Современные способы оценивания успешности учащихся доклад

Обновлено: 28.04.2024

Презентация на тему: " СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ." — Транскрипт:

1 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Мачехина О.Н. кандидат педагогических наук, доцент

2 Если ты классно умеешь надувать мыльные пузыри, но это никому не нужно, едва ли тебя будут считать успешным человеком… Навеяно жизнью…

3 индивидуального прогресса ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА Создание условий для индивидуального прогресса ученика в основных сферах личностного развития эмоциональной, познавательной, саморегуляции – ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА современной образовательной системы Российской Федерации. (ряд нормативно-правовых документов в сфере государственной образовательной политики)

4 УСПЕХ УСПЕШНОСТЬ достижение хороших результатов удача в достижении какой-либо цели; признание в обществе; достижение хороших результатов в работе или учёбе закономерность, деятельность, направленная на покорение. не случайность, а закономерность, многократно подтвержденный позитивный жизненный опыт, который формируется благодаря положительному образу мышления и оптимистичному способу жизни, сильным желаниям человека достичь определенных вершин и неуемная деятельность, направленная на их покорение. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС динамика ПРОГРЕСС – комплексная положительная динамика личных ресурсов в мышлении, понимании и способах действий

5 Организуемая деятельность участием и результатом. Организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок. Ситуация успеха это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. (Пидкасистый П.И. Педагогика, М.,1998)

6 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ Базовыми в понимании данной проблемы являются: - общепсихологическая теория деятельности (Б.Т. Ананьев, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, А.Н.Леонтьев, Л. Рубинштейн); - психолого-педагогическая теория деятельности (В.И. Загвязинский, Н.В.Кузьмина, А.К. Маркова, В.А.Сластенин, В.Д. Шадриков); - теория развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В.Петровский); - теория личностного подхода в учебно-воспитательном процессе: Е.В. Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская. Проблему успеха и успешности глубоко осознавали классики педагогики Ф.Гербарт, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.; Её изучению посвятили свои работы С.И. Архангельский, А.П. Архипов, B.C. Мерлин, П.И. Пидкасистый, В.А. Сухомлинский, Г.И. Щукина и многие другие; Заслуживают внимания многочисленные и разносторонние работы по таким направлениям, как: учебно-творческая деятельность (В.И.Андреев, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, П.И.Пидкасистый, В.Г.Разумовский, Ю.В. Сенько и др); творческие возможности мышления (A.M. Матюшкин, Н.В. Кузьмина и др.); проблемная ситуация (Ю.К.Бабанский, И.О. Кудрявцев, М.И. Махмутов; и др.); вопросы формирования обобщенных умений (О.А. Абдуллина, В.Е.Анисимов, А.В.Усова и др.

7 Успешность зависит от системно построенной деятельностью взрослых Успешность зависит от взаимосвязанной совокупности факторов, имеющих психологическую, социальную, педагогическую и управленческую природу. Успешность это целостная характеристика деятельности, общения и внутреннего состояния ребенка. Достижение ребенком успешности связано как с его собственной внутренней активностью (которую в нем нужно пробудить и научить поддерживать), так и с системно построенной деятельностью взрослых субъектов образовательного процесса. (Битянова М.Р., Глазунова О.И.)

8 МЕСТО СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Система оценивания успешности образовательного процесса 1. Система оценивания - механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, а также понимание этой связи самим учащимся. механизмомобразовательного процесса 2. Cистема оценивания и самооценивания является естественным механизмом саморегуляции образовательного процесса, что и определяет его исключительную важность. развитии образовательной системы 3. Место системы оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно она является наиболее очевидным интегрирующим фактором школьного образовательного пространства.

9 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ Теоретические основы проблемы педагогического оценивания в средней общеобразовательной школе получили освещение в трудах Б.Г.Ананьева, Ш.А. Амонашвили, Ю.К.Бабанского, Л.С.Выготского, И.П.Подласого, С.Л.Рубинштейна, В.П.Симонова, Л.М.Фридмана и др. Б.Г.Ананьева, Ш.А. Амонашвили, Ю.К.Бабанского, Л.С.Выготского, И.П.Подласого, С.Л.Рубинштейна, В.П.Симонова, Л.М.Фридмана и др.

10 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ оценивания учебных достижений Необходимо изменение системы оценивания учебных достижений обучающихся. сформированности различных компетенций индивидуального образовательного маршрута Система оценивания должна быть сориентирована на оценку сформированности различных компетенций у обучающихся и последующее составление индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося. формирующим оцениванием. Система оценивания, основная задача которой, оценивание учебных достижений каждого обучающегося с целью выстраивания маршрута обучения и корректировки индивидуальных результатов может быть названа формирующим оцениванием.

12 ОБЪЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ способность способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; умение умение преобразовывать практическую задачу в познавательную (самостоятельно, с помощью учителя или одноклассников); умение умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом; умение умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение; способность способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении; готовность готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям; умение умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

13 ДИАГНОСТИ- РУЮЩАЯ оценка степени готовностиоценка степени готовности к освоению учебной программы + отслеживание качества знаний учащихся и измерение их уровня на различных этапах обучения. СТИМУЛИРУЮЩАЯ формирования притязанийвоздействие на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений. КОНТРОЛИ-РУЮЩАЯ качестве учебного процесса и качестве работы учителяинформация о качестве учебного процесса и качестве работы учителя с использованием различных форм контроля знаний: текущего, промежуточного, итогового, фронтального, индивидуального. Основные функции системы оценивания

14 СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОЛЖНА ПОЗВОЛЯТЬ: давать характеристику возможностям сравнивать и давать характеристику возможностям, способностям и достижениям каждого обучающегося в соответствии со стандартами, либо собственными целями; бытьинструментом быть диагностирующим инструментом в поддержке учебного процесса; способствовать самосовершенствованию личности. способствовать самооцениванию, развитию самопознания и самосовершенствованию личности.

15 ТЕСТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ специально подготовленными образцами учебных заданий Учащиеся овладевают обобщенными способами учебных действий в процессе решения учебных задач со специально подготовленными образцами учебных заданий с различным сочетанием известной и неизвестной части в содержании каждого задания. Высокая степень объективности внешнего контроля оценки результатов учебной деятельности позволяет постепенно переводить его в самоконтроль и самооценку.

16 ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА все его достижения всего периода учебной деятельности. Ученик составляет портфолио по одному или нескольким предметам школьной программы, где отражаются все его достижения, а также фиксируются цели различных видов деятельности и собственная оценка результативности процесса продвижения к ним. Портфолио может состоять из работ, собранных учащимися на протяжении всего периода учебной деятельности.

20 Источники по оцениванию Список использованных источников Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология. Теория обучения. Схемы, тесты. – М., Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки и качества образования.// Школьные технологии С Букатов В.М.. Школьная оценка.: М., Герасимова Н.. Оценка знаний должна воспитывать// Воспитание школьников Громова Т.. Не оценивать, а мотивировать// Управление школой ноября (22). - С Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест//Школьные технологии, Ингенкамп К.Педагогическая диагностика/Пер. с нем. М.,1991. Камаева Е.В. Оценочная деятельность на уроке // Школьные технологии С Костылев Ф.В.. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: Ксензова Г.Ю.. Оценочная деятельность учителя.: М., Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов пед. Вузов. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. – М., 2001; Кн.2. Психология образования. – М., 2001.

22 ТЕНДЕНЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ отбор содержания для контроля специальный отбор содержания образования для контроля; структурирование учебного материала; дифференцированных шкал оценивания использование более дифференцированных, по сравнению с пятибалльной, шкал оценивания; использование нестандартных форм и средств оценивания; родителей ознакомление с критериями оценивания и учеников и их родителей; совместная совместная с учащимися выработка критериев оценки; каждогодостижения оценивание каждого, даже самого незначительного достижения ученика; условий для самоконтроля и самооценки создание условий для самоконтроля и самооценки учащихся; полномочий делегирование ученикам полномочий в сфере контроля и оценки; привлечение учащихся к взаимоконтролю и взаимооценке; возможности выбора контроля предоставление учащимся возможности выбора уровня и характера заданий для контроля.

23 Учащиеся в более эффективных школах (по результатам исследований PISA и TIMSS) В ыявлено, что учащиеся имеют более высокие результаты, если: Они хорошо мотивированы, Не тревожны, Верят в собственные силы и способности, Владеют эффективными стратегиями обучения (включая постановку цели, выбор стратегий, самоконтроль и самооценку процесса обучения).

Авторы: Гончарова Людмила Сергеевна, Агаркова Ирина Васильевна
Должность: учитель географии, физической культуры
Учебное заведение: МОУ "Пролетарская сош №1"
Населённый пункт: п. Пролетарский, Ракитянского района, Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы к оцениванию успешности учащихся в образовательном процессе"
Раздел: среднее образование

Ракитянского района Белгородской области

Мастер – класс

"Современные подходы к оцениванию успешности учащихся в

образовательном процессе"

Гончарова Людмила Сергеевна,

Если ты классно умеешь

надувать мыльные пузыри,

но это никому не нужно,

едва ли тебя будут считать

Цель занятия: Передать опыт использования технологии оценивания учебных

достижений в образовательном процессе слушателям путем прямого и комментированного

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал

Алгоритм технологии мастер –класса:

Презентация педагогического опыта

солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте

сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.

- Я рада видеть вас сегодня на мастер - классе, тема которого «Современные подходы к

ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое успешность?

Какие качества вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в

современной жизни он был успешен?

Работа ведётся на листах бумаги. Идет активизация педагогов, мотивация для

дальнейшей работы. Педагоги вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу,

Система общего образования Российской Федерации переживает период активных

"Образование". В условиях модернизации образования происходят изменение школы - это

процесса в школе и перспектив ее развития в будущем выступает предвосхищаемый образ

выпускника школы. Психолого-педагогическим способом формулирования данного образа

является выявление набора личностных качеств учащегося, развитие которых планируется

в ходе выполнения им соответствующих видов образовательной деятельности. Именно эти

качества помогут ученику стать успешными.

Ракитянского района Белгородской области

Так что же такое успешность? И чем успешность отличается от успеха?

Создание условий для индивидуального

прогресса ученика в основных сферах

Федерации. Слайд

Задача школы сегодня не в том, чтобы нашпиговать ребенка теми или иными учебными

знаниями, умениями и навыками (слайд), а в том, чтобы сделать его деятельно успешным,

научить его обретать индивидуальную опытную компетентность в любом деле, за которое

он принимается (слайд).

Проблемы оценивания (слайд):

1. Новые образовательные цели не проверяются старыми контрольно измерительными

2. Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие требованиям.

3. Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок.

4. Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников.

Какие же цели преследует технология оценивания?

1. Развивающие принципы:

Психологическая комфортность (мотивация успешности, опора на внутренние мотивы)

Обучение деятельности и др.

2) Сделать ученика полноправным участником контроля (прозрачность правил

3) Создать личностно ориентированную технологию оценивания, сочетаемую с практикой

массовой школы и официальными нормами оценивания.

участники мастер –класса должны собрать)

ЧТО? Всё! Но отметка – за решение задачи

КТО? Ученик + Учитель в диалоге

СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка

ГДЕ? В таблице требований по умениям

КОГДА? Текущие – по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи)

КАК? По критериям уровней успешности

(с переводом в любой тип отметок)

ИТОГОВЫЕ? Среднеарифметическая за учебный модуль

Предлагаю разобрать несколько правил, которые помогут вам разобраться с технологией

Правило 1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

«Оцениваться может любое, особенно успешное действие

(предметное, метапредметное, личностное),

фиксируется

демонстрация

Ракитянского района Белгородской области

Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие

Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за

решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)

Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ:

одной задачи от начала до конца.

Правило 3. ЧИСЛО ОТМЕТОК

ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он

получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на

два дня в рамках общей темы).

ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий. Значит в контрольной работе ученик

усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть видно и понятно

Правило 2. КТО ОЦЕНИВАЕТ?

уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель.

самооценки), что она завышена или занижена.

Правило 6: Оценка и отметка определяются по УРОВНЯМ УСПЕШНОСТИ

Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много

раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде

что необходимо всем по любому предмету. Это

Программный

нестандартной

умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности –

материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо

новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные

Рассмотрим объекты оценивания в современном образовании:

Ракитянского района Белгородской области

(работа в группах, педагоги относительно характеристики видов формирующие

УУД определяют вид оценки)

Характеристика видов деятельности

Формирование

учебную цель и задачу;

п р е о б р а з о в ы в а т ь

практическую задачу в познавательную

(самостоятельно, с помощью учителя или

п л а н и р о в а т ь

с о б с т в е н н у ю

д е я т е л ь н о с т ь

соответствии с поставленной задачей и

условиями её реализации, действовать в

соответствии с планом;

свои действия и вносить коррективы в их

• с п о с о б н о с т ь

п р о я в л я т ь

операции анализа и синтеза, сравнения,

отнесения к известным понятиям;

п р и н и м а т ь

Имитационная игра

Мы с вами рассмотрели современные подходы к оцениванию успешности учащихся в

образовательном процессе, которые напрямую связаны с формирование УУД.

представить себя в роли учителя географии. У вас на столах лежит разработка урока

задача как учителя определить какие универсальные действия вы будете формировать на

определенном этапе урока и предложить способы оценки успешности учащегося на уроке.

Ракитянского района Белгородской области

Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки – чем-то

УСПЕШНЫМИ, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.

Развитие самооценки потребует от вас дополнительных усилий, но вскоре вы увидите, как

дети станут другими! Как показала практика, они говорят: «Теперь понятно, зачем мы

В начале нашего занятия я вас просила ответить на вопрос: «Какие качества вы хотите

видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был

Я думаю, новая технология оценивания готова выполнить заказ родителей и мы, учителя,

сможем сформировать у ученика те качества, которые помогут ему стать успешным в

У вас на столах стоят матрешки, которые помогут нам сформировать единую личность с


Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. ФГОС определяет переход от традиционного подхода к оцениванию достижений обучающихся в виде диагностики обученности к выявлению динамики их личностного развития.

Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися новые требования. Обучающиеся начальной школы учатся оценивать себя, свои успехи в учёбе, анализируют новую информацию, оценивают не только свои результаты учёбы, но и работу одноклассников.

Предлагается внедрить в практику новую систему оценивания результатов, построенную на следующих основаниях:

‒ Оценивание — это постоянный процесс, естественным образом интегрированный в образовательный процесс. Оценивание осуществляется на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.

‒ Оценивание должно быть только критериальным. Критериями могут выступать результаты, соответствующие учебным целям.

‒ Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны учащимся или могут вырабатываться ими совместно.

‒ Обучающиеся должны включаться в контрольно-оценочную деятельность, при этом приобретая навыки и привычку к самооценке.

По словамТ.И.Тишиной: «Принципы современной системы оценивания:

‒ в центре оценивания — ученик;

‒ учитель определяет, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию;

‒ оценивание — непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.

От того как правильно я оцениванию, зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание — залог нашей успешной работы ученика и учителя.

Методы иприемы, которые использую я для привлечения учащихся в процесс оценивания, могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям и имеют универсальный характер.

В своей работе я использую критериальные модели оценивания: самооценивание, взаимооценивание, рефлексию.

С какими же трудностями сталкиваются учителя при вовлечении школьников в процесс оценивания?

Конечно, проблемы с процессом оценивания есть у всех. В первую очередь, не хватает времени на уроке. Однако — дорогу осилит идущий, мы с этим ничего не сможем сделать: не можем увеличить продолжительность урока и уменьшить количество учеников, но вместе искать наиболее эффективные методы и приемы оценивания, пополнять свой багаж знаний методик — вполне в наших силах.

  1. Учимся ставить и вспоминать цель работы на урок.
  2. Учимся сравнивать результат с целью.
  3. Учимся находить и признавать ошибки.
  4. Учимся оценивать сам процесс.

В начальной школе дети очень любят оценивать себя. Поэтому вместе с детьми разрабатываем критерии к разным видам деятельности. Мои первоклассники имеют лист самооценки (возможны разные варианты), который мы заполняем при работе дома и на уроке. Работая на уроке, после каждого этапа, ребенок ставит пометку, сначала это были +, моим детям нравилась фигура звезда, 5 заданий- 5 плюсов, я — звезда


Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке

Оценка урока

Я на уроке

Моё отношение кгерою:

3. Помогал другим

4. Свое мнение__________

Следующий лист оценивания использую на разных этапах урока по математике. На листе указаны задания, которые взяты под контроль.

Лист оценивания работы обучающегося на уроке математики ирусского языка идругих на начальных этапах

На уроке я работал

Своей работой на уроке

я доволен/ не доволен

Урок для меня показался

Материал на уроке для меня

понятен/ не понятен

Домашнее задание мне кажется


Оцени свою работу. Отметь нужное место на линейке знаком x.


Мои чувства:

Моё отношение кгерою:

У Д И В Л Е Н И Е

О Г О Р Ч Е Н И Е

Оценка урока

Я на уроке

Итог урока

1. Понял материал

2. Узнал больше о …..

3. Помогал другим

4. Свое мнение__________

На уроках русского языка часто использую листы самооценивания для проверки усвоения знаний как пройденного, так и нового материала.

Использовать самооценку можно и во внеурочной деятельности. Практикую на своих уроках парное взаимооценивание, так называемая взаимопроверка.

Я часто использую на уроках чтения карточкуТ.А.Тишиной:

Критерии чтения

Я как исполнитель

Мнение слушателя

Названы автор и заглавие произведения

Передано настроение автора и героя

Голосом выделены ключевые слова каждой смысловой части

Соблюдены паузы внутри и в конце высказываний

Выбран необходимый темп чтения

Текст прочитан с необходимой громкостью

Удачно нарисован голосом словесный образ…

Слушателям понятно то, о чём было прочитано

Я люблю применять критериальные оценки, так как они дают возможность предусмотреть заранее все аспекты работы ученика, дают возможность ученику правильно, логично построить свою работу, работать на свой результат. В любой момент ученик может улучшить достижения.

Зная критерии оценивания, дети уже осознанно подходят к выполнению заданий и объективно оценивают свои собственные достижения и достижения своих одноклассников.

В начальной школе дети очень любят участвовать в оценке других детей, и я слежу за тем, чтобы оценка была адекватной.

В конце урока обучающиеся проводят самооценку своей деятельности или так называемую рефлексию. Каждый отмечает для себя уровень сложности материала, свою активность на уроке и свой личностный рост.

Рассмотрим варианты рефлексивных заданий, которые я использую на своих уроках.

1. Наш урок (мероприятие, игра) подошел кконцу, и я хочу сказать.

‒ Мне больше всего удалось.

‒ Что я получил от этого урока, мероприятия?

‒ За что ты можешь себя похвалить?

‒ За что ты можешь похвалить одноклассников?

‒ За что ты можешь похвалить учителя?

2. Мои достижения на уроке.

Сегодня на уроке я (мне):

3. Урокпривлекменятем.

‒ навел меня на размышления.

4. Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

‒ они мне нравятся больше остальных;

‒ я чувствую, что справлюсь с ними лучше, чем с другими заданиями;

‒ они легче (труднее) остальных заданий.

Лучшим учителем, как известно, является свой собственный жизненный опыт. То, что нам удается добыть самим, своей головой и собственными руками, всегда дает конкретный результат и плюс еще индивидуальное развитие.

Далее проверку осуществляю я — либо соглашаюсь с оцениванием, либо нет. Не совпадение оценки — это предмет разговора между учителем и учеником.

Портфолио — это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В состав портфолио включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности. И эта деятельность протекает как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

Очень важно было научить детей правильно оценивать свои учебные возможности. Не научить детей способам самооценки — значит, во-первых, не развивать его объективное принятие оценки учителя; во-вторых, не ориентировать их на самосовершенствование. Надо было показать и научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и, конечно же, пути их исправления.

Но главный успех моей деятельности вижу в том, что ребята с удовольствием идут на урок, хотят учиться, не боятся высказывать свои мнения, оценки, самостоятельно добывать информацию и стремятся знать больше.

Основные термины (генерируются автоматически): урок, ребенок, ученик, начальная школа, оценивание, задание, оценка, процесс оценивания, учитель, мое отношение.

Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, чтобы подготовить их к жизни в современных условиях, в условиях сложных социально-экономических отношений, уплотнившихся информационных потоков, жесткой конкурентности.

Задача учителя в современной школе – не только дать знания по предмету, но и воспитать личность, способную адаптироваться в этих условиях, найти свое место в жизни.

Теперь урок строится не на учителе как ключевой фигуре, а на ученике. Он – главная фигура, он – планирует, организует, контролирует и оценивает свою деятельность и ее результаты.

Чтобы научить ученика анализировать, логически мыслить, давать оценку своим знаниям и делать выводы, изменилась и система оценивания достижений учащихся.

Слово “контроль” мы теперь употребляем редко. Все большее распространение получает новое методическое понятие – современные средства оценивания степени сформированности коммуникативной компетентности обучающихся.

Сейчас становится актуальным формирующее оценивание. Оно направлено на индивидуализацию обучения, развитие личности, самообразование и саморазвитие. Данная установка развивает контрольно-оценочную самостоятельность ребёнка, т. е. умение оценить себя.

Акцент в обучении ставится на процесс преподавания и учения. Ученику в этом процессе отводится активная роль. Оценка направлена на стремление ученика улучшить свою отметку, планировать корректировку обучения и улучшать её. Но для начала необходимо заинтересовать ребёнка, вовлечь его в процесс оценивания.

Вместе с формирующим оцениванием появились формы и методы его реализации. Они направлены на снижение тревожности ребёнка, развитие внутреннего рефлексивного контроля, активизацию учебной деятельности, а также веру ребёнка в свои силы.

Формы и методы оценивания обучающихся :

1. Безотметочное оценивание

Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует 5-балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Как правило, такое обучение осуществляется в 1 классе, но сейчас оно внедряется во 2-4 классы, а также в основную школу (5-11 классы).

В 1 классе не допускается любая знаковая символика, заменяющая цифровую отметку. Допускается только словесная форма оценки, которая может использоваться во всех классах. Словесная оценка должна быть содержательной, чёткой, с полным анализом, присутствовать в течение всего урока и иметь только положительную характеристику.

Одним из видов словесной оценки является поощрение. В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, повышается работоспособность, усиливается стремление к творческой активности, улучшается общий психологический климат в классе.

При безотметочном обучении в последующих классах могут быть использованы условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц. Например:

Безотметочное оценивание даёт возможность учащимся быть самостоятельными и ответственными, а также следить за своими успехами и недочётами.

2. Самооценивание

Самооценка – это внутренняя контрольно-оценочная деятельность личности. Умение оценивать свою деятельность имеет важное значение в формировании таких качеств ребёнка как ответственность, самостоятельность и активность. Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от сформированности у них самооценки. Поэтому важно формировать навыки самооценивания начиная с 1 класса. Самооценка может как мотивировать, так и подавлять учебную активность.

Чтобы ребёнок научился адекватно оценивать себя и свои работы, необходимо вводить критерии, по которым ученики будут оценивать свою деятельность.

Основной смысл критериального самооценивания заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату. Оно позволяет ученику проследить все этапы своей работы и понять, над чем ещё нужно поработать и выбрать пути совершенствования.

Конечно, чтобы самооценивание помогало детям развиваться, его нужно проводить регулярно. Учителю необходимо планировать на него время и каждый раз напоминать детям о целях и критериях оценки работ.

3. Взаимооценивание

Критериальное оценивание может использоваться для оценки действия не только со стороны учителя или самого ученика, но и со стороны его одноклассников. При взаимооценивании могут оцениваться как индивидуальные, так и групповые работы.

Взаимооценивание помогает развить навыки устного общения учеников и уважения к чужому мнению: ученики обмениваются идеями, отвечают на вопросы и делают комментарии, а также взаимодействуют друг с другом в ходе сотружничества.

Преимущество взаимооценивания также состоит в том, что учащиеся учатся отличать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс.

Взаимооценивание на уроке проводится в 3 этапа:

1. Обсуждается суть задания, можно оценить несколько работ всем вместе

3. Представление работ. Во время презентации ученики могут объединиться в группы, провести оценивание и в ходе общего обсуждения придут к общему выводу, какой оценки заслуживают выступающие или выступающий.

Взаимооценивание имеет огромный потенциал на внутриклассную коммуникацию и на эмоциональную атмосферу в классе, это способ оказывать поддержку и помощь друг другу и получать друг от друга нужную и объективную информацию о своих достижениях и проблемах.

4. Портфель учебных достижений

Важным инструментом в оценке результатов обучения, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, является портфель достижений - портфолио.

Портфолио - это сборник материалов, самостоятельно отобранных ребёнком для демонстрации своих достижений, прогресса в учёбе и увлечениях, индивидуальности, преимуществ перед одноклассниками, который является основой для дополнительной системы оценивания достигнутых результатов.

Портфолио через систему взаимосвязанных работ позволяет достаточно хорошо продемонстрировать прогресс в развитии навыков и умений работать на результат и сами результаты такой деятельности. Основным преимуществом портфолио является то, что предметом оценки и последующего совершенствования являются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.

5. Рейтинго-накопительная система (РНС)

Достоинство: тесты легко и быстро можно проверить

Достоинство: не требует много времени для проведения и проверки, акцентирует внимание на ключевых вопросах.

Недостаток: не даёт полной картины подготовки обучающихся.

8. Расширенный опрос

Учитель предлагает обучающемуся устно или письменно полно ответить на поставленный вопрос с пояснениями отдельных положений, с приведением аргументов, примеров; при устном ответе учитель может задавать дополнительные вопросы.

Достоинство: даёт более полную картину уровня подготовки обучающегося; может включать в себя также оценивание некоторых умений : публично выступать, занимать свою позицию и аргументировать её, отвечать на поставленные вопросы.

Недостаток: требует значительного времени как для обучающихся, так и для учителя, не может быть применён для оценивания большинства умений и навыков, часто не позволяет охватить сразу много обучающихся.

9. Игровые методы оценивания

Оценивание часто можно превратить в игру. Учитель устанавливает определённую шкалу. Например, правильный ответ на вопрос кроссворда – 1 балл, ответ на дополнительный вопрос - 2 балла, дополнение – 1 балл. На основе заработанных баллов выставляется итоговая отметка. Этот метод превращает оценивание в увлекательное занятие и не пугает обучающихся.

10. Контрольное упражнение

Контрольным может быть объявлено любое упражнение: выступление в суде, подготовка аргументов, выполнение задания в группе, составление документов, написание доклада, эссе-сочинения, реферата, составление портфолио и т. д.

Достоинства: задействует все уровни учебных целей; проверяет не только знания, но и умения, навыки и ценности; как правило, не отталкивает обучающихся, поскольку задание является творческим и интересным; может дать полную картину уровня подготовки и усвоения матемиала обучающимися.

Недостатки: требует много времени для подготовки, проведения и обработки результатов, часто требует от учителя отработки специальных навыков по оцениванию и применению новых форм для оценивания.

Педагог выбирает для себя показатели, которые он будет отслеживать в течение урока, а также обучающихся, которых нужно оценить. Особую роль при использовании этого метода играют подготовленные формы для наблюдения и оценивания. При выполнении обучающимися Контрольного упражнения или творческого задания учитель должен также применять наблюдение, чтобы оценить их работу

Достоинство: не требует дополнительного времени на уроке

Недостаток: требует значительной концентрации о учителя, который проводит наблюдение за обучающимися и одновременно следит за ходом урока.

12. Беседа (общая дискуссия, обсуждение, рефлексия, подведение итогов)

Форма беседы позволяет непринуждённо оценить всеми участниками образовательного процесса эффективность урока и не предполагает выставление оценок.

Безусловно, приведённые формы и методы должны быть использованы учителями лишь как примеры для разработки своих форм и критериев оценивания, которые, в свою очередь, должны постоянно совершенствоваться.

( Подготовили: руководитель МО учителей среднего звена Казакова Ю. Н., руководитель МО учителей начального звена Павлова Ю. В.)

Читайте также: