О чем рассказывали нам старые пластинки доклад

Обновлено: 17.05.2024

История виниловых пластинок – прошлое, настоящее, будущее

Виниловые пластинки у каждого человека вызывают практически одинаковые ассоциации – проигрыватели-вертушки советских времён, пыльные бумажные конверты с дисками, завалявшиеся на полках, тёплая, шершавая поверхность винила, еле слышный характерный шум в динамиках. Практически все люди считают, что винил остался в прошлом, вытесненный с арены звуковой эволюции CD-дисками и mp3. Но есть категория творческих людей, которые не просто знают, но на сто процентов уверены, что винил жив и будет ещё жить долго.

Наверное, многих бы удивило, что сейчас даже крупнейшие звукозаписывающие компании первые выпуски большинства альбомов производят именно на виниле. Причин этому несколько, и дело не только в звуке, но и в том, что виниловые пластинки труднее скопировать в mp3 и выложить в свободный доступ. По такому принципу максимальной защиты сейчас и выпускается новая музыка: в первом эшелоне идёт винил для хай-эндовых музыкальных центров, которые приобретают истинные ценители музыки, за ним следуют выпуски на CD-носителях, и уже в арьергарде находятся цифровые альбомы mp3. Таким образом звукозаписывающие компании постепенно снимают прибыль, с каждым новым выпуском для более широкой аудитории без особой радости снижая уровень защищённости записей.

В последние пять лет тенденция возврата к винилу набирает обороты. Особую роль во вновь возникшей популярности винила играют громкие и неожиданные воссоединения старых рок-команд, таких как Led Zeppelin, Police и некоторых других. Старые музыканты с особенным удовольствием издали первые выпуски новых альбомов именно на виниле. К огромному удивлению звукозаписывающих компаний эксперимент удался. Поколение, которое видело винил только на чердаках и в пыльных старых коробках, которое не расстаётся ни днём ни ночью с новыми iPod’ами, неожиданно тепло восприняло виниловые диски. Да и производители музыкальной аппаратуры верхнего ценового сегмента не забывают про винил. Так винил получил второе рождение.

История винила была не менее сложной, чем история электрических лампочек, пришедших на смену масляным и газовым фонарям. Не все воспринимали виниловые пластинки даже на самой заре их зарождения, когда аналога почти что и не было. Особенностью долгого пути винила является то, что судьба пластинок была неотделима от прогресса развития аппаратов, их проигрывающих.

Сама технология извлечения звука с шершавого винилового бока очень проста. Сама по себе звуковая дорожка – это туго скрученная спираль-канавка, у которой легко заметить неравные зубчатые края. По размеру канавки легко понять – старая это пластинка или новая и сколько она примерно будет звучать. Легко догадаться почему: чем меньше канавка, тем более длинная звуковая спираль разместится на виниловом кругляшке. По зазубринам и неровностям канавки и будет плясать игла проигрывателя, передавая все эти колебания на колонки как звук. И никаких особых ухищрений, кроме обычного усиления сигнала, не требуется. Можно даже самому проверить эту методику. Просто создайте в комнате абсолютную тишину и поставьте вместо игры проигрывателя кончик вашего ногтя или обычную деревянную зубочистку. И вы услышите тихую-тихую мелодию, которая будет литься с крутящегося диска – получается, что ваш ноготь тоже может проигрывать виниловые пластинки, только ему не хватает усилителя.

Появилась сама технология считывания ранее записанного звука с твёрдой поверхности благодаря Эдисону. Ещё на службе в телеграфе он заметил, что контакты, скользя по ленте перфокарты, издают разные звуки, высота которых зависела от формы дырочек. Именно тогда, в 1877 году, Эдисон и запатентовал устройство, названное им фонографом. Но это был только лишь предок настоящего проигрывателя – несовершенный и медлительный. Его технология заключалась в том, что игла записывала и проигрывала в вертикальном положении звук на оловянный валик или же деревянный валик, покрытый оловянной фольгой. Также порой применялся валик, обернутый бумагой с толстым слоем воска. Недостатки технологии были заметны с первого взгляда: звуковая дорожка быстро деформировалась, тиражирование таких записей было слишком сложно технологически и довольно дорого, да и к тому же аппарат был очень чувствителен к малейшим колебаниям. Только в 1897 году Эмиль Берлинер создал два уникальных устройства: рекордер, записывающий звук на пластинку из цинка, с помощью которой потом и тиражировались пластинки, и столь знаменитый граммофон, устройство которого и получило продолжение в современных проигрывателях. Технология Берлинера оказалась не только более простой, чем у Эдисона, но и экономический более выгодной: один цинковый диск, полученный на рекордере, позволял наштамповать более пятисот копий пластинок для граммофона. Стоит отметить, что ещё десять лет ушло на поиски идеального материала для пластинок. Вначале это был эбонит, и только много лет спустя граммофонные пластинки стали изготавливать из шеллака – особого вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми. И ещё много десятилетий именно этот материал служил основой для производства пластинок – до тех пор, пока не появился винил. Появление достаточно прочного материала было жизненно важно: пластики не выдерживали долгого издевательства стальными звукоснимающими иглами и быстро теряли свойства. Потому довольно часто встречались такие варианты, когда одна и та же песня записывалась на обе стороны пластинки – просто чтобы продлить жизненный срок музыкального чёрного диска. Не стоит даже упоминать, что о понятии альбом никто и не задумывался – на одну пластинку помещалась только одна песня. И только в 1931 году появилась технология стереозаписи в одной канавке, а заодно и более совершенные звукоснимающие головки – всё вместе это позволяло записать на диск две-три песни.

Особым революционным этапом развития виниловой пластинки стал 1958 год. Тогда лабораторные исследования выдали довольно интересный результат, который и был немедленно введён в производство. Технология заключалась в том, что звукоснимающая игла ловила не только вертикальные вибрации, но и горизонтальные, а заодно края канавки наклонились под углом сорок пять градусов. Теперь вертикальные неровности дорожки передавали правый канал, а горизонтальные – левый. Виниловые пластинки продолжали и дальше совершенствовать, были даже попытки выдавить из них квадрофоническое звучание, а потом даже считывать неровности лазером. Но все эти необычные технологии не прижились, и виниловая пластинка в течение десятков лет сохраняла неизменный облик.

Технология записи на пластинку принципиально не менялась практически с появления граммофона. Менялся только инструментарий – вслед за техническим прогрессом совершенствовалась звукозаписывающая аппаратура и технологический процесс. Ныне всё происходит так. Записываемый звук сразу же преобразуется в механические колебания специального резца – именно он наносит на стальной диск, покрытый тончайшим слоем меди, круговые линии, полностью передающие малейшие изменения звуковой волны. А вот уже с этого шаблонного диска методом гальванопластики и получают никелевые копии диска, которые и будут использоваться при дальнейшем процессе изготовлении пластинок. В ходе технологического процесса получают никелевые копии диска со своеобразным негативом записанного звука. Именно такие пластинки и служат на производстве формой для прессования грампластинок. Из никелевых негативов формируют пресс-формы, которые непосредственно и штампуют виниловые пластинки. Одна пресс-форма позволяет выпустить многие тысячи пластинок. Стоит отметить, что в процессе производства в первой партии пластинок отбираются контрольные экземпляры и прослушиваются в специальных звуковых кабинах, чтобы сразу же определить брак в пресс-формах, если он есть. Далее все пластинки после пресса проходят температурную выдержку – это помогает избежать коробления. Кроме того, проверяется и внешний вид пластинок уже на этапе упаковки. Такой сложный и многогранный процесс контроля и создаёт необходимые условия для появления идеального звука на виниловых пластинках.

Не стоит забывать и об отечественных заводах. Когда-то на просторах СССР виниловое производство было крупнейшим в мире. И в последние годы предприниматели пытаются возродить деятельность некоторых заводов. Например, Апрелевский завод грампластинок уже сейчас активно присутствует на рынке, предлагая не только стандартные чёрные виниловые пластинки, но и диски в самых разных цветовых решениях, а заодно в необычных формах – сердца, многогранника, капли.

Скретч создаёт удивительно динамический эффект звука, который завораживает и подчиняет многотысячные толпы магическому звучанию и ритму. Производители музыкального оборудования прекрасно это понимают, и потому дань винилу отдаётся практически всеми производителями профессионального музыкального оборудования. Особо отметить здесь стоит японских производителей Technics.


Кто придумал грампластинки и как они устроены

Фонограф Эдисона

Эмиль Берлинер, изобретатель граммофона и пластинки

Теперь тиражировать звуковую запись стало проще – для производства применяли стальную матрицу, а сами пластинки производили из эбонита - вулканизированного каучука. Впоследствии он был заменен на более дешевый материал – шеллак, который представляет собой природную смолу, выделяемую некоторыми видами насекомых.

Пластинки из шеллака - более тяжелые, более хрупкие

Какими были пластинки в XX веке

Отдельная страница в истории грампластинок – это эволюция их размеров и скорости вращения. Самые первые, выпущенные в конце позапрошлого века, могли воспроизводить не больше двух минут записи. Диаметр таких пластинок составлял семь дюймов, или 175 миллиметров, дорожка была довольно широкой, а скорость вращения при проигрывании пластинки составляла 78 оборотов в минуту.
Появились двусторонние пластинки – это позволило увеличить общее время записи. С 1903 года стали делать 12-дюймовые диски, и на каждой стороне уже можно было прослушать до пяти минут музыкальной записи.

Производители пластинок стремились увеличить продолжительность звучания, прочность материала и снизить стоимость . Так появился винил и несколько вариантов скоростей

Производители пластинок стремились увеличить продолжительность звучания, прочность материала и снизить стоимость . Так появился винил и несколько вариантов скоростей

Большая пластинка продавалась за 2 рубля 15 копеек

Гибкие пластинки

От громоздкого граммофона и его переносной версии - патефона - к классическому советскому проигрывателю

От громоздкого граммофона и его переносной версии - патефона - к классическому советскому проигрывателю

Старые грампластинки за тысячи долларов

Прослушать сейчас любую музыкальную запись – дело настолько простое, что не требует практически никаких усилий. Уж точно не приходится ради заветной песни ехать в специальный магазин, искать там среди сотен и тысяч виниловых пластинок одну, а потом хранить ее в соответствии с правилами – вертикально, не перегревая, вдали от солнечных лучей и всего того, что может сказаться на целостности дорожки или поцарапать поверхность диска. И все же даже в наше время спрос на грампластинки не пропал, больше того – исследователи фиксируют даже рост продаж виниловых пластинок в первые два десятилетия XXI века.

И в новом тысячелетии виниловые пластинки прошлых лет пользуются большим спросом


Виниловая пластинка — это, без преувеличения, символ ХХ века. С конца XIX века и до конца ХХ века она была главным носителем музыки, а сейчас, с появлением современных носителей, она превратилась в легенду и получила новую жизнь.

В этой статье мы расскажем краткую историю грампластинок, а в следующей расскажем о том, как спасти пластинки от вечной гибели на свалке истории, дать им новую жизнь и увековечить!

История грампластинок, изображение №1

Изобретение грампластинок

Изобретение прообраза граммофона и патефона, как и грампластинок, пришлось на конец XIX века.

В 1877 году французский учёный Шарль Кро впервые научно обосновал принципы записи звука на барабан (или диск) и его последующего воспроизведения. В этом же году, а именно — в середине 1877 года, молодой американский изобретатель Томас Эдисон изобрёл и запатентовал прибор фонограф.

История грампластинок, изображение №2

В 1887 году американский инженер Эмиль Берлинер предложил использовать для записи носитель в форме диска. Эмиль Берлинер взял за основу наработки Шарля Кро, изобрел и усовершенствовал 2 аппарата — рекордер (для записи звука), и граммофон (для воспроизведения звука). Главное преимущество аппарата Берлинера в отличие от фонографа Эдисона состояло в том, что его изобретение дало возможность напечатать целый тираж — не менее 500 пластинок, что снижало расходы на изготовление, а значит, и на стоимость пластинок.

История грампластинок, изображение №3

Таким образом, благодаря изобретению Эмиля Берлинера получили широкое распространение грампластинки как носитель музыки.

Развитие виниловых пластинок

Первые настоящие грампластинки были выпущены в 1897 году. Еще в начале своего развития сформировались самые популярные размеры пластинок — гигант (12 дюймов или 300 мм), гранд (10 дюймов или 250 мм), миньон (7 дюймов или 175 мм).

История грампластинок, изображение №4

Виниловые пластинки в СССР

История грампластинок, изображение №5

История грампластинок, изображение №6

Но также в СССР существовал и черный рынок винила. Запретный плод сладок, и поэтому советских жителей больше всего интересовали импортные пластинки, которых не было в свободной продажи, которые привозились с страну минуя все опасности и риск. Такие пластинки было купить сложно, и кроме этого, их стоимость была сопоставима с целой зарплатой.

История грампластинок, изображение №7

Упадок распространения винила и возрождение интереса к пластинкам

В 90-х годах получили широкое распространение другие носители музыки — аудиокассеты, а позже диски, флешки и так далее. Это стало следствием упадка распространения виниловых пластинок. Однако, эпоха 90-х оставила множество легендарных альбомов, выпущенных на виниле.

В 2010-х годах возродился интерес к винилу. Секрет состоит в магии звука: винил любят за мягкость и теплоту звучания, а также за целый ритуал прослушивания музыки. Представьте себе: вы садитесь в мягкое кресло, достаете из красивого конверта пластинку, ставите пластинку на иглу, включаете, и с бокалом вина посвящаете время только музыке. Это непередаваемое эстетическое удовольствие!

Если с пластинками 1-й и 3-й категории все понятно, большой вопрос вызывают сотни миллионов пластинок 2 категории. Что с ними делать: выбрасывать на свалку или давать им новую жизнь?

Наша творческая мастерская ROCKCLOCK спасает виниловые пластинки от вечной гибели и превращает их в красивые дизайнерские изделия, и к тому же — полезные в быту (функция — настенные часы).

История грампластинок, изображение №9

История изготовления часов из пластинок (как и других предметов интерьера) не менее интересна, чем история самих пластинок. И этой истории будет посвящена следующая статья.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Я нашел в музее пластинки


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Вступление

Мы живем в 21 веке и музыку многие из нас слушают в наушниках, подключенных к телефону. А как слушали музыку в прошлые века, на каких носителях ее записывали и каким образом эти записи удавалось прослушивать? Эти вопросы у меня возникли, когда я стал разбирать хранящееся в музее множество пластинок. А почему бы мне не составить экскурсию и рассказать своим одноклассникам, к каким интересным экспонатам мы прикасаемся. Ведь на протяжении почти всего 20 века они были самым популярным, доступным и недорогим средством распространения аудиозаписей.

Мне очень захотелось не только послушать эти старые пластинки, которые слушали мои родители в детстве. Для этого нужен специальный прибор - проигрыватель, который также находится в нашем музее. Мне стало интересно, почему пластинки не используют в наше время и почему некоторые люди до сих пор их хранят?

Цель моей работы:

Изучение истории появления грампластинок в разных странах мира для написания экскурсионного маршрута для школьного музея;

Гипотеза - я предположил, что использовать пластинки стало неудобно, а хранят люди их для того, чтобы потом продать их как раритет.

Для достижения цели я поставил перед собой ряд задач:

выяснить, что известно современным детям о грампластинках;

изучить литературу и интернет-сайты по интересующему меня вопросу;

провести эксперимент - сравнить звучание музыки на современном носителе и на грампластинке;

разобрать имеющиеся в музее пластинки по заводам –изготовителям;

Объект исследования – грампластинка и история ее появления в разных странах мира;

Основные методы:

* изучение видов грампластинок в школьном музее;

* составление текста экскурсии;

2. История рождения грампластинки

В повседневной жизни нас окружает множество полезных вещей, без которых мы уже просто не можем обойтись. Но мы так привыкли к ним, что даже не задумываемся о том, что когда-то их не было. А ведь у каждой вещи есть своя история, у одной длиннее, у другой, может, совсем короткая, но всегда интересная. Вот об одной такой истории мне захотелось провести исследование. Это история грампластинок. Сегодня не все знают, что такое грампластинка и какая она.

Давайте совершим небольшое путешествие в ее историю. Первые попытки звукозаписи были предприняты в далеком 16 веке. Это были музыкальные шкатулки и табакерки, часы-будильники и башенные куранты. Такие инструменты появлялись в разных странах. И все же первый прибор для записи и воспроизведения звука был сконструирован американским изобретателем Томасом Алва Эдисоном в 1877 году и появился он Соединенных Штатах Америки. Сейчас мы знаем этот прибор как фонограф. Звук записывался на восковой валик тонкой металлической иглой. Но, естественно, такой звук не мог быть долговечным и качественным. Несмотря на это, в то время было разработано очень много видов фонографов. Кстати, усовершенствованными фонографами пользовались ещё наши деды вплоть до тридцатых годов.

А мы продолжаем свое путешествие.Нас ждет Франция, где в 1907 году служащий французской фирмы "Патэ" - Гильон Кеммлер предложил усовершенствование граммофона. Его идея заключалась в том, чтобы поместить рупор внутрь корпуса граммофона. Сконструированный таким образом граммофон получался малогабаритным и переносным, а в обиходе стал называться патефоном.

3.История появления пластинок в России

В первые послереволюционные годы грампластинки активно использовались для пропаганды и агитации. По прямому указанию Ленина, являвшегося членом отдела граммофонной пропаганды при Центропечати, на Апрелевской фабрике начали выпускать пластинки с записями выступлений новых российских руководителей. Кстати, на ней было записано и несколько выступлений Ленина.

Вскоре она была преобразована в завод, на котором работало более тысячи человек, а ежегодный выпуск достигал 19 миллионов пластинок. Так как сырья для производства пластинок не хватало, была придумана интересная форма сбора вторсырья.

4. Из какого материала изготавливались первые пластинки

А из чего только не делали первые пластинки! Из воска, целлулоида, каучука, металла и даже. шоколада, да, самого настоящего шоколада! В начале века продавались такие "вкусные" пластинки - сначала их можно было послушать, а потом съесть, - наверное, если запись не очень понравилась.

Каким же образом на шершавом кругляше хранится звук. (Приложение № 5)

Понятно, что таким способом много пластинок не сделаешь.

Нужно было чем-то заменить смолу. На помощь пришла пластмасса. До появления полихлоридвинила – шеллак являлся сырьем для производства граммофонных пластинок. Появление достаточно прочного материала было жизненно важно – пластинки не выдерживали долгого издевательства стальными звукоснимающими иглами и быстро теряли свойства.

В начале 50-х годов в Советском Союзе стали выпускаться оригинальные звуковые открытки - письма. На этом письме была приклеена маленькая грампластинка. На ней помещался только один куплет популярной песни, а на развороте печатались ноты песни. На первой странице помещался текст песни вместе с фотографией певца. На специально предназначенном месте "Для письма" можно было написать небольшое послание или поздравление. Таким образом, велась реклама советской песни, но согласитесь, что очень приятно было получить такое письмо.

5. Что из себя представляет грампластинка?

Это исследование я провел на примере грампластинок, имеющихся в нашем музее. Это диск, на одной или двух сторонах которого нанесена непрерывная извилистая дорожка, форма которой соответствует звуковой волне. (Приложение№6)

Каждая пластинка имеет этикетку. Это маленький бумажный кружочек в центре диска. Нижняя часть этикетки отведена под мини-рассказ о том, что записано на диске: это имена авторов, название произведений, имена исполнителей и перечень музыкальных инструментов.

В 1997 году в стране был полностью прекращен выпуск пластинок. На смену пластинкам пришли магнитофонные кассеты.

Считаю, что цель своей работы мне удалось выполнить. На основании исследовательского материала мне удалось написать экскурсионный маршрут и создать презентацию, рассказывающую не только историю старинных пластинок, но и краткую историю о тех государствах, что способствовали эволюции звукозаписи.

В школьном музее мы с моим руководителем планируем открыть экспозицию, посвященную пластинкам.

Текст экскурсии прилагается.

Старых песен целый клад

И решил я их послушать,

Чтобы историю их рассказать

Чтобы ответить на эти вопросы давайте совершим небольшое туристическое путешествие по местам, где зарождалась и совершенствовалась история звукозаписи.

2 слайд: Начнем мы с далекого 16 века. Ведь именно тогда были предприняты первые попытки звукозаписи. Это были музыкальные шкатулки и табакерки, часы-будильники и башенные куранты. Такие инструменты появлялись в разных странах. А я предлагаю вам из 16 века сразу перенестись в 19 век в Германию.

3 слайд: Именно в Германии появилось изобретение, которое назвали чудом века- граммофоном. Его создатель – немец Берлинер. Благодаря его открытию родилась граммофонная пластинка, сделанная из целлулоида.

4 слайд: Чтобы узнать, как она выглядела, мы отправимся в Соединенные Штаты Америки, где она хранится в Национальном Музее в городе Вашингтон. Предлагаю послушать первую звукозапись.

5 слайд: Ну а наше путешествие продолжается. Нас ждет Франция, где Гильон Кеммлер усовершенствует граммофон. Мастер создает такую конструкцию, при которой прибор становится небольших размеров и получает название патефон.

6 слайд: В 50-е годы на смену патефону приходит электрический проигрыватель.

7 слайд: Но знаете, вместе с граммофонами, патефонами и электрическими проигрывателями менялись и пластинки. Первые пластинки назывались рекордами, от английского слова запись. Они были толстые с шероховатым краем и весили почти полкилограмма.

8 слайд: А как вы думаете из чего изготавливались первые пластинки. Одну подсказку я вам уже дал в начале экскурсии. Кто запомнил? Правильно, это был целлулоид. А еще материалом для них служили воск, каучук, металл и даже шоколад.

Да-да, самый настоящий шоколад. В начале 19 века продавались такие вкусные пластинки. Сначала их можно было послушать, а потом съесть. Особенно если запись не понравилась.

9 слайд: Как вы понимаете, все эти материалы не очень годились для пластинок. А дело вот в чем- длина звуковой бороздки только одной песни составляла около километра. И пока игла бежала по дорожке, она давила на нее с невероятной силой – около тонны на квадратный сантиметр. Это примерно тоже самое, что поставить слона на одной ноге на спичечный коробок. Какой же материал может выдержать такое давление?

Чем же примечательно это насекомое? А тем, что выделяет смолу, их которой делает себе скорлупу. Так вот оказалось, что эту смолу можно плавить, смешивать с другими веществами, подвергать давлению – она все равно останется эластичной и в то же время твердой. Эту смолу стали использовать для изготовления грампластинок. Правда, изобретение оказалось слишком дорогим. На одну грампластинку требовалось 4 тысячи жуков.

11,12 слайд: Спасла от дороговизны и малых тиражей изготовления пластинок пластмасса. Ее плотная поверхность позволила сблизить и одновременно сузить звуковые дорожки. Из Индии мы отправляемся в наш школьный музей, где хранится большая коллекция таких грампластинок

13 слайд: Ведь первую российскую пластинку выпустили в подмосковной Апрелевке в 1910 году. Как видите, наш маршрут путешествия привел нас в Подмосковье.

14 слайд: Что же из себя представляет грампластинка? Как видите это диск, на одной или обеих сторонах которого нанесена непрерывная извилистая дорожка, форма которой соответствует звуковой волне.

15 слайд: Каждая пластинка имеет этикетку. Это маленький бумажный кружочек в центре диска. Нижняя часть этикетки отведена под мини-рассказ о том, что записано на диске – это имена авторов, название произведений, имена исполнителей и перечень музыкальных инструментов.

16 слайд: В середине 20 века изменилась технология изготовления пластинок. В 1950 году появился новый небьющийся материал для пластинок – поливинилхлорид.

В конце 20 века фирма Мелодия перестала существовать. В 1997 году был полностью прекращен выпуск пластинок. На смену пластинкам пришли магнитофонные кассеты. Вот и подошло к концу наше путешествие в мир истории звукозаписи. Как вы думаете, прощаемся ли мы с пластинками? Оказывается, нет! В мире наблюдается большой интерес к пластинкам. Истинные любители музыки считают цифровую запись неестественной, слишком чистой. Пластинка же дает возможность услышать всю красоту голоса исполнителя. Давайте в этом убедимся.

Сквозь шипение пластинок

Слышно, как издалека,

Будто бы несет куда-то

Звуки времени река.

Спасибо за внимание! Прошу обратить внимание на подготовленные вопросы!

Приложение №1 Первые звукозаписывающие инструменты. Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.

Изобретатель граммофона Э.Берлинер. Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.

Приложение№2 Первый патефон. Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.

Первые электрические проигрыватели.

Приложение №3. Из чего изготавливались пластинки. Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.

Приложение № 4. Школьная коллекция пластинок. Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.

Приложение № 5. Первые Российские заводы. Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.

Список используемой литературы и других источников

1 Большая Советская энциклопедия. Москва. Изд-во "Советская энциклопедия", 1972г. Том 7.

Читайте также: