Современные требования к качеству урока ориентиры на обновление содержания образования доклад

Обновлено: 02.05.2024

2 Урок это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В. А. Сухомлинский

3 Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом актуальный.

4 Требования к современному уроку Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

5 Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способным к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

6 Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока: урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся;

7 Принципы педагогической техники на уроках: Cвобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии, ученику предоставляется право выбора); Принцип открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); Принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания); Принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

8 Основные типы уроков Урок изучения нового это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок закрепления знаний это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Урок комплексного применения знаний это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

9 Урок обобщения и систематизации знаний это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Урок контроля, оценки и коррекции знаний это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

10 Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые: формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

11 Методы и формы современного урока: метод проектов; информационно-коммуникационные технологии (создание презентаций к урокам; работа с ресурсами Интернет, использование готовых обучающих программ; разработка и использование собственных авторских программ. здоровьесберегающие технологии (интеграция); портфолио.

12 Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него. С.И. Гессен. То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока что это?

13 Создание технологической карты позволяет учителю: осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; соотнести результат с целью обучения после создания продукта набора технологических карт.

14 Преимущества технологической карты: использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы; освобождается время для творчества учителя; обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса; обеспечивается повышение качества образования.

15 Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности

16 Так что же представляет из себя урок, соответствующий современным требованиям ФГОС нового поколения? Современный урок это: урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.); урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику. урок, содержащий разные виды деятельности. урок, на котором ученику должно быть комфортно. урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика. современный урок развивает у детей креативное мышление. современный урок воспитывает думающего ученикаинтеллектуала. урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Каменская Лариса Григорьевна,

учитель русского языка,

Современные требования к качеству урока – ориентиры на обновление содержания образования

Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым.

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжать саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель, к которому предъявляются следующие требования:

во-первых, это профессионал , который

• демонстрирует универсальные и предметные способы действий

• инициирует действия учащихся

• консультирует и корректирует их действия

• находит способы включения в работу каждого ученика

• создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии .

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью .

В чем же новизна современного урока в условиях компетентностно-ориентированного образования ?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Какие требования предъявляются к современному уроку?

А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

время-сбережение и здоровье-сбережение;

в центре внимания урока – дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

Приведенное ниже описание деятельности учителя позволяет выделить те характеристики ситуаций, которые должен организовывать любой учитель с целью создания в классе развивающей среды.

К необходимым, можно отнести следующие:

Самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).

Самостоятельная учебная работа, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений, компетентностей).

Осознанность цели работы и ответственность за результат.

Реализация индивидуальных интересов учащихся.

Групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).

Формирование понятий и организация своих действий на их основе.

Использование системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам (портфолио, дневник достижений, карта успеха ученика и т.д.).

Демонстрация учителем компетентного поведения.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.

Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике. Учителю всегда нужно помнить о своей миссии-формировать целостное мышление ученика.

Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой качества человека, с его опережающим развитием в системе образования, которая формирует общественный интеллект как фактор прогрессивного развития общества. Задача учителя - создание в классе развивающей среды.

Приведенное ниже описание деятельности учителя позволяет выделить те характеристики ситуаций, которые должен организовывать любой учитель с целью создания в классе развивающей среды.

К необходимым, можно отнести следующие:

- самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).

- самостоятельная учебная работа, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений, компетентностей).

- осознанность цели работы и ответственность за результат.

- реализация индивидуальных интересов учащихся.

- групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).

- формирование понятий и организация своих действий на их основе.

- использование системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам (портфолио, дневник достижений, карта успеха ученика и т.д.).

- демонстрация учителем компетентного поведения.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Урок различают по его типу :

Основные типы уроков.

Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками[4].

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью

Каждый учитель должен активнее и эффективнее использовать современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе, многие из которых опираются на системно-деятельностный подход, что является основой ФГОС, в частности — метод проектов;

Метод проектов хорошо прижился в школе. Проектов проходит много: долгосрочные и краткосрочные, коллективные и индивидуальные, предметные и межпредметные.

Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

создание презентаций к урокам;

работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;

использование готовых обучающих программ;

разработка и использование собственных авторских программ.

создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

создание текстовых работ;

обобщение методического опыта в электронном виде

“ Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока – что это?

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам..

Структура технологической карты включает:

цель освоения учебного содержания;

планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

основные понятия темы;

метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

В заключении.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок – это:

урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

урок, содержащий разные виды деятельности.

урок, на котором ученику должно быть комфортно.

урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

современный урок развивает у детей креативное мышление.

современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Почему никакие новации последних лет не дали ожидаемого эффекта? Причин такого явления немало. Одна из них сугубо педагогическая – низкая инновационная квалификация педагога, а именно неумение выбрать нужную книгу и технологию, вести внедренческий эксперимент, диагностировать изменения. Одни учителя к инновациям не готовы методически, другие – психологически, третьи – технологически. Школа была и осталась сориентированной на усвоение научных истин, заложенных в программах, учебниках и учебных пособиях. Все подкреплено господством власти учителя. Ученик остался подневольным субъектом процесса обучения. В последние годы педагоги стараются повернуться лицом к ученику, внедряя личностно-ориентированное, гуманно-личностное и прочее обучение. Но самая главная беда в том, что теряет притягательность сам процесс познания. Увеличивается число дошколят не желающих идти в школу. Снизилась положительная мотивация учения, у детей уже нет и признаков любопытства, интереса, удивления, хотения – они совсем не задают вопросов. Даже размещение учеников в классе за партами в традиционной школе не способствует учебному процессу – дети целый день вынуждены видеть лишь затылок друг друга. Но все время лицезреть учителя.

Современного ученика сегодня очень трудно чем-либо удивить. Стандартный урок для них скучен, неинтересен. Поэтому основная задача современного педагога правильно преподнести учебную информацию. Такой процесс возможен только при использовании учителем новых технологий, которые позволяют сделать урок более наглядным, содержательным и более интересным для нынешнего поколения. Для современного урока должно отбираться, если так можно выразиться, зрелое новшество, то есть только тот материал, который тщательно и всесторонне научно обоснован, опробирован в режиме эксперимента и показавший свою высокую эффективность.

Современный урок-это урок-познание, урок-путешествие, урок-открытие, урок-деятельность, урок, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям.

Обучение физики на уроках сегодня нельзя представить только в виде

теоретических занятий, необходимо поддерживать интерес к физике, использовать разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности. Современный урок физики даёт возможность учащимся самостоятельно приобретать новые знания.

Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем.

Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

И в заключении, хочется отметить, что используя обучающие структуры по Сингапурской методике, учащимся не дается готовый материал, они сами добывают нужные теоретические знания, которые затем легко и просто можно применять на практике, тем самым достигая совершенствования образования.

Также стараюсь максимально использовать в своей деятельности такие технологии, как проблемное и дифференцированное обучение, информационно–коммуникационные технологии, дидактические многомерные технологии. Убеждена, что оптимальное сочетание обозначенных технологий в учебном процессе изменяет роль педагога: не управлять, а сопровождать деятельность обучающихся с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей.

Проблемное обучение считаю центральным моментом в процессе научного познания и обучения, поскольку учащиеся получают не готовые знания, а добывают их собственными усилиями. С тем чтобы устранить раздробленность в подаче материала, облегчить создание целостного представления об изучаемом материале, больше времени отвести на отработку знаний и умений, изучение теоретического материала провожу укрупненными блоками. Важным моментом в усвоении программного материала считаю выделение главного в изучаемом материале, что позволяет ученику концентрировать в памяти ключевые моменты темы. Решать обозначенную задачу мне позволяет применение многомерной дидактической технологии.

Создание условий для самореализации личности, удовлетворение образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями и возможностями – важнейшая задача, стоящая перед педагогом. Решить ее можно, учитывая образовательные потребности детей, реализуя индивидуальный и дифференцированный подход. Так, использование технологии дифференцированного обучения позволяет мне активизировать работу с различными категориями детей, предоставляя каждому ребёнку шанс максимально раскрыть его способности и возможности. В своей работе к дифференцированному обучению подхожу

постепенно. В 7 классах наблюдаю за учащимися, изучаю их психологию,

Для эффективного использования времени урока учебную деятельность планирую так, чтобы определить временные рамки для проведения этапов урока, учитывая при этом индивидуальные особенности класса, ученика. Это позволяет наиболее полно соразмерять учебную нагрузку, продумать задания для контроля и мониторинга степени усвоения материала.

В своей профессиональной деятельности активно использую информационно-коммуникационные технологии. Это позволяет решать проблему формированию информационной культуры, мотивационной сферы в структуре личности школьника, способствует активизации познавательной и творческой деятельности школьников за счет визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима деятельности обучающихся.

Обозначенный вид контроля усвоения программного материала позволяет реализовать принцип индивидуализации и дифференциации.

материал более наглядно, провести самому имитацию физического явления,

Считаю, что в условиях классно – урочной системы обозначенные технологии наиболее легко вписываются в учебный процесс; соотносятся с потребностями обучающихся: способствуют лучшему усвоению материала, делают более интересным процесс познания; представляют резерв для совершенствования моей педагогической деятельности. Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью.

Какие бы технологии я не применяла, личная ответственность за результаты своей деятельности является для меня доминирующей.

Автор: Пескова Наталья Борисовна
Должность: преподаватель в системе специального образования
Учебное заведение: Омское подразделение Западно- Сибирского учебного цента профессиональных квалификаций
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации образования
Раздел: высшее образование

Пескова Наталья Борисовна

Преподаватель Омского подразделения

Западно- Сибирского учебного центра

«Современные требования к качеству урока

«Урок должен быть пронизан творчеством

Урок — форма организации обучения с целью овладения

обучающимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками,

мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).

Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и

скучными, познавательными и бесполезными. Один урок сменяется другим,

незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы

преподавателя и обучающихся накапливается. Все это вызывает негативное

отношение обучающихся к уроку, в частности к обучению в целом, а у

преподавателя – к педагогической деятельности.

Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы обучающийся

ждал новой встречи с преподавателем? И возможно ли это? Надо, чтобы

преподаватель проектировал урок.

Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.

Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему

преподавателя. Подготовка – это не что иное, как разработка урока, его

моделирование или проектирование, оформленного в поурочный план.

Поурочный план – это не только рациональная конструкция урока, но и

программа деятельности, продукт творчества преподавателя, отражение его

педагогического почерка, важнейший элемент культуры, средства экономии

Урок никогда не будет носить целостного системного характера,

если отсутствует основательная подготовка к нему. Преподаватель сегодня

не является единственным источником информации и его роль на уроке

состоит в том, чтобы организовать работу обучающихся с информацией,

полученной ими из множества других источников, а это требует тщательного

продумывания процесса обучения.

компетентности, творчества, различные предметы, разнообразная тематика

уроков, возрастные особенности обучающихся, степень педагогических и

ученических умений не позволит сделать уроки одинаковыми.

Успех урока определяется не только качеством планирования, не

только тем, насколько эмоционально будет рассказывать или объяснять

обучающимися, организацией взаимодействия обучающихся друг с другом,

характером их деятельности, а интересом к теме урока. И действия

преподавателя на уроке не должны быть связаны обязательством выполнения

собственного плана. По ходу урока не исключена любая импровизация. Но

хорошая импровизация возможна только при условии заранее продуманного

Требования к современному уроку

Цель урока – это заранее запрограммированный результат, который

должен быть достигнут преподавателем и обучающимся в конце урока.

Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в

себя три аспекта: учебно-образовательный, воспитательный и развивающий.

Учебно-образовательный аспект определяет, какие предполагаются

приращения в знаниях.

формирование и усвоение новых знаний (усвоить, значит, понять,

формулировок, теорий и их доказательств.

формирование общеучебных умений и навыков: планировать

учебную работу, работать с учебником (пользоваться оглавлением, находить

в учебнике нужный текст, разбивать его на смысловые части, самостоятельно

Читайте также: