Государственное устройство россии доклад 4 класс

Обновлено: 10.05.2024

База данных "Законодательство Российской Федерации" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Государственное устройство Российской Федерации

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

  • Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия - Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чаваш республики;
  • Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
  • Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;
  • Москва, Санкт-Петербург, Севастополь - города федерального значения;
  • Еврейская автономная область;
  • Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

В ведении Российской Федерации находятся:

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

  • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
  • защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
  • природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
  • общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  • координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
  • осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
  • установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
  • административное, административно-процессуальное, трудовое семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  • кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
  • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
  • установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
  • координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Президент Российской Федерации является главой государства.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Президент Российской Федерации:

  • назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
  • принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
  • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
  • представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
  • утверждает военную доктрину Российской Федерации;
  • формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
  • назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
  • назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

  • назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
  • распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
  • назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
  • вносит законопроекты в Государственную Думу;
  • подписывает и обнародует федеральные законы;
  • обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • отрешение Президента Российской Федерации от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

К ведению Государственной Думы относятся:

  • дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Правительство Российской Федерации:

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального Обеспечения, экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной Безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Судьи несменяемы. Судьи неприкосновенны.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

  • федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Цель: формировать представление обучающихся об устройстве государственной власти в России; разъяснить функциональные обязанности каждой ветви власти.

1. Организационный момент.

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о современном обществе, о человеке.

Показываю картинку, где человек один.

Учитель: Один человек. Какие ассоциации? Какие слова возникают в вашей памяти?

Ответы детей: одиночество, тоска, беспомощность.

Учитель: Скажите, может ли человек жить один?

Ответ детей: конечно, нет. Он не будет развиваться.

Для того, чтобы человек развивался, необходимы люди.

Показываю картинку, где много людей.

Учитель: Когда много людей, какие ассоциации у вас возникают? Какие слова вспоминаются?

Ответы детей: город, страны, государство, народ, общество.

Учитель: Итак, государство. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона дано определение: государство есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. В понятии государства – три элемента: население (народ), территория и власть.

Начинаю выкладывать кластер. На доске появляется карточка со словом ГОСУДАРСТВО.

Учитель: Как называется наше государство? Давайте вспомним все названия нашего государства.

Ответы детей: Русь, Россия, Российская империя, Советская Россия, Союз Советских Социалистических республик, в данное время - Российская Федерация.

Учитель: Государство и народ, можно смело сказать, понятия неразделимые.

Народ, люди (картинки). У каждого человека свой характер, свои потребности, свои желания и пожелания, часто несовпадающие с желаниями других. Как же быть? Что нужно сделать, чтобы всем в государстве было хорошо? Как отрегулировать отношения между людьми? Ваши предложения.

Ответы детей: нужно договориться.

Учитель: Правильно: договориться, но если договариваться просто на словах, любой человек в любую минуту может отказаться от своих слов. Значит, договор необходимо зафиксировать. А фиксированный договор – это закон. Законы пишутся в государстве.

В любом государстве есть Основной закон, который называется Конституция.

Давайте прочитаем, что говорится о Конституции в нашем учебнике на стр.93.

Учитель: Перед вами лежит Основной закон государства – Конституция.

Обратимся и прочитаем Ст.1 Конституции.

Дети читают о государстве: Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Демос – народ, кратос – власть. Демократия – народная власть.

Учитель: Итак, Ст. 3 Конституции гласит: источник власти – народ, т.е. все люди.

Надо ли, чтобы все сразу управляли? Почему?

Ответы детей: будет хаос в стране. Нужно выбрать тех, кто может управлять справедливо, умных, которым доверяет весь народ.

Учитель: Сначала выбирают того, кто представляет государство в мире. Назовите кто это?

Ответ детей: Это президент.

Учитель: Кто президент нашего государства?

Ответ детей: Путин Владимир Владимирович

Добавляю в кластер карточку с надписью: глава государства, президент.

Учитель: Функции президента представлены в Статьях с 80 по 93 Конституции РФ.

Но один человек, хотя и президент и выбран народом, не может издавать и утверждать законы. Как вы думаете, почему?

Ответы детей: он может издать закон и не выполнить, или издать закон, выгодный для него лично.

Учитель: Для этого существует законодательная власть. Ее так же выбирает народ.

Выкладываю на кластер карточку с надписью: законодательная власть.

Учитель: Законодательная ветвь состоит из двух палат. В нижнюю палату, Государственную Думу, избираемую народом, входят представители партий (450 человек)

Какие партии вам известны?

Ответы детей: Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия и т.д.

Учитель: Представителей партий называют депутатами. Это и есть Государственная Дума.

Выкладываю в кластер карточку с надписью: Государственная Дума

Обращаю внимание детей на карту федеративного деления России.

Сколько в нашем государстве федеральных субъектов? (88 субъектов) Каждый федеральный субъект выбирает своего представителя, чтобы он достойно представлял интересы федерации.

Так появляется Верхняя палата: Совет Федерации.

Выкладываю в кластер карточку с надписью: Совет Федерации.

Учитель: Скажите, какими качествами должен обладать каждый депутат и в Государственной Думе и Совете Федерации?

Ответы детей: справедливость, надежность, рассудительность, ответственность, чувство долга.

Учитель: При утверждении закона в Совете Федерации, он передается Президенту. Президент издает Указ о введении закона в действие, который публикуется. Мало написать и принять закон – важно его исполнять.

Выкладываю в кластер карточку с надписью: исполнительная власть.

Учитель: Этим занимается правительство, которое состоит из министров. Но есть люди, которые с неохотой исполняют принятый закон и нарушают права других. Поэтому существует еще одна необходимая судебная власть.

Добавляю в кластер: судебная власть.

Предлагаю детям отдохнуть.

Физминутка: Я, ты, он, она

Вместе - целая страна,.

Вместе - дружная семья,

В слове "мы" - сто тысяч "я".

Большеглазых, озорных,

Чёрных, рыжих и льняных.

Грустных и весёлых

В городах и сёлах.

Снова обращаю внимание детей на доску.

Учитель: Итак, перед вами схема устройства государственной власти:

Скажите, почему не может только Государственная Дума или, например, только Совет Федерации, и издавать, и утверждать, и исполнять законы?

Ответы детей: тогда депутаты Государственной Думы будут отражать в законах интересы только своей партии, а депутаты Совета Федерации будут отражать в законах интересы только своей федерации.

Учитель: А зачем вообще нужны законы в государстве?

Ответы-рассуждения детей: законы знать необходимо, чтобы быть знать свои права и обязанности. Это поможет и в учебе и в работе в будущем.

Учитель: Для чего нам нужно знать устройство государственной власти?

Ответы-рассуждения детей: чтобы правильно сделать свой выбор. Чтобы было справедливое, достойное правительство, защищающее интересы своего народа и его безопасность.

Ответы детей: нужно быть честным и справедливым.

Учитель: Я предлагаю сейчас представить себя представителями народа, т.е. стать источником власти. Кто и какую роль будет играть – подскажет карточка. Итак, у каждого из вас лежит карточка. Прочитайте, в какой группе вы должны будете работать и объединитесь.

Расставляю на парты карточки с надписями: президент, Совет федераций, Государственная Дума, исполнительная власть, судебная власть. Дети рассаживаются, согласно записи в карточке.

Игра: Как создаются и принимаются законы? Руководит игрой учитель.

Учитель: В Государственную Думу поступает законодательная инициатива: Предлагаем принять закон об обязательной утилизации мусора.

Народ: На основании ст. 42 Конституции каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду. Тема огромного скопления мусора, загрязнения улиц, городов в настоящее время очень актуальна. Кучи мусора – это источник различных инфекционных заболеваний, источник загрязнения атмосферы. Не надо повторять, что это вредит здоровью всем людям. Необходимо срочно принять ряд эффективных мер по решению этой проблемы.

Учитель: Заявление поступает в Государственную Думу. Дума составляет проект закона.

Организовывать субботники с участием школьников и всех жителей городов и сел.

Использовать контейнерные площадки для раздельного сбора мусора.

Обязательная сортировка мусора.

Использовать все возможности для переработки отходов на самом предприятии.

На каждом предприятии использовать новейшие технологии по утилизации отходов.

Строительство заводов по переработке мусора.

Разработать ряд мер по предупреждению возникновения несанкционированных свалок мусора.

Выступления детей-депутатов: * Строительство заводов очень дорого.

* Как на деле будет происходить эта самая

Дети пишут свои предложения. Высказывают свои мнения, утверждают после третьего чтения.

Учитель: после третьего чтения, утвердив большинством голосов, Закон поступает в Совет Федерации. Представители Федераций обсуждают, вносят свои изменения (высказывания детей), утверждают и передают Президенту. Президент высказывает свое мнение и издает Указ о введении закона в действие. Указ поступает для публикации в органы печати и информации, а так же в исполнительную власть, к министрам, где назначаются ответственные за исполнение Указа.

Учитель: Но будьте внимательны: судебная власть не спит. Она внимательно следит за четким исполнением Указа.

Учитель: Теперь вы можете сказать: на что опирается власть государства?

Ответы детей: власть государства опирается на законы.

Учитель: Как вы считаете: почему установлена такая сложная процедура принятия законов?

Учитель: Предлагаю обратиться к нашему постоянному помощнику – учебнику. Какой будет его ответ?

Дети читают страницу учебника 93.

Учитель: Мы с вами выяснили, как устроена государственная власть. Ответили на ряд вопросов. Вы – молодцы! Давайте еще раз вспомним нашу физминутку. Помните, какие там слова: вместе дружная страна. Если мы все будем соблюдать все законы, не нарушать их, жить дружно, то государство будет только процветать, а, значит, и нам, народу, будет жить в таком государстве отлично.

Обратите внимание на пословицы.

Пословицы: Вся семья вместе, так и душа на месте.

На что и клад, коли в семье лад.

Почему так говорят? Ваше мнение.

Подводим итоги. Вы запомнили устройство государственной власти? Что ж проверим! Заполните, пожалуйста, таблицу: SHAPE \* MERGEFORMAT Спасибо. Урок окончен.

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Федеративное государство – это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права. Она имеет свои государственные органы, издающие законы, и правительство, организующее их исполнение.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Республика имеет конституцию. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет устав.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

В Российской Федерации состоят 88 субъектов Федерации: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 9 автономных округов. 1 декабря 2005 года произошло объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край.

31 марта 1992 г. был заключен Федеративный договор (совокупное название трех договоров, заключенных между Российской Федерацией и органами государственной власти субъектов РФ). О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов РФ.

Распределение полномочий основано на делении всех вопросов государственной жизни на три группы.

Предметы ведения Российской Федерации;

- Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

Предметы ведения субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти РФ

Государство осуществляет свою деятельность через органы государственной власти. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Никакой орган государственной власти не может иметь задач и полномочий, идущих в разрез с функциями государства. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов. Федеральные органы включают Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, а также органы исполнительной власти (федеральные министерства и ведомства) и суды Российской Федерации. В систему органов государственной власти субъектов РФ входят органы, создаваемые их конституциями (уставами) и законами.

Президент Российской Федерации. Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. В соответствии с Конституцией и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Ему подчинены силовые министерства. Обладает правом законодательной инициативы и отлагательного вето в отношении принятых законов, издает указы, распоряжения, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики государства.

Федеральное Собрание Российской Федерации. Федеральное Собрание является законодательным органом Российской Федерации. Это означает, что ни один законодательный акт Российской Федерации не может быть принят, минуя парламент, который обладает всей полнотой компетенции в сфере законодательства. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население России, а Совет Федерации и призван выражать интересы субъектов РФ.

— В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

— Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Правительство Российской Федерации. Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры.

Правительство РФ обладает широким кругом полномочий. В пределах своей компетенции осуществляет реализацию внутренней и внешней политики государства, регулирование в социально – экономической сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти.

Правительство РФ руководит работой министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.

Организация государственной власти субъектов РФ

Законодательные собрания субъектов РФ.Законодательные собрания субъектов РФ – это органы представительства населения субъекта Федерации, его законодательные органы. Разработка и рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, контроль за исполнением законов и других решений парламента. К полномочиям законодательных органов субъектов относится:

— принятие и изменение конституции (устава) Субъекта РФ;

— законодательное регулирование вопросов отнесенных к совместному ведению РФ и субъектов РФ и вопросов отнесенных к исключительному ведению субъектов РФ.

— утверждение бюджета субъекта РФ и программ социально – экономического развития

— установление местных налогов и сборов, порядка управления собственностью субъекта РФ.

Органы исполнительной власти в субъектах РФ. Составной частью системы исполнительной власти в России являются исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Выделяют четыре вида органов исполнительной власти:

1.Органы исполнительной власти субъекта, во главе которых находится президент республики. В республиках президент является одновременно главой субъекта, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти;

2.Органы исполнительной власти, когда во главе их стоит правительство и его глава (республика Карелия);

3.Органы исполнительной власти субъекта, которые возглавляет глава администрации (губернатор и др.). В таких субъектах правительство не образуется.

4.Органы исполнительной власти – глава администрации субъекта, ему подчинен коллегиальный орган – правительство субъекта РФ.

В большинстве субъектов РФ действуют органы исполнительной власти третьего вида.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ:

— обладает правом законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ;

— представляет субъект РФ в отношениях с федеральными государственными органами, другими субъектами РФ, органами местного самоуправления;

— подписывает и обнародует законы субъекта РФ;

— формирует высший исполнительный орган в соответствии с законодательством субъекта РФ;

Судебная власть Российской Федерации. Судебная власть призвана осуществлять правосудие, представляющее собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Судебная система РФ включает федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные окружные арбитражные суды, федеральные арбитражные суды в субъектах, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

Федеральные органы государственной власти с особым статусом.

В России существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей – законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти.

Прокуратура РФ. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Центральный банк РФ. Его основная функция – защита и обеспечение устойчивости рубля.

Счетная палата РФ. Осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и федеральной собственности.

Центральная избирательная комиссия. Руководит подготовкой и проведением выборов, референдумов в Российской

Уполномоченный по правам человека. Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан

Государственное устройство – политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью.

Государственное устройство России

Современное государственное устройство России основано на принципе федерализма. Именно поэтому наша страна и называется Российской Федерацией – она представляет собой очень пёстрое в культурном и национальном планах общество, в котором множество народов объединились в единое целое. Основы российской государственности были заложены ещё много веков назад, а статус современной формы государственного правления закреплён Конституцией РФ и рядом других законов.

Особенности конституционно-правового статуса России

Характеристика конституционно-правового статуса России делает её особенной страной, государственной формой правления которой является асимметричная федерация. Асимметричность выражается в различных статусах субъектов РФ – у республик (Башкирия, Татарстан, Ингушетия и т. д.) есть свои конституции и государственные языки, а у других территориально-административных единиц (область, край и т.п.) их нет. Основные черты Российской Федерации таковы:

  • Наличие единой территории. Границы территории РФ определены соответствующими законами, а под территорией подразумеваются все субъекты федерации, водное и воздушное пространство.
  • Государственный суверенитет. Высшие органы власти издают законы, обязательные для всех граждан страны, и регулируют взаимоотношения России с другими государствами.
  • Наличие государственной и частной собственности. Вся территория РФ и все объекты, на ней расположенные, находятся либо в государственной собственности, либо в частной (то есть принадлежат гражданам РФ).

Государственное устройство России. Статус.

Конституционно-правовой статус России кратко и понятно

Особенность государственного строя РФ заключается ещё и в том, что она де-факто является именно асимметричной федерацией, хотя в Конституции утверждается обратное. Можно сказать, что Россия представляет собой федерацию с многоуровневой системой федеративного устройства, и на каждом статусном уровне (республики, области, края, автономные округа) субъекты РФ с одинаковыми особенностями правового статуса равны между собой (республики с республиками, например), но асимметрия между разными субъектами (например, между республиками и областями) всё равно присутствует.

Животные и растения Арктики

Арктические пустыни. Животные и растения Арктики.

Теория эволюции Дарвина

Эволюционная теория Дарвина кратко. Предпосылки, возникновение, положения.

Демократизм устройства Российской Федерации

Высшими ценностями в РФ провозглашены человек, свобода личности и права личности, и Россия является демократическим государством. Источником власти является народ, который избирает органы государственной власти, и именно государство является гарантом прав и свобод для своих граждан. Политика социальных направлений изменения России утверждена в Конституции, а основы конституционного строя призваны создать такие условия, в которых каждый гражданин будет обеспечен возможностями к дальнейшему развитию и к достойной жизни. Различные законы защищают права на труд, на свободу слова, на неприкосновенность личности и другие ценности.

Государственное устройство России кратко

Краткая характеристика государственного устройства России

При этом демократичность России, как и любой другой страны, не является константой. Она постоянно изменяется под влиянием внешних и внутренних факторов, что влечёт за собой изменения уровня жизни, реальной действительности и её содержания. Иногда демократия в РФ критикуется другими государствами и российскими государственными деятелями, но критика в области международной и внутренней политики – нормальное явление.

Государственные органы власти в России

Любая страна представляет собой сложный механизм, каждая деталь которого должна безупречно работать для того, чтобы сохранялась работоспособность всей системы. Государственная деятельность основана на работе органов государственной власти, каждый из которых обладает определёнными полномочиями. При этом деятельность органов власти не может расходиться с задачами, поставленными перед ними государством. Все государственные органы власти в РФ делятся на федеральные и субъектные. Федеральные законы обязательны для исполнения на территории всей Российской Федерации, а субъектные – только на территории своего субъекта, при этом они не могут противоречить федеральным законам.

Государственное устройство России. Органы власти.

Таблица органов государственной власти в России

Важнейшими государственными органами власти в России являются президент, правительство и Федеральное собрание. Огромное значение имеет также Государственная дума, объединяющая представителей всех субъектов федерации. Такая система позволяет добиться равноправия интересов, что важно для любого государства, особенно для такого огромного и разнообразного, как Россия.

Читайте также: