Специфика философского освоения мира человеком доклад

Обновлено: 30.06.2024

Философия как способ познавательного отношения к миру


Специфика философии состоит в ее способности органически соединять два основных способа освоения мира человеком: научно-теоретический и духовно-практический. Она является одновременно и теорией, и мировоззрением, выполняет роль оценочной инстанции, не являясь чем-то из названного выше в отдельности. Философия есть обобщающее знание, имеющее определенную форму и существующее как интеллектуальная практика. Специфика философского знания состоит в его вечном становлении. Философствование начинается с удивления и сомнения. Сомнение инициирует процесс мышления, заставляет философствующего страдать в поисках решения той проблемы, которая вызвала его удивление и недоумение.
Все сказанное выше о философии позволяет определить ее следующим образом: Философия есть особая форма самосознания общества и человека, сущность которой состоит в рефлексивном осмыслении наиболее общих принципов, установок и ценностей, лежащих в основании бытия и мышления и определяющих практическое отношение человека к миру. Являясь формой общественного и индивидуального сознания, философия имеет свой предмет, структуру, методы, выполняет социальные функции и удовлетворяет определенные экзистенциальные потребности индивида.
Поскольку философия существовала не всегда, а возникла в эпоху классической античности, есть все основания говорить о ее истории. Это значит, что нужно выявить обстоятельства, способствовавшие ее появлению и оформлению, а также определить особенности развития философии во времени и распространения в пространстве, установить факторы, способствовавшие этому процессу.
В среде философов приняты две концепции, объясняющие происхождение философии: мифо-генная и гносео-генная. Согласно первой (которой придерживается большинство тех, кто занимается философией профессионально), философия появляется как реакция на недостаточность и исчерпанность мифологического мировоззрения. Философия рождается из мифа как ответ на нестандартные вопросы, решение которых выходит за рамки возможностей мифа, образы которого ориентированы на подпитку культуры страха, а не культуры познания.
Гносеогенная концепция (менее распространенная) объясняет причину появления философии теоретико-познавательными затруднениями. Отдельные эмпирические знания, накопленные людьми, все возрастают в своем объеме и разнообразии. Возникает потребность в их проверке и систематизации. Кроме того, познание нуждается в правилах, принципах, которые руководили бы познавательной деятельностью, помогали отличить истинное знание от ложного. Такие требования удовлетворяет философия.
Вероятно, нет особого резона разделять эти два источника появления философии, ибо, как было показано выше, и мифогенная, и гносеогенная концепции имеют достаточное основание на претензию "быть", а поэтому речь должна идти не о противопоставлении концепций, а о применении принципа дополнительности. Философия появляется тогда, когда человек не просто задумывается об окружающем мире, но подвергает осмыслению существующие знания об этом мире, то есть само мышление: "Как я знаю то, что знаю? "
Философия не случайно означает не мудрость, а любовь к мудрости. И интерпретация того, что мы понимаем под мудростью и кого считали в древности мудрецами, позволит, в определенной мере, прояснить суть философии. Мудрец в понимании древних - не столько "всезнайка", сколько эксперт в области разрешения возникающих противоречий, умеющий снять напряженность, примирить спорящие стороны посредством сведения их к какой-либо удобной для всех общей формуле. Мудрец - это мыслитель, рефлексирующий над основаниями бытия и мышления. Не вырабатывая новое знание, он пытается понять, в чем причина неэффективности существующих форм знания и опыта. Следовательно, он сосредотачивает свое внимание на познавательных процедурах, нормах познания, проявляя при этом пристальный интерес, в том числе, и к своим собственным размышлениям. Это и есть то, что принято считать философией.
В XVIII в. немецкий мыслитель И. Кант сформулировал три вопроса философского содержания: "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу надеяться?" Сведенные воедино, эти вопросы предопределяют главный философский вопрос: "Что такое человек?" Задолго до Канта эти же вопросы ставил и Сократ, полагавший, что философия есть систематическое, критическое исследование способа наших действий, суждений и оценок с целью сделать нас более мудрыми, лучше познать самих себя и таким образом достигнуть совершенства в своем отношении к миру. Эти вопросы в той или иной форме, рано или поздно ставит каждый человек, открывая в себе и для себя свое философское сознание и демонстрируя уровень его развития наряду со своим политическим, правовым, эстетическим, нравственным, научным и религиозным сознанием.
Исходной интуицией философии является дуализм человека и мира, который она представляет как свой основной вопрос об отношении между сознанием и бытием. Специфическое положение человека в мире вытекает из факта его разумности. Разум, сознание человека, есть одна из причин утраты первоначального единства человека и мира, их последующего противостояния. Осмысление раскола между "я" и миром, поиск путей восстановления нарушенной гармонии - основная цель философии. Стремясь достигнуть этой цели, философия организуется как специфический способ теоретизирования, определяя предмет своей рефлексии, создавая необходимую структуру, вырабатывая и совершенствуя наиболее оптимальные методы познания бытия мира и бытия в мире.
Из определения философии следует, что ее предметом выступают предельные основания бытия и мышления, фундаментальные установки, принципы, идеи, определяющие познавательное и практическое отношение человека к миру. Предельные основания - это объективно существующие законы, предписывающие определенные формы бытия и способы их познания, или конвенционально установленные принципы организации бытия и мышления. Вопрос предельного основания рассматривается и решается в таких разделах теоретической философии, как онтология и гносеология, логика и методология.
Онтология пытается определить фундаментальные принципы и законы бытия. Она исходит из того, что без определения этих основополагающих принципов человек не сможет "обуздать" бесконечность, которая подавляет его своей безграничностью, заставляет подчас опустить руки, смириться в полном бессилии. Бесконечность нельзя познать, ее нельзя "приручить" через практику. Но с ней нужно что-то делать. И философия предлагает путь "укрощения" бесконечности не через отказ от ее познания, а через ее упорядочение.
В бесконечном многообразии мира можно и нужно допустить существование начала, центра, к которому следует свести это многообразие и из которого его можно дедуцировать (вывести). В отличие от религии, которая постулирует понятие бога как смыслового центра бытия, но отказывает человеку в праве познать его, философия говорит о соразмерности первоначала мира и человеческого разума: ". выявлять во всем конечном бесконечное и требовать усовершенствования конечного посредством разума и особенно познавать заблуждения, совершенные ее собственным бесконечным и тем самым полагать истинное бесконечное за пределы своей сферы"2.
Такой подход исключает необходимость тратить усилия на познание всей действительности, ибо это невозможно, да и не нужно. Он ориентирован на вскрытие первоосновы, первоначала мира и прослеживание, как из него произошел интересующий нас предмет или явление. В историко-философской традиции это первоначало получило название субстанции бытия. Субстанция (от латинского substantia - сущность) понимается в философии как неизменная сущность всех вещей и явлений, как интегрирующее начало бытия. В различных философских течениях и школах под субстанцией понимались разные начала: вода, апейрон, гомеомерия, идея, атом, материя и т. д.
К числу онтологических вопросов относятся и основополагающие параметры бытия, позволяющие дисциплинировать и соответствующим образом организовать его. Это движение, пространство, время и закон причинности.
Итак, философия рассматривает мир как космос, то есть упорядоченный посредством разума хаос бесконечности. Те из мыслителей, кто считает, что это первоначало бытия существует в мире объективно, независимо от человека, получили название "метафизиков" (онтологистов, объективистов). Они полагают, что задача философии сводится к тому, чтобы обнаружить и артикулировать предельные основания бытия.
Существует и другая традиция, представители которой убеждены, что в самом мире нет никаких объективных оснований, регулирующих наше познание и деятельность. Мы сами их создаем, причем в зависимости от того, что для нас "здесь и сейчас" представляется важным и необходимым. Таких философов называют "субъективистами" (релятивистами, контекстуалистами).
Если онтология есть рефлексия предельных оснований бытия, то исследованием основополагающих принципов познания занимается гносеология. Она выясняет условия возможности истинного познания бытия, его границы. Методы познания бытия в мире исследует методология, а формы и законы правильного мышления - логика.
Онтология, гносеология, методология и логика образуют в своей совокупности теоретическую часть философии. Вопросами духовно-практического освоения мира человеком занимается практическая философия.
Практическая философия размышляет о том, что заставляет человека поступать так, а не иначе, придерживаться тех или иных ценностей, занимать определенную мировоззренческую позицию. Человек в состоянии ставить не только вопросы о соответствии наших знаний о мире самому миру, но он также пытается выяснить, насколько мир соразмерен человеку. Это предполагает наличие системы основополагающих ценностей, лежащих в основе поведения человека. Эти ценности определяют его взаимоотношения с другими людьми, диктуют наиболее целесообразные формы преобразования природы. Поэтому философия включает в себя и такие дисциплины как этику - учение о нравственности, соотношении добра и зла; эстетику - учение о целесообразности и красоте; аксиологию - учение о ценностях бытия в мире; праксиологию - учение о способах существования и преобразования бытия в мире. Теоретическая и практическая философия в своем единстве обеспечивают возможность рассматривать в качестве философского анализа природу, общество, человека.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

1) имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

2) однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.

Можно выделить также следующие особенности философского знания:

1) имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);

2) носит предельно общий, теоретический характер;

3) содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

4) во многом субъективно - несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

5) Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.

6) является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

7) изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

8) имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;

9) испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

10) в то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;

11) опирается на категории - предельно общие понятия;

12) неисчерпаемо по своей сути;

Философия - это знание личностное, так как идеи, которые высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности.

Философия возникает как первая наука, в начале включавшая в себя: астрономию, математику, медицину, физику, алхимию. Первые учёные, называвшие себя философами, были физиками. Постепенно по мере накопления знаний, фактов из философии начались выделяться отдельные самостоятельные науки. Это длительный процесс идёт веками. В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество и окружающая среда - смысл, цель философии.

Для раскрытия специфики философского знания следует обратиться к истокам философского мышления, его социокультурным предпосылкам. Ранней формой познания действительности является мифологическое и религиозное сознание.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия - это поиск истины.

Философия включает в себя философию морали, науки, природы, истории, политики, права, искусства, религии и т.д.

Таким образом, философия - это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нём; различные рассуждения о жизни, о её смысле, о смерти, о Боге; совокупность принципов, лежащих в основе поступков и поведения людей.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

1) имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;




2) однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.

Можно выделить также следующие особенности философского знания:

1) имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);

2) носит предельно общий, теоретический характер;

3) содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

4) во многом субъективно - несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

5) Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.

6) является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

7) изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

8) имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;

9) испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

10) в то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;

11) опирается на категории - предельно общие понятия;

12) неисчерпаемо по своей сути;

Философия - это знание личностное, так как идеи, которые высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности.

Философия возникает как первая наука, в начале включавшая в себя: астрономию, математику, медицину, физику, алхимию. Первые учёные, называвшие себя философами, были физиками. Постепенно по мере накопления знаний, фактов из философии начались выделяться отдельные самостоятельные науки. Это длительный процесс идёт веками. В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество и окружающая среда - смысл, цель философии.

Для раскрытия специфики философского знания следует обратиться к истокам философского мышления, его социокультурным предпосылкам. Ранней формой познания действительности является мифологическое и религиозное сознание.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия - это поиск истины.

Философия включает в себя философию морали, науки, природы, истории, политики, права, искусства, религии и т.д.

Таким образом, философия - это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нём; различные рассуждения о жизни, о её смысле, о смерти, о Боге; совокупность принципов, лежащих в основе поступков и поведения людей.

Специфика философии состоит в ее способности органически соединять два основных способа освоения мира человеком: научно-теоретический и духовно-практический. Она является одновременно и теорией, и мировоззрением, выполняет роль оценочной инстанции, не являясь чем-то из названного выше в отдельности. Философия есть обобщающее знание, имеющее определенную форму и существующее как интеллектуальная практика. Специфика философского знания состоит в его вечном становлении.

Работа состоит из 1 файл

Реферат по философии.docx

Специфика философского отношения к миру

Специфика философии состоит в ее способности органически соединять два основных способа освоения мира человеком: научно-теоретический и духовно-практический. Она является одновременно и теорией, и мировоззрением, выполняет роль оценочной инстанции, не являясь чем-то из названного выше в отдельности. Философия есть обобщающее знание, имеющее определенную форму и существующее как интеллектуальная практика. Специфика философского знания состоит в его вечном становлении. Философствование начинается с удивления и сомнения. Сомнение инициирует процесс мышления, заставляет философствующего страдать в поисках решения той проблемы, которая вызвала его удивление и недоумение.

Все сказанное выше о философии позволяет определить ее следующим образом: Философия есть особая форма самосознания общества и человека, сущность которой состоит в рефлексивном осмыслении наиболее общих принципов, установок и ценностей, лежащих в основании бытия и мышления и определяющих практическое отношение человека к миру. Являясь формой общественного и индивидуального сознания, философия имеет свой предмет, структуру, методы, выполняет социальные функции и удовлетворяет определенные экзистенциальные потребности индивида.

Поскольку философия существовала не всегда, а возникла в эпоху классической античности, есть все основания говорить о ее истории. Это значит, что нужно выявить обстоятельства, способствовавшие ее появлению и оформлению, а также определить особенности развития философии во времени и распространения в пространстве, установить факторы, способствовавшие этому процессу.

В среде философов приняты две концепции, объясняющие происхождение философии: мифо-генная и гносео-генная. Согласно первой (которой придерживается большинство тех, кто занимается философией профессионально), философия появляется как реакция на недостаточность и исчерпанность мифологического мировоззрения. Философия рождается из мифа как ответ на нестандартные вопросы, решение которых выходит за рамки возможностей мифа, образы которого ориентированы на подпитку культуры страха, а не культуры познания.

Гносеогенная концепция (менее распространенная) объясняет причину появления философии теоретико-познавательными затруднениями. Отдельные эмпирические знания, накопленные людьми, все возрастают в своем объеме и разнообразии. Возникает потребность в их проверке и систематизации. Кроме того, познание нуждается в правилах, принципах, которые руководили бы познавательной деятельностью, помогали отличить истинное знание от ложного. Такие требования удовлетворяет философия.

Вероятно, нет особого резона разделять эти два источника появления философии, ибо, как было показано выше, и мифогенная, и гносеогенная концепции имеют достаточное основание на претензию "быть", а поэтому речь должна идти не о противопоставлении концепций, а о применении принципа дополнительности. Философия появляется тогда, когда человек не просто задумывается об окружающем мире, но подвергает осмыслению существующие знания об этом мире, то есть само мышление: "Как я знаю то, что знаю? "

Философия не случайно означает не мудрость, а любовь к мудрости. И интерпретация того, что мы понимаем под мудростью и кого считали в древности мудрецами, позволит, в определенной мере, прояснить суть философии. Мудрец в понимании древних - не столько "всезнайка", сколько эксперт в области разрешения возникающих противоречий, умеющий снять напряженность, примирить спорящие стороны посредством сведения их к какой-либо удобной для всех общей формуле. Мудрец - это мыслитель, рефлексирующий над основаниями бытия и мышления. Не вырабатывая новое знание, он пытается понять, в чем причина неэффективности существующих форм знания и опыта. Следовательно, он сосредотачивает свое внимание на познавательных процедурах, нормах познания, проявляя при этом пристальный интерес, в том числе, и к своим собственным размышлениям. Это и есть то, что принято считать философией.

В XVIII в. немецкий мыслитель И. Кант сформулировал три вопроса философского содержания: "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу надеяться?" Сведенные воедино, эти вопросы предопределяют главный философский вопрос: "Что такое человек?" Задолго до Канта эти же вопросы ставил и Сократ, полагавший, что философия есть систематическое, критическое исследование способа наших действий, суждений и оценок с целью сделать нас более мудрыми, лучше познать самих себя и таким

образом достигнуть совершенства в своем отношении к миру. Эти вопросы в той или иной форме, рано или поздно ставит каждый человек, открывая в себе и для себя свое философское сознание и демонстрируя уровень его развития наряду со своим политическим, правовым, эстетическим, нравственным, научным и религиозным сознанием.

Исходной интуицией философии является дуализм человека и мира, который она представляет как свой основной вопрос об отношении между сознанием и бытием. Специфическое положение человека в мире вытекает из факта его разумности. Разум, сознание человека, есть одна из причин утраты первоначального единства человека и мира, их последующего противостояния. Осмысление раскола между "я" и миром, поиск путей восстановления нарушенной гармонии - основная цель философии. Стремясь достигнуть этой цели, философия организуется как специфический способ теоретизирования, определяя предмет своей рефлексии, создавая необходимую структуру, вырабатывая и совершенствуя наиболее оптимальные методы познания бытия мира и бытия в мире.

Из определения философии следует, что ее предметом выступают предельные основания бытия и мышления, фундаментальные установки, принципы, идеи, определяющие познавательное и практическое отношение человека к миру. Предельные основания - это объективно существующие законы, предписывающие определенные формы бытия и способы их познания, или конвенционально установленные принципы организации бытия и мышления. Вопрос предельного основания рассматривается и решается в таких разделах теоретической философии, как онтология и гносеология, логика и методология.

Онтология пытается определить фундаментальные принципы и законы бытия. Она исходит из того, что без определения этих основополагающих принципов человек не сможет "обуздать" бесконечность, которая подавляет его своей безграничностью, заставляет подчас опустить руки, смириться в полном бессилии. Бесконечность нельзя познать, ее нельзя "приручить" через практику. Но с ней нужно что-то делать. И философия предлагает путь "укрощения" бесконечности не через отказ от ее познания, а через ее упорядочение.

В бесконечном многообразии мира можно и нужно допустить существование начала, центра, к которому следует свести это многообразие и из которого его можно дедуцировать (вывести). В отличие от религии, которая постулирует понятие бога как смыслового центра бытия, но отказывает человеку в праве познать его, философия говорит о соразмерности первоначала мира и человеческого разума: ". выявлять во всем конечном бесконечное и требовать усовершенствования конечного посредством разума и особенно познавать заблуждения, совершенные ее собственным бесконечным и тем самым полагать истинное бесконечное за пределы своей сферы"2.

Такой подход исключает необходимость тратить усилия на познание всей действительности, ибо это невозможно, да и не нужно. Он ориентирован на вскрытие первоосновы, первоначала мира и прослеживание, как из него произошел интересующий нас предмет или явление. В историко-философской традиции это первоначало получило название субстанции бытия. Субстанция (от латинского substantia - сущность) понимается в философии как неизменная сущность всех вещей и явлений, как интегрирующее начало бытия. В различных философских течениях и школах под субстанцией понимались разные начала: вода, апейрон, гомеомерия, идея, атом, материя и т. д.

К числу онтологических вопросов относятся и основополагающие параметры бытия, позволяющие дисциплинировать и соответствующим образом организовать его. Это движение, пространство, время и закон причинности.

Итак, философия рассматривает мир как космос, то есть упорядоченный посредством разума хаос бесконечности. Те из мыслителей, кто считает, что это первоначало бытия существует в мире объективно, независимо от человека, получили название "метафизиков" (онтологистов, объективистов). Они полагают, что задача философии сводится к тому, чтобы обнаружить и артикулировать предельные основания бытия.

Существует и другая традиция, представители которой убеждены, что в самом мире нет никаких объективных оснований, регулирующих наше познание и деятельность. Мы сами их создаем, причем в зависимости от того, что для нас "здесь и сейчас" представляется важным и необходимым. Таких

философов называют "субъективистами" (релятивистами, контекстуалистами).

Если онтология есть рефлексия предельных оснований бытия, то исследованием основополагающих принципов познания занимается гносеология. Она выясняет условия возможности истинного познания бытия, его границы. Методы познания бытия в мире исследует методология, а формы и законы правильного мышления - логика.

Онтология, гносеология, методология и логика образуют в своей совокупности теоретическую часть философии. Вопросами духовно- практического освоения мира человеком занимается практическая философия.

Практическая философия размышляет о том, что заставляет человека поступать так, а не иначе, придерживаться тех или иных ценностей, занимать определенную мировоззренческую позицию. Человек в состоянии ставить не только вопросы о соответствии наших знаний о мире самому миру, но он также пытается выяснить, насколько мир соразмерен человеку. Это предполагает наличие системы основополагающих ценностей, лежащих в основе поведения человека. Эти ценности определяют его взаимоотношения с другими людьми, диктуют наиболее целесообразные формы преобразования природы. Поэтому философия включает в себя и такие дисциплины как этику - учение о нравственности, соотношении добра и зла; эстетику - учение о целесообразности и красоте; аксиологию - учение о ценностях бытия в мире; праксиологию - учение о способах существования и преобразования бытия в мире. Теоретическая и практическая философия в своем единстве обеспечивают возможность рассматривать в качестве философского анализа природу, общество, человека.

Мировоззрение - это взгляд на мир и положение человека в этом мире, оценка и характеристика взаимоотношений человека и мира.

Существует два способа освоения мироздания:

1)путем психологических ассоциаций, через образы и представления;

2)путем логической системы понятий и категорий.

Существует 2 уровня мировоззрения:

1)эмоционально-образный - связан с миром ощущений(искусство, мифология и религия);

2)логико-рассудочный ( философия и науки образующие мировоззрение).

Следует выделить три основных типа мировоззрения:

- житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями жизни и передающимся с поколениями опытом,

- религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме,

- философское – выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

В структуру мировоззрения входят:

1)Знания и их оценка, совокупность сведений об окружающем мире. Они являются исходным звеном, "клеточкой" мировоззрения. Знания бывают научными, профессиональными (военными), повседневно-практическими.

2) Идеал - основа духовной жизни личности. Они могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными.

3)Ценности - это особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни.

4) Эмоции-это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.

5) Воля - способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления.

6) )Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их жизненным интересам

7) Вера - это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний.

8) Сомнение- критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям.

Сомнение - обязательный элемент самостоятельного мировоззрения.

Вопрос

Философия: сущность, предмет, функции. Особенности философского осмысления мира.

Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас

действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ заключается в изучении наиболее общих законов природы, общества, человеческого сознания, отношений субъекта к миру объекта.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

-Мировоззренческаяфункция, которая связана с абстрактно - теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения (религиозного, обыденного, мифологического).

- Методологическаяфункция заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

- Прогностическая функция философии - формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.

- Функция философии как школы теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории философии.

-Критическаяфункция философии. Принцип "подвергай все сомнению", со времен античности проповедуемый многими философами, свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. .

-Аксиологическаяфункция(от греч. axios - ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических.

- Социальнаяфункция философии: философия призвана выполнить двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению.

- Гуманитарнаяфункция философии. Философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни

ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ МИРА

Философско-теоретической трансформацией фундаментальной мировоззренческой проблемы является основной вопрос философии, в котором отношение "человек - мир" преобразуется в отношение "дух - тело", "сознание - природа", "мышление - бытие". То или иное решение этого вопроса образует основу философского учения. В истории философии прослеживаются несколько вариантов решения проблемы соотношения материального и духовного, выступающей в качестве первой стороны основного вопроса философии. Однако все они являются либо монистическими (исходящими из признания одного начала мира), либо дуалистическими (исходящими из признания двух начал мира). Да и философский монизм неоднороден. На протяжении существования философского знания он выступал как материализм и как идеализм в двух его разновидностях: объективный и субъективный. Материализм исходит из признания первичности материального начала. Идеализм первичным, определяющим объявляет духовное. Однако идеалисты расходятся в его толковании. Одни считают, что духовное начало, обусловливающее все происходящее в мире явлений, существует в виде человеческого сознания, ощущений, восприятий, представлений. Это - субъективные идеалисты. Другие — это духовное представляют в виде ничейного, так называемого абсолютного сознания, духа, чистой идеи и т.п. Это - объективные идеалисты.
Основной вопрос философии включает в себя также вопрос о познавательном отношении человека к миру. Материалисты рассматривают познание мира как отражение в человеческом сознании независимой от него реальности. Идеалисты же выступают против теории отражения, истолковывают познавательную деятельность то как комбинирование чувственных данных, то как конструирование объектов познания посредством априорных (доопытных) категорий, то как чисто логический процесс получения новых выводов из имеющихся аксиом и допущений.
Должного внимания заслуживает и вопрос о том, как мир устроен, какие существуют связи и отношения между предметами и явлениями, процессами, какие законы характеризуют этот мир с точки зрения движения и развития. Иначе говоря - вопрос об общей структуре мира и состоянии, в котором последний находится.
Этот вопрос нашел свое решение в двух основных концепциях - диалектической и метафизической. Диалектика — концепция, согласно которой мир по своей структуре представляет единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния — он находится в движении, развитии.
Согласно метафизике, мир по своей структуре - это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений, процессов.

Решение проблемы общей структуры мира, включающего в себя и человека, и состояние, в котором он находится, представляет собой относительно самостоятельный вопрос. Он может решаться в принципе одинаково при различном подходе к основному вопросу философии. То есть материализм может быть метафизическим и диалектическим. Точно так же и идеализм может быть как метафизическим, так и диалектическим.

Вопрос

Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.

Философия, как попытка обрести рациональное и цельное мировоззрение, зарождается приблизительно в одно и то же время (7–6 вв. до н.э.) в Китае, Индии и Греции. Она приходит на смену мифу как первичной синкретической форме мировоззрения в новых исторических условиях, когда: развивается металлургия и, соответственно, повышается эффективность всех видов деятельности (от ведения военных операций до сельского хозяйства и охоты);
в обществе появляется элитарный слой людей, свободных от материального производства и посвящающих себя исключительно управленческой и духовной деятельности; в этот период расширяются торговые связи между различными странами и регионами Земли и, соответственно, духовные контакты между народами.

Содержание работы

1. Возникновение философии на фоне мифа.
2. Философия и религия.
3. Философия и наука.

Файлы: 1 файл

философия 1.doc

Тема №2. Философия как способ освоения мира.

1. Возникновение философии на фоне мифа.

2. Философия и религия.

3. Философия и наука.

1. Возникновение философии на фоне мира.

Философия, как попытка обрести рациональное и цельное мировоззрение, зарождается приблизительно в одно и то же время (7–6 вв. до н.э.) в Китае, Индии и Греции. Она приходит на смену мифу как первичной синкретической форме мировоззрения в новых исторических условиях, когда: развивается металлургия и, соответственно, повышается эффективность всех видов деятельности (от ведения военных операций до сельского хозяйства и охоты);

в обществе появляется элитарный слой людей, свободных от материального производства и посвящающих себя исключительно управленческой и духовной деятельности; в этот период расширяются торговые связи между различными странами и регионами Земли и, соответственно, духовные контакты между народами. Мир замкнутых племенных мифологических комплексов и лишенных рационального обоснования магических культов перестает удовлетворять мировоззренческие запросы человека. Он открывает для себя другие народы и другие системы верований. Развитие государственных образований, в том числе и с демократическим политическим устройством (как это было свойственно античным греческим полисам), предъявляет новые требования как к личным качествам человека (необходимость ясно излагать и публично аргументировать свою позицию), так и к характеру законотворческой деятельности, ибо развитие письменного права требует непротиворечивости, последовательности и систематичности в мышлении, а также рациональной организации письменных источников права. Эволюция научного знания (астрономии, агротехники, математики, медицины, географии) приходит в противоречие с мифологическим комплексом идей.

В этих условиях и возникает философия как особая сфера духовной культуры, призванная дать целостное (в отличие от частных научных знаний) и рационально обоснованное (в отличие от мифа) мировоззрение.

В силу такого глубочайшего традиционализма, особого внимания к интуиции и созерцанию в философском творчестве, а также почитания Учителя – конфликт между философией и религией на Востоке был практически невозможен. Смертный приговор Сократу за оскорбление греческих богов – это нечто совершенно немыслимое для восточной культурной традиции. С другой стороны, европейской философской мысли, начиная с Древней Греции, свойственна гораздо большая связь с наукой и опора на ее позитивные результаты. Если на Востоке великие философы – это чаще всего еще и крупнейшие религиозные деятели-реформаторы (Лао цзы и Конфуций в Китае; Нагарджуна и Шанкарачарья, Вивекананда и Шри Ауробиндо – в Индии), то на Западе, напротив, это по преимуществу выдающиеся ученые.

Вместе с тем, характер первых философских систем на Востоке и на Западе весьма схож (упор на проблематику бытия, а не познания; внимание к логической аргументации своих идей; понимание человека как части живого Космоса – космоцентризм), равно как и логика их последующего развития.

2. Философия и религия.

Религия, как и философия, является мировоззрением, правда, специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких

(политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое

Религиозное мышление, по существу, стало первой формой осмысления человеком мира и, возможно, оно, согласно последним научным данным, возникло около 40 — 50 тысяч лет тому назад. Появление религии было обусловлено таким уровнем и качеством человеческого мышления, когда человеческий интеллект оказался способным отделить свою мысль (в виде образа, фетиша, слова) от окружавшей его реальной действительности. В дальнейшем, по мере своего развития, человек мог конструировать собственные представления об окружающей его среде,- опираясь не на предметы, вещи,

явления, а, оперируя продуктами умственной деятельности, то есть образами, фетишами, словами.

В течение многих тысячелетий религиозные верования носили

политеистический характер. Это означало, что у каждого рода и племени

существовало несколько богов, которым они поклонялись. Религию этого периода в ее истории, строго говоря, еще нельзя считать концептуально сформировавшимся мировоззрением. Это было скорее мироощущение, которое можно характеризовать как натуралистическую религию, природную религию, так как в понимании, отражении окружающего мира человек, подобно пуповине, был крепко связан с природой. Если говорить более конкретно, то идеи первобытных народов о душах, духах и богах, как правило, выражались в мифологической форме, а основными сюжетами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море, огонь, звезды, ветер и т.п. Следует учитывать, что создание человеком мифов стало первым его шагом к творчеству и познанию самого себя.

жребий смерти опускается вниз, и Зевс ничего не может изменить. Гектор

погибает от копья Ахилла.

Боги и герои греческого мифотворчества являлись персонажами, активно общавшимися с обыкновенными смертными, с которыми они вступали в любовные союзы, помогая своим любимцам и избранникам. Древнегреческие боги, наделенные человеческими качествами, многократно увеличенными и возвышенными, не только символизировали собой силу и мощь, великодушие и жестокость — через эти образы древние греки могли лучше понять свои человеческие возможности, осмыслить собственные намерения и поступки, объективно оценить свои силы.

В первобытных обществах и, в частности, в ранних классовых

государствах религия по своему характеру являлась родоплеменной, а в

дальнейшем становится национально-государственной и политеистической. В последующем религиозные учения превращаются в монотеистические и некоторые из них становятся мировыми. Первой по времени появления мировой религией является буддизм (VI—V вв. до н. э.), второй — христианство (1 в.), и затем ислам (VII в.). Эти религии объединяют людей общей верой независимо от их национальной принадлежности, языка или общественно-политического устройства.

Еще раз напомним, что мифологическое, религиозное как формы сознания были первыми из известных мироощущений человека окружающего его мира. Они выступали не столько способом понимания явлений, предметов, вещей, сколько своеобразной поддержкой человеку хоть в какой-то ориентации и объяснении происходящего.

О роли религии в истории человечества, ее взаимоотношении с философией в последующие годы будет сказано через призму взаимодействия христианства с европейской философией. Эти ограничения обусловлены необходимостью показать сейчас только характер этих взаимоотношений и их взаимовлияние.

Известно, что философское осмысление мира начинается значительно

позднее мифологического и религиозного. Это положение в полной мере распространяется на культурную жизнь Древней Греции. Задолго до появления философов милетской школы (Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена) в Древней Греции уже существовало мифологическое и религиозное мироощущение, что самого себе неудивительно, так как философское осмысление — это более высокий уровень постижения мира и вполне закономерно его более позднее по времени появление. Итак, мифологическое и религиозное мироощущение способствовали в

известной степени появлению философии, но и философия, как к античности, так и в последующие столетия, способствовала становлению Христианства.

Укажем лишь на некоторые примеры этого взаимосотрудничества.

Как уже говорилось, в античной Греции существовало многобожие. Первый, кто выдвинул и в известной степени обосновал идею о монотеизме (единобожии) был Ксенофан, древнегреческий философ и поэт. Он подверг жесткой критике Гомера и Гесиода, известных древнегреческих поэтов, за антропоморфизацию богов и их политеизм. Ксенофан считал, что богов нельзя мыслить антропоморфически, и политеизму он противопоставил монотеистическую концепцию, в соответствии с которой бог должен быть единым, так как в противном случае он не мог бы быть выше и лучше других. В последующем в этом же направлении развивались философские идеи Эмпедоклом, Гераклитом и Анаксагором. Но самый большой вклад в развитие религии внес Платон. Его идеи о различении мира явлений от мира вечных сущностей, его учение о бессмертии души, об универсальности и первенстве идеи блага и, главное, его учение о сущности божественного мира, как о системе идей, составляют непереходящий вклад греческого гения в развитие человеческого мышления, представлений о мире и божественном.

Характеризуя античный период в истории развития человеческой

объяснять происходящие в мире события. Со временем религия и философия начинают отделяться друг от друга и приблизительно в одно и то же время формируются как независимые, правда, все еще относительно, друг от друга формы общественного сознания. Первыми известными проявлениями этого являются становление буддизма в Индии и философии в Древней Греции, что произошло приблизительно в одно и то же время, а если конкретно, то в VII—V вв. до н.э.

3.Философия и наука.

Исторически можно выделить следующие этапы взаимоотношения науки и философии:

Читайте также: