Устав муниципального образования доклад

Обновлено: 13.05.2024

Статья 44 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 сентября 2005 г.

Статья 44. Устав муниципального образования

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 44 настоящего Федерального закона

1. Уставом муниципального образования должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

ГАРАНТ:

Пункт 6 части 1 статьи 44 признан частично соответствующим и частично не соответствующим Конституции РФ - постановление Конституционного Суда РФ от 23 ноября 2021 г. N 50-П

О конституционно-правовом смысле положений пункта 6 части 1 статьи 44 см. постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2021 г. N 23-П

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 494-ФЗ в пункт 7 части 1 статьи 44 настоящего Федерального закона внесены изменения

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ в пункт 8 части 1 статьи 44 настоящего Федерального закона внесены изменения

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ пункт 9 части 1 статьи 44 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

9) порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

2. Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ в часть 3 статьи 44 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях, в которых полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, - населением непосредственно на сходе граждан.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 494-ФЗ в часть 4 статьи 44 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 494-ФЗ в часть 5 статьи 44 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ в часть 6 статьи 44 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

6. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 494-ФЗ в пункт 1 части 6 статьи 44 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) противоречие устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 494-ФЗ часть 6 статьи 44 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3

3) наличие в уставе, муниципальном правовом акте о внесении изменений и дополнений в устав коррупциогенных факторов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 494-ФЗ в часть 7 статьи 44 настоящего Федерального закона внесены изменения

7. Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении в устав муниципального образования изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, а также в судебном порядке.

Информация об изменениях:

Часть 8 изменена с 7 июня 2021 г. - Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 411-ФЗ

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, разграничение полномочий между органами местного самоуправления (за исключением случаев приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральными законами, а также изменения полномочий, срока полномочий, порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования, а в случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением в соответствии с пунктом 1 части 4 и пунктом 1 части 5 статьи 35 настоящего Федерального закона - после истечения срока полномочий главы муниципального образования, подписавшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и предусматривающие создание контрольно-счетного органа муниципального образования, вступают в силу в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящей части.

Информация об изменениях:

Статья 44 дополнена частью 8.1 с 30 июля 2017 г. - Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 171-ФЗ

8.1. Изменения и дополнения в устав муниципального образования вносятся муниципальным правовым актом, который может оформляться:

1) решением представительного органа (схода граждан) муниципального образования, подписанным его председателем и главой муниципального образования либо единолично главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа (схода граждан) муниципального образования;

2) отдельным нормативным правовым актом, принятым представительным органом (сходом граждан) и подписанным главой муниципального образования. В этом случае на данном правовом акте проставляются реквизиты решения представительного органа (схода граждан) о его принятии. Включение в такое решение представительного органа (схода граждан) переходных положений и (или) норм о вступлении в силу изменений и дополнений, вносимых в устав муниципального образования, не допускается.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 494-ФЗ статья 44 настоящего Федерального закона дополнена частью 9

9. Приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.

Информация об изменениях:

Статья 44 дополнена частью 10 с 30 июля 2017 г. - Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 171-ФЗ

10. Изложение устава муниципального образования в новой редакции муниципальным правовым актом о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не допускается. В этом случае принимается новый устав муниципального образования, а ранее действующий устав муниципального образования и муниципальные правовые акты о внесении в него изменений и дополнений признаются утратившими силу со дня вступления в силу нового устава муниципального образования.

До 01.01.2025 установлен переходный период для приведения статусов и уставов муниципальных образований, а также законодательства в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ.

Статья 44. Устав муниципального образования

1. Уставом муниципального образования должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

П. 6 п. 1 ст. 44 признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 23.11.2021 N 50-П).

О выявлении конституционно-правового смысла п. 6 ч. 1 ст. 44 см. Постановление КС РФ от 27.05.2021 N 23-П.

Об особенностях исполнения см. п. 5 указанного Постановления.

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 165-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

2. Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях, в которых полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, - населением непосредственно на сходе граждан.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 23.06.2014 N 165-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 28.12.2016 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) противоречие устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав;

3) наличие в уставе, муниципальном правовом акте о внесении изменений и дополнений в устав коррупциогенных факторов.

(п. 3 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 494-ФЗ)

7. Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении в устав муниципального образования изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, а также в судебном порядке.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 08.12.2020 N 411-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, разграничение полномочий между органами местного самоуправления (за исключением случаев приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральными законами, а также изменения полномочий, срока полномочий, порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования, а в случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением в соответствии с пунктом 1 части 4 и пунктом 1 части 5 статьи 35 настоящего Федерального закона - после истечения срока полномочий главы муниципального образования, подписавшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и предусматривающие создание контрольно-счетного органа муниципального образования, вступают в силу в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящей части.

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ, в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Изменения и дополнения в устав муниципального образования вносятся муниципальным правовым актом, который может оформляться:

1) решением представительного органа (схода граждан) муниципального образования, подписанным его председателем и главой муниципального образования либо единолично главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа (схода граждан) муниципального образования;

2) отдельным нормативным правовым актом, принятым представительным органом (сходом граждан) и подписанным главой муниципального образования. В этом случае на данном правовом акте проставляются реквизиты решения представительного органа (схода граждан) о его принятии. Включение в такое решение представительного органа (схода граждан) переходных положений и (или) норм о вступлении в силу изменений и дополнений, вносимых в устав муниципального образования, не допускается.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 18.07.2017 N 171-ФЗ)

9. Приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.

(часть 9 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 494-ФЗ)

10. Изложение устава муниципального образования в новой редакции муниципальным правовым актом о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не допускается. В этом случае принимается новый устав муниципального образования, а ранее действующий устав муниципального образования и муниципальные правовые акты о внесении в него изменений и дополнений признаются утратившими силу со дня вступления в силу нового устава муниципального образования.

Порядок принятия уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований и направление на регистрацию

Разработка проекта Устава, решения о внесении изменений в Устав

С инициативой внесения изменений в устав муниципального образования могут выступать:

- представительный орган поселения;

- глава муниципального образования.

При разработке проекта решения о внесении изменений необходимо оценивать актуальное состояние федерального и регионального законодательства на момент возникновения необходимости внесения изменений в устав.

При внесении изменений в целях избежания ошибок и неточностей также следует обращать внимание на изменение нумерации статей или пунктов статей, особенно, если ранее нумерация уже изменялась.

Опубликование (обнародование) проекта Устава или решения о внесении изменений

Следовательно, должны быть назначены публичные слушания (сведения о дате, времени и месте проведения публичных слушаний также подлежат опубликованию (обнародованию).

Назначение даты проведения заседания представительного органа

С момента опубликования (обнародования) проекта устава (решения о внесении изменений в устав) до дня рассмотрения вопроса о принятии устава на заседании представительного органа должно пройти не менее 30 дней (более 30 дней допускается).

Опубликование (обнародование) итогового документа публичных слушаний

Принятие устава (решения о внесении изменений в устав)

Устав (решение о внесении изменений и дополнений в устав) муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной (не фактической) численности депутатов представительного органа муниципального образования. При оценке правомочности состава представительного органа за основу берется численность депутатов, установленная в уставе поселения, даже если по каким-то причинам один из депутатов (или несколько) сложил свои полномочия и фактически не может исполнять свои обязанности.

В большинстве случаев, при принятии решения о принятии устава (решения о внесении изменений) за основу берется проект, опубликованный (обнародованный) ранее, а также учитывать предложения и замечания, поступившие при проведении публичных слушаний.

Оформление устава (решения о внесении изменений) и направление документов на регистрацию

Требования Министерства юстиции по предоставлению пакета документов на регистрацию Устава в новой редакции:

-Устав в новой редакции (2 экз.) (прошитые, пронумерованные, скрепленные печатью представительного органа, подписанные главой М.О.);

- Решение о принятии Устава в новой редакции (2 экз.) (прошитые, пронумерованные, скрепленные печатью представительного органа, подписанные председателем представительного органа);

- Протокол публичных слушаний по проекту (2 экз.);

- Сведения об официальном обнародовании (опубликовании) проекта Устава (2 экз.);

- Сопроводительная (2 экз.);

- Предоставить данные документы на цифровом носителе, либо электронной почтой с предварительным согласованием с курирующим работником Министерства юстиции;

- Доверенность от главы М.О. (если документы представляются не главой) на предоставление и получение пакета документов, связанных с государственной регистрацией.

- Устав (первоначальная редакция) (1 экз.), Устав (актуальная редакция) (1 экз.) (пронумерованная, прошнурованная);

- Протокол публичных слушаний по проекту (2 экз.);

- Сведения об официальном обнародовании (опубликовании) проекта решения (2 экз.);

- Сопроводительная (2 экз.);

- Предоставить данные документы на цифровом носителе, либо электронной почтой с предварительным согласованием с курирующим работником Министерства юстиции;

- Доверенность от главы М.О. (если документы представляются не главой) на предоставление и получение пакета документов, связанных с государственной регистрацией.

В случае регистрации, уставу (решению о внесении изменений) присваивается регистрационный номер (к уставу в новой редакции выдается свидетельство), соответствующие сведения включаются в государственный реестр уставов муниципальных образований (свидетельство при государственной регистрации решения о внесении изменений в устав не выдается).

Опубликование (обнародование) устав/решения о внесении изменений

Предоставляется копия газеты или письмо с указанием даты, № и названия газеты, в которой был опубликован устав (решение о внесении изменений).

В случае обнародования необходимо указать дату, место и способ обнародования.

Органы местного самоуправления обладают полномочиями по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

Учреждение данного средства массовой информации является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.

Необнародованные акты применяться не могут, и, если правовой акт не был ни опубликован, ни обнародован иным образом, его применение невозможно.

Гост

ГОСТ

Основы уставного нормотворчества

Эффективность муниципального управления во многом определяется эффективностью правового регулирования муниципальных отношений не только на федеральном и региональном уровнях, но и на муниципальном.

Устав муниципального образования представляет собой относительно новый для отечественной правовой системы вид нормативного правового акта. Главное предназначение указанного вида нормативных актов – это формирование условий, которые способны укрепить демократические основы политического устройства современной России, обеспечить доступ населения к решению вопросов местного значения и развить институты гражданского общества на уровне муниципального образования.

Готовые работы на аналогичную тему

Устав как основной документ муниципального образования

Устав представляет собой основной документ муниципального образования:

  • закрепляющий правовые основы организации системы местного самоуправления – структуру системы местных органов власти, полномочия местных органов, порядок их формирования и функционирования;
  • гарантирующий самостоятельность и автономность местных органов власти и управления;
  • предусматривающий демократические инструменты прямого участия населения в решении вопросов местного значения.

Признаки устава муниципального образования

Устав муниципального образования характеризуется такими общими для всех нормативно-правовых актов признаками, как особая процедура принятия, нормативность (содержит правила поведения, обязательные для круга субъектов, на которых распространяется его действие), направленность на регулирование определенного типа общественных отношений, обеспечение исполнения под угрозой государственного принуждения и др.

Кроме того, как особому виду нормативно-правовых, актов уставу муниципального образования присущи следующие признаки:

  • высшая юридическая сила в системе муниципальных актов. Гарантированная Конституцией РФ самостоятельность муниципального образования в решении вопросов организации и деятельности институтов местного управления на территории муниципального образования находит воплощение в принятии устава: устав упорядочивает муниципальные властные отношения, выступает основным актом, которому должны соответствовать все прочие акты муниципального нормотворчества. Это своего рода особый учредительный документ, в котором разрешены главные вопросы жизнедеятельности населения муниципального образования – вопросы структуры, формирования, организации муниципальных органов, процедуры реализации полномочий муниципальными органами, а также гарантированные институты демократии на местном уровне. Устав обладает верховенством по отношению к муниципальным правовым актом и прямым действием, то есть положения устава направлены на непосредственное регулирование муниципальных отношений;
  • особый субъект принятия устава муниципального образования. Устав муниципального образования в соответствии с требованиями закона принимается представительным органом местного самоуправления, а в муниципальных образованиях, где численность населения невысока, устав может быть принят на сходе граждан. Проект Устава подлежит обязательному обнародованию для ознакомления местного населения с его текстом, так называемые публичные слушания. Таким образом реализуется право граждан на участие в обсуждении принимаемого основного акта муниципального образования, регламентирующего вопросы их жизни и деятельности;
  • особый предмет правового регулирования.

Предмет регулирования устава муниципального образования

Уставом муниципального образования регулируется основные вопросы жизнедеятельности местного сообщества. Так, в предмет правового регулирования устала муниципального образования входят следующие вопросы:

Читайте также: