Сокрытие или искажение экологической информации доклад

Обновлено: 27.06.2024

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Комментарий к статье 8.5. КоАП РФ:

1. Статья включена в текст КоАП РФ по аналогии со ст. 237 УК РФ и содержит общие формальные составы с альтернативными признаками по предмету и объективной стороне.

Цель статьи - обеспечение социального контроля (от государственного до общественного, осуществляемого населением) за деятельностью, которая по своему характеру может нанести ущерб здоровью человека и нации в целом, а также среде обитания. Сфера ее действия - промышленная, научно-техническая и иная деятельность должностных и иных физических лиц, процессы различного рода и характера, в ходе которых могут возникнуть факторы, представляющие опасность для человека и окружающей среды в целом, отдельных ее элементов.

2. Правовое регулирование оборота экологической информации осуществляется многочисленными законодательными и иными нормативными правовыми актами. Их можно разделить на две группы: акты, регулирующие общие начала оборота информации и информирования населения (здесь головным является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"), и акты, устанавливающие специальные правила о предоставлении, собирании, распространении информации об обстоятельствах, которые имеют значение в смысле норм данной статьи Кодекса, т.е. затрагивают экологические права и интересы граждан, охрану окружающей среды и природопользование непосредственным образом.

3. Объект правонарушения - общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других связанных с ним прав. Предмет - экологическая информация, т.е. существующая в письменной, визуальной, устной форме или базе данных информация о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных объектов; о вредных воздействиях или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды. Ее виды (составные части) перечислены в диспозиции нормы.

4. Сокрытием информации является недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на получение или нуждающихся в получении данных, указанных в диспозиции нормы, когда информация была обязательной или была необходима для воздействия на события, факты или явления, создающие опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды. По субъективной стороне оно может быть умышленным и неосторожным.

7. Искажение сведений о природных ресурсах - формальный состав со специальным субъектом - лицом, обязанным сообщать такую информацию.

8. Дела об административных правонарушениях рассматривают (в пределах своей компетенции применительно к объекту контроля и надзора) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13), федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. ст. 23.22 и 23.22.1); органов, осуществляющих федеральный государственный контроль и надзор, и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих региональный государственный надзор и контроль за использованием и охраной водных объектов (ст. ст. 23.23 и 23.23.1); органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых территорий федерального значения (ст. 23.25); органов гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (ст. 23.28); органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ст. 23.29), органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии (ст. 23.33).

Протоколы об административных правонарушениях составляют перечисленные выше должностные лица (ч. 1 ст. 28.3), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Предыдущая записка была посвящена разбору недостатков в риелтерском договоре . Сегодня начну новую тему, которой ранее не касался. Речь пойдет о специфических административных правонарушениях, которые могут затронуть предпринимателей, связанных с природопользованием.

Российское законодательство предусматривает массив различных процедур, которые давлеют над предпринимателем. Их неисполнение чревато административными штрафами, гражданско-правовой ответственностью или даже привлечением к уголовной ответственности.

В частности предприниматели обязаны предоставлять большой объем отчетности, связанной с негативным воздействием на окружающую природную среду. Объем отчетности на столько большой и специфический, что в ней не сложно допустить ошибки. А Росприроднадзор неприменно найдет как за эти ошибки наказать.

Предпринимателей спасает только то, что КоАП РФ предусматривает сроки давности привлечения к административной ответственности. Согласно ст.4.5. этого кодекса, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Но и здесь есть нюансы.

Дело в том, что в законодательстве есть понятие длящегося правонарушения. Это такое правонарушение, которое происходит и завершается не одномоментно, а длится в течении определенного времени. При длящемся правонарушении сроки давности начинают исчисляться не со дня его совершения, а со дня обнаружения административным органом. При этом само понятие длящегося правонарушения очень расплывчато.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки привлечения к ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

В результате административные органы, и Росприпроднадзор в том числе, стараются признать длящимся любое правонарушение, по которому прошли общие сроки давности с момента совершения. Не является исключением и ст. 8.5. КоАП РФ.

Так компания направила в Росприроднадзор характеристики объектов размещения отходов с указанием в них недостоверной информации об отсутствии негативного воздействия на окружающую среду. В действительности, такие объекты, согласно имеющейся классификации, оказывали негативное воздействие. При этом срок на привлечение к административной ответственности уже был пропущен.

Не смотря на это административный орган вынес постановление, в котором указал, что данное правонарушение является длящимся.

Постановление было обжаловано в суде, который изучив дело указал следующее.

Объективная сторона состава правонарушения выражена в форме действия - направления экологической информации, в связи с чем данное правонарушение не может быть длящимся, а срок давности подлежит исчислению по общему правилу - с момента совершения противоправного деяния.

По другому делу Росприроднадзор пытался привлечь компанию к ответственности за предоставление недостоверной информации в отношении объекта размещения отходов. По мнению чиновников, компания неверно указала характеристики такого объекта. Сроки также были пропущены, но постановление было вынесено в связи с тем, что правонарушение является длящимся.

Суд удовлетворил жалобу компании и отменил постановление указав следующее.

Объективная сторона предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ состава административного правонарушения выражается в действие или бездействие лиц, в том числе и юридических лиц, состоящее в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Объективная сторона состава правонарушения выражена в форме действия - направления экологической информации, в связи с чем, данное правонарушение не может быть длящимся, а срок давности подлежит исчислению по общему правилу - с момента совершения противоправного деяния.

Ставьте "нравится" и пишите свое мнение о заметке. Нам Важно то, что Вы думаете.

Сокрытие или искажение экологической информации. Ст.8.5 КоАП РФ

Что же относится к такому понятию, как "сокрытие или искажение экологической информации":

  • недостоверная информация, предоставленная в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля,
  • недостоверная информация, предоставленная в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду,
  • недостоверная информация, предоставленная в декларации о воздействии на окружающую среду,
  • недостоверная информация, предоставленная в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду,
  • недостоверная информация, предоставленная в отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программе повышения экологической эффективности,
  • искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информация,
  • а также несвоевременное предоставление вышеуказанной информации.

Недостоверная информация - это любая информация, которую вы ошибочно внесли (не внесли), не можете подтвердить документами.

Сокрытие или искажение экологической информации - статья 8.5 КоАП РФ

Сокрытие или искажение экологической информации

Если вы являетесь субъектом малого или среднего предпринимательства и у вашего предприятия нет обстоятельств, отягчающих административную ответственность, то ваше предприятие может рассчитывать на получение наказания в виде предупреждения.

обстоятельства, отягчающие административную отвественность

Если все же имеются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, то ваше предприятие рискует получить штраф и не в минимальном размере.

обстоятельства, смягчающие административную отвественность

Экологическая отчетность - сроки сдачи

Отчет по ПЭК

Декларация о воздействии на окружающую среду

Если у вашего предприятия заканчивается разрешение на сброс или выброс вредных (загрязняющих)веществ в атмосферный воздух , то вам необходимо подать декларацию о воздействии на окружающую среду.

В настоящее время конкретные сроки предоставления декларации не утверждены, поэтому декларация на момент окончания действия разрешительной документации должна быть подана.

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.

пункт 2 Порядка предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утв. Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ.

Комментарий к статье 8.5 КоАП РФ

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, которые обеспечивают доступность экологической информации. Право на предоставление такой информации декларировано в ст. 42 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Вместе с тем реализация комментируемой статьи имеет практические сложности, связанные с отсутствием законодательного определения экологической информации. Между тем в контексте права граждан на информацию о состоянии окружающей среды и его защиты нормативное решение указанного вопроса было бы полезным.

Обладатель информации, согласно вышеназванному Закону, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

Закон содержит важное положение о том, что право на доступ к информации о состоянии окружающей среды не может быть ограничено.

Часть 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" также закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Кроме этого Закон в качестве одного из основных принципов провозглашает соблюдение права каждого на получение информации о состоянии окружающей среды (ст. 3), а в ч. 3 ст. 63 устанавливает статус информации о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученной при осуществлении государственного экологического мониторинга.

Комментируемая статья называет критерии предоставляемой экологической информации. Она должна быть полной и достоверной. К слову, ранее действовавший Закон "Об охране окружающей природной среды" в ст. 12 содержал положение о том, что предоставляемая экологическая информация должна быть достоверной, полной и своевременной.

Достоверной является заведомо неискаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы и другие лица. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Полной считается информация, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в силу их компетенции и предоставленных им полномочий.

Своевременной является информация, которая передается пользователю в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. Но так как точный срок законодательством не установлен, то для его определения может применяться правило "разумного срока", предусмотренное Гражданским кодексом РФ.

Для реализации права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, для его защиты и охраны гражданам следует опираться на ряд других прав, гарантируемых Конституцией РФ. К числу таких прав относятся: право на получение информации, касающейся его прав и свобод (ч. 2 ст. 24; ч. 4, 5 ст. 29); право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); право обращаться в суд за судебной защитой прав и свобод (ст. 46).

Право на различные виды экологической информации предусмотрено также отраслевым законодательством. Это Законы РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (в ред. от 05.12.2006) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ст. 46), от 21.02.1992 N 2395-1 (в ред. от 25.10.2006) "О недрах" (ст. 27); Федеральные законы от 01.05.1999 N 94-ФЗ (в ред. от 18.12.2006) "Об охране озера Байкал" (ст. 23), от 19.07.1998 N 113-ФЗ (в ред. от 02.02.2006) "О гидрометеорологической службе" (ст. 15) и т.д. Приняты также ряд подзаконных актов, обеспечивающих реализацию экологической информации, - Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 128 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду", Приказ МПР РФ от 12.12.2005 N 340 "Об утверждении Порядка и условий использования геологической и иной информации о недрах, являющейся государственной собственностью" и др.

Недостатком комментируемой статьи является то, что она не предусматривает ответственность за отказ в предоставлении экологической информации.

Под сокрытием имеется в виду утаивание, недоведение до сведения лиц, имеющих право на получение такой информации, либо отказ в ее предоставлении.

Под искажением следует понимать предоставление заведомо ложных либо неполных сведений.

Другой комментарий к статье 8.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

2. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Рассматриваемым Федеральным законом указанные понятия определяются следующим образом:

природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;

природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;

природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

Согласно ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под загрязнением окружающей среды понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Информация о радиационной обстановке, относимая в соответствии с комментируемой статьей к экологической информации, по смыслу Федерального закона от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" должна также содержать сведения о негативном воздействии ионизирующего излучения на окружающую среду.

3. К экологической информации по смыслу комментируемой статьи относится также информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду. В соответствии с Федеральным законом "О гидрометеорологической службе" указанную информацию обязаны предоставлять юридические лица независимо от организационно-правовой формы и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Порядок предоставления Росгидромету информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 128.

Согласно Положению указанную информацию получают на территории РФ, включая внутренние морские воды, территориальное море и воздушное пространство над ними, а также в пределах исключительной экономической зоны, на континентальном шельфе РФ, в ионосфере и околоземном космическом пространстве с использованием различных средств сбора информации.

В соответствии с п. 6 - 8 Положения информация о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, незамедлительно предоставляется территориальным органам Росгидромета.

Объем и условия предоставления такой информации определяются указанными территориальными органами по согласованию с предоставляющими информацию физическими и юридическими лицами.

Объем и условия предоставления Вооруженными Силами РФ информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, определяются специальными соглашениями между Минобороны России и Росгидрометом.

Информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, получаемая во внутренних морских водах, в территориальном море, а также в пределах исключительной экономической зоны и на континентальном шельфе РФ, в том числе в ходе выполнения работ по международным договорам РФ, передается капитанами судов (руководителями экспедиций) в ближайший ведомственный береговой радиоцентр (на радиостанцию), службы морского флота Минтранса или Госкомрыболовства России в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации, а в отношении нефтяного загрязнения - незамедлительно.

Указанные береговые радиоцентры (радиостанции) передают полученную информацию в ближайший территориальный орган Росгидромета.

Согласно Положению об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846 (см. п. 2 комментария к ст. 23.21), при проведении мониторинга решаются следующие задачи:

своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

В соответствии с п. 10 - 11 рассматриваемого Положения данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга, а также подготовка прогноза и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, осуществляются территориальными органами и организациями Росземкадастра и других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного самоуправления.

Структура, объем и сроки представления указанных данных о состоянии и использовании земель определяются Росземкадастром.

Искажение сведений о состоянии земель, т.е. предоставление заведомо недостоверной информации о состоянии земель лицами, обязанными сообщать такую информацию Росземкадастру или другим органам, участвующим в осуществлении мониторинга, квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей КоАП.

4. Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, квалифицируются как преступления (ст. 140 УК).

5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в зависимости от содержания сокрытой или искаженной экологической информации рассматривают должностные лица следующих органов административной юрисдикции:

а) должностные лица органов государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, указанные в ч. 2 ст. 23.13 КоАП (применительно к информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого водоснабжения, а также о радиационной обстановке);

б) должностные лица органов МПР России и Госгортехнадзора России, осуществляющие государственный геологический контроль, указанные в ч. 2 ст. 23.22 КоАП (применительно к информации о состоянии недр);

в) должностные лица органов МПР России, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, указанные в п. 1 - 5 ч. 2 ст. 23.23 КоАП (применительно к информации о состоянии водных объектов);

г) в части административных правонарушений, совершенных на трассах Северного морского пути и в смежных с ним районах, дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Минтранса России, указанными в п. 6 ч. 2 ст. 23.23 КоАП (применительно к информации о состоянии водных объектов);

д) должностные лица органов МПР России, указанные в ч. 2 ст. 23.24 КоАП (применительно к информации о состоянии лесов, земель лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, а также о состоянии находящихся на них водных объектов, объектов животного мира и среды их обитания);

е) должностные лица органов, осуществляющих государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, указанные в ч. 2 ст. 23.33 КоАП (применительно к информации о радиационной обстановке);

ж) рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц Росгидромета и его территориальных органов, указанных в ч. 2 ст. 23.28 КоАП, а также к ведению должностных лиц МПР России и его территориальных органов, осуществляющих государственный экологический контроль, указанных в ч. 2 ст. 23.29 КоАП (см. комментарий к указанным статьям).

В случаях, предусмотренных подп. "е" данного пункта комментария, подведомственность органа административной юрисдикции не обусловлена содержанием сокрытой или искаженной экологической информации.

Комментарии и консультации юристов по ст 8.5 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 8.5 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Комментарий к Статье 8.5 КоАП РФ

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, которые обеспечивают доступность экологической информации. Право на предоставление такой информации декларировано в ст. 42 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Вместе с тем реализация комментируемой статьи имеет практические сложности, связанные с отсутствием законодательного определения экологической информации. Между тем в контексте права граждан на информацию о состоянии окружающей среды и его защиты нормативное решение указанного вопроса было бы полезным.

Обладатель информации, согласно вышеназванному Закону, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

Закон содержит важное положение о том, что право на доступ к информации о состоянии окружающей среды не может быть ограничено.

Часть 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" также закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Кроме этого Закон в качестве одного из основных принципов провозглашает соблюдение права каждого на получение информации о состоянии окружающей среды (ст. 3), а в ч. 3 ст. 63 устанавливает статус информации о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученной при осуществлении государственного экологического мониторинга.

Комментируемая статья называет критерии предоставляемой экологической информации. Она должна быть полной и достоверной. К слову, ранее действовавший Закон "Об охране окружающей природной среды" в ст. 12 содержал положение о том, что предоставляемая экологическая информация должна быть достоверной, полной и своевременной.

Достоверной является заведомо неискаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы и другие лица. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Полной считается информация, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в силу их компетенции и предоставленных им полномочий.

Своевременной является информация, которая передается пользователю в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. Но так как точный срок законодательством не установлен, то для его определения может применяться правило "разумного срока", предусмотренное Гражданским кодексом РФ.

Для реализации права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, для его защиты и охраны гражданам следует опираться на ряд других прав, гарантируемых Конституцией РФ. К числу таких прав относятся: право на получение информации, касающейся его прав и свобод (ч. 2 ст. 24; ч. 4, 5 ст. 29); право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); право обращаться в суд за судебной защитой прав и свобод (ст. 46).

Право на различные виды экологической информации предусмотрено также отраслевым законодательством. Это Законы РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (в ред. от 05.12.2006) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ст. 46), от 21.02.1992 N 2395-1 (в ред. от 25.10.2006) "О недрах" (ст. 27); Федеральные законы от 01.05.1999 N 94-ФЗ (в ред. от 18.12.2006) "Об охране озера Байкал" (ст. 23), от 19.07.1998 N 113-ФЗ (в ред. от 02.02.2006) "О гидрометеорологической службе" (ст. 15) и т.д. Приняты также ряд подзаконных актов, обеспечивающих реализацию экологической информации, - Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 128 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду", Приказ МПР РФ от 12.12.2005 N 340 "Об утверждении Порядка и условий использования геологической и иной информации о недрах, являющейся государственной собственностью" и др.

Недостатком комментируемой статьи является то, что она не предусматривает ответственность за отказ в предоставлении экологической информации.

Под сокрытием имеется в виду утаивание, недоведение до сведения лиц, имеющих право на получение такой информации, либо отказ в ее предоставлении.

Под искажением следует понимать предоставление заведомо ложных либо неполных сведений.

Другой комментарий к Ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Согласно ст.42 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В развитие указанной статьи Конституции одним из принципов Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды", согласно ст.3, было выделено соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Именно нарушение указанного принципа влечет наступление административной ответственности по комментируемой статье. При этом соблюдение принципа достоверной информации о состоянии окружающей среды является одним из основных составляющих экологической безопасности в нашей стране. В результате объектом правонарушения, предусмотренного ст.8.5, является экологическая безопасность.

2. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. "О гидрометеорологической службе" в ст.14 говорит о том, что информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа. Информация общего назначения относится к федеральным информационным ресурсам в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Пунктом 3 ст.10 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" запрещено относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом.

Под негативным (вредным) воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Загрязнением окружающей среды является поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которого оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

5. Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть и граждане, и физические лица, и юридические лица.

Читайте также: