Понятие и виды экологически неблагоприятных территорий доклад

Обновлено: 30.06.2024

Цель работы, которая заключается в изучении правового режима экологически неблагоприятных территорий.
Постановка данной цели обусловила решение следующих задач:
1. Выявить понятие и виды экологически неблагополучных территорий;
2. Раскрыть правовой режим экологически неблагополучной территории;
3. Рассмотреть преодоление последствий радиационных аварий
на период до 2015 года.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..………3
Понятие и виды экологически неблагополучных территорий…4
Правовой режим экологически неблагополучной территорий…9
Преодоление последствий радиационных аварий на
период до 2015 года. ……………………………………. 14
Заключение.…. ……………..………………….…….…………………21
Список использованных источников………..……..…………………..24

Файлы: 1 файл

Экологическое право.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Выполнила: Студентка гр. 6310

Проверила: Старший преподаватель

  1. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий…4
  2. Правовой режим экологически неблагополучной территорий…9
  3. Преодоление последствий радиационных аварий на

период до 2015 года. ……………………………………. 14

Список использованных источников………..……..…………………..24

Экологические проблемы, то есть проблемы, связанные с неблагоприятным качеством окружающей среды в целом и ненадлежащим состоянием отдельных ее объектов, постоянно находятся в центре внимания всего прогрессивного человечества, начиная с 1960-х гг.

Режим экологически неблагоприятных территорий входит в совокупность экологических проблем, рассматриваемых отдельной отраслью – экологическое право. Как отрасль экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения.

Проблемы экологически неблагополучных территорий являются предметом многих исследований, что обуславливает актуальность данной темы.

Цель работы, которая заключается в изучении правового режима экологически неблагоприятных территорий.

Постановка данной цели обусловила решение следующих задач:

1. Выявить понятие и виды экологически неблагополучных территорий;

2. Раскрыть правовой режим экологически неблагополучной территории;

3. Рассмотреть преодоление последствий радиационных аварий

на период до 2015 года.

  1. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий.

В соответствии с концепцией правовой охраны окружающей среды в России, неблагополучной с юридической точки зрения окружающая среда считается уже при превышении установленных нормативов ее качества.1

В литературе по экологическому праву употребляются различные понятия экологически неблагополучной территории:

  • Экологически неблагополучная территория – это участок земли или водного пространства, в пределах которого экологическая обстановка и состояние здоровья населения не соответствуют установленным критериям, в связи с чем актами органов государственной власти Российской Федерации на данной территории установлен особый режим природопользования с целью проведения специальных мероприятий по восстановлению благоприятного качества окружающей среды.2
  • Экологически неблагополучной территорией считается такой ее участок, состояние (зона), состояние которого (в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, повлекших человеческие жертвы, ущерб здоровью или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей) соответствует правовым критериям, выделяющим его в специальную зону с целью принятия необходимых мер по восстановлению благоприятного состояния окружающей среды.3

Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории России, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетического фонда растений и животных.

В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую среду, приостанавливается работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

Зонами экологического бедствия объявляются участки территории, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды.

Помимо этого, выделяют также зоны критической экологической ситуации и острокритической экологической ситуации.5

Характерными признаками зоны критической экологической ситуации являются:

    • хронически повышенный уровень загрязнения окружающей среды;
    • устойчивая антропогенная нагрузка на окружающую среду;
    • угроза дефицита пресной воды;
    • снижение плодородия почв;
    • оскудение растительного покрова и уменьшение многообразия видов животных;
    • оскудение рыбных запасов;
    • повышенный уровень заболеваемости людей.

    Для зон острокритической экологической ситуации характерно наряду с перечисленными признаками развитие устойчивых процессов разрушения экологических систем, многократно повышенная загрязненность окружающей среды, нарастание процессов истощения растительного и животного мира, потеря плодородия почв, рост смертности населения.

    Провести четкую грань, отделяющую одну из указанных выше зон от другой, крайне сложно, но перечисленные признаки могут быть полезны и использованы при анализе конкретной экологической обстановки той или иной территории.

    Эти меры можно разделить на три основные группы:

      • первая – прекращение, приостановление, ограничение экологически вредной деятельности;
      • вторая – проведение работ по улучшению состояния окружающей среды;
      • третья – компенсация вреда, причиненного здоровью граждан, путем выдачи экологического пособия, установления различных экологических льгот для населения.6
      1. Правовой режим экологически неблагополучной территории.

      Под правовым режимом экологически неблагополучной территории понимается совокупность правил об объявлении, обеспечении функционирования таких территорий и снятии их особого статуса. С учетом общественной важности и заинтересованности в последовательном восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, развитии правового регулирования в данной сфере совокупность правовых норм, определяющих критерии и режим экологически неблагополучных территорий, можно рассматривать как формируемый институт права окружающей среды.

      Законодательство предусматривает ряд видов зон с неблагоприятной окружающей средой. Порядок их выделения, объявления об этом разный.

      Что касается зон чрезвычайных ситуаций, предусматриваемых Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", то в отношении таких зон вовсе не требуется принятие решения об объявлении территории зоной чрезвычайной ситуации. Это решение презюмируется, если имела место катастрофа природного или техногенного характера. Главным тут является вопрос об определении границ зоны чрезвычайной ситуации. Границы таких зон определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РФ, и по согласованию с органами исполнительными власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

      Аналогичный принцип существует в отношении зон радиоактивного загрязнения. На территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по факту и с учетом дозы облучения населения или плотности радиоактивного загрязнения почвы устанавливается соответствующий вид зоны. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, определяются Правительством РФ в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов. Они же (границы и перечень населенных пунктов) пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.

      Применительно к правовому режиму экологически неблагополучных территорий принципиальным является вопрос о способах и средствах восстановления благоприятного состояния окружающей среды. Он также решается по-разному.

      На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5,0 мЗв (0,5 бэр), население подлежит обязательному отселению. Переселение людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на получение компенсаций и льгот, установленных названным Законом.

      В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

      В зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом помимо осуществления комплекса контрмер, включающего медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологической защите, создается хозяйственно-экологическая структура, обеспечивающая улучшение качества жизни населения выше среднего уровня, компенсирующая отрицательное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой и применением контрмер.

      Наряду с мерами по физической и социальной защите человека установлены меры по экологическому оздоровлению территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы. В частности, на этой территории осуществляется комплекс экономических, правовых и других мер, направленных на оздоровление природной среды: научные исследования, контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных в экологическом отношении объектов, государственная экологическая экспертиза, снижение и компенсация ущерба, наносимого природе, в том числе прекращение воздействия на нее экологически опасных факторов, приведение радиационно загрязненных участков территории в экологически безопасное состояние, пригодное для хозяйственного использования и жизнедеятельности населения, возврат радиационно загрязненных территорий по мере их экологического оздоровления в хозяйственный оборот.

      Факторы создания экологически опасных и неблагоприятных ситуаций. Роль права в предупреждении аварий и катастроф на хозяйственных объектах и прогнозировании стихийных бедствий. Виды и правовые меры предупреждения экологически неблагополучных территорий.

      Рубрика Экология и охрана природы
      Вид реферат
      Язык русский
      Дата добавления 10.12.2014
      Размер файла 18,3 K

      Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

      Московский государственный университет

      Выполнил студент Колюбаева И.Г.

      Сергиев Посад 2011г.

      1. Понятие и факторы создания экологически опасных ситуаций

      2. Правовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций

      3. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий

      4. Правовой режим экологически неблагоприятных территорий

      Список используемых источников

      Экологические проблемы, то есть проблемы, связанные с неблагоприятным качеством окружающей среды в целом и ненадлежащим состоянием отдельных ее объектов, постоянно находятся в центре внимания всего прогрессивного человечества, начиная с 1960-х гг.

      Режим экологически неблагоприятных территорий входит в совокупность экологических проблем, рассматриваемых отдельной отраслью - экологическое право. Как отрасль экологическое право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения.

      В систему экологически неблагоприятных территорий входят понятие зона экологической ситуации и зона экологического бедствия.

      Рассмотрение этих важных понятий возможно только после постановления цели данной работы, которая заключается в изучении правового режима экологически неблагоприятных территорий и их анализе, исследовании правовых мер предупреждения экологически неблагоприятных территорий.

      Постановка данной цели обусловила решение следующих задач:

      1. Раскрыть понятия и факторы создания экологически опасных ситуаций;

      2. Определить правовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций;

      3. Выявить понятия и виды экологически неблагополучных территорий;

      4. Дать понятие правового режима экологически неблагоприятных территорий;

      5. Сделать вывод о раскрытии в работе поставленной цели.

      1. Понятие и факторы создания экологически опасных ситуаций

      Что понимается под экологически опасной ситуацией? Прежде всего, она характеризуется таким состоянием окружающей среды, которое не является благоприятным. Но в соответствии с концепцией правовой охраны окружающей среды в России неблагоприятной с юридической точки зрения окружающая среда считается уже при превышении установленных нормативов ее качества. Для признания ситуации экологически опасной должно быть отмечено такое отрицательное воздействие на нее, которое сопровождается некими значительными экологическими, социальными либо экономическими последствиями. Как экологически опасная может быть определена ситуация, характеризующаяся наличием существенного негативного изменения состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных и природных воздействий, в том числе обусловленных бедствиями и катастрофами, включая стихийные, как правило, сопровождаемого социальными и экономическими потерями[1].

      Памятуя о принципе, согласно которому болезнь легче, а часто и экономичнее предупредить, чем лечить, необходимо разобраться в факторах, создающих экологически опасные ситуации. По происхождению их можно подразделить на антропогенные, т.е. связанные с деятельностью человека, и природные, стихийные, не зависящие от воли человека. Оба фактора значимы с точки зрения права окружающей среды и потому нуждаются в детальном рассмотрении.

      Едва ли есть смысл указывать на то, что тот или иной фактор является преобладающим в не благоприятном воздействии на природу. Хотя критическое состояние природной среды, которое мы имеем, является в основном рукотворным. Известно также, что не по вине человека происходили природные катастрофы древности, в результате которых погибли многие виды животных, например, мамонты.

      Зная об этих факторах, оценивая их, мы заинтересованы в том, чтобы регулировать их, управлять ими. В известной мере это вполне возможно с помощью права.

      При анализе антропогенного фактора создания неблагоприятных ситуаций важно учитывать, являются ли они следствием регулярной и обычной человеческой, но экологически необоснованной деятельности, т.е. выполняемой с нарушением законов развития природы, или техногенной аварии.[2] Так, кризисное состояние окружающей среды на Урале, в Кузбассе, на Алтае, в других регионах непосредственно связано с тем, что человек в течение относительно длительного времени эксплуатировал промышленные предприятия, энергетические объекты, транспортные средства, испытывал атомное оружие, развивал сельское хозяйство, игнорируя экологические требования. Иное дело -- катастрофические экологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС или аварии на нефтепроводах.

      По оценкам специалистов, территория России подвержена воздействию всего спектра опасных природных явлений и процессов геологического, гидрологического и метеорологического происхождения. Для населения и окружающей среды России наибольшую опасность представляют землетрясения, наводнения, оползни и обвалы, смерчи, лавины, сели, цунами. Другие виды стихийных бедствий, имеющие экологические последствия, -- подтопления, шквалы, ураганы, тайфуны, град, продолжительные ливни и снегопады, грозы, метели, ландшафтные пожары, подъем воды Каспийского моря.

      В более чем 700 городах и нескольких тысячах других населенных пунктов на территории России существует угроза наводнений, которые по повторяемости, площади распространения и суммарному среднегодовому ущербу занимают первое место среди опасных гидрологических явлений и процессов.

      К серьезным стихийным бедствиям относятся также природные очаги опасных заболеваний -- чумы, сибирской язвы и др., от которых страдают как человек, так и иные биологические виды.

      2. Правовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций

      Применительно к экологически неблагоприятным ситуациям, возникающим в процессе хозяйственной и иной деятельности человека, общество заинтересовано в том, чтобы своевременно оценить социальную, экологическую и иную опасность такой деятельности, устранить или предотвратить ее, принять необходимые меры к тому, чтобы защитить население, обеспечить охрану окружающей среды и хозяйственных объектов, компенсировать причиненный людям вред, а также восстановить благоприятное состояние окружающей среды.

      В отношении стихийных бедствий задача состоит, прежде всего, в том, чтобы предугадать эти события, а также своевременно подготовиться к тому, чтобы избежать человеческих жертв и материального ущерба либо минимизировать их.

      Право призвано сыграть важнейшую роль в предупреждении аварий и катастроф на хозяйственных объектах, в ликвидации и минимизации их последствий, прогнозировании стихийных бедствий, в регулировании управления в данной сфере. Исходя из общественной заинтересованности в предотвращении чрезвычайных ситуаций, в праве должны быть надлежащим образом определены требования безопасности при размещении предприятий и иных объектов, их проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию. Соответствующие решения следует принимать лишь на основе всесторонних экспертных оценок с учетом риска аварий и катастроф. В праве должны быть последовательно выражены требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций также на стадии эксплуатации хозяйственных и других объектов, по прогнозированию стихийных бедствий, регламентированы действия в чрезвычайных ситуациях государственных органов общей компетенции, местного самоуправления, специально уполномоченных органов идр.[3]

      3. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий

      В зависимости от количества людей, пострадавших в таких ситуациях, людей, условия жизнедеятельности которых оказались нарушены, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, эти ситуации в соответствии с Положением о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996г., подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Так, к местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100,но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района. Территориальной является чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн.минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РФ.

      Зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

      Таким образом, с правовой точки зрения под экологически неблагополучной территорией понимается участок территории, состояние окружающей среды которого соответствует установленным в законодательстве критериям, необходимым для выделения специальных зон с целью восстановления благоприятного состояния окружающей среды.

      4. Правовой режим экологически неблагоприятных территорий

      Под правовым режимом экологически неблагополучной территории понимается совокупность правил об объявлении, обеспечении функционирования таких территорий и снятии их особого статуса.[4]

      Законодательство предусматривает ряд видов зон с неблагоприятной окружающей средой. Порядок их выделения, объявления об этом разный.

      Таким образом, в соответствии с названными нормативными актами экологически неблагополучные территории могут быть признаны таковыми лишь на уровне Российской Федерации. С чем это связано и означает ли это, что субъекты РФ не могут сами принять решение об объявлении на своей территории зоны экологического бедствия? Думается, что, принимая решение об объявлении экологически неблагополучных территорий на национальном уровне, законодатель исходил, прежде всего, из того, что финансирование мероприятий, связанных с восстановлением благоприятного состояния природы, будет осуществляться, в том числе за счет средств федерального бюджета. Но это вовсе не означает, что субъекты Федерации не могут сами принять решение об объявлении соответствующих зон. Более того, субъекты РФ, основываясь на ст. 72 Конституции России и исходя из своих экологических интересов, могут и должны проявлять активность в этом направлении.[5]

      Аналогичный принцип существует в отношении зон радиоактивного загрязнения. На территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по факту и с учетом дозы облучения населения или плотности радиоактивного загрязнения почвы устанавливается соответствующий вид зоны. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, определяются Правительством РФ в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов. Они же (границы и перечень населенных пунктов) пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.

      Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

      Для ликвидации чрезвычайных ситуаций названным Законом предусматривается создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов. Такие резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

      Почти аналогичен режим зон чрезвычайной экологической ситуации. Здесь предусматривается прекращение деятельности, отрицательно влияющей на окружающую среду, приостанавливается работа предприятий, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека и окружающую среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

      Тот факт, что в России до сих пор на федеральном уровне не было принято ни одного решения об объявлении экологически неблагополучной территории, может быть объяснен дефектами правовой нормы, а именно нечеткостью, размытостью критериев отнесения таких территорий к зонам экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации. Хотя субъектами РФ разрабатывались соответствующие проекты (по Братску, например), а Минприроды РФ проводилась по ним государственная экологическая экспертиза, ни одно решение так и не было принято.

      Целью данной контрольной работы являлось изучение правового режима экологически неблагоприятных территорий и их анализ, исследование правовых мер предупреждения экологически неблагоприятных территорий.

      Исходя из этого, в работе было выяснено, что по происхождению факторы, создающие экологически опасные ситуации, подразделяются на антропогенные (т.е. связанные с деятельностью человека) и природные (или стихийные, не зависящие от воли человека).

      Относительно правовых мер предупреждения экологически неблагополучных территорий выявлено, что в праве должны быть последовательно выражены требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций также на стадии эксплуатации хозяйственных и других объектов, по прогнозированию стихийных бедствий, регламентированы действия в чрезвычайных ситуациях государственных органов общей компетенции, местного самоуправления, специально уполномоченных органов и др.

      Для постановки цели данной работы использовались важные понятия -- зона экологической ситуации и зона экологического бедствия. Изучая тематические законодательства, были даны такие определения, как зоны чрезвычайной экологической ситуации - участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

      Зоны экологического бедствия - участки территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

      На основе этих определений, можно сказать, что под экологически неблагополучной территорией понимается участок территории, состояние окружающей среды которого соответствует установленным в законодательстве критериям, необходимым для выделения специальных зон с целью восстановления благоприятного состояния окружающей среды.

      В главе 4 сделан вывод о том, что под правовым режимом экологически неблагополучной территории понимается совокупность правил об объявлении, обеспечении функционирования таких территорий и снятии их особого статуса.

      В соответствии с нормативными актами экологически неблагополучные территории могут быть признаны таковыми лишь на уровне Российской Федерации.

      Таким образом, постановка цели данной контрольной работы является детально раскрытой.

      В заключении хотелось бы отметить, что тема правового режима экологически неблагоприятных территорий является актуальной на территории Российской Федерации, начиная с1960-х гг., так как Россия занимает первое место в мире по объему территории, а значит угроза возникновения экологически опасных территорий -- велика.

      экологический авария право

      Список используемых источников

      1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. // Российская газета №237 от 25 декабря1993г. (с учетом поправок №6-ФКЗ и №7-ФКЗ от 20.12.2008г.).

      5. Водный Кодекс Российской Федерации №74-ФЗ от 3.06.2006г. // Российская газета № 4087от 8.06.2006г.

      6. Земельный Кодекс Российской Федерации №136-ФЗ от 25.10.2001г. // Собрание законодательства РФ №144 от 29.10.2001г.

      7. Лесной Кодекс Российской Федерации №200-ФЗ от 4.12.2006г. // Российская газета №273 от8.12.2006г.

      Научная и учебная литература

      Подобные документы

      Понятие и факторы создания экологически опасных ситуаций. Самые неблагоприятные для жизни города России. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий. Правовые меры их предупреждения. Физико-географическая характеристика Республики Алтай.

      курсовая работа [1,1 M], добавлен 03.03.2015

      Воздействие на окружающую среду Донбасса экологически опасных объектов. Проблема закрывающихся шахт. Загрязнение воздушного бассейна Донбасса экологически опасными промышленными предприятиями. Мероприятия по обеспечению экологической безопасности.

      реферат [26,8 K], добавлен 05.12.2009

      Сущность популяционной системы. Анализ европейского рынка экологически чистой продукции. Направления продвижения биопродуктов на рынке Евросоюза. Обзор украинского рынка экологически чистых продуктов. Анализ экологически чистой продукции в США и Канаде.

      реферат [73,2 K], добавлен 11.05.2012

      Обзор европейского рынка экологически чистой продукции. Задачи законодательства относительно органического (биологического) производства в Евросоюзе. Основные направления продвижения биопродуктов на рынке. Экологически чистая продукция в Украине.

      реферат [39,0 K], добавлен 09.03.2012

      Теоретические и законодательные основы участия общественности в принятии экологически значимых решений. Некоммерческая организации как субъект принятия экологически значимых решений (на примере Фонда охраны дикой природы). Направления деятельности WWF.

      дипломная работа [109,4 K], добавлен 21.09.2012

      Взаимодействия между последствиями аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий. Воздействие хозяйственной деятельности предприятий нефтегазового комплекса на неустойчивые экосистемы. Процессы регенерации биогеоценозов загрязненных территорий.

      реферат [22,0 K], добавлен 05.02.2016

      Функциональное зонирование городских территорий. Внутрикватальные и внутримикрарайонные проезды. Методы вертикальной планировки. Закон гармонии колер. Оборудование, транспорт для удаления отходов. Пути утилизации токсичных и экологически опасных отходов.

      47. Понятия и виды экологически неблагополучных территорий.

      Экологическая обстановка территории характеризуется различными степенями экологического неблагополучия: относительно удовлетворительная; напряженная; критическая, кризисная – зона чрезвычайной экологической ситуации; катастрофическая – зона экологического бедствия.

      1) зона чрезвычайной экологической ситуации – участок территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных;

      2) зона экологического бедствия – участок территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения в окружающей природной среде, повлекшие за собой существенные ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

      К основным медико—демографическим показателям относятся:

      2) детская смертность;

      3) медико—генетические нарушения;

      4) специфические и онкологические заболевания, связанные с загрязнением окружающей среды.

      При оценке изменений природной среды учитывают ся загрязнения воздушной среды, воздушных объек тов, истощение ресурсов вод и деградация водных экосистем, деградация почв, изменения геологической среды, деградация наземных экосистем, биохимическая оценка территорий.

      Общая черта экологически опасных территорий – наличие производственного потенциала, работающего преимущественно на экспорт и многократно превосходящего по приведенному объему экономические потребности территории. Зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия объявляются постановлениями Государственной думы РФ или указами Президента РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей среды и на основании заключения государственной экологической экспертизы. Основными источниками экологического неблагополучия являются аварии и катастрофы, сопровождающиеся выбросами и сбросами загрязняющих химических, радиоактивных или биологических веществ и материалов в окружающую среду.

      Современные социально—экологические условия характеризуются наличием определенных и устойчивых объективных тенденций усугубления экологических последствий чрезвычайных ситуаций. Принципиальной особенностью создаваемой защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуации является сосредоточение усилий на предупреждении их возникновения и развития, снижении размеров ущерба и потерь, ликвидации последствий.

      Экологически неблагополучные территории: особенности правового режима

      Каспрова Юлия Александровна. Экологически неблагополучные территории: особенности правового режима: диссертация . кандидата юридических наук: 12.00.06 / Каспрова Юлия Александровна;[Место защиты: Институт государства и прав].- Москва, 2014.- 176 с.

      Содержание к диссертации

      Глава I. Состояние экологической опасности как показатель деградации природной среды

      1. Понятие экологической опасности 15

      2. Факторы и последствия экологической опасности 34

      Глава II. Экологически неблагополучные территории как объект экологических отношений 83 106

      1. Понятие экологически неблагополучных территорий 70

      2. Виды экологически неблагополучных территорий и их характеристика

      Глава III. Зоны экологического бедствия как территории с особым статусом

      1. Процедура объявления зон экологического бедствия 106

      2. Специальные меры по восстановлению состояния природной среды в зонах экологического бедствия

      3. Зарубежный опыт решения проблем зон экологического бедствия и иных экологически неблагополучных территорий

      Факторы и последствия экологической опасности

      Понятие экологически неблагополучных территорий

      Воздействие подобного фактора может нести моментальные негативные последствия или привести к опасности кумулятивного отрицательного воздействия на окружающую среду.

      Проявление данного фактора опасности не означает, что нужно прекратить любые научные исследования. Но это означает, что проводить такие исследования нужно очень осторожно, просчитывая все возможные последствия. Для минимизации проявления научно-исследовательского фактора экологической опасности необходимо сопровождать все виды исследований оценкой возможных рисков научно-технического прогресса на человека и биосферу в целом, мониторингом состояния окружающей среды.

      Рассмотренный фактор тесно переплетается с морально-нравственными факторами экологической опасности. По словам М.М. Филь, современная научно-техническая революция развивается темпами, опережающими нравственное развитие человечества. Именно этими причинами обусловлен технократический перекос в экономике и культуре, фетишизация возможностей науки и техники в удовлетворении потребностей даже не столько конкретного человека, сколько самого производства, пренебрежение правами, интересами и здоровьем людей, становящихся заложниками огромных организационно-производственных систем, работающих, по существу, на себя142.

      Виды экологически неблагополучных территорий и их характеристика

      Стоит добавить, что среди зон повышенного экологического риска помимо населенных и индустриальных систем, присутствуют также системы природные.

      В Модельном экологическом кодексе (общая часть) также встречается упоминание о нескольких разновидностях территорий с неблагоприятной экологической обстановкой. В п. 2 ст. 54 Модельного экологического кодекса установлено, что научные исследования проводятся, в частности, для разработки программ реабилитации территорий экологического риска, зон экологического кризиса, зон экологического бедствия, совершенствования способов и методов восстановления экологически неблагополучных территорий. Анализируя смысл данной статьи, мы приходим к выводу, что в Модельном экологическом кодексе различаются 3 вида изучаемых нами территорий: территории экологического риска, зоны экологического кризиса, зоны экологического бедствия.

      Специальные меры по восстановлению состояния природной среды в зонах экологического бедствия

      В ст. 72 Конституции РФ, хотя и не указано прямо, но при анализе предметов ведения можно предположить, что объявление зон экологического бедствия могло бы находиться в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Такой вывод мы делаем исходя из того, что вопросы экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий (тоже специфических природных комплексов с ограниченной хозяйственной деятельностью на их территории), а также меры по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении.

      Перечень оснований для отказа в приеме и рассмотрения обращений должен быть минимален в целях обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду. Есть предположение, что такое основание может быть лишь одно – удовлетворительное состояние окружающей среды, не требующее признания территории зоной экологического бедствия227. Состояние окружающей среды должно быть подтверждено независимыми статистическими данными. В случае неосновательного отказа в рассмотрении обращения гражданина должностное лицо должно быть привлечено к ответственности (например, по ст. 5.59

      Читайте также: