Доклад функциональная грамотность вызов для современного образования

Обновлено: 05.07.2024

На формирование функциональной грамотности в каждом образовательном учреждении оказывает влияние множество факторов, в числе которых выделяются:

  • содержание образования (основная образовательная программа, учебные программы);
  • формы и методы обучения;
  • система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
  • программы внеурочного, дополнительного образования;
  • модель управления школой (уровень автономии в регулировании учебного плана);
  • наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
  • активная роль родителей в обучении и воспитании.

Такое обилие факторов приводит и к многообразию проблем при решении задачи выстраивания системы работы школы по формированию функциональной грамотности.

На уровне образовательной организации самыми ощутимыми затруднениями выступают следующие (таблица 1):

Таблица 1. Проблемные поля в системе формирования и развития функциональной грамотности в школе

Создания условий по формированию и развитию ФГ

Изменений в содержании

Изменения в технологиях

инструменты оценки сформированности ФГ

технологическая карта урока (модуль, контекстно), внеурочного занятия

технологии и формы (урочной, внеурочной деятельности)

технологии и формы
воспитательной работы

метапредметные мероприятия: проекты, конкурсы, олимпиады

При анализе результатов диагностической работы по функциональной грамотности, в которой приняли участие ученики 6-х классов в феврале 2021 г., в соответствии с проверяемыми компетенциями был выявлен ряд дефицитов учащихся (таблица 2):

Таблица 2.Дефициты учащихся по результатам диагностической работы в 6-х классах.

Проверяемые компетенции
(кодификатор)

Выявленные дефициты
(результаты-умения)

ЧГ

Находить и извлекать информацию

извлечение множественных единиц информации

Интегрировать и интерпретировать информацию

причинно-следственные связи, выводы, мотивы героев

Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

точка зрения, оценка достоверности!

ЕНГ

Научное объяснение явлений

предложить прогноз, гипотезу

Применение методов естественнонаучного исследования

способы обеспечения надежности и достоверности данных

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

выводы, оценка научных аргументов из различных источников (составные тексты)

МГ

Формулировать ситуацию математически

создание математической модели

Применять математические факты, процедуры

анализ информации в различных формах

Интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты

анализ методов решения, обобщение, проверка истинности

ФнГ

Выявление финансовой информации

умение искать, неумение анализировать

Анализ информации в финансовом контексте

планирование финансовых дел, выбор при сравнении вариантов

Описание финансовых проблем

оценка вариантов решений, проверка достоверности

Применение финансовых знаний и пониманий

применение знаний без понимания

С учетом выявленных проблемных полей в школе организована работа, через следующие виды деятельности:

Конечно, это только начало реализации школьного проекта по формированию функциональной грамотности, планируемыми результатами которого должны стать определенные уровни ее сформированности (представлены на рис. 1).


Рисунок 1. Уровни сформированности функциональной грамотности школьника

Итак, как же проверяется уровень сформированности функциональной грамотности в школе? Существуют международные сравнительные исследования:

PIRLS – оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4 класс);

TIMSS – оценка качества математического и естественно-научного образования в начальной, основной и средней школе (4, 8, 11 классы);

PISA – оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознания. Окончив 9 класс, учащиеся должны обладать такими знаниями и умениями, благодаря которым им легко будет ориентироваться в социальном пространстве и решать задачи в различных жизненных ситуациях.

Рассмотрим основные направления (или компоненты) оценки ФГ: читательская грамотность – ведущий компонент PISA c 2018 года; математическая грамотность – ведущий компонент с 2021 года для 9-классников; естественно-научная грамотность – с 2024 года для 6-классников. Нас интересует ФГ в области чтения.

Читательская грамотность – это отдельная большая тема, поэтому коротко. Если еще 20-30 лет назад, работая над текстом, мы развивали способность понимать, интерпретировать и осмысливать отдельные тексты, то сейчас мы должны учить искать, выбирать, интерпретировать, интегрировать и оценивать информацию, связанную с жизненными ситуациями. Ключевое слово – интегрировать , то есть должны развивать умение читать составные тексты. Учащиеся учатся объединять тексты различных видов, отражающих порой разный взгляд на одну и ту же проблему. Читательское умение подразумевает умение анализировать и перерабатывать информацию, проводить поиск нужной информации при просмотре множественных источников, умение использовать информацию в жизни.

В последних изданиях УМК В.В.Бабайцевой по русскому языку задания нацелены на развитие функциональной грамотности. То же самое можно сказать и об учебниках литературы УМК В.Я.Коровиной и Ю.В.Лебедева.

Итак, развивая на уроках русского языка и литературы функциональную грамотность, работаем над умениями:

  • выделение явной и скрытой информации в прослушанном или прочитанном тексте;
  • свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой;
  • умение применять различные виды цитирования;
  • делать ссылки на источник информации;
  • умение отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к нему;
  • использовать различные виды пересказа текста (подробный, сжатый, выборочный, творческий);
  • умение отвечать на вопросы по содержанию исторического источника и составлять на его основе план, таблицу, схему.

Заканчивая свой доклад, хочу ознакомить вас с Рекомендациями по формированию функциональной грамотности обучающихся основной школы:

  • отразить вопросы функциональной грамотности в рабочих программах;
  • использовать в образовательном процессе практико-ориентированные и межпредметные задачи и задания;
  • предлагать учебные задания метапредметного характера;
  • использовать учебные исследования, проекты и задания проектного типа, кейсы, ролевые и деловые игры, моральные дилеммы и другие задания, способствующие приобретению опыта позитивных действий.

На каких сайтах вы можете увидеть полезную информацию по ФГ?

Инновационный проект Министерства Просвещения по формированию и оценке функциональной грамотности школьников

Задания для тестирования по функциональной грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общее образование во всем мире ориентировано на развитие личности учащегося, достижение им образовательных результатов, необходимых для его социализации, профессионального и личностного самоопределения, готовности к продолжению образования.

Поэтому возникает потребность в изменении педагогической практики, ориентации ее не на воспроизведение знаний, а на самостоятельный поиск, использование современных технологий и инструментов, в том числе информационных, цифровых, формирующих опыт эффективного мышления и продуктивной деятельности.

По мнению авторов, необходим глубокий анализ данной проблемы, позволяющий рассмотреть вопрос с точки зрения понимания педагогами функциональной грамотности, владения ими инструментарием решения данной задачи, практикой подготовки современного учителя к иному пониманию качества образования.

Наталья Ивановна Шевченко, канд. пед. наук,

Дмитрий Александрович Махотин, канд. пед. наук.

В эпоху глобализации информационного пространства, массового использования гаджетов система образования вынуждена ускорить свое преобразование, приспособление к новым социальным требованиям. Многие страны, включая Россию, столкнулись с проблемой функциональной неграмотности в условиях развития глобального информационного общества.

Противоречивость проявляется в том, что практика образования инерционна и по преимуществу осуществляется в традиционной парадигме, с опорой на объяснительно-иллюстративный метод преподнесения учителем, преподавателем новой информации. Этот метод требует от обучающихся воспроизведения услышанного (прочитанного), активизирует конкретно-образное мышление в ущерб логическому, абстрактному. Проведенное исследование показывает, что образовательный процесс, спроектированный на таком методе, не создает условий для развития функциональной грамотности у школьников, студентов сдерживает их общее развитие. В ходе исследования стало очевидным, что это проблема не только педагогической науки, но и качества подготовки педагогов, образования детей в начальной школе и далее, поэтому устранять эти дефициты у школьников и студентов следует на уровне подготовки учителей, преподавателей педагогических университетов.

С позиции культурных констант функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (прежде всего — общего) с многообразной человеческой деятельностью. Эта особенность функциональной грамотности проявляется в ее назначении решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний, необходимых всем в быстроменяющемся обществе (С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина, 2007). В этом контексте она превращается из условия в фактор, влияющий на участие людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, в образовании на протяжении всей жизни. Исходя из этого функциональная грамотность в ее глобальном измерении — индикатор общественного благополучия, определенных социокультурных достижений общества (Г.А. Рудик, А.А. Жайтапова, С.Г. Стог, 2014). Низкий уровень функциональной грамотности следует расценивать как риск формирования социального кризиса в стране.

Проблематика формирования функциональной грамотности у учащихся в последние годы была предметом исследований многих российских и зарубежных ученых. Так, В.В. Гаврилюк, Г.Г. Сорокин, Ш.Ф. Фарахутдинов (2009) рассматривают функциональную грамотность как часть культуры информационного общества, в тоже время Контримович А.А., Паюнена М.В. (2011) полагают, что знание иностранных языков влияет на овладение функциональной грамотностью. Исследователи рассматривают вопрос функциональной грамотности с позиции ее значимости для достижения результатов образования в разных областях, повышения качества чтения и письма, личностного развития и подготовки кадров (О.Е. Лебедев, 2003) и др. Однако комплексно для обучающихся школьников и студентов этот вопрос недостаточно исследован.

Анализ литературы позволил определить, что в структуру функциональной грамотности входят (О.Е. Лебедев, 2003):

— познавательная база, представляющая собой органическое единство предметных, межпредметных, интегративных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают понимание и выполнение определенных правил, норм и инструкций;

— образовательное пространство, представляющее осваиваемую обучающимися совокупность источников информации о сущности функциональных проблем и способов их решения;

— методы решения функциональных проблем, которые активно востребуются обучаемыми в процессе деятельности.

При этом системообразующим компонентом в структуре функциональной грамотности, отмечает О.Е. Лебедев, является осознание обучаемым значимости решаемой проблемы для себя.

Опыт современной практики, научных исследований показывает, что в структуре функциональной грамотности главным представляется осознание обучаемым значимости решаемой проблемы для себя лично. В настоящее время вновь актуализируется идея о том, что процесс обучения протекает внутри собственной, личной деятельности учащегося и только на основе формирования конкретных видов деятельности, у него возникают и развиваются определенные психические способности, умения и действия (Л.С. Выготский, 2005).

Сравнительный анализ результатов международных исследований качества общего образования TIMSS и PISA позволяет выявить основные проблемы, характерные для российской общеобразовательной школы. TIMS оценивает качество математического и естественнонаучного образования на уровнях общего начального, основного и среднего образования (4, 8 и 11 классы). Исследования PISA оценивают функциональную грамотность 15-летних школьников в области математики, чтения и естествознания. Анализ результатов исследований TIMSS показал, что в области математического и естественнонаучного образования (1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 гг.) уровень подготовки школьников 4 и 8 классов по естественно-математическим предметам превышает средние международные показатели. Российские учащиеся незначительно уступают в общеобразовательной подготовке своим сверстникам в других развитых странах мира. В этом исследовании лидируют учащиеся Японии, Южной Кореи, Сингапура.

Показатели TIMSS свидетельствуют о достаточно высоких образовательных результатах учащихся, в то время как исследование PISA (Programme for International Student Assesment) свидетельствует об обратном.

Улучшение по сравнению с предыдущим замером (2011 год) касается в первую очередь учеников 4-х классов (восьмиклассники практически не изменили свои результаты, а кое-где даже ухудшили). Оценка четвероклассников по математике поднялась на 21 балл, а по естествознанию — на 15 баллов (используется 1 000-балльная шкала). Существенные различия объясняются разной методологией исследования. Так, в TIMSS проверяется освоение базовых знаний и умений, преимущественно на уровне воспроизведения и применения по образцу, что свойственно российским школьникам. В заданиях PISA проверяется способность применять освоенные предметные знания и учебные действия в новой ситуации, выявление новой информации в предлагаемом содержании, ее осмысление и анализ.

Однако всему этому следует обучить учителя, к профессионализму которого резко возросли требования. Они обозначены в профессиональном стандарте педагога и имеют компетентностную сущность. Для актуальной подготовки педагогов разрабатываются новые стандарты, при этом большинство преподавателей университетов имеют недостаточные представления о способах формирования новых трудовых действий (компетенций) педагогов, в том числе относительно функциональной грамотности.

Главная идея проведенного исследования состоит в экспонировании способности преподавателей, педагогов к развитию функциональной грамотности как основного показателя их профессиональной компетенции, педагогической деятельности в целом.

Исходя из этого, целью нашего исследования рассматривается: выявление и теоретическое обоснование комплекса педагогических условий развития функциональной грамотности у школьников и студентов.

Гипотеза состоит в следующем: преподаватели, педагоги достаточно ориентированы на достижение предметных и метапредметных умений и действий школьников и студентов, не рассматривая их как единые составляющие качественно нового образовательного результата — функциональной грамотности обучающегося, совместно не проектируя образовательных процесс на достижение данной качественной характеристики, не выстраивая соответствующего комплекса условий для этого.

В анкетировании приняли участие 68 учителей и преподавателей из 8 регионов и 15 университетов Российской Федерации.

На вопрос, когда школьник достигает уровня функциональной грамотности, 48% респондентов ответили, что в школе он не достигает этого уровня. 24% ответили, что на уровне окончания основной школы, 12 % соответственно — на уровне окончания старшей школы. Достижение уровня функциональной грамотности на уровне окончания начальной школы отметили 6%.

Ответы на данный вопрос указывают на понимание способов формирования и развития функциональной грамотности в образовательном процессе школы.

Анализируя ответы респондентов, следует отметить тенденцию в них на перемены в образовательном процессе, что безусловно отражает благоприятные перспективы в подготовке студентов-педагогов и изменении ситуации в школе.

Анализируя состав опрашиваемых, отметим его зрелость профессиональную и перспективность, позитивный настрой на изменения в систем образования, которые приобрели перманентный характер в последнюю четверть века.

Школьникам 11-ого класса и студентам 3-ого курса было предложено оценить учебное содержание, методы обучения и образовательную среду с позиции обеспечения условий развития функциональной грамотности по шкале от 1 до 3 (рис. 6-8).

Проведенные исследования охватили школьную и университетскую среду, отвечающую за развитие школьников и подготовку педагогов для работы с ними. Это позволило выявить комплекс условий, необходимых для развития функциональной грамотности у обучающейся молодежи, найти общее и отличное в работе со старшеклассниками и студентами, учителями и преподавателями.

Анализ анкетных данных свидетельствует о противоречивости представлений преподавателей педагогических вузов о сущности и способах формирования функциональной грамотности у студентов и школьников.

Респонденты в большинстве своем отмечают недостаточность условий для формирования функциональной грамотности на всех уровнях общего образования включая учителей, старшеклассников, преподавателей, студентов. Результаты показали, что учителя и преподаватели понимают, что наиболее эффективными будут педагогические и социально-ориентированные практики для формирования функциональной грамотности школьников и студентов. К сожалению, педагоги не придали важности работу над развитием индивидуальности обучающихся, хотя именно она обеспечивает успешность социализации в современном обществе.

Результаты анализа анкетирования школьников 11-ого класса и студентов 3-ого курса подтвердили идею о том, что функциональная грамотность формируется только в личностно значимой деятельности человека, которая может иметь как целенаправленный, так и стихийный характер, но всегда имеет личностные мотивы. На что указывают низкие оценки методов обучения (по 1 баллу) и образовательной среды (особенно студентов). В отношении учебного содержания оценки разделились у школьников и студентов. Для первых оно оказалось более значимым и актуальным в процессе развития функциональной грамотности, для вторых – менее важным. Можно предположить, что в этом случае студенты осознают потребность в практико-ориентированных, компетентностных текстах учебной литературы, которых недостаточно. Выпускники школы еще это не осознают.

Вместе с тем, результаты исследования указывают на необходимость перемен в общем и высшем педагогическом образовании. Очевидно, что для развития функциональной грамотности актуальны современные подходы и соответствующие им интерактивные методы, слабо используемые в современном образовательном процессе, как в школе, так и в университете при подготовке педагогов. Оперативность, прочность и осознанность предметных знаний обеспечивают формирование функциональной грамотности обучающегося как целостной интегральной характеристики личности, ее способности иметь гражданскую позицию в определенной сфере деятельности и науки. В настоящее время функциональная грамотность представляет собой трамплин для успешной самореализации в обществе.

Отличительные признаки функциональной грамотности:

направленность на решение социальных и бытовых проблем;

ситуативная характеристика личности, обнаруживающая себя в конкретных социальных обстоятельствах;

связь с решением стандартных, стереотипных задач;

наличие определенного элементарного (базового) уровня навыков чтения и письма;

используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения;

имеет смысл, главным образом, в контексте проблемы поиска способов ускоренной ликвидации неграмотности.

В системе подготовки и повышения квалификации педагогов, преподавателей целесообразно соблюдать следующие условия:

комплексный подход к подготовке преподавателей, педагогов с учетом того, что они будут решать задачу развития функциональной грамотности у обучающихся;

владение предметным содержанием и современными методами и технологиями обучения;

применение педагогических технологий и техник в соответствии с целью;

организация самостоятельных исследований обучающихся;

учет индивидуальных потребностей, интересов и склонностей обучающегося;

реализация сотрудничества и преемственности в достижении единой цели – развития функциональной грамотности обучающихся;

организация работы команд педагогов с руководством своей организации, профессиональными ассоциациями и союзами;

оптимизация использования цифровых ресурсов в образовании, применение информационных систем для диагностики развития каждого учащегося;

проектирование, планирование и управление образовательной средой в сотрудничестве с другими учителями, преподавателями и партнерами;

рефлексия собственного опыта и его коррекции по необходимости.

Таким образом, функциональная грамотность – метапредметное, интегральное образование, которое формируется при изучении школьных дисциплин с опорой на личностные качества и имеет разнообразные формы проявления.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости комплексного подхода к изучению проблемы развития функциональной грамотности учителей и школьников, преподавателей и студентов педагогических вузов и соблюдении комплекса условий, выявленных нами.

Цель: Показать необходимость использовать на уроках задания по формированию функциональной грамотности учащихся, способствовать повышению педагогической практики учителя.

Задачи: изучение состояния проблемы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся в теории и практике обучения; определение теоретических основ формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся.

Ожидаемый результат: Участники смогут через решение заданий, понять необходимость использовать на своих уроках задания по формированию функциональной грамотности учащихся.

В жизни можно по - разному жить.

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить

Вовремя делать гадости.

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой теплое солнце достать

И подарить его людям.

Сейчас предлагаю заполнить оценочные листы по нашей теме. Прошу отметить то число, которое показывает, насколько Вы владеете знаниями по данной теме. Хочу заметить, что это только для вас!

Знаком (а) с основными понятиями темы

Осознаю проблему формирования функциональной грамотности

Связываю необходимость формирования функциональной грамотности с целями своего предмета.

Различаю разные уровни развития функциональной грамотности и уровни сложности заданий, направленных на ее формирование.

Владею приемами организации работы, направленной на формирование функциональной грамотности.

Если Вы 5 - 6 вопросов отметили число 3, это означает вашу подготовленность 70-80 %, что замечательно.

Если меньше, то не унывайте! Сегодня мы постараемся Вам помочь!

ученикам свиток Слайд 4, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение Слайд 5, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Слайд 6

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

с гордостью сказал первый ученик. Слайд 7

добавил второй. Слайд 8

подхватил третий. Слайд 9

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и

напоил учителя чаем. Слайд 10

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты

порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: Слайд 11

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. Слайд 12

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель. Слайд 13

- самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать.

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе?

Самый очевидный ответ — знаниям.

Для широкой публики функциональную грамотность объясняют это очень просто. Допустим, один человек знает 1000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А, владеющий лишь сотней слов, ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Вот с этими самыми компетенциями у школьников большие проблемы.

Слайд 15 Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".

(Участникам семинара предлагается распределиться на три группы, выбрав один из предложенных цветов, и на листах выполняют задания.)

Задание для 1 группы: Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества.

(2 мин, высказывают своё мнение)

Слайд 16- Любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность, творчество

Задание для 2 группы: Подберите слова - синонимы к слову "функционировать".

Слайд 17- Работать, действовать, внедрять, применять.

Задание для 3 группы: Дайте определение слову "грамотность".

Опираясь на наши результаты работы, попробуйте сформулировать понятие "функционально грамотная личность" (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач)

Актуальность: Слайд 19

В Указе Президента Российской Федерации

Слайд 21 Главная задача современной школы – подготовить обучающихся к цифровой (сетевой) экономике: сформировать личность гражданина России, развить способности, креативность каждого, готовность к деятельности в условиях сложности и неопределенности.

Слайд 22 навыки компетенции 21 века

– Направленность на решение бытовых проблем;

– Основа – базовый уровень навыков чтения и письма;

– Цель – возможность решения стандартных стереотипных задач;

– Применялось в основном ко взрослому населению, которое нуждалось в формировании элементарной грамотности

Слайд 24 Почему же функциональная грамотность стала актуальна в современной школе

Слайд 25 Показатели исследований российских школьников по программам

Слайд 26 Международная программа оценки качества обучения PISA, разработанная в 1997 году, каждые три года проводит масштабные тестирования по оценке грамотности 15-летних школьников мира в разных видах учебной деятельности. Показатели России в международном рейтинге стран из года в год остаются невысокими: 23-е, 26-е и 33-е места.

Слайд 27 Задания PISA оценивают возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач, проверяют не заученный материал, а владение метапредметными и межпредметными компетенциями.

Слайд 28Также PISA включает интерактивные задания, направленные на наблюдение за объектом, понимание как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие предметов. Задания для коллективного выполнения подразумевают совместное решение проблем, показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, умеет ли договариваться. Одним из наименее сформированных навыков отечественных школьников является командная компетентность, умение согласовать свои усилия в совместной деятельности, добиваться командного результата.

Надо отметить, что Федеральные государственные образовательные стандарты содержат аналогичные требования к выпускнику, развитию его личности, творческому началу для деятельности в условиях активно развивающейся информационной среды и умению решать нестандартные, постоянно меняющиеся задачи индивидуально и в группе.

В современный полипарадигмальный период развития науки и философии неопозитивизма особенно остро встают мировоззренческие проблемы, связанные с определением ценностных ориентиров, формированием патриотических установок при сохранении толерантного отношения к представителям разных культур. Эти проблемы напрямую связаны с осмыслением феномена фальсификации отечественной истории и противодействием попыткам такой фальсификации.

Слайд 29 С учетом всех этих вызовов времени, функциональная грамотность, как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, обретает особую актуальность.

Другими словами «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.

Ребенку важно обладать:

• готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

• возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;

• способностью строить социальные отношения;

Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета.

Слайд 30 Направлениями функциональной грамотности являются :

• Читательская грамотность

• Математическая грамотность

• Естественнонаучная грамотность

• Финансовая грамотность

Слайд 31 Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей. Ученик должен научиться находить, извлекать нужную информацию, интерпретировать и интегрировать ее, осмысливать и оценивать содержание текста, использовать полученную информацию.

Слайд 33 Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.

Слайд 34 Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере, а также личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т. д.

Слайд 35 Глобальные компетенции - это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия. Осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей. Вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Слайд 36

Слайд 37-44 Креативное мышление – умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Современная поздравительная открытка для мамы. Мастер-класс

Современная поздравительная открытка для мамы. Мастер-класс Вашему вниманию хочу предложить мастер-класс по изготовлению современной открытки для мамы. День матери-это прекрасный повод отдать дань.

Читайте также: