Доклад культура современного общества

Обновлено: 05.07.2024

На пороге XXI столетия в общественном сознании все более утверждается мысль о том, что человечество находится на крутом переломе. Об этом свидетельствуют не только катаклизмы нашего века (две мировые войны, ряд революций, в ходе которых проявились отвратительная жестокость, разрушение общечеловеческих ценностей, социальный, нравственный, экономический и интеллектуальный хаос, геноцид в отношении целого ряда народов и т.д.), но и глобальный кризис общества, показатели которого - надвигающаяся экологическая катастрофа, исчерпание невосполнимых ресурсов, наркомания и пр.
Вполне естественно, что пользуются популярностью книги В.М. Массона, Л.Н. Гумилева, Н.Я. Данилевского, Л. Февра, К. Ясперса, П. Сорокина, А. Тойнби и Н.Н. Моисеева, посвященные смыслу истории, ее характеру, природе различных цивилизаций и культур, их судьбам.
В данной контрольной работе я изложу свои размышления о будущем современной цивилизации, попытаюсь осмыслить глобальный кризис культуры как рождение новой цивилизации с присущими ей ценностями и отношением к миру.

1. Общая характеристика современной культуры

3. Массовая культура и современность

1. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. - М.: Высш. школа, 1994.
2. Кармин А.С. Культурология. - СПб.: Питер, 2001.
3. Конев В.А. Человек в мире культуры (культура, человек, образование). – М.: АСТ, 2002.
4. Кравченко А.И. Культурология. - М., 2002.
5. Культурология: история мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. - М., 2001.
6. Культурология: история мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской. - М., 2003.
7. Культурология: Учеб. пособие / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. - М., 2001.
8. Культурная интроспекция ХХ столетия и современности. Материалы к спецкурсу. / Сост. Н.Р. Суродина. – М.: Дашков и Ко, 2007.
9. Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М., 1995.
10. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. – М.: Дрофа, 1998.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Культура

Человек, Земля, Вселенная… Для современного человека эти слова имеют прежде всего глобальный, космический смысл. А каким значением они обладали в стародавние времена для древних обитателей прекрасно украшенной Земли Русской? Каким они видели мир и себя в нём? Для древнего русича Мать-сыра-Земля была не только землей-кормилицей, но и частицей Космоса, и отделить одно представление от другого он не мог. А что знает об этом современный житель России? Какими представляет он себе своих предков, какой видит культуру России прошлых веков и тысячелетий?

Основная часть

Важным явлением социокультурной эволюции современного российского общества становится осознание истины, что без опоры на фундаментальные ценности национальной культуры не может быть успешного развития любой сферы культуры и страны в целом. Вместе с тем в сложившихся условиях национальная культура русского народа (как коренного этноса, составляющего в настоящее время 86% населения страны) нуждается в особой поддержке. Социальные катаклизмы XX века привели к существенным деформациям русского национально-культурного самосознания, к размыванию и утрате многих корневых основ русской художественной культуры, искусства, экономики, образования. В противостоянии этим негативным процессам важнейшую роль призвана сыграть народная художественная культура.

всех отраслей художественной деятельности — словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т.д.;

Культура — живое образование, имеющее внутренний, генетический потенциал развития. Культура любого народа, отражая специфику его исторического развития, есть динамическая данность, цементирующая конкретное сообщество и сообщающая его существованию определенность и устойчивость. Все ее особенности возникают не случайно, а обусловлены совместным действием причин, которые допустимо назвать внешними (природно-географические, исторические, политико-экономические и т.д.), и причин внутренних (генетических), связанных со своеобразием менталитета данного народа. Именно к этим генетическим факторам и следует отнести народную художественную культуру.

Народная культура – это высочайшее достижение того или иного народа. Она прошла долгий путь через вековой отбор настоящего, истинного. Очень велико в народной культуре нравственное начало. В ней концентрируются общечеловеческие нравственные устои, выступая в качестве критерия, образца. Переживание добра, справедливости, красоты, мира, любви вело к созданию основополагающих принципов человеческой личности. Таким образом, народная культура существует как фиксированная память человечества о себе самом. Только наличие ценностей альтруизма, красоты, природы и творческой деятельности не позволит человеческой культуре и цивилизации прийти к самоуничтожению, а поднимет ее на новый духовный уровень.

Народную художественную культуру отличает коллективный характер творческой деятельности, устойчивая, длительная во времени и распространяющаяся в широкой социальной среде и этническом пространстве традиционность. Традиции народной культуры постепенно и, на первый взгляд, незаметно изменяются и обновляются, они проявляются в форме непосредственной передачи от поколения к поколению, от социума к социуму навыков, форм, приемов, техники творчества и самих произведений, форм их бытования и восприятия. Ещё одной особенностью народной художественной культуры является то, что она образует большое количество региональных типов и локальных вариантов. Специфика народной художественной культуры заключается в том, что она доставляет общественному сознанию опыт общения с явлениями искусства, извлекает из фондов народных художественных произведений необходимый духовный материал, обеспечивающий развитие самого человека, его духовных сил и способностей. Она тем самым способствует развитию творческого отношения к миру, поддержанию определенного уровня духовных активности и богатства на основе опыта, приобретенного человечеством и собственным народом в ходе его истории.

Знакомство с народной культурой является наиболее простым и в то же время мощным средством духовного развития подрастающего поколения. Приобщение ребенка с раннего возраста к культуре своего народа способствует возрождению генетической и культурной памяти детей и развитию их духовного потенциала. Народная художественная культура изначально воспитательна, она дает детям уроки стройности, порядка, образованности, нравственности. Целенаправленное ознакомление дошкольников с народной культурой представляет собой процесс решения совокупности различных педагогических задач, из которых, на наш взгляд, наиболее важной является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и красоте, развитие творческого потенциала, творческого самовыражения ребенка, формирование этических нравственных ценностей, лежащих в основе народной культуры, духовное развитие. Народная художественная культура позволяет гармонизировать социально-семейную среду, укрепляя отношения между поколениями. Следует отметить и такую важную задачу, как развитие у ребенка способности осознать свою принадлежность к определенной культуре. Среди детей и молодежи за последние годы явственно обозначился интерес к национальным культурным традициям и желание их освоить. Активное включение подрастающего поколения в сферу восстановления народной художественной культуры позволяет укрепить у детей и юношества национальный иммунитет, воспитать чувства добропорядочности, ответственности, любви к Родине, сохранить психическое и физическое здоровье.

В настоящее время ученых и педагогов волнует также появление компьютерного рационализма, ведущего к потере человеком способности диалектического восприятия мира и снижения его интуитивных возможностей. Опасность потери способности человека к интуиции отнюдь не безобидна. Без интуиции невозможна творческая деятельность человека, формирование личности человека, его самосовершенствование и самовоспитание. Человек в структуре культурных ценностей является исходным и определяющим компонентом и фактором. Он - вершитель, носитель и одновременно адресат культурной трансформации. Уникальность сложившейся ситуации состоит в том, что в течение всей обозримой истории человек еще ни разу не попадал в горнило столь тотальной перековки сознания, такой вязкой зависимости от созданной им самим среды обитания, не знал таких изощренных искушений многочисленными техническими благами цивилизации, как сегодня. Иными словами, его природа еще не подвергалась подобным испытаниям, да к тому же в масштабах столь глобального эксперимента. Поэтому только привычных средств и методов его становления и развития совершенно недостаточно. Жизненно необходимым оказывается привлечение всех возможностей народной художественной культуры для формирования будущего человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Из средств массовой информации, культурной жизни России полностью исчезло все, что служило ранее культурно-просветительской деятельности в области народной художественной культуры. Где можно ознакомиться в современном мире с её образцами? Получается, что только в художественной самодеятельности и музеях. Именно музеи широко развернули в своё время работу, которая впоследствии оформилась в музейную педагогику. В них были организованы центры народных ремесел, например, в Российском этнографическом музее и Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Теперь мы лишаемся музея, созданного В.А. Гуляевым в 1982 году, он переименовывается в Российский музей декоративно-прикладного искусства, а из экспозиции убирается всё, что имеет отношение к народному искусству. При полном молчании московской общественности полностью исчез из культурной жизни столицы некогда всемирно знаменитый Музей народного искусства.

В педагогической теории и практике сформировался ряд нерешённых проблем, препятствующих полноценной реализации духовно-нравственного потенциала традиций народной художественной культуры. Среди них — недостаточная разработанность региональных аспектов народного художественного творчества; отсутствие во многих регионах преемственных учебных планов, программ, учебных и учебно-методических пособий для этнохудожественного образования; отсутствие специальной подготовки педагогических кадров в области теории, истории и методики преподавания народной художественной культуры; слабая координация педагогической деятельности социально-культурных и образовательных учреждений, отсутствие перспективы у выпускников профессиональных учебных заведений вследствие прекращения деятельности народных хоров, танцевальных ансамблей, предприятий народных художественных промыслов.

В современных условиях, когда утрачены традиционные, прежде всего этнопедагогические, механизмы передачи многовекового опыта и знаний народа, этноса, основная роль в сохранении и развитии русского художественного наследия, как всенародного достояния, должна принадлежать региональным системам. В них необходимо оказывать приоритетное внимание и поддержку традиционной русской художественной культуре как культуре коренного субэтноса (так его определил Л.Н. Гумилёв). Народная художественная культура должна восприниматься как целостное этнокультурное явление и рассматриваться с точки зрения формирования системы взаимодействия всех учреждений, организаций, в том числе общественных организаций, отдельных лиц, значение которых нельзя преуменьшать, по возвращению народных традиций в различные сферы общественной жизни и жизнедеятельности человека. Региональным властям прежде всего необходимо разработать целостные, многоуровневые, вариативные образовательные системы на базе народной художественной культуры, включающие дошкольные и внешкольные, образовательные, социальные, культурно-досуговые учреждения, специализированные учебные заведения всех уровней. Но более перспективным направлением представляется разработка комплексных научно-практических программ включения народной культуры во всех её ипостасях в жизнь современного российского социума.

На местах и в центре следует стимулировать и поддержать проведение комплексных исследований народной художественной культуры, обратив особое внимание на их локальные традиции. При этом организовать исследования необходимо таким образом, чтобы их результаты стали важной основой более целостного осмысления исторической, национально-культурной обусловленности региональной специфики народной культуры во всем многообразии проявлений её векового бытования. Изучению и освоению подлежат фольклор (словесный, музыкальный, театральный), народная одежда, художественные промыслы и ремесла, др. сферы народного знания. Особое внимание следует уделять установлению ценностных философских, социально-культурных, психолого-педагогиче-ских, общеэстетических ориентиров. В связи с этим важная миссия выпадает на долю центральных и провинциальных музеев и отдельных специалистов. Поэтому к исследованиям и пропаганде их результатов необходимо привлечь представителей различных сфер культуры, искусства, образования, социальные институты, средства массовой информации, радио, телевидение, общественные организации. Такие местные программы помогут жителям различных регионов России в удовлетворении своих духовно-культурных и художественно-творческих запросов и интересов; формировании региональных культурных ландшафтов, сохранении национального, в том числе и регионального, культурного наследия, обеспечении социально-исторической и духовно-генетической преемственности поколений. Особо следует предусмотреть правовое и экономическое обеспечение таких программ.

Как видно, проблемы изучения, сохранения и дальнейшей эволюции народной художественной культуры на сегодняшний день требуют особо пристального внимания и соединения усилий различных органов власти, учреждений и организаций культуры, искусства и образования, усилий общества и отдельных личностей. Социокультурный, философский, образовательный, нравственно-эстетический потенциал этого феномена отечественной культуры еще недостаточно исследован, способы и методы его применения слабо изучены и апробированы, а перспективы недооценены.

Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума. - Н. Новгород, изд-во Нижегородского университета, 1996. - 174 с.

Блюменкранц М. В поисках имени и лица. Феноменология современного ландшафта. // Вопросы философии, 2007, № 1. - С. 47-60.

Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры (гуманитарный комментарий к естествознанию). - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1992. - 320 с.

Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). - СПб., 1993. - 111 с.

Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. - Л.: Искусство, 1972. - 440 с.

Лазарев Е.Н. Интеграция культуры и дизайн человека. К постановке проблемы. // Художественная культура и народное творчество. / Сб.ст. / Отв. ред. А.А. Дубровин. - С. 3-15.- М.: МХПИ им. С.Г. Строганова, 1994. - 107 с.

Миронов В.В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии. // Вопросы философии, 2006, № 2. - С. 27-43.

На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. - Вологда: Областной научно-методический центр культуры, 2001. 128 с.

Некрасова М.А. Народное искусство и экология культуры / Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. - М.: НИИ теории и истории изобразительного искусства, 1991. - 378 с.

О настоящем и будущем (размышления о философии). Беседа Б.И. Пружинина с В.А. Лекторским // Вопросы философии, 2007, № 1. -С. 3-15.

Социология искусства. Учебник / Отв. ред. В.С. Жидков и Т.А. Клявина. -СПб.: Искусство-СПБ, 2005. -479 с.

Стёпин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен. // Вопросы философии, 2006, № 2. -С. 16-26.

Человек и образование в современной России (социологические очерки). // Сб. статей / Под. ред. Л.А. Вербицкой, В.Т. Лисовского, В.Т. Пуляева. - СПб., изд-во СПбГУ, 1998. - 448 с.

Государству сегодня необходимо воспитывать людей, способных мыслить свободно, судить объективно, не загнанных в угол, теряющихся в собственных мыслях, не понимающих что происходит обывателей, каких из нас пытаются сделать, а людей действительно умеющих думать. При всем этом, необходимо учитывать, что для человека, даже самого свободно и креативно мыслящего, остается важным не потерять собственную идентичность в гонке за первенство. Ведь личность – это не только механизм, позволяющий государству развиваться, но и уникальная сущность, осознание ценности которой является залогом процветания как ее самой, так и мира в целом. Необходимо осознать зависимость и связь между человеком как частью и мировым целым. Возделывание души, гармония личности, как микрокосма определяет в глобальных масштабах и гармоничное существование целого, макрокосмоса.

Человеку свойственно восполнять утраты, как например, население страны всегда стремиться восполнить потери после войны посредством демографического взрыва. И человек, ощущая утрату фундаментальных ценностей, пытается заполнить пустующую нишу такого рода явлениями как массовая культура или напротив обращается к более конкретному, как например национализм, антиглобализм.

Массовую культуру можно охарактеризовать как существующую для продажи, это уже не творчество, а скорее индустрия, ориентированная на потребителя. Она не выражает изысканной высокой культуры, она заставляет потреблять то, что покажется выгодным ее продавцам. В какой-то мере массовая культура не оставляет альтернативы, она приглушает духовные поиски народа. Ее доступность приводит к обесцениванию того, что она предлагает. Искусство, как таковое перестает быть двигателем человеческого прогресса, наряду с наукой. Более того, оно становится двигателем регресса, способствует упрощению и оглуплению, воздействует на примитивные стороны сознания. Мы наблюдаем все чаще снижение уровня образованности. Зачастую человек, имеющий высшее образование, возможно не одно, не имеет представления о развитии и достижениях науки и техники, о высокой культуре. Этот разрыв можно считать следствием замены реальных знаний на их эквивалент – документ о высшем образовании, набор примитивных представлений о мире. [4]

Мы можем заметить, что в современном академическом искусстве все реже можно выделить действительно талантливых представителей определенного рода искусства. Искусство постмодерна больше не представляется труднодоступным – любой неумелый художник может воспроизвести так называемый шедевр постмодерниста.

В современная культура Это набор ежедневных проявлений, мыслей, идеалов и обычаев, которые разделяет группа людей. Социальные сети, Интернет, новый образ жизни, способы одежды, новый образ мышления и т. Д. Являются частью современной культуры.

Это передается через общение, которое в то же время формирует общество, в котором эти проявления расширяются, а также становятся традициями, деятельностью и целями, которые сохраняются из поколения в поколение.

Эти обычаи, передаваемые другим поколениям, порождают смесь их собственных и типичных проявлений того времени, формируя современную культуру.

Это не более чем контекст, в котором сегодня развивается общество, применяя новые принципы и образ жизни на основе ранее полученных знаний.

Эти руководящие принципы и образ жизни известны как культурные течения и социальные стереотипы, которые варьируются в зависимости от влияния группы людей, их составляющих.

Современная культура и ее влияние

С самой первой эры человеческого существа комбинация и сумма индивидуальных обычаев в конечном итоге стали факторами влияния, которые позже, с ростом человечества, также расширились, о чем свидетельствует общение.

По мере развития человека и его образа жизни, таким же образом развивались и их механизмы взаимодействия, пока они не стали средствами коммуникации. Основное влияние на проявление и распространение массовой культуры.

Средства массовой информации вызывают необычайное распространение по всему миру культурных течений и социальных стереотипов, которые создают определенную конкретную культуру.

Каждый человек в конечном итоге принимает его, несмотря на то, что он исходит из крошечной среды, но достигает цели расширения его с помощью основных платформ, таких как телевидение, кино или радио.

В настоящее время следует отметить, что Интернет является частью этих культурных влияний, поскольку все больше и больше людей имеют доступ к нему, чтобы потреблять информацию или общаться через веб-страницы, или даже явление сетей. Социальное.

Интернет как часть культуры

То, что раньше служило исключительно средством коммуникации, стало образцом образа жизни для масс.

Точнее, через социальные сети люди могут быть подвержены влиянию других, независимо от того, насколько они далеко или имеют совсем другую повседневную жизнь, что называется англосаксонским образом жизни.

Они без ущерба принимаются группами посредством обмена музыкой, искусством, литературой и модой во всем ее максимальном выражении, называемых контркультурными течениями, которые делают культуру уникальной моделью, которой можно следовать во всем мире, уступая место глобализации. .

Интернет стал предпочтительным и наиболее используемым механизмом для передачи культуры в человечество, потому что он не только идет дальше, но и быстрее.

Это позволяет быстро возобновить такие демонстрации для сменяющих друг друга поколений, которые являются частью популярной культуры, они даже называются такими псевдонимами, как Baby Boom, Generation X, Generation Y или Millennials и Generation Z.

Глобализация

Говорить о проявлении культуры и ее расширении - значит говорить о глобализации, в основе которой лежит современная культура.Говорят, что через Интернет были сформированы социальные и общественные группы и учреждения, которые ждут ссылок, чтобы продолжить культурные преобразования.

Это было сделано с самого начала человечества, только теперь с большей осознанностью и для того, чтобы сохранить это.

Это также часть процессов, которые включают ИКТ (информационные и коммуникационные технологии), которые представляют собой механизмы, которые вмешиваются в культурные преобразования посредством коммуникации и взаимодействия в глобальных сетях, будь то правительственные, образовательные или семейные.

Цель глобализации - открыть новые способы понимания социальной жизни и новые ориентиры, связанные с гуманизмом.

Бэби-бум

Так называемое поколение Бэби-бум Это самое популярное из четырех последних культурных течений, разделяющих человечество с точки зрения образа жизни, моды, обычаев и способов глобализации.

К тому времени приоритетами были работа, производительность, экономическое и финансовое положение, тогда как досуг не входил в их обычаи.

Фактически, массовая культура была основана на установлении традиционной модели семьи.

Кроме того, в это время в обществе была отмечена важная веха - вовлечение женщин в рабочие места, начиная с признания их прав или гендерного равенства.

Поколение X

Следующее поколение популярной культуры - это Икс, состоящий из людей, родившихся между 1965 и 1981 годами, которые уже находились под непосредственным влиянием Интернета в своей повседневной жизни. Именно они в молодости оценили изменение аналоговой жизни в эпоху цифровых технологий.

Тем не менее, организационная культура продолжала быть частью этого поколения, в котором работа продолжала быть важной частью общества, несмотря на то, что она идеально адаптировалась к правилам, установленным технологиями и массовым подключением. Другими словами, досуг продолжал отходить на второй план.

Несомненно то, что рост популярной культуры стал более заметным с точки зрения музыки, моды и стиля, что позволило установить более тесную связь со следующей социальной группой, возникшей в 2000 году в новом тысячелетии.

Поколение Y или миллениалы

Это поколение более современное, оно состоит из тех, кто родился в период с 1982 по 1994 год, известных как Миллениалы потому что это массы, которые не могут представить себе мир без технологий. Их приоритет - качество жизни и развлечения.

Именно они способствовали росту глобализации с помощью цифровых медиа.

Поколение Z

Но верно также и то, что они еще не взрослые, они не являются частью мира работы и финансов, но они были генераторами потребительского поведения.

Сотовые телефоны, планшеты и Интернет являются частью их повседневной жизни, поскольку технологии необходимы в их повседневной жизни.

Чаще всего они используют социальные сети, углубляющие виртуальные среды, которые через них ведут к глобализации, порождая новые направления гуманизма и общества.

Гост

ГОСТ

Специфические черты современного общества

В современном обществе можно выделить некоторые специфические черты социальной культуры этих обществ:

Массовая социальная культура как феномен современности

Появление массового общества, развитие технологий, позволяющих тиражировать культурные образцы, обусловили широкое распространение феномена массовой культуры.

Массовое общество – это определенное состояние общества, порожденное процессами индустриализации и урбанизации, которое разрушило традиционные сообщества и создало единую массу из представителей различных четко оформленных социальных слоев.

В современном обществе связь индивида с различными социальными группами эфимерна. Человек с легкостью присоединяется и покидает социальные группы – меняет род занятий и место работы, разрывает и налаживает дружественные связи, присоединяется к различным общественным организациям и движениям и покидает их.

В массовом обществе человек включен в широкую сеть коммуникаций и взаимодействий. Однако в таком обществе социальные связи менее устойчивые и прочные.

Готовые работы на аналогичную тему

Современное общество представляет собой массу атомизированных индивидов, которые вступают в социальные связи, обусловленные определенными потребностями и интересами. Принадлежность к какой-либо группе индивиду не предписывается.

Характеристика социальной культуры современного общества

Черты массового общества по Э. Шилзу:

К таким объектам относятся:

  • произведения массового искусства;
  • музыкальные произведения;
  • фильмы;
  • книги;
  • популярные герои и известные люди;
  • идеалы и ценности.

Социальная массовая культура выступает источником ориентиров для индивида современного массового сообщества, а также как фактор, интегрирующий массовое индивидуализированное общество.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 25 08 2021

Наталья Николаевна Чувелева

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Читайте также: