Доклад патриотическое воспитание на уроках математики

Обновлено: 20.05.2024

Патриотический долг учащихся в период обучения в школе – учиться на “хорошо” и “отлично”, закаляться физически, воспитывать в себе моральные и волевые качества гражданина России. От защитника Родины требуются глубокие знания точных наук: физики, математики, электроники, кибернетики.

Я хочу остановиться на некоторых моментах, дающих возможность использовать процесс обучения математике в военно-патриотическом воспитании учащихся.

Здесь же можно рассказать о таблицах для определения местонахождения судна по радиопеленгам, подготовленным коллективом математиков под руководством академика С.Н.Бернштейна, и о Большом астрономическом ежегоднике на 1943, 1944, 1945 годы, созданном учеными Ленинграда в суровых условиях блокады и имевшем очень важное значение для авиации, флота и артиллерии.

В последнее время большое внимание уделяют изучению учащимися элементов теории вероятностей. В связи с этим можно и нужно рассказать учащимся о том, что работы академика А.Н. Колмогорова и его учеников в области теории вероятностей использовались во время войны для нахождения самолетов и подводных лодок противника. Исследования А.Н. Колмогорова в области теории стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии.

Также рассказываю учащимся о роли ученых-математиков М.В.Остроградского и П.Л.Чебышева в развитии военной техники. Большую работу проводят наши ученые-математики в разработке теории вычислительных машин, имеющей широкое применение в военной и космической технике.

Таких примеров о деятельности ученых-математиков, научные исследования которых связаны с обороной страны, можно привести очень много.

Многие математики, защищая Родину, погибли. Память о них должна быть вечной. Те, кто остался в живых, и после войны занимался обучением и воспитанием молодежи. Например, по учебнику “Алгебра”, автором которого является участник войны А.Н. Барсуков (1891 -1958), обучалось не одно поколение учащихся с 1956 по 1973 г.

Мы, учителя математики, можем оказать немалую услугу будущим воинам, рассказав им о применении математики на военной службе. Ученики должны знать, что твердое знание предмета необходимо для овладения основами военной техники, военного искусства, многими профессиями, нужными в армии.

Действенным средством военно-патриотического воспитания в процессе преподавания математики является решение соответствующих задач.

Вопросы, связанные с оборонной тематикой, могут найти свое отражение во всех классах средней школы. Так, в 5-м классе при изучении таких тем, как “Отрезок”, “Длина отрезка”, “Угол”, “Измерение углов”, “Построение треугольников”, “Масштаб”, можно привести много примеров, показывающих применение этих понятий в жизни. Полезно отметить, что хорошее знание, как этих, так и других вопросов программы и умение применять их на практике, необходимы при проведении военизированной игры “Зарница”; без них нельзя обойтись на службе в рядах Российской Армии, так как навыки ориентирования на местности, определения расстояния до объектов на глаз и по карте необходимы не только командиру, но и каждому рядовому воину.

Решение задач на военную тематику способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.

Перед праздником Победы я стараюсь настроить ребят на героический лад, и даже обычные тренировочные задания связать с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину.

Задача. В таблице указаны соотношения сил сторон к началу контрнаступления Красной Армии под Москвой.

Сопоставьте численность войск и вооружения СССР и Германии под Москвой.

413 218 474 567
569 374 630 979
195 о 256 349
221 26 282 375

Задача. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.

Задача. Выполняя устный счет, по соответствующим буквам получается выражение “Хлеб – всему голова”. Рассказываю учащимся, что хлеб – главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. В ломте хлеба – нелегкий труд тружеников села. Нельзя не назвать и конструкторов, машиностроителей, которые создают технику для села. Это бессонные ночи железнодорожников, мукомолов, хлебопеков. Да разве перечислишь всех, чьими руками собрано это чудо – хлеб?

Хлеб – мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебом-солью встречают гостей. Мы должны ценить хлеб, бережно относиться к нему.

Задачи. В д. Белое Озеро 110 семей. В среднем каждая семья расходует две килограммовые буханки хлеба. Сколько муки необходимо, чтобы выпечь хлеб для всей деревни на одни сутки? на один месяц? на один год? Учесть, что припек составляет 0,3 веса взятой муки.

При помоле ржи на каждые две части муки получается одна часть отходов. Сколько смололи ржи, если муки получилось на 35 ц больше, чем отходов.

Итоги работы комбайнеров колхоза “Заря” в 2000 году:

Аввин О.В – 6000ц
Салмин В.В. – 5600 ц
Веков В.А. — 5700 ц
Кириллов В.С. – 5850 ц
Корнилов Г.В. – 3000 ц
Максимов Н.В. – 2400 ц

  1. Сколько зерна намолотили в 2000 году комбайнеры колхоза “Заря”?
  2. Сколько муки можно получить из намолоченного в нашем колхозе зерна, если при размоле пшеницы получается 80% муки.
  3. При выпечке хлеба получается 30 % припека. Сколько хлеба получится из собранной пшеницы?
  4. Ржаной хлеб содержит 3/250 жиров, 13/25 белков и 9/20 углеводов. Сколько белков, жиров и углеводов содержится в 5 кг хлеба?
  5. Масса муки, затраченной на выпечку хлеба, составляет 75% от общей массы выпеченного хлеба. Сколько килограммов хлеба можно получить из 6 кг, 18 кг, 324 кг, 3 т муки?

Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Вы изучаете много произведений, где говорится, как голодали люди во время засухи, во время войны. Хлеб войны. Каким он был? Об этом говорится в стихотворении Владимира Гордейчева “Хлеб войны”.

Хлеб войны.

Не было муки.
Она была
более легендою, чем былью,
с лебедою смешанною пылью,
черная – и все-таки бела.
Чем еще ей было нас кормить,
матери, спасавшей нас от смерти?
Это было творчеством, поверьте,
тесто из муки такой творить.
Дня не знала. Ночи не спала.
А уж сколько свеклы перетерла…
Все переборола. Не дала,
чтобы смерть схватила нас за горло.
Завывает вьюга за стеной,
белые сугробы наметая.
Вот она сидит передо мной,
женщина воистину святая.
Ей бы можно плакать от обид,
вспомнив все, что вынесла когда-то,
а она о свекле говорит
и спроста краснеет виновато.

Демонстрируется рисунок, где буханка хлеба разрезана на 8 частей. Одна часть лежит отдельно.

  1. Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).
  2. Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть буханки).
  3. Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66г).
  4. Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов? (В 1/16 части буханки хлеба больше, чем в 1/24 части примерно на 21 г).

Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни.

Но Ленинград не сдавался. Героизм защитников города хорошо передан в стихах Юрия Воронова, пережившего все ужасы блокады.

Из писем на Большую землю.

Наш город в снег до пояса закопан.
Но если с крыш на город посмотреть,
То улицы похожи на окопы,
В которых побывать успела
Смерть…
Но в то, что умер город наш, -
Не верьте!
Нас не согнут отчаянье и страх.
Мы знаем от людей, сраженных смертью,
Что означает:
“Смертью смерть поправ”.
Мы знаем:
Клятвы говорит не просто.
Но если в Ленинград ворвется враг,
Мы разорвем последнюю из простынь
Лишь на бинты, но не на белый флаг!

Перед наступлением на Ленинград Гитлер заявил: “Ленинград сам поднимет руки: он неминуемо падет, раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью”. Но это пророчество Гитлера не сбылось. В Ленинграде продолжали работать хлебозаводы, пекари продолжали печь хлеб.

Из чего же состоял блокадный хлеб?

С начала 1941 г. хлеб выпекался из смеси (200-граммовый кусок блокадного хлеба):

Пищевая целлюлоза – 20%
Ячменная мука – 4%
Жмых -4%
Отруби – 4%
Овсяная мука – 4%
Соевая мука – 4%
Солодовая мука – 14%
Горох – 15%
Картофель – 15%
Вода – 16%

Поставьте разумные вопросы и ответьте на них.

125-граммовый кусок хлеба:

Пищевая целлюлоза – 10%
Хлопковый жмых – 10%
Обойная пыль – 10%
Вытряски из мешков – 2%
Кукурузная мука – 3%
Ржаная мука – 73%.

Были и другие примеси и добавки, снижавшие питательность хлеба. За все месяцы блокады было выработано при выпечке хлеба около 16 тысяч тонн пищевой целлюлозы. Хлеб с целлюлозой был пышным, а на вкус как полынь.

Задача. Вычислите, сколько граммов составляет каждый компонент хлеба?

Рассказ “Кусочек хлеба” из книги Воскобойникова “Девятьсот дней мужества”.

Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей 3 года. Обессиленные от голода, в пустой промерзшей квартире они ждут прихода мамы. Ее слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимовна торопливо делит принесенные ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб – на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось…умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше: 1/16 часть буханки вместо 1/24 (60,5 г вместо 41,66 г. Это больше примерно на 20 г на каждого.) Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного. Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосик, поступив в ПТУ № 13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.

Да, было очень трудно, очень страшно. О том, что чувствовали и переживали дети, расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой. “Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января. В 3 часа дня 1942 г. Лека умер 17 марта, в 6 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942 г. Мама – 13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942 г…. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”. Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая ненамного пережила своих близких.

Супруги Перельманы тоже отказались эвакуироваться из Ленинграда. Жена Перельмана, Анна Давидовна, врач, стала работать в госпитале. Яков Исидорович вел активную пропагандистскую работу в частях фронта и флота в качестве лектора-инструктора по подготовке войсковых разведчиков. Его организм не выдержал лишений блокады, и 16 марта 1942 г. Якова Исидоровича не стало – он скончался от голода. Так ушел из жизни выдающийся популяризатор науки, который не совершил никаких научных открытий, не имел ученых званий и степеней, но совершил настоящий переворот в научно-популярной литературе. Он был безгранично предан науке, которую любил до самозабвения.

В послевоенное время в нашей стране шло восстановление народного хозяйства. Советский народ залечивал раны войны, и люди обеспечивались продовольствием по карточкам, введенным еще в военное время. Служащим выдавалась хлебная карточка в 300 г, а рабочие получали в сутки 500 г хлеба. Долго и трудно шли к хлебному изобилию. Трудами миллионов людей пришел в наш дом хлебный достаток.

Конечно, это теперь история. Но напрашивается вопрос: нужно ли вспоминать эти далекие годы? Нужно и необходимо! На просторах России, восставшей из пепла и залечившей тяжкие раны войны, выросло и возмужало поколение людей, которое не знает, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, и которым неведомо сегодня чувство голода. Но мы должны знать и помнить об этом. И для того, чтобы оценить подвиг предшественников, и для того, чтобы дорожить достигнутым. Знание истории, путей преодоления народом трудностей закаляет молодежь нравственно, учит умело хранить хлеб, ценить труд мастеров – пекарей, не бросать хлеб и не пренебрегать им в сытости.

Профессия хлебороба – не ремесло. Это искусство, которому суждены бессмертие и вечность. Говорят, у кого рука в земле, у того совесть чиста: у кого колос, у того и голос.

Не хлебом единым жив человек. Но ведь и не одним искусством, не одной наукой. И высочайшие полеты человеческой мысли, и величайшие произведения живописи, музыки, все благородное на земле создано благодаря энергии, которую дает человеку труд хлебороба. Чтобы мыслить, надо жить, чтобы жить, надо есть. А чтобы есть, надо посеять, сжать, смолотить, испечь, сварить.

Земля не любит лентяев и бездельников, ей нужны верные и преданные, трудолюбивые и терпеливые умельцы, мастера самого высокого класса. Земледелец так должен научиться трудиться, чтобы он мог выделывать землю, как гравер медную пластинку, с высочайшей точностью, тонкостью и мастерством.

Выше облака пролетай,
Выше неба себя прославь.
Но запомни одно и знай:
Выше хлеба себя не ставь.

(В.Сухомлинский. Письмо к сыну).

Мы иногда забываем говорить ученикам о последствиях войны. Понять, какие колоссальные расходы были связаны с войной 1941-1945 гг. помогает, например, такая задача:

Общий ущерб, нанесенный народному хозяйству СССР второй мировой войной, составляет 2569 млрд.р. Сколько школ можно было бы построить на средства, потерянные нами в годы Великой Отечественной войны, если считать, что стоимость строительства новой четырехэтажной школы составляет 8 млн.600 тыс. руб. (в ценах, действовавших до 1 января 1961 г).

Задача. Агрессия Израиля 1973 г. против арабских стран обошлась стране в 7 млрд. долларов. Это чудовищная сумма, поскольку ее бюджет составляет менее 5 млрд. долларов. Определите, на сколько процентов военные расходы Израиля превысили бюджет страны.

После решения таких задач можно провести небольшую беседу, объяснив, что милитаризм и гонка вооружений ведут к росту военных расходов и усилению международной напряженности.

При подготовке к игре “Зарница” можно предложить задачи следующего характера: “Отряд разведчиков, выйдя из некоторого пункта А, прошел 250 м по азимуту 102 градуса, потом 350 м по азимуту 183 градуса, затем еще 350 м по азимуту 325 градусов. По какому азимуту и сколько метров необходимо пройти отряду разведчиков, чтобы вернуться в пункт А? Сделать план в масштабе 1:2000”.

Задача. “Когда фашисты посягнули на нашу землю”.

В то время в городах, близких к фронту, приходилось делать светомаскировку. Как-то в одной из квартир, когда пришла пора затемнять окна, не нашли шторы для квадратного окна размером 120*120 см 2 . Под рукой ничего не оказалось, кроме прямоугольного листа фанеры, площадь которого равнялась площади окна, но размеры были не те: 90*160 см 2 . Сначала все растерялись, но прошло немного времени и школьник Вася, вооружившись линейкой, начал быстро расчерчивать прямоугольный лист фанеры. Он разрезал лист всего лишь на 2 части, из которых составил квадратный щит нужного размера для затемнения окна.


  • тематические вечера;
  • выпуск стенгазет, посвященных великим ученым-математикам, к установленным в стране праздникам военных профессий (День Защитников Отечества, День танкиста, День Воздушного флота и другие);
  • встречи с представителями этих профессий.

Такой подход поможет учащимся ознакомиться со многими военными профессиями и будет служить профориентационным целям.

В наши дни наблюдается потеря интереса к сознательному участию в социальных процессах. Это результат ослабления патриотического воспитания.

Математика… Решение задач. На первый взгляд, с краеведением нет ничего общего, но только на первый! Но в краеведении очень много чисел: даты, единицы измерения длины, массы, площади и т.д., а числа - это уже прерогатива математики. Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.

Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий помогут задачи.

В 2013 году Кемеровская область отмечает свое 70-летие. Поэтому цикл уроков я посвящаю этому событию. Первые уроки из этого цикла посвящаются Мариинску- городу – музею под открытым небом.

ВложениеРазмер
патриотическое воспитание на уроках математики 607.35 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание в процессе обучения математике

Одним из ведущих направлений формирования патриотического сознания детей является краеведение.

Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. Краеведение - это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного края. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный.

Математика… Решение задач. На первый взгляд, с краеведением нет ничего общего, но только на первый! Но в краеведении очень много чисел: даты, единицы измерения длины, массы, площади и т.д., а числа - это уже прерогатива математики. Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.

Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Воспитание в процессе обучения – это только часть целостной воспитательной системы школы. На уроке в какой-то мере воспитание осуществляется посредством четырех факторов:

1) через содержание образования;

2) через методы и формы обучения;

3) через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;

4) через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).

Каждому человеку важно знать, какими были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков. Прошлое народа, страны, человечества изучает наука история. Однако познакомить учащихся с некоторыми страницами, фрагментами, эпизодами из отечественной истории можно и на уроках математики, и они приоткроют бездонный колодец времени, познакомят с деяниями известных и безвестных людей, собиравших, обустраивавших и защищавших свою землю. Поведают о том бесценном наследии, которое былые поколения оставили нам, их потомкам.

Этой же особенностью математической науки в значительной мере объясняется и специфика задач, встающих перед учителем математики, который хочет использовать преподавание своей науки в воспитательных целях. Ясно, что и здесь стоящая перед ним задача труднее, чем в случае большинства других наук.

При обучении математики основными направлениями , способствующими патриотическому воспитанию обучающихся, являются:

  1. использование историко-математического материала;
  2. проведение нестандартных уроков;
  3. решение математических задач: прикладного характера и идейной направленности;
  4. внеклассная работа.

При организации краеведческой работы с детьми использую разные формы и методы работы. Работа с учениками проводится по двум направлениям:

Учебное. Это организация и проведение уроков математики с использованием краеведческого материала. Внеурочное: выпуск газет, брошюр с краеведческой направленностью. Часто даю детям задание составить задачи с использованием местного материала. Каждому учителю известно, что обучение должно быть эмоциональным и возбуждать положительные эмоции. Как показывает практика, на уроке создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести 2-3-минутную увлекательную беседу (там, где это диктуется программой) о значении математики в жизни. Можно, например, рассказать о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В этот период их научные исследования были направлены на решение проблемы обороны страны.

Решение сюжетных задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности с величием собственных предков.

Решение на уроках математики задач, содержащих информацию о городе,селе повышает интерес к предмету. Когда умение решать задачу сплетается с историей, задача становиться более значимой и может стать по-настоящему интересной каждому ученику.

Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий помогут задачи.

В 2013 году Кемеровская область отмечает свое 70-летие. Поэтому цикл уроков я посвящаю этому событию. Первые уроки из этого цикла посвящаются Мариинску- городу – музею под открытым небом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Патриотическое воспитание – одна из главных задач образования. Ей уделяется внимание на всех уровнях обучения: дошкольное, школьное, профессиональное.

На каждом уроке учитель должен не только обучить своему предмету, но и воспитывать у своих обучающихся позицию гражданина и патриота своей Родины. И чтобы это сделать эффективно, нужно достучаться до каждого, получить обратную связь.

Достучаться до каждого сердца

Тех, кого ты решился учить,

И откроется тайная дверца

К душам тех, кого смог полюбить!

Чтобы осуществить это эффективно необходимо постоянно искать, пробовать, экспериментировать, анализировать и снова искать.

В ходе изучения и применения различных источников, я выделила для себя следующие направления использования патриотического воспитания на уроках математики:

· решение и составление текстовых задач с патриотическим содержанием;

· выход на военно-прикладные вопросы при вычислениях;

· военно-исторические справки в ходе уроков;

· занятия исследовательского характера.

Для реализации методического компонента патриотического воспитания в процессе обучения математике необходимо постоянно помнить, что в качестве обучающихся выступают граждане нашей страны, а значит, для иллюстрации учебного материала примеры следует подбирать таким образом, чтобы они касались военной жизнедеятельности .

Пример 1: При штурме крепости Измаил численность русских войск составляла 31 000 человек, численность гарнизона крепости – 35000 человек. Потери составили 7000 со стороны русских войск и 35000 со стороны турецких. Проанализируйте соотношение сил перед штурмом и после штурма крепости.

Но н аиболее эффективным средством, способствующим активизации учебно-познавательной деятельности суворовца, является решение задач прикладной направленности .

Решение задач – один из наиболее важных участков работы в системе изучения математики. Задачи могут быть использованы на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, при закреплении, применении знаний, в процессе контроля усвоения знаний, а также формируют условия для переноса знаний в область практики. Необходимо знакомить обучающихся с задачами с помощью жизненных ситуаций, в которых само задание имеет реальный смысл. Решение таких задач активизирует мышление обучающихся, так как каждая из величин становится для них вполне реальной, они полнее осмысливают математические понятия и убеждаются в том, что приобретаемые ими знания можно применять для решения практических задач.

Учитывая интерес мальчишек к военной технике, целесообразно решать задачи с военнотехническим содержанием. Под задачей с военно­техническим содержанием будем понимать задачу, сформулированную в области военной техники, истории военной техники, решение которой требует использования математического аппарата. Задачи с военно­техническим содержанием помогают получить первоначальные сведения о военной технике, представить важность и необходимость знания математики и ее законов.

Пример 2: Первый истребитель Ла-5 С.А.Лавочкина произвели в количестве 10000 штук. Ла-7 в количестве 5905 штук. Определите, могло ли при выпуске данных истребителей на заводе работать одновременно 5 выпускающих линий? 10 выпускающих линий? 2 линии? Ответ обоснуйте.

Так же хорошо себя зарекомендовали каточки устного счета с исторической справкой, например, задания на действия с десятичными дробями привязались к факту первого применения десанта в военных учениях.

В целях подготовки к ВПР и в дальнейшем к ОГЭ по математике, используются практические задачи с текстом, приближенным к заданиям ВПР и ОГЭ. Например, задачи на движение, нахождение площади и периметра, задачи практической направленности (задания №1-5 ОГЭ по математике).

Для активации интереса обучающихся к математике использую также игры, ребусы, загадки с военными понятиями.

Подобные задания с военной составляющей обогащают кругозор обучающихся. Они с большим интересом занимаются вопросами военного дела, особенно, если предлагаемые для решения задачи ставить в виде жизненного задания. Благодаря этому обучающиеся принимают активное участие в творческой работе на уроках математики и внеурочной деятельности.

Именно практические задания с патриотическим содержанием являются одним из залогов успешного усвоения лбучающимися математики. Но нужно помнить:

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе описываю методы воститания в учащихся патриотических чувств. Это, естественно, лишь малая часть того, что можно сделать в воспитании данных чувств, однако, если данный материал окажется вам полезен, дорогие коллеги, буду очень рада.

Подготовила учитель математики

Авраменко Мария Владимировна

Как известно, математикам свойственно всюду применять формулы, даже устремляясь к совершенствованию нравственности, культуры, развитию наилучших человеческих качеств.

В размышлениях над темой доклада родилась следующая, на мой взгляд, не требующая доказательств формула:

Чувство гордости за свою страну, чувство глубокого уважения к

село, школу, классный коллектив, Х своей стране, селу, школе, =

национальную культуру классному коллективу,

= патриотизм.

Полученной формулой я и руководствуюсь при воспитании в своих учениках патриотических чувств как на уроках математики, так и на классных часах и внеклассных мероприятиях.

Приведу некоторые приемы, методы и виды работы, которые я использовала для привития качеств, являющихся множителями в формуле, предложенной выше.

Неотъемлемой частью воспитания патриотических чувств у учащихся является воспитание чувства глубокого уважения к Родине, народам, ее населяющим, известным деятелям страны, подвигам солдат и простых тружеников, защищавших Родину во времена войн. Данные темы мы с ребятами рассматриваем, обсуждаем, анализируем на классных часах. Были проведены классные часы по следующим темам:

Классный час, приуроченный Дню памяти воинов, павших в Крымской войне 1853-1856г.

Помимо классных часов, участвуем с ребятами в конкурсах плакатов, стенгазет. Например, в конкурсе плакатов посвященных воссоединению Крыма и России ученики приняли активное участие, предоставив совместную работу класса.

Планирую также по возможности организовывать для учащихся различные экскурсии, поездки в музеи, панорамы для ознакомления детей с историей нашего края, подвигами самоотверженных Героев с целью воспитания в учащихся патриотических чувств.


Патриотизм — этолюбовьк отечеству,преданностьему (отгреческогосоотечественник,родина,отечество). Патриотизм всегда играл важную роль в воспитательно-образовательном процессе, направленном на формирование личности. Так, с самого начала своего существования, государство уделяло значительное внимание патриотическому воспитанию молодежи, видя в подрастающем поколении опору и успешность страны.

Если государство теряет патриотическую идею, традиционные ценности, то его ждут масштабные разрушения практически во всех сферах общества. Особенно это будет заметно в духовной сфере. Рост количества молодежи с отклоняющимся поведением, снижением роли агентов социализации, таких как семья и система образования, переориентация ценностей молодежи на собственное эго приведёт к потери смысла и идеи собственного существования. К потери государственности также может привести подмена патриотизма национализмом.

Патриотизм тесно связан с психикой человека, составляющий особое отношение к ландшафту, звукам природы, смене времен года, восприятием первого места жилища, обычаев, традиций, песен, разговоров местного населения. Данные явления закладываются психикой человека на подсознательном уровне, формируя у индивида патриотизм к своей стране. Исходя из этого, патриотизм — это присутствие среди основных положительных эмоций каждого человека уважения места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, выраженного в любви и заботе о данном территориальном формировании, почитании местных традиций, верности к данной территориальной области. Патриотизм начинается с любви индивида к уважению своих предков.

На правом берегу реки Ворсклы раскинулось село Хотмыжск, красота которого воспета поэтами и описана художниками. Величественный храм, стоящий на холме, возвышается над лесом, извилистой речкой Ворсклой, лугами, венчая Хотмыжское поселение.

Поэтические мотивы и четкие расчёты. Краеведение и математика, на первый взгляд, не имеют ничего общего. Но, как показывает опыт, воспитание патриотизма, любви к Родине начинается с осознания ребёнком своей причастности к истории своего села, родного края. Математика позволяет доступно изложить числовой материал краеведения. В результате у учащихся формируется целостное восприятие окружающего мира. Нужно отметить, что обучающиеся всех классов с большим интересом решают текстовые задачи, в которых говорится об их родном крае.

Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор. Дети чувствуют себя наследниками предыдущих поколений, потомками храбрых воинов, столетиями защищавших родную землю, и великих тружеников, возрождавших свой край из руин.

Однако в учебниках краеведческий аспект практически не представлен. Поэтому перед учителем встает задача поиска и отбора материала по краеведению, привязка данного материала к учебной программе. На уроках математики краеведческий материал может быть использован в качестве фона, исходного материала для решения образовательных и развивающих задач курсов. Местный материал можно использовать для составления математических задач, при решении примеров и т. д.

Требования к формулировке задач, составленных на краеведческом материале:

  1. Задача должна быть интересной, понятной и корректной как с исторической, так и с математической точки зрения.
  2. Условие задачи должно отражать историческую, краеведческую направленность, носить познавательный, воспитательный характер, побуждать учащихся к исследовательской деятельности.
  3. Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике.

Работа по составлению задач упрощается, если в исследовательскую деятельность по поиску материала включены сами обучающиеся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.

Рассмотрим примеры задач, составленных на основе исторических данных о селе Хотмыжск Борисовского района Белгородской области.

Храм был восстановлен в 1995 году. Сколько лет в ХХ веке был закрыт храм?

Использование краеведческого материала на уроках математики формирует у учащихся социальную ответственность, уважение к старшим, к национальным традициям. Для более разностороннего представления о родном крае, ребятам можно предложить задачи о его географическом положении, климате, сельском хозяйстве, флоре и фауне. Факты, изложенные в задачах, должны удивлять детей, вызывая у них чувство гордости за свой родной край. Однако не следует забывать об исторической правде изложенных в задачах или примерах фактах.

В наше время всё меньше ребят знают, в честь какой исторической личности, или какого исторического события была названа та или иная улица. Исследовательская работа, проводимая в данном направлении, поможет ребятам не только узнать об исторических событиях прошлого (улица Пушкарная, улица Стрелецкая были названы в честь пушкарей и стрельцов, основавших Хотмыжское поселение), но и испытать чувство гордости за своих земляков (две улицы села названы в честь Героев Советского Союза: Климова Ильи Ивановича и Исаева Василия Васильевича).

Использование краеведческого материала на уроках математики, с одной стороны, обогащает содержание урока, делает его материал более убедительным, близким для каждого ученика, с другой стороны, активизирует его умственную и познавательную деятельность. Для того чтобы молодой человек по-настоящему обрёл свою Родину, необходимо помочь ему ощутить собственную духовную жизнь через духовную жизнь своего народа, т. е. принять русский язык как родной язык, российскую историю как историю своих предков, Российскую государственность как необходимую форму организации безопасности собственной жизнедеятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): краеведческий материал, родной край, исследовательская деятельность, урок математики, задача, местный материал, патриотизм, психика человека, рубль, чувство гордости.

Похожие статьи

Использование краеведческого материала на уроках и во.

родной край, школьное краеведение, поисковая работа, местный материал, краеведческая работа, краеведческая деятельность, исследовательская деятельность, духовная культура, Великая Отечественная война.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического.

‒ Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

Основные термины (генерируются автоматически): родной город, краеведческий материал, ознакомление дошкольников, окружающий мир, ребенок.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

А для того, чтобы её полюбить, нужно понять всю широту своего родного края, города, деревни, страны.

Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека.

Поэтому главная задача ДОУ — как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у.

Исследовательская деятельность как один из способов.

Исследовательская деятельность обучающихся ведется мною по двум направлениям

Однако общеисторическая направленность никогда не заменит краеведческую. Ведь именно через исследовательскую работу по изучению прошлого своего родного края, города, села.

Краеведческий материал, как более близкий и знакомый

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская работа, Хотьково, художник, известный человек Хотькова, история Хотькова, малая родина, родной край, родной город, мой родной город, деловая игра.

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников.

Сбор материала и подготовка диагностического инструментария были начаты на базе Муниципального дошкольного учреждения детский сад

Как показывают наблюдения, у дошкольников не развито чувство гордости за свою семью, родной край, страну.

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале.

Основные термины (генерируются автоматически): Родина, родной край, Белгород, краеведческая работа, малая родина, патриотизм, ребенок, формирование.

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников. Так, исследовательско-творческий проект.

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие.

Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры.

Патриотизм – это любовь к родному краю и Родине, ее природным богатствам, культуре, людям и дому.

Читайте также: