Специальное образование в девятнадцатом веке доклад

Обновлено: 04.05.2024

История становления и развития отечественной системы специальных образовательных учреждений чрезвычайно коротка и своеобразна. Ее возникновение приходится на дореволюционный период, становление соотносится с периодом крупных социальных потрясений, а окончательное оформление происходит в советский период. Таким образом, история государственной системы специального образования насчитывает чуть более полувека, а в отдельных областях специального обучения (например, обучение детей с задержкой психического развития) лишь 20 - 25 лет. Вместе с тем процесс развития системы был достаточно интенсивным и поступательным по своему характеру. На базе культурно-исторической теории Л. С. Выготского плодотворно разрабатывались теоретические основы специальной психологии и педагогики по разным ее направлениям, развивалась дифференцированная система специального образования. От трех типов учебных заведений для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, действовавших в 30-х гг., система подошла к 8 типам специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с нарушениями интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития) и 15 типам специального обучения (1991). Была организована система дошкольного воспитания и обучения аномальных детей. Все специальные школы, за исключением вспомогательных (для умственно отсталых детей), давали выпускникам цензовое образование, сопоставимое с определенным уровнем общего образования, что делало возможным для них поступление в средние специальные учебные заведения и вузы. Рост количества специальных образовательных учреждений, дифференцированный характер национальной системы специального образования, цензовость специального образования, высокий уровень разработки теоретических основ обучения определенных категорий аномальных детей казались достаточно вескими основаниями для позитивной оценки результативности системы, адекватности и эффективности выбранных направлений ее развития и оптимистического прогноза в целом. Однако и оценки, и прогнозы носили умозрительный характер, т.к. специальные исследования развития системы специального образования в целом не проводились и не могли проводиться при отсутствии статистических данных о количестве аномальных детей в стране, о проценте охвата нуждающихся детей государственной системой специального образования, закрытости и идеологической маркированности проблемы выявления, учета, воспитания и обучения детей с выраженными отклонениями в развитии, недоступности объективных данных о состоянии систем специального образования за рубежом для проведения сопоставительного анализа.

Исследование эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней позволило выделить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции, и таким образом периодизировать этот процесс. Он охватывает временной отрезок в два с половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

Условными рубежами пяти выделенных периодов являются исторические прецеденты существенного изменения отношения государства к лицам с отклонениями в развитии.

Исследование показало, что разные страны Западной Европы пережили все эти периоды, причем в сопоставимые исторические сроки.

В эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в России воспроизводятся все те же периоды, что и в европейской цивилизации, но со значительным отставанием в масштабе исторического времени, вследствие чего в 90-е годы XX века Россия и Западная Европа переживают разные периоды эволюции отношения государтсва к детям с отклонениями в развитии.

Первый период - от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботы о лицах с отклонениями в развитии.

Условной границей периода в Западной Европе является первый прецедент государственной заботы об инвалидах - открытие в Баварии первого приюта для слепых в 1198 г. В России же прецеденты возникновения первых монастырских приютов приходятся на 1706 - 1715 гг. и связаны с реформами Петра.

Второй период - от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них.

Условной границей периода в Западной Европе можно считать переосмысление во Франции гражданских прав лиц с сенсорными нарушениями и первые прецеденты открытия в Париже специальных школ: для глухонемых (1770) и для слепых (1784). В России прецеденты открытия первых специальных школ (в Петербурге: для глухих - 1806 и для слепых - 1807 гг.) связаны со знакомством императора Александра I с западным опытом и приглашением французского тифлопедагога Валентина Гаюи для работы в Россию.

Третий период - от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых.

Условной границей периода в Западной Европе можно считать последнюю четверть XIX века - время принятия в западноевропейских странах Законов об обязательном всеобщем начальном образовании и на их основе - Законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. Это время создания параллельной образовательной системы - системы специального образования для трех категорий детей. В России оформление параллельной образовательной системы с теми же тремя типами специальных школ приходится на советский период - 1927 - 1935-е гг. и связано с Законом о всеобуче.

Четвертый период - от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей.

Он приходится в Западной Европе на период от начала XX в. до конца 70-х гг. и характеризуется там развитием законодательной базы специального образования, структурным совершенствованием национальных систем (в некоторых западноевропейских странах было создано до 20 типов спецшкол). Существенно расширяется охват специальным обучением нуждающихся детей. К концу 70-х гг. специальным образованием в странах Западной Европы охватывается от 5 до 15 % детей школьного возраста. В России же развитие и дифференциация системы, ее структурное совершенствование, переход от 3 к 8 типам спецшкол и 15 видам специального обучения осуществляется в 50 - 90-е гг. Однако специальным образованием на территории СССР было охвачено не более 3 % детей школьного возраста, а специальные образовательные учреждения и дефектологические кадры крайне неравномерно распределялись по территории страны.

Для Западной Европы 70-е гг. можно считать условной нижней границей четвертого периода эволюции. В ситуации бурного экономического роста, развития демократии и либерально-демократических настроений, проведения активной антидискриминационной государственной политики на смену старой парадигме общественного и государственного сознания "полноценное большинство" - "неполноценное меньшинство" приходит новая - "единое сообщество, включающее людей с различными проблемами". При таком понимании вычленение, социальное маркирование национальных, этнических, политических, религиозных, сексуальных, а также физически и интеллектуально неполноценных меньшинств становится недопустимым, что и фиксирует законодательство, но уже не на уровне отдельно взятой европейской страны, а на уровне мирового сообщества. Применительно к лицам с нарушениями в развитии - это Декларации ООН "О правах умственно отсталых лиц" (1971), "О правах инвалидов" (1975). За этими декларациями последовали национальные антидискриминационные законодательные акты. Идеи интеграции лиц с отклонениями в развитии возникают и реализуются в 70-е гг. в контексте общественного противостояния любому проявлению дискриминации. Закладываются основы формирования новой культурной нормы - уважения к различиям между людьми. В этом контексте спецшколы, интернаты признаются учреждениями сегрегационными, а изолированная от массовой система специального образования - дискриминационной. Помещение в нее ребенка рассматривается как нарушение его прав и "навешивание социального ярлыка". Первые прецеденты закрытия специальных школ в Западной Европе приходятся на 70-е гг. Это условная граница перехода Западной Европы к принципиально иному пониманию прав инвалидов и формирования новой культуры общественного отношения к ним.

В России же возникновение этой тенденции совпадает с распадом СССР и кардинальным изменением устройства государства. Объявив себя демократическим государством, РФ в 1991 г. ратифицировала Конвенции ООН "О правах ребенка", "О правах инвалидов", "О правах умственно отсталых лиц". Тем самым государство продекларировало смену отношения к инвалидам, их гражданским правам, что дает основание утверждать: переход в новый период эволюции, осуществленный в Европе в ходе эволюционного развития демократических государств в условиях экономического подъема в 70-е гг., в России начался на два десятилетия позже и был обусловлен кардинальной сменой общественного устройства, ценностных ориентаций государства и совпал с глубоким экономическим кризисом в стране в целом.

Пятый период эволюции - от изоляции к интеграции. Интеграция инвалидов в общество является в Западной Европе ведущей тенденцией этого периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии, новой философии общества, уважении к различиям между людьми.

Развитие социальной интеграции инвалидов вызывает к жизни идеи интеграции в образовании. Период характеризуется в западноевропейских странах перестройкой в 80 - 90-е гг. организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах, перестройкой взаимоотношений массового и специального образования.

Россия же в 1991 году была только на границе перехода к этому периоду эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии.

Итак, эта шкала эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, определило место России 90-х гг. на этой эволюционной шкале, показала, что в начале 90-е гг. страна находится на этапе перехода от четвертого к пятому периоду, в то время как Западная Европа уже более двух десятилетий переживает этот период и находится на его продвинутой стадии.

Презентация: Становление специальной педагогики в России 19-20 вв

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Содержание

Презентация: Становление специальной педагогики в России 19-20 вв

Специальная педагогикаРаздел 1. История специальной педагогики

Лекция №7. Становление специальной педагогики в России (XIX в - первая половина XXв.)


Слайд 2

В первой половине XIX в. в развитии педагогики России происходят серьезные изменения — формируется национальная, достаточно свободная от церкви система образования. Многие передовые ученые, писатели, общественные деятели высказывают педагогические идеи, соответствующие современным социально-экономическим и духовным запросам гражданского общества (Н.Г.Чернышевский, К.Д.Ушинский). Основной преградой для развития школьного дела и педагогической науки, безусловно, являлись традиции крепостного права и сословного воспитания.


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5

Еще в начале XIX в. были открыты первые в России специальные училища (школы) для глухих (1806) и слепых (1807) детей, послужившие опорой для создания в последующие десятилетия целой сети подобных учебных заведений. В конце столетия стали осуществляться практические мероприятия по воспитанию и обучению умственно отсталых детей в специальных лечебно-педагогических учреждениях. Решающее влияние на становление специальной педагогики имела деятельность выдающихся русских просветителей, ученых, педагогов, воспитанных на идеях равенства, свободы и гуманизма.


Слайд 6


Слайд 7

Причины медленного усвоения материала, вялости и трудностей в учении у этих детей Н.А.Добролюбов видел в нарушениях аналитико-синтетической деятельности их мозга и предлагал в педагогической работе с такими детьми опираться на положительные качества, которые у них, безусловно, имеются. Писатель и публицист, он призывал учителей к повышенному вниманию к этим детям, к оказанию им необходимой дополнительной помощи и высказал мнение о целесообразности их обучения в специально созданных для этого образовательных учреждениях. Он дал также педагогические рекомендации по специфике организации учебного процесса для таких детей.


Слайд 8

Расцвет российской науки и культуры во второй половине XIX в., школьные реформы и педагогические идеи 60-х гг. не могли не отразиться на развитии специальной педагогики и практики обучения детей с отклонениями в развитии. Первым стабильно действовавшим учебным заведением для глухонемых стало Петербургское училище, открытое в 1806 г. в Павловске подвижницей общественного призрения детей-инвалидов императрицей Марией Федоровной (1759— 1828).


Слайд 9

Формирование отечественной научной школы тифлопедагогики началось намного позднее — на рубеже XIX и XX вв., что было обусловлено сравнительно поздним развитием в России системы школьного обучения детей с нарушениями зрения: школа, открытая В.Гаюи в Петербурге (1807), через десять лет была закрыта, и лишь с 1881 г. благодаря деятельности Мариинского ведомства стали создаваться школы для слепых детей, первоначально в Петербурге. Началу регулярного школьного образования слепых детей немало способствовала деятельность К. К. Грота (1815 — 1897) — известного российского просветителя и организатора общественной помощи людям с нарушениями зрения.


Слайд 10


Слайд 11

Деятельность первого в России приюта, организованного Екатериной Константиновой Грачевой (1866—1934), где осуществлялось призрение, воспитание и обучение детей с тя­желыми формами умственной отсталости и комбинированными нарушениями, начинается с 1894 г. Среди выдающихся отечественных ученых-дефектологов начала столетия, деятельность и научные труды которых оказали решающее влияние на развитие теории и практики отечественной дефектологии, особое место принадлежит Григорию Яковлевичу Трошину (1874—1938) и Льву Семеновичу Выготскому (1896— 1934).


Слайд 12

Екатерина Константиновна Грачева (1866—1934)


Слайд 13

Григорий Яковлевич Трошин (1874—1938)


Слайд 14

Лев Семенович Выготский (1896— 1934).


Слайд 15


Слайд 16

Для становления специальной педагогики XX в. огромное значение имело новое видение Г.Я.Трошиным предназначения специальных учебных заведений, деятельность которых была направлена на то, чтобы приблизить детей с нарушениями в развитии к норме; специальное воспитание и обучение способствовали этому, сглаживая или устраняя неравномерности или отставания. На этом положении была построена оптимистическая методологическая основа советской дефектологии, развитая в дальнейшем Л.С.Выготским и его научной школой.


Слайд 17

Кардинально новой для своего времени стало утверждение Г.Я.Трошина о безусловной ценности любой личности, в том числе и имеющей те или иные ограничения возможностей жизнедеятельности, об уважительном отношении к такому человеку и о необходимости создания государством и обществом гарантий его социальной защищенности путем социального адаптирования. Г.Я.Трошин предложил новые тогда научные методы исследования проблем воспитания ребенка с ограниченными возможностями — сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный.


Слайд 18

Лев Семенович Выготский (1896— 1934) внес значительный вклад в методологические основы психологии, создал культурно-историческую теорию развития, поведения и психики человека, активно участвововал в становлении педологии, разработал научно-теоретическую базу советской дефектологии, на основополагающие положения которой опираются в своих исследованиях современные специальная педагогика, и специальная психология. Научная школа Л. С. Выготскогообщепризнана как в нашей стране, так и за рубежом.


Слайд 19

Важнейшей заслугой Выготского стало преодоление существовавшего в 20-х гг. XX в. редукционизма в трактовке высших человеческих форм поведения как выработки элементарных условных рефлексов. Он ввел понятие о высших психических функциях как специфически человеческой форме психики. Подобно Павлову и Бехтереву, он, не отвергая в целом рефлекторной теории, доказал, что сознание, отличающее человека от других млекопитающих, играет особую роль в организации всего его поведения В 1929 г. Л. С. Выготский определил дефектологию как самостоятельную науку, располагающую собственным объектом исследования и отличающуюся от других наук.


Слайд 20


Слайд 21

В 30 - 40-х гг. XX в. формируется новое научное направление в психологии — нейропсихология, основоположником которой стал ученик Л.С.Выготского — Александр Романович Лурия (1902 — 1977). Он разработал теорию системной динамической локализации высших психических функций, которая позволила понять влияние локальных поражений мозга на возникновение нарушений интеллектуальной деятельности, памяти, речи, управления движениями. Благодаря исследованиям А. Р. Лурия в области нейролингвистики был достигнут значительный прогресс отечественной логопедией, а именно афазиологией.


Слайд 22

Александр Романович Лурия (1902 — 1977).


Слайд 23

В развитие теории деятельности значительный вклад в эти годы был сделан одним из выдающихся теоретиков советской психо­логии — Сергеем Леонидовичем Рубинштейном (1889— 1960). Общую структуру деятельности, предложенную С.Л.Рубинштейном, впоследствии глубоко и детально разработал другой видный советский ученый — психолог Александр Николаевич Леонтьев (1903— 1979).


Слайд 24

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889— 1960)


Слайд 25

Наряду с развитием общенаучных идей и концепций в первые десятилетия XX в. наблюдается развитие отдельных отраслей специальной педагогики; ведутся исследования и в области специальной психологии. Происходит осмысление отечественного и западноевропейского опыта становления специального образования. Период — начало XX в. и первые два его десятилетия — связан в сурдопедагогике с деятельностью одного из талантливейших ее представителей — Петра Дмитриевича Енько (1844—1916), доктора медицины, математика, реформатора обучения детей с нарушением слуха. С 1901 г. и до конца своих дней он возглавлял Санкт-Петербургское училище для глухонемых.


Слайд 26


Слайд 27

Развитие советской сурдопедагогики в 30-х гг. прошлого века определялось задачами, которые ставились перед советской школой вообще: для обеспечения всеобуча и эффективности работы необходимо было современное учебно-методическое обеспечение учебного про­цесса. В 30 —40-х гг. значимую роль в решении поставленных задач сыграли исследования по методическим проблемам обучения глухих Р. М. Боскис, А. И. Дьячкова, Н. Ф. Заморенко, С.А.Зыкова, Н.М.Лаговского, Ф.А.Pay.


Слайд 28


Слайд 29


Слайд 30


Слайд 31


Слайд 32


Слайд 33


Слайд 34


Слайд 35

Во дворе Экспериментального дефектологического института. Сидят слева направо: вторая – Р.М. Боскис, третий – Л.С. Выготский, Стоят: вторая – К.И. Вересотская, далее М.С. Певзнер, В.Ф. Шмидт, И.И. Данюшевский.


Слайд 36

Советская специальная психология в 30-е гг. прошедшего столе­тия начинает оформляться в самостоятельное научное направле­ние, развиваемое Л. С. Выготским и многими его учениками и единомышленниками. Появляются работы по психологии детей с нарушениями слуха и детей с умственной отсталостью. В 1930 г. в Экспериментальном Дефектологическом институте (ЭДИ) начал работать в качестве исследователя талантливый ученик Л.С.Выготского — Иван Михайлович Соловьев (1902—1986).


Слайд 37

Иван Михайлович Соловьев (1902—1986).


Слайд 38


Слайд 39

Леонид Владимирович Занков (1901 — 1977)


Слайд 40

В 20-е гг. началось становление отечественной тифлосурдопедагогики. В 1923 г. на Украине по инициативе Ивана Афанасьевича Соколянского (1889— 1960) при Харьковской школе слепых была создана школа-клиника для индивидуального обучения слепоглухонемых, в которой находились восемь воспитанников.


Слайд 41

Иван Афанасьевич Соколянский и его слепоглухая ученица Ольга Скороходова


Слайд 42

Период начала XX в. ознаменован заметным продвижением в области отечественной тифлопедагогики, формированием ее научных основ. Благодаря деятельности Мариинского попечительства о слепых уже к началу этого столетия в России функционировали около трех десятков учебных заведений для слепых, что подготав­ливало практическую базу для развития тифлопедагогики как науки. У ее истоков стояли А.А.Адлер, А. Б. Бирилев, В.А. Гандер, В.Я. Ерошенко, Г.П.Мельников, М.К.Мухин, М.Г.Перов, А. И.Скребицкий, А. М. Щербина.


Слайд 43


Слайд 44

Август АдольфовичКрогиус (1871 — 1933).


Слайд 45


Слайд 46


Слайд 47

Основопо­ложником отечественной тифлопедагогики Борисом Игнатьевичем Коваленко (1890—1969). и его сотрудниками были разработаны теоретические и практические основы тифлологии, обозначены методы и содержание подготовки специалистов-тифлопедагогов. Борису Игнатьевичу принадлежит ряд начинаний в развитии системы специального образования детей с нарушениями зрения: практическое осуществление идеи о расширении сети школ для слабовидящих, о необходимости использования остаточного зрения слепых детей, выделение классов для умственно отсталых слепых, организация классов для работающих незрячих людей.


Слайд 48


Слайд 49

Деятельность первых отечественных олигофренопедагогов-практиков шла в русле передового зарубежного опыта, следовала тенденциям реформаторской педагогики, но в то же время имела самобытный характер, учитывавший реалии российской образовательной системы. Особенно выделяется реформаторская деятельность одного из выдающихся педагогов того времени Марии Павловны Постовской (1865—1953).


Слайд 50


Слайд 51


Слайд 52

Гост

ГОСТ

Сущность системы специального образования в России

Система специального образования – это система, включающая в себя дошкольное, общее и профессиональное образование, в рамках которой созданы все необходимые условия, для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Существующая в настоящее время система специального образования является одним из институтов государства. Данный институт возник и развивается в виде особой формы отражения и реализации общекультурных норм.

Качественные преобразования в системе специального образования в России связаны с преобразованиями в обществе, а также с рядом социокультурных факторов.

Периодизацией становления отечественной системы специального образования, занимался ряд ученых. Наибольший вклад внесли Х.С. Замский и Н.Н. Малафеев, которые разработали классификацию этапов становления. Данная классификация в настоящее время является общепризнанной.

Готовые работы на аналогичную тему

Периодизация этапов становления и развития отечественной системы специального образования:

Характеристика основных этапов становления системы специального образования в России

Первый этап относится к периоду существования Киевской Руси, которая принимает православие и во многом копирует византийскую систему. Князь Владимир обязал церковь заниматься призрением инвалидов. Однако при церквях образуются первые богадельни, которые занимаются оказанием помощи глухонемым и калекам. Именно поэтому опыт презрения постепенно предается забвению.

Законодательство в этот период практически не касается лиц с отклонениями в развитии. По сути, государству нет никакого дела до их проблем в области здоровья, а тем более в вопросах обучения и развития. Единственный указ, касающийся инвалидов, был издан в 1677 году Федором Алексеевичем. Данный указ запрещает нищим, юродивым и убогим бродить по улицам и дорогам.

Второй этап характеризуется кардинальной сменой отношения к убогим и калекам. Большой вклад в развитие благотворительной деятельности и милосердия внесли указы, изданные Петром I. Милосердием и благотворительностью занимаются не только храмы, церкви и монастыри, но и зажиточные граждане.

В это период открываются первые школы для слепых и глухих детей, которые финансировались из государственной казны.

Третий этап – кардинально меняется отношение государства и общества к инвалидам, оно основывается на гуманных и демократических взглядах.

  1. Христианско-благотворительное – представлено приютами, богадельнями, домами призрения.
  2. Лечебно-педагогическое – включает в себя специальные отделения, при больницах и школах-санаториях.
  3. Педагогическое – специализированные детские сады, школы и колонии.

Несмотря на то, что в России того времени действует большое количество специализированных образовательных учреждений, отсутствует оформленная национальная система специального образования.

Четвертый этап – характеризуется тем, что созданное советское государство объявляет одним из приоритетных государственных направлений – заботу о дефективных детях.

Одной из особенностей советского периода развития системы специального образования является то, что оно имело цензовый характер. На законодательном уровне не было отдельных статей или постановлений об обучении, воспитании и развитии детей с отклонениями, для них применялись те же нормы, что и для нормально развивающихся.

Пятый этап - это этап, на котором происходят: свертывание сети специальных учреждений, перестройка организационных основ специального образования, интенсивное внедрение интегративных подходов, детерминированных новым пониманием мировым и европейским сообществом прав меньшинств, формирование новой культурной нормы - уважения к различиям между людьми.

Читайте также: