Состояние вузовского биологического образования доклад

Обновлено: 15.07.2024

В статье обсуждается проблемное поле в области биологического образования в средней общеобразовательной школе при формировании у учащихся биологической грамотности в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Анализируются существующие трудности, которые выявлены самими участниками образовательного процесса, рассматриваются возможные пути их преодоления. Результаты работы могут быть использованы при создании учебных программ, учебников, пособий, сценариев уроков.

Ключевые слова: биологическая грамотность, проблемы биологического образования, учебники по биологии, профильное обучение.

STATUSES OF BIOLOGICAL EDUCATION PROBLEMS IN TRAINING PRACTICE

Pivovarova L.V. *

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

Abstract

The article discusses the problematic area in the field of biological education in secondary schools in the formation of biological literacy of student in connection with the transition to the new federal state educational standards. Existing difficulties that are revealed by the participants of the educational process themselves are analyzed, the possible ways to overcome them are considered as well. The results of the work can be used to create curricula, textbooks, manuals, lesson scripts.

Keywords: biological literacy, problems of biological education, textbooks on biology, specialized training.

В век быстрого приращения знаний важно не накапливать их, а уметь учиться, то есть находить информацию, интегрировать и применять ее, делать прогнозы и решать проблемы, а значит обладать определенным уровнем развития системно-сетевого мышления и целостным видением мира, такими качествами личности как самостоятельность, ответственность, инициативность, адаптивность к изменениям. Такой широкий горизонт развития способно обеспечить биологическое образование в силу системного, процессуального характера биологии, способности инициировать смыслообразование, широкую интеграцию с другими естественными и гуманитарными науками.

В настоящее время проблемы в обучении биологии можно подразделить на несколько типов: в области образовательной политики, методологии, предметного содержания, методики обучения, подготовки учителей и некоторые другие.

Цель настоящего исследования посвящена выявлению и анализу существующего проблемного поля в области биологического образования с позиции учителей после принятия требований новых ФГОС. В качестве респондентов для интервьюирования, анкетирования были выбраны преподаватели и методисты (60 человек) – участники нескольких всероссийских и региональных конференций (представители Челябинской, Магаданской, Ростовской, Мурманской, Калужской, Тульской, Томской, Ленинградской областей, Мордовии, Удмуртии и других регионов страны). Анкеты содержали вопросы открытого типа, позволяющие получить развернутые, субъективные суждения опрашиваемых учителей. В этой публикации предлагается только часть результатов исследования, которые могут привлечь внимание образовательного сообщества к биологическому образованию, как уникальному инструменту развития личности и, возможно, инициировать ожидаемые преобразования.

Заметим, что, несмотря на большую работу проходящего десятилетия, связанную с принятием новых ФГОС, федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., оснащением школ оборудованием, появлением новых городских и районных методических центров, подключением вузов к работе по повышению квалификации учителей и усилению подготовки учеников к высокорейтинговым олимпиадам, число проблем в биообразовании не уменьшилось. Следует признать, что часть из них находится в стадии решения, часть трансформировалась, но появились и новые. Это закономерно, поскольку выход системы образования из привычного состояния на новый уровень преобразований, сопровождается не только решением предыдущих проблем, но и появлением ранее неосознаваемых, находящихся за горизонтом определенности.

Проблемы в образовании существовали всегда и обычно были связаны то с перекосом в содержании, то в методике обучения [4, C. 45]. Сегодня многие из них инициированы новым подходом в обучении на основе системно-деятельностной парадигмы, особенность которой заключается в том, что впервые цели образования расширяют рамки познания предмета, обеспечивая развитие опыта деятельности, soft skills, качеств личности и способностей учащихся. Знания превращаются в инструмент осознанного развития в процессе обучения.

Модернизация образования сопровождается появлением новых информационных технологий, гаджетов и их широкомасштабным использованием всеми слоями населения. Эти инновации в совокупности с беспрецедентными открытиями века биологии и биотехнологий, создают обновленную жизненную и образовательную реальность, открывающую новые горизонты возможностей развития личности и цивилизации, пренебречь которой невозможно. Это требует к биологическому образованию, как инструменту всестороннего развития особого внимания.

Периодически проводимые нами исследования трудностей, существующих в этой области образования позволяют рассмотреть некоторые из них в динамике изменений. Ответы респондентов этого исследования практически не зависят от регионов проживания, содержат проблемы, которые проявились сегодня на рубеже перехода от старой к новым парадигме в обучении и образовательным стандартам. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Отношение к требованиям ФГОС в учительском корпусе двойственное. Преподаватели школ понимают актуальность новых стандартов. Однако каждая анкета и интервью (60 респондентов) содержат определенную критику в адрес нескольких аспектов новых стандартов и связанных с ними изменений в образовательном процессе. Главной проблемой названо сокращение часов выделенных на преподавание предметов биологического цикла на всех ступенях обучения почти на 50%. Интервьюирование показало, что в школах имеет место замена времени, отведенного на обучение биологическим дисциплинам на гуманитарные, социально-экономические предметы в соответствующих направлениях профильного обучения. Заметим, что наши ранние исследования, начиная с 1997 года, показывали такое отношение только к экологическому образованию. Полагаем, что эта тенденция должна быть преодолена, пока не стала традицией. Биология должна оставаться предметом первостепенной важности, поскольку она изучает, преобразует и сохраняет не только саму жизнь, но и среду этой жизни.

Сокращение времени на обучение биологии приводит к тому, что его не остается для проведения практических занятий, выполнение задачи личностного развития, которая отражает главную особенность сегодняшних преобразований. В таких условиях становится невозможно формировать системную биологическую грамотность (способность к системному, прогностическому, критическому мышлению, а значит умение решать проблемы, интегрировать знания, развивать мировоззрение, адаптироваться к изменениям). Преобладающей деятельностью остается передача предметных знаний (развитие академической грамотности), как это было и 20 лет назад, а не возможность выходить на мета предметный уровень и развивать компетенции, в том числе, навыки самостоятельного обучения. Вместе с тем, в школах, где удается использовать научные и образовательные инновации, интерес к биологии резко возрастает.

Статус биологической науки вырос, а статус биологического образования, как это ни парадоксально, ему не соответствует. Это таит определенную опасность: мы можем потерять преемственность знаний, а в следующих поколениях учащихся понимание научного языка сверстников других стран.

Вместе с тем, полагаем, что следует все-таки корректировать количество часов на обучение биологии в сторону их увеличения.

Учителя ожидают основательной переработки содержания учебников, которые не отражают уровень развития современной науки. Новые достижения, если и упоминаются, то их объем настолько усечен, что их актуальность теряется. Авторы новых учебников реализовали далеко не все имеющиеся резервы. Эта проблема существует многие годы [7, C. 49], [8, C. 93], но обнадеживает то, что при таком спектре возможностей (доступность интернета, курсов повышения квалификации учителей, участие в этом процессе вузов) она впервые вполне преодолима.

Серьезным замечанием можно считать то, что учебники написаны по требованиям старых стандартов, не рассчитаны на сокращение предметного времени до одного часа в неделю, т.е. на 34 часа. Это отнимает дополнительное время на структуризацию плана урока. В учебниках отсутствует принцип межпредметной интеграции знаний, а значит и адекватные этому задания и вопросы, необходимость достраивать биологическую информацию до смысловой целостности, используя знания, например, истории химии, геологии.

Кроме того, большинство респонде6нтов (57 %) отмечают, что давно существует проблема преподавания ботаники, она осваивается слишком рано. Учебники ботаники наукообразны, часто не соответствуют возрасту школьников 6-го класса, что вызывает у них недопонимание, перерастающее в неприятие предмета. Вместе с тем, экскурсии в природные заповедники, лес, музеи, зоопарки вызывают живой интерес у школьников, это свидетельствует о том, что имеется мотивация познавать ее. Познание природы безбарьерно, через все органы чувств, без посредства авторов учебников делает природу инструментом прямого воздействия, развития эмоционального и культурного интеллекта. Учителя с сожалением отмечают, что исчезла из практики обучения работа на пришкольной территории, которая поддерживала познавательный интерес и связь с живой природой. В учебниках биологии слишком ограничены прикладные знания, которые можно использовать в повседневной жизни и в практике обучения, примеры реальных ситуаций, в системах природа и общество. Учителя отмечают, что у учащихся отсутствует способность применять биологические знания (функциональная грамотность) в тех ситуациях где они востребованы, это показали и наши исследования на протяжении 2-х десятилетий [7, C.50] [8, C.160]. Этому способствует недостаток времени, использование репродуктивных методов обучения [9, C.18], [10, C.159].

Список литературы / References

Список литературы на английском / References in English

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ПРОБЛЕМЫ и ПЕРСПЕКТИВЫ.

Образование - одна из важнейших сфер общественной жизни. От его конкретного наполнения различными социальными институтами, учебными дисциплинами, системами методик подачи и усвоения информации, структурой построения образовательных учреждений сильнейшим образом зависит будущее народа и само направление его духовного и интеллектуального развития. Именно поэтому во всех развитых странах образование является одной из главных государственных функций, на реализацию которой ежегодно тратятся огромные материальные и человеческие ресурсы.

Биологическое образование – важный компонент системы образования, который находится на стыке естественнонаучной и гуманитарной областей знания, занимает особое место в естественнонаучном образовании.

Именно оно призвано формировать у подрастающих поколений понимание жизни как величайшей ценности - основу гуманистического мировоззрения. Изучение биологии способствует осознанию того, что сохранность биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества…Биология становится лидером естествознания. Резко возрастает значение биологического образования в подготовке школьников к жизни и к труду.

Анализ разных этапов развития методики обучения биологии подтверждает положение о том, что содержание биологического образования соответствует целям и задачам конкретной эпохи, отражает уровень и структуру общественного сознания, зависит от социальной и политической обстановки в стране.

Одна из важнейших задач биологического образования — это разработка методического обеспечения реализации идей ФГОС.

Стандарт второго поколения ставит перед курсом биологии две стратегические цели: социализация и приобщение к познавательной культуре.
Содержание стандартов по биологии в наибольшей мере способствует формированию ряда общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, универсальных учебных умений и действий, как основы культуры школьника.

Проблемы качественного преподавания биологии в школе я вижу в том, что

- каждому учителю следует изучить состояние современного биологического образования;

- и затем определить методику биологического образования на современном этапе;

- важно изучить опыт лучших педагогов и проанализировать пути решения проблемы.

В настоящее время актуальны многие проблемы естественно - научного, в том числе биологического образования. Одной из основных является проблема профессионализма учителей-естественников . Биология — одна из самых быстроразвивающихся наук. Методическая подготовка учителей биологии в условиях реформирования школьного биологического образования требует значительных изменений. К таким изменениям необходимо отнести пересмотр программы по методике обучения биологии и содержания учебников, разработку профильных спецкурсов и т. д. Все это будет способствовать эффективной подготовке педагогических кадров в области методики обучения биологии.

Любой школьный предмет – некая копия соответствующей области научного знания, поэтому должен включать по возможности все разделы данной науки, знакомить учащихся с основными теориями, законами, понятиями и фактами этой науки уже к окончанию основной школы. Вот только никто не может точно объяснить, какие же знания надо считать основными, а какие – необязательными. Поэтому, если открыть федеральный компонент государственного стандарта по биологии, то основной объем составляют знания по анатомии, физиологии и гигиене человека. По крайней мере, именно эти разделы содержат наиболее подробное описание вопросов, подлежащих усвоению. Если рассматривать существующие учебники, то почти половина содержащегося в них материала посвящается ботанике, зоологии и в целом многообразию живого мира.

Другой проблемой современного естественно - научного образования является проблема форм обучения. На занятиях по биологии в школе недостаточно времени отводится на практическую часть – экскурсии, лабораторные работы, опыты и наблюдения, что сказывается на падении интереса школьников к биологии. Изучение биологии все больше проводится не на натуральных природных объектах, а с привлечением только их изображений. Никакие новейшие средства обучения (информационные, в том числе мультимедийные) не могут заменить растений, животных и их изучение в природном окружении.

Важной проблемой на сегодняшний день является и проблема качества биологического образования . Оно рассматривается с гуманистических позиций как базис обеспечения и повышения качества жизни, а также как духовно – нравственное, социальное качество жизни, которое осуществляет раскрытие духовного, нравственного потенциала личности, реализацию ее творчества. В связи с этим особое внимание уделяют использованию активных форм организации учебного процесса, применению развивающих технологий, комплексному использованию целесообразных средств, методов и приемов обучения, активизирующих деятельность и самореализацию творческих способностей учащихся. Залогом успешного решения такой сложной и важной задачи служат деятельность учителя, его способность по – новому взглянуть на свою профессионально – педагогическую и методическую деятельность, необходимость учесть новые концептуальные задачи, поставленные обществом перед современной отечественной школой в виде требований к личности выпускника .

Сегодня в мире существует много экологических проблем, нужно начинать их решать именно с воспитания и образования в основной школе Если не решить данные проблемы, то нет смысла начинать решать другие, так как все они вернутся обратно. Ум человека, его мысли и чувства – это самое важное и часто на это отрицательно влияет наша система образования, сокращающая учебные часы на естественный цикл предметов.

Требует специального исследования проблема соотношения эмпирических и теоретических знаний в школьном курсе и снятие противоречия: обилие фактологических знаний в основной школе и преобладание теоретических обобщений в старшей без подкрепления конкретным материалом.

В процессе изучения биологии необходимо усиливать интеграционные связи с другими предметами. Без опоры и использования знаний из физики и химии невозможно понимание общебиологических закономерностей, сущности физиологических процессов, взаимосвязи биологических систем и окружающей среды, единства картины мира. В частности, связи с химией служат основой понимания происхождения жизни и процессов жизнедеятельности живых организмов; с физикой – для объяснения закономерностей потоков энергии в клетках, организмах, экосистемах и биосфере, понимания сущности обмена веществ и др.; с географией – использование знаний о факторах окружающей среды, погоде, климате, почве, природных зонах, географической оболочке и пр.

Обновление содержания обучения биологии требует включить в учебные программы этапность достижения личностных и метапредметных результатов, как и номенклатуру универсальных учебных действий.

Особое внимание следует уделить проблеме реализации проектной деятельности, использование которой способствует не только освоению системы биологических понятий, закономерностей, теорий, законов, научных фактов, но и формирует такие ключевые навыки, как самостоятельное приобретение и перенос знаний, сотрудничество и взаимопомощь, самоорганизация, оценочные суждения и аргументация своей точки зрения, своей позиции. А это, в свою очередь обеспечивает реализацию результатов освоения основных образовательных программ, заложенных в требованиях ФГОС.

В России в настоящее время особое внимание придается развитию образовательной среды школ, что проявляется в следующем:

в разработке и внедрении здоровье сберегающих технологий в школьное образование в условиях расширенного изучения дисциплин естественно – научного цикла;

в обновлении предметно – образовательной среды школ современными средствами информационных технологий;

в создании ресурсных центров естественно – научного школьного образования с банком ИКТ ресурсов для всех ступеней и уровней.

Развитие биологического образования требует учета исторического опыта и национальных традиций отечественной школы, использования вклада ученых-биологов и методистов. Обращение к истории предупреждает повторение ошибок, позволяет понять настоящее, прогнозировать будущее, использовать достижения прошлого для решения проблем современного преподавания биологии в школе.

Обобщу сказанное, выводом о том, что срочно следует менять в современном биологическом образовании:

1. Методическая подготовка учителей требует значительных изменений.

2. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок, не ограничивает учителя в выборе средств и методов преподавания, но они должны стать универсальными.

3.Необходимость улучшения всех аспектов качества образования требует от учителей биологии преподавать так, чтобы все учащиеся достигали измеримых положительных результатов образования.

4. В соответствии с Законом об образовании – единственным нормативным документом, которым должны руководствоваться школьные учителя, является государственный образовательный стандарт. Стандарт выполняет две взаимоисключающие функции:

а) обеспечивает механизм регулирования отношений всех участников образовательного процесса, предполагающий стабилизацию;

б) даёт вариативность, предоставляя учителю право выбора приоритетов, стратегии и направлений деятельности, форм и методов работы.

В заключение скажу, что проблем в учительской профессии всегда много, особенно в периоды неустойчивого развития, в том числе и по причине смены государственных образовательных стандартов.

Некоторые из выделенных проблем биологического образования уже решаются, но большинство таковых всё ещё остаётся перспективой развития общего образования, вошедшего в реализацию ФГОС второго поколения на всех уровнях российского образовательного пространства.

Работа учителей во ФГОС требует колоссальной самоотдачи. Поэтому необходима широкая поддержка со стороны государства в виде достойной заработной платы и проводимой образовательной политики по повышению престижа учительской профессии.

Ознакомление с методикой преподавания биологии. Определение специфики и уникальности биологии, как учебного предмета — тесной связи обучения с практической деятельностью в природе. Анализ перспективных направлений модернизации биологического образования.

Рубрика Биология и естествознание
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 17.03.2015
Размер файла 20,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (PROBLEMS AND PROSPECTS OF BIOLOGICAL EDUCATION)

Автор: Л. В. Нироева (Niroeva)

Раздел: Педагогическое и методическое сопровождение дисциплин естественнонаучного цикла

В современных условиях перестройки биологического образования, когда меняется не только его структура, но и содержание, следует обозначить наиболее значимые проблемы и наметить пути их решения. Анализ состояния биологического образования позволяет выделить следующие проблемы:

приведение содержания и структуры курсов биологии в соответствие с изменениями в сфере общественных и социально-экономических отношений, достижениями биологической науки;

совершенствование методики обучения биологии;

подготовки и переподготовки учителей биологии;

создание современной материальной базы;

разработка комплектов учебно-методических материалов для организации индивидуально-групповой работы учащихся по каждому курсу школьной биологии.

Одной из перспективных направлений модернизации биологического образования является определение содержания и его структуры. Разработаны программы, созданы несколько линий учебников. Однако практика показывает: преимущество в программах отдается объяснительно-иллюстративному обучению. Недостаточно отводится времени на практическую часть -- экскурсии, лабораторные и практические работы, опыты и наблюдения, что сказывается на падении интереса к биологии со стороны школьников. В обучении биологии доминирует слово учителя и репродуктивная деятельность учащихся. Хотя исторический опыт обучения биологии говорит: при изучении живой природы осуществляется практическое знакомство с элементарными приемами наблюдений и экспериментов, постановка которых должна удовлетворять требованиям научной достоверности, точности исследований и фиксации результатов. Обобщение, сравнение, осмысление материалов, полученных путем самостоятельной работы приобщает школьников к логике элементарного теоретического мышления. Серьезной доработки требуют учебники в плане отбора содержания, в его структуре.

На всем протяжении истории обучения познание живой природы школьниками служило не только для развития мышления, логической мысли, способствовало формированию научного мировоззрения, но готовило молодого человека к жизни на многие, многие годы вперед. Сокращение количества часов по преподаванию биологии в школе неизбежно приведет к снижению уровня биологического образования и, как следствие, проявлению жестокости со стороны молодого поколения. Человек, лишенный активного познания природы, не способен на сострадание, ему непонятны краски и процессы природы, он не осознает собственную зависимость от природы, ему чуждо понятие любви и уважения даже к самому себе.

Одним из факторов, влияющих на понимание школьниками учебного материала, являются тексты школьных учебников. Затрудняют понимание тексты со сложной конструкцией предложений, особенно трудно доступны учебники по курсу общей биологии. Требуется определенная корректировка не только учебных текстов, но и аппарата организации усвоения. Необходимо уделить внимание на соотношение текстов и графического оформления. биология учебный образование

Созданы новые типы школ, новые программы и учебники, но факт недостаточно высокого качества знаний школьников отрицать никто не сможет. Это свидетельствует о снижении методического уровня и методологической культуры учителей; есть и отдельные положительные примеры организации учебного процесса, однако общей картины они не меняют.

Причиной подобного факта являются однообразие, стереотипность методов и форм обучения, недооценка эмоций, не знание учителем психологических особенностей возраста школьников, пренебрежение отслеживания развития ученика, ориентация школьников на механическое заучивание учебного материала.

Необходимо сосредоточить усилия на совершенствовании знаний учителя. Каждый педагог должен понять: важнейшей целью школы является обучение учащихся самостоятельно приобретать знания и формировать умения использовать их в изменяющихся условиях действительности. Современный педагог должен знать психолого-педагогическую сущность приемов обучения, методические условия по обучению учащихся приемам анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации; уметь планировать учебные ситуации по формированию приемов логического мышления.

По исследованиям В. В. Пасечника [2], и по обобщению опыта работы учителей, показало, что основным звеном педагогической системы в данный период развития отечественной школы должна стать коллективная деятельность учащихся, способствующая развитию познавательной активности и самостоятельности школьников. Индивидуально-групповая учебно-познавательная деятельность базируется на самостоятельной работе учащихся в группах, направленной на решение определенных учебных задач. Для успешной организации деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

-- четкое представление учителем уровня умений учащихся работать самостоятельно;

-- наличие инструктивной карточки с указанием последовательности действий учащихся при выполнении работы;

-- определение перечня знаний и умений, которые школьники должны знать и обладать после изучения определенной темы.

По результатам педагогического исследования Ю. В. Брыкина [1] следует, что наиболее эффективное усвоение учебного материала наблюдается при организации индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся: заметно сократилось количество удовлетворительных оценок. Качество знаний учащихся гораздо выше, чем у школьников, обучающихся по традиционной методике. Результаты можно объяснить созданием оптимальных условий для органического сочетания репродуктивной и творческой деятельности школьников. Индивидуально-групповая деятельность позволяет широко использовать различные методы и формы, средства обучения биологии. Учитель уделяет уже особое внимание не столько активизации познавательной деятельности школьников, сколько ее организации и совершенствованию.

В. В. Пасечник выделяет при организации работы в группах следующие признаки:

1) осознание общей цели деятельности, требующей объединения усилий каждого члена группы;

2) установление отношений взаимной ответственности и зависимости при выполнении работы;

3) осуществление контроля, коррекции и оценки результатов деятельности самими учениками под руководством учителя;

4) основной процесс познания, усвоения учебного материала, его контроль и коррекция проходят в ходе групповой работы, но оценка знаний, умений и навыков индивидуально для каждого ученика.

В значительной степени успех в решении проблем школьного биологического образования в стране определяется методикой преподавания биологии. В ближайшее время преподавателям методики предстоит решить ряд задач, ориентированных на развитие школьного биологического образования.

Первая задача связана с отбором содержания образования и построения логики процесса обучения на основе профессионально-квалификационной характеристики учителя биологии.

Вторая -- это организация учебно-познавательной деятельности школьников. В практической деятельности имеет факт -- при объяснительно-иллюстративном обучении познавательная деятельность учащихся, несмотря на все попытки ее активизации, в основном остается репродуктивной. Следует готовить будущих учителей биологии к работе в системе организации коллективной учебно-познавательной деятельности школьников.

Третья проблема касается организации педагогической практики студентов на заключительном курсе обучения, когда педагогическая практика носит более самостоятельный характер и имеет элемент стажировки. Студенты ведут уроки биологии одновременно в двух параллелях классов. Планируют и проводят внеклассную работу по предмету и осуществляют работу классного руководителя в своем классе.

Четвертая проблема связана с наличием компьютерной техники и созданием качественных программ, которые в зависимости от конкретных дидактических задач могут быть контролирующими, тренировочными, моделирующими, игровыми и др.

Но следует помнить, что при всех возможностях компьютерные программы являются лишь средством повышения эффективности деятельности, помощник педагогу, не заменяющий самого педагога.

Выполнение задач возложенных на современную методику биологии возможно лишь, если содержание знаний, их структуры, методы обучения и формы организации обучения будут направлены на непрерывное формирование педагогической культуры и педагогического мастерства будущих учителей. Нужны такие формы организации учебного процесса, которые стимулируют студентов к поиску решения и формирования у них собственной позиции, стремления ее высказать и защитить. Организовать такой процесс обучения позволяет индивидуально-коллективная форма обучения. Как показал личный опыт автора, при такой форме организации учебного процесса все студенты включаются в восприятие и осмысление учебного содержания, во взаимное обсуждение в решение педагогических задач. Активизируется познавательная деятельность, формируется умение общаться друг с другом, развивается самостоятельность, ответственное отношение к учебе, позволяет педагогу отслеживать результаты развития педагогического мастерства каждого студента. В несколько раз чаще студенты излагают свои мысли вслух, чем при традиционной организации учебы, что способствует развитию коммуникабельной личности. Меняются функции преподавателя вуза -- он уже не является единственным источником знаний, а выполняет роль организатора учебной деятельности студентов и роль консультанта.

Основным критерием качества подготовки студента должна быть степень соответствия содержания образования современным требованиям, предъявляемые обществом к личности и профессиональной деятельности учителя биологии.

Исследование опыта учителей по выполнению практической части программ показало, что в действительности имеет место явление, как запись тех немногих лабораторных и практических работ в журнале, а в действительности в ученических тетрадях отсутствуют какие -- либо записи. Этот факт подтверждают студенты 1 курса, они не умеют проводить наблюдения, не владеют специальными умениями. Как правило, помнят только рассматривание под микроскопом кожицы лука.

В настоящее время компоненты материальной базы преподавания, как-то учебно-опытный участок, уголок живой природы, теплица -- отсутствуют в школах, на основе которых можно организовать выполнение практической части программ: организовать экскурсии, наблюдения и эксперименты, либо заготовить материалы для проведения лабораторных и практических работ.

Следует отметить специфику и уникальность биологии как учебного предмета -- это тесная связь обучения с практической деятельностью в природе. Очевидно, что при такой постановке вопроса проблема обеспечения объектами природы и разработки методики их использования в современных условиях школы приобретает особую актуальность.

Необходим центр методики естественных наук, который будет координировать и направлять всех заинтересованных в развитии методики, в совершенствовании системы непрерывного образования учителей.

Среди перспективных направлений модернизации образования отводится проведению Единого государственного экзамена (ЕГЭ). ЕГЭ выступает как способ установления единых требований в области образования, призван дифференцировать выпускников школы по уровню овладения биологическими знаниями и умениями и тем самым способствовать объективному набору абитуриентов в вуз. При подготовке ЕГЭ следует избегать механического натаскивания учеников на запоминание тестов. Система подготовки, исходя из личного опыта автора, должна включать обновление базовых знаний по разделам курса биологии и на основе базовых знаний подводим учащихся к логике рассуждений. Например, тесты ЕГЭ за 2013 год, вариант 1, часть 1, А-1: Какая научная область биологии изучает процесс синтеза лекарственных препаратов, получаемых в результате жизнедеятельности микроорганизмов?

1-ботаника; 2- зоология; 3- эмбриология; 4-биотехнология.

Установление единых требований в области образования это благо. Анализ практики работы школ показал, что учащиеся одиннадцатых классов испытывают психологический стресс -- подготовка к ЦТ. Весь учебный год направлен на отработку умений школьников отвечать по тестам. Уровень школьной подготовки не велик и родители, которые заинтересованы в хорошей сдаче ЦТ своих детей, вынуждены искать репетиторов по нескольким учебным предметам. Страдают от такого учебного процесса другие школьные предметы, ученики просто иногда игнорируют посещение уроков, не уделяют должного внимания изучению материала. Кроме того, исторически отечественная школа готовила школьников к развитию логического мышления, умению логически высказывать свои мысли, доказывать свое мнение.

Сейчас имеем явление -- дети мало читают, не умеют логически мыслить, общаться между собой, с взрослыми людьми.

Важной проблемой модернизации биологического образования является переход к профильному обучению, ориентированному на индивидуализацию и социализацию обучающихся. В стандарте для старшей школы выделены 2 направления -- базовый и профильный. В базовом направлении уделяется большое внимание познанию учащимися мировоззренческих аспектов биологического образования. В естественно-научном направлении предусмотрено более глубокое изучение школьниками материалов о биологических системах. В практике обучения ряда школ наблюдается такое планирование курса общей биологии, где содержание мало чем отличается от вузовских курсов. Однако стандарт ориентирует только на развитие знаний и умений, полученных учащимися в основной школе.

В данный период нереально говорить о решении выделенных проблем в биологическом образовании:

-- во-первых, крайне низкое качество обучения. Нужна смена психологического сознания учителя; понимание причин низкой успеваемости, низких показателей по ЦТ -- это результат низкого педагогического мастерства. И со стороны государства должен быть сделан шаг -- профессия учителя должна быть престижной, высокооплачиваемой; понимание, что именно школа готовит будущих строителей государства.

-- во-вторых, снизить количественный состав класса, необходимо деление класса на подгруппы при изучении профильных предметов.

-- в-третьих, обновить материальную базу обучения, в настоящее время она безнадежно устарела.

-- в-четвертых, провести переподготовку учителей с целью расширения базовых знаний по теории предмета, методике преподавания биологии, психологии. Комплексно решать задачи подготовки молодых специалистов, обладающих личностными качествами и овладевшего системой профессиональной деятельности, способного к профессиональной адаптации в разных условиях образовательной практики.

Решение выделенных задач позволит реально повысить качество биологического образования.

1. Брыкин Ю. В. Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в период модернизации средней и высшей педагогической школы // Всеросс. Научно-практическая конференция, -- Челябинск: ЧГПУ, 2003. ?149с./ Брыкин -- с.7-9.

2. Пасечник В. В. Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в период модернизации средней и высшей педагогической школы // Всеросс. Научно-практическая конференция, -- Челябинск: ЧГПУ, 2003. ?149с./Пасечник -- с. 24-25.

Подобные документы

Методология современной биологии. Философско-методологические проблемы биологии. Этапы трансформации представлений о месте и роли биологии в системе научного познания. Понятие биологической реальности. Роль философской рефлексии в развитии наук о жизни.

реферат [22,0 K], добавлен 30.01.2010

Понятие биологического возраста: критерии, признаки и методы оценки. Особенности биологического возраста в различных эколого-популяционных и этнических группах. Оценка биологического возраста лиц умственного труда на примере студентов и учителей школы.

дипломная работа [1,4 M], добавлен 27.03.2014

Общая характеристика науки биологии. Этапы развития биологии. Открытие фундаментальных законов наследственности. Клеточная теория, законы наследственности, достижения биохимии, биофизики и молекулярной биологии. Вопрос о функциях живого вещества.

контрольная работа [28,1 K], добавлен 25.02.2012

Влияние наглядности на качество усвоения знаний учащихся по биологии на всех этапах урока. История возникновения понятия "наглядности", как дидактического принципа обучения. Классификация наглядных пособий по биологии и методика их применения на уроках.

курсовая работа [76,5 K], добавлен 03.05.2009

Теоретические основы, предмет, объект и закономерности биологии. Сущность, анализ и доказательство аксиом теоретической биологии, обобщенных Б.М. Медниковым и характеризующих жизнь и отличающуюся от нее нежизнь. Особенности генетической теории развития.


ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня в биологическом образовании наметилась тенденция к визуализации живого восприятия мира с использованием различных интерактивных методов и средств обучения.

Однако, намечается ряд проблем, связанных с компьютеризацией в образовании. Можно выделить несколько направлений развития данной тенденции. Для развития эмоционально-ценностного отношения, приобретения навыков конкретных, реальных исследовательских навыков, остро строит проблема наличия контакта с живыми объектами.

Пользуется большой популярностью виртуальная экскурсия, которую с легкость можно заменить настоящей — в зоопарк, ботанический сад, в оранжерею и т. п. Например, можно не выходя из дома побывать в Париже, увидеть древнего человека и побывать на Титанике [2]. От педагога это не займет столь больших усилий, чем от настояшей. Её проще организовать, она гибка в рамках учебно-воспитательного процесса,доступна, не требует финансовых сложений. При этом у учителя исчезает возможность планировать маршрут, подбирать удобный и доступный вид транспорта, погодных условий и т. п. Безусловно, для большинства это возможность позволяет делать акценты на разные моменты биологического содержания.

Ежедневно работая с подобными интерактивными системами, педагог-мастер, лишает возможности ученика самому сформировать собственное мнение о конкретном животном, растении. Навязывает свой идеальный образ ученикам, в отличии от реального мира, и при встречи школьника с идеальным навязанном объектом, могут возникать серьезные трудности: размера объекта, его цвета, формы, запаха и др. Оно стирает границы между реальным и виртуальным [1]. Подмена реальных ценностей, виртуальными.

На наш взгляд, для решения такой проблемы необходим комплексным подходом к выбору средств наглядности. Чередуя сильные и слабые стороны, виртуального и реального мира.

Список использованной литературы:

1. Биологическое образование школьников: реальное или виртуальное? [Текст]: методический материал / А.Б. Пшеничнер // БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ.- 2013. - №10. - С. 30-44.

2. Голобородько К.С., Ковалевская А.О., Волончук У.В и др. Перспективы использования ИНК в коррекционном образовании. // Образование сегодня: векторы развития. 2014. - С. 55-383.

4. Швырина Г. В. Интернет-ресурсы как эффективное средство формирования культуры речи учащихся // Образование и общество. - 2010. - N 3. - С. 61-64.

Многоуровневое образование позволяет оценить качество знаний с использованием компетентностного подхода и это повышает уровень профессиональной подготовки и расширяет спектр профилизации. Сформирована новая система оценки результатов образования с помощью компетентностного подхода, которая позволяет оценить качество знаний с помощью компетенций. Компетентностный подход способствует появлению изменений в системе обучения магистранта, которые включают преподавание дисциплин, оценку качества знаний, внедрение новых образовательных технологий, введение модульно-рейтинговой структуры. Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс с использованием мультимедиа технологий, электронных учебников способствует расширению границы самостоятельной работы магистрантов и способов контроля знаний. Изложение материала в электронном учебнике позволяет студенту выбрать индивидуальную траекторию в зависимости от уровня знаний, порядок изучения курса, подход изучения, закрепить материал с помощью тестов.


1. Арбузова Е.Н. Генезис учебных изданий по методике преподавания биологии: монография.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008.-214 с.

2. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме[Текст]/ В.А. Болотов, В.В.Сериков// Педагогика, 2003.- № 10.- 14с.

3. Богословский В.А., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н., Мелехова О.П., Родионова С.Е., Тарлыков В.А., Шехонин А.А. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе.- Москва: МГУ, 2007.- 35с.

4. Мелехова О.П. Методология перехода на уровневую систему подготовки в соответствии с новой нормативной базой высшего биологического образования. - Москва: Изд-во МГУ.-2010, 451 с.

5. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe/ Hutmacher Walo // Reportof the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996.Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. - Strasburg, 1997.- Р. 24-27.

В современных условиях высшее профессиональное образование в России имеет два самостоятельных уровня: первый уровень - бакалавриат (срок обучения - 4 года), второй уровень - магистратура (срок обучения - 2 года). Второй уровень высшего профессионального образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом включает новую форму оценки качества знаний с использованием компетентностного подхода, что позволяет повысить уровень профессиональной подготовки и расширить спектр профилизации в системе подготовки магистрантов. Оценка результатов образования с помощью компетентностного подхода формирует новую систему оценочных средств, в которой можно оценить качество знаний с помощью компетенций, что расширяет уровень и совершенствование образовательных технологий [1].

Компетентностный подход способствует появлению изменений в системе обучения магистранта, которые включают преподавание дисциплин, оценку качества знаний, внедрение новых образовательных технологий, введение модульно-рейтинговой структуры.

Основным средством для достижения результатов обучения является внедрение модульно-рейтинговой системы. Модульно-рейтинговая система оценки качества знаний позволяет повысить уровень профессиональной подготовки с включением в учебный процесс модулей. Распределение модулей в учебном плане позволяет унифицировать компетенции и повысить уровень подготовки, в связи с последовательностью и логичностью построения модуля. Использование модульно-рейтинговой системы и современных компьютерных технологий в учебном процессе в высшей школе повышает эффективность обучения, увеличивает возможности самостоятельной работы магистрантов, способствует формированию профильных компетенций [2,3].

Одним из ведущих компонентов по внедрению в учебный процесс современных методов обучения является использование компьютерных технологий при разработке лекционного курса и практических занятий, к которым относится использование в учебном процессе электронных учебников, что позволяет расширить границы самостоятельной работы магистрантов и способов контроля знаний. Изложение материала в электронном учебнике позволяет студенту выбрать индивидуальную траекторию в зависимости от уровня знаний, порядок изучения курса, подход изучения, закрепить материал с помощью тестов.

Современные компьютерные программы (электронные учебники, учебные пособия, тестирующие программы-тренажеры) разрабатываются на основе мультимедиа-технологий. Мультимедиа-системы позволяют подавать дидактический материал в максимально удобной и наглядной форме, что повышает познавательный интерес к обучению. Использование схемных и справочных презентаций позволяет представить изучаемые курсы в виде последовательной или разветвляющейся цепочки динамических иллюстраций с возможностью перехода (с возвратом) в информационные блоки, реализующие те или иные конструкции или процессы.

Составной частью работы по разработке и внедрению в учебный процесс компьютерных обучающих и контролирующих средств является методика подготовки и чтения лекций с использованием новых информационных технологий (НИТ). Основными условиями использования современных информационных технологий в обучении студентов являются: использование компьютера как современного средства обучения, повышение роли самостоятельности обучающихся при использовании информационных технологий.

Однм из перспективных направлений информатизации учебного процесса являются мультимедиа технологии. Перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании, заключается в улучшении программного и методического обеспечения материальной базы кафедры, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава. Мультимедиа технологии включают достаточные образовательные ресурсы, которые позволяют обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся информационная и коммуникативная. Принципиально новые методические подходы в системе высшего профессионального образования открывают мультимедиа технологии.

Внедрение новых видов образовательных технологий включают проведение занятий с применением современных информационных технологий и использованием электронных образовательных ресурсов при подготовке к лекциям и лабораторным занятиям. Сопровождением лекции мультимедийными презентациями. На лабораторных занятиях: работа в малых группах, совместная работа в группе при выполнении лабораторных работ по разделу проблемное обучение, стимулирование магистрантов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы, обучение на основе опыта: активизация познавательной деятельности проводится за счет ассоциации и собственного опыта при изучении раздела [4].

Оптимизация учебного процесса в условиях современных информационных технологий может быть основана, на использовании программно-творческих проектов. Использование программно-творческих проектов оптимизирует учебный процесс в условиях внедрения современных информационных технологий, таких как:

Проектный метод. Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчёта). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.

Деловая игра. Создание нескольких команд, которые соревнуются друг с другом в решении той или иной задачи.

Кейс-метод. Творческая работа: самостоятельный поиск и осуществления цели, сбор необходимой информации, анализ и выдвижение гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Портфолио. Создание папки достижений и получение результатов своей деятельности.

Метод развивающейся кооперации: постановка задач, с выполнением их в группе студентов [5].

Для оценки качества знаний и повышения эффективности организации самостоятельной работы магистрантов проводят: контрольные срезы в форме бланкового и компьютерного тестирования, проверочные и контрольные работы, решение задач по проблемным вопросам дисциплины, подготовку и защиту рефератов и докладов по индивидуальным темам, изготовление натурального раздаточного материала (коллекций, объектов изучения). Так как отличительной чертой биологических предметов является тесная связь теории с практикой, высокая прикладная значимость, большая часть знаний может быть сформирована в ходе практических исследований, поэтому при изучении биологических курсов ведущим видом деятельности магистрантов должно быть исследование как теоретическое, так и практическое. Применение исследовательского подхода в учебном процессе при изучении биологических курсов обусловливает развитие творческих способностей магистрантов, при этом нуждается в использовании техники по организации проблемного обучения и исследовательской работы как на лабораторно-практических занятиях, так и при организации самостоятельной работы.

Таким образом, биологическое образование несет большую дидактическую нагрузку, так как обеспечивает глубокое и осознанное понимание окружающего мира, проблем, которые возникают в связи с деятельностью человека, проблем, связанных с организацией здоровья человека, а также формирует умения грамотного подхода к их решению на уровне дискуссий, правил поведения в природе. Такие вопросы, как правильно питаться, как правильно решать вопросы, связанные с охраной своего здоровья и будущих своих детей, как правильно организовать свой дом, включая в него декоративные растения, домашних животных и т.д., а также, как обеспечить успешную сдачу единого государственного экзамена по биологии, решает биологическое образование в школе.

Внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий способствуют формированию профессиональных компетенций, использование оценки качества знаний в рамках модульно-рейтинговой системы повышает эффективность обучения, увеличивает возможность для увеличения объема самостоятельной работы магистрантов.

Рецензенты:

Богданов И.И., д.б.н., профессор кафедры экологии и природопользования, ФБГОУ ВПО Омский государственный университет, Минобрнауки РФ, г. Омск.

Читайте также: