Социальные медиа и блогеры их роль в системе массовой информации и коммуникации доклад

Обновлено: 08.07.2024

Социальные медиа (англ. social media, social networking services — социальные средства коммуникации, службы сетевого общения) — вид массовой коммуникации посредством интернета. Имеет ряд существенных отличий от традиционных видов массовой коммуникации.

Социальные медиа — это компьютерные технологии, которые облегчают создание и обмен информацией, идеями, карьерными интересами и другими формами выражения через виртуальные сообщества и сети. Разнообразие автономных и встроенных социальных медиа-сервисов, доступных в настоящее время, представляет проблемы определения; однако есть некоторые общие особенности [1] :

Речь по существу идет о начальной стадии планетарно значимых действий, осуществляемых посредством стремительно развивающейся совокупности технологий электронной коммуникации, которые уже сейчас позволяют миллиардам людей общаться со скоростью электричества для достижения различных целей. Участники электронного общения могут делиться знаниями, опытом, мнениями, новостями, видеоматериалами, фотографиями, музыкой, ссылками на сайты и т. д., налаживать и развивать контакты.

Вместе с тем, социальные средства коммуникации с их колоссальным управленческим потенциалом рассматриваются в качестве принципиально нового и весьма эффективного средства концентрации власти, противостояние воздействию которого требует соответствующих усилий.

В Америке опрос показал, что 84 % американских подростков имеют учетную запись Facebook [5] . Более чем у 60 % подростков от 13 до 17 лет есть по крайней мере один профиль в социальных сетях, причем многие из них тратят более двух часов в день на сайты социальных сетей [5] . По словам Нильсена, интернет-пользователи продолжают проводить больше времени на социальных сетях, чем на сайтах любого другого типа [6] .

Согласно некоторым утверждениям, в отличие от традиционных средств массовой коммуникации, опирающихся на институционализированный авторитет, социальные средства коммуникации апеллируют к чувству принадлежности к определенному сообществу.

Понимание проблематики электронного общения вне традиционных СМК предполагает учет всей совокупности отношений, которыми характеризуются социальные сети.

Так, например, согласно Майку Мерфи,

Рекламные агентства, пытающиеся вести агрессивные рекламные кампании на социальных порталах, просто не понимают, с чем имеют дело: пользователи крайне негативно настроены по отношению к такому присутствию

Здесь не учитывается, что сами рекламные агентства, действующие посредством интернета, способны знать его воздействие настолько эффективно, что это позволяет им создавать сильнодействующие способы и приемы рекламы через его посредство.

В данном параграфе мы сконцентрируем внимание на социальных медиа как части новой медиа-системы. В этом смысле мы неизбежно стремимся к рассмотрению социальных медиа с двух взаимодополняющих позиций: социальные медиа как новая типологическая медиа-модель,

обладающая собственными характеристиками, динамикой, ресурсным потенциалом и ценностью для развития; прикладная роль социальных медиа для современных СМИ и профессиональных журналистов.

Проблемы социальных медиа находятся в центре внимания как российских, так и зарубежных исследователей. Ученые пытаются классифицировать социальные медиа, отмечают изменение роли журналиста в условиях web 2.0., рассуждают о социальных медиа как уникальном сегменте новых медиа, дискутируют о том, являются ли они средствами массовой информации.

У традиционных СМИ была односторонняя связь между производителями материала и потребителями.

Такая модель была распространенна во второй половине двадцатого века. Ситуация изменилась в конце 1980-х годов в связи с распространением доступа к сети Интернет, что позволило отдельным гражданам использовать те же инструменты, что и профессиональные производители новостей. Именно в этот период стирается граница между производителями и потребителями новостей и появляются новые формы медиа, такие как блоги и социальные сети.

Иными словами, динамичное развитие Интернета создало глобальную информационную среду, в которой формируются феномены, качественно отличающиеся от традиционных СМИ ХХ века. За исторически кратчайший срок были созданы тысячи сетевых ресурсов, теоретически доступных любому пользователю, в какой бы части мира он ни находился [58] .

Как итог этих изменений централизованная медиа-система заменяется на горизонтальные потоки информации между гражданами. Более того, новые информационно-коммуникационные технологии меняют и политический мир, и, соответственно, социальные медиа приобретают самостоятельную политическую роль, выступая инструментом политических изменений и технологией, которая используется для таких изменений.

В этом вопросе, на наш взгляд, существуют два полярных мнения. В частности, российский исследователь Дина Богданова полагает, что «сейчас выделяются две разные концепции социальных медиа. С одной стороны, это дневники или средства для общения автора со знакомыми ему людьми.

интерактивность, доступное отслеживание популярности публикаций, быстрая доступность старых материалов, мультимедийность, неограниченность по объему, ссылки на другие материалы, а также неполный контроль над содержанием страницы [64] .

Йохай Бенклер в своей статье от 2006 года, анализируя пути перехода от индустриальной к информационной экономике, говорит о том, что в ходе такого перехода меняются не только экономические институты, но и политические и культурные [67] .

Другие исследователи, в частности, Клэй Ширки, исследуют возможность социальных медиа в сфере мобилизации политической поддержки. Предметом его анализа являются социальные медиа, которые рассматриваются «как политически активные группы, которые

Многие аналитики считают социальные медиа «гражданской

Безусловно, основной составляющей социальных сетей является интерактивность или, так называемый user generated content (контент, созданный пользователями), который означает скорее материальный продукт, а не средства его производства.

Социальные медиа дают своей аудитории, во многом разочарованной в традиционных СМИ, принципиально новые механизмы взаимодействия и интерактивного участия. Зарегистрировавшись в Facebook, пользователь размещает информацию в любом формате и объеме и ищет контакты с любыми другими пользователями сети. В отличие от блогеров, пользователям социальных медиа не обязательно иметь определенный талант в области написания текстов или тратить много времени на поддержание своей активности постоянными постами; каждый участник социальной сети находит свою аудиторию и развивает коммуникацию.

При этом по-прежнему существует четкая линия между профессионалами и любителями даже в социальных медиа. Например, в 2013 году только три из двадцати наиболее просматриваемых видео на YouTube были сняты любителями [74] . Большинство же было произведено в профессиональных студиях.

В связи с этим следует отметить, что в настоящее время в научной и журналистской среде часто поднимается вопрос о том, следует ли рассматривать социальные медиа как новый тип СМИ. На эту проблему существуют разные точки зрения.

В настоящее время инструменты электронного взаимодействия социальных медиа активно используются не только частными лицами, но и государственным, а также бизнес-секторами. Например, правительство США финансирует исследование социальных медиа с целью аккумуляции и обработки информации, размещенной пользователями [82] . Крупнейшие международные компании создают исследовательские центры, в задачу которых входит мониторинг и анализ социальных сетей на предмет популярности предлагаемых компанией продуктов и услуг. Иными словами, социальные медиа являются эффективной платформой для анализа аудитории. Подавляющее большинство СМИ и контент-компаний используют интерактивные возможности рекламы и взаимодействия с аудиторией существующих социальных медиа [83] . Так, в последнем отчете британской мониторинговой компании Datamonitor прогнозируется, что в 2014 г. доходы от услуг, предлагаемых в рамках социальных сетей, в экономике достигнут 2,4 млрд. долларов [84] .

Исследования, проводившиеся на базе Pew Center's Internet и American Life Show, показывает, что даже те люди, которые не проводят много времени в сети, регулярно используют Интернет для поиска новостей и информации [85] . Социальные медиа, серьезно отличаются от других новых медиа своей более интерактивной и более коллаборационистской природой.

Они характеризуются двухсторонней системой коммуникаций, а также практически нулевой стоимостью использования по сравнению с другими СМИ, которые остаются достаточно дорогостоящими. СМИ зависят от доходов, получаемых от рекламы, в то время как, например, кандидаты в ходе избирательных кампаний практически бесплатно используют социальные медиа.

В ходе президентских выборов в США в 2008 году, 14,5 миллионов часов видео, относящихся к предвыборной гонке, было просмотрено на YouTube. Стоимость размещения видео на базе данного сервиса практически бесплатна, в то время как ориентировочная стоимость рекламной кампании на телеканалах составила бы 45 миллионов долларов [86] .

Таким образом, в силу интерактивной природы и низкой стоимости кандидаты на выборах завоевывают своих сторонников и избирателей способом, прежде недоступным. Политическая кампания, проводимая посредством социальных медиа, помогает найти новых сторонников. В то же время пока нет четкого понимания, как именно влияют социальные медиа на электоральное поведение.

Технологии и форматы социальных медиа постоянно развиваются: например, Twitter представляет собой некий симбиоз между социальной сетью и блогом.

Социальные медиа сегодня являются серьёзным конкурентом традиционным СМИ и становятся самыми посещаемыми ресурсами в Интернете. Пользователи меняют привычные информационные и развлекательные Интернет-сайты на социальные медиа, которые становятся для них главными источниками информации. Пользователь получает контроль над транслируемой ему информацией — процесс получения информации демократизируется. Функция виртуальной социализации социальных медиа выражается в возможности создания личной зоны в Интернете.

Журналисты, функционирующие в социальных медиа, оказываются в ещё более сложных условиях, чем те, кто реализуют себя в традиционных СМИ.

В Китае, например, журналисты активно используют социальные медиа в своей профессиональной деятельности. Только в 2011 году в Weibo было открыто 6618 новых журналистских аккаунтов [90] .

Социальные медиа позволяют журналистам не только находить необходимую и интересную информацию, но и являются эффективным механизмом мобильного, оперативного и широкого распространения авторского материала или контента того или иного СМИ.

Китайские исследователи Ши Ягуан и Юань И разделяют содержание постов традиционных СМИ в социальных медиа на три вида [92] :

1. Эксклюзивная публикация оригинального содержания, которая распространяется только в социальных медиа.

2. Ссылка на материал, опубликованный на другом ресурсе, с кратким обзором или авторским комментарием.

Обычно интенсивность использования социальных медиа профессиональными журналистами зависит от характера и развития события или ситуации. Мы выделили следующие факторы: ситуация или событие, в ходе которых существуют серьезные противоречия внутри общества; резонансное (сенсационное) событие; ситуация или событие, которые потенциально способно вызвать большой интерес.

Справедливая оценка, однако, заметим, она не препятствует профессиональным СМИ, особенно традиционным монологичным, выполняющим функцию социального контроля в обществе, активизировать свое присутствие в диалогичных социальных медиа. Именно они позволяют профессиональным СМИ без дополнительных затрат средств и сил постоянно держать руку на пульсе общества, следить за его температурой, постоянно иметь наглядное представление о меняющихся мнениях, оценках, вкусах, интересах, устремлениях — короче, константно иметь перед глазами динамичный социополитический, социокультурный и социопсихологический образ гражданского общества и при этом обладать дополнительным каналом воздействия на него.

Все это позволяет утверждать, что, на наш взгляд, существует 4 модели функционирования профессиональных СМИ в социальных медиа:

1. Публикация ссылок на свои материалы, опубликованные в СМИ, с авторскими комментариями.

2. Использование социальных медиа для интерактивной связи с потенциальной аудиторией.

3. Использование материалов социальных медиа в качестве источников информации, а также обращение к пользователям для оформления экспертных оценок, мнения очевидцев того или иного события, интервью и так далее.

4. Использование социальных медиа в качестве уникальной ленты новостей по интересам.

Эти модели показывают, как профессиональные СМИ и гражданские журналисты (пользователи социальных медиа) способны сотрудничать и дополнять друг друга.

Показательным примером признания социальных медиа равнозначными традиционным и новым СМИ было решение Калифорнийского апелляционного суда по делу корпорации Apple, распространившей на пользователей социальных сетей право хранить в тайне свои источники информации, которым изначально пользовались журналисты [98] . Поводом послужило исковое требование Apple к пользователям, сообщившим в своих

дневниках о предполагаемом выпуске нового цифрового музыкального продукта компании, информация о котором держалась в секрете. Решение суда явилось официальным признанием того факта, что в современной информационной системе социальные сети выступают одним из средств публикации и распространения контента, наравне с другими

Социальные медиа зачастую оказываются не только оперативнее и информативнее, но и доступнее традиционных СМИ. Трагические события 11 сентября 2001 года в США показали, что, несмотря на то что телевидение смотрели чаще, чем обращались к социальным медиа, среди веб-сайтов наибольшей популярностью пользовались не порталы ведущих

информационных агентств, а новостные ленты социальные сетей. Их пользователи зачастую генерировали и перепечатывали информацию с других новостных порталов, а также открывали доступ пользователям для публикации их данных и обновлений [99] .

Таким образом, выигрывая в скорости, социальные медиа по-прежнему уступают традиционным СМИ в достоверности и качестве информации.

По сути, они уже сейчас являются самодостаточными СМИ. У них есть и миллионная аудитория, и собственный контент.

Иными словами, социальные медиа — это многозначный термин, который используют для описания новых форм коммуникации производителей контента с его потребителями, для которых определяющее значение имеет фактор продукции контента самими пользователями [101] .

Вербальная коммуникация посредством социальных медиа, как подчеркивает С. Херринг, набирает всё большую и большую популярность, являясь одной из форм электронной (а вернее мультимедийной) межличностной коммуникации. Более того, многие пользователи обращаются к сервисам социальных медиа именно с целью найти новые социальные контакты и получить необходимое или недостающее общение, что требует, по мнению Херринг, также научного лингвистического осмысления [102] .

Джейн Соутрен считает, что основной особенностью социальных медиа является возможность доступа к содержимому в любое время, в любом месте, на любом цифровом устройстве, а также наличие интерактивной обратной связи с пользователями. Например, Faсebook является примером модели социальных медиа, в котором большинство пользователей являются участниками. В основе социальных медиа лежит взаимодействие между людьми, в которых они создают, совместно используют информацию и обмениваются ею, идеями и пользовательским контентом в виртуальных сообществах и других ресурсах. Социальные медиа отличаются от традиционных по качеству, мобильности и масштабам распространения. Интернет-пользователи продолжают проводить больше времени в социальных сетях, нежели на любых других ресурсах [103] .

Коммуникативная сущность интерактивности, выразившаяся в таких формах участия читателя в журналистском процессе, как комментирование новостей, обсуждение новостей на форуме, имеет несколько аспектов реализации. С одной стороны, интерактивность рассматривается как инструмент реализации информационной деятельности, позволяющий оперативно получать отклик от аудитории. С другой — является эффективным инструментом привлечения аудитории [106] .

Таким образом, признание концепции социальных медиа как нового шага в развитии СМИ совсем не означает признание их как полноценных средств массовой информации, так как они (социальные медиа) изначально создавались для иных целей: поддержания и восстановления дружеских и деловых связей, самовыражения, объединения в группы по интересам и так далее.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Колесникова Д.А.

аспирант IV курса

Нижегородского Государственного Лингвистического Университета имени Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород

Социальные медиа как средства массовой коммуникации

Технологический характер современных СМИ , позволяющий выпускать и тиражировать информационный продукт в гигантских масштабах, обусловливает их производственную специфику, позволяющую уподоблять эту деятельность массовому производству. Удивительно, как пишет современный английский исследователь Д. Баррат, насколько производство телевизионных программ или современной газеты напоминает производство холодильников: и здесь налицо разделение труда, сложнейшая организационная структура и огромные инвестиции [1, с. 15].

Особенностью большинства современных медиа является односторонний поток информации : относительно небольшая группа работников СМИ выпускает информационный продукт, потребляемый всем обществом. Эта однонаправленность информационного потока обусловлена линейным характером традиционных технологий передачи информации, следствием которых является фактическая разорванность массовой коммуникации (информация создается на одном конце цепи, а потребляется на другом), реальная обратная связь (feedback) между этими полюсами практически отсутствует.

Разорванность массовой коммуникации порождает массу проблем, связанных как с отсутствием реального контроля со стороны общества над производством информации, так и с подчас неожиданным для создателей её восприятием их продукта аудиторией [3, с. 55].

Блоги (от англ. web blog - сетевой журнал) – интернет сервис, представляющий собой новостную ленту. Коммуникация строится путем размещения постов, обменом комментарий. Ведение блога (личного дневника) называется блогинг ( blogging ), автор блога - блогер ( blogger ), коммуниканты объединены в блогосфере в сообщества ( community ).

На наш взгляд, в настоящее время блоги являются источником информации и коммуникации, играют важную роль в формировании общественного мнения, все чаще приобретают социально-политическое значение

Коммуникация в микроблоге строится вокруг коротких медиатекстов пользователей в основном для того, чтобы проинформировать о текущем статусе или новостях коммуниканта на данный момент, например:

Hillary Clinton ‏ @HillaryClinton 7 нояб.

Live in VA, NJ, WA, NY or anywhere with an election today? Consider this my personal ask/nudge/plea for you to go to the polls and VOTE.

Бывший госсекретарь и кандидат в президенты США Хиллари Клинтон ( Hillary Clinton ) в своем твите от 7 ноября 2017 г. призывает голосовать за нее на выборах. В твите используются сокращенные названия штатов США: VA – Virginia, NJ – New Jersey, WA – Washington, NY – New York. Использование данных сокращений вызвано объективной причиной, такой как ограничение по написанию знаков в одном твите.

С каждым годом все больше политиков и политических организаций создают аккаунты в социальных медиа. Это связано с тем, что постепенный уход от традиционной вертикальной модели коммуникации с гражданами к горизонтальной модели предоставляет им больше возможностей быть в курсе событий, получать обратную связь, давать свои оценки политической деятельности, осуществляемой ими.

Однако большинство пользователей не воспринимает Твиттер в качестве медиаресурса, в то время как это его основная функция.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Barrat D. Media Sociology. London and N. Y.: Routledge, 1994. —178 c.

McLuhan M. Media is a message. Toronto, London: 1967. — 256 c.

McLuhan M. Understanding Media. The Extansions of Man. Mass.:

The mit Press , 1994 (русск. пер.: Маклюэн М. Понимание медиа:

Внешние расширения человека. М.; Жуковский: Канон-Пресс Ц, Кучково поле, 2003). —247 c .

Чикилева Л. С. Интернет как средство моделирования социокультурного пространства для формирования иноязычной компетенции // Иностранные языки в дистанционном обучении: мат-лы III-й Междунар. науч.-практ. конф. (Пермь, 23-25 апреля). Пермь: Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2009. — 102 с.

Практическая часть содержит контрольные вопросы, план семинарского занятия, задание для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы по теме.

Дидактические единицы: социальные сети, источник информации, социальные медиа, контент, интерактивность.

В прямом значении этого слова социальная сеть — это сообщество людей, связанных общими интересами, общим делом или имеющих другие причины для общения между собой.

Социальная сеть в интернете — это программный сервис, площадка для взаимодействия людей в группе или сообществе. Теоретически в качестве социальной сети можно рассматривать любое онлайновое сообщество, члены которого участвуют, например, в обсуждениях на форуме. Социальная сеть также образуется читателями тематического сообщества, созданного на любом сервисе блогов. Многие профессиональные сообщества в интернете превратились в инструмент поиска людей, рекомендации сотрудников и поиска работы.




Социальные медиа (англ. social media) — это основанные на интернет-технологиях каналы и площадки для общения и обмена контентом между пользователями, такие, как форумы, блоги, социальные сети, фото- и видео-хостинги, платформы для совместного творчества.

Американский журналист К. Дойл объяснил понятие социальных медиа как различных онлайн-технологий, позволяющих людям легко общаться при помощи интернета, делиться информацией и ресурсами[151].

Главными отличительными особенностями социальных медиа являются:

– неограниченные интерактивные коммуникации;

– непосредственное участие пользователей в генерации и ретрансляции медийного контента;

– высокая степень вовлеченности в процесс;

– максимальная скорость обратной связи;

Социальные сети как популярный и эффективный канал коммуникации в интернете позволяют не просто оперативно информировать читателей о последних событиях в мире, но и максимально индивидуализировать процесс распространения новостного контента, поскольку каждый подписчик аккаунта в социальных сетях получает оповещения об актуальных новостях на собственной страничке.

Крупные промышленные компании, финансовые, экономические структуры, СМИ, политические и общественные движения и партии уже давно осознали, что для привлечения клиентов и аудитории необходимо вести диалог с аудиторией, работать над своим имиджем и репутацией, раскручивать свой бренд, делать его узнаваемым, и все это возможно осуществлять при помощи социальных сетей. Сегодня многие представители бизнеса, медийные личности, политики и общественные деятели имеют аккаунты в социальных сетях, с помощью которых у них есть возможность положительно позиционировать себя, свою деятельность, идеи и взгляды перед огромной интернет-аудиторией. В период предвыборной кампании социальные сети также становятся каналом коммуникации с электоратом, обеспечивая кандидатам возможность быть приближенным к своим избирателям. Социальные сети по своим функциональным характеристикам способствуют формированию имиджа и средств массовой информации. И от того, как будет подана информация о медиакомпании или журналистах в сообществе социальных сетей, напрямую зависит востребованность издания, телеканала, радиостанции. В настоящее время во многих СМИ за продвижение в социальных сетях отвечает специалист, в обязанности которого входит поддерживание взаимоотношений с целевой аудиторией посредством голосования, опроса, викторин, розыгрыша призов, различных акций и PR-проектов. Социальные сети при максимально низких затратах на рекламу позволяют собрать на мероприятия, организованные СМИ (пресс-конференции, презентации, флеш-мобы), достаточно большое количество активных людей. Для этого достаточно опубликовать новость в группе, максимально интересно представить информацию, добавить медиа-файл, замотивировать подписчиков приятными мелочами-призами и сюрпризами. Здесь важную роль играет возможность делать репосты, когда каждый из подписчиков может разместить у себя на личной странице данную новость, вызвать интерес у аудитории к средствам массовой информации, настроить на активное взаимодействие.

Сформировав сообщество в социальных сетях, средства массовой информации фактически получают конкретную базу реальной и потенциальной аудитории с ее интересами, предпочтениями, желаниями, которые можно быстро выявить, благодаря безграничным возможностям интернета. К примеру, челябинский телеканал ОТВ, распространяя информацию и продвигая свой контент в социальных сетях, постоянно ведет диалог с
аудиторией, проводит интерактивы, регулярно обновляет фото и видеозаписи, дает информацию о своих администраторах. Такое регулярное взаимодействие с аудиторией позволяет средствам массовой информации завоевывать ее доверие, оказывать на нее влияние, формировать ее мнение и даже манипулировать сознанием людей.

Преимущество распространения информации СМИ через социальные сети заключается в оперативности и доступности в любое время и в любом месте. Но что касается повсеместной доступности, то здесь нужно учитывать важную деталь: зона покрытия интернета распространена далеко не везде, поэтому пользоваться социальными сетями по дороге на работу, в супермаркете, кафе или парикмахерской могут только жители мегаполисов, которым доступны сигналы wi-fi либо 3G и 4G. В связи с этим большая часть населения, проживающая в отдаленных районах и не имеющая точки доступа к интернету, просто выпадает из информационного потока. По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в октябре 2014 года, интернетом пользуются 66% граждан России от 18 лет и старше или 76,3 млн человек. Ежедневно выходят в сеть 46% или 53,6 млн взрослых россиян[152]. Поэтому в качестве еще одной важной проблемы мы выделяем ограниченную зону распространения интернета в российских регионах.

Анализ социальных сетей как коммуникационной площадки показывает, что в современном обществе социальные сети являются одним из самых эффективных способов самовыражения. В период активного развития интернета и освоения традиционными средствами массовой информации социальных сетей это ярко проявилось в процессе формирования такого популярного направления, как блогосфера.

Изучением данного вопроса занимались многие российские исследователи. Например, К.А. Карякина считает, что социальные медиа предложили своей аудитории принципиально новые механизмы взаимодействия и интерактивного участия, что и определило новый этап в развитии гражданской журналистики[153].

И каждый пользователь должен отдавать себе отчет в том, что, знакомясь в интернете с субъективной точкой зрения, выраженной в свободной форме, он не вправе рассчитывать на объективность. В данном случае субъективное отношение к действительности является определяющим.

Контрольные вопросы

4. Назовите ведущие социальные сети интернета.

5. Охарактеризуйте основные аспекты интеграции СМИ в социальные сети.

6. Объясните, как построить диалог с аудиторией в социальных
сетях.

7. Определите, используются ли социальные сети в интересах самовыражения личности.

Читайте также: