Современные проблемы финансирования социальной сферы доклад

Обновлено: 01.07.2024

1. Проблемы и перспективы финансирования социальной сферы в России

2. Введение

Объект исследования - часть бюджетов
разных уровней Российской Федерации,
направленная на социальное
обеспечение.
Предмет исследования- динамика
расходов на социальную сферу в
России.
Цель работы - исследование проблем и
недочетов в финансировании
социальной сферы.

3. Социальная сфера

Совокупность отраслей,
обслуживающих
базовые социальные потре
бности населения:
образование детей и
взрослых, медицинское
сопровождение,
культурный и спортивный
досуг, социализация
молодёжи и т.п.

4. Схема финансовых потоков, направленных в систему социальной защиты населения

5. Источники информации для мониторинга государственных социальных расходов

6. Доля государственных расходов ВВП на социальную сферу в ведущих странах за 2016 год, %

Страна
Всего
Образование
Здравоохранение
Пенсии, пособия
США
24,6
7,7
2,3
14,6
Германия
27,7
5,7
7,5
14,5
Франция
34,8
8,8
5,6
20,5
Великобри
29,8
7,2
8,1
14,5
Италия
33,1
6,7
6,5
19,8
Япония
21,8
5,7
1,2
14,9
Россия
22,4
4,7
4,0
6,7
тания

7. Расходы консолидированного бюджета России и бюджетов государственных внебюджетных фондов на социальные нужды, млрд.руб


Наименование
Расходы, всего
2016
2017
31 323,7
31 989,1
992,6
1 209,9
3 103,1
3 264,2
422,8
429,9
1
ЖКХ
2
Образование
3
Культура
4
Здравоохранение
3 124,4
2 821, 0
5
Социальная политика
10 914,2
11 615,9
6
Физическая культура и
262,3
327,0
119,9
127,3
спорт
7
СМИ

8. Проблемы социальной политики

Все статьи финансируются в меньшем
объеме, чем это необходимо для
действительной поддержки населения.
Недостаточный объем бюджетных
средств для финансирования
социальной сферы в полном объеме.
Отсутствие механизма расчета реальной
стоимости обеспечения социальных
гарантий.
Отсутствие механизма качества
обеспечения социальных услуг

9. Пути стабилизации

Достойное обеспечение удовлетворения важнейших
потребностей человека на основе стабилизации и
подъема всех отраслей экономики страны.
Постоянное укрепление единого социального
пространства Российской Федерации и выравнивание
уровня социального развития ее регионов.
Укрепление правовой базы социально-культурной
сферы.
Перестройка системы межбюджетных отношений.
Концентрация ресурсов для реализации приоритетных
направлений государственной социальной политики,
строго целевое и эффективное их использование.

10. Национальные проекты

До 2020 года
национальные
проекты останутся
приоритетными
направлениями
социальной
политики
государства.
Деньги, выделяемые
на национальные
проекты, составляют
5-7% от объема
государственного
финансирования
соответствующих
секторов и отраслей.

Основным из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера. Стратегия реформирования социальной сферы страны сформулирована в посланиях Президента России. Основными приоритетами социального развития современной России, выделенными в посланиях, являются повышение качества жизни населения, модернизация здравоохранения и образования, снижение уровня смертности, увеличение продолжительности жизни людей. В условиях реализации инновационной стратегии проблема финансирования социальной сферы Республики Мордовии является достаточно актуальной, так как республика в настоящее время динамично развивающийся регион РФ.

Файлы: 1 файл

Кокотина. статья.docx

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

Основным из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера. Стратегия реформирования социальной сферы страны сформулирована в посланиях Президента России. Основными приоритетами социального развития современной России, выделенными в посланиях, являются повышение качества жизни населения, модернизация здравоохранения и образования, снижение уровня смертности, увеличение продолжительности жизни людей. В условиях реализации инновационной стратегии проблема финансирования социальной сферы Республики Мордовии является достаточно актуальной, так как республика в настоящее время динамично развивающийся регион РФ. Правильное распределение финансовых потоков республики и субсидий из федерального бюджета поможет сохранить стабильный положительный рост расходов на социальную сферу и, соответственно, ее развитие. Фундаментальным условием реализации социальной политики государства и функционирования социальной сферы страны в условиях реализации инновационной стратегии является их бюджетное финансирование. Одна из принципиальных особенностей социальной политики состоит в том, что ее основные сферы – здравоохранение, образование, культура, социальная защита, жилищно-коммунальное хозяйство – функционируют в тесной взаимосвязи. Недостаток бюджетного обеспечения одной из этих сфер неизбежно отрицательно воздействует на другие ее элементы. И, напротив, сбалансированная бюджетная обеспеченность социальной политики способствует экономическому и социальному развитию страны, позволяет достигать социальной стабильности общества и его сплоченности, демонстрируя при этом приверженность общечеловеческим ценностям – социальной справедливости, солидарности и заботе об уязвимых слоях населения. Именно поэтому сохранение бюджетного обеспечения социальных расходов на обозначенном уровне является принципиально важным. Вместе с тем, нерациональное и нелогичное распределение финансовых средств на развитие социальной сферы может спровоцировать замедление ее развития и ухудшение качественных показателей уровня жизни граждан РМ. В настоящее время в РФ и, соответственно, в РМ проводится внедрение инновационной стратегии развития во все сферы и отрасли жизнедеятельности, в частности, особое внимание уделено социальной сфере. Можно говорить о наличии некого плана, инновационного плана, придерживаясь которого наметится тенденция к переходу общества и всей социальной сферы на новый уровень, на ступень выше в своем существовании и развитии. Тем самым улучшится здравоохранение и образование, социальная защита населения, безопасность и условия труда, демографическая ситуация, и, как следствие, уровень и качество жизни населения. А без достойного финансирования данных институтов социальной сферы невозможно будет развитие РМ, общества и государства в целом. Поэтому считаем исследуемую проблему особенно актуальной на данном этапе развития российского общества, именно на этапе перехода от сырьевой экономики России к инновационной, к инновациям и в социальной сфере. В современных условиях существующие проблемы, влияющие на механизм финансового обеспечения социальных расходов, можно объединить в четыре крупные группы: историческо-психологические, политические, финансовые, институциональные. К первой группе отнесены проблемы, связанные с восприятием населением проводимых реформ, которые объясняются имеющимся опытом получения социальных услуг: − население, особенно возрастная его часть, в настоящий момент психологически не готово к переходу на новый механизм получения социальных услуг, поскольку на протяжении ряда поколений вырабатывалась привычка рассчитывать в данном вопросе на государство. Социальное обеспечение считается чем-то само собой разумеющимся; − привычка полагаться на государство привела к тому, что население просто не видит социальных рисков, до тех пор, пока они не наступят; − некоторая часть населения не готова к приобретению социальных услуг, даже не столько из-за нехватки финансовых ресурсов, сколько из-за отсутствия навыков и опыта осуществлять накопление или резервирование (страхование) средств для этих целей; − инертность населения как потребителя социальных услуг в обсуждении и влиянии на выработку социальной и финансовой политики органов власти; − следствием предыдущей проблемы является то, что работники социальной сферы не готовы к переходу на новую систему предоставления социальных услуг. Аргументировать взимание платы за те услуги, которые раньше оказывались на бесплатной основе, развитием рыночных отношений неубедительно. Необходимо внедрять весь спектр рыночных механизмов: конкуренцию, критерии результативности и эффективности, защиту прав потребителей и т.д. Во вторую группу объединены проблемы, связанные с деятельностью государства в разработке стратегии развития социальной сферы: − отсутствие четкости в определении статуса государства в социальной сфере; − отсутствие единой концепции развития социальной сферы. Производя финансирование, правительство не сформулировало целей, которых собирается достичь посредством расходования ресурсов. До сих пор отсутствует ясность в вопросе о границах государственного вмешательства в социальную сферу, о соотношении государственного и негосударственного секторов в данной сфере. Какими должны быть уровни пенсий и минимальной заработной платы? Какую часть медицинских и образовательных услуг будет оплачивать государство? Что же такое достойный уровень жизни и в чем он измеряется? С точки зрения целеполагания, можно констатировать, что в России социальная политика недостаточно ясно сформулирована; − отсутствие взаимосвязи в выработке решений между различными сферами деятельности. Создается впечатление, что проводимые реформы не связаны в единую концепцию. Странной выглядит реформа по неэквивалентной замене льгот денежными выплатами на фоне сокращения ставки единого социального налога, разбухания Стабилизационного фонда РФ, на фоне мизерного увеличения пенсий, пособий, довольствия военнослужащим и оплаты труда бюджетникам, не покрывающего даже официального уровня инфляции, ежегодное увеличение тарифов на энергоносители до уровня мировых. К третьей группе социальной сферы следует отнести проблемы, связанные с обеспечением отрасли финансовыми ресурсами: − пенсионеры, которые являются основными потребителями социальных услуг, не располагают финансовыми возможностями оплачивать их, что является следствием экономических процессов, происходивших в России. Пережив две денежные реформы, два экономических кризиса, значительная часть населения лишилась всех своих накоплений, следовательно, не имеет возможности приобретать многие социальные услуги на платной основе; − мероприятия, ставящие своей целью сокращение налогового бремени, не могли не привести к замедлению роста доходной части бюджета и внебюджетных фондов, которые являются основными источниками финансирования социальной сферы. В четвертую группу включены проблемы организации финансовых отношений в части предоставления социальных услуг и взаимодействия между различными секторами в данной сфере деятельности. Институциональные проблемы, характерные для социальной сферы России, заключаются в следующем: − доставшаяся в наследство от советского периода сеть бюджетных учреждений, рассчитанная на всеобщее социальное обеспечение, является потребителем значительного количества бюджетных ресурсов, что необоснованно завышает затратность социальной сферы без получения необходимой отдачи; − социальная сфера по-прежнему остается в основном государственным сектором, который развивается экстенсивным путем. В процесс оказания социальных услуг не вовлечены некоммерческие общественные организации и коммерческие предприятия, что сокращает объем потенциальных финансовых ресурсов, используемых в социальной сфере, делая государство монополистом в социальной сфере [1]. В пятую группу следует отнести проблемы социальной сферы, возникшие и обострившиеся в условиях мирового финансового кризиса: − резкий рост безработицы в условиях падения темпов экономического роста и снижения внутреннего платежеспособного спроса; − сокращение финансовой емкости государственного бюджета за счет резкого (в три раза) падения цен на нефть, и как следствие, сокращения финансовых ресурсов государства при сохранении индексации социальных расходов; − некоррелированный рост объема социальных выплат и сокращения доходной части бюджета. Если рассматривать проблемы финансирования социальной сферы в разрезе отраслей, то можно сделать следующие выводы. В сфере образования РМ основными проблемами являются проблема материально-технического обеспечения малокомплектных школ, а также проблема эффективности выделяемых государственных средств на содержание учебных заведений. Неэффективность государственных затрат, коррупция, нежелание некоторых чиновников системы образования работать на местах, формируют проблему крайне низкой эффективности финансирования дошкольных и образовательных учреждений Республики Мордовия. В условиях инновационной стратегии развития РМ, к одной из основных проблем образования также можно отнести проблему несоответствия предоставляемых образовательных услуг росту инновационности республиканской экономики . В республиканском здравоохранении остро стоит проблема малого развития высокотехнологичной медицинской помощи, поэтому в настоящее время существует потребность в дальнейшем развитии оказания медицинской помощи на основе новейших технологий. В условиях инновационной стратегии низкоквалифицированная медицинская помощь уходит на второй план и не находит своего применения. В современной РМ медицинская помощь, на мой взгляд, может основываться только на высоких медицинских технологиях. Следующую проблему республиканского здравоохранения прослеживается в общей потребности в повышении эффективности расходуемых средств, так как выделяемые бюджетные средства зачастую идут не в то русло, в какое были направлены изначально и используются неэффективно. Также, можно выделить проблему нехватка специалистов различного квалификационного уровня и потребность в оказании социальной поддержки молодых специалистов. Если говорить о проблемах социальной защиты населения, то здесь, в первую очередь, проблема состоит в низком уровне заработной платы в бюджетной сфере и небольшие размеры социальных выплат, низких объемах и темпах строительства социального жилья и объектов социальной инфраструктуры. Также существует потребность в улучшении качества предоставляемых услуг и повышении эффективности государственных расходов, выделяемых на социальную защиту населения. Также, наблюдается, что в республике существует и проблема недостаточной вовлеченности общественных и частных объединений в решении проблем социальной защиты населения РМ. Основной проблемой, которая влияет на качество и уровень жизни населения РМ, является то, что качество предоставляемых социальных услуг населению республики не соответствует должным требованиям. Что касается культуры, то следует отметить, что те проекты и мероприятия, которые в последнее время хоть и активно проводятся в Республике, находятся на низком уровне окупаемости, также, здесь нельзя не отметить и недостаток кадровой политики по некоторым направлениям и проблему закрепления талантливой молодежи на территории Республики, явный недостаток их социальной поддержки. Несмотря на то, что в последние годы, в РМ достигнуты немалые успехи в сфере развития физкультуры и спорта остается ряд важных проблем, которые необходимо решать . Так, существует проблема, которая заключается в недостаточном уровне и объеме подготовки тренерского состава, проблема дефицита гостиничной инфраструктуры, что в свою очередь препятствует увеличению числа проводимых спортивных мероприятий федерального и международного уровня. Также, следует отметить такую проблему, как высокую нагрузку на бюджет республики, вследствие ввода новых объектов физкультуры и спорта, непосредственно роста эксплуатационных расходов. Отсюда вытекает проблема низкой окупаемости вводимых новых спортивных объектов РМ. Анализируя современное состояние социальной сферы, можно увидеть, что тенденция развития образования РМ таковы, что на начало 2010 г. функционировало 231 дошкольных учреждений, 498 общеобразовательных учреждений. Услуги здравоохранения в Республике Мордовия оказывают 84 учреждения (табл.1).

Читайте также: