Современный урок математики в свете требований фгос доклад

Обновлено: 02.07.2024

В статье описаны содержание, формы и методы проведения современного урока математики в условиях реализации ФГОС ООО.

Оценить 1181 0

Скопинского муниципального района Рязанской области

Содержание, формы и методы проведения современного урока математики в условиях реализации ФГОС ООО.

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни. Значит, актуален вопрос: “Что такое современный урок?”. Этот вопрос интересует не столько нас, преподавателей, сколько самих учащихся.

Я проводила опрос среди учащихся 5–6-х классов своей школы. Вот что об этом они говорят:

Опираясь на эти мнения, я стараюсь на своих уроках заложить у учеников методологические основы познавательной деятельности. Очевидно, что возможности урока математики в данном аспекте практически безграничны.

Считаю, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий: личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); содержания учебного материала (когда ребёнку просто нравится содержание данного предмета); методов и приёмов обучения. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Чтобы обучение стало интересным, на мой взгляд, нужно применять новые технологии, проводить больше нестандартных уроков. Считаю важным, чтобы каждый урок достигал своей цели, обеспечивал качество подготовки учащихся. Чтобы содержательная и методическая заполненность урока, его атмосфера не только вооружали учащихся знаниями и умениями, но и вызывали у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировали их творческое сознание. Чтобы они шли на урок без боязни перед сложностью предмета, ведь математика объективно считается наиболее трудным для усвоения школьным курсом.

Я считаю, что всем этим требованиям на сегодняшний день отвечает личностно-ориентированный урок. Поэтому и наша школа, и я в том числе, применяем этот метод обучения. Учитель на таких уроках не формирует личность, а создаёт условия для ценностных проявлений внутреннего мира ребёнка; он не ведёт, а идёт рядом и впереди, сотрудничает с ним, переживает его проблемы, вслушивается в него и принимает его таким, каким он пришёл. Учитель воздерживается от нравственных оценок личности, он даёт ребёнку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины. На таких уроках необходимо обеспечивать мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке, развитие индивидуальности учащихся, создание ситуации успеха и обстановку на готовность отвечать, не боясь ошибиться.

Я в своей работе использую в основном игровую технологию, технологию разноуровнего обучения, личностно-ориентированную технологию. Пришла к выводу, что наиболее эффективными являются не отдельно взятые инновации, а их сочетание.

На своих уроках в первую очередь стараюсь развивать познавательный интерес к предмету, максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной для развития познавательного интереса являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, в которых необходимо разобраться самому. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Для этого использую проблемные ситуации и помогаю их разрешить.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Игровое обучение – это не уступка ленивому ученику, чтобы позабавить его и тем самым заставить учиться. Игра – творчество, игра – труд. Эффективность такой формы зависит не от принуждения, не от механического воспроизведения, а от того, что учащиеся проявляют собственный выбор внутри жёстких рамок задания. Важным показателем эффективности игры, на мой взгляд, является моральное удовлетворение, отсутствие страха, неуверенности.

В своей работе я очень часто провожу урок – игру или ввожу элементы игры. Начиная с 5-ого класса, применяю уроки с элементами театрализации, на которых присутствуют персонажи сказочных героев, которые заставляют детей с радостью выполнять любое задание. В 6-9 классах чаще проводятся ситуационно-ролевые игры. Ролевая игра характеризуется ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределёнными ролями. В основе ролевой игры – коллективная групповая деятельность при равноправном сотрудничестве.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

- создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Новизна современного урока математики заключается в организации индивидуальных и групповых форм работы. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

Главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Какие требования к современному уроку предъявляются в условиях введения ФГОС?

• Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• Учитель должен планировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко формулировать тему, цель, задачи урока.
• Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
• Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.
• Вывод делают сами учащиеся, минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
• В центре внимания урока – дети.
• Урок должен быть добрым.

Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижение ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями. Учитель привлекает учащихся к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

Учитель обучает учащихся приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместные пути их решения. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо тесное общение одноклассников. Практика показывает, что дети в общении раскрепощаются.

Правила работы в группе

В группе должен быть организатор обсуждения.

Каждый может высказать свою версию решения.

Один говорит, остальные слушают и пытаются понять.

Каждая версия обсуждается в группе.

В группе согласуется общее решение.

Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

Создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с учениками определяю цель урока, а затем включаю их в открытие новых знаний. Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация "с затруднением". В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Проблемная ситуация "с затруднением" возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание:

- невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний;

- невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания;

- невыполнимое, но сходное с предыдущими.

В первых двух случаях ученики, не справившись с заданием, испытывают явное затруднение. В третьем случае школьники, не замечая подвоха, применяют уже известный им способ, и затруднение возникает лишь после того, как учитель доказывает, что задание ими все-таки не выполнено.

Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Осознание сути затруднения стимулируется фразами: "В чем затруднение?; Чем это задание не похоже на предыдущее?; Что вас удивляет?; Сколько есть мнений?". Формулировка учебной проблемы стимулируется фразами: "Какова же будет тема урока?; Какой возникает вопрос?".

Таким образом, постановка учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса. Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делаются выводы.

Для развития умения оценивать свою работу разработан алгоритм оценивания заданий.

Алгоритм самооценки:

В чем заключалосьзадание ?

Удалось получитьрезультат ?

Полностью правильно или с ошибкой?

Полностьюсамостоятельно или с помощью?

По каким признакам мы различаем отметки?

Какую сам себе выставляешь отметку?

Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности и к школе в целом, а у учителя – к педагогической деятельности.

Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это? Надо, чтобы учитель проектировал урок.

Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.

Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему учителя.

Современный урок по ФГОС – это:
• профессиональная и методическая подготовка учителя;
• целеполагание и мотивация учения;
• системно-деятельностный подход;
• современные средства обучения;
• выбор оптимальных средств обучения;
• создание условий для саморазвития;
• анализ каждого учебного занятия.

Итак, каким же должен быть современный урок? Для меня современный урок – это интересный урок. Это и продуманная структура урока, и логика изучения нового материала, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Работать по-новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.

Копотева Г.А., Логинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия.- Волгоград: Учитель,2013.

Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2011. - № 6. – С10-17.

Осмоловская И. Изменение процесса обучения: от общества индустриального – к информационному. – М.: Народное образование, 2009. - № 7.

Строкова Т.А. Компетентностный подход и проблемы его реализации. – М.: Школьные технологии, 2009. - № 6. – С9-16.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках математики необходимо создать условия для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий.

Современный урок математики в свете требований ФГОС.

В “Концепции модернизации российского образования” чётко сформулированы требования к современной школе, и обоснован социальный заказ. Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентноспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Задача учителя современной школы найти такие педагогические технологии, которые будут способствовать формированию познавательной активности, самостоятельности учащихся, умению рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы.

На уроках математики необходимо создать условия для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий.

Педагогическая технология - учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

Личностно–ориентированные технологии обучения

Технология развития критического мышления

Технология проблемного обучения

Информационно – коммуникационная технология

Технологии рефлексивного обучения

Личностно–ориентированные технологии обучения

Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей. Проблема индивидуализации обучения выступает в личностно ориентированной технологии на первый план.

Задачи учителя при проведении личностно ориентированного урока:

Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

Выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам, научному содержанию того или иного предмета.

Предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.

Использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся.

Стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала.

Вести индивидуальную работу с каждым ребенком.

Создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставлять возможности для естественного самовыражения ученика.

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления ставит перед собой такую цель как развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам.

Основная идея — создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. Преимущества технологии:

Повышается ответственность за качество собственного образования.

Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.

Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление)

Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.

Технология проблемного обучения.

Технология проблемного обучения — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их обучающихся с помощью преподавателя. В ходе такого обучения учащийся приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

Главные цели проблемного обучения:

Развитие мышления и способностей обучающихся, развитие творческих умений.

Усвоение обучающимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

Воспитание активной творческой личности обучающегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Развитие профессионального проблемного мышления.

Проектная технология

Проектная технология позволяет строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. При выполнении проекта учащиеся решают поставленную проблему, учатся применять знания из различных областей науки, техники. Результаты выполненных проектов являются “осязаемыми”, если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, и т.д.).

Ценным в подобной работе является сам процесс: сбор и систематизация информации, попытка самостоятельно разобраться в незнакомом вопросе, сориентироваться, учащиеся выступают активными участками процесса обучения, а не пассивными статистами. Данные проекты не только формируют знания школьников, но и работают на профориентацию обучающихся. У учащихся формируются компетентности решения проблем, коммуникативная и информационная компетентности. Следовательно, метод проектов органически сочетается с проблемно-поисковым методом.

Информационно – коммуникационная технология

Использование на уроках математики информационно-коммуникативных технологии очень важно.Это позволяет:

сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;

эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации;

раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагируют на ошибки;

совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи.

Здоровьесберегающие технологии

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

Чтобы сохранять и укреплять здоровье учащихся необходимо использовать здоровьесберегающие технологии. Поэтому на уроках необходимо:

соблюдать требования САНПиНа;

создавать обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

чётко организовывать учебный труд для предупреждения утомляемости; при планировании урока предусматривать смену деятельности, чередовать различные виды активности: интеллектуальная – эмоциональная-двигательная;

использовать динамические паузы, минутки здоровья (профилактические упражнения для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки) для снятия напряжения, усиления работоспособности;

рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “здоровый образ жизни”, “правильное питание”, “экология”;

осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей.

Технологии рефлексивного обучения.

При использовании технологии рефлексивного обучения главным звеном на занятии должна быть рефлексия, побуждающая к осмыслению собственной деятельности, межличностных отношений и педагогического взаимодействия. Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Рефлексия на занятии — это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого студента. Рефлексия может проводиться как после урока, так и после изучения темы или раздела. Важным фактором, влияющим на эффективность развития рефлексивных умений в процессе обучении, является многообразие форм рефлексии.

Формы образовательной рефлексии различны:

вербальные формы: устное обсуждение, рассказ, высказывание происходящих изменений, опрос.

невербальные формы: сочинение, письменное анкетирование, графическое или рисуночное изображение происходящих изменений.

Для эффективного развития рефлексивных умений у обучающихся необходимо комплексное использование указанных форм рефлексии в образовательном процессе.

Таким образом, системная работа по использованию современных педагогических технологий стимулирует, активизирует деятельность школьников, приводит к тому, что ученики успешно учатся, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету, снижается процент пропусков занятий по болезни, а также процент уровня тревожности у учащихся.

Доклад

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Центром внимания является учитель. Все этапы урока проходят под его руководством, по его направлению. Урок современного типа подразумевает деятельность учащихся: учащиеся сами формулируют тему урока, цель, учащиеся сами осуществляют учебные действия, контроль, коррекцию, проводят рефлексию. Учитель же лишь подталкивает, направляет в нужное русло. Нацеливается на сотрудничество с учащимися и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- урок становится личностно-развивающим;

- урок становится компетентностно-ориентированным;

- урок становится метапредметным;

- наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы (уроки занятия), стирается грань между обучением и воспитанием.

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Наряду с этим структура урока принимает следующий вид:

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (органи-

зационный этап 1-2 минуты).

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.

5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.

6. Первичное закрепление 4-5 минут.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.

8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.

9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

В соттветствии с ФГОС основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1. Урок изучения нового.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний.

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.


Основным предметом в школе является математика. Большое внимание уделяется именно этому предмету, потому что без математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком т.к.:

- в школе математика служит опорным предметом для смежных дисциплин: физики, химии, биологии, информатики и др.;

- в послешкольной жизни – получение специальности, в ряде которых необходим высокий уровень образования связанный с непосредственным применением математики: экономика, финансы, психология, и т.д;

- изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовки к современному уроку, чтобы реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта?

Технологическая карта урока позволяет учителю:

- увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса математики;

- полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату;

- корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;

- согласовывать действия учителя и ученика;

- организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.


Технологическая карта урока позволит учителю:

- реализовать планируемые результаты ФГОС;

- сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;

- спроектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год;

- спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

- выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

- соотнести результат с целью обучения;

- обеспечить повышения качества образования.

Повышение качества образования происходит за счет того, что:

учебный процесс по освоению темы, раздела, курса проектируется от цели до результата;

организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность учащихся;

обеспечиваются условия для применения ЗУН в практической деятельности.

Несомненно, при подготовке к современному уроку, учителя испытывают некоторые затруднения связанные прежде всего:

· Сложившейся за предыдущие годы устойчивой методики проведения урока.

· Необходимостью дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её.

· Необходимостью создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

· Традиционным подходом к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.

· Заменой известных планов-конспектов технологическими картами урока.

Поэтому необходимо пересмотреть традиционный подход к уроку и понять что

· ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности;

· на уроке применять разнообразные источники знаний;

· изменить структуру урока;

· должна преобладать индивидуальная и коллективная деятельность;

· отдать приоритет деятельности ученика;

· применять новые критерии оценивания деятельности обучающихся.

Но даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.

Автор: Салихова Фания Анварзяновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Школа №57"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок математики в контексте требований ФГОС
Раздел: среднее образование

.
Современный урок математики в контексте требований ФГОС.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Как подготовить современный урок
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Совместное проектирование урока, взаимодействие, диалог,

партнерство – это уже черты современного урока.
Можно подумать, что проектирование поурочного плана по одной и той же технологии приведет к однотипности уроков. Этого не случится никогда. Индивидуальность учителя, разный уровень компетентности, творчества, различные предметы, разнообразная тематика уроков, возрастные особенности учащихся, степень педагогических и ученических умений не позволит сделать уроки одинаковыми. Успех урока определяется не только качеством планирования, не только тем, насколько эмоционально будет рассказывать или объяснять учитель, а прежде всего уровнем общения учителя с учениками, организацией взаимодействия учащихся друг с другом, характером их деятельности, интересом к теме урока. И действия учителя на уроке не должны быть связаны обязательством выполнения собственного плана. По ходу урока не исключена любая импровизация. Но хорошая импровизация возможна только при условии заранее продуманного урока. Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
 Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.  Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).  Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.  Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.  Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.  Продумать форму подведения итогов урока.  Продумать содержание, объем и форму домашнего задания. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
делятся на несколько групп:  цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;  цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности;  цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры;  цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры;  цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью;  цели, ориентированные на развитие информационной культуры школьников;
 цели, ориентированные на развитие коммуникативной культуры школьников;  цели, связанные с развитием у школьников рефлексивной культуры.  обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п.
ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ
представим в следующем виде:  помочь учащимся целостно представить проект изучения новый темы;  организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;  организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, правил, законов, положений . и др., способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения);  обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные понятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисляются предметные умения);  обеспечить применение учащимися знаний и способов действий (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях;  организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;  организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы . ;  обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме . ;  организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий. Лишь единство в реализации отмеченных предметных целей обеспечит усвоение изучаемого учебного материала.
Методы обучения.

действие
- система существенных признаков понятия или алгоритм (Как?).
Самоконтроль
- определение правильности выполненного действия (Правильно?).
Самооценка
- определение правильности выполненного действия (Хорошо? Можно лучше?). Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы

1. Урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации. Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок отработки умений и рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа. Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий - понятий, алгоритмов.
3. Урок общеметодологической направленности (обобщения и

поколения? В чем плюсы?


Создание условий для проявления самостоятельности учащихся

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.

Включение компьютеров в педагогические технологии.

Дифференциация домашних заданий.

Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.

Обеспечение благоприятных гигиенических условий.

Обеспечение эстетических условий

Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.

Имидж учителя.

Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

Читайте также: