Отношение к ссудному проценту в исламе доклад

Обновлено: 18.05.2024

КНИГИ 419186 АВТОРЫ 128103 СЕРИИ 43306 ЖАНРЫ 505 ГОРОДА 1139 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16491 ТЕГИ 336272 СТАТЬИ 613

Вместе с тем, на наш взгляд, не совсем верно будет придавать исламской экономической науке, находящейся еще в стадии становления, исключительно нормативистский характер. Нормативизм исламской экономической науки был преодолен в трудах современных мусульманских экономистов начиная с 1990-х гг. Исламская экономическая наука в наши дни не менее позитивна, чем марксистская политэкономия [40] . Нельзя не согласиться с Мухаммадом Анасом аз-Зарка, что исламская экономика состоит из двух частей: одна изучает саму экономическую систему ислама (т. н. позитивная часть), а другая изучает поведение мусульман в этой системе [41] .

Кроме того, мусульманскими учеными разработан целый ряд механизмов, которые используются в работе современных исламских финансовых институтов: банков, страховых компаний, фондов и др. Данные финансовые институты функционируют в разных частях мусульманского мира, являясь элементами исламской экономической модели. Проблема в том, что развитие исламской экономики на практике опережает теоретическое осмысление многих актуальных экономических проблем.

Безусловно, в исламской экономике все экономические категории (капитал, труд и др.) рассматриваются человеком через призму исламских этических ценностей. Но, несмотря на свою экзотичность для потребительской капиталистической экономики, некоторые из выдвигаемых мусульманскими учеными этических положений весьма своевременны. Как известно, любая экономическая наука имеет смысл лишь в условиях ограниченности ресурсов. В связи с этим заслуживает внимания суждение Абу ‘Али Султана о том, что центральной проблемой экономики должен стать не вопрос распределения ресурсов, а вопрос ограничения людских потребностей [42] .

1.2. Ссудный процент в контексте религиозно-этических хозяйственных систем прошлого и современности

Отношение к ссудному проценту в древности

Впоследствии практика взимания процентов была заимствована через финикийцев Римом и Грецией, а через них перешла к другим европейским народам [50] . Например, в Риме финансы, торговля и откуп налогов находились в руках сословия всадников. В зависимость от всадников-ростовщиков попадали иногда целые царства на восточных окраинах империи: в Италии величина ссудного процента ограничивалась законом, а в провинциях процентная ставка ничем не ограничивалась и могла доходить до 50% [51] . Если должник оказывался не в состоянии вернуть долг, его ждало рабство.

Однако, несмотря на развитие в империи финансового и, в частности, банковского сектора (взаимные расчеты между партнерами по сделке посредством прообраза банковских переводов не были редкостью), римская экономика продолжала быть в своей основе производительной.

Важно отметить, что процентные ставки в различных государствах древности были установлены не на основе каких-то экономических показателей, а исходя из удобства расчетов в соответствии с общепринятой системой счисления. Так, например, в Шумере использовалась шестидесятеричная система счисления, в соответствии с которой процентная ставка составляла 1/60 в месяц, в то время как в Греции — десятеричная [52] .


Взимание процента (риба) является одним из наиболее тяжких грехов. Строгий запрет на ссудный процент, провозглашенный Исламом, призван защитить интересы человечества в нравственной, социальной и экономической сферах.

Процентная ссуда наносит экономике государства серьезный ущерб. Кредитор или владелец капитала не думает об инвестировании финансов в те или иные отрасли, о реализации различных важных для общества экономических проектах. Зачем прилагать усилия и рисковать, если судный процент гарантирует ему регулярную фиксированную прибыль? А потому владелец капитала просто покупает и продает денежные средства, получая выгоду за счет ссудного процента и приобретая, таким образом, дополнительное богатство без усилий и риска, путем эксплуатации людей. Нередко и сам заемщик стремится вложить средства в преступные, незаконные отрасли производства с целью получения скорой и одновременно удвоенной прибыли.

Взимание процента разрушает важные нравственные принципы: равенство, братскую любовь и уважение, взаимопомощь, бескорыстие, справедливость. Ведь процентная ссуда - это прямая эксплуатация и вопиющая несправедливость. Кредитор не участвует в трудовом процессе и не рискует своим имуществом, но, тем не менее, получает основную сумму плюс доход. Это увеличивает тяжесть условия жизни населения, вызывает поляризацию общества и реакционные настроения, разжигает ненависть, что не допустимо в мусульманском обществе.

Кредитор и должник

Но в то же время Ислам учитывает крайние ситуации, в которых может оказаться человек. Если он из-за крайней бедности подвергается смерти в силу того, что он не находит средств на насущное пропитание, необходимую одежду и лечение, и не остается другого выхода, кроме как взять в долг под проценты, то здесь грех и вина ложатся только на кредитора. В данной же ситуации человек имеет право получить процентную ссуду. Такую фатву дал ученый, доктор Юсуф Карадави, но при соблюдении следующих условий:

1. Существование крайней ситуации, под которой понимается отсутствие насущного пропитания, одежды, средств на лечение, без чего невозможно просуществовать и что приведет человека к гибели.

2. Это разрешение дает право брать взаймы строго необходимую сумму. К примеру, если человеку достаточно 100 долларов, он уже не имеет право брать 101 доллар.

4. Беря взаймы, он должен чувствовать в своем сердце неприятие и ненависть к этому запретному делу.

В нашей местности многие мусульмане берут в банке кредиты или ипотечные ссуды на покупку машины или квартиры, оправдывая себя тем, что это якобы необходимая вещь, без которой нельзя обойтись. Как объяснить им, что этого делать нельзя?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Известно, что мусульманам строго запрещено брать кредиты. Займы и ипотечные кредиты, представляемые банками и финансовыми учреждениями, как правило, взимают проценты, которые человек должен выплачивать банку или иному учреждению.

Пророк Аллаха (мир ему и благословение) проклял тех, кто так или иначе будет связан с ссудным процентом (риба), как передает Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах):

В Коране также содержатся серьезные предупреждения тем, кто участвует в риба – Аллах объявляет войну тем, кто не обращает внимания на этот запрет:

В этом аяте сказано, что если человек будет игнорировать запрет на риба, Аллах объявит ему войну. Если Сам Милосердный Творец произносит такие суровые слова, можно себе представить, каким грехом является ростовщичество перед Аллахом. Если сверхдержавы объявляют войну более слабым странам, мы знаем, какие разрушения могут наступить вследствие этой войны. Здесь же Сам Всевышний объявляет войну тем, кто нарушит запрет. Трудно себе представить – как тяжелы будут последствия, с которыми придется столкнуться в будущей жизни нарушителям этого запрета.

Риба имеет негативные последствия не только в будущей жизни, в этой жизни человек также сталкивается с трудностями. Именно поэтому большинство тех, кто берет кредиты, несут последствия этого много лет, выплачивая двойную и тройную сумму капитала из-за ссудного процента.

Одной из главных причин, почему шариат запрещает процент (риба), является то, что он (ссудный процент) служит формой угнетения и несправедливости. Бедные становятся еще беднее, а богатые – еще богаче, притесняя бедных. В этом запрете на риба проявляется справедливость Ислама, потому что все законы Аллаха являются милостью для Его рабов.

Следовательно, мусульмане должны воздерживаться от риба, насколько это возможно, и наоборот, прилагать все усилия, чтобы организовать исламские банки, работающие на беспроцентной основе. С ростом числа мусульман, многие неисламские страны начинают работать с системой исламских финансов из-за возросшего спроса. Мусульманская община в данной стране должна прилагать все усилия, чтобы в их стране работала система исламских финансов.

Что подталкивает людей брать и давать деньги под проценты?

Оказавшись на обочине жизни, лишившись работы, многие люди, беря под проценты большие суммы денег, начинают заниматься торговлей, и, не имея от этого благодати, оказываются в тяжёлом положении. Или же человек просто берет в банке деньги для того, чтобы начать свой бизнес. И в этот момент его не интересует вопрос о том, дозволено ли это. Но когда уже Всевышний начинает наказывать его, испытывать разными трудностями, вот тогда все и начинается. Тут и бизнес не удался, и проценты с каждым днем растут.

Спросите тех, кому зачем-то пришлось брать деньги под проценты, чем для них все это закончилось. Вы не найдёте человека, который вышел из этой ситуации с выигрышем. Даже если человек отдавал под проценты, он не получит от этого благодати, где-нибудь он обязательно потеряет всё.

Ростовщичество убивает

Мы слышим, что многие громкие убийства в мире связаны с процентными деньгами, а многим приходилось продавать имущество, отдавать жилье, чтобы как-то выйти из создавшегося трудного положения.

Приведем один случай. Недавно обратилась одна женщина с просьбой оказать материальную помощь, деньги ей нужны были для выплаты крупного долга. И когда спросили, откуда он у нее появился, оказалось, что, решив открыть бизнес, она заняла деньги под проценты. Но дело не пошло, а долг надо возвращать, проценты же – росли. А взять негде! И эта женщина, измученная и издерганная кредиторами, бегала по людям в надежде заполучить хоть какую-то сумму.

Тяжесть греха ростовщичества

К сожалению, когда алимы говорят о запрещенности данного действия, некоторые просто игнорируют эту информацию. Не будьте из числа тех, кто пренебрегает велениями Всевышнего.

Грех ростовщичества

Грех ростовщичества

Однажды Пророк ﷺ сказал: «О люди! Бойтесь пяти вещей:

1. Когда люди будут обманывать друг друга на весах, Аллах Всевышний направит на них такую беду, как увеличение цен с уменьшением урожаев и сборов.

2. Когда народы будут нарушать договора, Аллах ﷻ направит на них их же врагов.

3. Когда люди не будут давать закят с имеющегося богатства в пользу бедных, Аллах ﷻ не даст им дождя, а если бы не животные и насекомые, Аллах ﷻ не дал бы и капли дождя.

4. Когда распространится мерзость и разврат, то Аллах ﷻ направит на них такую страшную болезнь, как чума.

Грех ростовщичества

Грех ростовщичества

Если хорошо проанализировать вышесказанное, то можно заметить, что многие вещи, обещанные нам, происходят. Разве мы не свидетели того, что из-за увеличения разврата Аллах ﷻ направил на людей такую страшную болезнь, как СПИД? Разве не разрушаются сегодня целые города? Разве не свидетели мы катастрофически бедным урожаям? Даже тот урожай, который есть, люди часто не могут собрать по какимто причинам. Разве не свидетели мы природных катаклизмов? Не угнетает ли у нас сильный слабого, богатый – бедного? Это очень маленький перечень того, что обещано, и того, что происходит.

Грех ростовщичества

Если и дальше будем идти по этому пути, не избежать нам ещё больших бед и катастроф. Осознайте своё место в этой жизни! Соблюдайте нормы Шариата! Только здесь вы найдёте своё счастье, спасение.

Да убережет Всевышний нас от риба и сделает нас из тех, кто следует вышеприведенному аяту! Амин.

Читайте также: