Способы повышения стрессоустойчивости педагога психолога доклад

Обновлено: 02.07.2024

Рекомендации педагогам

по повышению стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности

Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Напряженные ситуации отрицательно сказываются на самочувствии педагога, вызывает сильное переутомление, снижение работоспособности, а также негативно отражается и на детях. У людей эмоционально гибких, отзывчивых развитие подобных симптомов происходит медленнее.

Воспитывая в себе стрессоустойчивость, необходимо помнить о том, что для организма важны хороший отдых (и моральный, и физический), а также крепкий сон. В повседневной суете важно найти время и для любимых дел. Встречайтесь с друзьями, занимайтесь в тренажерном зале, пойте в самодеятельном хоре, участвуйте в походах… Найдите хобби, которое станет вашей отдушиной, обязательно укрепит веру в себя, даст моральное удовлетворение и поможет снять напряжение.

Рекомендации педагогам

по повышению устойчивости к стрессовым воздействиям

  • Расходуйте свои энергетические резервы аккуратно. Избавляйтесь от тревоги, учитесь контролировать эмоции.
  • На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители как погоду, ведь на дождь и ветер обижаться глупо.
  • Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.
  • Думайте о чем-то хорошем отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.
  • Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.
  • Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты.
  • Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.
  • Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
  • Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.
  • Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.
  • Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.
  • Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники! Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше.
  • Посещайте, выставки, театр, концерты.
  • Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.
  • Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.
  • Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.
  • Позитивное влияние на нервную систему и настроение имеет и общение с животными.
  • Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.
  • Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Важно помнить, что стрессоустойчивость педагога хорошо поддается тренировке. Чтобы педагогический работник не оказывал негативного влияния на тех, с кем он общается, и мог жить в мире с самим собой, ему следует разобраться со своими проблемами — то есть начать с себя. Преодолеть профессиональный стресс педагогов помогут несколько простых упражнений:

Советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойное. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

6. Займитесь какой-нибудь деятельностью, все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации играет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений.

Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.

Условия расслабления

• Спокойная обстановка: тихий уголок — дома, на природе.

• Специальная методика расслабления.

• Пассивное состояние: полное освобождение от мыслей, переживаний.

• Позвольте мыслям свободно проплывать мимо вас.

• Учение Будды: перестать творить зло, делать добро и уметь останавливать ум.

• Удобная поза (положение, в котором можно некоторое время находиться комфортно): сидя в позе кучера или барина; лежа на горизонтальной плоскости.

• Регулярные занятия релаксацией.

Упражнение нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Упражнение лучше делать перед работой в “трудном” классе, разговором с “трудным” учеником или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Упражнение лучше всего выполнить сразу же после того, как вы почувствуете психологическую напряженность. Если же по тем или иным причинам этот момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная “стихия” может все смести на своем пути, не дать возможности контролировать себя. В результате происходит то, что, мы видим так часто: “сбрасывается” отрицательно заряженная энергия на воспитанника или коллегу по работе.

Суть упражнения состоит в следующем. Учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет.

Для снятия напряжения необходимо начать с плавного вращения глазами - дважды в одном направлении, а затем дважды в другом. Зафиксировать внимание на отдаленном предмете, а затем переключить его на предмет, расположенный поблизости. Нахмуриться, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабиться. После этого широко зевнуть несколько раз. Расслабить шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднять плечи до уровня ушей и медленно опустить. Расслабить запястья и поводить ими. Сжать и разжать кулаки, расслабляя кисти рук. Затем сделать три глубоких вдоха, мягко прогнуться в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону. Напрячь и расслабить ягодицы, а затем икры ног. Покрутить ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сжать пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх. Повторить это упражнение три раза. Таким образом, организм освободится от напряжения в 12 основных точках.

Педагогическая профессия отличается высокой эмоциональной насыщенностью и сложностью межличностного общения. Чтобы избежать длительного пребывания в состоянии стресса, необходимо уметь снимать эмоциональную напряженность. В данной статье рассмотрим способы сохранения психологического здоровья педагогических работников.

Представители разных профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенная усталость, снижение самооценки, учащение жалоб на здоровье, ухудшение чувства юмора, упадок сил. Это не что иное, как признаки профессионального выгорания.

Синдром профессионального выгорания развивается как следствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов: запускающий его механизм обусловлен не только внешними обстоятельствами, но и личностью человека, например отсутствием психологической гибкости.

Стрессоустойчивость - определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.

Профессиональное выгорание наиболее опасно в начале своего развития. Педагогический работник почти не ощущает симптомов, поэтому первыми изменения в его поведении замечают коллеги. Важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких педагогических работников. Эту работу может взять на себя педагог-психолог детского сада, в задачи которого входит консультирование педагогических работников по вопросам решения личностных и межличностных проблем.

Одной из важных характеристик личности, позволяющих противостоять профессиональному выгоранию, является стрессоустойчивость.

Группы людей по стрессоустойчивости

Сохранение или повышение стрессоустойчивости связано с поиском ресурсов, помогающих в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.

Всех людей можно условно разделить на четыре группы по стрессоустойчивости.

Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают. Они запросто преодолевают трудности в кризисных ситуациях.

Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им непросто менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса.

Стрессотренируемые люди в общем готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, а если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые люди привыкают к ним и в дальнейшем реагируют на них уже более спокойно.

Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такой человек может пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. Если же стрессы сопровождают его постоянно, то он теряется.

Способы воспитания стрессоустойчивости

Воспитывая в себе стрессоустойчивость, необходимо помнить о том, что для организма важны хороший отдых (и моральный, и физический), а также крепкий сон. В повседневной суете важно найти время и для любимых дел. Встречайтесь с друзьями, занимайтесь в тренажерном зале, пойте в самодеятельном хоре, участвуйте в походах… Найдите хобби, которое станет вашей отдушиной, обязательно укрепит веру в себя, даст моральное удовлетворение и поможет снять напряжение. Не позволяйте негативным эмоциям взять над вами верх! Станьте настоящим бойцом с невидимыми силами стресса, которые способны разрушить вас изнутри. Только сила воли поможет восстановиться после эмоциональных потрясений.

Можете разработать собственную индивидуальную методику противодействия стрессу. Проблема стрессоустойчивости сегодня одна из актуальных, и по ней имеется большое количество литературы как в библиотеках, так и в Интернете. Досконально вникнув в вопрос, вы сможете воспользоваться рекомендациями, которые лучше всего подходят вам.

Конечно, бывают ситуации, когда очень тяжело, и человек чувствует, что своими силами он не справится. Но главное, что есть желание побороть стресс, а это уже половина успеха. В остальном помогут специалисты, к которым нужно обращаться без стеснения.

Упражнения для тренировки устойчивости к стрессу

Важно помнить, что стрессоустойчивость — это врожденное качество, оно хорошо поддается тренировке. Чтобы педагогический работник не оказывал негативного влияния на тех, с кем он общается, и мог жить в мире с самим собой, ему следует разобраться со своими проблемами — то есть начать с себя.

В этом помогут несколько простых упражнений.

Когда свет и тепло достигнут области сердца, прочувствуйте, что внутри вас есть свой источник света. Оставаясь в луче верхнего света, присоединяя к нему ваш собственный свет, распространите их действие на все тело до кончиков пальцев ног. Почувствуйте, как теплая волна медленно освобождает все ваши органы от внутреннего напряжения, они становятся легкими и подвижными, а вы чувствуете уверенность в себе, спокойствие и свободу.

Выход есть: нужно вырабатывать позитивные рефлексы.

КАК СТАТЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВЫМ

1. Расходуйте свои энергетические резервы аккуратно.

2. Избавляйтесь от тревоги, учитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители как погоду, ведь на дождь и ветер обижаться глупо.

Что такое стресс?

Таким образом, стресс - это состояние, возникшее под влиянием каких-то сильных воздействий. Причем это состяние напряжения зачастую сопровождается перестройкой защитных сил организма.

Однако нужно помнить, что стрессорами могут быть не только эмоциональные факторы (испуг, тревога, гнев, печаль, горе, радость и т.д.), но и травмы, болезни, холод, жара, резкие изменения экологии, некоторые лекарственные препараты и даже продукты питания. К истощению защитных сил нашего организма нередко приводят и внутренние (особенно длящиеся продолжительное время) конфликты, когда человек испытывает разочарование от не возможности достижения чрезвычайно важной для него цели, угрызения совести от содеянного, неудовлетворенности работой, а то и своей жизнью.

Стрессоры в педагогической деятельности.

Известные стрессоры, вызывающие нервные состояния у учителей можно разделить на пять групп с учетом убывания их частоты.

Группу первую составляют стрессоры, детерминированные условиями педагогического труда. Располагая их по алфавиту можно получить своеобразный дескрипторный минисловарь.

Группа 1. Стрессоры, вызываемые условиями учительского труда.

- Быстрое переключение на работу по-новому.

- Необходимость работать дома (подготовка к занятиям, проверка тетрадей).

- Отсутствие стимулов для качественной работы.

- Нереализуемые профессиональные знания и умения.

- Перегрузка внеурочной деятельностью.

Группа 2. Стрессоры, возникающие по личностным причинам .

- Боязнь администрации, инспектуры.

- Дефицит знаний психологии учащихся.

- Нехватка знаний по педагогическим технологиям.

- Ошибка в выборе профессии.

- Ошибка в общении с учащимися, коллегами, администрацией, родителями учащихся.

- Чувство высокой ответственности за результаты работы.

Группа 3. Стрессоры, провоцируемые администрацией.

- Аттестация педагогического профессионализма.

- Внушение учителям администрацией неполноценного профессионального труда.

- Повышенный контроль за работой учителя.

- Конфликты с администрацией.

- Оскорбления со стороны администрации.

- Оскорбления со стороны коллег.

Группа 4. Стрессоры – конфликты с учащимися.

- Конфликты с родителями учащихся.

- Конфликты с учащимися.

- Низкая успеваемость учащегося по предмету.

- Плохая дисциплина учащихся на уроках.

Группа 5. Стрессоры в общении с коллегами.

- Конфликты, мотивированные негативными проявлениями в оценках деятельности и личностных качеств партнеров по работе.

- Конфликты немотивированные (психофизическая несовместимость, безотчетная неприязнь и т.д.).

- Столкновение на почве антагонизма в педтехнологии.

Стрессовые состояния учителей

При всех разновидностях нервных переживаний учителей, вызываемых стрессорами, стрессовые состояния поддаются группировке. Каждая из групп, в свою очередь, может быть детализирована на подгруппы по разным основаниям: глубине, длительности, тяжести нервных потрясений. Условно при укрупненном подходе выделяются две группы стрессовых состояний учителей.

Группа 1. Стрессовые состояния психические.

- Гневное самовыражение в словах, поступках.

- Озлобленность против учителей и администрации.

- Ригидность когнитивная (переживание трудностей перестройки восприятия и представлений в изменившейся обстановке).

- Страх (переживание угрозы нормальной жизнедеятельности и профессиональной самореализации учителя).

- Фрустрация (переживание неудачи).

Группа 2. Стрессовые состояния нравственно-психические

- Озлобленность против партнеров по педагогической деятельности, включая учащихся, учителей, проявляемая в поведении и поступках.

- Отвращение к коллегам, демонстрируемое в поведении и отношениях.

- Чувство неопределенности в месте работы, проживании.

- Чувство неустроенности в социальном плане.

- Утрата интереса к работе.

Пути выхода из стрессовой ситуации учителей

Группа 1. Изменения среды.

- Общение с домашними животными.

- Общение с людьми, где чувствуете себя комфортно.

- Погружение в среду, которая может нейтрализовать стрессовые переживания. Это музыка, литература, искусство, театр, природа, среда непривычного пребывания.

- Пребывание в эмоционально воздействующей среде: на кладбище, в больнице, доме ребенка, в доме престарелых, на спортивных соревнованиях, в церкви.

- Путешествие в отпускное время.

- Смена класса, в котором работаете.

- Круизы, путешествия, экскурсии.

Группа 2. Антистрессовые средства

- Вступление в сообщество партнеров по увлечениям.

- Исповедь перед родителями.

- Мысленное перевоплощение в других.

- Обращение к естественным эротическим эмоциям.

- Прием успокаивающих процедур: водные, психотактильные, аттрактантные.

- Поиск выходов из стрессового состояния посредством мысленных экспериментов и сценариев с перевоплощением себя в роли противников.

Группа 3. Средства вытесняющего воздействия

- Использование физических нагрузок.

- Обращение к домашним хозяйственным делам.

- Планирование фаз расслабления во время уроков.

- Чтение религиозной литературы.

- Устройство на работу по совместительству.

Группа 4. Корректировка своего поведения

- Избегание изоляции от окружающих.

- Избегающее поведение (обход стрессов, уклонение от них).

- Интроверсия (уход в себя).

- Освоение опыта работы и поведения коллег.

- Переход на жесткий ритм жизнедеятельности.

- Смена отношений с коллегами.

Группа 5. Самокорректировка личности

- Внутренние диалоги с собой и партнерами по стрессовым темам.

- Исповедь перед собой.

- Освоение технологий своего педагогического профессионализма.

- Получение послевузовского (второго) образования.

- Принятие и реализация программы самообразования.

- Самовнушение, нейтрализующее стрессовые состояния.

Тревожные симптомы стрессового поведения

Запредельное, запороговое воздействие стресса на организм и психику человека вызывает различного ода болезненные проявления.

- Приступы головокружений, потемнение в глазах вплоть до полного нарушения сознания.

- Повышенная потливость ладоней.

- Постоянные или приступообразные головные боли ьез значительного изменения артериального давления.

- Нестабильность артериального давления.

- Непреодолимое внутреннее беспокойство.

- Чувство постоянного напряжения.

Антистрессовые приемы

10 профилактических правил:

Полдня в неделю проводить время так, как хочется, занявшись любимым делом.

Не реже одного раза в день говорить самому дорогому человеку теплые слова. В нашем суровом мире для человека важно осознание, что он любим, уважаем, именно оно способно защитить человека от тяжелых срывов.

Два или три раза в неделю давать себе тяжелую физическую нагрузку, при этом упражнения не должны быть изматывающими, после физической нагрузки полезен прохладный душ. Во время нагрузок на мышцы в них накапливается молочная кислота, являющаяся разрушителем стрессорных гормонов, и поэтому необходимо выполнять интенсивные физические нагрузки хотя бы по 3 раза в неделю по 30 минут.

Пить больше воды. Для того, чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1-1,5 литров в день.

Не позволять расхищать понапрасну свою жизнь, не заниматься ненужным и нелюбимым делом.

Вести дневник, который поможет эффективно планировать свою жизнь и избегать неожиданных неприятностей.

В подавленном и рассерженном состоянии полезна интенсивная физическая работа, которая защищает человека от стрессов.

Съедать хотя бы по одному банану в день, поскольку именно в нем практически все витамины, много микроэлементов, бананы обладают высочайшей энергетической емкостью.

Уметь организовать свой лень так, чтобы не возникало излишних волнений, для этого полезно приобрести телефонный аппарат с записывающим устройством, что позволит не дергаться из-за каждого телефонного звонка и сохранять действительно нужную информацию.

Поведение человека в острые моменты воздействия стресса

1. Главная и основная заповедь – в острой ситуации не следует принимать никаких скоропалительных решений, а также немедленно их выполнять.

2. В острой стрессорной ситуации нужно сесть удобнее, сосчитать не торопясь, от 10 до единицы.

3. Затем, для усиления антистрессового эффекта, зафиксировать свое внимание на дыхании. При этом нужно медленно вдыхать воздух носом и на некоторое время задерживать дыхание, затем еще медленнее, также через нос, выдыхать его.

4. Если стрессовая ситуация застает человека в помещении, нужно в первую очередь смочить лоб, виски и руки холодной водой, затем медленно осмотреться по сторонам, фиксируя взгляд на предметах, попавших в поле зрения. Можно найти какой-нибудь мелкий предмет и детально рассматривать его не менее 4 минут, знакомясь с формой, цветом, структурой и т.д.

5. Затем еще раз проследить за своим дыханием, т.е. сделать вдох, задержать дыхание и затем медленно, через нос выдыхать воздух, при этом нужно концентрировать внимание на том, как расслабляются и опускаются плечи.

Головные боли от стрессов

У педагогов чаще всего голова болит не столько от каких-либо заболеваний, сколько от забот, переживаний и множества стрессов, обрушивающихся не него ежедневно. По своему происхождению головные боли делятся на 5 основных групп:

Мигрени имеют пульсирующий характер болей, сопровождающихся одним из признаков: тошнота, рвота, звуко-светобоязнь. Провоцируются гормональными факторами, а также переутомлением, перегреванием, недосыпанием, длительным пребыванием в душном помещении, стрессорными ситуациями и неправильным питанием.

Чтобы не допустить возникновения головных болей, нужно придерживаться основных правил :

Каждый час (особенно во время интенсивной умственной работы) необходимо прибегать к приемам расслабления: на 1-2 минуты полностью расслабиться, закрыв глаза и расслабив мышцы.

Использовать воображение: представить, что кто-то массирует напряженные мышцы, и они расслабляются.

Не стискивать зубы, т.к. это довольно часто вызывает головную боль.

Обращать внимание на свою шею – не держать ее слишком долго в одном положении, эпизодически совершать ею вращательные движения.

Не пересыпать в выходные дни: это может привести к снижению уровня сахара в крови, что провоцирует головную боль.

Не прибегать к частому употреблению таблеток.

Если же головная боль уже возникла, то необходимо снять ее, применяя самомассаж:

Сидя на стуле, откинуть голову и начать растирать лоб и выше кончиками пальцев. Лоб растирать с середины, затем начиная с висков, поглаживать и растирать кругами голову. В конце поглаживать затылок. При этом лучше дышать в ритме успокаивающегося дыхания.

Этот прием необходимо повторить 4-8 раз.

Подобный массаж головы улучшает кровообращение, питание головного мозга, а потому весьма эффективен.

Список использованных источников:

Психология профессиональной деятельности. Е.Климов. М., 2005

Основы самопознания и саморазвития В.Маралов. М., 2004

Конфликтология. М.Мириманова. М., 2005

Общая психология и педагогика. М.Пономарева. М., 2010


Полный текст материала Статья "Формирование стрессоустойчивости педагога" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Как повысить стрессоустойчивость педагогов.

Цель консультации: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья и профилактики эмоционального выгорания.

-обучение педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Продолжительность: 40 минут.

-психопросвещение (консультация, представление наглядной информации);

-психоконсультирование (групповые консультации по запросам педагогов - личностные проблемы, проблемы взаимоотношений и др.).

Предлагаемый ниже материал частично можно представить в форме презентации.

Теоретическая часть консультации

Представители разных профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенная усталость, снижение самооценки, учащение жалоб на здоровье, ухудшение чувства юмора, упадок сил.

Это не что иное, как признаки профессионального выгорания.

Синдром профессионального выгорания развивается как следствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов: запускающий его механизм обусловлен не только внешними обстоятельствами, но и личными особенностями человека, например отсутствием психологической гибкости.

Специфика педагогической работы заключается в том, что в ней возникает много ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения, а это требует от педагогов значительного вклада в установление доверительных отношений и умения снимать эмоциональную напряженность делового общения.

Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. Педагог почти не осознает симптомов, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких педагогов.

Стрессоустойчивость - определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.

Сохранение или повышение стрессоустойчивости связано с поиском ресурсов, помогающих в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.

Группы людей по стрессоустойчивости

Всех людей можно условно разделить на 4 группы по стрессоустойчивости :

1. Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают. Они запросто преодолевают трудности в кризисных ситуациях.

2. Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им непросто менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса.

3. Стрессотренируемые люди в общем готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, а если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и в дальнейшем реагируют на них уже более спокойно.

4. Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такой человек может пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. Если же стрессы его постоянно сопровождают, то он теряется.

Развитие стрессоустойчивости

Эмоциям нужно давать выход всегда, но только они должны быть сублимированными.

Воспитывая в себе стрессоустойчивость, необходимо помнить о том, что для организма важны хороший отдых (и моральный, и физический) и крепкий сон. В повседневной суете сует важно найти время и для любимых дел. Встречайтесь с друзьями, занимайтесь в тренажерном зале, пойте в самодеятельном хоре, пойдите в поход. Найдите хобби, которое станет вашей отдушиной, обязательно укрепит веру в себя, даст моральное удовлетворение и поможет снять напряжение. Не позволяйте негативным эмоциям взять над вами верх! Станьте настоящим бойцом с невидимыми силами стресса, которые способны разрушить вас изнутри. Только сила воли поможет восстановиться после эмоциональных потрясений.

Можете разработать собственную индивидуальную методику противодействия этому злу. Проблема стрессоустойчивости сегодня одна из актуальных, и по ней имеется большое количество литературы как в библиотеках, так и в Интернете. Досконально вникнув в вопрос, вы сможете воспользоваться рекомендациями, которые лучше всего подходят вам.

Конечно, бывают ситуации, когда очень тяжело, и человек чувствует, что своими силами он не справится. Но главное - есть желание побороть стресс, а это уже половина успеха. В остальном помогут специалисты, к которым нужно обратиться без стеснения.

Рекомендации педагогам :

• расходуйте свой энергорезерв аккуратно; уходя с работы, оставляйте и мысли о ней на завтра;

• избавляйтесь от тревоги, учитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители как погоду, ведь на дождь и ветер обижаться глупо;

соблюдайте умеренность во всем: в радости и в печали;

• чтобы не возненавидеть работу, периодически делайте перерывы;

• в выходные - забудьте о работе;

• регулярно меняйте обстановку. Запишитесь на фитнес, танцы, курсы.

(разработан исследователями Медицинского центра Университета Бостона)

Вопросы для обратной связи:

№ Вопросы Всегда Часто Иногда Почти никогда Никогда

1 Вы едите по крайней мере одно горячее блюдо в день

2 Вы спите 7-8 часов по крайней мере четыре раза в неделю

3 Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен

4 В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться

5 Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю

6 Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день

7 За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок крепких алкогольных напитков

8 Ваш вес соответствует Вашему росту: рост (см) - вес (кг) = 100 ± 10

9 Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности

10 Вас поддерживает Ваша вера

11 Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью

12 У вас много друзей и знакомых

13 У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете

15 Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем- либо

16 Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живёте, Ваши домашние проблемы

17 Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю или смеетесь три раза в неделю

18 Вы можете организовать Ваше время эффективно

19 За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков

20 У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня

Цена ответа (в баллах) 1 2 3 4 5

От 11 до 30 баллов - у вас нормальный уровень стресса, который соответствует в меру напряженной жизни активного человека;

От 31 до 50 баллов - задумайтесь о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на вашу жизнь и вы им не очень сильно сопротивляетесь;

Свыше 50 баллов - вы очень уязвимы для стресса. В этом случае следует серьезно задуматься о своей жизни - не пора ли ее изменить, и подумать о своем здоровье. Взгляните еще раз на утверждения теста. Если какое-либо утверждение вы оценили в 3 балла и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту, и ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если ваша оценка за 19-й пункт-4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.

Справочник педагога-психолога 12.2013

Прикреплённые файлы:

Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов. Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации.

Голосовые упражнения, как профилактика нарушений голоса у педагогов В повседневной работе педагогам приходится постоянно и активно пользоваться звучащим словом, вследствие чего они испытывают большие речевые.

Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов

Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов Предлагаю вашему вниманию выступление на методическом объединении. Надеюсь, что материал будет полезен для работы. 1 слайд – тема выступления.

Общение педагогов с родителями как психолого-педагогическая проблема В современных условиях реформирования системы дошкольного образования формирование профессиональной компетентности педагогов в общении с.

Проектная деятельность как форма сотрудничества педагогов с родителями и детьми Взаимодействие воспитателей и родителей во все времена является актуальным вопросом. Происходящие изменения в образовании побуждают современного.

Проектная деятельность как средство самореализации педагогов В современном обществе быстро меняются условия, педагоги, проработав, в дошкольном учреждении более 25 лет не успевают за большим потоком.

Читайте также: