Беларусь в одкб доклад

Обновлено: 30.06.2024

Организа́ция Догово́ра о коллекти́вной безопа́сности (ОДКБ) — военно-политический союз в рамках СНГ, созданный на основе Договора о коллективной безопасности, подписанного в мае 1992 года. В состав ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Действие договора продлевается каждые пять лет.

Цели и задачи ОДКБ

Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

История создания

15 мая 1992 года в Ташкенте представители шести стран: Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана подписали Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Позднее к Договору присоединились:

  • Азербайджан — 24 сентября 1993 года
  • Грузия — 9 сентября 1993 года
  • Белоруссия — 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года и был рассчитан на пятилетний срок.
По истечении пяти лет. 2 апреля 1999 года президенты шести стран: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, а Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались продлить действие договора.

В мае 2002 года на сессии участников Договора о коллективной безопасности в Москве было принято решение о создании полноценной международной организации — Организации Договора о коллективной безопасности.
7 октября 2002 года в подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

В феврале 2009 года на совещании в Москве было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования, которые должны будут использоваться для отражения военной агрессии, борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Страны-участники ОДКБ

В мае 2002 года на сессии участников Договора о коллективной безопасности в Москве было принято решение о создании полноценной международной организации — Организации Договора о коллективной безопасности. 7 октября 2002 года в подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

В феврале 2009 года на совещании в Москве было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования, которые должны будут использоваться для отражения военной агрессии, борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

30 ноября 2017 года в Минске прошел очередной саммит ОДКБ. Лидеры России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана встретились во Дворце независимости. Встрече руководителей государств предшествовала встреча министров иностранных дел стран-членов ОДКБ.

Среди главных вопросов повестки дня саммита — ключевые вопросы взаимодействия в рамках организации, международные и региональные проблемы, меры по совершенствованию системы коллективной безопасности ОДКБ. По итогам саммита подписана Декларация в связи с 25-летием Договора о коллективной безопасности и 15-летием ОДКБ.

Также на саммите согласован План реализации Стратегии коллективной безопасности на период до 2025 года и ряд других документов, в том числе в сфере информационной безопасности, в области противодействия незаконной миграции.

Структура ОДКБ

Высшим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности (СКБ), в который входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел (СМИД) ОДКБ является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) выполняет функции консультативного и исполнительного органа ОДКБ по вопросам взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КСББ) является консультативным и исполнительным органом ОДКБ по вопросам взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь является высшим административным должностным лицом ОДКБ и осуществляет руководство секретариатом, он назначается решением Совета коллективной безопасности.

Протесты в Казахстане в январе 2022 года

2 января 2022 года жители городов Жанаозен и Актау в Мангистауской области массово вышли на улицы с призывом снизить цены на топливо. В последующие дни протесты охватили весь Казахстан. В целях стабилизации ситуации власти объявили о снижении цены на сжиженный газ в Мангистауской области, но должного эффекта это решение не достигло.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев трижды (5, 6 и 7 января) выступил с обращениями к нации в которых призвал население к соблюдению законов и порядка. Кроме того, он подчеркнул, что власти будут жестко реагировать на все проявления правового вандализма. Токаев также заявил, что все требования граждан страны которые выражались в мирных формах, были услышаны властью.

Касым-Жомарт Токаев на фоне протестов ввел на территории страны режим ЧП на две недели, сменил первого главу республики Нурсултана Назарбаева на посту председателя Совета безопасности и отправил Правительство страны в отставку.

К утру 7 января миротворцы совместно с правоохранительными органами Казахстана взяли под контроль аэропорт Алма-Аты

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – региональная международная организация, созданная в 2002 году и основанная на Договоре о коллективной безопасности 1992 года. Беларусь присоединилась к Договору о коллективной безопасности 31 декабря 1993 года – через полтора года после подписания договора шестью первоначальными участниками.

Памятная записка 15 / 05.04.2021

Алисия Иванова

Политический контекст присоединения Беларуси к ДКБ

Тема присоединения к ДКБ вызвала серьезные политические споры. Председатель Верховного Совета Станислав Шушкевич, оппозиционная фракция БНФ и некоторые представители социал-демократов и либералов отстаивали идею нейтралитета, которая содержалась в Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь 1990 года. Премьер-министр Вячеслав Кебич и большинство депутатов Верховного Совета были сторонниками тесного военного сотрудничества с Россией, в том числе в рамках ДКБ. Также активным лоббистом присоединения к ДКБ был военно-промышленный комплекс, который на момент становления независимого государства в значительной мере опирался на Россию. Это проявлялось как в зависимости производственных процессов от российских предприятий, так и в отсутствии материальных возможностей модернизировать вооружения и военную технику самостоятельно.

За присоединение к договору выдвигались два основных аргумента:

  1. Участие в ДКБ обеспечит более гладкий переход от советской к национальной системе обороны (в том числе в плане военной подготовки), что позволит сохранить безопасность страны в переходный период.
  2. Ограниченность ресурсов для самостоятельного финансирования вооруженных сил может быть компенсирована за счет сохранения тесных связей с Россией и потенциального расширения заказов для военно-промышленного комплекса Беларуси в рамках ДКБ.

ОДКБ в доктринальных документах Беларуси

Доктрина также определяет сотрудничество с государствами-членами ОДКБ в качестве приоритетного направления. Оно включает сотрудничество по вопросам:

  • развития и применения сил коллективной безопасности;
  • создания объединенных военных систем;
  • развития миротворческого потенциала ОДКБ и укрепления статуса ОДКБ на международной арене.

Участие Беларуси в ОДКБ

УДолевой взнос Республики Беларусь в бюджет ОДКБ, как и остальных государств-членов, за исключением России, составляет 10% (в 2019 году взнос равнялся примерно 1,5 млн. белорусских рублей).

Предыдущий раз Беларусь председательствовала в ОДКБ в 2017 году. Приоритетами председательства стали усиление влияния ОДКБ на международной арене и повышение оперативной готовности Коллективных сил. Генеральным секретарем ОДКБ c 2020 года является Станислав Зась, бывший Государственный секретарь Совета безопасности Беларуси. При этом назначение Зася сопровождалось дипломатическими сложностями. Его кандидатуру некоторое время блокировала Армения, что было связано с внутриполитическими процессами в самой Армении и требованием Еревана назначить на должность армянского представителя вместо отозванного досрочно Юрия Хачатурова.

Вооруженные силы Беларуси участвуют в Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ (в КСОР Беларусь предоставила 103-ю отдельную гвардейскую воздушно-десантную бригаду), Коллективных авиационных силах (КАС) ОДКБ и Коллективных миротворческих силах (КМС) ОДКБ (в учениях КМС от Беларуси участвуют военнослужащие миротворческой роты 103-й отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады). Белорусские вооруженные силы активно задействованы в региональной группировке войск Беларуси и России, которая была создана на двусторонней основе, но действует и в рамках ОДКБ.

Беларусь принимает активное участие в учениях ОДКБ. В последние годы это:

Участие Беларуси в КСОР

В контексте создания КСОР возобновилась дискуссия о возможности участия белорусских военнослужащих в операциях за рубежом. Принимая решение о присоединении к ДКБ, Верховный Совет поручил подготовить оговорки, исключающие применение белорусских Вооруженных Сил на территории других государств без специального решения парламента. Однако в итоге такие оговорки при подписании и ратификации ДКБ сделаны не были. Оговорки о необходимости дополнительных процедур для размещения ВС Беларуси за рубежом были сделаны Беларусью к Уставу СНГ, но не ОДКБ.

Интерес Беларуси к ОДКБ

Для обеспечения обороноспособности Беларуси достаточно двусторонних соглашений в военной сфере с Россией (в том числе функционирования региональной группировки войск). Однако для самой России военно-политическое сотрудничество с Беларусью и ОДКБ является стратегически приоритетным и оказывает стабилизирующее влияние на обстановку в пограничных регионах, которые находятся в зоне риска из-за наращивания силового потенциала НАТО. Поэтому участие Беларуси в ОДКБ свидетельствует, в первую очередь, об учете Минском военно-политических интересов России, в частности в рамках неформальной большой сделки между союзниками.

Также в рамках ОДКБ Беларусь приобретает вооружения, военную и иную специальную технику на льготных условиях, хотя большáя часть военно-технического сотрудничества между Минском и Москвой происходит на двусторонней основе. По оценкам белорусского правительства, в случае выходе из ОДКБ прямые потери для оборонной промышленности Беларуси ежегодно составили бы $300-350 млн.

Проблема военной безопасности в государствах СНГ возникла сразу же после распада СССР, так как практически перестала существовать единая военная система, обеспечивающая оборону некогда единой страны от внешних военных угроз.
Глубокая оценка возможностей самостоятельных вооруженных сил государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) и реального их состояния свидетельствовали о необходимости коллективной защиты. И в этой связи 15 мая 1992 года в г. Ташкент (Узбекистан) между Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном был подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ), а в 1993 году к нему присоединились Азербайджан, Грузия и Беларусь.

Содержание

1 История создания и основные принципы деятельности ОДКБ 3
2 Функции и стратегии ОДКБ 5
3. Концепция коллективной безопасности ОДКБ 7
3.1 Основные положения Концепции 7
3.2 Основы обеспечения коллективной безопасности в ОДКБ 10
3.3 Характеристика методов обеспечения национальной безопасности 10
4 Необходимость совершенствования Концепции коллективной безопасности 13
5 Влияние стратегии безопасности ОДКБ на национальную безопасность Республики Беларусь 14
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Стратегия ОДКБ .docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

студентка гр. ГТ-41 ст. преподаватель

Ревуцкая Н.И. Ефремов Я.В.

1 История создания и основные принципы деятельности ОДКБ 3

2 Функции и стратегии ОДКБ 5

3. Концепция коллективной безопасности ОДКБ 7

3.1 Основные положения Концепции 7

3.2 Основы обеспечения коллективной безопасности в ОДКБ 10

3.3 Характеристика методов обеспечения национальной безопасности 10

4 Необходимость совершенствования Концепции коллективной безопасности 13

5 Влияние стратегии безопасности ОДКБ на национальную безопасность Республики Беларусь 14

Список литературы 17

1 История создания и основные принципы деятельности ОДКБ

Проблема военной безопасности в государствах СНГ возникла сразу же после распада СССР, так как практически перестала существовать единая военная система, обеспечивающая оборону некогда единой страны от внешних военных угроз.

Глубокая оценка возможностей самостоятельных вооруженных сил государств- участников Содружества Независимых Государств (СНГ) и реального их состояния свидетельствовали о необходимости коллективной защиты. И в этой связи 15 мая 1992 года в г. Ташкент (Узбекистан) между Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном был подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ), а в 1993 году к нему присоединились Азербайджан, Грузия и Беларусь.

Данным договором государства - участники подтвердили обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях и обязались разрешать все разногласия между собой и другими государствами мирными средствами. Также в Договоре закреплялось, что если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников ДКБ. А в случае совершения акта агрессии против любого из государств - участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную.

ДКБ был объявлен открытым для присоединения всем заинтересованным государствам, разделяющим его цели и принципы [1].

Сама суть Договора, заложенные в нем принципы и формы сотрудничества, а также заявленные позиции предопределили реальную возможность для него стать составной частью системы общей и всеобъемлющей безопасности для Европы и Азии.

На первоначальном этапе Договор содействовал созданию национальных вооруженных сил государств-участников, обеспечению адекватных внешних условий для их независимого государственного строительства.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года, был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора.

После вступления Договора в силу в 1994 году был принят ряд важных нормативно-правовых документов, продвигавших процесс военно-политической интеграции в различных областях, входящих в его компетенцию.

Среди первых таких документов фигурировали принятые в 1995 году "Декларация государств-участников ДКБ", "Концепция коллективной безопасности государств-участников ДКБ", документ об "Основных направлениях углубления военного сотрудничества".

В Концепции коллективной безопасности были определены основы военной политики государств-участников, принципы и основы обеспечения коллективной безопасности, формирование которой и сегодня продолжает осуществляться последовательно, с учетом развития военно-политической обстановки в мире.

Пройденный этап становления и развития Договора о коллективной безопасности дал свои положительные результаты: были созданы условия, которые позволили его трансформировать в мае 2002 г. в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Членами ОДКБ на сегодняшний день являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан.

Решение о преобразовании Договора о коллективной безопасности в международную региональную организацию было также вызвано необходимостью адаптации Договора к динамике региональной и международной безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам. Перейдя в новое качество Организации, сотрудничество на базе ДКБ сохранило приверженность основным принципам, провозглашенным в Договоре.

Целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.

Главной задачей Организации становится координация и углубление военно-политического взаимодействия, становление многосторонних структур и механизмов сотрудничества, призванных обеспечивать на коллективной основе национальную безопасность государств-участников, оказывать необходимую помощь, включая военную, государству- участнику, ставшему жертвой агрессии.

Принципиально важным стало включение в Устав ОДКБ положения о том, что одной из основных целей Организации и направлений ее деятельности определяется координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и другими нетрадиционными угрозами безопасности.

Согласно Уставу ОДКБ действует на основе неукоснительного уважения независимости, добровольности участия, равенства прав и обязанностей государств-членов, невмешательства в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов.

Главными действующими органами ОДКБ являются:

а) Совет коллективной безопасности;

б) Совет министров иностранных дел;

в) Совет министров обороны;

г) Комитет секретарей советов безопасности.

Постоянно действующим рабочим органом Организации является Секретариат Организации.

Официальным и рабочим языком ОДКБ является русский язык [ 3 ].

Таким образом, заключение Договора о коллективной безопасности поспособствовало созданию межрегиональной организации, основной целью которой стало коллективное обеспечение военной безопасности. ОДКБ за непродолжительный период своей деятельности вышла на новый уровень развития и смогла нарастить свой интеграционный потенциал. Следующий этап его развития будет направлен на повышение эффективности и способности Организации оперативно реагировать на возможные угрозы и вызовы в интересах обеспечения национальной и коллективной безопасности государств-членов.

ОДКБ позиционирует себя как многофункциональная организация безопасности нового типа. Многофункциональность ОДКБ и новый тип организации заключаются, прежде всего, в попытке совмещения в одной структуре двух групп функций: противодействие традиционным внешним военным угрозам (создание военного союза, состыковка и сращивание военных инфраструктур семи стран-членов) с одной стороны и противодействие новым угрозам и вызовам (борьба с наркотрафиком, незаконной миграцией, терроризмом и пр.) – с другой. Именно это совмещение способно cделать ОДКБ уникальным механизмом, который мог бы играть существенную роль в ходе формирования новой архитектуры безопасности в Евразии.

В настоящее время сформированы и действуют Восточноевропейская (Россия–Белоруссия) и Кавказская (Россия–Армения) группировки, на центрально-азиатском направлении вместо такой группировки созданы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) с авиационным компонентом.

Также в систему коллективной безопасности входят создающиеся в настоящее время группировки объединенных систем (противовоздушной обороны (ПВО), разведки, связи, управления и др.) и Объединенный штаб ОДКБ. В настоящее время Объединенная система ПВО существует на базе СНГ, а не ОДКБ, но фактически активное участие в сотрудничестве и совместных учениях принимают только государства ОДКБ. Именно поэтому Организация планирует создать собственную интегрированную систему ПВО для трех регионов коллективной безопасности. Сейчас пока сформирована лишь российско-белорусская группировка.

Территория государства - 207,6 тыс.кв.км. Численность населения - на 30.06.2003 составляет 9 млн. 904 тыс.700 человек.

Республика Беларусь - унитарное демократическое социально-правовое государство. По форме правления Беларусь - президентская республика. На ее территории действует Конституция 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми народом на Референдуме 24 ноября 1996 года. В основу государственного управления положен принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Высший представительный постоянно действующий законодательный орган - Парламент - Национальное собрание, которое состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Срок полномочий Парламента - четыре года. Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом. Президент Республики является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент избирается на 5 лет непосредственно народом Республики Беларусь. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган Государственного управления.

Cтолица Республики Беларусь город Минск является официальным местом пребывания координирующих органов Содружества Независимых Государств. Здесь находятся Исполнительный Комитет СНГ, Экономический Суд Содружества и ряд отраслевых органов Содружества.

Республика Беларусь присоединилась к Договору о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года в декабре 1993 года. Является членом Организации Договора о коллективной безопасности, созданной в 2003 году на основе и в развитие сотрудничества в рамках ДКБ.

Президентом Республики Беларусь является ЛУКАШЕНКО Александр Григорьевич.

Читайте также: