Первые советские кодексы доклад

Обновлено: 04.07.2024

Основой семьи признавалось “реальное происхождение”. Это означало, что только реальное происхождение ребенка от своих родителей могло порождать права и обязанности детей и родителей, а также братьев и сестер. Внебрачные дети приравнивались к рожденным в браке. Отцовство устанавливалось местным отделом Загса, а в случаях споров – судом. На установленного отца возлагалась обязанность участвовать в расходах, связанных с беременностью, родами и содержанием ребенка. Если обнаруживалось, что мать ребенка в момент зачатия находилась в близких отношениях одновременно с несколькими лицами, суд мог возложить обязанность участия в указанных расходах на всех ответчиков. Кодекс возложил обязанность по взаимному содержанию не только родителей и детей, но и на других восходящих и нисходящих родственников, а также на полнородных и неполнородных братьев и сестер. Кодекс отменил институт усыновления. Кодекс содержал нормы опекунского права. Опека устанавливается над несовершеннолетними или душевнобольными, и прекращается, если отпадает основание для ее учреждения. Попечительство над совершеннолетним лицом устанавливается по его о том ходатайству, если окажется, что это лицо вследствие старческой дряхлости или других недугов или неопытности не может надлежащим порядком вести свои дела, защищать свои интересы. Попечительство прекращается, если отпало основание его учреждения. Органами опеки являлись опекунские учреждения – отделы социального обеспечения. Кодекс действовал 8 лет.

В годы гражданской войны получили дальнейшее распространение нормы трудового права. Был утвержден Кодекс законов о труде в декабре 1918 года. Впервые в Кодексе было провозглашено право граждан на труд. В кодексе были закреплены основные положения, регулирующие порядок найма и увольнения с работы, рабочее время и время отдыха, организацию охраны труда. Кодекс закреплял максимально возможную продолжительность рабочего времени и минимальную продолжительность времени отдыха. На практике при заключении коллективных договоров между работниками и администрацией, а также при выработке трудового распорядка эти условия могли изменяться. Действие кодекса распространялось и на государственные предприятия, так и на частные. Кодекс устанавливал трудовую повинность, то есть обязанность труда для всех трудоспособных. Таким образом, делалась попытка привлечь к труду буржуазию и другие нетрудовые элементы.

52.Разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 г. Высшие и местные органы власти по Конституции.

РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ РСФСР 1918 года.

Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая Советская Конституция обобщила, хотя и весьма небольшой опыт государственного строительства. В ней был использован нормативный материал, накопившийся с октября 1917 г.

- национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.

В Декларации отмечались также основные принципы советской внешней политики: борьба за мир, против колониального угнетения, за осуществление права наций на самоопределение в международном масштабе.

Таким образом, Декларация в течение какого-то времени могла выполнять функции Конституции. Она была как бы малой, краткой, временной Конституцией Советского государства. Ставить вопрос о развернутом Основном законе в условиях января 1918 г. было преждевременно: революция победила еще не на всей территории страны, государственный механизм находился в стадии строительства, вопрос о форме государственного единства был решен только в принципе, правовая система находилась в процессе становления, сохранялось состояние войны с Германией, перемирие было весьма шатким.

30 марта 1918г. Центральный Комитет Коммунистической партии принял решение поручить Я. М. Свердлову провести через ВЦИК организацию комиссии для разработки Основного закона. Я М. Свердлов уже 1 апреля выступил на заседании ВЦИК с докладом о создании такой комиссии, и она была образована из пяти членов ВЦИК и представителей шести наркоматов; несколько позже в комиссию вошло еще несколько членов.

Комиссия была многопартийной: кроме большевиков в нее входили два левых эсера и один эсер-максималист (с совещательным голосом) Председателем комиссии стал Я. М. Свердлов, его заместителем — М. Н. Покровский, секретарем — В. А. Аванесов. О значении, которое придавалось разработке Конституции, говорит тот факт, что комиссию возглавил председатель ВЦИК, в нее вошли 3 члена Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков), крупные ученые, видные государственные деятели.

Участие в комиссии эсеров, конечно, несколько осложняло работу, однако сколько-нибудь существенного влияния на ее ход оказать не могло, поскольку большевики преобладали в комиссии: против 2—3 эсеров могли выступить 10—12 большевиков. Хотя на заседаниях комиссии обычно присутствовали не все ее члены, однако большинство при решении принципиальных моментов за коммунистами обеспечивалось всегда. Это вовсе не означает, что работа комиссии проходила безмятежно и без всяких споров. Совсем наоборот: такие споры, порой ожесточенные, можно отметить на каждом заседании комиссии ВЦИК. Столкновения мнений были не только на межпартийной основе, но и возникали между самими большевиками. И неудивительно. Создавалась первая в истории человечества Конституция социалистического государства, не имеющая никаких прецедентов, а опыт нового государственного строительства был весьма невелик.

И. В. Сталин стоял на иных позициях.Исходя из ленинских идей и накопленной практики государственного строительства, он предложил строить федерацию по национально-территориальному принципу. Комиссия большинством 5 против 3 голосов приняла проект Сталина. 19 апреля комиссия ВЦИК закончила обсуждение основных положений Конституции и, разбившись на подкомиссии, приступила к работе над отдельными разделами закона. До июня 1918 г. одна за другой принимались подготовленные главы. Параллельно с комиссией ВЦИК над своим проектом Конституции работали и в наркомате юстиции.

К концу июня многие разделыпроекта Конституции были готовы, однако завершенного текста Основного закона еще не было. 26 июня вопрос о Конституции обсуждался в ЦК РКП(б), который был обеспокоен тем, что к приближающемуся V Всероссийскому съезду Советов проект не готов. Накануне съезда Я. М. Свердлов поручил члену комиссии ВЦИК Ю. М. Стеклову и делегату V съезда Советов, председателю Казанского Совета Я. С. Шейнкману завершить работу над проектом.

Конституция РСФСР закрепиласложившуюся систему органов власти и управления. Высшими органами власти и общего управления являются Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминает также (ст. 45) о Президиуме ВЦИК, но сколько-нибудь полно его правовое положение не раскрывает. Органами отраслевого управления согласно Конституции являются народные комиссариаты, которых теперь стало восемнадцать.

Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления. Органы Советской власти всех степеней были выборными.

53. Права и обязанности граждан по Конституции РСФСР 1918 г. Избирательное право.

Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если эти права используются в ущерб трудящимся. Прямо предусматривалось и два конкретных случаях такого лишения прав. Статья 65 лишала избирательных прав лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, некоторые другие категории населения. Статья 19 ограничивала их в праве военной службы, говоря, что право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей.

Конституция исходила также из принципа равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Несмотря на то, что особой статьи об этом в тексте нет, принцип равноправия последовательно проводится по всему Основному закону. Специально равноправие женщины с мужчиной подчеркивается в избирательном праве, где оно имеет особое значение.

Конституция предоставилагражданам широкий для своего времени круг демократических свобод: свободу совести (ст. 13), свободу слова и печати (ст. 14), свободу собраний (ст. 15), свободу объединения во всякого рода союзы (ст. 16). При этом в законе каких-либо оговорок или ограничений, кроме уже упоминавшихся — классовых, нет: все свободы предоставляются только трудящимся.

Громадной проблемойдля левых партий в дореволюционное время была практическая реализация свободы печати. Свобода-то провозглашена была, а издательств, типографий, бумаги не было. Теперь все это было в руках пролетарского государства.

Даже в годы гражданской войны реально осуществлялась свобода слова, причем не только для трудящихся. В Москве, например, действовала Вольная Академия Духовной Культуры, где читали лекции профессора, далекие от марксизма. Так, в 1919/1920 учебном году здесь прочитал свой курс религиозной философии истории Н. Бердяев, раскритикованный В. И. Лениным еще до революции. В названном курсе лектор жестко критиковал марксизм.

Конституция отразилатакую черту советской демократии как соответствие правам граждан их обязанностей. Перечислив права граждан, Конституция называет и важнейшие их обязанности. Так, ст. 18 Основного Закона РСФСР провозглашает всеобщую обязанность трудиться, а ст. 19 — всеобщую воинскую обязанность.

Основной закон закрепилпринцип всеобщего для трудящихся избирательного права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов как вероисповедание, национальность, оседлость и т. п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз — возрастной, притом очень низкий, 18 лет. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.

Принцип неравенстваизбирательных прав для городского и сельского населения был зафиксирован в Конституции, правда, не в общей форме, а применительно к выборам отдельных звеньев государственного механизма. Закон применяет разные единицы измерения: в городах счет идет по избирателям, на селе — по жителям, более широкому понятию. Поэтому на практике преимущество рабочих перед крестьянами выражалось примерно в соотношении 3:1. До Конституции такое преимущество было даже больше.

Конституция закрепилапринцип многостепенности выборов. Прямые выборы производятся только в органы власти населенных пунктов — городов и селений. Уже в волостных органах непосредственное представительство граждан исключается. Волостные съезды Советов составляются из представителей всех сельских Советов волости из расчета I депутат на каждые 10 членов Совета (ст. 35). Здесь, таким образом, выборы двухстепенные.

Уездные и районные съезды Советов формируются также сельскими Советами, т. е. здесь выборы тоже двухстепенные, но норма представительства исчисляется уже не по числу членов Совета, а по количеству жителей на территории сельсовета. В уездных съездах Советов могут участвовать и представители Советов небольших городов.

Двухстепеннымибыли выборы и на губернские съезды Советов, но здесь допустима третья ступень: если уездный съезд Советов собирается непосредственно перед губернским, то выборы на последний производятся на уездном съезде. Не менее трех ступеней нужно пройти на выборах областных съездов Советов. Они составляются, как правило, из представителей городских Советов и уездных съездов Советов, но если непосредственно перед областным съездом происходит губернский, то делегаты избираются на нем.

Аналогично производятся выборы и на Всероссийский съезд Советов: от городов и губерний, но с допущением представительства непосредственно от уездов или, наоборот, от областей (ст. 25), т. е. здесь для сельского населения выборы не менее чем четырех степенные. Для городских избирателей выборы на все съезды Советов двухстепенные.

Система многостепенныхвыборовимела своим историческим предшественником и образцом систему выборов в партийные органы. В условиях революции она была наиболее простой и доступной для трудящихся даже с технологической стороны, не требуя громоздкого избирательного аппарата, неизбежного при прямых выборах. В послереволюционные годы многостепенные выборы выполняли и одну специфическую задачу — они служили своеобразным фильтром, препятствующим проникновению чуждых элементов в высшие органы государства.

Конституция не фиксируетстрого порядок выборов и голосования, оставляя его на усмотрение местных Советов и ВЦИК (ст. 70). Однако некоторые общие положения отражены в тексте Основного закона. Закон исходит из производственно-территориального принципа, сложившегося на практике.

Такая система, очень простая по организации и очень дешевая, позволяла вместе с тем избирать депутата, хорошо известного избирателям, часто выдвигаемого из своей среды. Выборы проводились в дни, устанавливаемые местными Советами (ст. 66). Единого для всей страны, даже губернии, а порой — и уезда, дня выборов не устанавливалось, по сути дела, никакой избирательной кампании не проводилось.

Голосование могло быть как тайным, так и открытым.На практике и после принятия Конституции применялись оба порядка голосования.

В СССР всегда являлась многонациональной страной. Всего по стране насчитывалось 147 языков и диалектов, примерно столько же было и национальностей. I Мировая война и революция привели к распаду Российской империи, что не могло не сказаться на взаимоотношениях между народами. Поэтому большевики должны были обращать самое пристальное внимание на национальный вопрос. Без его решения захват власти в стране был невозможен. Еще до 1917 года была разработана доктрина о праве наций на самоопределение, то есть нации и народы имели право и должны были сами определять, решать свою судьбу. Эта партийная доктрина уже фактически присутствует в Декрете о мире, принятом на II Съезде Советов. Декрет предлагал заключить справедливый демократический мир, то есть мир без аннексий и контрибуций, что означало по существу право наций на самоопределение. Под аннексией в Декрете понимался не только захват, но и удержание чужих земель, произведенные как во время войны, так и до нее в Европе и на других континентах.

Партийная доктрина скоро стала партийно-государственной, так как была узаконена в начале ноября 1917 года Декларацией прав народов России. Право народов на самоопределение утверждалось и в ленинской Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой на III Съезде Советов (январь 1918 года). Декларация провозгласила, что Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, не устанавливая однако конкретных форм федерации советских национальных республик. Декларация вошла в первую советскую конституцию 1918 года. Народы России в той или иной мере пользовались правом на самоопределение: одни нации и народности образовывали независимые от России государства буржуазного типа: Финляндия, Восточная Польша. Другие нации создали независимые советские социалистические республики: Украина, Прибалтийские нации (Литва, Латвия, Эстония), Белоруссия, а в начале 20-х Азербайджан, Армения, Грузия. Третьи создали независимые советские республики: Бухарская, Хорезмская. Оставшаяся часть бывшей Российской империи назвала себя Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР), которая была провозглашена в ленинской Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа в январе 1918 года. Таким образом, Российская советская республика из унитарного государства превращалось в федерацию, практическое строительство которой началось после Съезда по линии создания автономных единиц внутри РСФСР. Среди автономных советских республик можно назвать Туркестанскую, Терская, просуществовавшую дольше всех. Правовое положение автономных республик 1918 года не было определено достаточно полно и четко. Все республики подтверждали государственно-правовую связь с РСФСР, то есть автономию, но ее границы каждая понимала по-разному. Кроме того, в составе РСФСР были созданы автономные области. К особенностям РСФСР можно отнести то, что она была создана законом, что Россия была асимметричной федерацией: не все народы получили право на автономию, например, губернии населенные русскоязычным населением, право быть субъектом РФ не получили.

До 1922 года отношения между РСФСР и другими независимыми республиками строились как федеративные. Связи достаточно тесные. По декрету ВЦИК “Об объединении советских республик для борьбы с империализмом” наркоматы становятся общими органами для всех советских республик. Связи налаживались в различных сферах: армия, экономика (наличие общих органов управления хозяйством ВСНХ), внешняя политика. 1921-1922 года - происходит переход к новому этапу взаимоотношений, характеризующийся укреплением дружественных связей. В основном отношения оформляются в виде двухсторонних договоров, а эти связи не очень прочные. Изменились цели: в годы гражданской войны - это, главным образом, обеспечение победы над врагом, теперь - восстановление народного хозяйства советских республик. Форма связей практически не изменилась - это участие представителей республик в работе высших органов власти РСФСР. Появились новые формы взаимоотношений советских республик с капиталистическими странами - мирные, дипломатические и торговые. 1921 - заключены мирный договор России, Украины, Белоруссии с Польшей, договор РСФСР о дружбе с Турцией, в целях достижения согласованности действий во внешней торговле заключены союзные договоры РСФСР С Белоруссией, Азербайджаном, Украиной. В 1922 в Генуэзской конференции участвует делегация РСФСР от лица других республик. Расширяются и углубляются хозяйственные связи. Установлен единый хозяйственный план (план ГОЭЛРО). Проводятся общие экономические совещания (ЭКОСО). По декрету ВЦИК 1921 устанавливается единый бюджет, то есть утверждается единая налоговая и денежная система. Несмотря на тенденцию к объединению хозяйства, транспорта, денежно-финансовой системы республик, связи в виде двухсторонних договоров не очень прочны. Между республиками постоянно возникают прения. Сама жизнь диктует необходимость более тесного объединения.

Новое право начало формироваться практически "с нуля". Декрет о суде № 1 допускал применение старых правовых норм, если они не противоречили идеям и принципам нового гос-ва, так как имели место пробелы в праве. ГП: Гражданское право. В области гражданского права важнейшим обстоятельством было возникновение и развитие института социалистической собственности.Отмена ЧС - цель законодательств, это проявлялось в частной сфере и в сфере где задействовано государство. В первые месяцы началась массовая национализация, которая затронула крупную и среднюю промышленность, банковский сектор. В основе ее формирования находились: ликвидация частной собственности на землю, леса, недра и воды; национализация заводов, шахт, транспорта,

а в случае споров – судом. Кодекс возложил обязанность по взаимному содержанию не только на родителей, но и на других восходящих и нисходящих родственников, а также на полнородных и неполнородных братьев и сестер. Кодекс законов об актах гражданского состояния отменил институт усыновления, так как под видом усыновления делалась попытка эксплуатации детского труда. В этом свете отмена усыновления была демократическим нововведением. Кодекс 1918 г. явился основным законодательным актом в области семейного права рассматриваемого периода. Он действовал без каких-либо изменений на протяжении 8 лет и содействовал уравнению женщин в правах с мужчинами и развитию их гражданского самосознания.

Логотип

Новое право начало формироваться практически "с нуля". Декрет о суде № 1 допускал применение старых правовых норм, если они не противоречили идеям и принципам нового гос-ва, так как имели место пробелы в праве. ГП: Гражданское право. В области гражданского права важнейшим обстоятельством было возникновение и развитие института социалистической собственности.Отмена ЧС - цель законодательств, это проявлялось в частной сфере и в сфере где задействовано государство. В первые месяцы началась массовая национализация, которая затронула крупную и среднюю промышленность, банковский сектор. В основе ее формирования находились: ликвидация частной собственности на землю, леса, недра и воды; национализация заводов, шахт, транспорта,

а в случае споров – судом. Кодекс возложил обязанность по взаимному содержанию не только на родителей, но и на других восходящих и нисходящих родственников, а также на полнородных и неполнородных братьев и сестер. Кодекс законов об актах гражданского состояния отменил институт усыновления, так как под видом усыновления делалась попытка эксплуатации детского труда. В этом свете отмена усыновления была демократическим нововведением. Кодекс 1918 г. явился основным законодательным актом в области семейного права рассматриваемого периода. Он действовал без каких-либо изменений на протяжении 8 лет и содействовал уравнению женщин в правах с мужчинами и развитию их гражданского самосознания.

Гост

ГОСТ

Первые законы, регулирующие гражданское право

Первый Гражданский кодекс По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Курсовая. Гражданское право подробнее (ГК) СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее – законодательный акт, который был принят 31 октября 1922 года. Он являлся первым Гражданским кодексом социалистического По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Обычаи международного трудового права подробнее государства в мире. Кодекс обобщил опыт формирования и дальнейшего развития различных гражданско-правовых институтов после Октябрьской революции в условиях экономической политики нового государства, предопределил становление гражданского права в советском обществе.

ГК того периода представлял собой взаимосвязь целого ряда положений, включающих признание правовых принципов проекта Гражданского уложения, изданного до революции и нормы советских декретов, согласно которым стало возможным изымать из гражданского оборота средства производства, земельные участки и устанавливающим другие пределы применения частного капитала и частной инициативы.

В первых законодательных актах Советского государства присутствовали нормы, определяющие государственную, частную и кооперативную формы собственности. Основным источником появления права государственной собственности СССР стала национализация. Институт собственности на леса, землю и воды был уничтожен Декретом II Всероссийского съезда Советов. В первые годы революции в собственность государства перешли торговые предприятия, частные больницы и банки, учреждения в городах, имущество церкви.

Новый экономический курс был предопределен решением X съезда РКП(б) о переходе к нэпу. Появилась необходимость создания институтов гражданского права. Крупным гражданско-правовым нормативным актом, содержащем законы о обязательствах, вытекающих из договоров, явился Кодекс, разработку которого начали летом 1921 года.

Готовые работы на аналогичную тему

Принятый документ имел несколько названий: Кодекс об обязательствах По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Трудовой договор (понятие, функции, признаки, содержание) подробнее , возникающих из договоров; Гражданский кодекс; гражданское обязательное право; Кодекс обязательственного права По данной теме мы уже выполнили реферат Нормы права подробнее .

Гражданский кодекс 1922 года

В октябре 1922 г. был принят Гражданский кодекс, регулирующий гражданские правоотношения: закон охранял гражданские права только если они были использованы в границах социально-хозяйственного назначения. Гражданин обладал имущественными правами в независимости от национальности, расы, пола и вероисповедания.

Граждане обладали следующими имущественными правами:

  • свободное передвижение по стране;
  • занятие любым видом деятельности, незапрещенным законом;
  • учреждение торговых и промышленных предприятий;
  • свободное приобретение и отчуждение имущества.

Гражданский кодекс включал: общую часть, разделы по вещному, обязательственному и наследственному правам.

ГК устанавливал относительно гражданских правоотношений: виды объектов, правовое положение субъектов, понятие сделки и ее виды, срок исковой давности.

Согласно ГК, выделяли такие виды собственности, как: государственная (национализированная и муниципальная); частная; кооперативная.

Под обязательственным правом подразумевалось право кредитора требовать от должника действия или воздержания от действия.

Гражданский кодекс определял виды наследования (по закону и завещанию). Наследование по закону подразумевало равенство долей наследства. Завещание допускало исполнение наследником определенных обязанностей.

Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик

Верховный Совет СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее 8 декабря 1961 года принял Основы гражданского законодательства Союза ССР По данной теме мы уже выполнили реферат Основные положения трудового права РФ подробнее и союзных республик, которые провозглашали ликвидацию частной собственности на средства производства и должны были обеспечивать социалистическую систему ведения хозяйства в стране.

Такой закон на уровне союзного государства принимался впервые.

Основы гражданского законодательства закрепляли нормы, которые определяли принципы контроля и регулирования гражданско-правовых отношений, единых для Советского Союза. Законодательство закрепляло следующие формы собственности: государственную, профсоюзную, кооперативно-колхозную, общественных организаций и личную.

Советское государство являлось собственником государственного имущества и могло передавать часть имущества предприятиям в оперативное управление. Основное внимание в обязательном праве уделялось договорному регулированию, выступающему основным средством реализации хозяйственных планов. Личной собственности граждан обеспечивалась государственная защита, при условии, что собственность имеет трудовое происхождение и служит для удовлетворения культурных и материальных потребностей граждан.

На базе Основ 11 июня 1964 года Верховным Советом РСФСР был принят Гражданский кодекс РСФСР, содержащий ряд разделов:

Читайте также: