, сензитивными периодами, а также ведущими видами деятельности.

    В физическом развитии ребенка с нарушениями интеллекта, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим наблюдается и множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики, большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, в общем физическом недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локомоции, основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия и др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения — синкенезии. При этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой). Однако у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии проявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов.

    У большинства же детей, поступающих в специальные дошкольные учреждения, отклонения в физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе.

    При беге у дошкольников с нарушениями интеллекта также наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованны, движения неритмичны. При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса.

    Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не могут прыгать — ни на двух, ни на одной ноге.

    Имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут бросать мяч не только в цель, но и в стоящую непосредственно перед ними корзину, так как любой бросок нарушает равновесие тела.

    Вместе с тем, индивидуальные различия в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта очень велики. Разброс показателей здесь много больше, чем у детей с нормальным интеллектом.

    Физическое воспитание и физическое развитие детей с нарушениями интеллекта должно быть направлено на решение задач двух типов:

    1. Задачи, общие для всех дошкольных учреждений.

    2. Специфические задачи, направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом развитии, обусловленных характером нарушений.

    Общие задачи: укрепление здоровья ребенка; обеспечение развития гармоничного его телосложения, правильная осанка; закрепление потребности в разных видах двигательной деятельности; развитие движений, двигательных качеств, физической и умственной работоспособности; тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание организма.

    Специфические задачи: создание специальных условий, стимулирующих физическое развитие ребенка в целом; профилактика простудных и инфекционных заболеваний; осуществление системы коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие и совершенствование основных движений, физических качеств и на предупреждение вторичных отклонений в физическом развитии.

    Коррекционная направленность должна пронизывать всю работу по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта, в том числе и при осуществлении общих задач.

    Физическое воспитание проводится в повседневной жизни и на специальных занятиях.

    В режиме дня выделены специальные мероприятия, направленные на физическое воспитание детей: режим питания и сна, утренняя гимнастика (зарядка), прогулка, закаливающие и гигиенические процедуры. Выполнение всех перечисленных мероприятий обязательно для любого дошкольного учреждения. Однако в специальном дошкольном учреждении оно приобретает особое значение. Любое нарушение в режиме дня — сокращение прогулки или отмена закаливающих мероприятий и другие — влечет за собой снижение умственной работоспособности детей, нарушение коррекционно-воспитательной работы в целом.

    В коррекции физического развития детей с нарушениями интеллекта важную роль играет создание режима двигательной активности. Сюда входит проведение утренней гимнастики, подвижных игр на прогулках в утреннее и вечернее время, использование подвижных видов работы на всех занятиях у учителя-дефектолога и воспитателя.

    Подвижные игры на прогулке, предварительно разучиваются на специальных занятиях по физическому воспитанию и должны отбираться в соответствии с уровнем физического развития детей данной группы.

    Подвижные виды деятельности, которые проводятся на занятиях у учителя-дефектолога и воспитателя, должны быть направлены на усвоение программного материала данного занятия.

    Рассмотрим в качестве примера одно из занятий по ознакомлению с окружающим, где используются подвижные виды деятельности. Целью этого занятия является закрепить знание детей об основных цветах; выделять цвет в предмете, называть его, уметь находить предмет определенного цвета в окружающей обстановке. Это занятие можно провести следующим образом:

    Как видим, эта дидактическая игра, направленная на усвоение программного материала — нахождение предмета определенного цвета в окружающей обстановке и соотнесение его по цвету, — проводится не сидя за столом, а в движениях, и дает детям возможность целенаправленно ориентироваться в пространстве.

    Наряду с развитием общих движений большое место в коррекционной работе учитель-дефектолог отводит развитию и совершенствованию ручной моторики. Особое внимание уделяется развитию согласованности действий обеих рук, развитию хватательных движений, ребенок учиться хватать и удерживать различные предметы: крупные — двумя руками, мелкие — одной рукой. Кроме того, учитель-дефектолог уделяет большое внимание развитию и совершенствованию у детей мелких движений рук и пальцев. В этих целях используются игры и упражнения по формированию подражания движениям рук взрослого, а в дальнейшем театрализованные игры для рук.

    Основной формой воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию являются занятия. Они играют особую роль там, где самостоятельная целенаправленная двигательная активность снижена. Все занятия по физическому воспитанию в специальном детском саду строятся так, чтобы в них решались как общие, так и коррекционные задачи.

    В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений, и общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формированию правильной осанки, развитию равновесия. Кроме того, проводятся подвижные игры, которые способствуют совершенствованию движений, а также тренированности различных систем организма. Обязательным компонентом каждого занятия является вводная и заключительная ходьба.

    Специфика работы с детьми с нарушениями интеллекта состоит в снижении уровня возрастных требований к физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения по сравнению с нормально развивающимися детьми. В каждое занятие включается специальная работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку, и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция плоскостопия), развитию дыхательной мускулатуры и нормализации двигательной активности.

    На начальных этапах обучения целесообразно проводить с детьми бессюжетные подвижные игры, так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве помещения и не могут понять правила и условия сюжетной игры. Бессюжетные подвижные игры способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей ориентироваться в условиях подвижных игр. В старшем дошкольном возрасте дети могут овладеть подвижными играми с правилами, но с элементами соревнования, так как многие дети начинают осознавать моторную неловкость и это вызывает отрицательное эмоциональное отношение к подвижным играм.

    При обучении детей физическим упражнениям применяются словесные, наглядные и практические методы.

    Известно, что при поступлении в специальное дошкольное учреждение многие дети с нарушениями интеллекта совсем не владеют речью и не понимают даже простейших словесных инструкций. Поэтому на первых годах обучения основными методами являются наглядные и практические. В начале обучения детей надо учить действовать по подражанию действиям взрослого. Весь первый год подражание остается основным методом обучения. В дальнейшем подражание используется в сочетании с образцом и словесной инструкцией. По мере овладения детьми понимания инструкции возрастает и роль речи. При систематической работе дети успешно усваивают значение слов и фраз, которыми воспитатель повседневно называет предметы, с которыми они действуют сами.

    Большую роль в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта играет правильное определение количества упражнений, которые должны благоприятно влиять на состояние здоровья детей, состояние их сердечно-сосудистой системы и снижение простудных заболеваний.

    Как известно, физическое развитие ребенка в целом и его моторное развитие в частности тесно связано с состоянием всей нервно-психической деятельности. Поэтому здесь очень важно начать коррекционную работу как можно раньше, не упустить возраст, когда нервная система является наиболее пластичной.

    При правильной постановке обучения физическое воспитание способствует также развитию личностных качеств детей с нарушениями интеллекта произвольного внимания, умения преодолевать посильные трудности, контролировать себя: развитию целеустремленности, настойчивости, организованности, дисциплинированности, смелости, правильному отношению к оценке своих действий и положительному отношению к сверстникам.

    Физическое развитие является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с отклонениями в развитии.

    У всех детей с отклонениями в развитии имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, уменьшает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияет на развитие всех систем организма и нервно-психической деятельности. Поэтому развитие движений и коррекции двигательных нарушений составляют основу физического воспитания детей с отклонениями в развитии. Одной из важных задач физического воспитания детей с отклонениями в развитии является стимуляция и коррекция нарушения моторики.

    Физическое развитие является составной частью интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка (Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 145-147).

    Коррекция и совершенствование движений у детей с отклонениями в интеллектуальной сфере являются нужным условием благополучного осуществления физического воспитания в целом. Значение движений для организма детей, имеющих отклонения в развитии, столь велико, что двигательная активность выделена как ведущий фактор жизнедеятельности этих детей (Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Формирование спортивнообразовательного общества. Красноярск, 2011. С. 60-61).

    В физическом развитии ребенка с нарушениями интеллекта, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим встречается и множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики, большей восприимчивости простудным и инфекционным заболеваниям, а так же в общем физическом недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локомоции, основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия и др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате вовремя не формируется контроль за двигательными актами, появляются трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения - синкенезии. При этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой). Все же у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии обнаруживаются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов.

    У большинства же детей отклонения в физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе наблюдается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе.

    При беге у детей с нарушениями интеллекта также встречается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованные, движения неритмичны. При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса.

    Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не могут прыгать - ни на двух, ни на одной ноге.

    У таких детей имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут бросать мяч не только в цель, но и в стоящую прямо перед ними корзину, так как любой бросок нарушает равновесие тела.

    Вместе с тем, индивидуальные различия в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта очень велики. Разброс показателей здесь много больше, чем у детей с нормальным интеллектом (Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. С. 38).

    Анализируя двигательные способности у учеников вспомогательной школы Самыличев А.С. указывает, что эти способности вырабатываются неравномерно и неодновременно.

    Е.С. Черник (1999) для изучения особенности развития силы кистей у детей, имеющих нарушения интеллекта, проводил измерения силы правой кисти в течение нескольких дней без какой-либо физической нагрузки и определил, что в различные дни в одно и то же время суток она имела различную величину. Выяснилось также наличие взаимосвязи силы и выносливости сгибателей пальцев кисти у детей этой категории. Сила сгибателей пальцев кисти имеет большое значение при выполнении детьми, с нарушениями интеллекта, метания малого мяча на дальность.

    Так же автор указывает еще на один фактор, который влияет на показатель мышечной силы кисти - это соотношение веса тела и суммы сил правой и левой кисти. Им было замечено, что у детей вспомогательной школы отмечается повышенная масса тела, приводится мышечная сила кисти и ее взаимосвязь с массой тела. Им был отмечен своеобразный характер нарастания мышечной силы кисти у нормально развитых детей и детей с нарушенным интеллектом.

    Так же был отмечен своеобразный характер нарастания мышечной силы кисти у нормально развитых детей и детей с нарушенным интеллектом. Так, если в 9-12 лет у мальчиков и в 9-10 лет у девочек различия между нормально развитыми и аномальными детьми невелики, то, начиная с 11 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков, сила кисти у нормально развитых школьников значительно выше, чем у аномальных детей (на 4,5-15 кг). Эти различия объединены со своеобразием предпубертатного и пубертатного скачка в развитии у нормально развитых школьников по сравнению с детьми с нарушенным интеллектом (Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Формирование спортивнообразовательного общества. С. 74-76).

    Умственно отсталые дети, помимо стойкого недоразвития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, вследствие органического поражения головного мозга, обладают сопутствующими дефектами развития и соматическими заболеваниями. Это обстоятельство оказывает отрицательное влияние на усвоение умственно отсталыми школьниками простых общеобразовательных и профессиональных знаний, умений и навыков (Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. С. 37).

    По мнению Сермеева Б.В. (2011) физические упражнения оказывают воздействие не только на физическое развитие и двигательные способности, но и на психическую деятельность аномальных детей. Психика выражается в моторных актах, но эта связь обоюдна: благодаря проприоцепции моторика влияет на психику. Поэтому детям с отклонениями в психике так необходимы занятия физической культурой. Психика не просто проявляется в движении, а в известном смысле движение развивает психику.

    Влияние физических упражнений на функциональное состояние центральной нервной системы проявляется в улучшении ее деятельности, повышении тонуса, нормализации нейродинамики. Опытным путем доказано, что физические упражнения нормализуют возбудительные и тормозные нервные процессы, улучшают механизмы нейрососудистой реакции (Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Формирование спортивнообразовательного общества. С. 63).

    Исследованиями Дмитриева С.В., Сомаева Г.Н., Киселева Е.В. (2011) доказано, что регулярные занятия физическими упражнениями способствуют снижению реакции на стресс (Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Формирование спортивнообразовательного общества. С. 64).

    Физическое развитие учащихся с отклонениями в развитии изучал Самыличев А.С. (1984,1994). Автором было выявлено большое разнообразие индивидуальных отклонений. Он дифференцировал учащихся по трём формами олигофрении (по классификации М.С. Певзнер): основной неосложненной, осложненной процессами возбуждения, осложненной процессами торможения. Самыличев А.С. изучил возрастную динамику их физического развития.

    Наибольшие темпы прироста физического развития отмечены автором у мальчиков в периоде 11 до 12 лет (увеличение составило 25%) и в период с 15 лет (50%), у девочек - с 11 до 12 лет (23%) и с 14 до 15 лет (29%). До 10 лет мальчики превосходят по физическому развитию девочек, с 11 до 13 лет девочки опережают мальчиков. С 14 лет показатели физического развития мальчиков превышают показатели физического развития девочек.

    Результаты исследований Самыличева А.С. (1994) показали, что индивидуальные показатели физического развития умственно отсталых школьников имеют большую вариацию.

    Дмитриев А.А. (1989) оценивая физическое развитие учащихся с отклонениями в развитии, выявил, что в показателях длины и массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких умственно отсталые школьники отстают от нормально развивающихся сверстников, хотя некоторые из них могут превосходить средние данные учащихся массовой школы.

    У олигофренов в степени идиотии отмечаются многообразные поражения двигательной сферы: полная неподвижность, эмбриональные позы, различные стереотипии в виде раскачивания тела и потряхиваний руками, гиперкинезы (насильственные движения), нарушения равновесия, гипотония, судорожные припадки. Образование двигательных навыков и измерение количественных характеристик двигательных качеств (сила, быстрота, выносливость) невозможны.

    Общая моторная характеристика олигофренов в степени имбецильности характеризуется нарушением осанки, преимущественно сутулостью. При ходьбе и беге они излишне напрягают мускулатуру тела, слишком размахивают руками, мало координируют движения рук и ног. Для них трудны упражнения, связанные с сохранением равновесия, с пространственной ориентировкой.

    По уровню развития двигательных качеств имбецилы уступают нормально развивающимся сверстникам. Недостаточность наблюдается в показателях статической и динамической координации. Мышечная сила и скорость движений, являющиеся составными частями любого двигательного действия, имеют у имбецилов сравнительно небольшую положительную динамику. Статическая выносливость с возрастом у мальчиков равномерно увеличивается, у девочек наблюдается то улучшение, то ухудшение результатов с возрастом (Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. С. 40).

    Изучив и проанализировав литературные источники, можно сделать следующий вывод: у большинства детей с ограниченными возможностями наблюдается недоразвитие моторики, вследствие нарушения центральной нервной системы, имеются нарушения в движении. У них отмечается нескоординированность, нарушение точности и темпа движений. Такие дети, в отличие от здоровых, чаще бывают медлительными и неловкими. Затруднено движение пальцами рук. Для усвоения движений им необходимо многократное повторение, сочетающее с показом.

    Учитель физической культуры:

    Используемая литература:

    Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. С. 38

    Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. С. 37

    Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 145-147

    Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Формирование спортивнообразовательного общества. Красноярск, 2011. С. 60-61


    ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

    Текст работы размещён без изображений и формул.
    Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    Проблема психофизического развития детей с интеллектуальными нарушениями является достаточной актуальной. Дети с интеллектуальными нарушениями имеют ряд определенных особенностей, проявляющихся:

    в отставании по срокам и темпе развития;

    пассивности и инертности, отмечаемых во всех сферах жизни ребенка;

    существенном недоразвитии речевых и моторных функций;

    несформированности когнитивной деятельности; примитивности мотивов, потребностей, интересов;

    в отсутствии познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы [5].

    Степень проявления этих нарушений варьируется от легких до тяжелых форм. Физические способности детей с нарушениями интеллекта, чаще всего, отличаются, от способностей детей без нарушений. Такие дети быстро утомляются, им нужны продолжительные паузы для отдыха. Освоение новых видов двигательной деятельности многим детям дается с большим трудом. Это происходит из-за малой пластичности центральной нервной системы, сложившихся двигательных стереотипов, небольшого жизненного опыта [1].

    Самыми эффективными являются методы развития таких детей, связанные с двигательной активностью, которые в большей степени преобладают в комплексе упражнений адаптивной физической культуры. Физические упражнения способствуют развитию всех физических качеств, повышению функциональных показателей, моторики. Увеличение двигательных навыков детей с умственной отсталостью является важным фактором их подготовки к жизни, а также к физическому труду.

    Детям с умственной отсталостью необходимы систематические занятия адаптивной физической культурой, так как они являются мощным фактором компенсации и коррекции двигательных нарушений. При системном посещении данных занятий у детей улучшается общее самочувствие, повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшается эмоциональное состояние, развиваются физические качества, поднимается самооценка и снижается уровень тревожности [6].

    Работа по адаптивному физическому воспитанию включает в себя следующие виды направлений:

    Занятия для детей с нарушением интеллекта должны проводиться с учетом индивидуальных особенностей. При подборе игр и физических упражнений необходимо строго дозировать физическую нагрузку, учитывая физические и двигательные возможности детей, возраст, состояние здоровья, функциональную подготовленность, степень интеллектуального нарушених [6].

    В настоящее время среди детей с нарушениями интеллекта становятся популярными занятия фигурным катанием. Занятия фигурным катанием положительно влияют на развитие детей с умственной отсталостью. Они способствуют развитию коммуникативных навыков, улучшению концентрации внимания, помогают повысить мышечный тонус, снизить тревожность, повысить дисциплину, а также развить координацию движений и другие физические качества [2].

    Фигурное катание на коньках – вид спорта, который сочетает в себе элементы различных видов спорта, и способствует развитию всех физических качеств, поэтому его называют сложнокоординационным. Обучение детей различным техническим элементам в данном виде спорта является трудоемким и довольно длительным процессом, поэтому для детей с нарушениями интеллекта работа имеет еще более специфичный характер. Средства и методы организации обучения должны соответствовать уровню умственного развития. Зачастую в силу своих интеллектуальных возможностей такие дети не могут освоить самые простые виды движений [3,5].

    Основными направлениями обучения фигурному катанию на коньках для детей с данными нарушениями являются:

    формирование навыков скольжения и овладение основными техническими элементами фигурного катания (остановками, поворотами, прыжками и т.п.);

    развитие физических качеств;

    содействие социально-психологической адаптации детей с умственной отсталостью.

    Направленность педагогических воздействий представлена на рисунке 1.

    Необходимо соблюдать основные принципы построения занятий такие как:

    непрерывность и систематичность;

    индивидуальный подход к каждому ученику;

    воспитание чувства уверенности в себе и своих возможностях;

    направленность занятий на корректировку поведения и социализацию;

    использование в работе методов поощрения желаемого поведения.

    В работе с изучаемой категорией детей используются общепринятые методы обучения: наглядный, словесный и практический.

    К наглядным методам обучения относятся различные картинки и рисунки с последовательным изображением определенного упражнения или элемента, позволяющее донести информацию о том, как правильно выполнять упражнение или действие. Так как зрительное восприятие у детей с нарушениями интеллекта может быть снижено, то необходимо простое изображение, яркое, без излишних тонов и оттенков.

    Рисунок – 1. Направленность педагогических воздействий

    К словесным методам обучения относятся: объяснение, рассказ. Объяснение должно быть образным, лаконичным, понятным.

    К практическим методам обучения относятся:

    общие и специальные физические упражнения;

    коррекционные и обучающие подвижные игры [1].

    Последовательность действий при обучении новым элементам:

    Целостный показ упражнения. Показ упражнения должен быть в медленном темпе.

    Показ упражнения с разделением по фазам или частям. Это необходимо, чтобы дети уловили структуру движения.

    Показ упражнения по отдельным элементам, проговаривая каждое действие ног и рук с акцентом на так называемых опорных точках (основных положениях).

    Таким образом, обучение элементам фигурного катания детей с нарушениями интеллекта, имеет свою специфику, исходя из особенностей данной нозологии.

    Брызгалов М.Б. Особенности физического развития детей с ограниченными возможностями в развитии (детей с умственной отсталостью) / М.Б. Брызгалов // В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2014. С. 161-164.

    Паршина А. И. Социализация детей с ментальными нарушениями. / А.И. Паршина // В сборнике: Социализация человека в современном мире
    в интересах устойчивого развития общества: междисциплинарный подход. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 326-330.

    Науменко Ю.В. Готовность к обучению детей с ОВЗ и детей с умственной отсталостью / Ю.В. Науменко // Учебный год. 2016. № 4 (45). С. 75-83.

    Распутина А.А. Роль физической культуры в формировании здоровья детей с легкой степенью отсталости / А.А. Распутина, А.А. Разинова // В сборнике: Инновационные условия развития науки и образования в межкультурном взаимодействии: комплексный подход. Материалы II международной научно- практической конференции. 2015. С. 107-109.

    Фомина Н.А. Мультидисциплинарный подход к научно-методическому обеспечению деятельности центра АФК для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.А. Фомина, М.Ю. Ушакова, И.В. Федотова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. − 2017. − № 3. − С. 74-77.

    На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей.

    Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.

    У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90-100% случаев (Шипицына JI.M, 2001). Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений.

    Нарушения физического развития у детей с интеллектуальными нарушениями:

    • отставания в массе тела;
    • отставания в длине тела;
    • нарушения осанки;
    • нарушения в развитии стопы;
    • нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее окружности;
    • парезы верхних конечностей;
    • парезы нижних конечностей;
    • отставания в показателях объема жизненной емкости легких;
    • деформации черепа;
    • дисплазии;
    • аномалии лицевого скелета.

    Нарушения в развитии двигательных способностей:

    1) нарушение координационных способностей:

    • точности движений в пространстве;
    • координации движений;
    • ритма движений;
    • дифференцировки мышечных усилий;
    • пространственной ориентировки;
    • точности движений во времени;
    • равновесия;

    2) отставание от здоровых сверстников в развитии физических качеств:

    • силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15-30%;
    • быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10-15%;
    • выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20-40%;
    • скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15-30%;
    • гибкости и подвижности в суставах на 10-20%.

    Нарушения основных движений:

    • неточность движений в пространстве и времени;
    • грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;
    • отсутствие ловкости и плавности движений;
    • излишняя скованность и напряженность;
    • ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.

    Отставания в физическом развитии у детей с интеллектуальными нарушениями, степень приспособления к физической нагрузке зависят не только от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии.

    Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабляется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца.

    Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность. Специалисты отмечают характерные для детей с интеллектуальными нарушениями быстрое истощение нервной системы, особенно при монотонной работе, нарастающее утомление, снижение работоспособности, меньшую выносливость.

    У многих детей встречаются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, внутренних органов, зрения, слуха, врожденные структурные аномалии зубов и прикуса, готическое небо, врожденный вывих бедра, а также множественные сочетанные дефекты. Среди сопутствующих нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифосколиозы, кифозы, лордозы), диспропорции телосложения, функциональная недостаточность брюшного пресса, парезы, кривошея.

    Несмотря на то, что интеллектуальные нарушения — явление необратимое, это не значит, что они не будут развиваться, в том числе и в двигательной сфере. Постепенность и доступность при занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка. По данным ученых, 80% подростков с легкой степенью умственной отсталости к окончанию школы по своим физическим, психометрическим проявлениями незначительно отличаются от сверстников.

    Занятия по физическому развитию с детьми с интеллектуальными нарушениями необходимо начинать с раннего возраста, заниматься регулярно и непрерывно в соответствии с возрастом и особенностями развития ребенка. Содержание занятий при этом практически не будет отличаться от занятий со здоровыми детьми. Необходимо понимать, что основной формой помощи таким детям будет постоянный показ упражнения, физическая поддержка при выполнении, многократный повтор. Такие дети быстро утомляются, поэтому в работе с ними рекомендуется игровой характер упражнений с опорой на понятные детям образы: походи как мишка, попрыгай как зайчик, ходим как гуси и т.д.

    Дети с интеллектуальными нарушениями могут успешно заниматься многими видами адаптивного спорта: плаванием, легкой атлетикой, баскетболом, волейболом, велоспортом, конным спортом, футболом, теннисом, настольным теннисом, горнолыжным и лыжным спортом. Для людей с интеллектуальными нарушениями проводится Специальная олимпиада (состязания по плаванию, легкой атлетике, настольному теннису, академической гребле).

    Читайте также: