Доклад на тему ритм

Обновлено: 16.05.2024

Ритм — закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Напр. стук маятника или удары пульса ритмичны: в них мы имеем, во-первых, единицы, т. е. определенные (отграниченные друг от друга какими-либо интервалами, законченные) явления (стук, удар), во-вторых — соизмеримость, однородность этих единиц (удар однокачественен с ударом), в-третьих — повторяемость единиц (ряд их), в-четвертых — упорядоченность, закономерность повторения и наконец, в-пятых, — чувственную ощутимость, возможность непосредственного восприятия этих единиц и интервалов между ними. Р. в широком смысле присущ непосредственно и целому ряду природных явлений (морские волны и т. п.) и человеческому организму (ритмично дыхание, работа сердца, кровообращение и т. д.).

В основе ритмической организации человеческой речи лежит тот естественный, первичный Р., который характеризует деятельность человеческого организма и в частности человеческое дыхание. Поскольку процесс дыхания относительно ритмичен, постольку ритмична в известной мере и человеческая речь: необходимость периодических вдохов и выдыхов вызывает соответствующие остановки голоса — паузы, которые разбивают речь на единицы, называемые речевыми тактами. Р. речи является так. обр. результатом закономерного повторения каких-либо однородных элементов речи, характер которых определяется составом данного языка. Поскольку речь (на понятном языке) всегда делится на слова, постольку эти повторяемые речевые элементы могут быть определены и как повторение однородных словесных сочетаний, подобранных по сходству тех или иных словесно-звуковых их особенностей (порядок ударных и безударных слогов, расположение пауз, звуковые повторы и т. п.). Таким образом единицей речевого ритма становятся слово или группа слов, отграниченные от последующих при помощи интервала — сильной паузы — и соизмеряющиеся с другими единицами благодаря повторению однородных словесно-звуковых особенностей. Напр. в следующем отрывке мы можем установить наличие Р. на основе целого ряда однородных признаков, повторяющихся в каждой единице, т. е. в каждом сочетании слов, отграниченном от других при помощи сильной паузы:

«Она отдалась без упрека,

Она целовала без слов —

Как темное море глубоко,

Таким образом Р. является сложным явлением, в основе которого лежит целый комплекс признаков (пауза, расстановка ударных и безударных слогов, расположение окончаний и т. д.) и который получает свое реальное наполнение лишь в связи с данной словесной системой, в которой он осуществляется. Поэтому напр. совпадение тех или иных признаков Р. (напр. одинаковая расстановка ударных и безударных слогов в строке) вовсе не означает совпадения Р., поскольку в иной словесной системе они дадут уже иное звучание благодаря различным смысловым ударениям, интонациям, иной расстановке пауз и т. п. Поэтому например в художественном переводе точное повторение расстановки ударных и безударных слогов вовсе еще не означает точности в передаче Р. подлинника, поскольку остальные элементы той сложной системы, которой является Р., в условиях иного языка уже не совпадают (обычная ошибка переводчиков).

В художественно-литературном творчестве ритмическая организация речи и выступает как одно из средств достижения максимальной выразительности, типизированной эмоциональной напряженности речи; паузы ритмич. речи и их подчеркнутость, звуковая насыщенность и т. д. — все это делает ее одним из важнейших выразительных средств художественной речи. Самый же характер Р. неразрывно связан с тем словесным контекстом, который его создает, с той речью, которую он типизирует, — отсюда историчность Р., самое разнообразие ритмических систем, которые создаются различными стилями в историческом литературном процессе. Так напр. Р. стихов Маяковского с его ораторской установкой резко отличен от Р. есенинской поэзии, которому прежде всего присуща лирическая напевность.

Эмоциональная насыщенность ритмической речи определяет связь ритма с лирическими и лиро-эпическими жанрами, которые как раз характеризуются наибольшей эмоциональностью, напряженностью. В этом смысле понятие ритмически организованной речи сливается с понятием речи стихотворной, одним из отличительных признаков которой ритм и является.

Список литературы

II. VerrierP., Métriqueanglaise, P., 1903

Бюхер К., Работа и ритм, перев. С. С. Заяицкого, М., 1923

Его же, Теория литературы, М., 1934 (гл. V).

Балухатый С., Теория литературы, Л., 1929

Штокмар М. П., Библиография работ по стихосложению, (М.), 1933 по предметному указателю).

школа вокала voca-beat школа звукозаписи

Ритм – набор разных по длительности звуков, исполненных в определённой последовательности. Каждая нота, звуча определённое количество времени, объединяется с другими, и они образуют ритмический рисунок.
Ритм не измеряется в общепризнанных системах измерения; длительность звучания каждой ноты измеряется относительно других нот в том же ритмическом рисунке: каждая нота звучит длиннее или короче предыдущей в 2, 4, 8 раз.

В музыке мы встречаемся со звуками долгими и короткими. Чередования их, одинаковых или разных по длительности, образуют ритм.

Внутреннюю организацию ритма называют метром.

школа вокала voca-beat школа звукозаписи

В первую очередь, время звучания музыки делится на равные промежутки, которые называются счётными долями. Их особенно легко услышать в танцевальной музыке, а так же в марше. В других жанрах, например, в лирических песнях, это гораздо сложнее услышать.
Затем все доли делятся на сильные и слабые. Сильные доли мы акцентируем (например, как в вальсе – каждая первая из трёх долей будет сильнее двух последующих. РАЗ – два – три), таким образом образуются такты.
Размер такта – важная составляющая музыкального произведения. Наиболее популярны двух и трёхдольные размеры, как и в поэзии. Двухдольный размер характерен для таких произведений, как марш, полька, галоп, и близкие к этим жанрам произведения. Трёхдольный размер особенно легко объяснить на примере вальса; в этом же размере традиционно пишутся чакона, сарабанда, полонез, мазурка. Очень похож на двухдольный четырёхдольный такт; его можно встретить в самой разной музыке, и в первую очередь – в маршах.

Иногда употребляются сложные и смешанные размеры, состоящие из двух и более простых (двух- и трехдольных).

В большинстве случаев размер остаётся одинаковым на протяжение всего произведения, или его крупной логической части. Но иногда музыканты используют сложные размеры, которые состоят из 2х и более простых размеров. Для обозначения размеров используют две цифры: нижняя обозначает ритмическую длительность (четверть, восьмая), а верхняя – количество длительностей в такте. Например, указание размера 2/4 будет означать, что в каждом такте содержится две четверти.

При помощи ритмического рисунка можно придать музыке определённый характер: равномерность ритма имитирует беспрепятственное, лёгкое движение, а чередование коротких и длинных нот может придать музыке динамику, напор.

школа вокала voca-beat школа звукозаписи

Бесплатная консультация

Для ритма так же важны соотношения длительности целых музыкальных фраз, а не только отдельных звуков. Они так же могут быть разделены равномерно, или иметь разную длительность. В широком смысле слова ритмичность музыки как раз подразумевает соотношение времени звучания отдельных частей произведения.

Что такое ритм в музыке, изучаем и осваиваем ритм

изучаем ритм в музыке

Ритм является основополагающим элементом при исполнении музыкального произведения. При этом можно говорить о независимости ритма от мелодии. Так каждый человек мог наблюдать вокруг себя тысячи примеров отдельного существования, начиная от биения сердца и заканчивая ударными инструментами, не имеющими звуковысотной составляющей. Мелодии же без ритма быть практически не может.

Вне зависимости от степени профессионализма, каждый музыкант должен считаться с основами ритма, знать специфическую терминологию, а также уметь воспроизводить произведение или музыкальный фрагмент в предложенном ритме. На данной странице разбираются основные понятия и терминология, необходимая для практики.

Ритм, длительности и паузы

Давайте рассмотрим, что такое ритм. Музыкальный термин представляет собой четкую организацию музыки во временном пространстве. Образуется структура из последовательности длительностей и пауз. В таблице указаны длительности, а также их обозначение.

Название длительности

Обозначение при записи

Количество счетов на одну длительность

Вне нотного стана




1 и 2 и 3 и 4 и






или


или

В два раза меньше восьмой

Существует специальная таблица, показывающая соотношение длительностей между собой.


Отдельную категорию составляют триоли. Данные длительности появляются при делении не на две части, как это происходило в вышеуказанных случаях, а на три.


Стоит разобраться с таким понятием, как пауза в музыкальном ритме. Пауза – это временной отрезок в музыке, который заполняется тишиной. Существуют следующие по размеру паузы:


Необходимо отметить, что некоторые музыканты воспринимают паузы, как остановки, в результате чего сбиваются с общей ритмической канвы. Пауза – это знак молчания, который играет большую роль в произведении. Настоятельно не рекомендуется съедать паузы за счет другой предшествующей ноты, удлиняя ее длительность. В противном случае, теряется музыкальная мысль. Особенно важно учитывать данный принцип при игре в оркестре, ансамбле или коллективе. Ведь если не будут учитываться паузы, то звуки будут накладываться друг на друга, создавая неблагозвучия.

Основная терминология

Ритм в профессиональной музыке не может обойтись без таких понятий, как такт, метр, темп и размер.

  • Метр представляет собой равномерное чередование акцентов в музыкальном произведении.
  • Такт представляет собой единицу измерения метра, которая исчисляется нотами или паузами. В размере четыре четверти первая нота в такте – это сильная доля, вторая – слабая, третья – относительно сильная, четвертая слабая. Между собой такты делятся чертой. Закрывает произведение двойная черта.


  • Размер – две цифры, располагающиеся одна над другой, стоящие вначале нотного стана. Верхняя цифра показывает количество длительностей в такте, а нижняя какая длительность преобладает. Располагается обозначение после ключа и ключевых знаков. Примечательно, что показатель дублируется только один раз вначале произведения, на следующих строчках не нужно вновь указывать размер. Исключением является смена на новый.

На рисунке представлен размер 4/4 (четыре четверти)


Указание четвертей не означает, что в такте будут использоваться только данные длительности. Могут быть использованы разные по величине длительности, но их сумма не должна превышать размер. Рассмотрим правильный и неправильный примеры.



Стоит учесть, что размеры бывают простыми, сложными, смешанными и переменными.

К первой простой группе относят преимущественно двух или трехдольные размеры, в которых имеется всего один акцент на сильную долю. Наиболее распространенными можно считать размеры на две четверти, на две половинные, две восьмые, три четверти, три восьмые и три половинные.


Сложные размеры появляются при слиянии двух простых, обычно они имеют к основному акценту на сильную долю, еще дополнительный относительный. В данную группу входят: четыре четверти, шесть восьмых, двенадцать восьмых, шесть четвертей и т.д.


Смешанные составляют особую категорию. Они образуются от соединения нескольких простых неодинаковых размеров между собой. Группа включает такие единицы, как пять четвертей, пять восьмых, а также семь четвертей и семь восьмых.



Популярный размер четыре четверти изображают, как заглавную букву С, поэтому не стоит пугаться данного обозначения.


  • Темп – это музыкальная характеристика, определяющая скорость исполнения музыкального инструмента. Обычно темп размещается вначале произведения над нотным станом, и написан на итальянском языке. Существует три группы медленные, умеренные и быстрые темповые обозначения. В зависимости от выставленного значения произведение может звучать по-разному. Обычно темп выставляется на специальном устройстве, которое называется метроном. Чем больше значение, тем быстрее будет темп.

Дополнительные знаки

Существуют некоторые знаки нотации, которые активно участвуют в образовании ритма. Если две ноты, находящиеся на одном звуковысотном уровне залигованы, то это означает, что первый звук должен держаться суммарное количество по времени. Обычно это требуется для соблюдения группировки в сложных размерах.


Например, возьмем размер четыре четверти. Он сложный и имеет один сильный акцент на первой доле, и один относительно сильный на третьей доле. Таким образом, на первой и третьей доле такта должны оказаться ноты. Чтобы записать ритм четверть, половинная и четверть необходимо соблюсти основные группировочные правила.


Так если после ноты стоит точка, то это увеличивает ее звучание ровно в половину. Например, четверть с точкой равняется по звучанию четверти с восьмой.


Часто длительность с точкой идет рядом с таким понятием, как пунктирный ритм. Термин обозначает ритмическую фигуру, состоящую из длительности с точкой и ее логического по счету завершения. Так наиболее распространенными вариантами являются четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая. Рассмотрим на нотном примере.



Как можно заметить по изображению пунктирный ритм используется в основном на сильных или относительно сильных долях такта.

Еще одним из дополнительных знаков можно назвать фермату.


Этот музыкальный знак обозначает, что исполнитель может выдерживать ноту, помеченную фермату неограниченное количество времени.

Основные системы ритмослогов

Существует специальная система ритмослогов, помогающая на практике научиться правильно воспроизводить различные длительности. Данная система была придумана в Венгрии в прошлом столетии и активно используется в музыкальных школах в первые годы обучения музыки, когда закладывается ритмическая основа. Итак, существуют следующие ритмослоги:

  • Целая – Та-а-а-а
  • Половинная – Та-а
  • Четверть – Та
  • Восьмая – Ти
  • 2 шестнадцатые – Ти-ри
  • Пунктирный ритм: четверть с точкой и восьмая – та-ай – ти.

Также были разработаны специальные ритмослоги для определения пауз:

  • Целая – Па-у-уза.
  • Половинная – Па-а
  • Четвертная – Па
  • Восьмая – пи

Подобное восприятие длительностей позволяет в несколько раз быстрее освоить даже сложные ритмические фигуры и научиться быстро читать с листа музыкальные произведения.

Упражнение №1. Усвоение ритмослогов

Пропойте мелодию в предложенном ритме, используя ритмослоги.


Сравните с ответом, представленном ниже:


Советы для быстрого освоения ритма и упражения

  1. Ежедневная практика. Как бы это не было банально, но только ежедневная практика может привести вас к хорошему результату. Необходимо работать над ритмом примерно полчаса в день, чтобы добиться прочной базы.
  2. Первое время стоит использовать метроном. На столе или крышке фортепиано отстукивайте предложенный ритм. Выставляйте вначале медленный темп, от 40 до 60 ударов, затем переходите к более подвижным темпам. Старайтесь сразу попадать в сильные доли.
  3. Используйте систему ритмослогов.

Стоит учитывать, что при игре на фортепиано в работу включены две руки. При этом ритм в каждой из рук может быть различным, чтобы заранее проработать технику требуется делать специальные упражнения.

Упражнения на поочередное вовлечение правой и левой руки, создающее перекличку. Верхняя строка для правой руки, нижняя для левой. Отстукивать ритм необходимо в среднем темпе, в котором вы не будете делать ошибки. При появлении ошибок или остановок требуется перейти к более медленному темпу. Стучать можно на столе или крышке фортепиано под метроном.



Более сложными упражнениями являются те, в которых ритмические фигуры отбиваются одновременно двумя руками.



Программы для самоконтроля в изучении

Если человек пытается самостоятельно освоить ритм без профессиональной помощи, то ему необходимо проводить контроль, который достигается при помощи современных технологий. Существуют специальные программы, в которых можно проверить собственные знания ритма.

Абсолютный слух 2

  • Теория. В категории представлены минимальные основополагающие сведения, касающиеся ритма, а также можно послушать как по времени звучат разнообразные длительности.
  • Чтение. При помощи встроенного в приложении метронома требуется отстучать записанный выше ритм, не допуская ошибок.
  • Диктовка. Необходимо правильно записать ритмический рисунок, который вы услышали.
  • Имитация. После прослушивания ритмических фигур необходимо правильно их записать.

В каждом из вышеуказанных разделов есть дополнительные подразделения на определенные ритмические фигуры. Это позволяет добиться совершенства в ритмическом плане.



Стоит отметить, что в сети интернет существует огромное количество электронных метрономов, которые ни сколько не уступают реальным аналогам. Они достаточно просто настраиваются, при чем каждый человек может самостоятельно отстучать ритм, в котором он собирается исполнять произведение или музыкальный фрагмент.

На данной странице мы познакомили с основной терминологией, которая пригодится начинающему музыканту, а также дали необходимые упражнения и рекомендации для усвоения темы. Материал поможет лучше понимать музыкальный текст, а также быстрее ориентироваться и точнее воспроизводить нотную запись.

РИТМ, временнáя организация движения, связанная прежде всего с музыкой, но присущая также поэзии и танцу. В переносном смысле понятие ритма применяется к другим видам искусства и к явлениям природы, где данный термин характеризует обычно регулярность и периодичность временнх и пространственных величин.

Ритмическая пульсация (акцентность).

В основе организации и восприятия звукового потока во времени лежит ритмическая форма, образуемая акцентами и паузами. Единица этой формы и ее длительность (от доли секунды до нескольких секунд) избирается композитором (или исполнителем) и становится исходным пунктом для установления всех иных временнх параметров данного сочинения. Последовательность таких однородных единиц (временнх величин) образует регулярно повторяющуюся пульсацию – ее можно сравнить с размеренным тиканьем часов.

Даже если описанные выше ритмические единицы равны по длительности и по силе акцента, падающего на каждую из них, человеческий слух редко способен воспринять их последовательность как абсолютно ровную: наше восприятие стремится объединять ритмические единицы в группы по две или по три, с легким выделением первого акцента в каждой группе. Когда композитор сознательно соединяет ритмические единицы в такие группы (или в разного рода модификации), в сочинении появляется метр. Основные метры возникают из объединения ритмических единиц по две (двудольный метр), по три (трехдольный метр), по четыре (четырехдольный метр) и по шесть (составной двудольный метр, т.е. состоящий из двух групп по три доли). Описанные группы (такты) обозначаются в музыкальной нотации тактовыми чертами (вертикальными линиями, проведенными через нотные станы), которые отделяют один такт от другого.

На слух начало такта выделяется легким подчеркиванием первой доли. Четырехдольный метр имеет также дополнительный, более слабый акцент на третьей доле каждой группы, а составной двудольный метр – на четвертой доле. Эти акценты обычно достигаются повышением громкости на акцентируемой доле (динамический акцент, которому в нотации соответствует знак > ), но акцентность может выражаться также в повышении высотности звучания (тонический акцент) или в увеличении его продолжительности (агогический акцент). Перенос акцента на слабую долю, достигаемый одним из указанных выше средств, а также резкой сменой гармонии на эту долю, называется синкопой.

Продолжительность ритмической единицы определяет скорость движения в музыке, или темп. Чем короче временнóй промежуток между акцентированными долями, тем быстрее темп. Для обобщенного обозначения темпа широко применяются итальянские термины – например, adagio (медленно), moderato (умеренно) или allegro (быстро), – однако наиболее точны темповые указания, выставленные с помощью метронома: например, указание М.М.= 80 означает, что скорость музыкального движения равна 80 ударам маятника метронома в минуту. Развертывание музыкальной композиции часто приносит смены ритма, которые сообщают композиции разнообразие и необходимые контрасты. Кроме того, в произведении могут быть кратковременные отклонения от основной ритмической пульсации (им соответствует итальянский термин rubato – свободно); нередко они достигаются легким замедлением (ritardando) или ускорением (accelerando) темпа.

Нотация.

Для обозначения временн х параметров музыкальных звуков (а также пауз между ними) используется простая система знаков. Каждый следующий знак в этой системе обозначает длительность вдвое короче, чем предыдущий. Например, целая нота () состоит из двух половинных нот (). Точка, помещенная после ноты или после паузы, увеличивает длительность на половину основной длительности данной ноты или паузы (). Длительность может быть увеличена также при помощи лиги – изогнутой линии, которая связывает две ноты одной высоты (): такая запись означает, что вторая нота реально не звучит, а ее длительность присоединяется к первой ноте. Триоль (а также дуоль, квартоль и т.д.), предписывающая деление данной длительности на три (на две, на четыре и т.д.) ритмических единицы, обозначается лигой с цифрой 3 (2, 4 и т.д.) под или над нотной записью ( или ).

Обозначения метра обычно появляются в начале композиции в виде дроби, где знаменатель указывает основную ритмическую единицу (половина, четверть, восьмая и т.д.), а числитель – количество долей (акцентов) в такте. Например, обозначение 3/4 указывает, что в каждом такте будет три доли, каждая продолжительностью в четверть (трехдольный размер); обозначение 2/2 указывает, что в каждом такте будет две доли, каждая продолжительностью в половинную ноту (двудольный размер).

Мензуральная ритмика и свободная ритмика.

Все вышеизложенное касается только одной ритмической системы, а именно той, которая принята в профессиональной музыке западноевропейской традиции и может быть названа метрической, акцентной (или квалитативной) ритмикой – в отличие от мензуральной (квантитативной) и свободной ритмики. Мензуральная ритмика не опирается на равномерную периодичность акцентов и, соответственно, не имеет постоянного метра. Свободная ритмика (западноевропейской традиции не свойственная) вообще не имеет постоянной ритмической пульсации.

Исторически мензуральная ритмика представляет собой древнейший для западной цивилизации тип, поскольку возникает на основе античной теории стихосложения, где долгота слога была основным фактором, а ударение – второстепенным (тоническая система). Хотя в некоторых поэтических и музыкальных жанрах регулярная метрическая ритмика появилась очень рано (трудовые песни, музыка шествий и т.д.), мензуральная ритмика сохраняла свое господство в Средневековье, особенно в церковном григорианском пении (cantus planus), пока в конце 12 в. ее не сменила система ритмических модусов, установленных на основе античных поэтических размеров. В полифонической композиции часто сочетались разные модусы: например, в одном голосе выдерживался хорей, в другом – ямб. Предпочтение, которое оказывалось тогда трехдольному ритму, и необходимость совмещения сильных долей разных модусов при полифоническом письме привели к тому, что первоначально двудольные размеры (например, дактиль ) преобразились в трехдольные (), чтобы их сильные доли могли совпадать с сильными долями хорея () и ямба (). Результатом явился строго трехдольный метр. Двудольный метр был узаконен теоретиками и композиторами в 14 в., хотя фактически он употреблялся (в музыке, сопровождавшей шествия и танцы) с древних времен. Признание равноценности двудольных и трехдольных размеров заложило фундамент современной метро-ритмической системы, которая совершенствовалась на протяжении 17–19 вв.

Исключительной сложностью отличаются ритмические системы древних музыкальных традиций Востока, особенно Индии; некоторые из подобных систем восходят к глубокой древности.

Ритмические новации в современной музыке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Темп и метроритм

Климкин Алексей Леонидович

1. Термины темп, метр и ритм.

2. Единство темпа.

4. Сложные размеры.

5. Аккомпанемент.

Формы работы для развития музыкально-ритмического сознания учащихся………………………………………………………………………………………5

1. Просчитывание.

2. Использование ритмосхем (ритмочертежей).

3. Простукивание - прохлопывание метроритмических структур.

4. Дирижирование.

5. Искоренение дефектов темпа.

6. Воздействия педагога.

7. Ансамблевое музицирование.

Работа над темпом и метроритмом на примере сонаты Гайдна D - dur ….7

Звук имеет определённую высоту, которая по отношению к длительности является более фиксированной. Определённо можно сказать, что ритмический рисунок того или иного произведения лишь условное обозначение. Практика показывает, что ощутить ритм, понять его можно только на практике. Хорошим музыкальным инструментом для этих целей является фортепиано. Это тот инструмент, который позволяет услышать множество ритмических рисунков от простых до самых сложных. Непосредственное самостоятельное исполнение, сопереживание с автором ритмической сущности музыки позволяет исполнителю интерпретировать произведение более верно, более осмысленно. Здесь нужно также сказать, что ритм это не только некое отвлечённое состояние, но и мускульные движения - отбивание ритма ногой, покачивание головой, движения корпуса.

Произведения венских классиков приучают ученика к чёткости упругости и строгой пульсации. Произведения эпохи романтизма показывают напевность, изящность ритмических рисунков. Фортепиано позволяет ознакомиться с таким явлением как полиритмия, когда происходит сочетание двух или трёх ритмов одновременно. Сам инструмент с его молоточковым ударным механизмом позволяет выработать обострённое чувство акцента. Акцент в свою очередь является основой для ритма.

Ощущение темпо-ритма до начала проигрывания произведения даёт правильный настрой исполнителю. От того насколько это ощущение будет представлено внутренним слухом, настолько игра будет совершеннее, более эмоциональной и зрелой. Если начинать без этого ощущения, тогда игра не получит своего стержня. Начиная играть без внутренней пульсации, исполнитель просто нащупывает ритм, что в итоге не может звучать как нечто целое. Лишь тогда, когда биение ритмической структуры будет услышано внутренним слухом, тогда только и может появиться игра достойная публичного прослушивания.

Цель данной работы - осмыслить проблему темпа и метроритма и способы их решения.

Раскрыть основные термины и понятия.

Показать основные формы работы над темпом

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Для того, чтобы разобраться в поставленной задаче, необходимо ясно представлять себе некоторые термины и понятия, которые будут встречаться в дальнейшем.

Ритм -

закономерное чередование звуков различной длительности в музыке (от греческого rhytmos — соразмерность). Ритм один из основных элементов выразительности мелодии (наряду с различной высотой - интервальным соотношением звуков, составляющих мелодию). Мелодия образуется только в том случае, если звуки организованы ритмически, т.е. обладают определёнными длительностями; чередование звуков вне определённого ритма не воспринимается как мелодия. Это происходит потому, что ритм обладает большой выразительной силой.

Метр

последовательное чередование опорных (акцентируемых) и неопорных

(безакцентных) долей ритмическом движении. Название термина происходит от греческого metron — мера. Подобно главным жизненным процессам — дыханию, сердцебиению, музыка как бы равномерно пульсирует, в ней непрестанно сменяются моменты некоторого напряжения и разрядки. Моменты напряжения (акцентируемые) принято называть сильными. Основная ячейка музыкального метра - фрагмент музыки заключенный между сильными долями и называемый тактом.

Темп

скорость движения (лат. tempus - время). Темп произведения зависит от его характера, настроения, содержания. Правильный темп — важное условие выразительного исполнения; существенное отклонение от правильного темпа ведёт к искажению произведения.

В тех случаях, когда допускаются небольшие отклонения от основного темпа, указывают tempo rubato (свободный темп).

Произвольный темп, определяемый только фантазией исполнителя, обозначается ad libitum или a piacere (по желанию).

Единство темпа

Для достижения темпового единства необходимо ощущать счетную единицу. Полезно просчитывать вслух или дирижировать с одновременным пропеванием мелодии. При мысленном внутреннем представлении счетной единицы возникает нужный настрой на последующее исполнение.

Когда произведение проигрывается в медленном темпе можно считать более медленными длительностями. По мере освоения произведения переходить к той счётной единице, которую задумал автор. Например, в классических сонатах, написанных на 4/4 alia breve , нужно от четвертей переходить к половинам. Если сочинение достаточно выучено, то переход к задуманной счетной единице помогает ускорению темпа и цельности исполнения.

Существует такое важное понятие как ритмический пульс. Основная композиционная ячейка в ритмической структуре сочинения отличается от

исполнительской (или иначе её можно назвать дирижёрской). Они могут совпадать, а могут и не совпадать.

Ритмический пульс не должен быть механическим, он должен соответствовать характеру музыки. Не следует также забывать о паузах, которые несут в себе эмоциональную нагрузку. Одним из средств эмоционального наполнения является насыщение их ритмическим пульсом.

Ученика необходимо приучать важности ощущения счетной единицы и ритмического пульса. Нужно указывать на технические или певучие места, где, как правило, происходят замедления.

Музыкальная энциклопедия дает такое определение:

Агогика - (от греч. agogn - увод, унесение) - небольшие отклонения от темпа (замедления или ускорения), не обозначаемые в нотах и обусловливающие выразительность музыкального исполнения. Агогика способствует выделению тактового и мотивного членения произведения, подчёркивает особенности его гармонической структуры. Связанные с фразировкой и артикуляцией, агогические отклонения возникают параллельно музыкальной динамике и как бы вытекают из неё; в затакте лёгкое crescendo обычно сочетается с небольшим ускорением темпа; на звуках, приходящихся на сильное время, темп, как правило, слегка замедляется, т. е. их длительность растягивается (т. н. агогический акцент, обозначаемый в нотном письме знаком или над нотой), в diminuendo и на слабых (женских) окончаниях прежний темп восстанавливается. Эти небольшие темповые отклонения в большинстве случаев взаимно компенсируются, чем обеспечиваются целостность, слитность музыкального движения. Такая агогика применяется в небольших музыкальных построениях.

Чтобы исполнение не было механическим, невыразительным, нужно делать замедления или ускорения внутри фраз для более рельефного выявления интонаций мелодии. Всё это не противоречит единству темпа.

Ритм имеет большое значение для выявления формы сочинения. Там, где необходимо дать новую окраску, ритмически небольшое замедление бывает уместным. Наряду с замедлениями, нередко способствующими более ясному членению произведения на разделы, во многих случаях для выявления формы используются и ускорения.

Обращая внимание на эти тонкости, мы подготавливаем наших учащихся к исполнению многих более сложных построений в художественной литературе, требующих гибкого темпа. Свободы ритма требуют пьесы с явно выраженным танцевальным характером. Исполняя их, важно ощущать метроритмическую периодичность, свойственную данному танцу, т. е. определённую последовательность чередований сильных долей, и иногда и синкоп. Выделение этих звуков связано с ритмическими изменениями. В некоторых случаях, например, в быстрых вальсах, они должны быть минимальными и практически обычно не требуют того, чтобы на них специально обращать внимание учащегося.

Следует отметить, что при подчёркивании синкоп в этих и других случаях важно всегда соответственно выделять сильную долю такта, иначе легко может возникнуть метрическая напряжённость.

Сложные размеры

Аккомпанемет

Помимо гармонической функции аккомпанемент выполняет ещё и ритмическую основу мелодии. Случается, что исполнитель играет аккомпанемент, замедляя или ускоряя его, вслед за мелодией или заставляет мелодию звучать строго ритмично под аккомпанемент, что мешает мелодии звучать естественно. Мелодия влечёт музыку вперед, к кульминационному пункту; аккомпанемент оттягивает её назад, отстаивая метрическую мерность движения. Настоящая художественная игра пианиста должна строиться на этом принципе. Иначе исполнение будет однобоким, невыразительным. Мелодия и аккомпанемент должны быть непохожими по своей ритмической структуре, что позволяет говорить о некой драматургии - проникновенной стремящейся вперед мелодии и холодного и рассудительного аккомпанемента.

ФОРМЫ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-

РИТМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

1 Просчитывание . Счёт помогает музыкант осуществить расшифровку временной структуры произведения: выявить метрически опорные доли, произвести соизмерение различных длительностей между собой. Это неоценимое значение и наилучшее средство развития чувства ритма учеников. Вместе с тем недопустимо превращать счёт в систему, ибо это может привести к нивелированию непосредственных, эмоционально окрашенных музыкально-ритмических ощущений, стать тормозом для развития исполнительского ритма. Громкое арифметическое просчитывание вслух необходимо применять избирательно, по мере необходимости, как вспомогательное средство для уяснения ритмических соотношений, постепенно заменять его счётом про себя и затем переходить к одним лишь внутренним ощущениям равномерно пульсирующих временных долей.

Использование ритмосхем (ритмочертежей).

Указанный приём представляет собой графическую запись временной структуры произведения или его части. В ритмосхеме длительности выстраиваются в необходимой последовательности и комбинациях на одной строке, подобно тому как композитор оформляет партию, предназначенную для группы ударных инструментов симфонического оркестра. Это позволяет ученику условно абстрагироваться от интонационного содержания музыки и целиком сосредоточиться на прояснении временных отношений: как бы увидеть, конкретизировать, запечатлеть музыкальное время в пространстве, получить наглядное представление о том или ином метроритмическом узоре произведения.

Простукивани е — прохлопывание метроритмических структур. Освобождая ученика от реальных игровых проблем, от решения задач сугубо технического свойства, этот способ работы специально направлен на высвечивание временного ракурса произведения, прояснение всех особенностей ритмического становления музыки. Широко применяя этот приём на практике (особенно в работе с начинающими или малоопытными музыкантами), следует помнить том, что музыкальный ритм существует только в единстве с другими выразительными средствами музыки. Поэтому наиболее предпочтительнее являются те виды прохлопывания (простукивания) метроритмических структур, которые сопровождаются непосредственным ощущением характера музыки: можно отбивать счёт рукой, а мелодию напевать.

Дирижирование .

В силу своей доступности, активности, действенности этот метод призван раскрепостить творческий потенциал музыканта, вызвать у него особый эмоциональный настрой, живую обострённую реакцию на развёртывание музыкальной мысли во времени. Дирижирование позволит освободить интерпретацию от временной аморфности, ритмической деформации, укрепит в будущих исполнителях ощущение незыблемости музыкального времени, приучит их не прекращать слушание музыки ни на мгновенье и, тем самым, держать под неустанным слуховым контролем логику развёртывания музыкального материала.

Искоренение дефектов темпа .

Ускорения, замедления, неустойчивость в движении принадлежат к числу типичных, наиболее распространённых недостатков ученического исполнения. Причины темповых колебаний нередко связаны с техническим несовершенством исполнения, а также с неправильным распределением внимания в процессе актуализации произведения.

Не последняя роль в исправлении дефектов темпа принадлежит методу, заимствованному фортепианной педагогикой из системы Э. Жана-Далькроза. Его суть заключается в том, что в процессе исполнения произведения учащийся совершает искусственную остановку, чётко просчитывает вслух два-три пустых такта и затем, не меняя темп, возобновляет своё исполнение.

Частичному устранению темповой разрозненности будет способствовать и умеренное использование метронома. Однако использовать его можно эпизодически, преимущественно в небольших пассажах для проверки способности ученика сыграть его в темпе. Использовать метроном в большей степени как средство контроля, позволяющее, с одной стороны, выявить приблизительную среднюю скорость пьесы, а с другой — удостовериться, не унесли ли чувства слишком далеко от среднего темпа. Убедившись в положительном или отрицательном результате, следует прекратить занятия с метрономом.

Воздействия педагога .

Ансамблевое музицирование .

Чувство ровности движения приобретается всякой совместной игрой, подчёркивая тем самым корректирующее воздействие игры в ансамбле на каждого партнёра.

Работа над темпом и метроритмом

на примере сонаты Гайдна D - dur .

Уже в средних классах школы ученик должен познакомиться с общим характером звучности, используемой в произведениях ранних венских

классиков. В дальнейшем, при прохождении таких сочинений как соната Гайдна D - dur , полезно указать на связь фортепианного изложения ранних венских классиков с квартетно-оркестровым письмом. В старших классах, кроме того, следует расширить представление о роли педали при исполнении классических сонат.

Необходимо углублять представление ученика о метро-ритмических особенностях творчества Гайдна. Надо рассказать о том, что в его произведениях метро-ритмическая организация в значительной мере придаёт музыке ясность, активный, жизнеутверждающий характер. Необходимо приучать учащихся при исполнении классических сонат всегда очень отчётливо ощущать сильные доли такта. Особенно это важно в затактовых построениях и при синкопах, потому что без ощущения постоянных центров тяготения мотивов к сильной доле в этих случаях происходит смещение тактовой черты, и смысл музыки совершенно искажается.

Если в средних классах для придания исполнению цельности приходится обычно прибегать к помощи счётных единиц, то в старших классах следует дать понятие о более глубоких метро-ритмических закономерностях, имеющих место в творчестве венских классиков, а именно о ритмическом пульсе, скрепляющем воедино отдельные разделы произведения.


То же, что говорилось об украшениях в предыдущем абзаце можно сказать и о начальных тактах разработки, где обилие украшений через каждую восьмую создаёт динамику развития и одновременно дополнительные трудности при исполнении.

Очень важную роль приобретают паузы в разработке, они создают дополнительное напряжение. Об этом следует помнить и точно высчитывать паузы.

В репризе, вследствие некоторых отличий от экспозиции, необходимо использовать кое-где другие краски.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Нейгауз Г. Г., Об искусстве фортепианной игры, -4-е изд. - М., Музыка, 1982.

Музыкальная энциклопедия на сайте www . dic . academic . ru

Читайте также: