Договор об оказании социальных услуг доклад

Обновлено: 08.07.2024

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.

  1. Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
    • полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
    • наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
    • наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
    • отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
    • наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
    • отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    • отсутствие работы и средств к существованию;
    • наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
  2. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.
  3. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.
  1. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 442-ФЗ.
  2. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
  3. Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.
  4. Индивидуальная программа составляется в двух экземплярах. Экземпляр индивидуальной программы, подписанный уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, передается гражданину или его законному представителю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи заявления гражданина о предоставлении социального обслуживания. Второй экземпляр индивидуальной программы остается в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации.
  5. В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства в сроки и в порядке, которые установлены настоящей статьей.
  1. Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
  2. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.
  3. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  1. Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу.
  2. Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания, социальной услуги освобождает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги.
  3. Гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.

Порядок и условия предоставления социальных услуг на дому:

Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому рассчитывается на основе тарифов (приведены в разделе "Тарифы") на социальные услуги, но не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, установленной частью 5 статьи 31 Федерального закона № 442-ФЗ.

Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг, предусмотренным статьей 17 Федерального закона №442-ФЗ.

В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальныx услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.

  1. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно:
    • несовершеннолетним детям;
    • лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
  2. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.
  3. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.
  4. Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей настоящего Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
  5. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения.

1.2 3 . Плата за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания граждан на дому получателями социальных услуг, которые на момент вступления в силу настоящего постановления находились на социальном обслуживании на дому (за исключением случая, указанного в подпункте 1.2 4 настоящего пункта), производится ежемесячно в размере 20 процентов от разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальных услуг и величиной прожиточного минимума, установленной для пенсионеров в Смоленской области, при условии, что среднедушевой доход получателя социальных услуг выше полуторной величины прожиточного минимума, установленной по основным социально-демографическим группам населения в Смоленской области. При этом размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 13 процентов величины прожиточного минимума, установленной для пенсионеров в Смоленской области. В случае предоставления социальных услуг семейной паре или родственникам, проживающим на одной жилой площади, размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг для каждого составляет 80 процентов от установленного в соответствии с настоящим подпунктом размера платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания граждан на дому.

1.2 4 . Плата за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания граждан на дому получателями социальных услуг, которые по состоянию на 11.08.2014 находились на социальном обслуживании на дому,производится ежемесячно в размере 20 процентов от разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальных услуг и величиной прожиточного минимума, установленной для пенсионеров в Смоленской области, при условии, что среднедушевой доход получателя социальных услуг выше полуторной величины прожиточного минимума, установленной по основным социально-демографическим группам населения в Смоленской области. При этом размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 11 процентов величины прожиточного минимума, установленной для пенсионеров в Смоленской области. В случае предоставления социальных услуг семейной паре или родственникам, проживающим на одной жилой площади, размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг для каждого составляет 80 процентов от установленного в соответствии с настоящим подпунктом размера платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания граждан на дому.

Порядок и условия предоставления срочных социальных услуг

Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.

Размер платы за дополнительные платные услуги рассчитывается исходя из тарифов, утвержденных приказом директора СОГБУ "Новодугинский КЦСОН" и приведенных в разделе "Тарифы".

$APPLICATION->IncludeComponent( "bitrix:menu", "left_menu", array( "ROOT_MENU_TYPE" => "top", "MENU_CACHE_TYPE" => "A", "MENU_CACHE_TIME" => "3600", "MENU_CACHE_USE_GROUPS" => "Y", "MENU_CACHE_GET_VARS" => array( ), "MAX_LEVEL" => "3", "CHILD_MENU_TYPE" => "left", "USE_EXT" => "N", "ALLOW_MULTI_SELECT" => "N", "COMPONENT_TEMPLATE" => "left_menu", "DELAY" => "N" ), false ); );?>

Барков А.В., доцент кафедры гражданского права и процесса Коломенского государственного педагогического института.

В связи с изменениями в российской социальной политике, направленными на формирование рынка социальных услуг, отношения по возмездному оказанию социальных услуг, несмотря на то что они безоговорочно относятся к предмету гражданско-правового регулирования, к сожалению, до настоящего времени не находились в центре внимания ученых-цивилистов. Однако при, на первый взгляд, очевидности представляется, что не все эти отношения нормативно регулируются главой 39 ГК РФ, но и опосредуются другими договорами, что обусловливает актуальность постановки вопроса о месте договоров об оказании социальных услуг в системе гражданско-правовых обязательств.

Отмечается, что одними из первых классификаций договоров оказания услуг занимались такие видные ученые-цивилисты, как Н.А. Баринов, Ю.А. Кабалкин, В.А. Ойгензихт, Е.Д. Шешенин и др. . В научной литературе данные классификации обязательств по оказанию услуг, произведенные еще до выделения группы договоров возмездного оказания услуг в главе 39 ГК РФ, уже получили должную оценку ученых .

См.: Баринов Н.А. Гражданско-правовые проблемы удовлетворения имущественных потребностей граждан: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.ю.н. М., 1988; Кабалкин Ю.А. Гражданско-правовой договор в сфере обслуживания. М.: Наука, 1980; Ойгензихт В.А. Нетипичные договоры по оказанию услуг личного характера: Учеб. пособие. Душанбе, 1984; Шешенин Е.Д. Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг // Гражданское право и сфера обслуживания. Свердловск, 1984.
См.: Баринов Н.А. Услуги. Саратов, 2003. С. 36 - 58; Кванина В.В. Высшее учебное заведение как субъект права: проблемы частного и публичного права: Монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. Санникова Л.В. Указ. соч. С. 43 - 71; Ситдикова Л.Б. Правовое регулирование отношений по возмездному оказанию услуг: Монография. Набережные Челны: Изд-во Камского государственного политехнического института, 2003. С. 72 - 80.

В настоящее время, по мнению Л.Б. Ситдиковой, ст. 779 действующего ГК РФ дает основание выделить виды договоров возмездного оказания следующих услуг: связи и информации; медицинских услуг и услуг социального характера; ветеринарных, аудиторских, правовых, туристско-экскурсионных и культурно-зрелищных, гостиничных, коммунальных, гигиенических, ритуальных услуг, услуг в содействии занятости населения, общественного питания, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных услуг . Данная классификация Л.Б. Ситдиковой наряду с классификацией, предложенной М.В. Кротовым, которым выделялись виды обязательств по оказанию медицинских, эстетических, посреднических, информационных услуг, услуг репетитора и услуг связи , страдает следующим общим недостатком.

См.: Ситдикова Л.Б. Указ. соч. С. 81.
См.: Кротов М.В. Обязательства услуг в советском гражданском праве. Л., 1990. С. 88.

В своем исследовании Е.Г. Шаблова обращает внимание на тенденцию расширения числа оказываемых в настоящее время видов услуг. По ее мнению, деятельность по оказанию услуг простирается как на сферу удовлетворения социальных, бытовых, духовных человеческих потребностей, так и на сферу удовлетворения потребностей глобального макроэкономического масштаба, удовлетворяемых, например, с помощью Internet . Думаем, что закрытый перечень обязательств, предложенный в классификациях Л.Б. Ситдиковой и М.В. Кротова, значительно сужает границы возможных видов обязательств по оказанию услуг и не способны включать разнообразные вновь появляющиеся услуги.

См.: Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.ю.н. Екатеринбург, 2002. С. 3.

В связи с этим наиболее плодотворной представляется систематика договоров возмездного оказания услуг, предложенная Е.Г. Шабловой. В первую группу своей классификации она включает договоры об оказании услуг, каждый из договоров которой имеет обособленную типологическую принадлежность, характеризуется устойчивостью типологических признаков. По ее мнению, нормы, регулирующие данный договорный тип, образуют отдельный гражданско-правовой институт, к которым исследователь относит договоры перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада, банковского счета; договоры, оформляющие технологии расчетных взаимоотношений, хранения, поручения, комиссии, доверительного управления имуществом. Это та группа отношений, при регулировании которой, по ее мнению, нет необходимости обращаться к главе 39 ГК РФ.

Во вторую группу договоров возмездного оказания услуг Е.Г. Шаблова относит договоры, типологическую принадлежность которых составляет договор возмездного оказания услуг, и, соответственно, нормативно-правовой кодифицированной базой регулирования договоров данной группы является глава 39 ГК РФ. Следует согласиться с ее точкой зрения в том, что потенциальный перечень договоров, который охватывается данным типом, весьма значительный и не исчерпывается примерным перечнем, представленным в п. 2 ст. 779 ГК РФ , и по отмеченным выше причинам остается открытым.

См.: Шаблова Е.Г. Указ. соч. С. 22 - 23.

В то же время считаем необходимым обратить внимание и на достоинства классификации, предложенной Л.Б. Ситдиковой, которая, с ее точки зрения, является основой классификации услуг в сфере так называемого нематериального производства. По ее мнению, возможна следующая классификация договоров услуг: а) материальные и нематериальные и б) платные (оплачиваемые гражданами за счет собственных средств) и бесплатные (затраты принимает на себя государство, предприятие и т.д.) . Представляется, что Л.Б. Ситдикова верно уловила тенденцию классификации услуг, однако считаем возможным уточнить второе основание классификации. Думаем, что более корректным будет выглядеть деление обязательств по оказанию услуг:

См.: Ситдикова Л.Б. Указ. соч. С. 81 - 81.

а) со встречным имущественным представлением и

б) без встречного имущественного представления. Думается, что данную уточненную классификацию можно будет учитывать и при исследовании правового режима отношений по оказанию социальных услуг.

Анализируя перспективы развития правового института оказания услуг, Е.Г. Шаблова делает интересный вывод, что в настоящее время целый ряд договоров об оказании отдельных видов услуг могут претендовать на специфический правовой режим в рамках главы 39 ГК РФ. По ее мнению, это услуги связи, медицинские, образовательные, аудиторские, информационные, по туристическому обслуживанию и некоторые другие. Исследователь полагает, что в дальнейшем нормы, регулирующие оказание поименованных услуг, "обретут статус устойчивого договорного типа и "отпочкуются" в самостоятельный правовой институт" .

См.: Шаблова Е.Г. Указ. соч. С. 28 - 29.

Ранее мы уже обращали внимание на то, что специфической особенностью социальной услуги как родового понятия, объединяющего социально-медицинские, социально-бытовые, социально-психологические, социально-юридические, социально-страховые, ритуальные и другие, отвечающие требованиям гражданско-правовой услуги , является возможность быть опосредованной договором возмездного оказания социальных услуг со специфическим режимом правового регулирования. Учитывая вышеобозначенные тенденции развития договоров, есть основание предположить, что договор возмездного оказания социальных услуг, также как договоры возмездного оказания медицинских или образовательных услуг, имеет уникальный гражданско-правовой режим, свидетельствующий о существовании нового типа договора, отражающий его видовые особенности в рамках главы 39 ГК РФ.

См.: Барков А.В. Гражданская модель рынка социальных услуг // Юридический мир. 2007. N 11(131). С. 47.

Вместе с тем представляется, что в рамках обязательств об оказании социальных услуг их оказание может быть опосредовано и другими договорами. Обращая внимание на достоинства классификации, предложенной Е.Г. Шабловой, в то же время отметим, что в первую группу договоров об оказании услуг, имеющих самостоятельную, обособленную, типологическую принадлежность, исследователем не включены договоры страхования и агентирования. Возможность выделения договора страхования в группе обязательств по оказанию услуг, которые, по мнению авторского коллектива кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, следует отнести к группе обязательств по оказанию финансовых услуг , подтверждается выводами таких авторитетных ученых, как М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин и др.

См.: Гражданское право: Учебник. В 2 т. Том II. Полутом 2 / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М., 2002. С. 138.
См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2002. С. 497; Кабалкин Ю.А., Мозолин В.П. Совершенствование законодательства об обслуживании граждан // Правовое регулирование отношений в сфере обслуживания граждан. М., 1982. С. 5.

Также не вполне понятно, почему Е.Г. Шаблова не включает в свою классификацию договор агентирования наряду с договорами поручения, комиссии и доверительного управления. Представляется, что все эти договоры объединяет один общий признак: исполнитель совершает для заказчика юридически значимые действия, то есть действия, влекущие за собой возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей. Эта направленность на совершение юридических действий, имеющих значение юридического факта, является квалифицирующим признаком рассматриваемых обязательств и позволяет включить договор агентирования, наряду с договорами поручения и комиссии, в группу договоров, направленных на оказание юридических услуг .

См.: Романец Ю.А. Система договоров в гражданском праве России: Автореферат на соискание ученой степени д.ю.н. М., 2001. С. 43.

В то же время не можем без критики обратить внимание и на общепризнанную точку зрения о включении в группу договоров, направленных на передачу имущества в собственность, наряду с договорами купли-продажи, дарения, мены, договоров ренты и пожизненного содержания . М.И. Бару усматривал различие между договором купли-продажи, правовым результатом которого является переход права собственности, и договора ренты с пожизненным содержанием, направленного в первую очередь на получение содержания . Ученый считал, что отчуждение строения не является основной целью договора, а лишь стимулирует достижение основной цели - получения содержания. О.А. Маркова обращает внимание на то, что у этих двух договоров одна общая направленность - оказание услуг . С учетом того что эти услуги оказываются лицу, находящемуся в трудной жизненной ситуации, вполне уместно предположить, что договор ренты с пожизненным содержанием представляет собой разновидность договора оказания социальных услуг и что эти обязательства могут опосредоваться не только договорами возмездного оказания социальных услуг.

См.: Серветник. Указ. соч. С. 157.
См.: Бару М.И. Договорное обязательство о содержании. С. 338.
См.: Маркова О.А. Договор ренты в российском гражданском праве. СПб., 2007. С. 47 - 48.
См.: Романец Ю.В. Указ. соч. С. 5.

Представляется, что с методологической точки зрения дальнейшая систематизация договоров оказания социальных услуг должна происходить в соответствии с выводом Ю.В. Романца о том, что критериями формирования системы могут быть любые значимые для права признаки общественных отношений, то есть такие признаки, которые влияют на правовое регулирование , лежащим в основе его авторской концепции системы договоров. В случае анализа договоров как правоотношений его концепция, на наш взгляд, представляет наибольший интерес.

Одним из основных системных признаков, по мнению исследователя, является направленность обязательства, под которой следует понимать конечный экономический (юридический) результат, на достижение которого направлены основные действия участников договора . К системообразующим признакам второго уровня Ю.В. Романец относит предмет договора, субъектный состав его участников и др. . Следуя его классификации, полагаем, что в гражданских обязательствах по оказанию социальных услуг существуют обязательства, объединенные вышеуказанными системообразующими признаками: а) субъектным составом (лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации); б) спецификой предмета договора (оказание социальных услуг), которые образуют особую группу договоров: договор об осуществлении опеки и попечительства; патронажный договор; договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью; договор о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

См.: Там же. С. 6.
См.: Романец Ю.В. Указ. соч. С. 22, 30.

Совокупность этих договоров соединяет специфическая социальная направленность, объединяемая идеей социального содействия, лежащей в основе цивилистической концепции рынка социальных услуг, что позволяет классифицировать их в единую группу договоров - "договоров социального содействия".

На втором этапе классификации выделение в качестве критерия формирования системы гражданских договоров такого системообразующего признака второго уровня, как нахождение участника договорных отношений в трудной жизненной ситуации, позволяет рассматривать в сфере оказания услуг группу договоров, на режим которых влияет особый субъектный состав его участников. Очевидно, что в этих обязательствах, в отличие от договоров социального содействия, могут участвовать не только лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Однако, представляется, что наличие специального субъектного состава в этих отношениях существенно повлияет на изменение их договорного режима. Предварительно проанализировав группу обязательств об оказании услуг, регулируемых действующим ГК РФ, под которыми, как мы показали, следует понимать не только группу договоров, предложенных в классификации Е.Г. Шабловой, но и дополнительно договоры страхования, агентирования и ренты под углом зрения участия в этих отношениях лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, возможно обратить внимание на следующее. Полагаем, что в обязательствах по оказанию услуг, где наличие особого субъектного состава (лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации) существенно влияет на их режим, также можно выделить группу договоров, которую можно условно назвать "договоры с элементами режима социального содействия". Представляется, что данная группа договоров включает следующие виды обязательств: договор возмездного оказания услуг; договор ренты с пожизненным содержанием; договоры добровольного социального страхования; договор доверительного управления имуществом; договор поручения и квазипоручения (действия в чужом интересе без поручения); договор агентирования (социального агентирования) .

См.: Барков А.В. Социальное агентирование как средство договорного регулирования патронажных отношений // Семейное и жилищное право. 2008. N 2. С. 17 - 19.

Другие виды обязательств об оказании услуг, опосредуемые договорами перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада, банковского счета; договорами, оформляющими технологии расчетных взаимоотношений, хранения, в которых участие в них особого субъектного состава не влияет на изменения гражданско-правового режима, из дальнейшего анализа исключаются.

Таким образом, в связи с вышеизложенным, уточняя роль и место договоров оказания социальных услуг в системе гражданско-правовых договоров, представляется вполне обоснованным провести дальнейшее исследование договорного регулирования в целях совершенствования правового режима этих обязательств, по предложенным выше направлениям.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

а) предоставлять Заказчику Услуги надлежащего качества в соответствии с порядком предоставления социальных услуг, утверждаемым уполномоченным органом государственной власти, а также индивидуальной программой и настоящим Договором;

б) предоставлять бесплатно в доступной форме Заказчику (законному представителю Заказчика) информацию о его правах и обязанностях, о видах Услуг, которые оказываются Заказчику, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти Услуги, их стоимости для Заказчика либо о возможности получения их бесплатно;

в) использовать информацию о Заказчике в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных;

г) обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей Заказчика;

д) своевременно и в письменной форме информировать Заказчика об изменении порядка и условий предоставления Услуг, оказываемых в соответствии с настоящим Договором, а также их оплаты в случае изменения предельной величины среднедушевого дохода, установленной законом субъекта Российской Федерации;

е) вести учет Услуг, оказанных Заказчику;

ж) исполнять иные обязанности в соответствии с настоящим Договором и нормами действующего законодательства.

6. Исполнитель имеет право:

а) отказать в предоставлении Услуг Заказчику в случае нарушения им условий настоящего Договора, а также в случае возникновения у Заказчика, получающего Услуги в стационарной форме социального обслуживания, медицинских противопоказаний, указанных в заключении уполномоченной медицинской организации;

б) требовать от Заказчика соблюдения условий настоящего Договора;

в) получать от Заказчика информацию (сведения, документы), необходимые для выполнения своих обязательств по настоящему Договору. В случае непредставления либо неполного предоставления Заказчиком такой информации (сведений, документов), Исполнитель вправе приостановить исполнение своих обязательств по настоящему Договору до предоставления требуемой информации (сведений, документов);

г) изменить размер оплаты Услуг, установленный в разделе III настоящего Договора, в случае изменения среднедушевого дохода Заказчика и (или) предельной величины среднедушевого дохода, установленной законом субъекта Российской Федерации, известив об этом письменно Заказчика в течение двух дней со дня таких изменений.

7. Исполнитель не вправе передавать исполнение обязательств по настоящему Договору третьим лицам.

8. Заказчик (законный представитель Заказчика) обязан:

а) соблюдать сроки и условия настоящего Договора;

б) представлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления Услуг, предусмотренные порядком предоставления социальных услуг, утвержденным уполномоченным органом государственной власти, а также сведения и документы для расчета среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в соответствии с Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 43, ст. 5910);

в) своевременно информировать Исполнителя об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении Услуг, влияющих на размер среднедушевого дохода Заказчика;

г) оплачивать Услуги в объеме и на условиях, которые предусмотрены настоящим Договором - в случае предоставления социальных услуг за плату, в том числе частичную;

д) информировать в письменной форме Исполнителя о возникновении (изменении) обстоятельств, влекущих изменение (расторжение) настоящего Договора;

е) уведомлять в письменной форме Исполнителя об отказе от получения Услуг, предусмотренных настоящим Договором;

ж) соблюдать порядок предоставления социальных услуг, соответствующий форме социального обслуживания;

з) сообщать Исполнителю о выявленных нарушениях порядка предоставления социальных услуг, утвержденного уполномоченным органом государственной власти.

9. Заказчик (законный представитель Заказчика) имеет право:

а) на получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах Услуг, которые будут оказаны Заказчику в соответствии с индивидуальной программой, сроках, порядке и условиях их предоставления, о тарифах на эти Услуги, их стоимости для Заказчика;

б) потребовать расторжения настоящего Договора при нарушении Исполнителем условий настоящего Договора;

в) получить Услугу, на оказание которой выдан социальный сертификат на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере (государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере) (далее - социальный сертификат), в объеме, превышающем установленный социальным сертификатом объем оказания Услуги, а также получить такую услугу сверх установленного стандарта в соответствии с приложением к настоящему Договору 3.1 .

IV. Основания изменения и расторжения Договора 6

12. Условия, на которых заключен настоящий Договор, могут быть изменены либо по соглашению Сторон, либо в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

13. Настоящий Договор может быть расторгнут по соглашению Сторон. По инициативе одной из Сторон настоящий Договор может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.

14. Настоящий Договор считается расторгнутым со дня уведомления Исполнителем в письменной форме Заказчика об отказе от исполнения настоящего Договора, если иные сроки не установлены настоящим Договором.

V. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору 7

15. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

VI. Срок действия Договора и другие условия

VII. Адрес (место нахождения, место жительства 8 ), реквизиты и подписи Сторон

Полное наименование исполнителя

Адрес (место нахождения) исполнителя

Банковские реквизиты исполнителя

Должность руководителя исполнителя

Фамилия, имя, отчество (при наличии) Заказчика

Данные документа, удостоверяющего личность Заказчика

Адрес места жительства Заказчика Банковские реквизиты Заказчика (при наличии)

Фамилия, имя, отчество (при наличии) законного представителя Заказчика Данные документа, удостоверяющего личность, законного представителя Заказчика

Адрес места жительства законного представителя Заказчика

(Фамилия, инициалы) (личная подпись)

(Фамилия, инициалы) (личная подпись)

Информация об изменениях:

Приложение 1 дополнено приложением с 15 февраля 2021 г. - Приказ Минтруда России от 1 декабря 2020 г. N 846Н

Изменения действуют до 1 января 2025 г.

Приложение к договору
о предоставлении социальных услуг 9

Информация о получении социальных услуг оплата оказания которых осуществляется получателем социальных услуг либо его законным представителем за счет собственных средств

Наименование социально-бытовой услуги и формы социального

Размер оплаты, осуществляемой получателем

социальных услуг либо его законным представителем за счет собственных средств 11

Объем предоставления услуги, превышающий соответствующий показатель, определенный

предоставления социальных услуг 12

характеризующих качество оказания услуги, превышающие соответствующие значения показателей,

предоставления социальных услуг 13

Значения показателей, превышающих стандарт оказания услуги 14

Срок предоставления услуги 15

Наименование социально-бытовой услуги и формы социального

Размер оплаты, осуществляемой получателем

социальных услуг либо его законным представителем за счет собственных средств 11

Объем предоставления услуги, превышающий соответствующий показатель, определенный индивидуальной программой

предоставления социальных услуг 12

характеризующих качество оказания услуги, превышающие соответствующие значения показателей,

предоставления социальных услуг 13

Значения показателей, превышающих стандарт оказания услуги 14

Срок предоставления услуги 15

Отметка о выполнении 16

Наименование социально-бытовой услуги и формы социального

Размер оплаты, осуществляемой получателем

социальных услуг либо его законным представителем за счет собственных средств 11

Объем предоставления услуги, превышающий соответствующий показатель, определенный

предоставления социальных услуг 12

характеризующих качество оказания услуги, превышающие соответствующие значения показателей,

предоставления социальных услуг 13

Значения показателей, превышающих стандарт оказания услуги 14

Срок предоставления услуги 15

Отметка о выполнении 16

Наименование социально-бытовой услуги и формы социального

Размер оплаты, осуществляемой получателем

социальных услуг либо его законным представи телем за счет собственных средств 11

Объем предоставления услуги, превышающий соответствующий показатель, определенный

предоставления социальных услуг 12

характеризующих качество оказания услуги, превышающие соответствующие значения показателей,

предоставления социальных услуг 13

Значения показателей, превышающих стандарт оказания услуги 14

Срок предоставления услуги 15

Наименование социально-бытовой услуги и формы социального

социальных услуг либо его законным представителем за счет собственных средств 11

Объем предоставления услуги, превышающий соответствующий показатель, определенный

предоставления социальных услуг 12

характеризующих качество оказания услуги, превышающие соответствующие значения показателей,

предоставления социальных услуг 13

Значения показателей, превышающих стандарт оказания услуги 14

Срок предоставления услуги 15

Наименование социально-бытовой услуги и формы социального

Размер оплаты, осуществляемой получателем

социальных услуг либо его законным представителем за счет собственных средств 11

Объем предоставления услуги, превышающий соответствующий показатель, определенный

предоставления социальных услуг 12

характеризующих качество оказания услуги, превышающие соответствующие значения показателей,

предоставления социальных услуг 13

Значения показателей, превышающих стандарт оказания услуги 14

Срок предоставления услуги 15

VII. Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов

Наименование социально-бытовой услуги и формы социального

Размер оплаты, осуществляемой получателем

социальных услуг либо его законным представи телем за счет собственных средств 11

Объем предоставления услуги, превышающий соответствующий показатель, определенный

предоставления социальных услуг 12

характеризующих качество оказания услуги, превышающие соответствующие значения показателей,

предоставления социальных услуг 13

Значения показателей, превышающих стандарт оказания услуги 14

Срок предоставления услуги 15

1 Заполняется в случае заключения договора законным представителем гражданина, признанного нуждающимся в социальном обслуживании.

2 Части 1 и 3 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7007; 2014, N 30, ст. 4257).

3 Стороны по своему усмотрению вправе дополнить настоящий раздел иными условиями.

3.1 Включается в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, принятого в соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 29, ст. 4499) (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ).

4 Стороны по своему усмотрению вправе дополнить настоящий раздел иными условиями.

5 Части 1 и 3 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

6 Стороны по своему усмотрению вправе дополнить настоящий раздел иными условиями.

7 Стороны по своему усмотрению вправе дополнить настоящий раздел иными условиями.

8 Для Заказчика.

9 Включается в договор о предоставлении социальных услуг в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, принятого в соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона N 189-ФЗ.

10 При заполнении граф "наименование социально-бытовой услуги", "наименование социально-медицинской услуги", "наименование социально-психологической услуги", "наименование социально-педагогической услуги", "наименование социально-трудовой услуги", "наименование социально-правовой услуги", "наименование услуги" указывается также форма социального обслуживания.

11 Указывается размер оплаты, осуществляемой получателем социальных услуг либо его законным представителем за счет собственных средств, в соответствии с информацией о стоимости оказания государственной (муниципальной) услуги в сфере социального обслуживания в объеме, превышающем установленный социальным сертификатом объем оказания такой услуги, определенный на основании нормативных затрат или цены (тарифа) и (или) сверх установленного стандарта, в случае, если соответствующим нормативным правовым актом установлен стандарт оказания такой услуги, включенной в реестр поставщиков социальных услуг.

12 Указывается в случае оказания услуги получателю социальных услуг в объеме предоставления услуги, превышающем соответствующие показатели, определенные индивидуальной программой предоставления социальных услуг. Указывается с соответствующей единицей измерения (например, м2, шт., место, комплект) в случаях, когда объем может быть определен единицами измерения.

13 Указывается в случае если показатели качества оказания услуги, оказываемой получателю социальных услуг, превышают соответствующие показатели, включенные в реестр поставщиков социальных услуг.

14 Указывается в случае если значения показателей оказания услуги получателю социальных услуг превышают стандарт оказания услуги.

15 При заполнении графы "срок предоставления услуги" указывается дата начала предоставления социальной услуги и дата ее окончания.

16 При заполнении графы "отметка о выполнении" поставщиком социальных услуг делается запись: "выполнена", "выполнена частично", "не выполнена" (с указанием причины).

Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации

(с изменениями на 11 июня 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Принят
Государственной Думой
23 декабря 2013 года

Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2013 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает:

1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;

2) полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан;

3) права и обязанности получателей социальных услуг;

4) права и обязанности поставщиков социальных услуг.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев (далее - граждане, гражданин), а также на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

Статья 2. Правовое регулирование социального обслуживания граждан

Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) социальное обслуживание граждан (далее - социальное обслуживание) - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;

2) социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;

3) получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;

4) поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;

5) стандарт социальной услуги - основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;

6) профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Статья 4. Принципы социального обслуживания

1. Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

2. Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах:

1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2) адресность предоставления социальных услуг;

3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

Статья 5. Система социального обслуживания

Система социального обслуживания включает в себя:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти);

2) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа);

(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 февраля 2018 года Федеральным законом от 14 ноября 2017 года N 324-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

4) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации (далее - организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации);

5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;

6) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание;

7) организации, которые находятся в ведении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы на территориях одного или нескольких муниципальных образований (далее - уполномоченные организации).

(Пункт дополнительно включен с 13 февраля 2018 года Федеральным законом от 14 ноября 2017 года N 324-ФЗ)

Статья 6. Конфиденциальность информации о получателе социальных услуг

1. Не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей. Разглашение информации о получателях социальных услуг влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. С согласия получателя социальных услуг или его законного представителя, данного в письменной форме, допускается передача информации о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам, в интересах получателя социальных услуг или его законного представителя, включая средства массовой информации и официальный сайт поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

3. Предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя допускается:

1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством либо по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;

2) по запросу иных органов, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;

3) при обработке персональных данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;

4) в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях.

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания

Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания относятся:

1) установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания;

2) утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг;

3) утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг;

4) утверждение порядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, включая требования к содержанию и форме предоставления указанной информации, на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети "Интернет";

5) управление федеральной собственностью, используемой в сфере социального обслуживания;

6) ведение единой федеральной системы статистического учета и отчетности в сфере социального обслуживания;

7) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;

7_1) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания;

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 256-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 мая 2019 года Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 91-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

8) международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в сфере социального обслуживания;

9) иные относящиеся к сфере социального обслуживания и установленные федеральными законами полномочия.

2. К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти относятся:

1) выработка и реализация государственной политики в сфере социального обслуживания, а также выработка мер по совершенствованию социального обслуживания;

2) координация деятельности в сфере социального обслуживания, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общероссийскими общественными организациями и иными осуществляющими деятельность в сфере социального обслуживания организациями;

3) методическое обеспечение социального обслуживания, в том числе в части, касающейся профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании;

4) утверждение примерной номенклатуры организаций социального обслуживания;

5) утверждение методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания;

6) утверждение правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, которые включают в себя рекомендуемые нормативы штатной численности, перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания, их структурных подразделений;

7) утверждение рекомендуемых норм питания и нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг по формам социального обслуживания;

8) утверждение примерного порядка предоставления социальных услуг;

9) утверждение порядка осуществления мониторинга социального обслуживания в субъектах Российской Федерации, а также форм документов, необходимых для осуществления такого мониторинга;

10) утверждение рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг;

11) утверждение рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении) (далее также - социальное сопровождение);

12) утверждение рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг;

13) утверждение формы заявления о предоставлении социальных услуг, примерной формы договора о предоставлении социальных услуг, а также формы индивидуальной программы;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 февраля 2018 года Федеральным законом от 14 ноября 2017 года N 324-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

14) утверждение порядка направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием;

15) утверждение примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания;

16) утверждение порядка предоставления социальных услуг, а также порядка утверждения перечня социальных услуг по видам социальных услуг организациями социального обслуживания, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти;

17) иные предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочия.

Читайте также: