Доклад на тему особенности помогающих профессий

Обновлено: 02.07.2024

Коучи, менторы, помощники, воспитатели, кризисные психологи, медиаторы. Как много появилось названий для самых разных "помогающих профессий"!

Обыватель скажет: зачем только понавыдумывали. Но если бы они не были нужны, то их услугами бы просто не пользовались.

Кроме того, есть большой тренд (направление, мода) на передачу заботы
в разных сферах "на откуп" профессионалам. Женщины больше работают – кто-то же должен взять на себя их задачи!

К помогающим относят и такие профессии, как сиделка, логопед, дефектолог, юрист.

С "источником происхождения" этой сферы социальных услуг связаны 3 главные трудности всех работающих в помогающих профессиях.

С чем сталкиваются профессионалы на работе?

Сложность 1. Ты то самый хороший, то самый плохой!

С советских времен потребительская культура валялась (и частично продолжает оставаться) на низком уровне.

Нахамили, переживаешь тяжелые времена? Пни продавщицу, огрызнись на воспитательницу, наедь на медсестру, обвини врача в некомпетентности. Логично же? Они же должны все это выдержать?

  • Проективный материал (проекции собственной плохости или хорошести) сразу "вываливается" на любого помогающего специалиста.

Пара в разводе с удовольствием перестанет "грызть" друг друга и начнет ругаться и обвинять в чем угодно медиатора.

Владелец бизнеса легко перейдет с себя на обвинения "ты плохо работаешь" – ведь он пришел к психологу, он должен терпеть!

"Вы же идеальный врач, вы должны мне помочь!" – заявляет пациент врачу.

В медицине, культуре, в самых разных сферах связка "хорошая мать - плохая мать" у клиента разыгрывается со специалистом.

Сложность 2. Непонятная услуга, объясните!

Репродуктивный труд – сложная штука.

Как объяснить такую "услугу", как " понять, что ребенок врет, но припирать его к стенке бесполезно, поэтому поговорить с ним издалека, уважительно, предложить другие варианты"?

Или как объяснить " пойму вашего (почти) бывшего мужа без слов и выясню, что ему не жалко полквартиры, он просто хочет сделать вам больно"?

Все, что связано с услугами, а тем более – с услугами плюс отношениями, всегда сложно объяснить как продукт.

Вот хлеб – у него есть характеристики. А вот – душевный специалист в салоне. Или внимательный психолог. "Загнать" услугу в рамки четких описаний – значит, выхолостить ее в самой сути.

Специалисты помогающих профессий вынуждены объяснять свой труд в метафорах и сравнениях, на жизненных примерах и кейсах. И в этот момент наступает.

Сложность 3. Как сформулировать "техзадание" в помогающей профессии?

К женщинам в семьях предъявляют ряд требований. Это, например:

  • все в семье должны быть здоровы, если нет – это ты недосмотрела;
  • должно быть комфортно, уютно в доме;
  • ты обязана поддерживать отношения с родными.

Но в семье где-то можно наехать, где-то – подчиниться, подлизаться, разжалобить. Женщина лавирует между

  1. собственными представлениями, как должно быть
  2. запросами "потребителей" ее заботы
  3. требованиями родных, родственников, родителей, школы/садика.

У помогающих специалистов тоже есть свои инстанции. Их работу пытается контролировать государство, сам потребитель ("я вам деньги плачу"), коллеги.

Откуда докуда работает помогающий специалист?

Есть ли отпуск или право на болезнь у няни?

Обязана ли няня обучать английскому , выгуливать собак, готовить или только смотрит за ребенком?

Должна ли медиатор помочь семье с составлением брачного договора или соглашения, или это уже к юристу?

Границы договоренностей расползаются, и очень часто в помогающих профессиях потребитель требует больше, чем стандартная услуга. Да и специалист сомневается, а может, он действительно обязан дать нечто большее?

Всего существует три стадии синдрома эмоционального выгорания:

Первая – стадия напряжения. Находясь на данной стадии, человек становится тревожным, раздражительным, постоянно чувствует себя утомлённым, быстро истощается, эмоциональное напряжение растёт с каждым следующим рабочим днём и к концу трудовой недели доходит до своего предела. При этом человек часто думает о работе в своё свободное время и в выходные дни, берёт работу на дом.

Как правило, большинство людей относит появившиеся симптомы к сложившемуся ритму жизни. Безусловно, в организациях иногда бывают периоды повышенной загруженности, например, сдача отчётов, аттестация и т.д. Однако длятся они короткое время, и, если работник умеет правильно распределять рабочие часы, организм успевает восстановиться и войти в нормальное русло.

Если же человек не замечает признаков стадии напряжения и находится в ней длительное время, то постепенно он переходит во вторую стадию – стадию сопротивления (резистентности).

Третья стадия синдрома эмоционального выгорания называется истощение. Она отличается оскудением психологических ресурсов специалиста, появляются психосоматические расстройства (человек начинает часто болеть как простудными заболеваниями, так и заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и др.). Наряду с подобными симптомами у человека появляются невротические расстройства в виде депрессии, фобий и др. В данный период индивид подвержен различным видам зависимостей (алкогольная, наркотическая, игровая и др.).

Синдром эмоционального выгорания можно получить двумя способами: во-первых, благодаря самостоятельной организации невыносимых условий работы, во-вторых, в связи с жёсткой и неразумной политикой руководства предприятия.

Как это не удивительно, но работник в силах самостоятельно довести свою психику до состояния эмоциональной истощённости, он будет проходить все выше описанные стадии одну за одной, если в процессе своей деятельности начнёт организовывать формальные отношения с обратившимися, не сможет соблюдать границы в отношениях с клиентами и коллегами, играть взаимоисключающие роли в общении с ними, станет проявлять чрезмерную активность в труде (либо, наоборот, быть малоактивным), не пытаясь оценить реальные свои возможности и ограничения. Не будет иметь чётких представлений о критериях оценивания своей работы и не станет обсуждать их со своим руководством, а значит, не будет иметь возможности оценивания себя как профессионала.

Помимо внутренних причин появления синдрома профессионального выгорания существуют и внешние, которые чаще всего зависят от построения взаимоотношений руководства компании со специалистами. Нередкое явление - выбор руководителями различных учреждений авторитарного стиля руководства, который проявляется в отсутствии интереса к новым предложениям сотрудников. Также имеет место быть прилюдная жёсткая критика с угрозами и частыми наказаниями при редких поощрениях, поддержание в сотрудниках страха и чувства вины. Кроме того, компания не доверяет своим сотрудникам, делает их объектами манипуляции, разделяя на группы, проявляя в своих требованиях непоследовательность, хаотичность, выходя за границы должностной инструкции, отказывает сотрудникам в признании их положительных черт, достоинств.

Что же делать, если вы заметили себя находящимся на одной из стадии СЭВ?

Весьма ценным ресурсом для специалиста является профессиональное сообщество, поэтому специалистам необходимо посещать различные профессиональные мероприятия, иметь возможность открыто обсуждать как положительные, так и отрицательные моменты профессиональной деятельности.

Кроме регулярного общения с коллегами, для профилактики СЭВ необходимо обладать навыками стресс-менеджмента. Очень важно уметь осознавать, дифференцировать свои и чужие эмоции, владеть приёмами расслабления, понимать свои потребности, ощущать собственную значимость.

Поддержать понимание собственной значимости как профессионала помогает постоянное самообразование, повышение квалификации, проявление интереса к появлению новых технологий, методов и приёмов работы в профессиональной среде.

Бесспорно то, что забота о себе является профессиональным навыком для работника помогающей профессии, так как предметом труда данных специалистов является непосредственно личность этих специалистов, которая должна быть здоровой и готовой к работе, как острый топор дровосека готов рубить лес.


О коучинге сегодня говорят много. Много разного. Много говорят того, что к коучингу относится крайне мало…Данная книга – попытка рассказать о классическом коучинге как о современном методе решения задач людей и организаций.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Коучинг. Основы технологии для новичков предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Раздел 2. Профессиональная помощь. Помогающие услуги и профессии

Отношение к помощи. Смена парадигмы

Идея супермена витала в воздухе и всячески поддерживалась.

Кстати, еще по этой причине, долгое время обращаться за помощью к психологам в нашей стране было не принято, а человек, который работал с психологом, попросту считался больным, нуждающимся в чьей-то помощи со стороны.

Вспоминаю свои школьные годы, когда в конце 80-х годов мне родители наняли репетитора по математике и физике (кстати, прекрасная иллюстрация профессиональной помощи) для подготовки к поступлению в ВУЗ. Прекрасно помню свое внутренне чувство вины перед своими одноклассниками — признаться в том, что я занимаюсь у репетитора было нереально — фактически, это означало, что я полный тупица, который не в состоянии сам разобраться с курсом алгебры и геометрии в рамках средней школы.

В XXI веке, когда скорость изменений превысила все ожидаемые еще в конце века прошлого, стало ясно, что для эффективного решения поставленных задач одного человека… мало. И тогда активно стали появляться профессиональные помощники, а те, кто был в тени (были такие, смотри пример с репетитором), активно, в открытую, стали продвигать свои услуги на рынок.

Понятие помогающей услуги и профессии

Сегодня найти одно, унифицированное определение помогающей услуги вряд ли можно — слишком размыты границы профессиональной помощи, слишком многими специальностями и отдельными направлениями представлены помогающие услуги на рынке.

И все-таки я рискну дать свое определение.

Помогающая услуга — вид профессиональной помощи, когда один человек (или группа лиц) помогает другому человеку (или группе людей) достигать поставленных задач и целей, основываясь на определенной технологии, используя определенную методологию, терминологию и инструментарий.

Важные составляющие этого определения:

Технология — определенный набор принципов, который присущ данному виду помогающей услуги.

Методология — описанная (иногда научно доказанная и проверенная рядом экспериментов) методика, которая является неким базисом помогающей услуги.

Инструментарий — набор инструментов, с которым работают представители той или иной помогающей услуги.

Важной составляющей в любой помогающей профессии является экспертность человека, носителя той или иной технологии, представителя помогающей профессии. Почти все клиенты, которые обращаются к представителям помогающих профессий, по сути обращаются к его экспертности.

И с точки зрения экспертности, тоже есть немало принципиальных отличий у различных помогающих профессий.

Человек, обращающийся к специалисту помогающей профессии, наделяет его большой степенью экспертизы и видит в нем:

— Волшебника и мага

— Человека, который способен решить ВСЕ проблемы

Большинство помогающих профессий несут в себе большую степень экспертности — то есть, специалист помогающей профессии выступает в роли эксперта той или иной жизненной ситуации человека (клиента) и помогает ему своими советами, рекомендациями и так далее.

С точки зрения экспертности, коучинг стоит особняком в списке помогающих профессий — в данной технологии экспертиза жизненной ситуации клиента (его проблем, задач, страхов и так далее) в коучинге сведена к минимуму. Ниже в данной книге мы отдельно рассмотрим вопрос об экспертности коуча.

Специфика помогающей услуги

Помогающие услуги всегда индивидуальны. Любая помогающая услуга всегда имеют конечного потребителя. Даже если эти услуги нацелены на большие компании и корпорации (корпоративные тренинги, групповой коучинг и тому подобное), все равно ЗАКАЗЧИК таких услуг — конечное лицо (и, как правило, это лицо занимает не последнюю должность в компании/корпорации).

Отсюда вытекает еще одна особенность таких услуг —

Помогающие услуги всегда персонализированы. Иными словами, помогающая услуга всегда имеет потребителя со своими ФИО и должностью. Такая индивидуальность определяет уровень взаимоотношений между специалистом помогающей профессии с заказчиком, формируя тем самым активный диалог между ними. Именно такой диалог является залогом эффективности всего бизнеса на рынке профессиональных услуг. Персонализированность услуг, когда Вы напрямую вступаете в диалог с потребителем, накладывает большую ответственность на КТК, начиная с момента вступления в контакт с потребителем (заказчиком) услуг, до конечного результата после оказания услуг.

Помогающие услуги не могут быть массовыми. Профессиональные услуги не могут являться услугами массового спроса. Даже тренинги, которые сегодня предлагаются, не говоря о консалтинговых проектах и консультаций коуча, не могут являться массовым продуктом. А это значит, что каждая услуга, которая продвигается/продается должна быть спроецирована под потребности конкретного заказчика.

Помогающие услуги — всегда услуги творческие, что делает их уникальными для клиента. Услуги коуча/тренера/консультанта — это целиком и полностью творческий процесс, который, как известно, намного сложнее физической работы. Находиться постоянно в творческом поиске очень тяжело, и, в первую очередь, с эмоциональной точки зрения. Тем не менее, именно творческий подход к формированию, продвижению и продажам услуг КТК делают их индивидуальными и уникальными, что является выгодным с точки зрения потребителя.

Помогающие услуги не имеют географических границ. Отсутствие границ в бизнесе профессиональных услуг делают этот бизнес вне географических зон. Никто не заставляет Вас вести бизнес и работать в том регионе, в котором Вы находитесь. С развитием информационных технологий позволяют Вам находить своего клиента за тысячи километров от места Вашего постоянного присутствия.

Тем не менее, бизнес профессиональных услуг, который ведется за пределами границ Вашего пребывания, имеет ряд ограничений и еще более специфичен, нежели бизнес внутри Вашего региона, поэтому в данном пособии тема географии будет рассматриваться в меньшей мере. Тем не менее, даже если Вы планируете вести бизнес за пределами своих границ, данное пособие будет способствовать Вашей эффективной работе.

Помогающие профессии. Различия и акценты. Место коучинга в помогающих профессиях

Носителя помогающей услуги можно отнести к представителю помогающей профессии

Можно выделить несколько основных видов помогающих профессий:


Давать определения каждой из приведенных профессии не задача данной книги, поэтому ограничимся отличием коучинга от других помогающих профессий.

Отличия коучинга от других помогающих профессий

Можно выделить несколько важных отличий коучинга от других помогающих профессий. Я бы сказал, что именно эти отличия присущи коучингу как современному формату профессиональной помощи


Во многом именно в таких позитивных установках заключается суть коучинга, что мы увидим дальше в этой книге.

Все о помогающих людям профессиях

У каждого человека собственное представление о жизни. Люди, кто на первое место ставит любовь к окружающим и помощь в трудную минуту, несут пользу в наш жестокий мир. Для них существует отдельная категория профессий, на которые не у всех хватит сил и смелости.


Особенности

Желание помогать людям начинается в голове. Это призвание, которое не требует ничего взамен. Их жизненные ценности безграничны, они связаны с совестью. Некоторые работники помогающих профессий отдают свои жизни и здоровье ради других. Когда случается беда, в первую очередь обращаются к ним: спасателям, врачам, психологам, военным, работникам церкви, низшему медицинскому персоналу и так далее.

Особенностью такой профессии является взаимодействие между сторонами. Нервному и неусидчивому человеку будет трудно выяснить проблему пострадавшего. От первичного контакта зависит дальнейшее развитие событий. Нужно находить общий язык с любым темпераментом, разбираться в психологии личности, понимать поведение человека, предугадывать его дальнейшие действия, направлять свою позитивную энергию к пациенту. Это всё, помимо необходимого образования и постоянной подготовки. Помогающие профессии требуют больше энергии, чем технические, так как работают умственные и физические силы.


Специальности в медицине

Главными представителями являются врачи. Это самая древняя профессия. Для получения медицинского образования студенты преодолевают препятствия, которые не снились студентам других вузов. С самого начала обучения врачей учат понимать пациентов, разговаривать с ними и узнавать жизненные проблемы. Доктор ставит диагноз на основании жалоб, составляет лечение и наблюдает за прогрессом заболевания. Современная медицина активно стала заниматься профилактикой болезней, что очень облегчает работу медицинского персонала.

Существует более 200 врачебных специализаций. Это очень облегчило жизнь доктора. Теперь болезни, направленные на определенные пораженные органы, классифицируются по специализациям. Но для получения желаемой специальности нужно пройти нелегкий путь. Сначала получить высшее медицинское образование, а затем закончить ординатуру, непосредственно ориентированную на узкую специальность. Существует другой путь. После университета необходимо поработать врачом общей практики или терапевтом, а затем получить сертификат на понравившееся направление.

Врачи, получившие среднее медицинское образование, обеспечивают первую доврачебную помощь, чаще всего они служат на скорой помощи. Первым делом, когда становится плохо, человек вызывает бригаду скорой помощи, и дальнейшее лечение заболевания зависит от назначения фельдшера. Это тяжелая и кропотливая работа. Постоянные суточные дежурства, которые являются обязательными в работе фельдшера. Они работают в экстренной ситуации, когда на решение проблемы нужно тратить как можно меньше времени. От оказания первой медицинской помощи зависит жизнь пациента. Фельдшер занимается оперативной хирургией, обезболиванием, интенсивной терапией, неотложной помощью.

В сельских населенных пунктах редко бывает высококвалифицированный специалист, там этим занимается только фельдшер. То же самое в военных частях, учебных заведениях, вокзалах, аэропортах.


Обзор других профессий

Следующий в списке акушер. От него зависит правильное рождение ребенка и дальнейшее его развитие. В эту профессию нужно идти, если любовь к детям безгранична.

  • Психолог. Набирает популярность среди населения. Люди все чаще сталкиваются с душевными проблемами, и главная задача психолога – разобраться в мыслях пациента. Это непросто, ведь нужно пропускать каждую проблему через себя.
  • Полицейский. Если у человека присутствуют гуманистические ценности, то это профессия для вас. Следить за общественным порядком могут только ответственные люди.
  • Юрист. Поможет разобраться в правах человека, семейных делах, несправедливости граждан. Для ведения деятельности требуется высшее юридическое образование.
  • Спасатель. Оказывается первым в месте чрезвычайного происшествия.

Эти люди герои. Они сохраняют свою храбрость и идут вперед, глядя смерти в глаза.

Читайте также: