Устный доклад и стендовый доклад

Обновлено: 29.06.2024

В студенческой и научной жизни важно грамотно, лаконично и одновременно с этим интересно преподнести важную информацию аудитории. Заинтересованность слушателей повышает эффективность занятий, а выступление автора будет запоминающимся и полезным. Поэтому для ответа на семинарских занятиях, участия в различных научных конференциях и состязаниях важно уметь составлять так называемый стендовый доклад.

В студенческой и научной жизни важно грамотно, лаконично и одновременно с этим интересно преподнести важную информацию аудитории. Заинтересованность слушателей повышает эффективность занятий, а выступление автора будет запоминающимся и полезным. Поэтому для ответа на семинарских занятиях, участия в различных научных конференциях и состязаниях важно уметь составлять так называемый стендовый доклад.

Что это такое?

Стендовый доклад предполагает краткое, и емкое изложение максимально важной информации, что позволяет автору или учащемуся в короткий промежуток времени осветить ключевые моменты в рамках исследуемой темы. Данное выступление актуально во все времена: семинарское занятие, научная конференция, защита дипломной или диссертационной работы.

Что такое стендовый доклад?

Особенности стендового доклада

Этот формат призван донести до целевой аудитории только самые важные моменты. Притом важно отметить, что в выступление автора будет обязательно сопровождаться специфическими записями или дополнительными графическими материалами, оформленными в виде стенгазеты, чертежа, баннера и пр. В этом и проявляется ключевая особенность стендового доклада: он воспринимается как устно, так и письменно/графически и пр.

По сути, стендовый доклад – это емкая и красочная интерпретация слов автора при помощи текста (в минимальных объемах) и картинок, графиков, чертежей, схем. Выполнены они могут как на бумаге, так и посредством современных технологий (презентации). Притом они могут быть оформлены как в черно-белой, так и цветной гамме.

Данный вариант может служить визиткой автора и его проекта.

Достоинства и недостатки стендового доклада

Качества стендового доклада напрямую зависит от способностей автора грамотно подбирать и сочетать текстовую и графическую информацию, его творческих способностей, научного видения и пр. Поэтому на создание соответствующих сопроводительных файлов может уйти немало времени.

К числу явных преимуществ стендового доклада можно отнести:

  • Аудитория может ознакомиться с ним на протяжении всего мероприятия, что облегчает восприятие новой информации и позволяет понять ход мыслей автора;
  • Он помогает усилить доказательную базу исследователя, почеркнуть особенности исследования;
  • Повышает заинтересованность целевой аудитории, привлекая к себе дополнительное внимание;
  • Демонстрирует творческие и организаторские навыки исследователя;
  • Способствует снижения волнения и стресса выступающего, облегчая защиту проекта.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Среди недостатков формирования стендового доклада отмечают:

Правила и этапы формирования стендового доклада

Качественный стендовый доклад должен соответствовать определённым критериям:

  • Наглядность. Данный принцип предполагает, что в рассматриваемом формате будет минимум текста и максимум графических элементов, притом все они должны подчеркивать не только особенность исследования, но и характер выполненной работы, в короткие сроки аудитория должна понять суть научного проекта.
  • Соотношение текста и графики. Во-первых, все элементы должны быть взаимосвязанными между собой и укладываться в научный формат. Во-вторых, комбинации текст и рисунки/схемы должны быть четкими, понятными и емкими.
  • Оптимальность. Данный параметр предполагает, что автор сумеет подобрать такие и столько элементов, которые помогут аудитории понять суть исследования в течение нескольких минут. Притом количество используемых графических элементов должно быть достаточным: то есть не пестрить в глазах от изобилия и в то же время не растягивать несколько элементов на весь стенд.
  • Популярность. Все материалы и сведения должны быть представлены в простой и понятной для слушателей и зрителей форме, без лишних изысков, канцеляризмов и пр.

Подготовка и выполнение стендового доклада будет включать в себя несколько этапов: планирование, структурирование и оформление стенда, создание чернового макета, создание дополнительного материала (раздаточный или презентация) для зрителей.

Планирование стендового доклада предполагает определение автором ключевых моментов: проблема исследования, цель, задачи и методы работы, краткое резюмирование проделанной работы, акцент на результатах исследования.

Структура стендового доклада

Основные составляющие стендового доклада

Далее на основе определённых ориентиров автору предстоит создать черновик. Здесь не обязательно должны сразу же присутствовать готовые графики и рисунки. Достаточно определить последовательность мыслей, понять, как, что и где лучше расположить. Сначала будет указан заголовок, а затем емкое поэтапное отражение основных этапов исследования.

После создания черновика важно грамотно сформировать речь и структурировать под нее стенд. Здесь будет упорядочивание мыслей и графических элементов, оптимизация доклада. Уже по результатам создания готового варианта автор поймет: нужно ли ему создавать дополнительные раздаточные материалы или презентации.

Ключевыми моментами стендового доклада будут: заголовок, затем краткое текстовое описание основных моментов (цель, задачи и пр.), последовательно распложенные графически элементы с минимумом текстовых пометок. В качестве дополнения могут быть приложены дополнительные раздаточные материалы: брошюры, схемы и пр.

Инструкция по формированию стендового доклада

Опытные исследователи рекомендуют автору сначала подготовить защитную речь, а затем на ее основе приступать к созданию стендового доклада.

В самом начале автору необходимо разделить свой стендовый доклад на три зоны:

  • Наименование и сведения об авторе;
  • Основная часть, отражающая суть исследования;
  • Дополнительная часть, представленная в виде раздаточных брошюр, материалов. Как правило, они располагаются на специальном столике возле стенда.

Заголовок стендового доклада может быть полностью идентичен с темой исследования или отличаться от нее. Главное, чтобы в нем отражалась суть научной работы. Автор должен кратко и емко, осмысленно представить свой проект.

Инструкция по формированию стендового доклада

Основные этапы по выполнению стендового доклада

При описании ключевых моментов научной работы можно опираться на правильно оформленный труд, копировав из него нужные моменты: цель, задачи, методы, проблема и гипотеза и пр. Главное, чтобы текст был минимален по объему и грамотно составлен.

В качестве основных элементов стендового доклада могут быть использованы: графики, схемы, таблицы, диаграммы, отражающие исключительно важные моменты исследования. Притом цветовая гамма должна быть разумной и приемлемой: никаких пестрых и режущих глаз оттенков, четкость изображения и текста должна быть на высоте. В них должны подчеркиваться ключевые моменты исследования, особенности объекта, полученные результаты и пр.

Если автор принимает решение о создании презентации, то в ней важно не забыть об этикете: поздороваться с аудиторией и в конце выступления поблагодарить за проявленное внимание.

Учтите, что использование стендового доклада призвано упростить и облегчить выступление автора, укоротить его. Поэтому важно подобрать оптимальные варианты представления проекта и его фрагментов в нужном объеме.

Обязательно потренируйтесь перед выступлением на публике, как и что вы будете говорить, в какие моменты и что показывать на стенде и пр. Смелое и уверенное вещание улучшает первое впечатление о проекте и авторе, позволяет ему заработать достойный авторитет и гарантирует успех в научных состязаниях.

Стендовый доклад – это своего рода графическая аргументация исследования, которая приковывает к себе внимание и разъясняет сложные явления на простом и понятном для аудитории языке. Поэтому чаще всего данный вариант выступления используется на международных форумах, защите наиболее важных проектов (диссертация, ВКР). К формированию данного элемента необходимо подойти с особой ответственностью.

Выступления ученых сопровождаются наглядными материалами, форма подачи которых может быть различной.

Организованность – это важнейшая составляющая успеха в жизни каждого человека.

Приходите на совещание вовремя или немного раньше.

Перед началом заседания отключить свой мобильный телефон.

Постерные сессии проводятся в помещении, оборудованном специальными стендами, на которых заранее вывешиваются плакаты выступающих. Каждому докладу присваивается номер, соответствующий номеру стенда.

Речь должна быть информативной, увлекательной и запоминающейся, максимально понятной и убедительной.

Надо учиться говорить на публике, стараться искать свой стиль выступления.

Написанный текст можно отредактировать и довести до совершенства.

Стоит избегать шутливых форм подачи информации. Для людей со слишком громким голосом необходимо быть более сдержанным.

Люди обращают внимание не только на речь, но и на весь облик докладчика: позу, телодвижения, выражение лица, использование голоса, одежду и т.п.

Участники постерной сессии при выборе докладов могут находиться в нескольких метрах от выставленных стендов.

При проведении презентации будьте приветливым. Придайте выражению лица дружелюбие и открытость.

В устном докладе обычно выделяют три крупных раздела:

Введение - информирование о теме выступления, освещение цели и задач исследования, овладение вниманием слушателей.

Основная часть - сжатое обобщение материалов, методов и результатов исследования, изложение наиболее важных и необходимых фактов, подтверждающих выводов.

Финал - обсуждение дискуссионных вопросов и подведение итогов исследования.

Структура плаката включает в себя несколько обязательных элементов:

Титульный заголовок - в текст заголовка должна включаться наиболее важная проблема (позиция) доклада.

Введение - изложение в виде ключевых фраз (вопросов), раскрывающих:

–стадию изучения проблемы;

–цели исследования и причины, по которым оно предпринято;

Материал и методы - представляются без упоминания мелких деталей, но в такой степени, чтобы любой специалист смог повторить проведенные эксперименты.

Основные результаты - в виде иллюстраций, подкрепленных текстовым анонсом.

Заключение –небольшое число основных выводов, сформулированных в тезисной форме.

Ссылки на литературу - только наиболее важные источники информации.

Критерии успешности, оформление

Начало и особенно финальная часть доклада должны быть наиболее яркими. Не стоит сообщать о самых важных вещах на ранней стадии своего выступления, поскольку это период приспособления к публике. Нельзя также говорить о важных вещах изолированно, без пространного контекста и дозированного повторения основных вопросов. Сложные мысли могут не успеть проникнуть в сознание, если они, сменяя друг друга, произносятся один раз. Следует дублировать мысли с использованием различных оборотов речи. Не стоит доказывать прописных истин. Слушатель всегда ищет в речи что-то новое.

Не стоит воспринимать публику как противника, даже если сидящие в зале люди не разделяют ваших взглядов.

Чем чаще автор постерной презентации будет взаимодействовать со своими коллегами, тем больше будет вероятность успеха и принятия его работы.

Плакаты, с одной стороны, должны быть эстетически привлекательными, с другой – отражать результаты исследования в краткой и ясной форме.

Презентация должна быть выдержана в серьезной, профессиональной манере. В этом случае серьезно будут восприниматься и полученные выводы.

Недопустима безапелляционность и агрессивность в общении.

– разработка и написание плана выступления;

– определение в тезисной форме главных позиций доклада по каждому разделу;

– отбор ранее опубликованного материала (сведений) для оформления введения и усиления выводов, подбор цитат;

– перенос текста тезисов на карточки, которые будут использоваться при выступлении;

– разработка плана применения наглядных пособий;

– оформление иллюстративной части выступления в программе Microsoft PowerPoint или в иной форме: плакаты, пленки (трансперенс) и пр.;

Здравствуйте !
Хотелось бы узнать, кто что думает об ЭТОМ и ваши предпочтения и задать несколько вопросов !

пс - интересуют, в частности, *конференции негуманитарной направленности, но и про гуманитарные (для общего развития ) интересно послушать тоже. опыт - он везде опыт *!
Спасибо за внимание

стендовые доклады, не сопровождающиеся устным - это попусту потраченное время и бумага. С тем же успехом можно оплатить публикацию в сборнике и не ездить на конференцию, к которой он приурочен. Ну и записать себе в актив участие в этой конференции.

стендовые доклады, не сопровождающиеся устным - это попусту потраченное время и бумага

А вот и не соглашусь с Вами. Недавно были на конференции в МЭИ по теплопереносу, так у нас возле стенда с докладом такая оживлённая дискуссия завязалась, очень полезно было, чуть не подрались
TeaMonster
Однако конференция конференции рознь. Обычно стендовый доклад предлагают молодым, ещё не успевшим себя зарекомендовать учёным. В этом случае нужно делать очень красивый плакат, чтобы он сразу бросался в глаза и к вам обязательно подойдут, а уж после этого не тушуйтесь: отвечайте на вопросы, обменивайтесь адресами и т.п. Практически все мои стендовые доклады были очень полезными с точки зрения новых знакомств. Ну и конечно не надо всё время стоять как истукан возле своего плаката, пройдитесь, познакомьтесь с идеями коллег, задайте вопросы, пригласите к своему плакату и т.п.

. возле стенда с докладом такая оживлённая дискуссия завязалась.

Именно около стендов и завязываются самые жаркие дискуссии. Не раз это наблюдал. Преимущество стендового доклада перед секционным заключается именно в отсутствии жесткого временного регламента. Можно подробно все обсудить и выяснить. И, как это не странно, стенды позволяют охватить больше специалистов – к ним приходят люди из различных секций. Другой плюс стендов для аспиранта - возможность участвовать в достаточно солидных конференциях, когда доклад на секцию не был принят из-за различных ограничений.

когда стендовый доклад, научная общественность прогуливается мимо и задает вопросы тому, кто стоит у стенда ?
весь день или только в перерывах между устными докладами и заседаниями ?

Как правило, на стендовые доклады отводится специальное время - Вам должны сообщить конкретный день и час, когда Вам необходимо находиться в непосредственной близости от своего стенда.

Мечтаю научиться быть такой, как все. И даже хуже.
"В конце концов все будет в порядке; если что-то еще не в порядке - стало быть, еще не конец".
Скоро буду :)

Спасибо за внимание

а постеры после конференции . организаторы себе оставляют ?
можно ли один постер использовать на разных конференциях ?

Лучше так не делать. Да и постер выглядит солиднее, если там есть символика данной конференции, в порыве дискуссии на нём обычно что-то пишут, рисуют, так что использовать его в дальнейшем довольно проблематично.

Встречались. Встречались даже шедевры, составленные из листочков в клеточку формата А5, на которых фломастером намалёваны формулы, графики и т.п. Впечатление они производят такое какое и должны - убогое. Это всё равно что на званый ужин заявиться в трениках с вытянутыми коленками и рваной засаленной майке.

а много ли понадобится денег, чтобы сделать хороший постер с цветными фотографиями ? (распечатать на плоттере или еще как-то ? )

Я делала недавно: формат А0, на обычной бумаге - 300 руб, на фотобумаге - около 1000 руб. По моему опыты лучше делать на обычной, потому что на фотобумаге получается красиво, но очень уж выпендрёжно, а тех, кто сильно выпендривается не любят.

Что такое стендовый доклад

Стендовый доклад (постер) – это одна из востребованных форм представления информации на конференциях, семинарах, благодаря которой можно за короткий промежуток времени донести до посетителей разноплановые сведения большого объема. Это своего рода визитная карточка работы. Внешне он схож со стенгазетой или баннером, распечатанными с помощью принтера или плоттера и размещенными на специальной мобильной поверхности.

Стендовый доклад – это максимальное количество наглядной информации (картинки, фотографии, графики, схемы) и минимум текста.

В сравнении с устными он имеет ряд преимуществ и недостатков.

  • изучение доклада может происходить в течение всей постерной сессии;
  • автор имеет возможность непосредственного общения с заинтересованным слушателем;
  • докладчик меньше волнуется.
  • необходимо приложить усилия, чтобы заинтересовать посетителей своей работой;
  • на протяжении постерной сессии докладчик не должен отходить от стенда, поэтому не может ознакомиться с работами других авторов;
  • на создание качественного информативного стенда уходит не только время, но и деньги (материалы, распечатка).

Требования к оформлению

Главное требование к постеру – четкое изложение основных моментов исследования, отсутствие второстепенных сведений.

Как правильно оформлять стендовый доклад

Чтобы привлечь максимальное внимание, следует придерживаться таких рекомендаций:

  • располагать информацию вертикально на листе формата А0 (если организаторы не предъявляют других требований к размеру носителей);
  • использовать минимум текста (не более 25 % от всего материала), излагать мысль четко, отдавая предпочтение простым предложениям и спискам;
  • для выделения названий разделов и подразделов использовать жирный шрифт или буквы большего размера;
  • размер шрифта должен быть достаточным для свободного чтения с расстояния одного-двух метров: основной текст не менее 24 пт, заголовки – 28–44 пт);

Целесообразно использовать шрифты класса sans serif, например, Arial или Helvetica. В отличие от традиционного Times New Roman, они лучше подходят для чтения на расстоянии.

  • цвет текста должен контрастировать с фоном, негласное правило – темный текст на светлом фоне и наоборот;
  • графический материал должен быть разнообразным: таблицы, рисунки, диаграммы, фотографии;
  • все иллюстрации должны иметь достаточное разрешение (не менее 300 точек на дюйм), чтобы избежать проявления пикселей.

Как сделать

Чтобы эффективно расположить всю необходимую информацию на постере, целесообразно сначала структурировать ее на листке бумаги или в графическом редакторе. Часто требуется сделать несколько вариантов для того, чтобы добиться идеального соотношения и расположения текста и иллюстраций.

Оформление стендового доклада

Правила размещения информации:

  • постер должен читаться, начиная от левого верхнего угла и заканчивая нижним правым;
  • вспомогательные разделы (контактная информация, благодарности, литература) можно расположить внизу постера, используя более мелкий шрифт;
  • в верхней части постера следует поместить название, фамилию, имя автора;
  • при просмотре стенда зритель в первую очередь обращает внимание на верхний левый угол и центр, поэтому самую важную информацию целесообразно разместить в этих частях стенда;
  • в правом верхнем углу располагают фотографию автора, эмблему заведения, другой иллюстративный материал.

При размещении информации следует учитывать, что оптический центр листа обычно на 1/8 выше геометрического.

В зависимости от способа размещения информации различают полосные (ширина полосы порядка 40 знаков) и модульные постеры, где данные структурируют в вертикальных столбцах или отдельных блоках.

Программы для создания

Постер можно бесплатно делать в любом удобном графическом редакторе или программе, например, в Photoshop, QuarkXPress, Corel Draw, Illustrator, Microsoft Office Publi-sher. Наиболее простой и доступный способ создания постера – PowerPoint. После того как вся необходимая информация будет размещена и оформлена на странице, следует сохранить ее в одном из нескольких форматов: pdf, tif, jpeg и отнести на печать.

В интернете есть большое количество шаблонов и образцов, которые можно использовать при создании собственного постера.

Благодаря стендовому докладу автор получает возможность одновременно наглядно демонстрировать материалы и общаться с коллегами, отвечать на вопросы заинтересованных зрителей и слушателей.

Читайте также: