Этикетные формы общения в современной русской речи доклад

Обновлено: 07.05.2024

ВложениеРазмер
upotreblenie_etiketnyh_form_rechi_v_obshchenii.docx 48.84 КБ
buklet.docx 685.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5

Назаровой Светланы Сергеевны

Подпись руководителя проекта ___________(Грудинина Ю.В.)

  1. Введение___________________________________________________3стр.
  2. Основная часть. Речевой этикет – что это такое?__________________5стр.
  3. Правила речевого этикета и нормы его употребления _____________7стр.
  4. Формулы речевого этикета учащихся МОУ СОШ №5_____________9 стр.
  5. Заключение _______________________________________________11 стр.
  6. Используемые источники информации ________________________12стр.
  7. Приложение ______________________________________________13 стр.

Данная работа посвящена изучению и употреблению этикетных форм речи в общении . К сожалению, в наше время (особенно в молодежной среде) наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебить друга в разговоре. Поэтому, я считаю, что данная тема на сегодняшний день достаточно актуальна , особенно среди подростков.

Мы можем многое узнать о человеке через его речь. Соблюдение речевого этикета в любой ситуации характеризует каждого из нас как цивилизованную и культурную личность. С помощью этикета незнакомые люди имеют возможность общаться на языке, понятном каждому и приходить к общей цели или решению. Но современная молодежь мало использует в своей речи этикетную форму, а если и старается употребить ее, то часто делает это с ошибками. Все это актуализирует проблему изучения форм речевого этикета, поэтому возникает необходимость напомнить подрастающему поколению о ряде правилах речевого этикета в различных речевых ситуациях.

Гипотеза : мы предполагаем, что умение уважительно общаться, то есть пользоваться речевым этикетом, позволяет каждому из нас комфортно себя чувствовать при общении с людьми. В противном случае мы рискуем прослыть невежами и грубиянами, не способными правильно войти в контакт. Владение нормами речевого этикета является показателем внутренней культуры учащихся. Из этого следует, что школьникам необходимо поближе познакомиться с понятием речевого этикета, узнать о его формах и значении в жизни.

Предметом исследования в речи обучающихся стали этикетные формы, проявляющиеся в процессе общения.

Цель нашей работы: углубить представления о формулах речевого этикета и об осознанном их использовании на практике.

Данная цель повлияла на постановку решения следующих задач :

  • изучить литературу, объясняющую, зачем нам нужен речевой этикет;
  • познакомиться с правилами речевого этикета и нормами их употребления;
  • провести анкетирование с целью определения частности употребления слов вежливости в речи подростков;
  • подготовить памятку-брошюру с рекомендациями по употреблению слов речевого этикета в речи учащихся.

Методы исследования : для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (наблюдение, анализ, обработка, обобщение), а также анкетирование.

Материалом для исследования послужили результаты анкетирования школьников.

Речевой этикет – что это такое?

Речевой этикет – это собрание правил и рекомендаций о грамотном речевом поведении, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в общении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, и манерах. По тому, как человек знает этикет, судят о нем самом, его воспитании, деловых качествах. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, создает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета и их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий.

Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Я считаю, что каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.

Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому- нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова - слова речевого этикета.

Различают этикет неречевой и речевой.

Неречевой этикет – это очень разнообразная система знаков: похлопывание по плечу, помахивание рукой (в знак приветствия или прощания), способы размещения людей в соответствии с правилами первенства (за столом, например), преподнесение подарков и т.д.

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

Правила речевого этикета и нормы его употребления

Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для разных стадий разговора. Например:

  • Некрасивым и неуважительным при общении с человеком считается

зевание, проявление скуки, постоянное перебивание.

  • При обращении к человеку важно учитывать пол, социальный статус, и

возраст собеседника. Фразы и слова, которые можно сказать другу, могут быть неприемлемы для незнакомого человека.

Существуют также различные ситуации, в которых необходимо применять в своей речи этикетную форму:

  1. Приветствие: В данном случае формулы этикета направлены на установление
  1. Завершение контакта. Этот этап важен тем, что по нему собеседник составит о
  1. Д ля выражения благодарности используется достаточно большое количество
  1. Просьба – это вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что -либо , этикет предлагает следующие формулы:

- Если вас не затруднит…

- Могу ли я вас попросить…

- Убедительно прошу вас…

  1. При общении также важно учитывать такие факторы как: интонация, тембр - звуковая окраска голоса , темп- скорость произнесения речевых элементов речи, и ее интенсивность (громкость).

Речевой этикет делает нашу речь более красивой и образной. Но каждый случай

употребления того или иного слова должен быть обоснован.

Формулы речевого этикета учащихся МОУ СОШ №5

1.Что такое речевой этикет?

2.Какими словами вы обычно приветствуете друга?

3.Какими словами вы обычно прощаетесь?

4.Какими словами вы обычно благодарите друга?

5.Напишите слова, которыми бы вы попросили у друга какую-нибудь вещь.

О том, что такое речевой этикет имеют общее представление 50% опрошенных, 25% не знают что это такое и, наконец, хотели бы узнать о нем подробнее 26% опрошенных.

Многие (75%) в качестве приветствия назвали такие слова, как: привет, здорово, салам, хай. Большая часть этих форм не соответствует речевому этикету. Есть в речи учащихся и слова, относящиеся к лексики иноязычного происхождения (8%): хеллоу, бонжур, дороу, Whats up, или имеющие отношение к молодежному сленгу (9%): ку, приветик, до связи, приветствую. А вот такие слова, как: здравствуй, доброе утро, добрый день, которые имеют прямое отношение к речевым формулам, используются крайне редко (7 %).

56% опрошенных среди учащихся считают, что при прощании необходимо говорить: пока, до свидания, до встречи. до завтра, давай – что соответствует формулам речевого этикета. 19 % ребят также достаточно часто используют при прощании: прощай, бай, покеда, ариведерчи, бб, до побачення, досвидос, на созвоне, ave maria, deus vult, гг не будет, досвидули,- что говорит о большом влиянии на речь молодежи сети интернет.

54% опрошенных используют в целях благодарности слова: с пасибо, благодарю. И это, с точки зрения речевого этикета, правильно. Но, к сожалению, немалая часть учащихся все же предпочитает использовать сленговые выражения: Thanks, Спс, Мерси, Благодарствую, Дякую 46 %.

Дай/можно, пожалуйста; одолжи мне – так многие ребята на словах выражают свои просьбы 52 %. Почти такое же количество (48 %) учащихся в такой ситуации используют фразы: дай по-братски; дай, плиз; соизволите дать.

Чтобы избежать в дальнейшем ошибок в употреблении форм речевого этикета,

для учеников начальной школы были созданы брошюры, в которых отобразились основные правила речевого этикета. Я считаю, что всем людям надо постигать правила речевого этикета с любовью и прилежанием, это научит нас жить в гармонии с окружающими.

Мы убедились , что речевой этикет делает нашу речь более красивой и образной. Но каждый случай употребления того или иного слова должен быть обоснован. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

В процессе выполнения работы об особенностях употребления формул речевого этикета, мы пришли к выводу , что их в языке чрезвычайно много. Основными приметами их являются:

- Основная его часть.

В перспективе мы хотим обратиться к исследованию невербальных способов общения, которые соответствуют формам речевого этикета. Это частично нашло отражение в брошюрах, составленных нами для учащихся 1-4 классов.

И в заключении , конечно, хочется добавить, что красивый русский язык не нужно забывать, и как можно чаще использовать его в нашей повседневной жизни.


Темой своей статьи я выбрала речевой этикет в современном русском языке. Считаю, что тема эта стала необыкновенно актуальна в наше время. Бескультурье — часто встречающееся явление. Широкое понимание культуры непременно включает в себя то, что называют культурой общения, культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность речевого этикета.

Что такое речевой этикет?

Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает. В этикетных целях мы часто используем предметы, особенности одежды. Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь. Всем известны специальные словесные формулы вежливости типа: Здравствуйте! Извините, пожалуйста! Будьте любезны. Спокойной ночи! [3].

В разное время этикетные требования были различными. Сегодня остро стоит вопрос не только об утрате норм этикета, но и об общем снижении культуры общения. Соблюдаются ли правила речевого этикета моими сверстниками, знакомыми? Каково мнение окружающих о необходимости соблюдения этих правил?

Цель моей работы –показать важность соблюдения норм речевого этикета. Речевой этикет — это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека. Выделяются несколько важных признаков речевого этикета, объясняющих его социальную остроту. Их я постаралась выявить и объяснить.

Какова же роль речевого этикета?

Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин [4].

В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, овладевает культурой общения. Высокая культура речи — это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил.

Немало в нашей речи и лишних, ненужных слов, которые чаще встречаются у болтунов и демагогов. Многословие же, по всеобщему признанию, большой недостаток речи независимо от стиля и жанра. Многословие всегда провоцирует совершать речевые ошибки и произносить бессмысленные фразы. Демагог может говорить правильные вещи, но неуместные в данный момент. Его пышнословие на самом деле демонстрирует не богатство языка, а настоящее его опустошение, к нему мало кто прислушается всерьез.

Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, возраста, пола, характера. С помощью речевого этикета мы демонстрируем уровень своего воспитания и ту степень вежливости, которую нам удалось достичь в процессе этого воспитания. Вежливость –это проявление уважения партнеров по общению друг к другу. Она также ассоциируется с корректностью, учтивостью, почтительностью, тактом. Тем не менее, следует помнить, что подчеркнутая вежливость может установит непреодолимую дистанцию между собеседниками или даже сильно задеть и обидеть близкого вам человека.

В заключение хочу сказать, что многим людям должно быть стыдно перед поколениями за свою речь. Каждый человек должен говорить на своем родном языке правильно. Данные моего исследования по этому вопросу почти совпадают с социологическими исследованиями, проводимыми в стране. Это говорит о том, что семье, школе, средствам массовой информации нужно уделять больше внимания культуре речи, нашим традициям, манере разговора, мимике, жесту, письменному общению, русскому речевому этикету. Слово — очень сильное оружие, которым нужно правильно пользоваться.

1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь — справочник. М.: знание, 1995.

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. –М.: ОНИКС, Мир и образование, 2005г.

3. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи.–М.: Международные отношения, 1993.

4. Энциклопедия для детей. Т.10 Языкознание. Русский язык. –М.: Аванта +,1998.

Основные термины (генерируются автоматически): речевой этикет, друг, слово, культура общения, культура речи, правило, речь.


Индивидуальная творческая исследовательская работа по русскому языку "Основные формы речевого этикета и их роль в речи" рассматривает понятие "речевой этикет", дает определение видов и функций речевого этикета, описывает принципы, характерные для современного речевого этикета.

Подробнее о проекте:


Готовый проект по русскому языку на тему "Основные формы речевого этикета и их роль в речи" содержит описание таких этикетных ситуаций, как ситуация установления контакта; ситуация обращения; ситуация завершения контакта; приводит описание основных правил речевого этикета в различных речевых ситуациях.

Актуальность темы проектной ученической работы обусловливается необходимостью для человека знать правила речевого этикета.

Оглавление

Введение


Актуальность и значимость выбранной темы: Обусловливается необходимостью для человека знать правила речевого этикета.

Описание проблемы: Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Умение уважительно и тактично общаться, то есть пользоваться речевым этикетом, позволяет нам комфортно себя чувствовать при общении с людьми. В противном случае мы рискуем прослыть невежой и грубияном, не способным правильно войти в контакт.

Гипотеза: Владение нормами речевого этикета – один из показателей внутренней культуры учащегося, которое неразрывно связано с качеством обученности по предметам гуманитарного цикла, если использовать и применять эти нормы в фактических целях, направленных на развитие коммуникативных способностей школьников.

  • Углубить представления об речевом этикете ,о способах невербального общения и об осознанном их использовании на собственной практике;
  • Определить понятие и значение речевого этикета ,проанализировать формы речевого этикета ,рассмотреть обращение в русском речевом этикете;
  • Изучить формы и специфику речевого этикета;
  • Исследовать основные формы речевого этикета и их роль в речи;
  • Способствовать развитию самостоятельности мышления.
  • Ознакомиться с правилами речевого этикета и нормами их употребления в речи старших школьников;
  • Ознакомиться с возможной литературой;
  • Провести (возможный) опрос с целью определения частности употребления слов вежливости в русской речи;
  • Подготовить рекомендации по употреблению слов речевого этикета в речи подростков.
  • Изучение литературы;
  • Наблюдение;
  • Анкетирование;
  • Анализ.

Понятие речевого этикета. Этикет

Этикет – это правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем. Этикет поддерживает совокупность норм и правил поведения, обычно это неписаный кодекс, который каждый человек усваивает вместе с культурой.

Речевой этикет - это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в разных ситуациях. Предписывает желаемое вербальное оформление типичных ситуаций общения. Эти правила никто не придумывал намеренно, они сформировались в ходе человеческого общения за тысячелетия. Правила этикета являются приметой воспитанного и вежливого человека и подсознательно настраивают на положительное восприятие персоны, их использующей.

Виды речевого этикета

Речевое общение можно классифицировать по содержанию, а именно материальное, когнитивное (познавательное), кондиционное (эмоциональное), мотивационное, деятельностное. Также можно классифицировать по применяемым техникам взаимодействия и в зависимости от задач, а именно светская коммуникация, формально-ролевое и деловое общение, межличностная, манипулятивная коммуникации.

Материальная коммуникация представляет собой обмен продуктами деятельности. Когнитивное или познавательное общение предполагает обмен данными, знаниями, опытом. Эмоциональное или кондиционное взаимодействие содержит в себе обмен эмоциональными настроями между индивидами, вступившими в коммуникацию.

Мотивационное взаимодействие – это обмен намерениями, побуждениями, задачами, интересами, планами или потребностями. Деятельностная коммуникация охватывает обмен умениями, осуществляемый вследствие совместной деятельности.

Суть светского общения лежит в его беспредметности. Другими словами общающиеся индивиды говорят не о том, о чем думают, а о том, о чем положено говорить в сложившихся обстоятельствах.

Формально-ролевое общение заключается в регламентировании и содержании, где главную роль играет социальный статус собеседника и его место в служебной или социальной иерархии.

Межличностное общение или его еще называют интимно-личностной коммуникацией, заключается в раскрытии глубинных личностных структур. Манипулятивное взаимодействие направлено на получение пользы от собеседника.

https://pp.userapi.com/c851216/v851216941/e8384/LHZI2OC29go.jpg

Хорошие манеры – это отличительная черта умных людей. Но какие манеры хорошие, а какие плохие? Речевой этикет рассказывает о хороших манерах в речи, которые помогут уверенно общаться с людьми.

Речевой этикет – это советы по уважительному общению с другими людьми. Именно он рассказывает, как правильно общаться со старшими, коллегами, как отвечать на неловкие вопросы. Все правила сводятся к формулам речевого этикета.

Правила общения касаются встречи (знакомства), общения при разговоре и его завершении. Они применимы к устной и письменной речи, официальным и речевым обращениям.

Функции речевого этикета

Речевой этикет делает общение приятным. Он нужен для вежливой беседы, правильным обращениям к старшим и руководящим должностям. Функции речевого этикета зависят от формы общения:

  • Слова и выражения для приветствий и прощаний, слова вежливости;
  • Обогащение речи, исключение слов-паразитов, мычаний и пауз;
  • Решение конфликтов спокойной и вежливой беседой;
  • Умение слушать собеседника до конца, не прерывая его вопросами и своими доводами.

История

Речевой этикет появился давно, когда люди только собирались в племена. Уже тогда к главам поселений и лекарям применялись вежливые формы обращения. К вождям, лекарям, воинам, жрецам были свои обращения, которые сохранились и сегодня.

Первым речевым этикетом были приветствия. Племена танцевали перед другими племенами, наклонялись или делали другие жесты. В Китае и Японии наклонялись со сжатыми ладонями, на Руси делали наклоны, и чем глубже, тем больше уважения было в жесте. Сейчас люди по всему миру жмут руки, целуют друг другу щеки, обнимают и похлопывают по спине.

Правила

Соблюдать правила речевого этикета просто и нужно, красивая и правильная речь вызывает симпатию у собеседника.

Каждая языковая культура предъявляет особые этикетные требования к речевой деятельности. Несмотря на явные сходства речевого этикета всех народов и существование общих черт (например, устойчивых формул приветствия/прощания, уважительного обращения к старшим), их реализация у каждой нации происходит по-разному, поскольку каждая культура имеет свой национальный этикет , уникальные правила поведения и свою систему требований к речевому этикету. Каждый язык формируется под влиянием определенных факторов, обладает своей историей и уникальной системой обращения. Имеет также свои правила поведения и особенности русский речевой этикет .

Национальная специфика русского речевого этикета

У каждого народа имеется собственная система правил речевого поведения. Русский речевой этикет тоже обладает своей национальной спецификой. Российское общество особо ценит людей, обладающих:

У каждого народа имеется собственная система правил речевого поведения. Русский речевой этикет тоже обладает своей национальной спецификой. Российское общество особо ценит людей, обладающих:

  • тактичностью – способностью понимать собеседника и избегать обсуждения неприятных или неуместных тем;
  • доброжелательностью – умением подбирать нужные слова и соблюдать верную интонацию;
  • терпимостью – то есть выдержкой и умением спокойно реагировать на вопросы или слова оппонента, которые являются неожиданными или нетактичными;
  • предупредительностью – способностью предугадывать то, что может произнести в следующую минуту собеседник, а также готовностью дать исчерпывающий ответ на любой вопрос.

В том, что эти качества представляют особую важность для русской нации, легко убедиться. Достаточно обратиться к многочисленным пословицам и поговоркам, которые являются отражением национального характера целого народа:

- Слушай ухом, а не брюхом (призыв внимательно слушать собеседника);

- Говорят про Фому, а он – про Ерему (об ошибках в построении беседы);

- Языком мой – враг мой (об опасности говорить лишнее).

Русский язык и основы культуры речи

  • правильность речи (способность грамотно говорить/писать);
  • речевое мастерство (способность прибегать к помощи языковых средств для достижения различных целей).

В какой бы ситуации ни находился человек, он должен грамотно подходить к выбору языкового компонента, то есть правил, которые предусматривают нормативность речи. Важно соблюдать правила речевого этикета и нормы литературного языка, установленные в обществе и воспринимаемые в качестве правильного образца (нормативное – протоколы, ненормативное - протокол а).

Этикет предписывает придерживаться во время устной речи определенных языковых норм – лексических, грамматических, орфоэпических, то есть правил:

  • применения слов в речи (ложить/класть);
  • использования форм различных частей речи (большой мозоль/большая мозоль);
  • произношения (звонит/звонит).

Культура речи должна соблюдаться не только учеными, дипломатами, политиками и пр. Это является обязанностью каждого гражданина. Правильная, культурная речь позволяет не только ясно излагать свои мысли, но и воздействовать на собеседников или слушателей, привлекая их внимание и повышая интерес к беседе.

Обращение как этикетный признак русской речи

Способы передачи содержания речи с помощью этикетных значений

Существует масса способов, помогающих передавать с помощью устной речи ее суть. Так, при желании что-либо сказать необходимо учитывать и то, кто является слушателем, а также в какой обстановке происходит беседа. Поэтому любая речь, какой бы она ни была, и этикет тесно связаны между собой. Так, каждый стиль (книжный, научный, деловой, разговорный и пр.) предполагает использование собственных этикетных знаков (слов, фраз, выражений, понятных слушателю). Для передачи этикетного содержания принято пользоваться различными приемами, помогающими модулировать речь:

  • вводными словами (видите ли, понимаете ли);
  • фразеологизмами, идиомами, обогащающими высказывания и дающими возможность делиться более ярко мыслями и эмоциями, а также позволяющими метко выразить насмешку/осуждение/одобрение (не водите меня за нос);
  • крылатыми фразами (бить баклуши, герой нашего времени);
  • устойчивыми выражениями (аршин проглотить, вот где собака зарыта, голая правда).

С целью подчеркнуть особую значимость определенного слова правила русского речевого этикета рекомендуют пользоваться перестановкой слов, что в других языках бывает невозможно. Такой стилистический прием называется инверсией. Им чаще всего пользуются на письме, когда автор лишен возможности выделить нужное слово интонацией. Также речевой этикет приветствует использование причастных/деепричастных оборотов, которые на письме используется значительно чаще, чем в устной речи. Они помогают внести особые смысловые оттенки. Если же используется устный способ передачи информации, особое звучание русской речи можно придать за счет пауз, тембра голоса, ударений, интонации и т. д.

Этикетные требования к оформлению высказывания и правила жестикуляции

В русской речи принято выделять 7 основных типов фазовой интонации (интонационных конструкций – ИК), позволяющих передать смысловую важность слов. Одно и то же высказывание, произнесенное с разными интонационными оттенками, может нести различную смысловую нагрузку. Выбор той или иной ИК зависит от желания автора выразить смысловые различия внутри выражения (Вы были в кино?/Вы были в кино?). Но важность представляет не только интонация, речевой этикет зависим от мимики и жестов. Их использование и выбор тоже должен основываться на том, кем человеку приходится собеседник. Вообще русский речевой этикет рекомендует воздерживаться от чересчур выразительной мимики/жестикуляции. Не принято также пользоваться жестами и совершать мимические движения, которые способны имитировать естественные физиологические реакции.

Речевой этикет является сложной системой использования языковых приемов, предназначенных для эффективного выстраивания диалога. Русский язык вкупе с речевым этикетом обладают массой различных форм. Существует огромное множество разновидностей общения. Знать на зубок все невозможно. Но нужно стараться быть максимально вежливым – и тогда слова, которые уместны в конкретной ситуации, отыщутся сами. Ведь главной спецификой русского речевого этикета является устранение враждебности между оппонентами. А устойчивые формулы, используемые для поддержания диалога, помогут быстро найти правильную стратегию и добиться расположения собеседника.

Читайте также: