Доклад о живой природе 5 класс биология

Обновлено: 04.05.2024

  • ботаника изучает жизнь различных растений;
  • зоология исследует жизнедеятельность животных, в том числе человека;
  • микологией называют выделившуюся из ботаники отрасль, занимающуюся изучением строения и жизнедеятельности грибов;
  • микробиология исследует жизнедеятельность микроскопических организмов, большую часть которых составляют одноклеточные существа;
  • бактериология представляет собой выделившуюся из микробиологии отрасль, изучающую жизнь таких прокариотов как бактерии;
  • вирусология занимается изучением происхождения, жизнедеятельности, строения и развития различных вирусов;
  • паразитология исследует биологию, закономерности обитания и размножения паразитических организмов;
  • цитологией называют отрасль, занимающуюся исследованием клеток организмов;
  • гистология изучает различные ткани;
  • анатомия представляет собой отрасль, изучающую форму и строение человеческого организма, составляющих его органов и систем, а также закономерности развития этого строения в связи с функцией и окружающей организм средой;
  • морфология исследует особенности и закономерности строения организма;
  • физиология как отрасль биологии изучает жизнедеятельность целостного организма и его частей, т. е. систем, органов, тканей и клеток.
  • генетика изучает процессы наследственного развития и последующего изменения организмов;
  • экология занимается исследованием взаимодействия организмов с окружающей средой;
  • систематика разрабатывает принципы и критерии, на основе которых классифицируют живые организмы в соответствии с определёнными факторами и практическим значением.

Роль биологии в жизни человека крайне важна. Без биологических знаний невозможно было бы выявлять и лечить болезни, производить различные лекарства, грамотно выбирать продукты питания, отличая съедобные от условно съедобных и ядовитых. Кроме того, биологические знания помогают более рационально использовать природные ресурсы. Без биологических знаний также невозможно правильно выращивать цветы в саду или ухаживать за комнатными растениями, содержать домашних и фермерских животных. Развитие биологии позволило разработать как правила гигиены в быту, так и санитарные нормы при работе в лабораториях, проведении медицинских операций, пребывании в специальных палатах для больных с уязвимым иммунитетом. Поэтому я надеюсь, что развитие биологии будет происходить так же успешно и прогрессивно: ведь биология – основа нашей жизни.

Биология – наука о живой природе, об огромном многообразии видов живых существ, населяющих и населявших ранее нашу планету. Изучает строение и функции, происхождение и эволюцию живых организмов, их места обитания на Земле, взаимодействие между собой и окружающей средой. Биология рассматривает закономерности, присущие всем жизненным направлениям: наследственности, размножению, характеру поведения и приспособляемости. Раскрывает причины многообразия живых существ, устанавливает связь между строением и условиями естественной среды. На планете насчитывается около пятисот видов растений и более полутора миллиона животных. Каждый вид имеет индивидуальное описание с характеристиками внешнего и внутреннего строения. Классификация – виды, семейства, отряды, их строение и внешние признаки, которые приобретались путем эволюции.

  1. Ботаника – растения, виды, строение, происхождение, развитие.
  2. Зоология – животные, многообразие животного мира, строение и жизнедеятельность.
  3. Микробиология – микроорганизмы, свойства, распространение.
  4. Микология – грибы, произрастание, распространение.
  5. Биохимия – химический состав живой материи и химические процессы.
  6. Анатомия – внутреннее строение органов и внешнее строение организма.
  7. Физиология – процессы жизнедеятельности организма.
  8. Эмбриология – развитие зародыша в оболочках яйца и утробе матери.
  9. Генетика – изучение генов, наследственность и изменчивость.
  10. Селекция – выведение организмов.
  11. Эволюция – естественный процесс и историческое развитие органического мира.
  12. Палеонтология – ископаемые останки живых существ.
  13. Антропология – историческое развитие человека как биологического вида.
  14. Экология – популяции, сообщества и биосфера

Принципы, составляющие единую науку о живых организмах

Клеточная теория – учение о строении, составе, делении, механизме действия частей клетки и их взаимодействие между собой.

Эволюция включает понятия естественного отбора на протяжении длительного периода истории, с изменениями наследственных признаков.

Теория гена – учение о генах, единицах наследственности, в которых закодированные характеристики передаются от поколения к поколению.

Гомеостаз – способность живых организмов поддерживать внутреннее состояние для динамического равновесия в период адаптации к условиям, оптимальным для выживания.

Энергия вырабатывается организмом и от этого зависит его выживание. Постоянный приток энергии обеспечивается путем потребления пищи и поглощения световой энергии.

Биология играет большую роль о формировании научной картины мира, основанной на стабилизации исследования научных фактов путем создания теорий и законов.

Биология как наука

Популярные сегодня темы

Для лучшего изучения живых существ человек классифицирует их по определенным признакам. Царство животных состоит из организмов, которые варьируются от самых простых форм до самых сложных

Благодаря своему богатству и многогранности культурные традиции и общая характеристика Древней Греции в целом положила начало культурных традиций европейских стран. Еще в 5 веке до нашей эры

Тип представителей животного мира - моллюски очень многочислен и насчитывает более 1,5 тысяч видов. Все виды объединены учеными биологами в 10 основных классов, среди которых двустворчатые мо

Конечно, во Вселенной существует огромное количество разных, интересных, загадочных, а также и необъяснимых вещей. И такими же являются и черные дыры. Оказывается, у черных дыр нет поверхност

Второй по величине материк - Африка - был исследован достаточно недавно. Но и в наше время существуют ещё места, которые являются неизведанными и до сих пор недоступными человеку.

Картофель очень распространенный вкусный и питательный овощ. Относится к семейству Пасленовых. Родиной картофеля считается Южная Америка. Именно отсюда этот овощ сначала появился в Европе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Биология - наука о живой природе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Биология - наука о живой природе.

Биология - наука о живой природе.

Определите живую и неживую природу

Определите живую и неживую природу

Чем живое отличается от неживого? Живая природа Растет Дышит Питается Передви.

Чем живое отличается от неживого? Живая природа Растет Дышит Питается Передвигается Размножается Неживая природа Такими свойствами не обладает


Семья биологических наук

Семья биологических наук

Бактериология- наука о бактериях

Бактериология- наука о бактериях

Ботаника-наука о растениях

Ботаника-наука о растениях

Физиология-наука о жизнедеятельности организмов

Физиология-наука о жизнедеятельности организмов

Микология-наука о грибах

Микология-наука о грибах

Анатомия-наука о строении органов

Анатомия-наука о строении органов

Цитология-наука о клетке

Цитология-наука о клетке

Зоология-наука о животных

Зоология-наука о животных

Генетика-наследственность и изменчивость организмов

Генетика-наследственность и изменчивость организмов

Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средо.

Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой, о взаимодействии человека и природы.

Вирусология

Почему на нашей планете возможна жизнь? Найдите ответ, используя текст учебни.

Почему на нашей планете возможна жизнь? Найдите ответ, используя текст учебника стр.6

Уникальность планеты Земля Условия жизни Температура Способствуют Обеспечивае.

Уникальность планеты Земля Условия жизни Температура Способствуют Обеспечивает возможность наличия воды в жидком состоянии Озоновый слой Световая энергия Защита от ультрафиолетового излучения Преобразуется в химическую и предается по пищевой цепи другим организмам

Чем объяснить разнообразие живых организмов? Найдите ответ, используя текст у.

Чем объяснить разнообразие живых организмов? Найдите ответ, используя текст учебника стр.7

Местообитание живых организмов почва вода суша воздух

Местообитание живых организмов почва вода суша воздух

Биосфера- область распространения жизни

Биосфера- область распространения жизни

Взаимосвязь живых организмов

Взаимосвязь живых организмов

Домашнее задание Введение и § 1 читать Выписать в тетрадь значение биологии

Домашнее задание Введение и § 1 читать Выписать в тетрадь значение биологии

Значение биологии Разработка методов предупреждения и лечения болезней Исслед.

Значение биологии Разработка методов предупреждения и лечения болезней Исследование жизненных процессов и механизмов, управляющих клеткой, организмом, сообществом Получение продуктов питания, лекарств, кормовых добавок для животных, средств для защиты растений, удобрений, сырья для различных отраслей промышленности Охрана природы и получение ее богатств

Краткое описание документа:

Презентация к первому уроку по теме: "Биология - наука о живой природе" в 5 классе. Презентация сопровождает и раскрывает страницы учебника по данной теме. Работа с наглядным отображением более привликает учащихся к уроку и возбуждает интерес к новому предмету. Презентация к первому уроку по теме: "Биология - наука о живой природе" в 5 классе. Презентация сопровождает и раскрывает страницы учебника по данной теме. Работа с наглядным отображением более привликает учащихся к уроку и возбуждает интерес к новому предмету.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 243 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.09.2019 1485
  • PPTX 12 мбайт
  • 110 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Головина Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


С детства мы знакомимся с животным и растительным миром. И часто задаём себе много вопросов, как всё устроено. А для того чтобы понять все моменты, нам необходимы дополнительные знания. Наука биология даёт ответы на все эти вопросы, и на многие другие.

Биология изучает, как устроены организмы, как работают те или иные органы, как все растёт, развивается, размножается, откуда происходят организмы и почему они обитают в тех или иных местах на Земле. И многое, многое другое.

Изучить все области биологии сразу трудно. Поэтому выделяют ряд самостоятельных наук и направлений.


Например, наука вирусология изучает вирусы, микробиология занимается изучением микроорганизмов, микология — это наука о грибах, ботаника — наука о растениях, зоология — наука о животных, антропология — наука о человеке.

Каждая из этих дисциплин ещё делится на ряд наук. Например, в зоологии выделяются такие науки, как энтомология — наука о насекомых, ихтиология — о рыбах, териология — о млекопитающих и др. В ботанике выделяются: альгология — наука о водорослях, бриология — о мхах, дендрология — о древесных растениях и др.

Наиболее общими методами исследования биологии являются: наблюдение (позволяет описать биологические явления), ещё один метод ─ сравнение (оно даёт возможность найти что-то в строении и жизнедеятельности разных организмов), эксперимент, или опыт (помогает изучать свойства биологических объектов в каких-то определённых условиях), моделирование (позволяет смоделировать многие процессы, которые трудно наблюдать), исторический метод (позволяет познать процессы развития живой природы).

Итак, вы поняли, что биология — предмет не простой, но очень интересный, так как он приоткрывает завесы многих тайн, которыми интересовался человек с давних времён.

Ответы на сложнейшие вопросы человек находил не сразу. Биология развивалась постепенно. В разных уголках планеты в разные века учёные делали величайшие открытия. Их накопленный опыт дошёл и до нас. И теперь мы с вами изучив биологию, сможем ответить на многие вопросы.

А с открытием микроскопа в науке произошли кардинальные изменения. Человеку открылся тайный, неведомый мир.


С помощью светового микроскопа можно видеть детали, расстояние между которыми составляет до 0,2 мкм.

История открытия клетки берет своё начало с тех времён, когда английский учёный Роберт Гук в 1665 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево хорошо плавает, стал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью усовершенствованного им микроскопа.

Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, напомнивших ему соты в ульях медоносных пчёл, и он назвал эти ячейки клетками.

В 1674 году голландский мастер Антоний ван Левенгук с помощью микроскопа впервые увидел в капле воды инфузорий ─ движущихся живых организмов.

Давайте и мы познакомимся с микроскопическим миром.

Заглянем внутрь арбуза, лимона, лука и томата. Вот спелый арбуз — излюбленная многими ягода. Почему ягода?

С точки зрения ботаники (науки о растениях), ягода — это сочный многосемянный плод. Если у плода есть сочная мякоть и внутри него много семян — можете не сомневаться, это — ягода (смородина, крыжовник, виноград, например).

Если посмотреть на срез арбуза, то можно заметить множество шарообразных пузырьков — это клетки. У арбуза они очень крупные и видны в лупу.

Если посмотреть на клетки в микроскоп, то мы можем увидеть многие клеточные структуры. Это клеточная стенка, ядро в котором заключена большая часть наследственного материала. Цитоплазма ─ полужидкое содержимое клетки. Также мы наблюдаем вакуоль. Сок, который содержится в плодах, сосредоточен именно в вакуолях растительной клетки. Мы откусываем кусок арбуза, повреждая при этом вакуоль, и его содержимое — клеточный сок ─ вытекает наружу.

Рассмотрим под микроскопом кожицу лука. Для этого приготовим микропрепарат. Для начала возьмём чистое предметное стекло. Протрём его чистой салфеткой, чтобы на неё не было разводов и отпечатков пальцев. Теперь нанесём на предметное стекло 1−2 капли воды. Возьмём луковицу и разрежем её вдоль, снимем наружные чешуи.

При помощи пинцета осторожно снимем маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положим кусочек кожицы в каплю воды. С помощью пинцета поверх поместим покровное стекло. Рассмотрим микропрепарат под микроскопом.

Для того чтобы клеточные структуры были хорошо видны, окрасим микропрепарат раствором йода. Добавим 1 каплю йода на край покровного стекла. Теперь рассмотрим окрашенный препарат сначала при малом увеличении. На микропрепарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой. Теперь мы можем рассмотреть клетки и при большем увеличении.


Мы видим плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками — порами. Внутри клетки находится бесцветное полужидкое содержимое — цитоплазма (окрашенная йодом). В цитоплазме находится небольшое плотное ядро.

Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости — вакуоли.

А каковы клетки лимона? Посмотрим на них в микроскоп. Для этого сделаем тонкий срез мякоти и положим его в каплю воды на предметное стекло.

Клетки лимона жёлтые благодаря пигментам. Именно пигменты окрашивают организмов в различные цвета. Клеточный сок лимона богат лимонной, аскорбиновой и яблочной кислотами, оттого он такой кислый.

А вот микропрепарат мякоти томата. Он имеет красный цвет ─ также за счёт пигментов.

Клетки томата имеют те же клеточные структуры, что и предыдущие рассмотренные нами клетки.

Вам интересно, каковы клетки зелёного растения под микроскопом?

Посмотрим на лист элодеи. Элодея — это водное растение. Оно пускает длинные, сильно разветвлённые стебли, растущие чрезвычайно быстро и достигающие нередко длины более двух метров.

При малом увеличении мы наблюдаем зелёные округлые структуры. Это хлоропласты. Именно благодаря этим небольшим тельцам растения в присутствии света способны вырабатывать кислород, который необходим для нашего с вами существования.

При большом увеличении мы видим, что хлоропласты движутся. На самом деле это движется цитоплазма. Благодаря этому происходит распределение важных веществ внутри клетки.

Попробуем рассмотреть под микроскопом не только растительный мир, но и животный. Это проба, взятая в озере. Возьмём каплю воды с её дна и нанесём на предметное стело.

Вот амёба обыкновенная. Это маленький (0,2−0,5 мм), едва заметный простым глазом бесцветный студенистый организм, постоянно меняющий свою форму.

Амёба состоит из одной клетки, эта клетка — целый организм, ведущий самостоятельное существование.

Мы наблюдаем, как она при помощи своих ложноножек захватывает пищу. Благодаря микроскопу невидимый глазу мир становится видимым.

А сейчас мы ответим на вопросы, которые были заданы нами в начале урока.

Почему цветы цветные, а листья зелёные?

Дело в том, что у листьев и цветов разные задачи. Листья зелёные за счёт хлорофилла. Мы видели его в микроскоп, на микропрепарате элодеи.

Цветы растений служат для продолжения рода. Они имеют яркую окраску для привлечения к себе насекомых и других животных, которые способствуют размножению, перенося пыльцу от одного растения к другому.

Сладкий аромат цветов также привлекает насекомых и животных. Этот запах исходит от нектара — богатого сахарами сока. Он является основным продуктом питания для многих насекомых.


Следующий вопрос: почему пчела окрашена в черно-жёлтую полоску?

Предостерегающая окраска свойственна и другим насекомым. Например, божьи коровки также яркие, красные, с чёрными пятнами. Если вы брали их в руки, то наверняка замечали, что они выделяют оранжевый секрет, он ядовит. Поэтому птицы их не склёвывают.

Чем питается ёжик и почему он такой колючий?

Все из вас видели картинки, где ёжики тащат на своих иголках яблоки. Яблоки ежи едят, но не так часто, как принято это считать.

Обыкновенный ёж поедает жуков, червей, личинок, слизней и улиток, и других организмов.

Глубокой осенью ёжики прячутся в норы, зарываются в листья и впадают в зимнюю спячку. На спине, боках и голове ёжика имеются иглы. У обыкновенного ежа они короткие, не более 3 см. И если бы не острые иголки, покрывающие спину и бока ежа, он быстро бы стал лакомой добычей какого-нибудь хищника.

В случае опасности ёж сворачивается плотным клубком, прикрывая бронёй из острых игл ноги, морду и живот. Единственным животным, представляющим для ежа реальную опасность, является барсук: своими длинными когтями он может развернуть колючий шар и добраться до не защищённого иглами брюха.

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation



Биология — наука о живой природе.

Биология изучает разнообразие живых существ, строение их тел и работу их органов, размножение и развитие организмов, а также влияние человека на живую природу.

Одним из основателей науки о живых организмах был великий древнегреческий учёный Аристотель (384 - 322 до н. э.). Он первым обобщил биологические знания, полученные до него человечеством. Учёный предложил первую классификацию животных, объединив в группы живые организмы, сходные по строению, и обозначил в ней место для человека.


В дальнейшем вклад в развитие биологии внесли многие учёные, которые изучали разные виды живых организмов, населяющих нашу планету.

Семья биологических наук

Биология — это наука о природе. Область исследований учёных-биологов огромна: это различные микроорганизмы, растения, грибы, животные (в том числе человек), строение и функционирование организмов и т. д.

Таким образом, биология — это не просто наука, а целая семья, состоящая из многих отдельных наук.

Исследуйте интерактивную схему о семье биологических наук и выясните, что изучают различные разделы биологии.

Анатомия — наука о форме и строении отдельных органов, систем и организма в целом.

Физиология — наука о жизнедеятельности организмов, их систем, органов и тканей, о процессах идущих в организме.

Цитология — наука о строении и жизнедеятельности клетки.


Зоология — наука, изучающая животных.

В ней выделяют несколько разделов: колеоптерология (изучает жуков), лепидоптерология (изучает бабочек), мирмекология (изучает муравьёв).

  • Ихтиология — наука о рыбах.
  • Орнитология — наука о птицах.
  • Териология — наука о млекопитающих.


Ботаника — наука, изучающая растения.

Микология — наука, изучающая грибы.

Протистология — наука, изучающая простейших.

Вирусология — наука, изучающая вирусы.

Бактериология — наука, изучающая бактерии.


Значение биологии

Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека - сельским хозяйством, различными отраслями промышленности, медициной.

Успешное развитие сельского хозяйства в настоящее время во многом зависит от биологов-селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород домашних животных.

Благодаря достижениям биологии была создана и успешно развивается микробиологическая промышленность. Например, кефир, простокваша, йогурты, сыры, квас и многие другие продукты человек получает благодаря деятельности определённых видов грибов и бактерий. С помощью современных биотехнологий предприятия выпускают лекарства, витамины, кормовые добавки, средства защиты растений от вредителей и болезней, удобрения и многое другое.


Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека.

С каждым годом человек всё шире использует природные ресурсы. Мощная техника так быстро преобразует мир, что сейчас на Земле почти уже не осталось уголков с нетронутой природой.

Чтобы сохранить нормальные условия для жизни человека, приходится восстанавливать разрушенную природную среду. Сделать это могут лишь люди, хорошо знающие законы природы. Знание биологии, а также биологическая наука экология помогает нам решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на планете.

Читайте также: