Способы заключения брака в римском праве доклад

Обновлено: 18.05.2024

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

римское.docx

Виды брака в римском праве

Глава I. Семья и брак в римском праве ……………………………………………5

Глава II. Семейные правоотношения ………………………………………….….12

2.1. Условия заключения брака …………………………………………….12

2.2. Обстоятельства, прекращающие брак ………………………………. 14

Актуальность изучения римского семейного права и его институтов самоочевидна, так как и в наши дни брачное право европейских стран основано прежде всего на соображениях юридического родства.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие по поводу брака в римском праве.

Предмет исследования – правовое регулирование видов и форм брака в римском праве.

Для осуществления цели были поставлены следующие задачи:

– раскрыть виды и формы брака в римском праве;

– рассмотреть условия заключения брака;

– выявить обстоятельства прекращающие брак.

ГЛАВА I. СЕМЬЯ И БРАК В РИМСКОМ ПРАВЕ

Римскую семью (familia) мог основать только римский гражданин как обладатель. В отличие от семей других народов, в которых правовое значение имеет кровное (когнатическое) родство, в римской семье юридически значимым было агнатическое гюдство, основанное на власти и подчинении. Соответственно члены римской семьи делились на подчиненных (persona aliena juris) и главу семьи (paterfamilias), осуществлявшего власть над ними. 4

Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчету: для продолжения рода (лат. Matrimonium – брак, от лат. Mater – мать), для объединения владений, а также для укрепления политических союзов.

Римское брачное право весьма сложно: не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались но римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союза.

Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся (несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо) и отведения невесты в дом жениха.

Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения.

Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции.

1.2. Виды и формы брака

Вплоть до Юстиниана римское семейное право отличало определенные формы заключения брака. Первой формой брака в Риме был брак под названием cum manu – брак, устанавливавший власть мужа над женой. Вступив в такой брак, женщина попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась агнаткой в доме мужа.

Однако уже в древности женщина могла избежать власти мужа. Для этого она должна была заключить брак без соблюдения всяких формальностей (sine manu) – брак, не порождавший власть мужа над женой. Если в течение года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться. Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа (cum manu). 5

Брак sine manu – это форма брака, основанная на равенстве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала преобладающей.

Основные начала брака sine manu оказали негативное воздействие на жизнь римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права. 6

В I в. до н.э. появилась особая форма брака – конкубинат.

Дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. Рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наследственных правах.

Правильный римский брак мог заключаться в двух специфических формах: обрядовый и не формальный. Первая форма заключения брака предполагала либо религиозную процедуру символического провозглашения брачного союза с последующим его освящением, либо символическую покупку жены от полноправного ее прежнего домовладыки, либо признания брака по истечении давности пребывания жены в доме супруга в течении одного года в без каких - либо претензий со стороны ее родственников; все эти виды были историческими и тесно связанными с сословно - патрицианским браком древнейшей эпохи.

Вторая форма заключения брака предполагала заключение специального брачного соглашения и привода жены в дом мужа. Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака. В христианскую эпоху заключение брака стало происходить посредствам церковной процедуры, но все другие требования к оформлению брачного союза сохранились.

Существовали три способа заключения брака (различные для разных социальных слоев):

Древнейшие формы – похищение; купля жены, перешедшая в символическую покупку невесты у отца за символическую плату (манципация невесты);

Usus – простое соглашение – наиболее распространенная и простая форма, заключение брака без формальностей (для брака sine manu, для плебеев). Это простое переселение жены в дом мужа, за женой сохранялась свобода в браке.

Виды брака различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т.д.), так и по существу (разный объем правоспособности жены).

Таким образом, можно выделить три формы брака:

- брак с мужней властью, в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом);

- брак, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке, либо была самостоятельным лицом;

- конкубинат (условно, так как формально браком не являлся).

В эпоху Законов двенадцати таблиц нормы семейного права основывались на безусловном господстве главы семьи - отца, paterfamilias. Господствующей формой брака в период империи становится брак без власти мужа. Обязательным условием установления брачных отношений признается свободно выраженное согласие врачующихся - как жениха, так и невесты. Развод также был свободным - настолько, что император Август пытался законодательно ограничить право развода, установить брачный возраст (от 25 до 60 лет для мужчин, от 20 до 50 лет для женщин) и ввести налог на безбрачие. Однако этот закон не соблюдался. 7

Вывод. По римскому праву семью мог создать только свободный полноправный гражданин. Отличительными чертами римской семьи являлись:

1) неограниченная власть домовладыки над подвластными; жена домовладыки находилась на положении дочери;

2) приоритетное значение имело не когнатское родство (кровное родство), а агнатское, т.е. юридическая власть домовладыки над подвластными;

Браку и условиям его заключения предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.

Способы заключения брака в римском праве:

· путем совершения религиозного обряда;

· путем покупки женихом невесты;

· путем простого соглашения сторон.

Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

Покупка женихом невесты (coemptio) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

Расторжение брака и его виды

Основания прекращения брака в римском праве:

· Смерть одного из супругов.

· Утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство.

· Утрата гражданства (capitus deminutio media) одним из супругов.

· Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения (incestum superveniens).

· Воля главы семьи.

· Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором.

1. Смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура (tempus lugendi), во время которого женщина не могла выйти замуж.

2. Утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство. Так как с рабом возможно только сожительство, а брак невозможен, то законный брак считался расторгнутым. Если же утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж, так как муж мог вернуться. Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами.

3. Утрата гражданства (capitus deminutio media) одним из супругов. Брак продолжал считаться действительным только согласно естественному праву.

4. Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения (incestum superveniens). Если в результате усыновления супруги становились агнатическими родственниками, брак между которыми невозможен, то их брак расторгался. Например, если глава семьи дочери усыновлял зятя, он становился как бы братом собственной жены. Этого можно было избежать, только предварительно сделав дочь правоспособной.

5. Воля главы семьи. В браке sine manu, в котором женщина осталась под властью своего отца, глава семьи мог истребовать женщину обратно, тем самым лишив ее возможности жить совместной жизнью. В браках между не вполне правоспособными любой из домовладык мог по своему желанию расторгнуть их брак, объявив его сожительством.

6. Развод. В Древнем Риме развод мог инициировать только мужчина. Брак мог быть расторгнут при неподобающем поведении женщины: пьянстве, измене, бесплодии и даже выкидыше. Развод как таковой (divortium) получил свое распространение с возросшей популярностью браков sine manu. Расторжение брака стало возможно как по воле мужа (repudium), так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов.

7. Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана.

Формы развода в римском праве:

· объявление о разводе перед свидетелями (в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек);

· фактическое прекращение совместного проживания.

Начиная с постклассической эпохи с введением христианской морали на разводы наложили строгие запреты.

Возникли следующие виды разводов:

1) развод с плохими последствиями (divorium cum damno):

· по вине одного из супругов (repudium ex iusta causa) (супружеская неверность, тяжкое преступление, аморальный образ жизни);

· без вины супруга (repudium sine ulla causa), т.е. неправильное одностороннее расторжение брака. Такой развод карался строгими санкциями — от изъятия приданого до высылки, но брак считался расторгнутым;

2) развод без последствий (divorium sine damno):

· развод по взаимному согласию супругов (divortium communi consensu);

· развод по воле одного из супругов (divortium bona gratia). Такой развод был возможен только по уважительной причине: импотенция, уход в монастырь и др.

Брак в Римском праве трактовался, по словам римского юриста Модестина как "общность человеческого и божественного права, объединение мужа и жены, слияние всей жизни ". Идеализированное представление о брачных отношениях совсем не соответствовало действительности. И даже во время наибольшего расцвета права в Риме женщина не признавалась полноценным партнером собственного супруга.Римляне выделяли matrimonium iustum (узаконенный брак между лицами, которые имеют право на брак) и matrimonium iuris gentium (брак между лицами не имеющими брачного права).

Виды брака в Римском праве

Римляне выделяли matrimonium iustum (узаконенный брак между лицами, которые имеют право на брак) и matrimonium iuris gentium (брак между лицами не имеющими брачного права). В империи также было распространено сожительство на постоянной основе свободных лиц, без заключения брачного договора (называвшееся конкубинатом). Однако это сожительство не было полноценной заменой узаконенному браку. На детей, которые рождались в таком союзе, власть отца не распространялась. В эпоху республиканства, вопреки моногамных обычаев семьи римлян, мужчинам разрешалось одновременно находиться в брачных отношениях с одной женщиной и сожительствовать в конкубинате. В противоположность этому, закон республиканцев давал супругу убить жену за выявленное сожительство или измену.

В доюстиниановое время обозначались два вида брака: cum manu mariti (брак с мужской властью) и брак sine manu (без мужской власти над женой). Оба считались правильными. В общем своем содержании, брак sine manu походил на сожительство(конкубинат), но осуществлялся брак для создания семьи и совместного воспитания детей. Требовалось согласие брачующихся, а также их домовладыки. Обычно согласие главы дома требовалось для вступления в брак девушки. Мужчины, к моменту свадебной церемонии считались самостоятельными. В случае необоснованного отказа главы дома, его положительного ответа добивались, подав жалобы в магистрат.

Условия вступления в брак в римском праве

1) Возраст, разрешенный к заключению брака, наступал в двенадцать лет для женщин, в четырнадцать лет - для мужчин.

2) Если кто-то из лиц, стремящиеся к браку, находился в действующих (длящихся)отношениях, то брак не разрешался.

3) Лица желающие вступить в брак должны были иметь на это брачное право.

В доюстиниановый период из - за отсутствия брачного права, не могли жениться некоторые категории иностранцев.Так, например, брак в Древнем Риме между римлянином и иноземкой не разрешался по политическим мотивам(чтобы помешать получению римского гражданства путем брака).По законам юстинианского периода, при наличии гражданства у практически всех жителей Римской империи, поводом для отказа в брачном праве служило родство близкой степени или своячество (отношения между близкими, но не кровными родственниками).Причем родство было как когнатическим, так и агнатическим.

4) Брак считался недействительным между родными по прямой ветви и боковой( при наличии хотя бы одного родственника, находящегося с предком в прямом родстве).Так запрещались браки между братьями и сестрами, тетками и племянниками;не разрешались брачные отношения между зятем и золовкой.

5) Кроме этих требований, выставлялись и специфические условия, такие как: состоящий в должности магистрата провинции не мог жениться на гражданке этой же провинции.(одной причиной запрета служило желание избежать давления на волю брачующихся, другой - пресечь усиление его политического влияния с помощью семьи).

Заключение брака в древнем Риме

Перед праздничной церемонией осуществлялось обручение.Вступающие в брак совершали процедуру с согласия глав семейств. Однако некоторые брачные церемонии совершались достаточно просто: если всех требования брачного права были соблюдены, от брачующихся требовалось лишь устное согласие. После этого невесту отводили к жениху. Такое заключение брачных уз приводило к браку в форме sine manu.При осуществлении брака с властью мужа, для утверждения власти супруга совершались чисто формальные действия.

Брак в Древнем Риме мог прекратиться:

а) с кончиной одного из супругов;

б) если кто-то из супругов потерял свободу;

в) с официальным объявлением развода при свидетелях.

В эпоху расцвета римской классики развод осуществлялся как по желанию обоих супругов, так и по заявлению сделанному одной из сторон.В период монархизма процедура развода была очень ограничена. Развод по совместному согласию был запрещен, а развод по заявлению одной стороны разрешен только в случае нарушения верности или при покушении на жизнь. Также был возможен развод и без вины с чьей-либо стороны, но по весомому поводу(невозможность интимных отношений, религиозные причины). Развод в одностороннем порядке, без веской на то причины, штрафовался(при этом брачные отношения считались прекращенными).

Римский правильный брак – союз мужчины и женщины одного правового качества. Указанный брак заключался в специальных, признанных законами формах и порождал все соответствующие последствия для супругов. Для заключения такого брака необходимо было учесть целый ряд условий (см. п. 2 Условия заключения брака).

Неправильный брак – союз мужчины и женщины разного права (между гражданином Рима и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.). Данный брак порождал все правовые последствия для мужа и жены, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

Содержание работы

1. Понятие брака 3

2. Условия для заключения брака 5

3. Брачные препятствия 7

4. Порядок и способы (формы) заключения брака 8

5. Формы римского брака: 10

Основные виды брака. 10

Другие виды брака 11

Список использованной литературы 14

Содержимое работы - 1 файл

Римское право.docx

1. Понятие брака 3

2. Условия для заключения брака 5

3. Брачные препятствия 7

4. Порядок и способы (формы) заключения брака 8

5. Формы римского брака: 10

Основные виды брака. 10

Другие виды брака 11

Список использованной литературы 14

Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода (лат. matrimonium — брак, от лат. mater — мать), для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Среди бедного населения скорее всего также преобладал расчёт, однако не исключались браки по любви. Авторы времён Римской империи считали республику периодом расцвета римского брака за то, что мужчины строго контролировали мораль жён. Партнёрство супругов в современном понимании считалось не только ненужным, но и невозможным: в Древнем Риме считалось, что жена должна была посвятить свою жизнь поддержке мужа и заботе о нём.

Определение брака дал Модестин 1 : брак – это союз мужа и жены, объединение всей жизни, единение божественного и человеческого права.

Современные ученые определяют брак как союз мужчины и женщины. Он определяет правовое положение детей, рожденных в браке (или до него), а также имущественные отношения супругов и их наследственные права.

Важно также отметить правовые последствия брака:

    • Муж и жена были обязаны помогать друг другу;
    • Муж и жена должны соблюдать верность друг другу;
    • Муж и жена не могли судиться, не были обязаны давать показания друг против друга;
    • Жена имела право получать деньги от мужа, а муж – требовать ведения хозяйства;
    • Жена должна жить вместе с мужем и получить его сословие и звание;
    • Были имущественная самостоятельность жены и режим раздельного имущества (поэтому появился запрет на передачу долгов, запрет супругам делать друг другу подарки); это привело к отрицанию наследственных прав жены (и между матерью и детьми), но позже претор это устранил, и супруги, мать и дети получили возможность взаимонаследования.

    Римское право выделяет два существенно важных понятия: правильный (законный) брак и неправильный брак.

    Римский правильный брак – союз мужчины и женщины одного правового качества. Указанный брак заключался в специальных, признанных законами формах и порождал все соответствующие последствия для супругов. Для заключения такого брака необходимо было учесть целый ряд условий (см. п. 2 Условия заключения брака).

    Неправильный брак – союз мужчины и женщины разного права (между гражданином Рима и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.). Данный брак порождал все правовые последствия для мужа и жены, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

    Кроме условий заключения брака существовали и брачные препятствия (т.е. обстоятельства, которые в будущем приведут к аннулированию уже заключенного брака):

      • Непрекращенный предыдущий брак (брак не только аннулировался, но и накладывалась инфамия 2 );
      • Душевная болезнь (если она предшествовала браку, если же она возникла после заключения брака, брак мог быть сохранен или расторгнут);
      • Кровное родство (брак признавался ничтожным между родственниками по прямой линии и по боковой, если хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства – брат и сестра, тетка и племянник, брат и жена другого брата), родство по свойству было препятствием лишь по прямой лини; гражданское родство (усыновление или удочерение – адоптация), которое было уравнено с кровным родством;
      • Между свободнорожденным и вольноотпущенницей с плохим поведением;
      • Между сенаторами и вольноотпущенниками, актерами;
      • Между опекуном и подопечной;
      • Между правителем провинции и жительницей этой провинции;
      • При обете целомудрия одной из сторон;
      • Между лицами, которые во время предыдущих браков вступали между собой в связь;
      • Воинам запрещалось вступать в брак до постклассического периода.
      1. Порядок и способы (формы) заключения брака

      Заключению брака предшествовало обручение (sponsalia) как взаимное обещание вступить в брак. Обручение осуществляли главы семей, которые оговаривали все условия заключения брака и его форму. Если до бракосочетания так и не доходило, можно было требовать возмещения ущерба от лица, беспричинно разорвавшего обручение, и возвращения подарков невинной стороне. В постклассический период обручение заключалось как по стипуляции 3 , так и путем внесения задатка.

      Существовали три способа заключения брака (различные для разных социальных слоев):

      5. Формы римского брака:

      Основные виды брака.

      Право различало два основных вида римского брака:

        • Брак с властью мужем;
        • Брак без власти мужа.

        Виды брака различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т.д.), так и по существу (разный объем правоспособности жены).

        Другие виды брака

        В таких отношения римляне вступали также и по другим семейным обстоятельствам, например, в случае, если отец семейства не хотел жениться во второй раз, чтобы не ущемлять права на наследование детей из первого брака.

        Брак между разными сословиями. Поначалу брак между патрициями и плебеями был запрещён, он стал возможным благодаря закону Канулея 445 года до н. э. Жена из дома патрициев при этом оставалась во власти своего отца, который имел право расторгнуть брак в любое время (правило просуществовало до II века). Однако, такие браки не получили широкого распространения и стали скорее реальностью для богатых и уважаемых плебеев.

        Брак женщин других сословий с вольноотпущенниками встречался реже, чем брак бывшей рабыни и бывшего хозяина. Установленный одним из законов Августа запрет на то, чтобы вольноотпущенница замужем за господином могла развестись против его воли, имел силу ещё в праве Юстиниана.

        Читайте также: