Народное музыкальное творчество ивановской области доклад

Обновлено: 30.06.2024

Ивановская народная хоровая капелла текстильщиков (Ивановский академический хор текстильщиков) — любительский хоровой коллектив, один из творческих коллективов г.Иваново, Лауреат Первого всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества трудящихся, Всесоюзных смотров художественной самодеятельности, международных конкурсов хоровых коллективов.

Содержание

Начало

Хор был образован в 1959 году выпускницей московской консерватории хормейстером Изабеллой Николаевной Ивановой вскоре после её приезда в г.Иваново.

Идею Изабеллы Николаевны создать хор поддержал Областной Совет профсоюзов (Облсовпроф), который предоставил помещение для репетиций на пл. Ленина.

Хор исполнял академические хоровые произведения, а в его составе пели рабочие и работницы, а также инженерно-технические работники заводов и фабрик г. Иваново, который в советское время называли Текстильным краем.

Популярность коллектива быстро росла, прежде всего благодаря высокому профессионализму, зажигательному темпераменту и отточенному мастерству руководителя, И. Н. Ивановой [1] [2] , которая к тому же обладала талантом пробудить в простых, и в большинстве своем не особенно искушенных в музыке, ивановцах искреннюю любовь к академическому музыкальному искусству.

Когда профессиональные музыканты слушали выступления коллектива, они не могли поверить, что перед ними поют люди, которые большую часть своей жизни проводят за ткацкими и прядильными станками.

Участники хора с удовольствием занимались на репетициях, и своими рассказами заинтересовывали своих коллег, друзей, знакомых. Очень скоро коллектив насчитывал сотню человек, и поступить в него уже можно было только пройдя довольной строгий конкурс.

В коллектив приходили люди, не знакомые с музыкальной грамотой и элементарной теорией. Необходимо было научить их петь по нотам, а для этого требовалась регулярная кропотливая работа на репетициях. Руководитель хора выдавала всем певцам хоровые партии и новички следили за партитурой во время исполнения, пробегаю глазами по нотам. Постепенно они постигали нотную грамоту и начинали воспринимать партии уже с учетом приобретенных знаний о нотах.

Репертуар

Репертуар хора был очень обширен и включал самые разные произведения: от народных песен до сцен и хоров из классических опер (М. Мусоргского, Н.Римского-Корсакова, А. Рубинштейна, Б.Сметаны, Ж. Бизе), а также песни русских и советских композиторов (А.Пахмутовой, А.Новикова, В.Мурадели, В.Шебалина, В.Калинникова), в том числе и ивановских авторов (С.Охомуша, В.Рогова, А.Шкалябина, А.Капралова, П.Коростынского и других). Со второй половины 80-х гг. в репертуаре появились произведения старинной церковной музыки XIII—XIX веков.

Со конца 50-х и до начала 90-х гг ни один праздничный концерт в г. Иваново не проходил без участия Хора текстильщиков. На крупных праздниках Хор участвовал в составе больших сводных хоров, где одновременно пели до 500 человек. Неоднократно проходили выступления с симфоническими оркестрами.

Хор объездил все районы Ивановской области, побывал на гастролях в Москве, Владимире, Ярославле, Горьком, Костроме.

За первые 20 лет своего существования хор дал более 800 концертов, выступал по Центральному радио и телевидению.

Руководитель



Душой и художественным руководителем хора была Изабелла Николаевна Иванова, вдохновенный и темпераментный музыкант, к тому времени уже опытный хормейстер. В 1954 г. И. Н. Иванова с отличием окончила Московскую Ордена Ленина государственную консерватории имени П. И. Чайковского по классу дирижирования профессора В. П. Мухина [3] . Работая в хоре она вскоре поняла, что мало знать свою специальность, при работе в самодеятельном коллективе все держится на взаимном уважении. Здесь нужен не только авторитет и талант руководителя, но, прежде всего, человечность, личное обаяние. Сочетание профессионального мастерства и человеческих качеств сделали Изабеллу Николаевну тем центром притяжения, вокруг которого деятельно и старательно работал большой коллектив [4] .

Народная капелла и зарубежные гастроли

В 1974 году в г. Иваново был построен Дворец культуры и техники текстильщиков [5] , который взял Хор на баланс и предоставил Хору свои помещения для репетиций, а Академический Хор текстильщиков был переименован в Народную хоровую капеллу Дворца текстильщиков (или коротко: хоровую капеллу текстильщиков).

В мае 1976 года капелла участвовала в фестивале рабочих хоров в Венгрии, посвящённом памяти Шандора Вандора, известного композитора и хормейстера, погибшего от рук фашистов. Гостями фестиваля были семь зарубежных коллективов: хоры из Чехословакии, Румынии, Югославии, ГДР, Польши,Болгарии. Советский Союз представляла Ивановская капелла [8] .

Это были годы расцвета творчества ивановской хоровой капеллы.

Окончание деятельности и последние выступления

В 1989г хор отметил свое 30-летие большим юбилейным концертом, собрав огромное количество публики [9] . Однако в начале 90-х гг текстильная промышленность г. Иваново пришла в упадок [10] [11] , большинство текстильных предприятий обанкротились [12] .

В этой ситуации Дворец текстильщиков больше не имел возможности поддерживать хор и деятельность коллектива прекратилась к величайшему сожалению его участников и многочисленных поклонников и почитателей.

29 апреля 1999 г. хор еще раз собрался в полном составе для выступления на праздничном концерте в честь 70-летнем юбилее своего основателя и бессменного руководителя Изабеллы Николаевны Ивановой.

Концерт проходил в переполненном Дворце культуры текстильщиков и выступление хора было встречено бурными и долго не прекращавшимися овациями ивановцев.



Последнее выступление участников хора состоялось 27 апреля 2007г в ивановском Доме культуры ВОС и было посвящено памяти И. Н. Ивановой (1929—2006) [13] .

Значение творчества

В течение всей своей тридцатилетней истории творчество коллектива оказывало большое культурно-просветительское и воспитательное влияние на жителей г. Иваново, ивановской и прилегающих областей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена для урока по курсу краеведение "Искусство родного края" в 5 классе, содержит материал о песенном творчестве Ивановского края, об истории шуйской гармошки.

Песенное народное творчество нашего края Шуйская гармонь

Песенное народное творчество нашего края Шуйская гармонь

Народная песня

  • Песня нужна людям, и в этом причина ее тысячелетнего существования. В народной песне отражается жизнь людей: их труд, мысли, настроения, чувства, умения и познания. Народная песня нужна людям как вид искусства, создающий красоту своеобразными выразительными средствами: музыкальными, динамическими, ритмичными и слышимыми. Этими средствами она служит человеку в жизни, помогая в труде и праздниках, в горе и радости.
  • Музыкальные образы народной песни всегда эмоциональны, заразительны, увлекательны. Это все вместе определяет особую поэтику народной песни, ее связь с природой и народным музыкально-поэтическим скла¬дом любого национального искусства.
  • Русское песенное творчество занимает большое место в современной культурном процессе страны. Русские народные песни со¬ставляют основу репертуара многих профессиональных музыкальных коллективов, занимают ведущее положение в творчестве люби¬тельских ансамблей и участников художественной самодеятельности. Являясь замечательным средством образной характеристики, русские песни входят в обширный репертуар оперно-балетных и музыкально-драматических театров.

Шуйская гармонь

Шуйская гармонная фабрика хранит традиции старинного промысла

Предыстория

  • Гармонь – это очень молодой инструмент. Первый аккордеон был создан в 1840-х годах в Австрии. Одновременно с аккордеоном появился баян, который изготовили тульские мастера.
  • Гармонное производство в Шуе зародилось из мелких частных мастерских. В начале прошлого века часть из них объединилась в артели, на базе которых в 1935 году была организована Шуйская гармонная фабрика. Уже в первый год на предприятии было выпущено 417 гармоней.
  • В годы Второй мировой войны гармонь была незаменимым помощником Красной Армии, она поднимала боевой дух бойцов. На фронт было отправлено около 11 тысяч инструментов. С 60-х годов двадцатого века на фабрике внедряли новые виды музыкальных инструментов. Продукция шуян принимала участие в международных выставках и ярмарках в Японии, Турции, Сирии, Югославии, Австрии, Швейцарии, Венгрии.

Найти свой голос

  • Фирменное отличие шуйских гармошек от всех прочих – это не только их внешний вид с изящными рисунками сеток, росписью лицевых поверхностей корпуса. Главное достоинство инструмента, по мнению ценителей – придуманный местными мастерами особый строй голосов, что делает звучание шуйских гармошек неповторимым и легко узнаваемым: оно гораздо мягче и мелодичнее, нежели у изделий "конкурентов". Именно эта "изюминка" на долгие годы обеспечила популярность продукции "Шуйской гармонной фабрики" среди знатоков в России и за рубежом.

На современном этапе

Искусство заказывали?

  • Ассортимент шуйской фабрики достаточно широкий. Кроме гармоней в Шуе выпускают баяны и аккордеоны. Таким образом, предприятие производит язычковые музыкальные инструменты всех основных видов и размеров — от детских инструментов с ограниченным диапазоном и звукорядом до баянов. Всего существует 37 наименований изделий.
  • Фабрика делает гармони и по индивидуальным заказам. Мастера могут изготовить гармонь любого диапазона, тональности и внешнего оформления. Иногда даже заказывают гармони под голос исполнителя (для этого инструмент специально настраивают).
  • Шуйская гармонь является достойным сувениром из Ивановской области, ведь на фабрике изготавливают и сувенирную продукцию. Такие гармошки украшены стразами, а русские сказочные сюжеты проиллюстрированы с помощью палехской росписи. Что говорить, если шуйскую гармонь до сих пор везут за границу в качестве сувенира?

Шуйская гармошка в деталях

  • При изготовлении гармони используются различные группы материалов: дерево, текстильные материалы, металл и пластмасса. Вначале для будущего инструмента делают комплектующие. Причем все необходимые детали для гармони – от металлических гвоздей до деревянных корпусов – производят на предприятии. В деревообрабатывающем цехе изготавливают деревянные заготовки, в цехе по изготовлению механики – металлические. Количество комплектующих для одной гармони – более тысячи штук.
  • Второй этап в создании музыкального инструмента – сборка. Это самый важный участок работы. В сборочный отдел поступают все комплектующие, а специалисты-сборщики собирают из них гармонь, настраивают и украшают поверхность корпуса.
  • Несмотря на то, что такой инструмент, как гармонь, в наше время не популярен, по мнению директора фабрики Игоря Нестерова, шуйская гармонь всегда была — и остается — брендом не только города Шуи, но и всей Ивановской области.

Руководитель – Владимир Иванович Морозов.

Дата основания – 1990 г.

  • Ансамбль насчитывает 16 человек, активно развивается, осваивая новые пласты народной музыкальной культуры, радует души и сердца многочисленных слушателей. Все участники - гармонисты выступают в концертах в русских национальных костюмах и используют музыкальные инструменты, выполненные местными мастерами-умельцами на Шуйской гармонной фабрике.
  • Ансамбль является постоянным участником Всероссийских, областных, городских фестивалей и конкурсов.
  • Участники ансамбля и слушатели в доступной форме приобщаются к народной музыкальной исполнительской культуре. Занятия по программе В.И. Морозова в школе и ансамбле дают прочную базу для поступления в музыкальные образовательные учреждения. Данная программа является средством сохранения и развития традиций народного музицирования на двухрядной гармонике-хромке на Шуйской земле и Ивановской области, достойна высокой оценки, дальнейшего продолжения и развития.

Народный ансамбль русской песни "Добрица"

Репертуар ансамбля составляют песни и танца не только Ивановской области, но и других регионов России

У.- Как вы думаете, можно ли, познакомившись с музыкой народа рассказать о его особенностях: образе мышления, отношению к природе, людям, духовности?

У.- С каких песен начинается знакомство ребёнка с музыкой своего народа?

Д.- С колыбельных. (слайд )

У.- Давайте вспомним с вами колыбельную-зыбку ивановской области.

Колыбельная (зыбка)- исполнение (сборник Ельчевой,стр 119)

У.-Перелистывая страницу нашего песенника мы знакомимся со следующим жанром народной музыки –это (слайд трудовые песни) . отвечайте хором,ребята!

У.- Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик -
И сердце дрогнуло во мне.

У.- Что делают бурлаки?

Д.- Тянут гружёную баржу по Волге.

Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой.

У.- В чьём исполнении прозвучала песня?

Д.- Мужского хора.

У.- Как вы думаете, зачем пели бурлацкие артели при такой невыносимой нагрузке?

Д.- Чтобы идти в ногу, чтобы отвлекаться от непосильного тяжёлого труда в мыслях…

Выберите к этой песне наиболее подходящие по смыслу пословицы:

Хорошо живется - хорошо и поется.

И за песней плачется.

Где песня поется, там счастливо живется.

Хорошая песня дух бодрит.

Затянул песню - допевай, хоть тресни.

Беседа дорогу коротает, а песня - работу.

Без запевалы и песня не поется.

Бедный песни поет, а богатый только слушает.

Какая думка, такая и песня.

Не всяк весел, кто поёт.

Д.- И за песней плачется. Беседа дорогу коротает, а песня - работу. Бедный песни поет, а богатый только слушает. Какая думка, такая и песня. Не всяк весел, кто поёт.

У.- Листая страницы нашего иллюстрированного сборника знакомимся со следующими героями ивановских песен (Слайд Степан Разин 1,2)

-Кто это по вашему мнению?

Д.- Богатые купцы…казаки…

У.- Вспомните прозвучавшую на уроке поговорку «Нечем платить долгу — ступай на Волгу: либо в бурлаки, либо в……….

Д.- В песне поётся о том, что Степан утопил княжну, побоявшись насмешек со стороны дружины.

У.- В Ивановской области записана песня и о разбойнике Чуркине

У.- В 1914 году С.Есенин написал стихотворение, в котором есть такие строки:

«По селу тропинкой кривенькой

В летний вечер голубой

Рекрута ходили с ливенкой

У.- Кто такие рекруты?

У.- Рекрутами назывались наёмные солдаты, главным образом из крестьян. Сколько служили рекруты в царской армии?

У.-В Петровскую эпоху солдаты несли службу пожизненно,затем срок менялся: 25 лет,15, с перерывом на отпуск дома. Если служившие и возвращались домой,то больными,искалеченными и нетрудоспособными.

У.-(Слайд с Наполеоном ) Кто изображён на слайде?

Д.- Французский генерал, император Наполеон.

У.- В войнах участвовали и побеждали простые крестьянские парни. В рекруты могли отдать и неугодных помещикам людей, имеющих семьи и малолетних детей. Отобранных в рекруты жалели,освобождали последний год от всех работ.

«По селу тропинкой кривенькой

Ободравшись о пеньки

Рекрута играли в ливенку

«Сыпь, тальянка, звонко,

Сыпь, тальянка, смело,

Вспомнить что-ли юность,

У.-Как вы думаете, что такое ливенка, тальянка, о которых говорит Есенин?

Саратовская-……….Саратов (разновидность гармони с колокольчиками)

У.- Гармони бывают однорядные (с одним рядом кнопок), в отличии от фортепиано, при нажатии на 1 клавишу звучит несколько нот; двухрядные-2 ряда кнопок и трёхрядные.

У.- Какое событие произошло в июне 1941 года?

Д.-Началась Великая Отечественная война.

У.-Да. И уже в конце лета 1941 года, согласно распоряжению Наркомата (высшее военное ведомство СССР) на фронт было отправлено 12000 гармоней, а осенью более 60 000. Зачем это было сделано, зачем солдату гармонь на войне?

Д.-Поднимать боевой дух,отвлекаться от трагических событий.

Только взял боец трёхрядку,

Для начала,для порядку,

Кинул пальцы сверху-вниз.

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой.

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

У.- Вот мы и перелистнули последнюю страницу сборника. За урок мы побывали в разных эпохах. Составьте, пожалуйста, из слогов правильное название жанров русских народных песен, что мы слушали.

Сборник песен Ивановской области


Народные песни Ивановской области
запись, составление, предисловие и примечания И.Ельчевой
Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1968г.
номер с8138к

От собирателя

Сборник – результат двух песенно-фольклорных экспедиций, организованных Ленинградским отделением Союза композиторов РСФСР в январе и июне 1965 года
Песни записаны в селе Палех, в районах Палехском, Ивановском, Тейковском, Гаврилово-Посадском, Южском.
Собранный песенный материал, из которого в настоящий сборник вошло 150 песен различных жанров, в своем подавляющем большинстве представляет наряду с неизвестными песнями новые варианты ранее опубликованных песен. Это -явилось следствием того, что село Палех и указанные районы Ивановской области обследуются впервые.
Запись производилась как в помещении (домашняя обстановка, радиоузел), так и в полевых условиях — непосредственно на улице, во время перерыва между полевыми работами. Материал расположен в следующем порядке: хороводные и плясовые, свадебные, календарно-обрядовые, колыбельные, лирические, современные песни, частушки.

В Палехе невольно сопоставляешь обилие изобразительных вариации в творчестве художников и огромное разнообразие вариантов в народных песнях. Неистощима фантазия творцов художественных росписей и песенного искусства! Единение с народом, жизнь едиными думами, устремлениями роднят художников и певцов. Единение с народом порождает яркие и жизненные образы. Каждый своими средствами стремится в одном случае к изображению экспрессивных, напряженных композиций, в другом — к разнообразию напевов, относящихся к одному сюжету. Это как бы разговор на своем языке — живой, естественный.
Современные песни, рождающиеся на основе лучших традиции, могут считаться заявкой на то начало, которое возникло в 1924 году в среде художников. когда творческие силы народа, раскрепощенные Октябрьской революцией, пошли по пути художественного воспроизведения реалистических образов и образов современности.

  • Хороводные и плясовые
  • Свадебные
  • Колыбельные
  • Лирические
  • Современные
  • Частушки

Читайте также: