Совместный аналитический доклад вциом и центра политической конъюнктуры

Обновлено: 28.06.2024

На прошедшем голосовании по поправкам к Конституции только у жителей Москвы и Нижегородской области была возможность проголосовать через интернет. Ею воспользовались больше миллиона человек, что составляет 1,5% от общего числа проголосовавших по всей стране.

В майском исследовании, проведенном ЦПК совместно с ВЦИОМ, мы отмечали, что особенно важным для успешности дальнейшего внедрения электронного формата станет опыт, полученный на голосовании по поправкам к Конституции. Гипотеза майского исследования заключалась в том, что повышение информированности граждан о новой технологии, а также проведение эксперимента в пилотных регионах в штатном режиме, без технических сбоев и репутационных скандалов приведет к росту доверия электронному формату и его популяризации как приоритетного способа волеизъявления.

Для тестирования этой гипотезы, а также для ответа на вопросы о том, как апробация нового инструмента повлияла на отношение россиян к электронному голосованию (ЭГ ) и какие перспективы есть у ЭГ в России, уже после подведения окончательных итогов голосования мы провели повторное исследование и сравнили результаты июля с показателями мая 2020 г., когда были приняты поправки в законодательство, позволявшие проводить ЭГ.

1. Проведение эксперимента с использованием электронного голосования положительно сказалось на общем восприятии нового инструмента

В период с мая по июль 2020 г. доля тех, кто одобряет возможность голосовать через интернет, выросла на 4 п.п., достигнув 50%, а количество противников ЭГ снизилось с 49% до 44%.

Также отмечается незначительное изменение уровня готовности личного участия в ЭГ: 53% (+2 п.п.) воспользовались бы новым инструментом, 45% (-1 п.п.) отказались бы от ЭГ, доля неопределившихся осталась на прежнем уровне — 2%. Таким образом, более половины россиян готовы проголосовать через интернет.

2. Электронное голосование становится более популярным

Более значимые изменения были зафиксированы при сопоставлении ЭГ с другими способами голосования. Доля тех, кто отдал бы предпочтение ЭГ, в период с мая по июль 2020 г. выросла на 7 п.п., с 23 до 30%. При этом традиционное голосование продолжает оставаться доминирующей формой волеизъявления, но доля его приверженцев сократилась с 69 до 65%.

Наряду с этим россияне все меньше допускают возможность умышленных манипуляций при голосовании через интернет (33% vs 43% в мае текущего года). Однако пятая часть опрошенных по-прежнему не верят в техническую надежность системы (20%). В сравнении с майским замером стало существенно больше тех, кто аргументировал отказ от электронного голосования собственным неумением пользоваться данным инструментом (их доля увеличилась с 10 % в мае до 16% в июле 2020 г.).

3. Плюсы и минусы электронного голосования

Главными преимуществами ЭГ в сравнении с другими способами волеизъявления, по мнению россиян, являются: дистанционность, не нужно выходить из дома (28%), быстрота (16%) и удобство (12%). Это означает, что при общих равных (информированности, надежности, прозрачности системы) эти граждане будут делать выбор в пользу ЭГ как наиболее простого и быстрого инструмента.

Минусы дистанционного голосования во многом являются следствием репутационных проблем самого института выборов в России. Топ-3 недостатка ЭГ, по мнению опрошенных: простор для фальсификаций (21%), риск утечки данных (15%) и отсутствие интернета/слабый интернет (12%). Последний недостаток устраняется технологическим развитием и расширением цифровой инфраструктуры, а первые два — работой над имиджем самого института выборов в России.

4. Аудитория, поддерживающая электронное голосование, становится шире.

5. Мобильные устройства становятся предпочтительнее

В сравнении с майским замером выросла доля граждан, которые предпочли бы воспользоваться электронным голосованием при помощи мобильного устройства. Так, доля тех, кто выбрал бы мобильное приложение выросла с 21% до 26%. При этом почти каждый пятый респондент (21%) использовал бы смартфон, но проголосовал бы на сайте. Еще треть граждан (32%) предпочли бы голосовать при помощи домашнего компьютера или ноутбука.

6. Перспективы электронного голосования

Результаты исследования показали довольно низкий уровень информированности граждан о возможности сделать выбор дистанционно на голосовании по поправкам к Конституции для жителей Москвы и Нижегородской области. Так, 42% респондентов хорошо знали о том, что в этих регионах была возможность проголосовать дистанционно, столько же что-то слышали об этом (42%), еще 16% слышали об ЭГ впервые. Это позволяет говорить о том, что 58% россиян не были осведомлены в полной мере о новом инструменте, и это продолжает оставаться значимым барьером к популяризации электронного формата и фактором, способным вызывать недоверие к нему.

Повышение уровня информированности может позитивно сказаться на институционализации новой практики. Информированный выбор является мотивационно оправданным, у него есть явные причины. Например, гражданин делает выбор в пользу электронного голосования или отказывается от него, четко представляя, что это такое, и почему он сделал именно такой выбор. Повышение информированности избирателей поможет выявить существующие сложности, определить, что конкретно не устраивает граждан, тем самым повысив качество ЭГ.

Примечательно, что в мае, сразу после принятия Госдумой законопроекта, позволявшего организовать дистанционное электронное голосование, лишь 14% респондентов знали о нововведениях, а об опыте проведения электронного голосования в Москве и Нижегородской области знают 42% опрошенных. Рост информированности граждан и постоянное техническое усовершенствование способны сохранить или даже усилить позитивные тренды при оценках ЭГ населением.

ВЫВОДЫ И ПРОГНОЗЫ

1. Сформировалось устойчивое ядро сторонников. Масштабное тестирование ЭГ привело к росту числа граждан, готовых его использовать. Однако динамика этого роста показывает, что институционализация электронного формата не приведет к взрывному росту его потенциальной аудитории.

2. Влияние новых поводов. Наиболее вероятным является постепенное расширение аудитории сторонников ЭГ, которое будет зависеть от того, как часто этот инструмент будет применяться на выборах в ЕДГ. В то же время, можно утверждать, что применение электронного голосования на федеральных выборах может способствовать значительному росту интереса граждан к этому инструменту.

3. Рост запроса. Уже сейчас число сторонников ЭГ достигло уровня, который невозможно игнорировать: более половины россиян готовы проголосовать через интернет, а треть граждан предпочли бы ЭГ традиционной форме волеизъявления. Эти данные говорят о явном наличии запроса на дальнейшее внедрение инструмента и его масштабирование.

4. Мобильность. Майский прогноз ЦПК о том, что все мобильные устройства будут становиться все более привлекательными для электронного голосования, оказался верным. Это делает еще более актуальным запрос на создание мобильной экосистемы (приложение, удобный мобильный сайт) для проведения ЭГ в других регионах.

5. Технические помехи. Результаты исследования показывают, что в функциональном плане ЭГ превосходит традиционный способ волеизъявления, а технические ограничения (некачественный интернет, отсутствие устройств, неумение пользоваться системой), с которыми могут столкнуться некоторые пользователи, становятся все более значимыми препятствиями на пути распространения ЭГ.

6. Имидж института выборов продолжает влиять на электронное голосование. Несмотря на перераспределение важности ограничительных факторов в сторону технических аспектов, имиджевые проблемы института выборов продолжают оказывать давление и на ЭГ.

7. Большие перспективы. Электронное голосование имеет резервы для дальнейшего распространения. Удачный опыт, техническое совершенcтвование системы, а также повышение уровня информированности граждан, пока относительно невысокого, будут способствовать дальнейшему росту заинтересованности и готовности граждан включаться в процесс ЭГ.


Коротко о главном:

Совместный аналитический доклад ВЦИОМ и Центра политической конъюнктуры

МОСКВА, 29 мая 2020 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Центр политической конъюнктуры (ЦПК) представляют данные исследования об отношении россиян к электронному голосованию, технологических и репутационных барьерах данного формата, а также перспективах внедрения электронного голосования в будущем.

1. Около половины россиян позитивно относятся к электронному голосованию . При этом в обществе нет явного негативного или предвзятого отношения к новой технологии. Это создает благоприятную базу для развития института электронного голосования в будущем.

2. Электронное голосование позволит привлечь к выборам новых избирателей. Наибольший уровень поддержки голосования через интернет фиксируется в возрастной группе от 18 до 34 лет, представители этой же возрастной группы меньше других участвуют в традиционном голосовании и чаще придерживаются стратегии ситуативного участия. В связи с этим можно предположить, что в результате обеспечения возможности голосовать дистанционно через интернет электоральное поведение молодежи может стать более активным.

3. Новым технологиям потребуется время для внедрения . В ближайшие несколько лет, выбирая между дистанционным и традиционным голосованием, большинство россиян явно отдаст предпочтение в пользу последнего как привычного и знакомого способа. Однако динамика изменения общественного мнения показывает, что число граждан, считающих важным предоставление возможности проголосовать удаленно, будет расти.

4. Дистанционное голосование имеет технологические и репутационные барьеры . Они сокращают потенциальную аудиторию тех, кто мог бы им воспользоваться, а также создают потенциальные риски в процессе его внедрения .

5. В рамках электронного голосования необходимо обеспечить технологическое разнообразие . Граждане обладают устойчивыми привычками использования электронных устройств, поэтому для успешного внедрения электронного голосования потребуется проработка сразу двух-трех сценариев (голосование на сайте через ПК и мобильный телефон / смартфон, голосование через мобильное приложение).

6. Чем проще — тем лучше . В первое время в качестве инструментов информирования в процессе электронного голосования максимально эффективными будут проверенные временем технологии, понятные широким слоям населения. Так, смс-уведомления предпочтительнее пуш-оповещений в приложении, стабильно работающий сайт предпочтительнее мобильного приложения.

Актуальность вопроса

Новый вид голосования может быть апробирован уже в 2020 году. По словам главы Центризбиркома Э. Памфиловой, электронное голосование будет использовано в одном-двух пилотных регионах в рамках Единого дня голосования, который назначен на 13 сентября 2020 года. Также, по ее мнению, электронный формат будет применен в нескольких регионах и на общероссийском голосовании по поправкам в Конституцию.

Внедрение дистанционного электронного голосования значительно расширяет перечень сценариев поведения избирателей в день выборов. Традиционный способ волеизъявления имеет только один базовый сценарий с небольшими вариациями: так или иначе избиратель опускает бюллетень в урну для голосования, делает он это досрочно или в день выборов, у себя дома или на избирательном участке — все это радикально не меняет сам процесс голосования. Электронное голосование и современные технологии позволяют гражданам отдать свои голоса одним из нескольких способов, которые значительно отличаются друг от друга. Соответственно, должны и будут меняться подходы организаторов и участников избирательных кампаний к информированию и мобилизации избирателей.

Повышенная вариативность, а также новизна дистанционного электронного голосования актуализируют множество вопросов. Как гражданам удобнее голосовать в интернете? При помощи каких инструментов им удобнее получать информацию о выборах? Нужны ли им дополнительные функции, которые может привнести с собой цифровизация электоральных процессов (например, возможность изменить свой голос до завершения дня голосования)?

ВЦИОМ и Центр политической конъюнктуры провели совместное исследование отношения россиян к возможности голосования через интернет, а также изучили сценарии применения новой технологии.

Опрос проводился 19 мая, уже после принятия Государственной Думой соответствующих поправок в ФЗ № 67, но еще до подписания их президентом.

По итогам исследования подготовлен доклад, в котором рассматриваются вопросы восприятия института электронного голосования в обществе, а также технологические особенности электронного голосования и пользовательские предпочтения россиян.

Результаты исследования

1. Граждане пока слабо информированы о появлении новых способов голосования. При этом существует значительный потенциал для повышения информированности

Подавляющее большинство респондентов (86%) либо плохо информированы (42%) о том, что Госдума приняла соответствующий законопроект, либо вообще не слышали об этом (44%). Хорошо знают о нововведениях лишь 14% опрошенных.

Низкий уровень осведомленности на начальном этапе говорит о том, что в будущем отношение россиян к самому институту дистанционного голосования по мере повышения информированности, а также после апробации новой технологии на практике может серьезно измениться.

В случае проведения эффективной информационной кампании со стороны ЦИК (информирование о способах голосования, о плюсах и минусах каждого из них, о том, как можно воспользоваться новым инструментарием), у большего числа граждан будет сформирована четкая позиция в отношении дистанционного голосования.

2. Большинство россиян готовы принять участие в голосовании через интернет, если им представится такая возможность

Чуть больше половины респондентов (51%) проголосовали бы на выборах через интернет, если бы им представилась такая возможность, 46% не стали бы голосовать таким способом (рис. 1).


При этом, выбирая между разными способами голосования, большинство россиян отдают предпочтение традиционному способу волеизъявления (69%). Практически четверть опрошенных (23%) выбрали бы электронное голосование, лишь 2% проголосовали бы при помощи почты (рис. 2).


3. Портреты сторонников и противников электронного голосования

Ожидаемо голосование через интернет чаще всего поддерживают представители молодежи в возрасте от 18 до 24 лет (71%) и от 25 до 34 лет (51%), а также респонденты, которые периодически ходят на выборы (53%) [1] .

Возможность электронного голосования может стать определяющим фактором, влияющим на решение об участии в выборах голосующих по случаю . Кроме того, в перспективе количество сторонников электронного голосования будет увеличиваться в силу демографических причин и смены поколений.

Если говорить о социально-демографическом портрете тех, кто не одобряет обеспечение возможности дистанционного голосования на выборах, то, как правило, это мужчины (55%), респонденты в возрасте от 35 до 44 лет (53%) или же старше 60 лет (53%), а также оценивающие свое материальное положение как плохое или очень плохое (55%).

4. Технологические и репутационные барьеры

Респондентов, предпочитающих традиционное голосование (69%) или голосование по почте (2%), попросили назвать причины, по которым они не одобрили бы электронное голосование. Эти причины условно можно объединить в две группы ограничений:

Технологические ограничения : 11% опрошенных не имеют доступа к необходимой инфраструктуре, у них нет компьютера, телефона или интернета, чтобы проголосовать онлайн. К тому же 14% опрошенных не умеют пользоваться компьютером, телефоном или интернетом. Эти результаты соотносятся с данными Росстата о доле населения, постоянно использующей персональный компьютер и смартфон.

Репутационные ограничения: сомнения в надежности системы электронного голосования (28%), в сохранении тайны голосования (21%). Также 60% граждан опасаются умышленных манипуляций и мошенничества (рис. 3). При этом стоит отметить, что электронное голосование на старте его внедрения становится жертвой репутационных проблем самого института выборов в России.


5. Россияне по-разному представляют себе организацию электронного голосования

У граждан нет одного наиболее предпочтительного способа голосования через интернет. Так, 30% опрошенных голосовали бы при помощи компьютера или ноутбука, 21% выбрали бы мобильное приложение на смартфоне, 20% предпочли бы проголосовать с помощью мобильного телефона, зайдя на официальный сайт для голосования, 5% воспользовались бы компьютером на почте или в МФЦ (рис. 4).


6. Предпочтительнее проверенные способы коммуникации


7. Потенциал и функционал электронного голосования требует раскрытия

В странах, где система дистанционного голосования функционирует не первый год, существуют разные уникальные функции, которые в принципе недоступны при использовании традиционных способов волеизъявления.

Например, граждане Эстонии в течение дня голосования могут изменить свой выбор до закрытия участков. Россияне пока не видят смысл в таком функционале: 28% считают, что это полезная возможность, 65% придерживаются обратной точки зрения.

ПРОГНОЗЫ

1. Внедрение инструментов электронного голосования постепенно изменит привычную для ряда групп избирателей модель поведения на выборах, референдумах, голосованиях и опросах.

2. В первое время инструмент будет больше востребован среди молодежи и жителей крупных российских городов с высоким уровнем проникновения интернета и компьютеризации населения. Однако в связи с естественными демографическими процессами возраст электронной электоральной активности будет постепенно повышаться.

3. В обозримом будущем (5-10 лет) при активной разъяснительной работе властей и политических акторов дистанционное голосование имеет перспективы стать как минимум равноценным традиционному способом волеизъявления.

4. Доверие к институту электронного голосования будет зависеть от степени прозрачности системы и наличия возможности гражданского контроля за всеми этапами внедрения нового вида голосования. В этой связи важное значение приобретет качество дискуссии о будущем электронного голосования сразу же после принятия легитимирующего его закона и после первого применения на голосовании 13 сентября 2020 г.

5. Наиболее востребованной площадкой для электронного голосования в ближайшие 5-10 лет может стать интернет-сайт, а самыми популярными инструментами для электронного голосования — домашний компьютер или ноутбук. Однако динамика внедрения новых мобильных технологий и усовершенствование программного обеспечения постепенно поменяют предпочтения в пользу мобильных устройств.

Совместный аналитический доклад ВЦИОМа и Центра политической конъюнктуры показал: сограждане мечтают о лидере государства, совмещающем качества героев близких им фильмов. В передовиках симпатий оказались персонажи достойные, но и, отчасти, неожиданные. Героев оказалось почти полтора десятка. Социологи сравнили данные опросов 20-летней давности и сегодняшние цифры.

И вот что получили.

Графика: wciom.ru

Социологи попросили назвать наиболее важные качества для политика. Респонденты выделили честность. На второе-третье место вышли компетентность и близость к народу. И на четвертое-пятое — умение организовать работу и. ум.

Штирлиц с отрывом почти в два раза обошел профессора Преображенского, мстителя Данилу Багрова и следователя Марию Швецову. О чем это говорит? Разведка рулит?

Графика: wciom.ru

- Если вопрос задан с ассоциациями с киногероями — то люди и будут отвечать, вспоминая киногероев. Если спрашивать про реальных исторических персонажей, то и ответы окажутся про реальных людей. Невзирая на их кино-образы, во многом. А с литературными персонажами ассоциирует меньше. Респонденты реагируют на то, что видят на экране - а остальное игнорируют. Люди хотели бы не только отвечать на вопросы про киногероев, но и спрашивать с киногероев по полной.

- Но круг их активной деятельности не очень велик?

- У нас снимают кино про тех, кто сражался с Наполеоном, с Гитлером, с кайзером, с криминалом. Кинематограф выбора других интересных исторических персонажей особо не представляет.

Графика: wciom.ru

- В опросе фигурируют имена зарубежных героев, вроде Рэмбо от Сталлоне или героя Брюса Уиллиса в "Крепком Орешке".

- Сейчас они выпадают из массового сознания Что касается героев отечественного кинематографа за последние четверть века, то ничего серьезного, кроме Данилы Багрова, пожалуй, нам и не предложили. То есть ярких героев кинематограф не сделал за 25 лет. Образов не создал — выбирать не из чего - хоккеист Харламов и маг Антон Городецкий остались где-то в конце списка предпочтений.

- То есть спектр выбора невелик?

- Брат и Саша Белый героями не станут уже нигде и никогда?

- Если бы вопрос был задан так: какой конкретно образ хотели бы видеть во главе страны?

- Пришлось бы проводить несколько исследований. Пришлось бы заметно расширять список возможных ассоциаций. И тогда уже можно о чем то говорить. Пока картинка весьма субъективна.

Графика: wciom.ru

- Респондентам предложено назвать три главных качества лидера, и они назвали: честность, образованность, близость к народу.

- Общий список качеств не дает такую картину, что это обязательно силовик. Ну вот чью работу организует Штирлиц, кроме радистки Кэт — да и то запоздало? Руководство большим коллективом — это не про него. Ипостась разведчика — долго и упорно работать в одиночку.

- Итог?

- Вообще опросы могут считаться корректными, но выводы из данного исследования не нужно экстраполировать на все возможные варианты предпочтений россиян относительно образа политика — он будет гораздо шире.

ВОПРОС ДНЯ

Каких киногероев нам не хватает во власти?

Елена ХОРС, мать семерых детей:

Валерий ТРАПЕЗНИКОВ, экс-депутат Госдумы, токарь с 50-летним стажем, Пермь:

- Моя Настя на роль политического деятеля не подходит. Большая политика - мужское дело. Женщина, которая заняла это место, одна на века - Екатерина Великая.

Евгений ЧЕРНОУСОВ, полковник милиции в отставке, адвокат:

Каких киногероев нам не хватает во власти?

Валентина ЯШИНА, вдова Льва Яшина:

- Я не буду называть имен - ни киногероев, ни спортсменов. А то кого-нибудь забуду, и кто-то обидится. Но уверена, наши выдающиеся футболисты, хоккеисты, фигуристы. влияют на настроения в обществе.

Сергей СТЕПАШИН, экс-премьер России, генерал-полковник:

Возрастная категория сайта 18 +


МОСКВА, 21 июля. /ТАСС/. Треть россиян отдали бы предпочтение электронной форме голосования после его масштабного тестирования в ходе плебисцита по поправкам в конституцию и число сторонников интернет-голосования будет расти. Об этом говорится в совместном аналитическом докладе Всероссийского центра исследований общественного мнения (ВЦИОМ) и Центра политической конъюнктуры (ЦПК), которые есть в распоряжении ТАСС.

На прошедшем общероссийском голосовании по вопросу внесения изменений в конституцию РФ было предусмотрено электронное голосование в Москве и Нижегородской области.

"Уже сейчас число сторонников электронного голосования достигло уровня, который невозможно игнорировать: более половины россиян готовы проголосовать через интернет, а треть граждан предпочли бы электронное голосование традиционной форме волеизъявления. Эти данные говорят о явном наличии запроса на дальнейшее внедрение инструмента и его масштабирование", - говорится в исследовании.

Так, в период с мая по июль 2020 года доля тех, кто одобряет возможность голосовать через интернет, выросла на 4 процентных пункта, достигнув 50%, а количество противников электронного голосования снизилось с 49% до 44%. Также на 2 процентных пункта, до 53%, увеличилось число респондентов, готовых лично участвовать в электронном голосовании. Отказались бы от новой формы волеизъявления 45% опрошенных. Доля тех, кто отдал бы предпочтение электронной форме, в период с мая по июль 2020 года выросла до 30% (на 7 п. п.).

Оценка перспектив

Авторы отмечают, что наиболее вероятным является постепенное расширение аудитории сторонников электронного голосования, которое будет зависеть от того, как часто этот инструмент будет применяться на выборах в единый день голосования. Можно утверждать, что применение электронного голосования на федеральных выборах может способствовать значительному росту интереса граждан к этому инструменту, считают эксперты.

Исследование показало, что минусы дистанционного голосования во многом являются следствием репутационных проблем самого института выборов в России. Так, топ-3 недостатка ЭГ, по мнению опрошенных: простор для фальсификаций (21%), риск утечки данных (15%) и отсутствие интернета/слабый интернет (12%). "Последний недостаток устраняется технологическим развитием и расширением цифровой инфраструктуры, а первые два - работой над имиджем самого института выборов в России", - заявляют эксперты.

Авторы делают вывод, что электронное голосование имеет резервы для дальнейшего распространения. По их мнению, удачный опыт, техническое совершенcтвование системы, а также повышение уровня информированности граждан, пока относительно невысокого, будут способствовать дальнейшему росту заинтересованности и готовности граждан включаться в процесс электронного голосования.

Инициативный всероссийский опрос "ВЦИОМ-Спутник" проведен 9 июля 2020 года, в нем приняли участие россияне в возрасте от 18 лет. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%.


Ведущий. Участие в выборах – дело добровольное. Но это проявление ответственности и правовой культуры каждого гражданина. Гражданин голосует потому, что неравнодушен к судьбе своей страны, города или села. Ведь чем активнее и сознательнее участвует в управлении страной её население, тем скорее страна приходит к высокому уровню своего развития, к правовому государству.

Давайте познакомимся с историей выборов в России?

Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти. Президентом России может быть избран только гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Давайте выделим стадии избирательного процесса: назначение выборов, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков, формирование избирательных комиссий, регистрация кандидатов, предвыборная кампания, тайное голосование, подсчёт голосов, определение результатов выборов. Как вы поняли перед тайным голосованием кандидаты имеют право на предвыборную кампанию, агитацию.

4 Глава Конституции РФ посвящена президенту Российской Федерации. Президент Российской Федерации является главой государства. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Электронное голосование: новые технологии меняют электоральные привычки.


Совместный аналитический доклад ВЦИОМ и Центра политической конъюнктуры

  1. Около половины россиян позитивно относятся к электронному голосованию . При этом в обществе нет явного негативного или предвзятого отношения к новой технологии. Это создает благоприятную базу для развития института электронного голосования в будущем.
  2. Электронное голосование позволит привлечь к выборам новых избирателей. Наибольший уровень поддержки голосования через интернет фиксируется в возрастной группе от 18 до 34 лет, представители этой же возрастной группы меньше других участвуют в традиционном голосовании и чаще придерживаются стратегии ситуативного участия. В связи с этим можно предположить, что в результате обеспечения возможности голосовать дистанционно через интернет электоральное поведение молодежи может стать более активным.
  3. Новым технологиям потребуется время для внедрения . В ближайшие несколько лет, выбирая между дистанционным и традиционным голосованием, большинство россиян явно отдаст предпочтение в пользу последнего как привычного и знакомого способа. Однако динамика изменения общественного мнения показывает, что число граждан, считающих важным предоставление возможности проголосовать удаленно, будет расти.
  4. Дистанционное голосование имеет технологические и репутационные барьеры . Они сокращают потенциальную аудиторию тех, кто мог бы им воспользоваться, а также создают потенциальные риски в процессе его внедрения.
  5. В рамках электронного голосования необходимо обеспечить технологическое разнообразие . Граждане обладают устойчивыми привычками использования электронных устройств, поэтому для успешного внедрения электронного голосования потребуется проработка сразу двух-трех сценариев (голосование на сайте через ПК и мобильный телефон / смартфон, голосование через мобильное приложение).
  6. Чем проще — тем лучше . В первое время в качестве инструментов информирования в процессе электронного голосования максимально эффективными будут проверенные временем технологии, понятные широким слоям населения. Так, смс-уведомления предпочтительнее пуш-оповещений в приложении, стабильно работающий сайт предпочтительнее мобильного приложения.

Актуальность вопроса

Результаты исследования

  1. Граждане пока слабо информированы о появлении новых способов голосования. При этом существует значительный потенциал для повышения информированности

Подавляющее большинство респондентов (86%) либо плохо информированы (42%) о том, что Госдума приняла соответствующий законопроект, либо вообще не слышали об этом (44%). Хорошо знают о нововведениях лишь 14% опрошенных.

Низкий уровень осведомленности на начальном этапе говорит о том, что в будущем отношение россиян к самому институту дистанционного голосования по мере повышения информированности, а также после апробации новой технологии на практике может серьезно измениться.

В случае проведения эффективной информационной кампании со стороны ЦИК (информирование о способах голосования, о плюсах и минусах каждого из них, о том, как можно воспользоваться новым инструментарием), у большего числа граждан будет сформирована четкая позиция в отношении дистанционного голосования.

  1. Большинство россиян готовы принять участие в голосовании через интернет, если им представится такая возможность

Чуть больше половины респондентов (51%) проголосовали бы на выборах через интернет, если бы им представилась такая возможность, 46% не стали бы голосовать таким способом (рис. 1).


При этом, выбирая между разными способами голосования, большинство россиян отдают предпочтение традиционному способу волеизъявления (69%). Практически четверть опрошенных (23%) выбрали бы электронное голосование, лишь 2% проголосовали бы при помощи почты (рис. 2).


  1. Портреты сторонников и противников электронного голосования

Ожидаемо голосование через интернет чаще всего поддерживают представители молодежи в возрасте от 18 до 24 лет (71%) и от 25 до 34 лет (51%), а также респонденты, которые периодически ходят на выборы (53%)[1].

Возможность электронного голосования может стать определяющим фактором, влияющим на решение об участии в выборах голосующих по случаю . Кроме того, в перспективе количество сторонников электронного голосования будет увеличиваться в силу демографических причин и смены поколений.

Если говорить о социально-демографическом портрете тех, кто не одобряет обеспечение возможности дистанционного голосования на выборах, то, как правило, это мужчины (55%), респонденты в возрасте от 35 до 44 лет (53%) или же старше 60 лет (53%), а также оценивающие свое материальное положение как плохое или очень плохое (55%).

Респондентов, предпочитающих традиционное голосование (69%) или голосование по почте (2%), попросили назвать причины, по которым они не одобрили бы электронное голосование. Эти причины условно можно объединить в две группы ограничений:

Технологические ограничения : 11% опрошенных не имеют доступа к необходимой инфраструктуре, у них нет компьютера, телефона или интернета, чтобы проголосовать онлайн. К тому же 14% опрошенных не умеют пользоваться компьютером, телефоном или интернетом. Эти результаты соотносятся с данными Росстата о доле населения, постоянно использующей персональный компьютер и смартфон.

Репутационные ограничения: сомнения в надежности системы электронного голосования (28%), в сохранении тайны голосования (21%). Также 60% граждан опасаются умышленных манипуляций и мошенничества (рис. 3). При этом стоит отметить, что электронное голосование на старте его внедрения становится жертвой репутационных проблем самого института выборов в России.


  1. Россияне по-разному представляют себе организацию электронного голосования

У граждан нет одного наиболее предпочтительного способа голосования через интернет. Так, 30% опрошенных голосовали бы при помощи компьютера или ноутбука, 21% выбрали бы мобильное приложение на смартфоне, 20% предпочли бы проголосовать с помощью мобильного телефона, зайдя на официальный сайт для голосования, 5% воспользовались бы компьютером на почте или в МФЦ (рис. 4).


  1. Предпочтительнее проверенные способы коммуникации


  1. Потенциал и функционал электронного голосования требует раскрытия

В странах, где система дистанционного голосования функционирует не первый год, существуют разные уникальные функции, которые в принципе недоступны при использовании традиционных способов волеизъявления.

Например, граждане Эстонии в течение дня голосования могут изменить свой выбор до закрытия участков. Россияне пока не видят смысл в таком функционале: 28% считают, что это полезная возможность, 65% придерживаются обратной точки зрения.

ПРОГНОЗЫ

  1. Внедрение инструментов электронного голосования постепенно изменит привычную для ряда групп избирателей модель поведения на выборах, референдумах, голосованиях и опросах.
  2. В первое время инструмент будет больше востребован среди молодежи и жителей крупных российских городов с высоким уровнем проникновения интернета и компьютеризации населения. Однако в связи с естественными демографическими процессами возраст электронной электоральной активности будет постепенно повышаться.
  3. В обозримом будущем (5-10 лет) при активной разъяснительной работе властей и политических акторов дистанционное голосование имеет перспективы стать как минимум равноценным традиционному способом волеизъявления.
  4. Доверие к институту электронного голосования будет зависеть от степени прозрачности системы и наличия возможности гражданского контроля за всеми этапами внедрения нового вида голосования. В этой связи важное значение приобретет качество дискуссии о будущем электронного голосования сразу же после принятия легитимирующего его закона и после первого применения на голосовании 13 сентября 2020 г.

Наиболее востребованной площадкой для электронного голосования в ближайшие 5-10 лет может стать интернет-сайт, а самыми популярными инструментами для электронного голосования — домашний компьютер или ноутбук. Однако динамика внедрения новых мобильных технологий и усовершенствование программного обеспечения постепенно поменяют предпочтения в пользу мобильных устройств.

Читайте также: