Влияние музыки на эмоциональное состояние человека доклад

Обновлено: 17.05.2024

Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение… По прошествии какого-то времени зал наполняется некой единой атмосферой, поскольку музыка роднит, объединяет людей. Музыка властвует над нашими эмоциями. А эмоции, оказывается, даже побеждают физическую боль.

Узбекский учёный Мирзакарим Норбеков установил: здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Он подчёркивает: “Хаос не в мире, он внутри нас”. И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу человека.

"Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира", – так утверждали древние мудрецы. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека.

Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект.

Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека, и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.

Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию "нелекарственным" способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.

В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

Древние трактаты утверждают: Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка – отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье.

Особого расцвета музыкальная стимуляция трудовых процессов и различных физических упражнений достигает в античной Греции. В понимании древних греков музыка была составной частью философии, поэтому интерес к ней проявляли почти все греческие философы. Идеал воспитания древние греки видели в так называемой калокагатии, под которой понималась неразрывная совокупность прекрасных физических, моральных и духовных качеств. Согласно этому принципу от каждого свободного гражданина требовалась необходимая психофизическая соразмерность, т.е. сильное, тренированное тело и одновременно определенное духовное развитие и моральная чистота. И музыке как одухотворяющему, связующему началу в этом социальном процессе отводилась весьма важная роль.

Музыка воспитывала, помогала и облегчала жизнь греку во многих житейских ситуациях, она была одним из основных предметов его занятий в палестре, активизировала его деятельность в спортивных тренировках и состязаниях, услаждала его душу на отдыхе и в пиршествах с друзьями. В своем трактате “Политика” Аристотель констатирует: “Важнейшими предметами обучения являются для греков грамматика (чтение и письмо), гимнастика” музыка и иногда рисование. Предки наши поместили музыку в число общеобразовательных предметов потому, что сама природа стремится доставить нам возможность не только правильно направлять свою деятельность, но и прекрасно пользоваться нашим досугом”.

Как видите, в отличие от нас для древних греков музыка являлась, прежде всего, активным стимулятором выполняемой под нее деятельности и только потом средством приятного отдыха и праздного развлечения.

В связи с этим сведения о прикладном использовании музыки в самых разных видах деятельности человека сообщаются также в произведениях Платона, Аристотеля, Пиндара, Страбона, Лукиана, Архилоха, Аристофана, Эсхила, Гесиода, Вергилия, Плутарха и других всемирно известных античных авторов.

Эти представления, весьма разумно интегрировавшие гуманитарные достижения своего времени, стали на несколько последующих столетий основополагающими ориентирами для всего античного общества.

С 1969 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Но еще академик Б.В. Асафьев рассматривал колокольный звон и его типы как особую сферу народной музыки.

Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – “эффект Моцарта”. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах.

Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальнее звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает наряду с фитотерапией и арттерапией музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.

В московском центре “Эйдос” музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета, так как было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние, человек может изменять уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанических волн, раскатов грома, шума дождя. Исследования центра под руководством М.Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние на весь организм, особенно на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.

  • влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
  • влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;
  • воздействие на организм человека традиционной народной музыки.

Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Факт остаётся фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия так же взяла на вооружение этот опыт. При Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук. Педагогам – музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что среди произведений современной лёгкой музыки, в том числе среди джаза и рока, можно найти немало таких, которые могут быть использованы в терапевтических целях.

Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связаннее с изменением кровообращения, дыхания.

В.М.Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение.

Наблюдая за поведением детей на уроках, мне хотелось проанализировать воздействие отдельных музыкальных произведений на психоэмоциональное состояние школьников. Но перед этим я просмотрела расписание уроков в различных классах, предшествующих моему предмету, и выяснила, что ими являются такие предметы, как русский язык, литература, чувашский язык, иностранный язык, математика, история и даже физкультура. Представляете, как трудно мобилизовать детей после такого урока? Возбужденные они приходят в класс и им необходимо настроиться на совершенно другой урок – урок искусства, где царит соразмеренность и спокойствие.

Мои наблюдения и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, прослушивание записей “звучащей” природы положительно влияют на психоэмоциональное состояние. Здесь учитель выступает в роли терапевта, которому нужно поставить правильный диагноз.

Ребятам 5 класса была предложена работа, где они должны были написать о своих чувствах, которые вызывает у них прослушиваемое музыкальное произведение Э.Грига “Утро”. Ниже приведена таблица, где мы можем увидеть – какие предметы предшествовали предмету “Музыка”.

Класс Предмет до музыки
5 “А” Литература
5 “Б” История
5 “В” Физическая культура

Работы ребят из 5 “А” класса были более романтичны, глубоки и изобразительны по своему содержанию, так как предыдущий урок настроил их на положительные эмоции. Чуть суховаты были работы следующего класса, который до этого побывал на истории, где царят четкость и лаконичность. 5 “В” класс потряс меня разнообразием своих работ. Некоторые учащиеся не смогли сразу переключиться с одного вида деятельности (физические упражнения) на эмоциональное восприятие музыки. Поэтому в связи с вышесказанным делаем вывод о том, что нельзя после уроков физической культуры в расписании ставить урок музыки. Но для опытного учителя это, конечно, не помеха. Ведь не зря мы сказали выше, что учитель терапевт, который ставит правильный диагноз и назначает правильное лечение. Но большинство ребят справились с заданием, ведь перед началом восприятия музыкального произведения мне пришлось чуть по-другому построить свою тактику ведения урока, нежели в других классах.

С ребятами пятых же классов была проведена ещё одна экспериментальная работа, целью которой было: выявить настроение детей посредством арттерапии и музыкотерапии. Ребята выражали свои чувства, которые они ощущали, слушая музыкальное произведение Н.А.Римского-Корсакова “Окиан – море синее”. По тематике работы получились разнообразными. Ребята рисовали посредством красок море, природу, портрет человека или сказочного героя.

Музыка – ежедневный спутник нашей жизни и эффективное средство в регуляции эмоционального состояния человека. Она может умиротворять, расслаблять, активизировать, облегчать печаль, вселять надежду, придавать силу, пробуждать энергию. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали ещё в Древней Греции. У античных авторов есть множество свидетельств, касающихся воздействия музыки на психическое состояние человека.

В эпосе об Одиссее приводится описание того, как от музыки и пения рана Одиссея перестала кровоточить. Древнегреческий герой Ахилл приступы своей ярости смирял пением и игрой на лире. Знаменитый Орфей своим пением не только смягчал нрав людей, но также укрощал диких зверей и птиц. Суровый царь Спарты Ликург сам сочинял музыку для своего войска и никогда не шел в бой, если его солдаты предварительно не были приведены в боевое состояние звуками труб и барабанов.

Демокрит, известный греческий философ, рекомендовал слушать музыку при инфекционных заболеваниях. Платон, предлагая своим пациентам лекарства, рекомендовал слушать магические песни — считалось, что иначе лекарство действовать не будет.

В Древнем Китае музыка составляла важнейший элемент воспитания и входила в число наук, обязательных для изучения. В Индии и в Китае, древние врачи широко использовали музыку в качестве лечебного средства.

В наши дни музыкотерапию выделяют как самостоятельное направление в психотерапии, где она выполняет ряд психокоррекционных задач, которые тесно переплетаются с психотерапевтическими.

Вопрос влияния музыки на организм человека актуален и по сей день.

Цель реферата - раскрыть механизм воздействия музыки на эмоции человека.

-ознакомиться с физиологическими процессами организма, возникающими от восприятия музыки;

-изучить вопрос направленного моделирования эмоций;

-выявить эффективные условия регулирования эмоционального состояния человека.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Музыкотерапии были посвящены работы Л.С.Брусиловского (1971), В.Ю.Завьялова (1995), Schwabe Ch. (1974). В таких городах как Лондон, Копенгаген, Роттердам - функционируют центры музыкотерапии. Известны своей деятельностью Швейцарский музыкотерапевтический форум, Немецкий комитет музыкотерапии, Общество музыкотерапевтов в Австрии.

Наиболее часто музыкотерапия используется в лечении психических расстройств.

Существуют различные классификации в музыкотерапии:

- ресурсная музыка , цель которой – улучшить самочувствие, поддержать в тяжелые периоды, помочь решить внутренние конфликты;

- катарсисная музыка , которая помогает выйти накопившимся эмоциям, чувствам, мыслям;

- экзистенциальная музыка – для осознания данностей бытия, смысле жизни.

Направленное моделирование эмоций в несколько раз усиливает эффективность музыкотерапии. После прослушивания музыки происходит психотерапевтическая процедура: проработка психической продукции (вербализация, интерпретация, когнитивное переструктурирование).

Таким образом отметим, что прослушивание благоприятных для здоровья звуков содействуют расслаблению, улучшается настроение, стрессы отступают, нормализуется артериальное давление и пульс. Раздражительность у возбудимых людей сокращается после нескольких сеансов. Общее самочувствие после посещения 7-10 сеансов улучшается.

2. Механизмы воздействия музыки на эмоции человека

С древних времен людьми использовались различные виды волновой терапии. Свет и звук использовали как успокаивающие средства. Знали люди и свойства магнитных полей Земли и минералов. Музыка давно используется для ослабления болевых ощущений и тревоги, так как она способна воздействовать на физиологические процессы в организме: частоту дыхания, кровяное давление и др.

Гипоталамус обладает ещё одной важной функцией - он синхронизирует биоритмы. Эта синхронизация зависит от равномерного и нормального функционирования отдельных процессов в теле, информация о которых постоянно поступает в гипоталамус через вегетативную нервную систему. Если некоторые органы чрезмерно загружены, а другие наоборот, недогружены, то синхронизация сбивается. Длительности периодов и их соотношения смещаются. В результате возникают нарушения сердечного ритма, ритмов кровообращения, дыхания и колебания кровяного давления. Гипоталамус получает информацию об этих нарушениях и восстанавливает первоначальную ритмику. Например, когда человек бежит, его мышцы сокращаются чаще, чем при ходьбе. Ритмы сердца и дыхания начинают отставать, кровь поступает в мышцы не с той частотой, с какой должна поступать во время бега. Гипоталамус получает информацию о нарушении синхронности ритмов организма и увеличивает частоту дыхания и сердечного ритма. Благодаря этому образуется скорость обмена веществ, которая необходима для бега. Кровь начинает равномерно поступать в мышцы, что обеспечивает их нормальное функционирование.

Воспринимая музыку как особый вид биоритмов, гипоталамус хранит в своей памяти наиболее правильные комбинации музыкальных циклов. Информация о том, что именно считать правильным, формируется в течение всей жизни человека, но её общие элементы являются врождёнными.

Таким образом, механизм воздействия музыки может выглядеть примерно так:

• звук воспринимается ушами;

• превращается в нервные импульсы, т.е. в цифровую информацию, понятную мозгу;

• информация попадает в центральные отделы мозга, ответственные за эмоции и биоритмы. Сравнивается с шаблоном синхронизации биоритмов. У каждого человека этот шаблон немного разный и от него зависит здоровье и все процессы в организме. И в зависимости от соответствия или несоответствия этому шаблону вызывает различные виды эмоций.

Грамотное и направленное моделирование эмоций средствами музыки, способно изменить нежелательный шаблон синхронизации. Такие методы позволяют оказывать влияние на здоровье всех функций организма человека.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Научно-исследовательская работа

Глава I . Воздействие музыки на человека в зависимости от стилей и направлений………..4

Значение музыки в медицине ..…………………………………………………………4

Исполнение музыкальных композиций ……………………………….……………….8

Глава II . Экспериментальное исследование…………………………………………………..10

2.1. Организация и методы исследования…. ……………..……………………………. 10

С давних времен люди поклоняются силе музыки. Еще до того, как появилась музыка в современном ее понимании, человек был окружен всевозможными звуками природы. С их помощью он познавал мир и мог оценить окружающую его обстановку.

Для изучения данной темы были проанализированы работы психологов и музыкальных педагогов В.И. Петрушина, Кэмпбелла Д , Б.М. Теплова, И Догеля, Е.М. Барвинской, и др.

Данная исследовательская работа является попыткой раскрыть и объяснить особенности реакции человеческого организма на определённые звуковые раздражители, а точнее – от прослушивания музыки. Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение. Не важно, в какой степени это влияние проявляется, какой оно носит характер, к чему может привести, но с огромной уверенностью можно утверждать, что это влияние так или иначе является фактом.

Большая часть этой работы посвящена о воздействии музыки на человека в зависимости от стилей и направлений. Пожалуй, раскрытие этой проблемы является основной задачей данной работы. Особое внимание здесь уделяется не только описанию факторов воздействия, но и пояснению положительных свойств музыкотерапии.

Мы считаем тему своей работы актуальной , ведь музыка существовала, и будет существовать всегда. Она является неотъемлемой частью жизни человека, даже больше – музыка является частью человеческой души. Музыка влияет на здоровье, на настроение, на поведение человека, что приобретает сегодня особую актуальность.

Почему же разным людям нравится разная музыка и как она влияет на нашу жизнь? Ведь многие люди объединяются даже в большие сообщества, музыка настолько скрепляет людей, строит особую субкультуру, меняет взгляды людей на многие вещи, формирует стиль одежды, стиль общения, стиль всей жизни.

Цель исследования: выяснить, что различающиеся виды музыки имеют разное воздействие на эмоциональное и психофизиологическое состояние учащихся.

Объект исследования: виды, стили музыки, ее влияние на учащихся.

Предмет исследования: влияние музыки на человека.

Гипотеза исследования: эмоциональное состояние учащихся меняется в зависимости от прослушанной музыкальной композиции.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи :

- проанализировать литературу по теме исследования;

- выяснить, какие музыкальные стили привлекают детей

- провести с учащимися ЦИОДС анкетирование;

- подготовить экспериментальный материал;

- сделать выводы на основании полученных результатов

- подвести итоги всей теоретико-исследовательской работы

Глава I . Воздействие музыки на человека в зависимости от стилей и направлений

Значение музыки в медицине

Проведенный нами анализ доступной литературы по рассматриваемой проблеме показал, что широкие экспериментальные исследования воздействия музыки на человека начались в ΧΙΧ веке. Судя по всему, начало серьезным научным разработкам в интересующей нас области независимо друг от друга положили И. Догель и И.Р. Тарханов.

Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. А физиолог И.Р. Тарханов своими многочисленными исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект.

Ученые доказывали, что музыка способна лечить.

Известный хирург академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.

Еще с 1969г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа .

Медики установили, что регулярное звучание музыкальных инструментов эффективно при лечении многих болезней.

1.2. Стили музыки

В современном мире существует огромное количество видов музыки. Они имеют разный темп, ритм, гармонию, время возникновения.

Доказано, что классическая музыка благотворно влияет на организм человека, активизируя работу мозга и укрепляя иммунную систему.

Этническая (народная) музыка поднимает настроение и положительно влияет на эмоциональное состояние, а рэп , наоборот, может стать причиной плохого настроения и эмоционального упадка.

Поп Учеными доказано, что поп музыка негативно влияет на внимательность и память из-за монотонности ритма.

Джаз, блюз, рэгги : Блюз благотворно влияет на эмоции, успокаивает, понижает раздражительность. Джаз – нарушает внутреннюю гармонию. Джаз считается музыкой, которая оказывает скорее негативное влияние. Рэгги считается музыкой хорошего настроения, повышает эмоциональный тонус, не вызывает агрессии и озлобленности.

Современная клубная и электронная музыка понижает способность к обучению, негативно влияет на интеллект. В некоторых случаях, повышает раздражительность, напряженность.

Например, частота основного ритма композиции “Дип Пепл” “ Smoke on the water ” от двух до четырех герц. Такие скачки, да еще и при громкости в 40-50 децибел, вызывают сильное возбуждение, вплоть до временной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим или, наоборот, негативные эмоции к себе.

Известны случаи, когда слушание музыки с неровным, прерывистым ритмом, частыми диссонансами приводило к остановке сердца. Ученые сделали вывод: рок-музыка убивает живую клетку. Кстати, мало кто из известных рок-музыкантов дожил до 50 лет. Но, в тоже время, рок-музыкантами создано немало безупречных с точки зрения ритма и гармонии произведений, доставляющих их поклонникам немало приятных и полезных минут.

За многолетние исследования учеными сделаны следующие выводы:

Влияние музыки на человека:

· Учёные пришли к выводу, что после 30-и минутного прослушивания музыки качество усвоения школьного материала и работоспособность школьников повышается на 30 процентов, что является это своеобразным сеансом психотерапии

· После прослушивания рок — композиции у человека дрожат руки, теряется острота зрения и слуха, повышается содержание гормонов в крови, наблюдается нервный срыв.

· Колокольный звон активизирует защитные силы организма и на 40 % тормозит развитие болезнетворных бактерий. Cкрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию.

· Пианино очищает щитовидную железу.

· Барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему.

· Флейта очищает и расширяет легкие.

· Арфа гармонизирует работу сердца.

· Виолончель благотворно действует на почки.

· Баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости;

· Саксофон - активизирует сексуальную энергию.

Человеческий голос также является мощным инструментом. Пение и особенно церковные песнопения дают возможность человеку привести в гармонию душевное и психическое состояние.

· Профессию певцов называют профессией долгожителей.

Духовный аспект музыки:

· Музыка лечит не только тело, но и душу. Духовная музыка несет в себе высокую нравственность: патриотизм, любовь к окружающему миру, любовь и сострадание к человеку, учение о доброте, чувство красоты, гармонии, внутреннего покоя и сосредоточенности, дисциплины мыслей и чувств.

Американские исследователи писали о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. После 10-ти минутного прослушивания музыки Моцарта тесты показали то, что музыка повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит музыку Моцарта, так и у тех, кто слышал её впервые. В ходе эксперимента ученые так же установили что:

1. Ученики под музыкальное сопровождение произведений Моцарта более внимательно слушают и эффективнее запоминают новый материал.

2. Музыка Моцарта обладает универсальным расслабляющим эффектом, поэтому она является эффективным средством помощи тревожным детям.

3. Звуки музыки Моцарта укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, улучшая слух.

4. Музыка Моцарта улучшает память и стимулирует мышление.

5. Произведения Моцарта рекомендуются для снятия головной боли, а также во время восстановительного периода, например, после экзаменов, контрольных работ, конфликтов и экстремальных ситуаций и т.д.

6. Звуки музыки Моцарта действуют на детей успокаивающе.

7. Моцарт вызывает у детей прилив творческих сил, приводя к повышению к успехам в деятельности на 40-50%.

8. После прослушивания Моцарта успешность выполнения теста на определение коэффициента IQ заметно повышалась, что соответствовало возрастанию IQ на 8 - 9 баллов, — в сравнении с предварительным отдыхом в тишине или прослушиванием релаксационной аудиозаписи.

Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.

1.4. Исполнение музыкальных композиций

Когда человек поет, в его организм поступает большое количество кислорода, при этом улучшается кровообращение всего организма, снижается артериальное давление, нормализуется сердцебиение. Улучшение кровообращения благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и многочисленные лимфоузлы, что значительно повышает местный иммунитет. У любителей петь или просто что-то напевать себе под нос горло болит реже, снижается восприимчивость к простудным заболеваниям.

Улучшение кровоснабжения при пении ведет к активизации деятельности головного мозга: он начинает работать интенсивнее, улучшается память, легче воспринимается любая информация. Причём, улучшение кровоснабжения головы в целом производит омолаживающий эффект, улучшает состояние кожи.

По мнению врачей, пение очень полезно при заболеваниях лёгких, так как не только заменяет дыхательную гимнастику, но и способствует развитию грудной клетки, правильному дыханию, что значительно снижает число обострений.

Изучив весь материал о пользе и влиянии музыки на человека, мы решили провести исследование о музыкальных предпочтениях учащихся Центра искусств.

Глава II . Экспериментальное исследование

Организация и методы исследования

После изучения обозначенной темы, мы решили провести мини-исследование на учащихся ЦИОДС с целью изучения влияния музыки разных направлений на эмоциональное состояние человека. В нашем эксперименте приняли участие 63 человека со 2 по 5 класс.

Путем анонимного анкетирования проводился социологический опрос. Была разработана серия вопросов: для выяснения музыкальных предпочтений; для определения времени затрачиваемого на слушание музыки; для чего вообще нужна музыка и другие вопросы.

В результате опроса были получены следующие данные, которые вы вилите на экране:

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Влияние музыки на физическое и психическое состояние человека

1.2. Влияние музыки на физическое и психическое состояние

Многообразие жанров в современной музыке дает возможность подобрать композицию себе по духу. Однако почему же нам нравится определенная музыка? Человек воспринимает музыку посредством нескольких факторов: эмоциональное состояние, индивидуальные характерные черты, национальная принадлежность. Каждый стиль по-разному влияет на физическое и психическое состояние человека.


Древние исследования утверждали, что музыка оказывает большое влияние на мыслительные способности, тело человека и его душу. Современные исследования смогли изучить это влияние, а именно:

  • влияние звуков конкретных музыкальных инструментов;
  • влияние традиционных мелодий;
  • современные тенденции и психологическое состояние человека;
  • влияние произведений определенных композиторов;
  • музыкальный стиль и его влияние.

Влияние музыки на нервную систему и настроение человека

Настроение, можно определить как непрерывное, постоянное эмоциональное состояние человека. Каждый на своем опыте не раз доказывал, что наши поступки и действия зависят от нашего настроения.

Конечно, определенный процесс либо вещь глобально повлиять на настроение не может, хотя бывают и исключения. Одним из самых главных факторов, формирующих наше настроение, считается жизненная обстановка в целом.

В современной психологии акцентируется такое условие изменения настроения, как события. Они либо находиться в зависимости от человека либо создаются независимо от него.

Пример, фразы, слова, произнесенные человеку кем-то другим или произнесенные им лично. Внутренний мира человека: его мысли, то, что он испытывает, его отношение поступкам и действиям других людей и событиям в мире.

Действия. То, на что человек готов тратить свои усилия. Плохое расположение духа приводит к тому, что окружающий мир и все что происходит вокруг, человек воспринимает в темном цвете, и смотрит на все через свое расстройство.

В состоянии пониженного эмоционального тонуса почти все обращаются к любимой музыке. Стоит выделить, что воздействие определенного жанра – персонально и зависит от индивидуального восприятия.

Влияние музыки на психологическое состояние человека


Воздействие на психологическое состояние оказывают: громкость музыки, её темп; частоты; многообразие тональностей, а так же вспомогательные эффекты.

Классическая музыка влияет на человека, придавая жизненных сил и стойкости. Снижает беспокойность, вероятность депрессии и нервозность. Способствует усвоению знаний.

Чайковский и Бетховен написали шедевры, которые способствуют здоровому сну, снижают нервозность. Моцарт и его творения могут помочь в борьбе с раздражительностью и головной болью.

Рок, металл, тяжелая музыка повышают эмоции – как отрицательные, так и положительные. Рок заряжает энергией, однако нарушает внутреннюю уравновешенность и искривляет ритмы.

Исследования воздействия рока на психологическую составляющую человека выявили, что темп и однообразие многих творений дают негативные последствия. В особенности это заметно в возрастной группе 11-15 лет.

Поп-музыка. Учеными подтверждено, что поп музыка оказывает отрицательное воздействие на память и внимательность из-за монотонности ритма.

Рэп, согласно исследованиям, порождает ощущение злости. Однообразие рэпа может стать основой раздраженности, злости, снижения настроения и общего эмоционального тонуса.

Блюз хорошо действует на эмоции, успокаивает, снижает нервозность.

Джаз – нарушает внутреннюю слаженность. Джаз является музыкой, которая оказывает скорее отрицательное воздействие.

Рэгги - музыка отличного настроения, увеличивает эмоциональную активность, не порождает озлобленность или злость.

Современная клубная и электронная музыка снижает способность к обучению, отрицательно воздействует на умственные способности. Иногда увеличивает нервозность и напряжение.

Народная музыка, фолк – увеличивает общую эмоциональную активность, дает приподнятое расположение духа.

Целебное влияние музыки на человека

Целебное влияние музыки было известно ещё Пифагору – древнегреческий мыслитель и ученый сделал первую попытку исследовать её влияние на человека. Определенные композиции звуков способны изменять общее состояние человека - первые научные подтверждения этого были даны учеными в XIX веке.

Более распространенным стало применение мелодий в качестве анестезии. Вторая половина ХХ столетия дала науке изучения влияния музыки на гормональную регуляцию, дыхание, кровообращение, сердечнососудистую систему.

Центрами современной музыкотерапии считается Германия, США, Швейцария. Мелодии, вырабатываемые различными музыкальными инструментами, отличаются воздействием на человека.


К примеру, фортепиано: влияет на почки, щитовидную железу, нервную систему, мочевой пузырь. Звуки данного клавишного прибора дают лечебный, очищающий результат.

Ударные (тарелки, бубен, барабаны, литавры, колокольчики, кастаньеты) дают нормализацию работы печени, системы кровообращения, сердца.

Духовые (фагот, флейта, труба, гобой, кларнет) оказывают полезное влияние на дыхательную систему и систему кровообращения.

Струнные (скрипка, гитара, арфа) оказывают позитивный эффект на работу сердечнососудистой системы.

Использование музыки в медицине и торговле

Музыка оказывает влияние на эмоциональную сферу человека.
Полезное воздействие классической музыки на мозговую деятельность человека доказано многочисленными учеными.

Классика улучшает восприятие информации, память, может помочь при ревматизме. Согласно исследованиям врачей-хирургов, благодаря классической музыке организм работает гармоничнее. Определена взаимосвязь классической музыки и излечения сахарного диабета. Классические произведения, так же способствуют формированию костного скелета ребенка.

Разная музыка может оказывать разнообразное действие в зависимости от эмоциональной активности, состояния здоровья человека, его настроения.

В Великобритании появился первый курс музыкотерапии. В 60-е годы ХХ века его испытали. Был открыт Центр музыкотерапии. Музыка способствует расслаблению мышц, лечению полноты. Исследования выявили, что прослушивание музыки во время занятий спортом увеличивает эффективность в 20 %. Темп музыки может быть опасным: порождать брюшную и головную боль.

Резонанс от колокольного звона уничтожает палочки тифа и возбудителей заразных болезней. Сила мелодии – в ритме, громкости, тональности. Любое музыкальное творение, которое вы выбираете для прослушивания, повлияет на состояние здоровья, эмоциональную активность и настроение.

Музыка занимает важное место в нашем сердце, и множество людей даже не мыслят жизни без нее. Она способна подбодрить нас в трудную минуту и напомнить о счастливых моментах. Некоторые люди усматривают в текстах песен свою личную историю, что сразу находит отклик в их душе.

Ощущения, которые мы испытываем при прослушивании музыки, отличаются друг от друга.

Если бы нам нужно было ответить на вопрос, чем отличается звук тубы от звука флейты, то мы могли сказать что-нибудь в этом роде: звук флейты – высокий и нежный, а звук тубы – низкий и грубый. С точки зрения музыкальной теории, мы определили бы эти звуки как разные по высоте, тембру и громкости.

Исследования, проводимые звукозаписывающими компаниями в 60х-70х годах, доказали, что музыка одинаково влияет на слушателя с физической точки зрения: именно по этой причине толпы людей на фестивалях реагируют на одну и ту же песню одинаково. Однако что насчет эмоционального восприятия?

Аннэли Хаке (Anneli Haake) также отмечает, что важно понимать разницу между тем, какие чувства музыка вызывает, и тем, какие эмоции она выражает. Например, чтобы заставить человека грустить одной только грустной мелодии недостаточно. Справедливо и обратное – человек не начнёт радоваться, едва прослушав веселую мелодию, поскольку у него могут быть свои, даже негативные, ассоциации с этой песней (например, разрыв отношений с любимым человеком).

В Западной культуре считается, что, если песня звучит в мажорных тонах – значит она веселая, а если в минорных – грустная. То же самое касается и ритмики. Быстрый темп ассоциируется с некой активностью – бегом, прыжками, восторженными танцами. Медленный темп ассоциируется со сном, отдыхом или усталостью.

Клэр Элизабет Картер (Claire Elizabeth Carter) говорит, что для объяснения влияния западной музыки на человека хорошо подходит круговая модель Дж. Расселла (J.A. Russell) – это так называемая модель эмоционального опыта, где эмоции располагаются в следующей последовательности: удовольствие (0°), возбуждение (45°), активация (90°), дистресс (135°), неудовольствие (180°), депрессия (225°), сонливость (270°), релаксация (315°).


Музыка сопровождает нас всю жизнь и в печали, и в радости. Благодаря ей люди многие века радуются, грустят, отдыхают или концентрируют свое внимание на любимом деле.


Мы решили обратиться за комментарием к экспертам из самых разных отраслей бизнеса и спросили об их взаимоотношениях с музыкой – о том, как музыка помогает настроится на рабочий лад или отвлечься от дел:



Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу и развитию бизнеса в компании Аудиомания – одной из ведущих компаний-поставщиков решений для домашнего и портативного аудио и видео:

Лично я часто использую музыку для настроя на определённый лад. Часто бывает, что нужно обработать большой объём информации – в этом мне помогает ритмичная современная музыка, обычно в стиле House.

Скорость работы резко возрастает и это сразу ощущается. Если же я пишу какой-то комментарий для прессы или работаю над большими текстами, мне помогает музыка из 80-ых в стиле диско. Но это всё очень индивидуально.

А вот в бухгалтерии у нас всегда тихо. Финансисты говорят, что цифры любят тишину. Я не могу с этим согласиться, но у них – так.

В студенческие и пост-студенческие времена я неплохо разбиралась в электронной музыке – сама иногда диджеила на вечеринках и работала на радиостанции. У меня были собственные техно- и хаус-миксы, составленные по моему вкусу.

Сейчас я просто слушаю то, что бодрит или помогает сосредоточиться. Люблю классическую музыку, она идеальна для концентрации.

В плейлисте есть как оперные арии Паваротти, органные фуги Баха, так и произведения Боуи, Guns and Roses, группы Кино и Боба Марли. Из молодых артистов нравится Игги Азалиа. Daft Punk, как и Jamiroquai, чаще всего помогают поднять настроение.

С точки зрения разгрузки от работы, я люблю концерты. Из последних, которые мне удалось посетить, это сразу два концерта: A-ha и Messer Chups.

Читайте также: