Социальные факторы нарушений в психическом развитии доклад

Обновлено: 28.06.2024

4255 дн. с момента
открытия on-line центра

04. Причины отклонений в развитии

Значимость поиска причин и механизмов нарушенного развития

Вряд ли может вызывать возражение мысль о том, что любое нарушение в развитии имеет свою причину. Другое дело, что сама эта причина может оставаться неизвестной или не до конца понятой. Но то, что она существует, — не подлежит сомнению. Положение о причинной обусловленности отклонений в развитии, выглядящее банально, крайне контрастирует со сложнейшим процессом поиска этих причин. Познание причин и механизмов нарушенного развития представляет собой ключевой момент предупреждения и лечения самых разнообразных вариантов отклонений в развитии у детей.

Для психолога знание причин нарушений в развитии имеет несколько иной смысл, чем для клинициста, и, прежде всего, в плане просветительской и профилактической работы, а также, в ряде случаев, в определении прогноза.

Биологические по природе патогенные факторы

  • Патология наследственного аппарата;
  • Неблагоприятное протекание беременности:
    • токсикозы,
    • инфекционные и вирусные заболевания матери,
    • сердечно-сосудистая и эндокринная патология,
    • иммунологическая несовместимость
      крови матери и плода и др.
      Не последняя роль в причинной обусловленности:
    • термический фактор (перегревание и переохлаждение),
    • стрессовые состояния во время беременности,
    • радиация,
    • неконтролируемое применение лекарственных препаратов,
    • использование алкоголя, табака и наркотиков.
    • Родовые травмы;
    • асфиксии.
    • многообразные инфекционные и вирусные заболевания,
    • наряду с черепно-мозговыми травмами,
      могут стать причиной разнообразных нарушений в развитии.

    Социально-психологические патогенные факторы

    • отрыв ребенка от матери или лиц ее заменяющих,
    • недостаток эмоционального тепла,
    • бедную в сенсорном отношении среду,
    • неправильное воспитание,
    • бездушное и жестокое отношение и пр.

    Во многих случаях приходится говорить об одновременном действии как неблагоприятных биологических, так и социально-психологических факторов, что существенно усугубляет нарушения в развитии ребенка.

    Связь между патогенным фактором и нарушением в развитии

    • не только причин возникающих нарушений в развитии,
    • но и некоторых закономерностей действия этих причин.
    • одна и та же причина способна приводить
      к разным вариантам нарушений в развитии. Вместе с тем,
    • разные патогенные факторы могут стать
      причиной одного и того же нарушения.
    • патогенным фактором (причиной) и
    • нарушением в развитии (следствием)
      носит не прямой, а опосредованный характер.

      Прежде всего — фактором
      локализации патогенного воздействия,
      т. е. тем, какие структуры организма и,
      прежде всего, центральной нервной системы,
      оказались наиболее подвержены вредоносному воздействию.

    • не только конечный результат (тип отклонения в развитии),
    • но и время его проявления.
    1. В одних случаях патогенное воздействие оказывает свое влияние
      почти сразу на соответствующем этапе возрастного развития,
    2. в других оно может оказаться отсроченным, т. е.
      отделенным, иногда весьма значительным интервалом времени.

    Но этим сложность проблемы причинности нарушений в психическом развитии не ограничивается. Исходный патогенный фактор, действуя через систему опосредования, в конечном счете, НЕ сам по себе приводит к отклонению в развитии. В результате этого воздействия формируются так называемые анатомо-физиологические предпосылки отклонений в развитии. Они представляют собой относительно устойчивые, резидуальные нарушения органического и функционального характера, выступающие в качестве непосредственной причины отклоняющегося развития.

    Подобная цепь причинно-следственных связей четко вписывается в идею В. В. Ковалева, по мысли которого психический дизонтогенез можно рассматривать лишь как сторону или следствие процесса общего дизонтогенеза ребенка.

    Автор: Атангулова Алия Шафкатовна
    Должность: воспитатель
    Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д\с Звездный
    Населённый пункт: г.Баймак
    Наименование материала: статья
    Тема: "Причины нарушений психического развития ребенка"
    Раздел: дошкольное образование

    психического

    р е б е н ка

    Нарушение психического развития представляет собой психическое состояние, которое

    функций, а также нарушениями в умственной и познавательной способности. Нарушения

    психического развития проявляются наиболее часто в младенческом и детском возрасте.

    Основными причинами нарушений психического развития являются:

    головного мозга; эпилептический синдром; поражения и патологии центральной нервной

    запущенность, беспокойная беременность (алкоголь и курение во время беременности,

    асфиксия, гипоксия, ранние роды и все это приводит к нарушение речи ребенка.

    Нарушения психического развития у детей выражаются в значительном отставании в

    поведении и восприятии с возрастными нормами. Эти нарушения начинают проявляться

    с раннего возраста, и они часто связаны с мозговой дисфункцией. При определении

    причин нарушений психического развития необходимо учитывать темперамент ребенка,

    Нарушения психического развития могут быть вызваны социальными факторами, в том

    числе недостатком во внимании и отрывом от матери, социальной изоляцией, дефицитом

    воспитания, обучения и развития, неблагоприятными условиями в семье и обществе.

    Профилактика

    психического

    профилактических мер. Профилактику психических нарушений необходимо начинать

    определять логопед, детский психолог, педиатр и дефектолог. Точный диагноз ребенка и

    тип нарушений психического развития можно определить с помощью диагностического

    приобретает учебные навыки. Важным фактором профилактики является соблюдение

    безопасности, а также проведение медицинских и педагогических консультаций с первых

    месяцев беременности. После рождения ребенка и в течение первого года его жизни

    можно выявить первые признаки психических нарушений. Отсутствие реакций на звук и

    нарушений. У детей дошкольного возраста

    нарушения психического развития часто проявляются в виде проблем с речью и

    эффективной профилактики нарушений психического развития необходимо исключить

    беременности, а также следует создать благоприятную среду для развития ребенка.

    психического

    дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих

    Изолированное действие социальных факторов (при отсутствии биологических нарушений) редко приводит к появлению аномалий в развитии. Тем не менее к таким аномалиям развития, как патологиче­ское формирование личности или невроз, приводят длительные неблагоприятные условия воспитания.! Чем раньше возникли неблагоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойкими будут нару­шения развития.

    Cоциальным фактором, приводящим к стой­ким интеллектуальным, эмоционально-волевым нарушениям, нарушению социальных контактов является депривация. Депривация (лишение) — длительное неудовлетворение основных психических потребностей че­ловека на ранних этапах его развития. Депривация вызывает дефицит информации, социального и эмо­ционального опыта, необходимых ребенку. Й. Лангмейером и 3. Матейчиком были описаны следующие типы депривации.

    1.Сенсорная депривация — лишение ребенка мно­гообразия сенсорных стимулов различных модально­стей (зрительных, слуховых, тактильных и т. д.). Исследования многих авторов показали, что лишение зрительного, слухового, двигательно-кинестетического анализаторов, специфических раздражителей в ран­нем возрасте, особенно в период их интенсивного фор­мирования, ведет к уменьшению величины корковых отделов, в которых осуществляется анализ и синтез этих раздражителей. В условиях своеобразной сенсор­ной депривации развивается ребенок с двигательны­ми и сенсорными дефектами.

    2.Эмоциональная депривация—лишение ребен­ка возможности устанавливать тесную эмоциональную связь с близким лицом (матерью или другим взрослым) или разрыв уже существующей подобной связи. От­сутствие привязанности ведет к нарушениям в фор­мировании личности.

    3.Социальная депривация — лишение ребенка возможности усвоения самостоятельных социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценно­стям. Социальная депривация возникает, когда ребе­нок живет в семье, но частично или полностью изоли­рован от более широкой общественной среды.

    Существует также социальный фактор, который хотя и негативно действует на развитие ребенка, но не приводит к возникновению аномалий. Это педагогическая запущенность т.е. состояние, обусловленное недостаточностью учебно-воспитательной работы с ребенком в семье и школой. Педагогически запущен­ный ребенок — это здоровый, потенциально полноцен­ный, но недостаточно воспитанный, обученный и раз­витый. Педагогически запущенные дети не имеют нарушений интеллекта, но в школе не успевают.

    Социальные факторы, негативно действующие на развитие аномальных детей: неполнота семьи, мно­годетность, конфликты и разводы в семье, низкий уровень образования родителей, алкоголизм и асоци­альное поведение родителей, скудный бюджет, дву­язычие в семье, нарушения речи окружающих, огра­ниченность речевых контактов. Благоприятные соци­альные факторы: доброжелательные отношения в семье, любовь родителей к ребенку, поддержка, вни­мание, речевая стимуляция, своевременные воспитывающие и обучающие воздействия.

    7. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях.Основные закономерности этого процесса. 1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. 2. Неустойчивость развития. Неравномерность и гетерохронность тесно связаны с неустойчивостью развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций — с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости. 3. Сенситивность развития. Сенситивный период развития — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Периоды сенситивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления. 4. Кумулятивность психического развития. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. 5. Дивергентность—конвергентность хода развития. Психическое развитие включает в себя две противоречивые и взаимосвязанные тенденции — дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция — это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция — его свертывание, усиление избирательности. Специфические закономерности психического развития: 1. В развитии детей с различными физическими и умственными недостатками прослеживаются те же основные закономерности, которым подчиняется развитие детей без каких бы то ни было дефектов, Л.С. Выготский указывает, что любой недостаток "не только изменяет отношение человека к миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект, или порок, реализуется как социальная ненормальность поведения ". 2. Нарушение взаимодействия с окружающим миром и, в том числе и прежде всего, с окружающими людьми выделяется как важнейшая общая закономерность аномального развития. 3. Первичный дефект влечет за собой вторичный. Органическое повреждение, например поражение улитки, вызывает выпадение слуховой перцепции (при глухоте) или ее недостаточность (при тугоухости), что выступает в качестве первичного дефекта (недостатка). Вторичным дефектом развития психической деятельности является нарушение формирования речи. В случае полного отсутствия слуховых ощущений и восприятия развитие словесной речи у ребенка становится совсем невозможным без создания особых условий и применения специальной педагогической работы и технических средств. В свою очередь, отсутствие словесной речи неизбежно сказывается на развитии мышления ребенка, что выступает в качестве недостатков третьего порядка; их следствием выступают другие недостатки психического развития. Точно так же могут быть указаны первичные, вторичные и т.д. недостатки психического развития при повреждении органов зрения или при органическом повреждении центральной нервной системы, как это имеет место при умственной отсталости или при детском церебральном параличе. 4. Обнаруживается сниженная, по сравнению с "нормой ", способность к приему и переработке информации. Во всех случаях объем информации, которая может быть воспринята в единицу времени, снижен по сравнению с нормой, а для приема равного объема необходим более длительный период времени. Замедление это происходит, очевидно, преимущественно за счет звена переработки информации. Причем замедляется переработка не только той информации, которая адресована поврежденному анализатору (т.е., например, слуховой информации у слабослышащих или зрительной при снижении зрения), но и информации, поступающей через интактные анализаторы. Так, например, в работах И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Х. Майклбаста и других показано, что у глухих детей отчетливо замедлен прием зрительной информации (увеличены латентный период простой реакции, время, необходимое для восприятия сложных объектов и т.п.). 5. При всех нарушениях развития наблюдаются отставание и дефекты в развитии моторики (своеобразные при разных типах нарушенного развития), отмечаются также недостатки словесного опосредствования, своеобразные для каждого типа нарушенного развития.

    Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. Психическое становления индивида, формулировка личности является биологически и социально обусловленным процессом. История предыдущего развития человека (филогенез) влияет на индивидуальное развитие (онтогенез) двух ома путями - биологическим и социальным. Процесс психического развития ребенка характеризуется общими закономерностями, сохраняющиеся в течение всего онтогенезу.

    Современная детская психология основывается на позиции детерминированности психического развития ребенка взаимодействием различных факторов, обстоятельств, условий, т.е. биологических и социальных факторов.

    Биологические факторы - совокупность природных факторов, влияют на индивидуальное развитие человека как биологического организма, вызывая ее наследственные особенности.

    К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся:

    -хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций;

    -инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);

    -венерические заболевания (гонорея, сифилис);

    -эндокринные заболевания матери, в частности диабет;

    -несовместимость по резус-фактору;

    -алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью;

    -биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, таких, как ртуть, свинец, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития;

    -серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность;

    -гипоксические (кислородная недостаточность);

    -токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине;

    -патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающееся травматизацией головного мозга;

    -мозговые травмы и тяжелые инфекционные и токсико-дистрофические заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;

    -хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.

    После рождения ребенок попадает в среду людей - социум, который активно влияет на ее развитие.

    Социальные факторы - совокупность факторов, произведенных общественным развитием, детерминирующих поведение человека как общественного существа.

    Основные концепции психического развития ребенка

    Психическое развитие является процессом необратимым, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований в психике и поведении человека. Основные свойства себя развития, которые отличают его от всех других изменений, являются:

    а) необратимость - способность к накоплению изменений, новых изменений над предыдущими;

    б) направленность - подчиненность единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;

    в) закономерность - способность к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

    Также выделяют главные факторы развития человека. К ним относятся:

    1) наследственность-свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития;

    2) среда - общественные, материальные и духовные условия существования человека;

    3) активность - деятельное состояние организма как условие его существования и поведения; система образовательный фактор взаимодействия наследственности и среды.

    Наследственность влияет на индивидуальные свойства человека и является предпосылкой ее развития, среда (общество) - на социальные свойства личности; активность - на индивидуальные и социальные особенности.

    Э. Геккелем в XIX веке был сформулирован закон: онтогенез представляет собой сокращенное повторение филогенеза. Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.

    Вот как описывает развитие ребенка один из сторонников теории рекапитуляции В. Штерн:

    -ребенок в первые месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего;

    -во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего - обезьяны;

    -затем - начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов;

    -начиная с поступления в школу усваивает человеческую культуру- сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом возрасте) фанатизма христианской культуры и лишь к зрелости поднимается до уровня культуры Нового времени.

    Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки - в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

    Очевидно, что оба подхода - и биологизаторский, и социологизаторский- страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. Кроме того, процесс развития лишается присущих ему качественных изменений и противоречий: в одном случае запускаются наследственные механизмы и развертывается то, что содержалось с самого начала в задатках, в другом - под воздействием среды приобретается все больший и больший опыт. Развитие ребенка, не проявляющего собственной активности, напоминает скорее процесс роста, количественного увеличения или накопления.

    Наследственные задатки придают своеобразие процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его. Развитие способностей зависит не только от задатков. Если ребенок с абсолютным слухом не будет регулярно играть на музыкальном инструменте, успехов в исполнительском искусстве он не добьется, и его специальные способности не разовьются. Если ученик, который схватывает все на лету во время урока, не занимается добросовестно дома, он не станет отличником, несмотря на свои данные, и его общие способности к усвоению знаний не получат развития. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития.

    Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.

    Второй фактор - среда. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка опосредованно - через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. Непосредственно влияет на развитие социальная среда, в связи с чем фактор среды часто называют социальным.

    Важен не только вопрос о том, что понимать под биологическим и социальным факторами, но и вопрос об их соотношении. Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его линии. Эти линии развития (одна - созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая - развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция. Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского.

    Л.С. Выготским были осуществлены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, исследование усвоения родного и иностранного языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития. Последнее - подлинное открытие Л.С. Выготского, которое известна теперь психологам всего мира.

    Понятие зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка.

    Зона ближайшего развития - логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта.

    Применительно к школе это означает, что обучение должно ориентироваться не столько на уже созревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на созревающие функции. Возможности обучения во многом определятся зоной ближайшего развития. Обучение, разумеется, может ориентироваться на уже пройденные циклы развития - это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на зону ближайшего развития, что характеризует высший порог обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения. "Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития", - писал Л.С.Выготский.

    Обучение с ориентацией на зону ближайшего развития может вести развитие вперед, ибо то, что лежит в зоне ближайшего развития, в одном возрасте преобразуется, совершенствуется и переходит на уровень актуального развития в следующем возрасте, на новой возрастной стадии. Ребенок в школе осуществляет деятельность, которая постоянно дает ему возможность роста. Эта деятельность помогает ему подняться как бы выше самого себя.

    Как всякая ценная идея, понятие зоны ближайшего развития имеет большое практическое значение для решения вопроса об оптимальных сроках обучения, причем это особенно важно, как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка. Зона ближайшего развития - симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Отражая область еще не созревших, но уже созревающих процессов, зона ближайшего развития дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития и на этой основе позволяет сделать научно обоснованный прогноз и практические рекомендации.

    Определение обоих уровней развития - актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития - составляют вместе то, что Л.С.Выготский называл нормативной возрастной диагностикой в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития.

    Важным следствием этой идеи можно считать и то, что зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей.

    Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка служит гипотеза Л.С.Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе. Выдвигая эту идею, Л.С.Выготский решительно выступал против функционализма современной ему психологии. Он считал, что человеческое сознание - не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает.

    Высказанная в начале 30-х годов, эта гипотеза, обладавшая огромной потенциальной силой, имела ряд существенных недостатков. Во-первых, схема сознания, предложенная Л.С. Выготским, наносила интеллекту: реалистический характер. В структуре сознания рассматривались лишь познавательные процессы, а развитие мотивационно- потребностной сферы сознательной личности оставалось за пределами внимания исследователей. Во-вторых, Л.С. Выготский сводил процесс развития обобщений к процессам речевого взаимодействия людей. Л.С. Выготский неоднократно писал о единстве общения и обобщения. По его мнению, "самым замечательным из всех фактов, относящихся к развитию детского мышления, является положение, что в меру того, как развивается общение ребенка со взрослыми, расширяется и детское обобщение, и наоборот". В этих утверждениях усматривался идеализм концепции Л.С. Выготского, сведение развития к взаимодействию сознании. Наконец, в-третьих, детская психология во времена Л.С. Выготского была исключительно бедна экспериментальными фактами, и его гипотеза еще не имела экспериментального подтверждения.

    На протяжении многих лет гипотеза Л.С. Выготского оставалась гениальной интуицией. Преодоление недостатков и исторически обусловленных ограничений этой гипотезы составляет этапы становления детской психологии.

    Таким образом, единство наследственных и социальных влияний - это не постоянное, раз и навсегда данное единство, а дифференцированное, изменяющееся в процессе самого развития. Психическое развитие ребенка не определяется механическим сложением двух факторов. На каждом этапе развития, по отношению к каждому признаку развития необходимо устанавливать конкретное сочетание биологических и социальных моментов, изучать его динамику.

    2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003.

    3. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / М.: Книга по Требованию, 2013.

    4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии:/ Издательство: Союз,1997.

    8.Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.

    Читайте также: