Стратегия развития социально экономического развития доклад

Обновлено: 02.07.2024


По словам Д. А. Медведева, Правительству РФ удалось предотвратить развёртывание макроэкономического кризиса и смягчить острые финансовые проблемы, не допустив критического роста долговой зависимости. Приоритетными сферами структурных реформ в настоящее время выступают развитие человеческого капитала, прежде всего образования и здравоохранения, инфраструктуры, а также совершенствование государственного управления. Особое место занимают национальные проекты, связанные с укреплением конкурентоспособности экономики, призванные помочь добиваться положительных результатов в областях производительности труда и поддержки занятости, науки, цифровой экономики, малого и среднего предпринимательства, международной кооперации и экспорта, что должно обеспечивать ускорение технологического развития, способствовать созданию высокопроизводительного экспортоориентированного сектора и развитию инфраструктуры.

В работе были подняты темы школьного образования, образования для взрослых и необходимость перераспределения долей государственного и частного финансирования расходов на исследования и разработки в пользу последнего, а также такие вопросы в сфере медицины и здравоохранения, как персонализация работы здравоохранения, телемедицина, доступность первичной медико-санитарной помощи и пр. Преодоление существующего уровня бедности является одним из приоритетных направлений государственной политики России, где необходимо обеспечить адресность социальной помощи населению. К ключевым факторам роста производительности труда относится технологическая модернизация и цифровизация экономики, где среди прочих, например, стоит задача преодоления разрыва между наиболее развитыми в области цифровизации компаниями страны и остальной, весьма значительной, частью бизнеса.

Что касается экспортной деятельности государства, здесь автор статьи отметил, что Россия не будет создавать барьеры для международных экономических отношений, будет стремиться к либерализации внешней торговли, увеличению экспорта услуг, а индикатором успешности импортозамещения должен стать несырьевой экспорт. Кроме этого, решение стоящих перед страной задач предполагает наличие эффективной бюджетно-налоговой политики, меры которой должны носить системный характер и сочетать в себе решение фискальных, экономических (стимулирование бизнес-активности) и социальных задач.

Денежные купюры и монеты России. Архивное фото

Деньги. Архивное фото

Анализ проведен на основе результатов 30 интервью с экспертами России, а также непосредственного анкетирования экспертов — авторов Стратегии-2020.

"В целом эксперты достаточно сдержанно оценили степень реализации положений Стратегии-2020. Средний уровень выполнения мер — 29,5%. Другими словами, в среднем каждая из предложенных мер была выполнена лишь на треть ("в незначительной мере"), что говорит о формальности отношения органов исполнительной власти к предложениям Стратегии-2020", — отмечают авторы исследования.

Президент РФ Владимир Путин проводит совещание с постоянными членами Совета безопасности РФ в Кремле. 7 декабря 2016

Практически все эксперты сошлись во мнении, что разработка стратегии принесла большую пользу. Стратегия показала, что нужно переосмыслить проводимые реформы, попытаться выработать новые направления, и позволила "проинвентаризировать набор проблем, предложить набор рецептов", была значительным систематизирующим документом, отмечают авторы.

"Работа была сделана не зря. Она позволила проинвентаризировать проблемы. Это был правильный шаг. Такие документы периодически должны создаваться… Она до сих пор актуальна, с поправкой на санкции, нефтяные цены, новые макроэкономические условия и прочее", — приводятся в тексте исследования слова одного из респондентов.

Процент реализации

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Архивное фото

В то же время авторы исследования отмечают снижение уровня выполняемости мер Стратегии-2020 относительно уровня Стратегии-2010. "В целом Стратегия-2010 была выполнена, согласно оценкам, на 39%, а Стратегия-2020, как уже упоминалось, лишь на 29%", — говорят они.

Опрошенные эксперты отмечают, что полностью реализовано всего 6,8% мер, причем в большинстве случаев они являются техническими, не требующими изменения институциональной среды, механизмов работы государственного аппарата. В основном это улучшающие организационные инновации, но не реформы и коренные изменения, отвечающие реальным вызовам.

Президент РФ Владимир Путин на IX Всероссийском съезде судей в Москве. 6 декабря 2016

"Кроме того, к полностью выполненным мерам относятся мероприятия, которые прорабатывались на протяжении многих лет, например, вступление России в ВТО или же работа по развитию ТС-ЕЭП (Таможенного союза и Единого экономического пространства – ред.) и ЕврАзЭС, и Стратегия-2020 не имела к ним особого отношения (кроме констатации ранее определенных задач)", — отмечают они.

Согласно оценкам экспертов, лишь немногие меры были выполнены в полном объеме без попыток искажения заложенных в них решений и принципов. "Например, к таким мерам относится создание Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния, установка автоматизированных комплексов фиксации нарушения правил дорожного движения и ряд других немногочисленных мер", — отмечают в ЦСР.

Ежегодное послание президента РФ В. Путина Федеральному Собранию

"К наиболее важным разделам Стратегии-2020, оказавшимся практически не выполненными, относится раздел "Новая модель экономического роста". Также в данном списке оказались разделы стратегии, основанные на реализации долгосрочных мероприятий, — развитие общественных институтов, жилищная политика, сокращение неравенства и бедности, реформа бюджетного сектора", — добавляют они.

К направлениям социально-экономической политики, по которым количество выполненных мер Стратегии-2020 находится на уровне 50% и более, относятся сектор среднего образования, политика России на международной арене, в том числе на постсоветском пространстве, развитие финансового и банковского сектора.

Читайте также: