Межнациональные отношения в ставропольском крае доклад

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ставропольский край является одним из многонациональных регионов нашей страны. Это связано как с историей его заселения, так и современными этнодемографическими процессами и геополитическим положением. Находясь в центральной части Северного Кавказа, он граничит с Ростовской областью, Краснодарским краем и республиками Карачаево-Черкесской, Дагестан, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской, Ингушской, Чеченской и Калмыцкой.

Как самостоятельный край он выделился в марте 1937 года из Северо-Кавказского края. До 1991 года в состав края на правах автономной области входила Карачаево-Черкессия. По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 9 октября 2002 года, численность постоянного населения Ставропольского края составила 2735,1 тыс. человек, в том числе в городской местности проживает 1530,6 тыс., в сельской -1204,5 тыс. человек. По сравнению с переписью населения 1989г. численность населения возросла на 325 тыс. человек, в том числе проживающих в городских поселениях - на 232 тыс. человек, в сельской местности - на 93 тыс. человек.

Здесь, как на других фронтах Великой Отечественной войны, сражались сыны и дочери всех народов - русские, украинцы, грузины, армяне, осетины, черкесы, карачаевцы, кабардинцы, адыгейцы, азербайджанцы и другие. На всех этапах битвы за Кавказ армейские части опирались на самую активную поддержку, всестороннюю помощь местного населения.

Победа над врагом стоила немалых усилий и крови. Трудящиеся Ставрополья свято хранят в памяти и чтут имена воинов, погибших при защите и освобождении края. В городах и селах увековечены тысячи имен, в числе: Героя Советского Союза Айдамира Ачмизова - пал в бою под Ачикулаком, отражая атаку 11 вражеских танков; старшего лейтенанта коммуниста И.Г. Булкина, одним .из первых ворвавшегося в январские дни

1943 года в Ставрополь; лейтенанта Г.А. Пестова, сраженною в боях за Пятигорск; мужественного воина - кабардинца Я.М. Нахушева - начальника связи 810-го полка.

В боях на Кубанской земле сражен пулеметной очередью Иосиф Лаар, повторивший бессмертный подвиг Александра Матросова. В новороссийском небе погиб, сражаясь с фашистскими стервятниками, летчик Леонид Севрюков, посмертно удостоверенный Звезды Героя Советского Союза. У стен этого же города пал воспитанник кисловодской комсомольской организации лейтенант Г. Гусейнов - комсорг батальона морской пехоты. В сражении на Черном море погибли офицеры-моряки капитан-лейтенант И.М. Грищенко и капитан 3-го ранга Н.И. Сипягин.

Кровь лучших сынов народа, пролитая в боях за Кавказ, скрепила дружбу, сплотила трудящихся в общей борьбе за свободу и независимость своей Родины. Пройдя через суровые испытания борьбы с немецко-фашистскими полчищами, дружба свободолюбивых народов стала одним из главных источников возросшей боевой мощи Вооруженных сил СССР, вдохновляла советских воинов на подвиги на последующих этапах войны. За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 тысячи человек (часть посмертно), из них 104 дважды, 3 - трижды и 2 - четырежды.

Среди Героев Советского Союза - представители большинства наций и народностей СССР, в том числе: русских - 8160 человек, украинцев - 2069, белорусов - 309, татар - 161, евреев - 90, узбеков - 69, мордвинов - 61, чувашей - 44, азербайджанцев - 43, башкир - 39, осетин - 32, марийцев - 18, туркменов -18, литовцев -15, таджиков - 14, латышей - 13, киргизов - 12, удмуртов - 10, карелов - 9, эстонцев - 8, калмыков - 8, кабардинцев - 7, адыгейцев - 6, абхазцев - 5, якутов - 3, молдаван -2.

Все эти исторические факты еще раз наглядно подтверждают мысль, что люди разных национальностей в суровые военные годы чувствовали себя одной семьей, защищающей свою Родину от захватчиков. Все мы Россияне. И Родина у нас одна. И она будет сильна, если мы, люди разных национальностей, будем жить в мире и согласии.

Буденновский район является многонациональным регионом Ставропольского края. В связи с этим ему присущи многие этнические проблемы, о которых говорилось выше. Только в селе Прасковея наряду с русскими проживают армяне, даргинцы, татары, украинцы, белорусы, чеченцы, ногайцы, азербайджанцы, цыгане, узбеки, мордвины.

Несмотря на столь разнообразный национальный портрет учащиеся школы строят свои отношения на основе уважения прав другого, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, а также воздержания от причинения вреда, гак как вред причиняемый другому означает вред для всех и для самого себя. Они учатся жить в мире и согласии, знакомятся с культурой и обычаями других народностей.

В нашей школе большое внимание уделяется воспитанию толерантного поведения, способности признавать и уважать отличные от своих собственных идеи и мнения.

Толерантность - условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества.

Так вот, итоги работы государственной власти и органов местного самоуправления в 2016 году показали, что впервые за последние 5 лет фиксируется значительный прирост позитивных оценок мнения населения Ставрополья о ситуации в сфере этноконфессиональных отношений. Проще говоря, мы перестали друг друга бояться и друг друга ненавидеть. Мы – понаехавшие и понаостававшиеся.

Один из важнейших показателей, акцентируют внимание исследователи, – это доля жителей края, которые положительно оценивают состояние межнациональных отношений. Это итог государственного воздействия на этнополитическую сферу созданной комитетом по делам национальностей и казачества системы. Если в 2011 году только 23,9 процента наших сограждан положительно оценивали состояние межнациональных отношений, то в 2016-м – уже 86,4 процента.

Возросло количество жителей Ставрополья, которые считают, что межнациональные отношения в крае улучшились. В 2012 году так считало всего 11,9 процента населения, в 2013-м – 13,1 процента, в 2014-м – уже 21,3 процента, в 2015-м – треть опрошенных, а в 2016 году – уже 41,3 процента. С 2014 года постоянно снижается количество опрошенных, которые считают, что межнациональные отношения в крае ухудшаются, – с 32,1 процента в 2012 году до 5,4 процента в прошлом.

Заведующий отделом политологии и конфликтологии Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН, доктор философских наук профессор Виктор Авксентьев не считает результаты опроса неожиданными. И не только потому, что сам принимал участие в анализе результатов.

По сути, это результаты существенного изменения общественного мнения. И мы видим, что интересы общества переключились на другие проблемы.

– С возникновением украинского кризиса, – продолжает В. Авксентьев, – проблема межнациональных конфликтов и на Северном Кавказе, и в России в целом отошла на второй план. Характерная иллюстрация – она перестала, например, присутствовать в заголовках СМИ. Более того, очевидно, что люди изменили приоритеты социальной картины, они переключили внимание с межнациональных на социально-экономические составляющие жизни: их больше интересуют зарплаты, пенсии, пособия, проблемы ЖКХ, возможность получить работу. В совокупности эти две составляющие и дали такой заметный эффект.

– И это тоже неудивительно, – подчеркивает Виктор Авксеньев. – Для русских нет особой разницы в восприятии гражданской и национальной идентичности. А для народов Северного Кавказа есть: для них важна не только этническая идентичность, но и ощущение себя россиянином, артикулирование этого.

Мониторинги двух последних лет однозначно свидетельствуют о росте сформированности у населения края единой духовной общности многонационального народа Российской Федерации.

Межконфессиональные отношения в крае большинство опрошенных (80,2 процента) считает стабильными и устойчивыми. Так же они оценивались и в 2015 году. Перспективы развития межконфессиональных отношений также оцениваются положительно, что, по мнению ученых, свидетельствует о росте социального оптимизма у населения.

И напоследок. Выявленные учеными оценки имеют высокую научную точность. Но Виктор Авксентьев считает, что, несмотря на положительные результаты этого мониторингового исследования, вывод о долговременных тенденциях делать еще рано. О них можно будет говорить после проведения аналогичного исследования в 2017 году.

ДЛЯ СПРАВКИ. На основе методик, используемых Всероссийским центром исследования общественного мнения, было опрошено 1500 человек. Выборка многоступенчатая, квотная. Большинство участников опроса – представители среднеобеспеченных слоев – 54,5 процента, высокообеспеченные 6,7, низко-обеспеченные 32,2, необеспеченные – 6,6 процента. Пропорционально был охвачен весь Ставропольский край.

На состоявшейся недавно встрече с Президентом России Владимиром Путиным руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов доложил главе государства о наивысшем на данный момент уровне российской гражданской идентичности – 91 процент. Такие же высокие цифры из года в год фиксируются в Ставропольском крае. И это при том, что край является многонациональным субъектом, домом для представителей более чем ста этносов. Так что такой показатель очень важен и позволяет говорить о Ставрополье как регионе мирном и спокойном.

О том, как в крае удается сохранять и укреплять межнациональный и межконфессиональный мир, рассказал председатель комитета СК по делам национальностей и казачества Александр Писаренко

Александр Писаренко. Фото автора.

– Александр Васильевич, как вы оцениваете состояние этноконфессиональных отношений на Ставрополье?

Так вот, на протяжении уже нескольких лет мы фиксируем сохранение стратегических позитивных тенденций. По итогам исследования за 2019 год доля граждан, положительно оценивающих состояние этноконфессиональной сферы, составляет 94,6%. Сформированность общероссийской гражданской идентичности у нас 81,3%. А в рейтинге основных проблем, которые беспокоят население, вопросы национальной конфликтности и миграции стабильно занимают аутсайдерские позиции.

– Внешнеполитические факторы влияют на нашу внутрирегиональную стабильность?

– Вы отметили систему взаимодействия различных сторон. Расскажите подробнее, кто задействован в реализации государственной национальной политики на Ставрополье?

То есть в диалоге задействованы все: чиновники, институты гражданского общества, представители национальностей и конфессий. На всех уровнях – от села до края. И практика доказывает эффективность такого комплексного подхода. Такая система позволяет оперативно урегулировать потенциально конфликтные ситуации в межнациональных отношениях, способствует пропаганде взаимоуважительных отношений и диалогу между различными этническими общностями на территории края.

– Пандемия как-то повлияла на реализацию госпрограммы?

– К сожалению, пандемия влияет на все сферы нашей жизни. В крае под руководством губернатора Владимира Владимирова в режиме постоянной готовности работает команда по преодолению кризисной ситуации. Комитет, как и другие органы власти, участвует в этой работе. Сотрудники комитета выезжают в районы для контроля соблюдения гражданами масочного режима. За комитетом закреплен Труновский и Красногвардейский районы. Нельзя не отметить казаков, я имею в виду окружную казачью дружину и народные казачьи дружины, которые, как всегда, на передовой, задействованы в охране общественного порядка, а также в круглосуточном дежурстве вместе с полицией на пограничных постах для информирования приезжающих о двухнедельном карантине. Сейчас таких поста два: в Красногвардейском и Кочубеевском районах.

Также многие казачьи общества и национально-культурные организации организуют волонтерские и благотворительные акции, помогают землякам.

Профильная работа комитета, конечно, не останавливается, ведется по всем направлениям: гармонизация межнациональных отношений, предупреждение этнического и религиозного экстремизма, сохранение этнической самобытности народов, социокультурная адаптация мигрантов, государственная поддержка национально-культурных объединений и казачьих обществ. Государственная программа реализуется, хотя нынешние реалии заставляют нас изменять форматы некоторых мероприятий, проводить их дистанционно.

– Например?

Вообще фестивали – одна из эффективных форм гармонизации межнациональных отношений, развития культуры межнационального общения среди населения. Например, наши национальные общины сами в течение года всегда стараются проводить различные концерты, дни землячества, выставки, направленные на сохранение языка, культуры, традиций народа. Комитет со своей стороны оказывает финансовую поддержку. Госпрограммой предусмотрена выдача субсидий национально-культурным объединениям на компенсацию затрат, связанных с организацией их деятельности. В 2020 году на это выделено более 1,5 миллиона рублей.

– Но в этом году привычных праздников с выставками этнических подворий, музыкой и танцами ставропольцы, наверное, уже не увидят?

Межнациональные отношения в Ставропольском крае

Этническая самоидентификация и внутри- и межконфессиональные отношения.

Продолжаем цикл материалов, посвященных репрезентативным опросам в Северо-Кавказском федеральном округе. Социологические опросы проводились по различным аспектам экономической, общественно-политической и социальной жизни среди совершеннолетних жителей всех регионов СКФО различных возрастных групп.

1. Какие из перечисленных признаков сближают вас с представителями вашей этнической группы?

Религия (76,8%), традиции и обычаи (69,2%), а также социальные нормы и принципы поведения (48,9%) участники опроса назвали в качестве трёх главных этнообразующих признаков.

Далее голоса распределились следующим образом:

- историческое прошлое (20,2%);

- территория проживания (8,4%);

- художественная культура (8,2%);

Примечательно, что одним из наименее важных компонентов в контексте данного вопроса был признан общий быт - 6,2% опрошенных.

2. Оказывает ли этническая принадлежность другого человека влияние на ваше к нему отношение?

Большинство респондентов продемонстрировали заметный интернационализм в ответе на данный вопрос: 78,4% опрошенных заявили, что этническая принадлежность другого человека не оказывает никакого влияния на отношение к нему со стороны респондента.

Соответственно, для 21,6% участников опроса этническая принадлежность другого человека имеет влияние на формирование отношения к нему, оставаясь достаточно значимым фактором.

3. Стараетесь ли вы подчеркнуть свою этническую принадлежность в повседневной жизни?

4. Как бы вы охарактеризовали состояние межэтнических отношений в вашем регионе на сегодняшний день?

5. Какова вероятность, на ваш взгляд, возникновения в вашем регионе межэтнических противоречий и конфликтов на этнической почве?

И совсем ничтожное количество респондентов (0,6%) считают вероятность возникновения на Ставрополье межэтнических противоречий и конфликтов на этнической почве высокой.

6. Как вы считаете, что из перечисленного можно назвать основными причинами возникновения этнических конфликтов и межэтнической напряженности в вашем регионе?

По мнению большинства респондентов, основными причинами возникновения этнических конфликтов и межэтнической напряженности на Ставрополье являются бытовые предрассудки и стереотипы. Так считают 63% опрошенных – абсолютное большинство.

- конкуренция за рабочие места (31,8%);

- низкий уровень культуры общения (21,8%);

- высокий уровень социального и имущественного неравенства (14,2%);

- территориальные споры 4,2.

Как видим, основными причинами конфликтного потенциала на межэтническом поле опрошенные считают сугубо социально-экономические факторы, без учёта национальной принадлежности различных групп населения. Соответственно, мизерное количество голосов, подчёркивающих этнический фактор, в ответах участников опроса распределилось следующим образом:

- миграционные процессы (2,8%);

- историческое прошлое (2%);

- неэффективная национальная политика (2%).

7. Как изменится, на ваш взгляд, ситуация в сфере межэтнических отношений в вашем регионе в следующем году?

Ответ на данный вопрос подтверждает выводы из предыдущего пункта. Подавляющее число опрошенных (92%) считают, что ситуация не изменится и останется стабильной. Более того, 7,2% респондентов ожидают дальнейшего улучшения ситуации в сфере межэтнических отношений на Ставрополье в будущем году.

И лишь мизерное число участников анкетирования считает, что на Ставрополье она ухудшится (0,8%).

8. К какой религии вы себя относите? (ответ по желанию)

Большинство опрошенных (78,2%) указали, что исповедуют христианство, 21,4% респондентов исповедуют ислам. Это соотносимо с региональными статистическими данными по этноконфессиональному составу населения Ставрополья.

Незначительное количество участвовавших в анкетировании (0,4%) указали, что придерживаются в своём вероисповедании иудаизма.

9. Как бы вы охарактеризовали состояние межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений на современном этапе в регионе вашего проживания?

Абсолютное большинство респондентов назвали ситуацию в области межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений на Ставрополье благоприятной и спокойной (89,8%).

10. Какова, на ваш взгляд, вероятность возникновения в регионе вашего проживания конфликтов на религиозной почве?

11. Что из перечисленного, на ваш взгляд, можно назвать основными причинами возникновения межконфессиональных конфликтов и напряженности?

Больше половины ответивших на вопросы указали в качестве основной причины межконфессиональных конфликтов и напряженности низкий уровень общей культуры населения (56,2%).

Далее голоса распределились следующим образом:

- влияние религиозных учений и лидеров из-за рубежа - 20%;

- использование религиозных догм в политической борьбе - 4,8%;

- дискриминация на религиозной почве - 8,8%;

- бытовые предрассудки и стереотипы - 22%;

- активность неформальных религиозных лидеров - 7%;

- проблемы во взаимодействии государственных институтов и религиозных организаций - 10,8%;

- историческое прошлое - 4,6%;

- высокий уровень социального и имущественного неравенства – 2,2%.

Таким образом, основная часть участников опроса из числа жителей Ставропольского края считает основными причинами возникновения межконфессиональных конфликтов и напряженности социокультурные факторы.

12. Как, на ваш взгляд, изменится ситуация в сфере межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений в регионе вашего проживания в ближайший год?

Подавляющее число опрошенных считают, что ситуация в сфере межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений либо останется в Ставропольском крае без изменений (83,6%), либо изменится в лучшую сторону (15%).

И лишь незначительное число респондентов считают, что она ухудшится. Так ответили всего 1,4% участников опроса.

Опрос выявил значительную устойчивость ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений на Ставрополье.

- Большинство опрошенных считают основными этнообразующими признаками религию, традиции и обычаи, а также социальные нормы и принципы поведения.

- Подавляющее число опрошенных заявили, что этническая принадлежность другого человека не оказывает никакого влияния на отношение к нему со стороны респондента.

- Большинство опрошенных проявляют свою этническую принадлежность в повседневной жизни в зависимости от ситуации.

- Все опрошенные признали состояние межэтнических отношений в Ставропольском крае стабильным.

- Почти все респонденты охарактеризовали эту вероятность либо как низкую, практически с нулевым конфликтным потенциалом, либо как среднюю, с наличием конфликтного потенциала.

- Абсолютное большинство участников анкетирования считают основными причинами возникновения этнических конфликтов и межэтнической напряженности на Ставрополье бытовые предрассудки и стереотипы.

- Подавляющее число опрошенных считают, что ситуация в сфере межэтнических отношений в Ставропольском крае в будущем году не изменится и останется стабильной.

- Большинство опрошенных исповедуют христианство, около одной пятой части респондентов исповедуют ислам. Это соотносится с примерными статистическими данными по этноконфессиональному составу населения Ставрополья.

- Абсолютное большинство респондентов назвали ситуацию в области межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений на Ставрополье благоприятной и спокойной.

- Подавляющее большинство опрошенных охарактеризовали вероятность возникновения в в Ставропольском крае конфликтов на религиозной почве как низкую, практически нулевую

- Более половины ответивших на вопросы указали в качестве основной причины межконфессиональных конфликтов и напряженности низкий уровень общей культуры населения.

- Подавляющее число опрошенных считают, что ситуация в сфере межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений либо останется в Ставропольском крае без изменений, либо изменится в лучшую сторону.

Читайте также: