Мечеть в самаре доклад

Обновлено: 17.05.2024

Религия и свобода неразделимы.

Этого дня самарские мусульмане ждали 70 лет. Семь десятилетий назад в городе были закрыты сначала Соборная мечеть на Оренбургском спуске (в районе нынешнего Дворца спорта), а потом и на улице Обороны (бывшей Казанской, теперь Алексея Толстого) — его здание, как известно, существует и поныне.

Только в 1967 году власти разрешили верующим оборудовать молельный дом, который только в 1985 году был дополнен маленьким минаретом и полумесяцем, и все эти годы он служил своеобразным центром мусульманской жизни города и области.

Постройки новой мечети самарские мусульмане ждали с большим нетерпением 10 лет. В конце 80-х годов, когда в нашей стране началась перестройка и вместе с ней возрождение духовности и национальных традиций, возникла идея строительства в Самаре настоящей мечети. Были планы возведения ее за Домом молодежи, потом местом возведения мечети стал район пересечения улиц Стара-Загора и XXII партсъезда, и в августе 1992 года здесь были забиты первые сваи под его фундамент. Все мы были свидетелями того, как шла здесь работа, как росли стены будущей мечети, и она все больше и больше принимала форму величественного здания, которое выполняет исключительно специфическую роль. Мечеть — Дом Аллаха, сюда верующие приходят с надеждой на постижение истины, ниспосланной Всевышним, успокоение своих сердец.

Последние три месяца были особенно волнующими. 6 сентября на встрече делегации самарских мусульман с Губернатором области К. А. Титовым было принято решение: до конца 1999 года мечеть сдать. Мусульманская общественность сразу узнала об этом. И с особой энергией закипела здесь работа. Облик здания менялся на глазах, благоустраивалась прилегающая территория. Строители работали в две-три смены, снабженцы еле успевали подвозить материалы…

Но, как справедливо отметил, открывая праздник, председатель Духовного управления мусульман Самарской области, муфтий Вагиз-хазрат Яруллин, без помощи областной и городской администрации мы не одолели бы такое большое дело.

Еще один фактор успешного ведения и завершения главной стройки — единство мусульманской уммы в достижении общей цели. Мусульманская община Самарской области отличается спокойствием в своих рядах, плодотворной работой и добрососедскими отношениями с людьми других национальностей и вероисповеданий. Об этом на торжественном собрании говорили Талгат Таджутдин, Константин Титов, наши гости Аюп-хазрат Дебердеев (Ульяновск), Махмут-хазрат Валитов (Москва) и другие.

Выступавшие вспоминали, как в марте 1995 года по инициативе Вагиз-хазрата Яруллина и Зульфата Салахова был создан Попечительский совет, после чего строительство мечети стало набирать необходимые обороты; называли имена тех, кому по воле Всевышнего довелось непосредственно участвовать в оформлении разрешения на строительство, поиске финансовых средств, организации работ, снабжению стройматериалами и так далее. Это — Вазых Мухамметшин, Ринат Садыков, Вагиз Кадыров, Исмагиль Феткулов, Миргарифан Галялетдинов, Равиль Ягудин, Джамиль Валиуллин, Амина Шамсутдинова, Рашид Абдуллов, Харис Гиниятуллин, Лябиб Мустафин, Хабиль Бикташев, братья Умар и Усман Амировы, Мунир Вальшин и многие-многие другие.

Мечеть, построенная по проекту архитектора Расима Вальшина, имеет площадь 1200 кв. метров и может вместить одновременно для молитвы более тысячи чело-век, высота минарета — от основания мечети до верхней точки полумесяца — 60 метров.

…Золотой минарет и полумесяц Самарской Соборной мечети видны издалека, они особенно прекрасны в ясную солнечную погоду. Это — вечно светящаяся звезда, маяк, зовущий каждого на намаз и к праведной жизни, символ надежд на мир в наших домах и спокойствие в наших душах.

Жизнь традиционной татарской общины не мыслилась без деятельности мусульманского священнослужителя. Во главе духовных дел мусульман-татар г.Самара стояли, в основном, образованные, мудрые люди с большим жизненным опытом. Но до сегодняшнего дня их жизненный путь почти не изучен. В данной статье хотелось бы затронуть именно эту тему и хотя бы кратко раскрыть известные нам моменты из их биографий.

Первая мечеть

Абдрахим Мельзетдинов

Годы жизни – (? — 1860) / годы духовной деятельности – (1840 – 1860)

Самым первым известным муллой самарской городской общины мусульман можно считать Абдрахима Юмангуловича Мельзетдинова, выходца из с.Большой Труев (Индерка) Кузнецкого уезда Саратовской губернии. Как духовное лицо он встречается в документах с 1851 года – тогда А.Мельзетдинов сдал экзамен в Оренбургском Магометанском Духовном Собрании (ОМДС) и получил статус имама, который был принят Самарским губернским правлением и утверждён гражданским муллой горо да, а с 1852 г. – военным муллой для отправления духовных треб мусульман солдат-рекрутов в Самарском гарнизонном батальоне. Избрание его народом говорит о том, что духовную деятельность, будучи общественным муллой, он начал уже в 1840-х годах.

Абдрахим-хазрат вёл имамат — руководил коллективным намазом в молитвенном доме, построенном во дворе своего дома и оборудованном под мечеть.

Зейнель-абидин Мельзетдинов

Годы жизни — (1832-1897) / годы духовной деятельности — (1857 -1886)

Уже с 1854 г. Абдрахиму Мельзетдинову в помощь утверждается его сын — Зейнель-абидин Мельзетдинов, который в 1857 г. определяется властями уже и как «указный мулла для исполнения «духовных треб нижними чинами (рядовыми) магометанского исповедания. Зейнель-абидин-хазрат, кроме имамства в молитвенном доме, построенном во дворе своего дома, выполнял очень большую работу — исполнял обряды на домах гражданского мусульманского населения Самары, в гарнизоне – для солдат-мусульман Оренбургского линейного батальона, приводил к присяге поступающих в рекруты, принимал клятвы у подсудимых на суде, духовно опекал больных в земской больнице и арестованных в городской тюрьме и руководил похоронами всех умерших мусульман.

Фазлетдин Мельзетдинов

О Мельзетдинове-младшем известно лишь то, что в 1875 году, официально пройдя все необходимые процедуры в Магометанском Духовном собрании, был утверждён Самарским губернским правлением в помощь к своему отцу – Зейнель-абидин-хазрату – вторым муллой. Учился Фазлетдин-хазрат в одном из популярных тогда на всю Россию каргалинских медресе в Сеитовом Посаде под Оренбургом и прослужил имамом всего лишь 3 года — умер в ноябре 1878 года в возрасте 28 лет.

Шарафетдин Мухаммедьяров

(1834-1912) / (1885)

В 1885 году после ухода З.Мельзетдинова с должности самарская община временно избирает вместо него одного из своих активных и авторитетных членов, выполнявшего роль ходока самарских мусульман перед властями – выходца из Уфимской губернии самарского мещанина Шарафетдина Мухаммедьярова (тестя известного татарского предпринимателя, гласного городской думы г.Самара Махмуда Баишева, деда по материнской линии одного из авторитетных лиц татарской общины Самары и её долгожительницы Найли апа Баишевой). Шарафетдин-бабай занимал эту должность около полугода, справлялся со всеми обязанностями, с проведением актов гражданского состояния самарских мусульман о выполнении которых вносил должные записи в метрические книги.

Халильрахман Ибрахимов

Вторая мечеть

Шихабетдин Минюшев

Самарская соборная мечеть и самарское медресе, возглавляемые им, стали центрами распространения мусульманской духовности и образования в губернии. С именем Шихабетдин-хазрата связана почти вся деятельность самарской мусульманской общественности, как в религиозной, так и в общественно-политической и социальной жизни.

С благословения и при большой поддержке, а возможно, и некоторой личной инициативе хорошо знавшего русский язык Шихабетдин-хазрата были инициированы и выхлопотаны у властей и налажена работа всех социально-культурных учреждений мусульманской общины г. Самары – открытие культурно-просветительских и благотворительных обществ, выпуск журнала, открытие книжного магазина и т.д.

Труды Шихабетдин-хазрата не остались незамечанными и властями.

img003

Фатих Муртазин

(1875-1938) / (1902-1937)

Третья мечеть


Хатимулла Батталов

(1884-1938) / (1919 – 1930)

Батталов Хатимулла Фахретдинович – личность, внёсшая определённый вклад в сохранение на самарской земле исламской традиции в трудные и опасные годы. В послереволюционных документах, связанных с изъятием религиозных объектов из рук верующих и передачей их государству, имя Хатимуллы Батталова фигурирует как имам мечети. Надо полагать, что в бурные 1920-е годы – после смерти в 1919 году имама Хадиуллы Баталова и до закрытия мечети в 1930 году он какое-то время исполнял обязанности имама, – может быть, и на общественных началах. Это в какой-то мере подтверждает и его репрессирование. В период, когда мечети были закрыты, официально действовавших имамов не осталось, религиозно грамотный Хатимулла, как приверженец Ислама и мусульманской традиции, не мог оставаться в стороне от духовного окормления своих единоверцев.

Хатимулла Батталов (предположительно двоюродный брат Хадиуллы-хазрата Батталова) в составе большой группы татар-мусульман, арестованных в конце 1937 года был расстрелян в 1938 году.

img004

Наджиб Хабибуллин

(1883-1938) / (1923-1930)

Одним из духовных лиц, живших в Самаре и внёсших свой вклад в жизнь мусульман города, был Наджиб Хабибуллин.

Наджиб-хазрат ( Хабибуллин Мухаммед-Наджиб Хабибуллович) – уроженец д. Сафаджай (с. Красная Горка) Пильнинского района Нижегородской области, выходец из знаменитой семьи потомственных священнослужителей и педагогов Нижегородчины – Хабибуллиных. Выпускник казанского медресе Мухаммед-Наджиб, преподавал в новометодном сафаджайском медресе. В 1910 г. он переехал в Самару и стал одним из активистов Третьего прихода и участником строительства новой мечети. С 1912 г. по 1923 гг.

Наджиб-хазрат служил указным имамом мечети г. Кургана. В 1923 году он снова переезжает в Самару и, по версии нижегородских краеведов (Д.Денисова и др.), становится имамом Третьей мечети на Оренбургском спуске. Очень активный, прекрасно образованный имам и педагог в пятом поколении Наджиб-хазрат, даже понимая отношение новой власти к религии, не мог остаться в стороне от участия в деле духовно-просветительского и культурного развития местной мусульманской общины. 1937 году Наджиб-хазрат в числе нескольких десятков татар-мусульман был арестован, безвинно осужден Тройкой при УНКВД Куйбышевской области по политическим статьям, приговорен к высшей мере наказания и в февраля 1938 г. Вместе со своими единомышленниками расстрелян.

img005

Хасанша Богатов

(1844-1951)/(1894-1930)

Хасанша-хазрат Богатов (Хасанша Мухаммаджанович Габдулбогатов ( Габдульваххабов) – уроженец д.Иртуганово Ставропольского уезда Самарской губернии, самый известных из самарских муэдзинов – вторых лиц в мечетях. Выпускник самарского медресе, Хасанша-хазрат со дня утверждения Самарским губернским правлением в 1894 году муэдзином Второй мечети до её закрытия в 1930 г. служил на своей должности вместе с Шихабетдин- и Фатих-хазратами.

В 1930-е гг. был арестован, но волею Всевышнего, просидев несколько месяцев, был отпущен на свободу.

Хасанша-хазрат и после закрытия мечети продолжал исполнять необходимые религиозные требы. Его хорошо помнят в голодные 1921-е, в последующие и смутные 1929-й и 1930-й годы по поводу джиназа – обряда по случаю смерти мусульман, когда умирало немало народу и мало было участвующих в похоронах, иногда хоронить было некому. И вот он организовывал обмывание покойников, заворачивание в саван и сам прочитывал заупокойную молитву – джиназа-намаз. Делал он это, думается, просто в знак благодарности Всевышнему, и, уповая на Аллаха, а после 1938 года — считая себя более обязанным, потому что оставался единственным живым и свободным из всех пяти-шести духовных лиц, официально служивших в двух самарских мечетях и полагаясь на то, что власти его не тронут из-за преклонного возраста.

О духовных лицах мусульманской общины г.Куйбышева предвоенной и военной поры нам почти ничего не известно. Конечно же, ни о каких официальных имамах или муллах речи быть не могло. Но религиозная жизнь народа не останавливалась. Её поддерживали более начитанные старики и

Некоторое оживление в духовной службе началось с окончанием Великой Отечественной войны.

Исмагиль Хамзин

(1895-1965)/(1947-965)

Об этом невысокого роста человеке известно не много — был он мягким, тихим, очень доброжелательным и осторожным человеком. Но несмотря на это в тяжёлый и ещё опасный 1948 год.

В безмечетном Куйбышеве частный небольшой дом Исмагил-хазрата под номером 4 на Глухом переулке становится одним из многолюдных, для своего небезопасного времени, неразрешённых мест пятничных и праздничных молений мусульман города.

Хабибулла Масгудов

(1884-1963)/(1940-1963)

Хабибулла-хазрат с 1913 по 1923 год служил имамом в мечети д.Лашманка (совр. Черемшанский район Татарстана). Несколько этапов репрессий (лагеря Беломорканала, обычная тюрьма за неуплату семьёй сельхозналога) не сломили дух Хабибуллы Масгудова.

Время его духовного служения куйбышевским мусульманам относится к военным и послевоенным годам. По мере сил и возможностей своего периода, часто рискуя своей жизнью, он был имамом, на проходивших скрытно на дому коллективных пятничных и праздничных намазах, тайно бракосочетал, давал имена новорождённым, читал заупокойные джиназа-намазы, вёл разного рода религиозные мероприятия (поминки, новоселья и т.д), в основном, в семьях своих земляков.

Габбас Галиев

(1945-1971)/(1889-1967)

Фаттах Рахматуллин

(1887-1980)/(1940-1967)

img006

Ибрахим Ганеев

(1902-1968)/(1967-1968)

Только пережитое и увиденное заставляло его быть предельно осторожным. И Всевышний вознаградил его за терпение, твёрдую веру и непоколебимость в поклонении. Волею Творца и выбором народа он становится первым имамом вновь открытой официальной мечети регистрированной религиозной общины мусульман г.Куйбышева.

Избрание имамом Ибрахим-хазрата совпало с началом организации махалли (религиозной общины) после стольких лет борьбы с религией и запрета публичных богослужений. Хотя и посчастливилось уважаемому всеми куйбышевцами хазрату прослужить на своём посту лишь больше полугода, он приложил немало усилий для налаживания достойной жизни мусульманской общины областного города как организации. Об этом замечательном человеке в душе народа осталось много добрых воспоминаний.

Кашаф Шарафутдинов

Кашаф-хазрат (Шарафутдинов Кашшафетдин Шарафутдинович) – уроженец села Темирсяны Цильнинского района Ульяновской области, один из способных, образованных духовных лиц своего времени, самый смелый и активный из четырёх (И.Ганеев, К.Шарафутдинов, С.Мустаев, В.Яруллин) указных имамов 2-го советского (1967-1990 гг.) периода Куйбышевской мечети.

Кашаф-хазрат в революционные годы смог получить в одном из казанских медресе религиозное образование, долгое время жил в Горьком (совр. Н.Новгород), работал на производстве, регулярно посещал пятничный намаз в молитвенном доме, где некоторое время выполнял функции муэдзина. В 1964-1967 он служил имамом в Астрахани, а затем некоторое время – в мечети г. Перьми.

Время имамства Кашаф-хазрата в г.Куйбышеве – это период становления и укоренения в самарской городской среде, после почти 40-летнего отсутствия, татарского мусульманского общества. Кашаф-мулла, как говорят простые верующие, отдал много сил для налаживания полноценной работы мечети, наведения порядка в обрядовой жизни недавно организованной официальной куйбышевской общины мусульман. Участник Великой Отечественной войны Кашаф-хазрат был известен как человек принципиальный, точный, ответственный и от всех остальных требовавший должного отношения ко всему. Его глубокую вероубеждённость, принципиальность, высокие моральные качества и трезвость мышления отмечал даже областной уполномоченный по делам религиозных культов. Кашаф-хазрат является известным жителем нашей области и первым имамом при советской власти после долгого периода запрета совершившим в декабре 1974 хадж.

img007

Саит-акрам Мустаев

(1911-1983)/(1976-1983)

Саит–акрам /Саит-хазрат (Мустаев Саит-акрам Шайхельисламович) – имам, избранный куйбышевской общиной по рекомендации Кашафа Шарафутдинова по случаю его перевода. Он уроженец деревни Большие Тарханы Тетюшского района Республики Татарстан, представитель 4-го поколения известной династии мулл Мустаевых, успевший получить в первые послереволюционные годы базовое религиозное образование в медресе г.Буинска.

 Самарская соборная мечеть

Стены сложены из 4,5 тысячи кубометров кирпича, 2,5 тысячи кубометров площади выложено плитами из мрамора, 700 кубометров изделий из железобетона, 36 тонн изделий из железа.

С подходящим для возведения мечети местом не могли определиться довольно долго. Тогда рассматривались различные варианты размещения - и в Зубчаниновке, и на ул. Партизанской. 17 сентября 1989 года на месте пересечения улиц Партизанской и Борской даже состоялась церемония закладки первого камня в фундамент будущего храма.

Но вскоре выяснилось, что данная площадка не совсем подходит для строительства уникального культового сооружения подобного масштаба, который предполагает статус соборной мечети.

Над проектом соборной мечети работал известный самарский архитектор Расим Вальшин. Согласно проекту, мечеть должна была занимать площадь 3600 квадратных метров, а высота 4-этажного здания мечети вместе с минаретом должна достигать 67 метров.

После кропотливых изысканий, как рассказывает архитектор проекта Расим Вальшин, внимание было обращено на участок на пересечении ул. Стара-Загоры и XXII Партсъезда. Когда-то этот участок был выделен для строительства обкома комсомола, но перестройка помешала реализации планов. Но и на этом месте строительство мечети долгое время не начиналось.

Все строили предположения, что же разместится на данном участке – одной из самых высоких точек Самары, отличающейся выгодным расположением, которое и диктовало строительство здесь особого объекта с примечательной инфраструктурой.

Работы по подготовке котлована начались летом 1992 года, в апреле 1993 г. была забита первая свая. 20 мая 1995 года в торжественной обстановке в готовый фундамент были заложены первый кирпич и капсула с посланием для потомков. Тогда же было принято решение, что строящаяся мечеть станет соборной.

Официальное открытие первой самарской соборной мечети состоялось 28 ноября 1999 года. В этот же день в строящейся мечети состоялся праздник-митинг по случаю поднятия минарета и установки полумесяцев. Самарская соборная мечеть стала образцом мусульманской архитектуры конца XX века.

Работа над внутренним убранством мечети не прекращается и по сей день. По словам председателя религиозного общества мусульман самарской соборной мечети Фарида Аюпова, особое, неизгладимое впечатление на туристов и правоверных мусульман производит оригинальное оформление михраба (ниша в стене мечети, указывающая направление на Каабу. К ней обращаются лицом молящиеся мусульмане, перед ней стоит имам, руководящий коллективной молитвой, около нее ставится минбар – возвышение с ведущими к нему ступенями, нечто вроде кафедры, с которой читают проповеди в мечетях. - Прим. ред.).

В первую очередь посетителей поражает воплощение идеи создания михраба, который сооружен из мрамора. Если смотреть из молитвенного зала в сторону михраба в дневное время, то создается впечатление, что михраб освещен рассеянными лучами. Этот эффект достигается за счет витражей - цветных пластинок на окнах. Таким же образом оформлен вход в молитвенный зал со стороны прихожей.

Как рассказал Фарид Аюпов, здание мечети уже потребовало небольшого ремонта. В течение двух лет производился косметический ремонт всех этажей внутри мечети, заменено большинство дверей, утеплены окна, здание оборудовано с точки зрения противопожарной безопасности. В молитвенных залах расстелены ковровые изделия площадью более 750 квадратных метров, привезенные из Таджикистана. Также проведена реконструкция всех куполов, теперь их покрыли позолотой.

На территории мечети создан парк отдыха, посажены яблони, виноград, все проходы к мечети выложены асфальтобетоном, вдоль них высажены кустарниковые деревья и цветочные клумбы.

Совет мечети занимается совершенствованием внутреннего убранства здания, сегодня в мечети ведутся службы, которые посещают тысячи мусульман, совершаются обряды бракосочетания и наречения именем новорожденных.

Самарская Соборная мечеть — одна из достопримечательностей города

Объемные купола с полумесяцами, высокий минарет, который возвышается над окрестностями парка Гагарина, — Самарская Соборная мечеть давно стала одной из достопримечательностей нашего города. В преддверии 20-летия со дня ее открытия мы побывали в гостях у муфтия и председателя регионального духовного управления мусульман Самарской области Талип-хазрата Яруллина.

Талип-хазрат Яруллин — потомственный муфтий

Фото: Алексей Ногинский

Он рассказал, почему переносили место возведения мечети и как собирали деньги на ее строительство.

Инфографика: Дмитрий Гладышев

Прогуляйтесь по просторам Самарской Соборной мечети и полюбуйтесь великолепием этого сооружения вместе с нами. А еще посмотрите, как выглядит мечеть с высоты птичьего полета.

20 мая 1992 года заложили первый камень в фундамент Самарской Соборной мечети. 14 ноября 1998 года воздвигли минарет, а 15 декабря 1998 года в мечети прочитали первый намаз. Официальный день открытия — 28 ноября 1999 года. Мечеть по праву считают одним из крупных культовых сооружений России и Европы. Высота ее минарета — 65 метров, площадь одного этажа — 1200 квадратных метров. Сейчас в Самарской Соборной мечети совершают ежедневные пятикратные, заупокойные и ежегодные праздничные намазы, а также обряды имянаречения, бракосочетания. Проводят благотворительные обеды и помогают нуждающимся.

Необходимость строительства мечети в Самаре окончательно оформилась в начале 90-х годов. Подготовили проект и смету, которая составила около рублей. На тот момент у духовного управления мусульман в распоряжении было только 400 тысяч рублей. Выручили книги, которые самарским мусульманам прислали в дар из Саудовской Аравии.

— Нам привезли 30 тысяч Коранов, и мы решили продавать их по 33 рубля, чтобы собрать деньги на возведение мечети. Чтобы реализовать все книги, пришлось ездить по другим регионам и странам. Больше всего продали в Узбекистане. Таким образом удалось собрать миллион рублей. Остальные средства решили собрать во время строительства, — вспоминает Талип-хазрат Яруллин.

Читайте также: