Спасский кафедральный собор пенза доклад

Обновлено: 04.07.2024

Мало кто знает, но главный храм Пензы возрождается из небытия уже в пятый раз. Видимо, это действительно уникальное, намоленное место. Мало кто знает, но главный храм Пензы возрождается здесь из небытия уже в пятый раз - словно мифическая птица Феникс из пепла.

РОВЕСНИК ПЕНЗЫ

Сейчас уже трудно представить, что каких-то десять лет назад на Соборной (тогда еще Советской) площади зиял огромный котлован. Никто тогда не брался назвать дату окончания строительства.

30 лет назад здесь вообще был сквер и асфальтовые дорожки. О том, что когда-то на площади стоял собор, безжалостно уничтоженный в 1930-х, вспоминали только старожилы и историки.

До сих пор большинству горожан мало что известно о минувших днях Спасского собора. Как правило, в сознании прочно закрепились всего два факта: в 1934-м старый храм взорвали, в 2010-м стали строить новый.

Небольшая брошюра про первохрам, выпущенная в 2009 году пензенским церковным краеведом Александром Дворжанским, лишь приоткрывает завесу над его прошлым.

Задачу заполнить белые пятна в истории Спасского собора, узнать, какие тайны он хранит, рассказать о его роли в жизни города на Суре по благословению митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима взяли на себя журналист и церковный историк Евгений Белохвостиков и культуролог Лариса Рассказова. Они посвятили этой теме 500-страничный труд, который должен выйти в свет осенью нынешнего года. На его подготовку ушло более года кропотливой работы с архивными документами, дневниками и мемуарами.

- Спасский кафедральный собор всегда был духовно-культурным центром нашего города - со времен основания крепости Пенза до наших дней, несмотря на перерыв в несколько десятилетий в XX веке, - утверждает Евгений Белохвостиков. - Первое деревянное здание было возведено в 1663 году. Храм пять раз строился с нуля, но на том же месте, сохраняя свое название.

НЕ ПРОСТО ЗАПИСЬ

Работая в архивах, авторам книги пришлось перелопатить гору документов, которых десятилетиями (а некоторых и веками) не касалась рука исследователя. Нельзя было упустить ни одной детали - ведь даже незначительная на первый взгляд запись или справка могла помочь установить ранее неизвестный факт.

Взять, например, те же метрические книги, которые напрямую не имеют отношения к истории собора, но являются свидетелями важнейших событий в жизни отдельных людей, внесших свой вклад в историю Пензенской области и России: кто когда крестился, венчался или умирал.

- Благодаря метрическим книгам нам удалось документально подтвердить факт пребывания в Пензе военного историка, автора первой официальной истории Отечественной войны 1812 года, непосредственного участника тех событий генерал-лейтенанта Александра Михайловского-Данилевского, - рассказывает Евгений Белохвостиков. - В ранее известных источниках упоминалось только, что у его жены Анны Павловны, урожденной Чемодановой, было имение в селе Чемодановка (ныне Бессоновского района). Мы нашли в метрической книге 1827 года запись о том, что Александр Иванович крестил в Спасском кафедральном соборе свою дочь Антонину.

ИМПЕРАТОРЫ И РЕЖИССЕР

Вошел собор и в жизнь еще одного нашего земляка, известного во всем мире. В 1895-м сыну пензенского виннозаводчика Карлу Казимиру Теодору Мейергольду, этническому немцу, по вероисповеданию лютеранину, исполнился 21 год. Став совершеннолетним, он решил перейти в православие. Он имел право теперь сделать это без согласия родителей. Сохранилась запись о совершении над ним чина присоединения к православной церкви через таинство миропомазания.

Год спустя в метрической книге было зафиксировано еще одно важное событие в жизни молодого человека - он венчался с девицей Ольгой Мунт. Мир знает этого человека как великого русского режиссера Всеволода Мейерхольда.

ЛУЧШАЯ ДОЛЯ

По словам Евгения Белохвостикова, наиболее интересными в его исследовании были первые полтора века существования собора, о которых мало что известно.

- История не донесла до нас изображений первой и второй деревянных церквей, и у многих Спасский собор ассоциируется только с его предпоследним, четвертым зданием, знакомым по гравюрам и фотографиям XIX – начала XX в., и новым, восстановленным.

Между тем, как свидетельствуют документы, найденные в московских и питерских архивах, здесь шла активная жизнь задолго до начала строительства четвертого здания (1789-1824 гг.).

Родился собор вместе с крепостью Пенза, строили его казаки воеводы Юрия Котранского - без сомнения, это было типовое деревянное (скорее всего, сосновое) здание.

Первопоселенцы сами инициировали возведение дома Божия - у высокого церковного начальства, в ведении которого были тысячи храмов (на тот момент город-крепость входил в огромную Московскую патриаршую область), просто руки не доходили до скромной церковки на краю Дикого Поля. И первых священников сами приглашали, а не архиерей назначал, как должно было быть по уставу. Вероятнее всего, из Верхнего Ломова, основанного за 30 лет до того.

В исторических хрониках писали, что один из первых пензенских священников Лука Степанов был убит в 1670 году во время разинского мятежа вместе с воеводой Елисеем Лачиновым. Однако, согласно найденным в наши дни документам, отец Лука не погиб тогда, а благополучно прожил еще как минимум 15 лет. И успел попасть в неприятный переплет.

В ПОИСКАХ СЕРЕБРЯНОГО РУДНИКА

Кто ввел священника и его паству в заблуждение, что в истоках Мокши якобы найдено большое месторождение серебряной руды, осталось загадкой. Но батюшка отправил в Москву донесение, что таковое имеется.

В столице серьезно отнеслись к его словам и прислали в Пензу специалиста. Но когда тот прибыл на место и попросил отвезти его к серебряным залежам, отец Лука. начал тянуть время. Отнекивался, что не может сделать этого без благословения патриарха.

Специалист похлопотал об аудиенции. Священника вызвали в Москву, и патриарх выдал письменное разрешение, чтобы отец Лука показал рудник.

Однако никакого серебра в указанном месте не было и в помине. Заблуждался ли священник или это была какая-то авантюра - неизвестно. Но отца Луку с настоятельства сняли.

- Прямых доказательств, что его наказали именно за ложные сведения, нет. Однако можно предположить, что именно по этой причине священник лишился должности. Дело происходило во время царствования Алексея Михайловича, когда по стране прокатились серебряные и медные бунты. Руду усиленно искали по всей стране, и обнаружившему месторождение полагалось значительное вознаграждение, - поясняет Евгений Белохвостиков.

Столетие спустя, в 1774 году, через Пензу проходило войско бунтовщика и самозванца Пугачева, и народ во главе с духовенством вышел встречать его с иконами и хоругвями, как царя.

Вскоре бунт был подавлен, Пугачева и его ближайших соратников казнили на Болотной площади в Москве.

Четвертое, многострадальное здание Спасского собора строили 35 лет, с 1789 по 1824 год. Документы, так или иначе связанные с ним, сохранились в государственном архиве Пензенской области.

- У этого здания изначально не было проекта, - начинает свой рассказ заслуженный работник культуры Пензенской области Лариса Рассказова. - Он строился как старинные повалуши - жилые помещения, которые по мере необходимости обрастали пристроями. Такие строения делали даже без фундамента, их, что называется, могло ветром сдуть. Собор, конечно, возводили более крепким, но без чертежей. У него даже определенного архитектурного стиля не было.

Соответственно и ошибок в строительстве допустили немало. Известно, что в здании из-за них был жуткий сквозняк.

Первоначально собор строили на пожертвования пензенцев, преимущественно дворян и купечества. Когда деньги заканчивались, строительство останавливалось до следующего поступления денег.

Большую роль в возведении храма сыграли губернаторы. Первым, кто озаботился появлением нового здания, был князь Григорий Голицын, которому Пенза обязана сбором дворянского ополчения в период наполеоновского нашествия. После Отечественной войны 1812 года именно он вдохновил дворянство на то, чтобы пожертвовать средства, оставшиеся от сборов на обмундирование и вооружение ополчения, на достройку собора.

Решающий же вклад в завершение строительства внес преемник Голицына граф Михаил Сперанский. Он добился, чтобы из государственной казны на эти цели было выделено 30 тысяч рублей. По тем временам это была огромная сумма.

РАСТОПТАННАЯ ПАМЯТЬ

Спасский собор стал сердцем Пензы, его духовным центром. И вот эту жемчужину, неразрывно связанную с историей города и жизнью нескольких поколений наших предков, уничтожили пришедшие к власти в 1917 году безбожники.

Храм закрыли в 1923 году, причем его угодливо, по мирному договору, передали светской власти захватившие его раскольники-обновленцы.

- Это было настоящее предательство, - констатирует Лариса Рассказова. - Люди, до конца оставшиеся верными православной церкви, отказались приходить на богослужения к обновленцам. Раскольникам попросту не на что было содержать огромное здание, они не знали, что с ним делать, и сдали властям.

Хранившиеся в соборе святыни были разграблены. И если чудотворную Пензенскую Казанскую икону Пресвятой Богородицы (она сейчас находится в Митрофановском храме областного центра) верующим удалось сберечь до наших дней, то, например, штандарты пензенского ополчения периода наполеоновских войн, с которыми наши земляки вошли в Париж, были уничтожены. Еще несколько особо чтимых икон исчезли без следа.

В 1924 году в здании собора открыли архив, который просуществовал там семь лет, после чего власти решили переместить хранилище документов в другое место.

А собор начали разбирать по кирпичику для нужд строившегося велосипедного завода. Фактически в 1934 году взорвали уже не храм, а его руины. Казалось, история собора была окончена.

Но сегодня он вновь стоит на прежнем месте. Идею его возрождения долго вынашивал архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет. Началось строительство при епископе, а затем митрополите Вениамине и продолжилось при действующем архиерее - митрополите Пензенском и Нижнеломовском Серафиме.

Именно он рассчитал пропорции основного здания, создал проекты колокольни и Евлампиевской усыпальницы, разработал общую концепцию интерьеров и проект благоустройства прилегающей территории.

История Спасского Кафедрального собора изложена известным краеведом города Пензы А. Дворжанским. Данная статья рассказывает об этапах строительства и периоде закрытия Первохрама.

история Спасского Кафедрального собора

Спасский Кафедральный собор, г. Пенза

Пензенский Спасский кафедральный собор, венчавший собой Соборную (Советскую) площадь, являлся великолепным памятником архитектуры эпохи классицизма и включал в себя двухэтажный пятикупольный храм и отдельно стоявшую колокольню, первоначально объединенные между собой открытой колоннадой , которая впоследствии была превращена в объем трапезной. Колокольня строилась с 1790 по 1799 год еще с благословения епископа Тамбовского Феофила, поскольку Пенза в то время относилась к Тамбовской епархии. 16 (27) октября 1799 года была образована Саратовская епархия, первым епископом которой, под названием Саратовского и Пензенского, стал Гаий (Такаов). Местом пребывания ему, однако, был назначен не губернский Саратов, а уездная Пенза — бывший центр упраздненной в 1797 году Пензенской губернии, где в то время пустовал огромный губернаторский дом, получивший после переезда в него епископа Гаия название архиерейского. Прибыв в Пензу, первое, что увидел преосвященный рядом со своим домом, -это стоящую посреди площади колокольню с устремленным вверх шпилем. Рядом с ней был уже сделан и фундамент для самого храма, но такого огромного размера, что епископ засомневался в возможности скорого окончания его постройки и предложил уменьшить его со всех сторон на 2 аршина. Был составлен новый проект, выдержанный в строгих классических формах. От старого же проекта пришлось оставить уже сделанную колокольню, почему до самой ее перестройки в конце XIX века она несколько выпадала из ансамбля. По приезде в Пензу новый архиерей сразу же озаботился поиском средств для строительства собора и сам подал в том пример, сделав большое пожертвование, Его благородный поступок не мог не найти отклика в сердцах пензенских жителей, и деньги, как говорится, потекли рекой. Наиболее ревностными благотворителями стали купцы Михаил Степанович Любовцов и Петр Никифорович Кузнецов, внесшие на строительство собора соответственно 10000 и 1000 рублей, а также Ефим Петрович Шульгин, бывший соборным старостой и непосредственно занимавшийся постройкой храма. Глядя на них, и другие посчитали себя обязанными внести свою лепту в создание этого грандиозного сооружения. ставшего через четверть века лучшим украшением города. Строился кафедральный собор с 1800 по 1824 год. В 1804 году был освящен главный престол нижней церкви собора — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1812 году — правый придел, во имя святой великомученицы Екатерины, В верхнем этаже освящение главного престола — во имя Всемилостивого Спаса — состоялось в 1821 году, а правого придела, во имя Успения Божией Матери, — в 1832 году. В конце XIX века колокольня стала несколько выше, получив дополнительную стройность, более соответствующую облику самого собора, у которого чуть раньше были несколько изменены завершения главок. Спасский кафедральный собор был не только архитектурным украшением города, но и своеобразной картинной галереей, настенная живопись которой по мере продвижения к алтарю в восьмидесяти сюжетах последовательно разворачивала перед посетителями всю библейскую историю Ветхого и Нового Завета. Картины были написаны в 1350-1S51 годах руководителем Саранской школы живописи Кузьмой Александровичем Макаровым и его учениками, Особым мастерством среди живописных работ отличались росписи его старшего сына, будущего академика живописи Ивана Кузьмича Макарова, заново переписавшего и отреставрировавшего многие из них в 1830-х годах. Кроме того, собор являлся местом пребывания главной святыни города — чудотворной Казанской иконы Божией Матери, подаренной новопоселенному граду Пензе царем Алексеем Михайловичем, спасшей, согласно преданию, наш город от набега кочевников в 1717 году во время Большого кубанского погрома. Здесь же хранились и пензенские реликвии — штандарты народных ополчений 1312 и 1855 годов. Кафедральный собор в разное время посещали августейшие особы — великий князь Михаил Павлович, Александр I, Николай I, будущий император Александр II, великий князь Константин Константинович, августейший покровитель Пензенской Лермонтовской библиотеки, Николай II и великий князь Михаил Александрович. Здесь нашли упокоение пензенские епископы — особо почитаемый в народе Иннокентий, Афанасий, Амвросий 2-й, Григорий и Антоний 2-й, Первых троих похоронили в приделе святой великомученицы Екатерины, где стараниями графини Анны Алексеевны Орповой-Чесменской была устроена небольшая усыпальница, вход в которую вначале был сделан снаружи, с южной стороны собора. Но поскольку желающих преклонить колени перед могилой святителя Иннокентия было много, то верующие стали хлопотать о постройке перед входом в усыпальницу часовни, вместо которой на средства известной пензенской благотворительницы Марии Михайловны Киселевой была сооружена даже небольшая церковь, освященная 19 декабря 1832 года во имя святых Евлампия и Евлампии, день памяти которых — 10 октября — совпадал с днем смерти епископа Иннокентия. В этой церкви похоронили двух других епископов — Григория и Антония. После революции собор, как и другие храмы, был закрыт, а в 1934 году взорван. Под руинами были погребены и могилы Преосвященных, останки которых в 1998 году по благословению архиепископа Серафима были извлечены из-под спуда лежащей над ними земли и мусора и перезахоронены у бывшего архиерейского дома, возвращенного Русской Православной Церкви. В 1999-2000 годах на месте собора была установлена Спасская часовня, основание которой 2 октября 1999 года освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, прибывший на празднование 200-летия Пензенской епархии.

Мчч. Памфила пресвитера, Валента (Уалента) диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии (307–309). Свт. Московского Макария (1926). Собор святых Новосибирской митрополии[23].

Мчч. Персидских в Мартирополе (IV). Прп. Маруфа, еп. Месопотамского (422).

Иуд., 77 зач., I, 1–10. Лк., 109 зач., XXII, 39–42, 45 – XXIII, 1[24].

На этот день со среды, 17 февраля, может быть перенесена полиелейная служба в честь сщмч. Ермогена (ср. Типикон, 24 февраля, 4-я Маркова глава).

Доступная среда


Найти информацию

Расписание богослужений

Расписание богослужений

Жизнь прихода

Приходская жизнь Спасского кафедрального собора

В возрождающемся Спасском кафедральном соборе организована внебогослужебная деятельность

Восстановим вместе!

Спасский кафедральный собор

Пожертвование на восстановление Спасского кафедрального собора

Социальное служение

Социальное служение в Спасском кафедральном соборе

При Спасском кафедральном соборе действует социальная служба

Экскурсии

Экскурсии по Спасскому собору и Соборной площади

Бесплатные экскурсии для групп от 10 человек по предварительной заявке

Чудотворная икона

Казанская икона Божьей Матери

Чудотворная Казанская Пензенская икона Божьей Матери

Святитель Иннокентий

Житие святителя Иннокентия Пензенского

Житие святителя Иннокентия Пензенского и Саратовского

Паломнические поездки


Архивы записей

Завершились курсы повышения квалификации для преподавателей программ подготовки регентов, организованные на базе Санкт-Петербургской духовной академии

Спасский кафедральный собор

Пензенский Спасский кафедральный собор, венчавший собой Соборную (Советскую) площадь, являлся великолепным памятником архитектуры эпохи классицизма и включал в себя двухэтажный пятикупольный храм и отдельно стоявшую колокольню, первоначально объединенные между собой открытой колоннадой, которая впоследствии была превращена в объем трапезной, Колокольня строилась с 1790 по 1799 год еще с благословения епископа Тамбовского Феофила, поскольку Пенза в то время относилась к Тамбовской епархии, 16 (27) октября 1799 года была образована Саратовская епархия, первым епископом которой, под названием Саратовского и Пензенского, стал Гаий (Такаов). Местом пребывания ему, однако, был назначен не губернский Саратов, а уездная Пенза - бывший центр упраздненной в 1797 году Пензенской губернии, где в то время пустовал огромный губернаторский дом, получивший после переезда в него епископа Гаия название архиерейского. Прибыв в Пензу, первое, что увидел преосвященный рядом со своим домом, -это стоящую посреди площади колокольню с устремленным вверх шпилем. Рядом с ней был уже сделан и фундамент для самого храма, но такого огромного размера, что епископ засомневался в возможности скорого окончания его постройки и предложил уменьшить его со всех сторон на 2 аршина. Был составлен новый проект, выдержанный в строгих классических формах. От старого же проекта пришлось оставить уже сделанную колокольню, почему до самой ее перестройки в конце XIX века она несколько выпадала из ансамбля.
По приезде в Пензу новый архиерей сразу же озаботился поиском средств для строительства собора и сам подал в том пример, сделав большое пожертвование, Его благородный поступок не мог не найти отклика в сердцах пензенских жителей, и деньги, как говорится, потекли рекой. Наиболее ревностными благотворителями стали купцы Михаил Степанович Любовцов и Петр Никифорович Кузнецов, внесшие на строительство собора соответственно 10000 и 1000 рублей, а также Ефим Петрович Шульгин, бывший соборным старостой и непосредственно занимавшийся постройкой храма. Глядя на них, и другие посчитали себя обязанными внести свою лепту в создание этого грандиозного сооружения. ставшего через четверть века ЛУЧШИМ украшением города.
Строился кафедральный собор с 1800 по 1824 год. В 1804 году был освящен главный престол нижней церкви собора - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1812 году - правый придел, во имя святой великомученицы Екатерины, В верхнем этаже освящение главного престола - во имя Всемилостивого Спаса - состоялось в 1821 году, а правого придела, во имя Успения Божией Матери, - в 1832 году. В конце XIX века колокольня стала несколько выше, получив дополнительную стройность, более соответствующую облику самого собора, у которого чуть раньше были несколько изменены завершения главок.
Спасский кафедральный собор был не только архитектурным украшением города, но и своеобразной картинной галереей, настенная живопись которой по мере продвижения к алтарю в восьмидесяти сюжетах последовательно разворачивала перед посетителями всю библейскую историю Ветхого и Нового Завета. Картины были написаны в 1350-1S51 годах руководителем Саранской школы живописи Кузьмой Александровичем Макаровым и его учениками, Особым мастерством среди живописных работ отличались росписи его старшего сына, будущего академика живописи Ивана Кузьмича Макарова, заново переписавшего и отреставрировавшего многие из них в 1830-х годах. Кроме того, собор являлся местом пребывания главной святыни города - чудотворной Казанской иконы Божией Матери, подаренной новопоселенному граду Пензе царем Алексеем Михайловичем, спасшей, согласно преданию, наш город от набега кочевников в 1717 году во время Большого кубанского погрома. Здесь же хранились и пензенские реликвии - штандарты народных ополчений 1312 и 1855 годов.
Кафедральный собор в разное время посещали августейшие особы - великий князь Михаил Павлович, Александр I, Николай I, будущий император Александр II, великий князь Константин Константинович, августейший покровитель Пензенской Лермонтовской библиотеки, Николай II и великий князь Михаил Александрович. Здесь нашли упокоение пензенские епископы - особо почитаемый в народе Иннокентий, Афанасий, Амвросий 2-й, Григорий и Антоний 2-й, Первых троих похоронили в приделе святой великомученицы Екатерины, где стараниями графини Анны Алексеевны Орповой-Чесменской была устроена небольшая усыпальница, вход в которую вначале был сделан снаружи, с южной стороны собора. Но поскольку желающих преклонить колени перед могилой святителя Иннокентия было много, то верующие стали хлопотать о постройке перед входом в усыпальницу часовни, вместо которой на средства известной пензенской благотворительницы Марии Михайловны Киселевой была сооружена даже небольшая церковь, освященная 19 декабря 1832 года во имя святых Евлампия и Евлампии, день памяти которых - 10 октября - совпадал с днем смерти епископа Иннокентия. В этой церкви похоронили двух других епископов - Григория и Антония.
После революции собор, как и другие храмы, был закрыт, а в 1934 году взорван. Под руинами были погребены и могилы Преосвященных, останки которых в 1998 году по благословению архиепископа Серафима были извлечены из-под спуда лежащей над ними земли и мусора и перезахоронены у бывшего архиерейского дома, возвращенного Русской Православной Церкви. В 1999-2000 годах на месте собора была установлена Спасская часовня, основание которой 2 октября 1999 года освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, прибывший на празднование 200-летия Пензенской епархии.

Венчающее Соборную площадь здание, представляло собой ценный памятник архитектурного искусства. Но во времена богоборческой эпохи его не пощадили, безжалостно разрушив и предав забвению на долгие годы. Сегодня горожане занимаются возрождением местной святыни.

История постройки

По мнению историков, сначала в Пензе существовала деревянная церковь в честь Всемилостивого Спаса. Скорее всего, она располагалась чуть западнее часовни, которая стоит в городе и сейчас. Ее возведение могло совпасть по времени с постройкой крепости.


Предполагается, что чин освящения совершили на престольный праздник, приходящийся на 1 (14) августа 1663 г. Известно, что начиная с 18 октября этого же года, священники Алексей и Лукьян проводили здесь богослужения.


Когда строительство часовни окончательно завершилось, возле нее стал регулярно совершаться водосвятный молебен в престольный праздник, 14 августа.


Новый храм будет еще больше и сможет вместить пять тысяч человек. Его высота составит 40 м, а шпиль колокольни достигнет 82,5 м. Положение собора сместилось на 30 м в сторону ул. Московской.

Строительство продолжается и сегодня. На крышу подняты колокола и купола. Строительную площадку время от времени посещают высокопоставленные духовные лица из разных епархий.

Описание

До революции Спасский собор представлял собой двухэтажный пятикупольный корпус в классическом русском стиле. К нему примыкала трапезная и колокольня. После перестройки в начале XIX века башня колокольни стала стройнее и выше, слегка переоформлены завершения главок. Согласно новому проекту, сооружение будет белого цвета с золотыми куполами, высокими узкими оконными проемами.


Святыни и престольные праздники

К числу почитаемых святынь относится икона святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и закладной камень церкви святых мучеников Евлампия и Евлампии.

    — 14 августа;
  • Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля.

Как добраться

Спасский собор располагается на Советской площади (бывшей Соборной) в г. Пензе.

Богослужения проводятся каждый день. В 8:00 начинается Литургия. Вечерние службы — с 17:00. В праздничные дни совершаются водосвятные молебны. Также желающие могут подавать записки на поминовение и присутствовать на Панихиде.

Судьба первохрама сложилась трагически, но усилиями современных прихожан и неравнодушных благодетелей святыня восстанавливается. Вскоре Пенза снова обретет красивый и величественный собор, который станет ее достопримечательностью и религиозным центром.

Читайте также: