Социальные интересы и формы социального взаимодействия доклад

Обновлено: 02.07.2024

1. Социальные интересы и формы социального взаимодействия

2. Объясни иллюстрации. Сгруппируй их:

3. Притча:

Два человека не могли поделить один апельсин.
Каждый утверждал, что это его апельсин и не хотел
уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта
история, если бы этим людям не пришла в голову
простая, но совершенно гениальная мысль выслушать
другого. И тогда выяснилось, что одному нужен
апельсин
для того, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из
семечек вырастить новое дерево. Оказывается, можно
решить проблему.
Вы можете сказать, ну а если им бы обоим был нужен
апельсин для одной цели? Что тогда?

4. Подумайте:

5. Словарь:

Социальные интересы интересы людей, составляющих
какую-либо социальную
общность, тот или иной
коллектив, объединение.

ИНТЕРЕС – понятие социальной
философии, отражающее реальную
причину социальных действий,
событий, свершений, стоящую за
непосредственными побуждениями
– мотивами, помыслами, идеями и
т. д. – участвующих в этих действиях
индивидов, социальных групп,
классов.

Интерес — 1) форма побуждения к активности
со стороны предметно-функциональных
мотивов, удовлетворение которых связано не с
результатом, а с процессом ориентированной
на окружающий мир деятельности.
2) специфическая эмоция захваченности,
зачарованности, презентирующая индивиду
предметы, с которыми оказываются связаны
его предметно-функциональные потребностисубъективная приятность этой эмоции является
фактором постоянного воспроизведения
соответствующей деятельности

3) И. к жизни, в противоположность
психологической апатии, экзистенциальный
признак,
характеризующий
уровень
психологического здоровья индивида и
выражающий широту и глубину его
предметных
интересов,
легкость
их
возникновения,
устойчивость
в
неблагоприятных условиях.

Психологическая энциклопедия
эмоционально
окрашенное,
повышенное внимание человека к
какому-либо объекту или явлению;
форма проявления познавательной
потребности.
эмоциональное состояние, связанное
с осуществлением познавательной
деятельности и характеризующееся
побудительностью этой
деятельности.

10. Найдите недостающую информацию (стр. 72-74)

В повседневной жизни общества мы
наблюдаем
постоянное
социальное
взаимодействие.
Формы социального взаимодействия
Сотрудничество
Соперничество

Сотрудничество
Предполагает
участие в общем
деле
Форма проявления:
• Дружба;
• Деловое
партнерство;
• Политический
союз.
Характерные черты:
• Общие интересы;
• Деятельность в их
защиту;
• Заинтересованность;
• Компромисс.
Приведите
примеры
сотрудничества
вашей жизни.
из

Соперничество

пересечение
несовпадение интересов, связанных
коренными вопросами социального бытия
Конкуренция
Конфликт
Приведите примеры соперничества
и
с

14. Вопросы к тексту учебника (стр.71-72):

1. На что направлены социальные интересы?
2. Какие факторы определяют различия
социальных интересов?
3. Приведите примеры фактов, доказывающих,
что социальный интерес лежит в основе
любых форм состязательности, борьбы и
соперничества между людьми.
4. Считаете ли вы справедливым, что каждая из
групп стремится к экспансии своих интересов,
к закреплению достигнутого успеха и его
развитию за счет интересов других групп и
общностей? Свою позицию аргументируйте.

15. Найдите недостающую информацию (стр. 72-74)

16. Подумайте:

Социальный конфликт – тип социального
взаимодействия,
субъектами
которого
становятся отдельные общности, организации
и отдельные личности с реально или
предположительно
несовместимыми
интересами, целями, идейными установками
Причина социальных конфликтов – это
противоборство индивидов или групп,
преследующих социально значимые цели. Он
возникает тогда, когда одна сторона
конфликта стремится к осуществлению своих
интересов в ущерб другой.

18. Здравомыслов А.Г.

19. Бабосов Е.М.

20. Льюис Альфред Козер

21. Запрудский Ю.Г.

22. Словарь:

Социальный конфликт – это особое
взаимодействие индивидов, групп
и объединений при столкновении
их несовместимых взглядов,
позиций и интересов;
конфронтация социальных групп
по поводу многообразных
ресурсов жизнеобеспечения.

23. Главный источник социальных конфликтов – неоднородность общества

25. Чем сложнее его структура, чем больше в нём групп и слоёв с разными, часто противоположными интересами и системами ценностей,

тем чаще возникают конфликты
Англо-германский
социолог Ральф
Дарендорф выделил
восемнадцать
критериев для
классификации
социальных конфликтов.

В конфликте могут участвовать отдельные
индивиды (два или более) или группы.
Межличностный конфликт может
перерасти в межгрупповой.
Возможен также конфликт между
отдельной личностью и группой. Обычно
его причиной становится стремление
внести какие-то изменения в жизнь
группы. Или нежелание индивида
подчиняться общим правилам.

Если человека раздирают внутренние
противоречия или он не удовлетворён
обстоятельствами своей жизни или своими
действиями, мы говорим о наличии
внутриличностного конфликта. Достаточно
часто он принимает форму ролевого.
Индивид выполняет несколько
социальных ролей, а их требования
противоположны друг другу.

По направленности конфликты бывают
вертикальные, горизонтальные и смешанные.
Первые происходят между людьми,
занимающими неравное социальное
положение.
Горизонтальные происходят между людьми,
не находящимися в подчинении друг у друга.
Социологи говорят, что 70-80 % от всех
конфликтов – вертикальные и смешанные

Разной бывает длительность
конфликтов – краткосрочные,
средние и длительные.
По масштабам: локальные,
региональные и глобальные
Конфликты бывают
насильственные и
ненасильственные,
преднамеренные и спонтанные,
рациональные и эмоциональные.

32. Типология конфликтов (стр. 75):

33. Типология конфликтов:

34. По функции может быть конструктивным и деструктивным

Конструктивный (созидательный)
направлен на решение выявившегося
противоречия, основан на уважении интересов
обеих сторон. Именно такой конфликт полезен
для общества, так как ведёт к обновлению, отказу
от старого, отжившего, выдвижению новых
лидеров. Научные дискуссии чаще всего имеют
именно такой характер.
Участники деструктивного конфликта не
стремятся к согласию. Они видят свою цель в
разрушении того, что их не устраивает.

38. Условия развития конфликта (стр. 76):

1. Намерения участников конфликта.
2. Отношение к средствам
физического насилия.
3. Уровень доверия между
сторонами.
4. Адекватность оценок
конфликтующими сторонами
истинного положения дел.

39. Стадии конфликта:

Предконфликтн
Конфликтная
ая
Период, в
течение
которого
накапливаются
противоречия
Послеконфликтн
ая
Принимаются
меры для
Совокупность
окончательного
определенных
устранения
действий. Она
противоречий,
характеризуется
снятие
столкновением
социальнопротивоборству
психологическо
ющих сторон
й
напряженности

40. Разрешение конфликта:

41. Стили разрешения конфликта:

43. Поведение в конфликте:

44. Анализ стилей поведения в конфликте:

1. Как данный вид поведения в конфликте повлиял на
эмоциональное состояние его участников, на их чувства?
Почему?
2. Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть
более полезными для участников и почему?
3. По каким причинам люди могут выбирать такой стиль
поведения в конфликте?
4. Как можно охарактеризовать данный стиль поведения с
точки зрения настойчивости в отстаивании своих
интересов и с точки зрения степени сотрудничества в
отстаивании интересов других?
5. Какой стиль вам показался наиболее конструктивным?
Почему?

45. Поведение в конфликте:

Стратегия
Характеристика и анализ
Избегание
(уход)
Игнорировании или фактическом отрицании конфликта. отличается
минимальной, практически нулевой степенью настойчивости в
удовлетворении собственных интересов
Конкуренция
(борьба)
Стремление к доминированию и в конечном счете устранение
одной из сторон в конфликте. Максимальная настойчивостью в
удовлетворении собственных интересов
Приспособление
Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов
вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов
Сотрудничество
Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В
содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение
основных интересов другой стороны. Максимальная настойчивость
в удовлетворении как своих интересов в конфликте, так и интересов
другой стороны
Компромисс
Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение
собственных интересов в обмен на достижение частных интересов
другой стороны

46. Методы разрешения конфликта

47. Процессы для разрешения конфликтов:

49. Определите процесс:

51. Значение конфликта:

52. Дискуссионный клуб:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 19-21 Социальные интересы и формы социального взаимодействия Обществозн.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок 19-21 Социальные интересы и формы социального взаимодействия Обществозн.

Урок 19-21 Социальные интересы и формы социального взаимодействия Обществознание 11 класс профильный уровень Гудзишевская Н.В. МОУ СШ №1 г. Вилючинск Тема: Социальное развитие современного общества

Цель урока: дать характеристику основным формам социальных взаимодействий Зад.

Цель урока: дать характеристику основным формам социальных взаимодействий Задачи урока: познакомить с признаками социального сотрудничества, причинами социальных конфликтов и путями их решения развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами формировать у школьников толерантность, уважение к другим людям. ?

Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О мудрец.

План урока: Социальные интересы. Формы социального взаимодействия. Социальный.

План урока: Социальные интересы. Формы социального взаимодействия. Социальный конфликт.

1 Социальные интересы

1 Социальные интересы

? Что такое социальный интерес?

? Что такое социальный интерес?

Социальные интересы – интересы людей, составляющих какую-либо социальную общ.

Социальные интересы – интересы людей, составляющих какую-либо социальную общность, тот или иной коллектив, объединение.

Задание : проанализируйте текст учеб-ника с. 69-70, ответьте на следующие во.

Задание : проанализируйте текст учеб-ника с. 69-70, ответьте на следующие вопросы: На что направлены социальные интере-сы? Какие факторы определяют различия социальных интересов? Приведите примеры фактов, доказываю-щих, что социальный интерес лежит в основе любых форм состязательности, борьбы и соперничества между людьми. Считаете ли вы справедливым, что каждая из групп стремится к экспансии своих интересов, к закреплению достиг-нутого успеха и его развитию за счет интересов других групп и общностей? Свою позицию аргументируйте.

В повседневной жизни люди множеством нитей связаны с другими людьми, обществ.

В повседневной жизни люди множеством нитей связаны с другими людьми, обществом: взаимодействие по личным вопросам взаимодействие в процессе учебы экономическая(хозяйственная) деятельность политическая деятельность правовые вопросы и др

? Приведите конкретные примеры данных взаимодействий. Есть ли между ними отли.

? Приведите конкретные примеры данных взаимодействий. Есть ли между ними отличия?

Социальные отношения Социальные контакты Социальные взаимодействия систематич.

Социальные отношения Социальные контакты Социальные взаимодействия систематичность, регулярность, взаимная обусловлен- ность и направленность ! Различные уровни развития социальных связей.

2 Формы социального взаимодействия

2 Формы социального взаимодействия

Формы социального взаимодействия Сотрудничество Соперничество Предполагает уч.

Формы социального взаимодействия Сотрудничество Соперничество Предполагает участие в общем деле Пересечение и несовпа- дение интересов, связан- ных с коренными вопросами социального бытия Виды Формы проявления: деловое партнерство дружба политический союз Характерные черты: общие интересы деятельность в их защиту заинтересованность компромисс Конкуренция Конфликт

Сотрудничество: обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для об.

Сотрудничество: обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, возможна направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели ( но не аналогичной), что содействует укреплению гарантий сотрудничест-ва, дружбы, партнерства, подкрепление длительного взаимовыгодного сотрудничества такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка.

Соперничество: стремление опередить, отстранить, подчинить или унич-тожить со.

Соперничество: стремление опередить, отстранить, подчинить или унич-тожить соперника отсутствие общих, совместных целей, но обязательно на-личие аналогичных целей относительно неделимого объ-екта (например, кошелек покупателя, как цель экономичес-кой конкуренции) подкрепление длительного соперничества негативными средствами обмена (зависть, хитрость, неприязнь, озлоб-ление, неискренность).

Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта: при наличии конку.

Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта: при наличии конкуренции соперники пытаются просто опередить друг друга. при наличии конфликта предпринимаются более жесткие, агрессивные попытки заставить соперника отказаться от его притязаний, навязать свою волю, изменить поведение соперника, отстранить его от неделимого объекта, физи-чески устранить.

3 Социальный конфликт

3 Социальный конфликт

Конфликт(от лат. conflictus — столкнове-ние), столкновение сторон, мнений, с.

Конфликт(от лат. conflictus — столкнове-ние), столкновение сторон, мнений, сил.

конфликт - столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдель-н.

конфликт - столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдель-ных индивидов столкновение интересов должно быть осознано всеми сторонами конфликта конфликт может быть вызван как существенными причинами, затрагиваю-щими сами основы существования конфлик-тующих групп, но может быть и иллюзор-ным, воображаемым, когда люди полагают, что их интересы несовместимы и взаимоис-ключают друг друга. Задание: приведите примеры реально существующих и иллюзорных конфликтов. ?

Исторический опыт и социальная практика определяют некоторые проблемы, по по.

Исторический опыт и социальная практика определяют некоторые проблемы, по поводу которых чаще всего формируются конфликты: богатство, власть, престиж, достоинство (ценности и интересы, которые имеют значение во всяком обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих в конфликтах).

Задание: вспомните, что такое аутода-фе. Определите суть конфликта, изобра-ж.

Задание: вспомните, что такое аутода-фе. Определите суть конфликта, изобра-женного на миниатюре. ?

Конфликт становится открытым и необратимым: превращается в самостоятельный и.

Конфликт становится открытым и необратимым: превращается в самостоятельный и постоянный компо-нент общественной жизни, завершается победой доминирующей стороны, решается на основе взаимных уступок сторон. Источник обост- рения конфликта Накопление неудовлет- воренности Возрастание притязаний Открытое чувство неудовлетворенности формирование социального движения выдвижение лидеров выработка программ и лозунгов формирование идеологии защиты интересов

Разрешение конфликта Полное разрешение. Происходит психологическая перестройк.

Стратегия итак-тикаповедения в конфликте Характеристика и анализ Избегание (у.

Стратегия итак-тикаповедения в конфликте Характеристика и анализ Избегание (уход) игнорирование или фактическоеотри-цаниеконфликта минимальная степень настойчивостив удовлетворении собственныхинтере-сов Конкуренция (борьба) стремление к доминированию, устранение одной из сторон вкон-фликте максимальная настойчивость вудов-летворениисобственных интересов Приспособление уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов

Стратегия итак-тикаповедения в конфликте Характеристика и анализ Сотрудничест.

Стратегия итак-тикаповедения в конфликте Характеристика и анализ Сотрудничество стремление к интеграции интересов всех участников конфликта в содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворениеоснов-ныхинтересов другой стороны максимальная настойчивость вудов-летворениикак собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны Компромисс взаимные уступки, согласие начастич-ноеудовлетворение собственныхинте-ресовв обмен на достижение частных интересов другой стороны

Процессы разрешения конфликта Переговоры – процесс, при котором стороны пытаю.

Условия медиации: взаимное желание сторон разрешить конфликт (чувства нельзя.

Условия медиации: взаимное желание сторон разрешить конфликт (чувства нельзя отменить приказом свыше) создание атмосферы комфорта и безопасности (медиа-тор вызывает доверие, обеспечивает конфиденциаль-ность, разрушает барьеры) выработка решения самими сторонами возможно достижение двух различных уровней конфликтов: соглашения и примирения.

Как называется способ разрешения межличностного конфликта, описанного в след.

Как называется способ поведения в межличностном конфликте, описанный в следу.

Д/задание: § 7, Письменно ответы вопросы к документу, с.79-80.

Д/задание: § 7, Письменно ответы вопросы к документу, с.79-80.

Краткое описание документа:

Цель урока - дать характеристику основным формам социальных взаимодействий. В ходе урока учащиеся выясняют признаки социального сотрудничества, причины социальных конфликтов и пути их решения. Учащиеся анализируют текст учебника, схемы, решают познавательные задачи, участвуют в дискуссии. Домашнее задание включает работу с документом.

Читайте также: